“В первый месяц, то есть в месяц нисан, [в двенадцатый год царствования Ахашвероша, бросали пред Ѓаманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц адар]” (Эстер, 3:7) .
Учили мудрецы [в Барайте]: когда решил злодей Ѓаман погубить Израиль, сказал: как мне одолеть их? Вот я кидаю жребий, а Дух святости вопиет [устами пророка]: “И о народе Моем бросали жребий” (Йоэль, 4:3) . Сказал ему Святой, благословен Он: злодей, сын злодея, тебе выпал жребий быть распятым, [как сказано]: “бросали пред Ѓаманом пур, то есть жребий”, [то есть] ему [самому] выпал жребий. Почему? “Ибо не пребудет бич нечестия над жребием праведных” (Теѓилим, 125:3).
Сперва он бросал жребий по дням [недели], как сказано: “изо дня в день”
. Бросил он жребий в первый день по субботе
. [Тогда] предстал ангел этого дня
пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в мой день сотворены небо и земля, как сказано (Берешит, 1:1,5): “Вначале сотворил Бог небо и землю… И был вечер, и было утро: день один”. И сказал Ты: “Как [невозможно нарушить] союз (брит) Мой с днем и с ночью, (а также как невозможно, чтобы) не установил
Я законов неба и земли, — [так (невозможно, и чтобы) отверг Я потомство Яакова и Давида, раба Моего, дабы не брать из рода его правителей потомкам Авраѓама, Ицхака и Яакова; ибо возвращу Я пленных их и помилую их]” (Ирмеяѓу, 33:25–26). Есть завет (брит) на плоти их
, как сказано [Авраѓаму]: “Ты же храни завет мой, [и ты, и потомство твое после тебя в роды их]” (Берешит, 17:9), и еще сказано: “И будет завет (брит) Мой на плоти вашей [заветом вечным]” (там же, 17:13). И есть завет (брит) на устах их — это Тора, о которой сказано: “Да не отходит эта книга Торы от уст твоих” (Йеѓошуа, 1:8)
.
И еще сказал Ты: “Как нельзя измерить [высоту] небес вверху и изведать основы земли внизу, [так и Я не отвергну всё семя Израиля за все, что сделали они]” (Ирмеяѓу, 31:36)
. И еще сказано: “[Так сказал Господь, который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, который (так) волнует море, что бушуют волны его, — Господь Сил имя Его. Так же, как не исчезнут предо Мною законы эти, — сказал Господь, — ] так и семя Израиля никогда не перестанет быть народом предо Мною” (там же, 31:34–35)
. А этот злодей желает погубить их?! Уничтожь прежде небо и землю, а уж потом истребляй их!
Бросил он жребий на второй день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, во второй день Ты отделил воды высшие от вод низших . Так и Израиль отделен от народов , как сказано: “[Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Господь,] и Я выделил вас из народов, чтобы быть вам Моими” (Ваикра, 20:26). А этот злодей желает погубить их?! Переверни [прежде воды] высшие и низшие, а уж потом истребляй их!
На третий день бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в третий день были сотворены [растения, приносящие] семена, а Израиль отделяет от них приношения (трумот) и десятины (маасрот) . И в этот же день были сотворены деревья, а Израиль славит Тебя ими, как сказано: “И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, [ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней] ” (Ваикра, 23:40) . И в этот же день были собраны воды в море, а для Израиля [при выходе из Египта] открылись двенадцать проходов в море . А теперь, если Израиля не будет, то как же мы , как же будем существовать?!
На четвертый день бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в четвертый день были сотворены светила, [чтобы, подобно их свету, народы] пользовались светом Израиля, как сказано:
“И будут ходить народы при свете твоем, и цари при блеске сияния твоего” (Йешаяѓу, 60:3)
. И в тот же день были сотворены звезды, а сыны Твои уподоблены звездам
. Если истребишь их, то мы как же будем существовать?!
Бросил он жребий на пятый день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в пятый день были сотворены птицы, и из них Ты повелел приносить жертвы, и ими Ты искупаешь грехи и примиряешься с людьми . А если они будут уничтожены, то кто принесет жертву?!
Бросил он жребий на шестой день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в шестой день был сотворен первый человек
, и Ты назвал своих сынов именем его
, как сказано: “И вы овцы Мои, овцы паствы Моей человеческой
вы” (Йехезкель, 34:31). И если Ты хочешь истребить их, истреби всех людей, а уж потом [Ѓаман] пусть одолеет их!
В день субботний бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в день субботний были закончены все деяния Твои и доведены до совершенства, как сказано: “[И закончены
были небо и земля и все воинство их.] И закончил Бог к седьмому дню [работу свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая]” (Берешит, 2:1–3). И еще сказано: “[И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным.] Между Мною и сынами Израиля она — знамение вечное, [что
в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал]” (Шмот, 31:16–17)
. И если Ты хочешь истребить их, уничтожь субботу и отмени ее, а уж потом уничтожай их!
Когда увидел этот злодей, что не выпадает ему жребий по дням , вернулся он к месяцам. Начал он с месяца нисана, но в нем защитила их [сынов Израиля] заслуга Песаха .
В ияре [защитила их] заслуга малого Песаха
и заслуга мана
, который был дан Израилю пятнадцатого числа этого месяца
. В сиване — заслуга [дарования] Торы
, в тамузе — заслуга [заселения] Земли Израиля
. И еще почему не выпал [Израилю злой] жребий в тамузе и в аве? Потому что сказали [ангелы этих месяцев] пред Святым, благословен Он: Владыка мира, довольно нам бедствий, что случились при нас с сынами Твоими
, в тамузе — пять и в аве — пять
. В элуле защитила их заслуга завершения стены Иерусалима, которая была закончена в этом месяце, как сказано: “И закончена была стена двадцать пятого элуля” (Нехемья, 6:15)
, а также приношение десятины из скота, как мы учили в Мишне: “Первого элуля — начало года для десятины из скота” (Мишна, Рош ѓа‑Шана, 1:1)
. В тишрее защитила их заслуга заповеди шофара
, Йом Кипура и паломнических праздников
.
В мархешване защитила их заслуга праматери Сары, которая умерла в этом месяце
. В кислеве защитила [их] заслуга Хануки
. В тевете [защитила их] заслуга Эзры
, как сказано: “И исполнили это сыны изгнания. И отделились они: Эзра, священник, [мужи, главы семейств от каждой семьи, — все поименно; сели они в первый день десятого месяца расследовать это дело.] И закончили со всем делом о мужьях, которые взяли чужеземных жен [до первого дня первого месяца]” (Эзра, 10:16–17). В швате защитила их заслуга мужей Великого Собрания, [ибо] двадцать третьего числа этого месяца собрался весь Израиль [против колена Биньямина]
за наложницу в Гиве
и за истукана Михи
. Выпало начало месяца адара, и не нашел в нем [ангел его] никакой заслуги [Израиля].
Наконец обрадовался злодей. И опять [стал бросать жребий, чтобы] проверить по созвездиям
. Овен
— заслуга Песаха, как сказано: “[Пусть возьмут себе] каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом” (Шмот, 12:3). В созвездии Тельца
нашлась заслуга Йосефа, названного “быком”, как сказано: “Как у первородного быка его великолепие его, [и рога буйвола — рога его; ими забодает он народы]” (Дварим, 33:17), и заслуга жертвы, как сказано: “Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, [то семь дней он должен пробыть под матерью своею, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для огнепалимой жертвы Господу]” (Ваикра, 22:27). В созвездии Близнецов
нашлась заслуга Переца и Зераха, которые названы “близнецами”
, как сказано: “И вот, близнецы в утробе ее” (Берешит, 38:27). [В созвездии Рака
нашлась заслуга Моше]
. [В созвездии] Льва
— заслуга Даниэля, который был из колена Йеѓуды, что назван львом, как сказано: “Молодой лев Йеѓуда” (там же, 49:9). [В созвездии] Девы
— заслуга Хананьи, Мишаэля и Азарьи
, которые подобны деве, что не знала мужчины, кроме мужа своего, — так и они не меняли Бога своего и законов своих и хранили иудейство свое.
[В созвездии] Весов
— это [заслуга] Иова, как сказано: “Если бы взвешено было страдание мое [и бедствие мое на весы положено вместе (с ним), тогда было бы оно тяжелее (всего) песка морского, — оттого слова мои рвутся из горла]” (Иов, 6:2–3)
. [В созвездии] Скорпиона
— это [заслуга] Йехезкеля, как сказано: “[А ты, сын человеческий, не бойся их и речей их не бойся; (и) хотя воспротивятся и терниями (станут) для тебя,] — ведь живешь ты среди скорпионов, [ — речей их не бойся и лиц их не страшись, ибо они — дом мятежный]” (Йехезкель, 2:6). [В созвездии] Стрельца
— это [заслуга] Йосефа, как сказано о нем: “И тверд остался лук его, [и прытки были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней Израиля]” (Берешит, 49:24). [В созвездии] Козерога
— это [заслуга] Яакова, как сказано: “И шкурки козлят [надела на руки его и на гладкую шею его]” (там же, 27:16)
. [В созвездии] Водолея
— это [заслуга] Моше, как сказано
о нем: “[Какой‑то египтянин избавил нас от пастухов] и даже начерпал нам [и напоил овец]” (Шмот, 2:19).
Выпало ему [Ѓаману] созвездие Рыб, которое действует в месяце адаре, и не нашлось в нем заслуги. И возрадовался он сразу, и сказал: в адаре нет заслуги [у Израиля], и у созвездия его нет заслуги! И это еще не всё — ведь в адаре умер Моше, учитель их! И не знал он, что седьмого адара умер Моше и седьмого адара родился Моше . И сказал: подобно тому, как [большие] рыбы глотают [меньших], так и я проглочу их. Сказал ему Святой, благословен Он: злодей! Рыбы иногда бывают проглочены, а иногда проглатывают [других сами], и сейчас этот человек будет проглочен теми, кто проглатывает.
Сказал рабби Ханан: об этом сказано: “[В день, когда враги иудеев надеялись одолеть их,] но обернулось оно так, что иудеи одолели недругов своих” (Эстер, 9:1). Сказал рабби Танхума: [об этом же сказано в Писании]: “И не говорил Господь о том, чтобы стереть имя Израиля [из‑под небес]” (Млахим II, 14:27), но так говорил Он: “Я совершенно сотру память Амалека [из‑под небес] ” (Шмот, 17:14).