Пурим

Мидраш Раба. Эстер Раба

Перевод с иврита Некода Зингера 7 марта 2023
Поделиться

“В первый месяц, то есть в месяц нисан, [в двенадцатый год царствования Ахашвероша, бросали пред Ѓаманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц адар]” (Эстер, 3:7) В этом стихе говорится, что перед Ѓаманом бросали жребий “изо дня в день и из месяца в месяц”, и сказано, что он выпал на двенадцатый месяц, однако не упоминается, на какой день. По мнению мудрецов, это требует толкования, как и то, почему жребий называется двумя разными словами — пур и гораль. Кроме того, у мудрецов возник вопрос, почему Ѓаман не сам бросал жребий, а “бросали перед ним”.
.

Учили мудрецы [в Барайте]: когда решил злодей Ѓаман погубить Израиль, сказал: как мне одолеть их? Вот я кидаю жребий, а Дух святости вопиет [устами пророка]: “И о народе Моем бросали жребий” (Йоэль, 4:3) Ѓаман с помощью жребия пытается узнать, когда, то есть под каким созвездием, может исполниться его замысел против народа Израиля; но, поскольку этот народ принадлежит Всевышнему, Он сам заботится о сынах Израиля, не поручая это никакому ангелу или созвездию (Пиркей дерабби Элиэзер, 24).
. Сказал ему Святой, благословен Он: злодей, сын злодея, тебе выпал жребий быть распятым, [как сказано]: “бросали пред Ѓаманом пур, то есть жребий”, [то есть] ему [самому] выпал жребий. Почему? “Ибо не пребудет бич нечестия над жребием праведных” (Теѓилим, 125:3).

Сперва он бросал жребий по дням [недели], как сказано: “изо дня в день” Поскольку каждому дню недели соответствует свое небесное тело, которое управляет происходящим в этот день (Бемидбар раба, 15:7): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна, в соответствии с птолемеевской системой (Пиркей дерабби Элиэзер, 6–7; Сефер йецира, 6:4).
. Бросил он жребий в первый день по субботе То есть в воскресенье, с которого начинается неделя в еврейском календаре.
. [Тогда] предстал ангел этого дня Мудрецы полагают, что у каждого дня недели, как и у любой другой существующей вещи, есть свой ангел, который получает для него жизненную силу на небесах и передает ее на землю (см. Шмот раба, 15:15).
пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в мой день сотворены небо и земля, как сказано (Берешит, 1:1,5): “Вначале сотворил Бог небо и землю… И был вечер, и было утро: день один”. И сказал Ты: “Как [невозможно нарушить] союз (брит) Мой с днем и с ночью, (а также как невозможно, чтобы) не установил
Я законов неба и земли, — [так (невозможно, и чтобы) отверг Я потомство Яакова и Давида, раба Моего, дабы не брать из рода его правителей потомкам Авраѓама, Ицхака и Яакова; ибо возвращу Я пленных их и помилую их]” (Ирмеяѓу, 33:25–26). Есть завет (брит) на плоти их Знак обрезания.
, как сказано [Авраѓаму]: “Ты же храни завет мой, [и ты, и потомство твое после тебя в роды их]” (Берешит, 17:9), и еще сказано: “И будет завет (брит) Мой на плоти вашей [заветом вечным]” (там же, 17:13). И есть завет (брит) на устах их — это Тора, о которой сказано: “Да не отходит эта книга Торы от уст твоих” (Йеѓошуа, 1:8) Небеса и земля были сотворены ради завета, который существует “днем
и ночью”, то есть завета обрезания (Шабат, 137б) и Торы; и то, и другое называется словом брит (“завет”).
.
И еще сказал Ты: “Как нельзя измерить [высоту] небес вверху и изведать основы земли внизу, [так и Я не отвергну всё семя Израиля за все, что сделали они]” (Ирмеяѓу, 31:36) Если кто‑нибудь предположит, что народ Израиля за свои грехи может быть отвергнут Всевышним и заветы обрезания и Торы перейдут к другому народу.
. И еще сказано: “[Так сказал Господь, который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, который (так) волнует море, что бушуют волны его, — Господь Сил имя Его. Так же, как не исчезнут предо Мною законы эти, — сказал Господь, — ] так и семя Израиля никогда не перестанет быть народом предо Мною” (там же, 31:34–35) Если кто‑нибудь предположит, что народ Израиля исчезнет и вместо него будет избран другой народ.
. А этот злодей желает погубить их?! Уничтожь прежде небо и землю, а уж потом истребляй их! Первый день защищает Израиль и доказывает, что его вообще невозможно истребить, а уж тем более в тот день, когда были созданы небо и земля, само существование которых зависит от заповедей, исполняемых сынами Израиля.

Бросил он жребий на второй день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, во второй день Ты отделил воды высшие от вод низших Ср. Берешит раба, 4:1: “Принято в мире, что царь из плоти и крови строит дворец и покрывает его камнями, деревом и землей, а Святой, благословен Он, покрыл свой мир водой, как сказано: ‘Прикрывает водами верхние чертоги Свои’ (Теѓилим, 104:3)”. По мнению комментаторов, под “низшими водами” здесь имеется в виду материальное, в котором получает воплощение Божественная душа, а под “высшими” — лишенная всякой материальной оболочки сущность, через которую “низшие воды” получают жизненную силу от Творца (комм. в изд. под ред. Штейнбергера).
. Так и Израиль отделен от народов И другие народы получают через народ Израиля жизненную силу, как сказано: “А мудрые будут сиять, как сияют небеса, и ведущие многих по пути справедливости — как звезды, во веки веков” (Даниэль, 12:3; комм. в изд. под ред. Штейнбергера).
, как сказано: “[Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Господь,] и Я выделил вас из народов, чтобы быть вам Моими” (Ваикра, 20:26). А этот злодей желает погубить их?! Переверни [прежде воды] высшие и низшие, а уж потом истребляй их!

На третий день бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в третий день были сотворены [растения, приносящие] семена, а Израиль отделяет от них приношения (трумот) и десятины (маасрот) Отделение приношений и десятины относится к тем заповедям, ради исполнения которых существует мир: “Сказал рабби Ѓуна: мир был создан только ради трех вещей — халы, десятины и первинок” (Берешит раба, 1:4).
. И в этот же день были сотворены деревья, а Израиль славит Тебя ими, как сказано: “И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, [ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней] Во время праздника Суккот.
” (Ваикра, 23:40) Тем, что сыны Израиля берут “четыре вида растений” и машут ими на четыре стороны света, вверх и вниз, они поддерживают существование всего мира (комм. в изд. под ред. Штейнбергера).
. И в этот же день были собраны воды в море, а для Израиля [при выходе из Египта] открылись двенадцать проходов в море См. Шмот раба, 24:1. Согласно мидрашу, когда воды были собраны в море, Всевышний поставил условие, что они должны будут расступиться во время исхода евреев из Египта (Берешит раба, 5:5).
. А теперь, если Израиля не будет, то как же мы Которые были созданы в этот день.
, как же будем существовать?!

На четвертый день бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в четвертый день были сотворены светила, [чтобы, подобно их свету, народы] пользовались светом Израиля, как сказано:
“И будут ходить народы при свете твоем, и цари при блеске сияния твоего” (Йешаяѓу, 60:3) И поэтому сыны Израиля уподобляются солнцу и луне (Яфе анаф).
. И в тот же день были сотворены звезды, а сыны Твои уподоблены звездам Как сказано: “Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот вы ныне, как звезды небесные, многочисленны” (Дварим, 1:10), а также: “И вывел Он его (Авраѓама) наружу, и сказал: посмотри‑ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое” (Берешит, 15:5; комм. в изд. под ред. Штейнбергера).
. Если истребишь их, то мы как же будем существовать?!

Бросил он жребий на пятый день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира, в пятый день были сотворены птицы, и из них Ты повелел приносить жертвы, и ими Ты искупаешь грехи и примиряешься с людьми Мудрецы полагают, что принесение жертв передает жизненную силу миру (см. Таанит, 27б).
. А если они Сыны Израиля, которым заповедано приносить жертвы.
будут уничтожены, то кто принесет жертву?!

Бросил он жребий на шестой день, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в шестой день был сотворен первый человек По образу и подобию Всевышнего, как сказано: “И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему” (Берешит, 1:26).
, и Ты назвал своих сынов именем его “Сыны Израиля называются ‘Адам’, а народы мир не называются так” (Йевамот, 61а), потому что только сыны Израиля полностью соответствуют Божественному образу, ведь только они соблюдают заповеди Торы.
, как сказано: “И вы овцы Мои, овцы паствы Моей человеческой В оригинале цон марити адам, букв. “овцы паствы Моей адамовой”.
вы” (Йехезкель, 34:31). И если Ты хочешь истребить их, истреби всех людей, а уж потом [Ѓаман] пусть одолеет их!

В день субботний бросил он жребий, и предстал ангел этого дня пред Святым, благословен Он, и сказал: Владыка мира,
в день субботний были закончены все деяния Твои и доведены до совершенства, как сказано: “[И закончены “И закончены” Онкелос переводит на арамейский как вээштахлелу, то есть “приобрели совершенную, прекрасную форму” (см. Берешит раба, 10:5). были небо и земля и все воинство их.] И закончил Бог к седьмому дню [работу свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая]” (Берешит, 2:1–3). И еще сказано: “[И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным.] Между Мною и сынами Израиля она — знамение вечное, [что
в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал]” (Шмот, 31:16–17) Поэтому суббота является знаком завершения Творения, а субботу соблюдают только сыны Израиля (Ялькут Шимони, Эстер, 1054).
. И если Ты хочешь истребить их, уничтожь субботу и отмени ее, а уж потом уничтожай их!

Когда увидел этот злодей, что не выпадает ему жребий по дням Поэтому в тексте книги Эстер и не сказано, на какой день выпал жребий.
, вернулся он к месяцам. Начал он с месяца нисана, но в нем защитила их [сынов Израиля] заслуга Песаха То есть то, что евреи отмечают в этом месяце праздник Песах и соблюдают его законы.
.

В ияре [защитила их] заслуга малого Песаха Малый, или Второй Песах отмечался в месяце ияр, то есть через месяц после главного Песаха, и был предназначен для тех, кто не смог принести пасхальную жертву вовремя из‑за ритуальной нечистоты: “И Господь говорил Моше так: говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из‑за усопшего, или он [будет] в дальнем пути, из вас или из потомков ваших, то и он должен совершить Песах Господень. Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с опресноками и горькими травами пусть едят его” (Бемидбар, 9:1–11). В наше время в день малого Песаха принято есть мацу в качестве символического напоминания о пасхальной жертве.
и заслуга мана Заслуга того, что сыны Израиля в течение сорока лет питались маном и занимались изучением Торы (Танхума, Бешалах, 21).
, который был дан Израилю пятнадцатого числа этого месяца Ман стал выпадать через месяц после того, как сыны Израиля вышли из Египта, когда у них закончились “пресные лепешки”, которые они успели испечь перед Исходом (см. Шмот, 12:34–39; 16:1).
. В сиване — заслуга [дарования] Торы В соответствии с устной традицией, Тора была дана на горе Синай в праздник Шавуот, который отмечают 6 сивана (до установления постоянного календаря он мог прийтись также на 7 сивана).
, в тамузе — заслуга [заселения] Земли Израиля Когда Моше послал разведчиков в Землю Израиля, они провели там 40 дней (Бемидбар, 13:25) и, согласно мнению мудрецов, вернулись 9 ава (Таанит, 26а–26б, 29а), то есть их путешествие пришлось в основном на тамуз. Мидраш говорит о том, что именно в тамузе Калев бен Йефуне убедил других разведчиков взять с собой плоды Земли Израиля, чтобы показать их великолепие остальным сынам Израиля (Бемидбар раба, 16:14). Кроме того, по мнению мудрецов (Седер олам раба, 10:1), 3 тамуза произошло главное чудо при завоевании Земли Израиля: “И воспел Йеѓошуа перед Господом
в тот день, в который предал Господь эморея сынам Израиля, и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. Это ведь написано в Книге прямой. И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день!” (Йеѓошуа, 10:12–13). Во время возвращения из Вавилонии евреи во главе с Эзрой пришли в Иерусалим “в пятом месяце” (Эзра, 7:6–8), то есть в месяце ав; по мнению мудрецов, если в тексте не указан день, речь всегда идет о начале месяца, следовательно, они шли
в Землю Израиля в тамузе (Таанит, 10а). Если это событие относится не
к первому возвращению, которое произошло раньше описываемых в книге Эстер событий, а к более поздним временам, ангел месяца тамуз все равно мог его упомянуть (Давид Лурия), поскольку для ангелов не существует времени.
. И еще почему не выпал [Израилю злой] жребий в тамузе и в аве? Потому что сказали [ангелы этих месяцев] пред Святым, благословен Он: Владыка мира, довольно нам бедствий, что случились при нас с сынами Твоими То, чему только предстояло произойти, уже было известно, а ведь сказано: “Что думаете вы о Господе? Истребление совершит Он; не поднимется бедствие дважды” (Нахум, 1:9; комм. в изд. под ред. Штейнбергера).
, в тамузе — пять и в аве — пять “Семнадцатого тамуза были разбиты скрижали, [во время осады] прекратилась постоянная жертва [в Иерусалимском храме], был сделан пролом в городской стене, Апостемос [римский военачальник по имени Постум] сжег Тору и установил идола во [внутреннем] чертоге [Храма]. Девятого ава было предрешено, что отцы наши не вступят в Землю [Израиля вследствие греха разведчиков], был разрушен Храм в первый и во второй раз, был захвачен [римлянами] Бейтар и распахан Город [Иерусалим — в знак того, что он больше не будет восстановлен]” (Таанит, 26б).
. В элуле защитила их заслуга завершения стены Иерусалима, которая была закончена в этом месяце, как сказано: “И закончена была стена двадцать пятого элуля” (Нехемья, 6:15) Это также произошло после описываемых событий, но заслуга будущего завершения стены, тем не менее, уже защищала евреев (Яфе анаф).
, а также приношение десятины из скота, как мы учили в Мишне: “Первого элуля — начало года для десятины из скота” (Мишна, Рош ѓаШана, 1:1) Во времена существования Храма каждый год отделяли десятину от родившегося в этот год скота, с 1 элуля этого года до 1 элуля следующего (см. Раши к Рош ѓаШана, 2а).
. В тишрее защитила их заслуга заповеди шофара В праздник Рош ѓаШана.
, Йом Кипура и паломнических праздников На тишрей приходится только один паломнический праздник — Суккот, но считалось, что он является итоговым праздником года, — например,
в Суккот можно было приносить благодарственные жертвы за весь год (см. Бейца, 19б).
.
В мархешване защитила их заслуга праматери Сары, которая умерла в этом месяце Согласно мидрашу, Сара умерла при известии о том, что Авраѓам собирается принести в жертву Ицхака (Берешит раба, 58:5), а другой мидраш говорит о том, что это произошло в Рош ѓаШана (Ваикра раба, 29:9) или в Йом Кипур (Песикта дерабби Элиэзер, 31), но известие об этом Сара получила только в мархешване (Давид Лурия). См. также Яфе анаф.
. В кислеве защитила [их] заслуга Хануки Когда евреи под предводительством Маккавеев очистили Храм и возобновили жертвоприношения; это также произошло после описываемых событий, см. выше (Яфе анаф).
. В тевете [защитила их] заслуга Эзры Заслуга отделения от иноземных жен; это также произошло после описываемых событий, см. выше.
, как сказано: “И исполнили это сыны изгнания. И отделились они: Эзра, священник, [мужи, главы семейств от каждой семьи, — все поименно; сели они в первый день десятого месяца расследовать это дело.] И закончили со всем делом о мужьях, которые взяли чужеземных жен [до первого дня первого месяца]” (Эзра, 10:16–17). В швате защитила их заслуга мужей Великого Собрания, [ибо] двадцать третьего числа этого месяца собрался весь Израиль [против колена Биньямина] См. Шофтим, гл. 20. О том, что это произошло именно 23 швата, говорится в Мегилат Танит — трактате эпохи Второго храма.
за наложницу в Гиве См. Шофтим, гл. 19.
и за истукана Михи См. Шофтим, гл. 17–18. Когда было решено наказать колено Биньямина за историю с наложницей в Гиве, вспомнили также про историю с истуканом Михи (Санѓедрин, 103б, Пиркей дерабби Элиэзер, 38).
. Выпало начало месяца адара, и не нашел в нем [ангел его] никакой заслуги [Израиля].

Наконец обрадовался злодей. И опять [стал бросать жребий, чтобы] проверить по созвездиям Несмотря на то что многие еврейские философы отрицали значение астрологии, в Талмуде и мидрашах встречаются астрологические сведения.
В этом отрывке говорится о том, что у каждого месяца есть своя “судьба”
в соответствии с его знаком зодиака (мазаль), которую и пытался выяснить Ѓаман.
. Овен Созвездие месяца нисан.
 — заслуга Песаха, как сказано: “[Пусть возьмут себе] каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом” (Шмот, 12:3). В созвездии Тельца Созвездие месяца ияр.
нашлась заслуга Йосефа, названного “быком”, как сказано: “Как у первородного быка его великолепие его, [и рога буйвола — рога его; ими забодает он народы]” (Дварим, 33:17), и заслуга жертвы, как сказано: “Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, [то семь дней он должен пробыть под матерью своею, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для огнепалимой жертвы Господу]” (Ваикра, 22:27). В созвездии Близнецов Созвездие месяца сиван.
нашлась заслуга Переца и Зераха, которые названы “близнецами” Сыновья Тамар Перец и Зерах названы в Торе “близнецами” — теомим, в полном написании, с буквой алеф, в отличие от сыновей Ривки, Яакова и Эсава, в рассказе о рождении которых в слове теомим алеф отсутствует; комментаторы видят в этом намек на то, что Яаков и Эсав — “один из них праведник, а другой — злодей” (Берешит раба, 25:24, 85:13), а Перец и Зерах — “оба праведники” (там же), или “цельные праведники” (Ялькут Шимони, Тольдот, 106).
, как сказано: “И вот, близнецы в утробе ее” (Берешит, 38:27). [В созвездии Рака Созвездие месяца тамуз.
нашлась заслуга Моше] Дополнение по комм. в изд. под ред. Штейнбергера, в соответствии с пиютом на Пурим рабби Эльазара ѓа‑Калира (ок. 570 — ок. 640 гг. н. э.). Мидраш, зафиксированный рабби Эльазаром, основывается на том, что новорожденный Моше был помещен в корзинке в воду, как рак, а потом прославился силой своих рук, по аналогии с клешнями рака: когда Моше поднимал руки, сыны Израиля одолевали Амалека (Шмот, 17:11–13). Моше упоминается также в связи с созвездием Водолея (см. далее) — возможно, поэтому отрывок относительно Рака не был включен в Эстер раба или изъят из этого сборника.
. [В созвездии] Льва Созвездие месяца ав.
 — заслуга Даниэля, который был из колена Йеѓуды, что назван львом, как сказано: “Молодой лев Йеѓуда” (там же, 49:9). [В созвездии] Девы Созвездие месяца элуль.
 — заслуга Хананьи, Мишаэля и Азарьи Хананья, Мишаэль и Азарья (они же Шадрах, Мейшах и Авед Неѓо) — товарищи пророка Даниэля; за отказ поклоняться идолу царь Невухаднецар повелел бросить их в раскаленную печь, но они были спасены Всевышним (см. Даниэль, гл. 1–3). История Хананьи, Мишаэля и Азарьи обсуждается
и дополняется в Септуагинте, мидрашах (напр., Шир ѓаширим раба, 7:8) и Талмуде (напр., Псахим, 117а).
, которые подобны деве, что не знала мужчины, кроме мужа своего, — так и они не меняли Бога своего и законов своих и хранили иудейство свое.
[В созвездии] Весов Созвездие месяца тишрей.
 — это [заслуга] Иова, как сказано: “Если бы взвешено было страдание мое [и бедствие мое на весы положено вместе (с ним), тогда было бы оно тяжелее (всего) песка морского, — оттого слова мои рвутся из горла]” (Иов, 6:2–3) Иов ассоциируется с Весами еще и потому, что его страдания перевешивали его грехи (Бава батра, 16). Согласно мидрашу, Иов жил во времена Ахашвероша, вернулся в Землю Израиля вместе с другими вавилонскими изгнанниками и основал дом учения в Тверии (Берешит раба, 57:4).
. [В созвездии] Скорпиона Созвездие месяца мархешван.
 — это [заслуга] Йехезкеля, как сказано: “[А ты, сын человеческий, не бойся их и речей их не бойся; (и) хотя воспротивятся и терниями (станут) для тебя,] — ведь живешь ты среди скорпионов, [ — речей их не бойся и лиц их не страшись, ибо они — дом мятежный]” (Йехезкель, 2:6). [В созвездии] Стрельца Созвездие месяца кислев.
 — это [заслуга] Йосефа, как сказано о нем: “И тверд остался лук его, [и прытки были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней Израиля]” (Берешит, 49:24). [В созвездии] Козерога Созвездие месяца тевет.
 — это [заслуга] Яакова, как сказано: “И шкурки козлят [надела на руки его и на гладкую шею его]” (там же, 27:16) Ривка надела на руки Яакова шкурки козлят, чтобы слепой Ицхак принял его за Эсава и благословил как первенца. Кроме того, в созвездии Козерога Израиль защищает также заслуга жертвоприношений, для которых использовали козлят (см. Ваикра раба, 27:9).
. [В созвездии] Водолея Созвездие месяца шват.
 — это [заслуга] Моше, как сказано
о нем: “[Какой‑то египтянин избавил нас от пастухов] и даже начерпал нам [и напоил овец]” (Шмот, 2:19).

Выпало ему [Ѓаману] созвездие Рыб, которое действует в месяце адаре, и не нашлось в нем заслуги. И возрадовался он сразу, и сказал: в адаре нет заслуги [у Израиля], и у созвездия его нет заслуги! И это еще не всё — ведь в адаре умер Моше, учитель их! Поскольку Моше умер, не войдя в Землю Израиля, в качестве наказания за историю с “водами Меривы” (Бемидбар, 20:1–13), его смерть не считалась заслугой, в отличие от смерти Сары (см. выше).
И не знал он, что седьмого адара умер Моше См. Кидушин, 38а.
и седьмого адара родился Моше См. Сота, 13а.
. И сказал: подобно тому, как [большие] рыбы глотают [меньших], так и я проглочу их. Сказал ему Святой, благословен Он: злодей! Рыбы иногда бывают проглочены, а иногда проглатывают [других сами], и сейчас этот человек будет проглочен теми, кто проглатывает.

Сказал рабби Ханан: об этом сказано: “[В день, когда враги иудеев надеялись одолеть их,] но обернулось оно Авраѓам Ибн‑Эзра объясняет, что сказано не наѓафох (“обернулось” или “перевернулось”), а наѓафох ѓу (“перевернутое оно”), то есть слово наѓафох является причастием, а не глаголом, а это, по мнению Ибн‑Эзры, намекает на то, что расположение звезд с самого начала не соответствовало замыслу врагов еврейского народа (Яфе анаф).
так, что иудеи одолели недругов своих” (Эстер, 9:1). Сказал рабби Танхума: [об этом же сказано в Писании]: “И не говорил Господь о том, чтобы стереть имя Израиля [из‑под небес]” (Млахим II, 14:27), но так говорил Он: “Я совершенно сотру память Амалека [из‑под небес] Согласно мидрашу, под “памятью Амалека” здесь подразумевается Ѓаман (Мехильта, Бешалах, 2). ” (Шмот, 17:14).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Пурим

В самом деле, если бы евреи не пали с того высокого уровня, на котором находились во время дарования Торы, то они наверняка были бы способны соблюдать все законы Торы и все ее заповеди... Однако в дни Ахашвероша, когда евреи стояли на очень низкой ступени, они все же приняли Тору, тем самым показав, что они не против соблюдать ее. А раз так, то теперь они обязаны исполнять ее целиком.

Кдушат Леви. Освящения на Пурим

Самым великим чудом Пурима было то, что в дни Ахашвероша евреи вновь с любовью приняли Тору. Ведь чудеса Пурима, в отличие от чудес дарования Торы, были скрытыми, а не явными, и царство Всевышнего проявилось в дни Пурима в завуалированной форме. И поэтому то, что евреи вновь приняли Тору с любовью, было поистине великим чудом.

Эстер раба и Рут раба

Эстер  раба и Рут  раба стали чрезвычайно популярны уже в средние века — достаточно посчитать, сколько раз на них ссылается Раши, создатель канонических комментариев к Писанию и Талмуду. В наше время к этим антологиям обращается практически каждый еврейский автор, пишущий или рассуждающий о соответствующих книгах Писания.