На одной волне

Инструкция

ЗЛАТА ЭРЕНШТЕЙН 22 ноября 2016
Поделиться

Дома или на работе к любому электрическому устройству прилагается буклет‑инструкция, подробно объясняющая, как им пользоваться. Кое‑какие разделы в нем полагаются сами собой разумеющимися — например, что существует электричество или что каждый дом подключен к электросети.

Чтобы использовать любое устройство наиболее эффективно, мы должны хорошо понимать, как с ним управляться. Необходимо заранее знать об опасностях и возможных рисках в случае неправильного использования.

Это справедливо и в отношении нашей вселенной. Для того чтобы понять, как с наибольшей пользой использовать все, что есть в нашем мире, необходима какая‑нибудь письменная инструкция.

Более того, сначала появилось изложение цели и причин сотворения мира, и только после этого мир был создан.

Где же эта письменная инструкция и как можно получить экземпляр?

Чертеж мироздания

Если вы проведете опрос среди своих знакомых — сколько из них скажут, что счастливы? Как много людей из вашего окружения довольны своей жизнью? Все ли ваши друзья спокойно спят по ночам, не принимая снотворного или транквилизаторов? Многие ли с нетерпением ждут семейного ужина, чтобы обсудить произошедшее за день?

В результате таких опросов, как правило, примерно 85% людей отвечают, что чего‑то не хватает. Они признаются, что хотели бы найти способ стать довольными жизнью и самореализоваться. Им хочется знать, существует ли решение.

Между тем у нас есть письменная инструкция — Тора. В ней приведены написанные самим Всевышним указания, как прожить свою жизнь счастливо. Мы могли бы предположить, что такая книга должна начинаться с Б‑жественных законов и установлений, как, по Его мнению, нам следует жить. Но это не так.

 

Тора существовала две тысячи лет до Сотворения мира, как сказано: «И была я у Него питомицею, и была радостью каждый день» (Мишлей, 8:30).

Берешит раба, 8:2

Софер. Фотограф Рафаэль Герлих.

 

Открывая Пятикнижие, мы видим, что оно начинается рассказом о сотворении мира. Дальше следует повествование о жизни праотцев. Во всей первой книге Пятикнижия, называемой на иврите Берешит («В начале»), а по‑русски — Бытие, практически нет заповедей, может быть всего две или три.

Таким образом, вместо того, чтобы начать с предписаний, что нам делать, нам рассказывают, как возник этот мир.

Почему же Тора не начинается с заповедей, если она является инструкцией к счастливой жизни?

В этом есть сокровенный смысл. Для того чтобы поверить, что можно жить заповедями Торы в какие угодно времена и в любых обстоятельствах, прежде всего нам нужно познакомиться с людьми, справлявшимися со своей миссией во всех ситуациях, в которых они оказывались. Эти люди скрупулезно следовали правилам, приведенным в полученной ими инструкции. Письменная инструкция, именуемая Торой, не оставила незамеченным или забытым ни один день истории. Поэтому я не могу сказать: «Ко мне это не относится — у меня особые обстоятельства». Было бы странно утверждать, что моя посудомоечная машина сможет работать, если ее не подсоединить к электросети.

Сотворение — план истории, рассчитанный на шесть тысяч лет. Если мы являемся частью природы, истории или мироздания, то ответ на все наши вопросы нужно искать здесь, а потому нам необходимо тщательно изучить, что и как.

Хотя времена меняются, человеческая природа остается все той же. Разумеется, мы более «современны» и наслаждаемся техническими достижениями, недоступными нашим предкам, однако наши базовые формы самовыражения остались такими же, как у них. Мы живем теми же самыми эмоциями: любовью, страхом, состраданием и т. д.

 

И знай, что слова «чтобы делать» (лаасот) служат намеком еще и на то, что шесть дней Творения заключают в себе, как в зародыше, всю историю вселенной, ведь время существования вселенной будет шесть тысяч лет (Рош а‑Шана, 31а). И в связи с этим мудрецы сказали: «День Святого, благословен Он, тысяча лет» (Берешит раба, 19:18).

И вот, в два первых дня Творения вся вселенная была заполнена водой, и ничего еще не было завершено — это намек на два первых тысячелетия истории человечества, когда не было взывающих к имени Б‑га. И так сказали мудрецы: «Две тысячи лет — хаос» (Авода зара, 9а).

Но в первый день был создан свет, и это соответствует тысячелетию жизни Адама Адам — первый человек, созданный на шестой день Творения. Имя Адам происходит от еврейского слова «адама» («земля») или от слова «доме» — «похожий». Это напоминает человеку как о его скромном происхождении, так и о его предназначении — уподобиться Творцу. — Здесь и далеепримеч. перев.
, который был светочем вселенной и знал своего Создателя. Возможно, Энош не поклонялся идолам вплоть до смерти Адама.

Во второй день Б‑г сказал: «Да будет свод внутри воды и да отделяет он воду от воды», ибо праведники этого дня, Ноах и его сыновья, были отделены от нечестивцев, погибших в воде.

На третий день появилась суша, начали расти деревья и травы, созрели плоды. Это соответствует третьему тысячелетию, которое началось, когда Авраѓаму было сорок восемь лет, и он стал взывать к имени Б‑га. Праведный отросток пророс тогда в мире, ибо он помог множеству людей познать Творца в соответствии с тем, как мудрецы толковали стих: «души, которые они приобрели в Харане» (Берешит, 12:5). «Он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Г‑сподним, творя правду и суд» (Берешит, 18:19). Так продолжалось, пока его потомки не получили Тору на горе Синай и Дом Б‑жий (Храм) не был построен в тот же день и не были даны все заповеди, «плоды» этого мира.

И знай, что время сумерек считается уже следующим днем, и поэтому сущность каждого дня начинает проявляться незадолго до его окончания — так, Авраѓам родился еще в конце второго тысячелетия. И подобное этому ты увидишь в отношении каждого дня.

В четвертый день были сотворены светила: «великое» и «малое» (там же, 1:16), а также звезды. Отражением этого дня стало четвертое тысячелетие, которое началось через семьдесят два года после возведения Первого храма. И вот, в этот день «для всех сынов Израиля был свет, как свет солнца» (Шмот, 10:23), так как «слава Г‑спода наполнила Дом Г‑спода» (Млахим I, 8:11) и народу Израиля светил огонь жертвенника, который был подобен льву, поедающему жертвы. Но затем Всевышний уменьшил этот свет для них и изгнал их, и после этого, как в новолуние, засветила для них луна и сияла им весь период Второго храма, но тогда огонь на жертвеннике был подобен собаке. И закатились оба светила вечером, когда был разрушен Второй храм.

В пятый день воскишела вода живыми существами, и птицы полетели над землей «И сказал Б‑г: да воскишит вода кишеньем живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному. И сотворил Б‑г рыб больших и все существа живые, пресмыкающиеся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их» (Берешит, 1:20‑21). . Это намек на пятое тысячелетие, которое началось через сто семьдесят два года после разрушения Второго храма. Ведь в этом тысячелетии властвовали народы мира, а народ Израиля уподобился «рыбам морским и пресмыкающимся, у которых нет властителя, — каждого из них удочкой вытащил он, тащит их рыболовной сетью своей и собирает их в невод свой» (Хавакук, 1:14‑15). И не было искавших Г‑спода.

В шестой день утром земля явила «существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их» (Берешит, 1:24). И их сотворение было еще до восхода солнца, а затем был сотворен человек «по образу Своему, по образу Б‑жию» (там же, 1:27), и наступило время его власти, как сказано: «Львы рычат о добыче, прося у Б‑га пищи себе. Взойдет солнце — собираются они и в логовах своих ложатся. Выходит человек для труда своего и для работы своей — до вечера» (Теилим, 104:21‑23). И это — шестое тысячелетие, ведь в его начале властвовали «земные звери» — царства, которые «не знали Г‑спода» (Шофтим, 2:10). А по истечении десятой части дня — десятая часть проходит от первых проблесков рассвета до восхода солнца — придет Избавитель, о котором сказано: «Потомство его вовек пребудет, и престол его, как солнце, предо Мной» (Теилим, 89:37). И это — потомок Давида, созданный «по образу Б‑жию», и о нем сказано: «Видел я в ночных видениях: вот, вместе с облаками небесными будто человек пришел, и дошел он до старца, и подвели его к нему. И дана была ему власть, и почести, и царство; и все народы, племена и языки служили ему. Власть его — власть вечная, что не будет отнята, и царство его не будет разрушено» (Даниэль, 7:13‑14). И будет это через сто восемнадцать лет после окончания пятого тысячелетия, ведь вышло слово Б‑жие из уст Даниэля: «А со времени упразднения ежедневной жертвы и установления мерзости безмолвной — тысяча двести девяносто дней» (там же, 12:11).

И в том, что на шестой день рептилии и птицы сменились земными зверями, мне видится намек: в начале шестого тысячелетия будет, видимо, властвовать царство, еще более грозное и агрессивное, но и более близкое к истине, чем предыдущие.

А седьмой день, суббота — это намек на Грядущий мир, который «весь будет суббота и принесет вечный мир и покой».

Да сохранит нас Г‑сподь на протяжении всех этих дней, и даст нам удел среди Своих слуг, среди непорочных.

Рамбан на Берешит, 2:3

 

Семь эмоциональных атрибутов

Мир был сотворен с помощью эмоциональных атрибутов, каждому из которых соответствует свой день недели. Для обозначения атрибутов используются следующие еврейские термины:

Хесед — милосердие.

Гвура (дословно — «мощь», «могущество») — сдержанность, трепет, дисциплина.

Тиферет (дословно — «красота») — сострадание, гармония и истина, равновесие.

Нецах — вечность, стойкость и амбиции.

Ѓод — скромность и великолепие.

Йесод — привязанность и основание.

Малхут (дословно «царство») — благородство, независимость и лидерство.

 

Цель сотворения мира — в этих семи днях. Атрибуты даны нам в качестве инструментов, с помощью которых можно добиться реализации и материализации цели творения. Они же позволяют нам быть частью природы и в то же время выше ее как в физическом, эмоциональном, так и в духовном и Б‑жественном плане. Семь этих атрибутов — семь проявлений эмоций. Иными словами, это способы, с помощью которых люди выражают свои эмоции с начала времен.

Эмоции — вещь функциональная, они позволяют нам выразить себя самыми разными способами. Положительным примером, которому следует подражать, служит для нас Всевышний, Творец миров. Разумеется, в мире существуют злые силы, сеющие ложь и разрушение. О них необходимо знать и прилагать большие усилия, чтобы избежать их влияния.

На пасхальном седере. Фотограф Паулина Приор.

План истории

В еврейской традиции рабби Моше бен Маймон (Маймонид) известен как Рамбам. Он жил в 1135–1204 годах и считается одним из наиболее выдающихся средневековых знатоков Торы. Его труды и по сей день изучаются представителями самых разных философских школ. Среди прочего, он поведал нам о разрушительных силах и о том, что они являются неотъемлемой частью нашей жизни. В Торе ясно сказано, как с ними следует поступать.

Земля Израиля была отдана еврейскому народу, чтобы он сделал ее Святой землей. До прихода евреев там проживало множество других народов. Перед смертью Моше назначил своим преемником Йеѓошуа Бин‑Нуна. Именно под руководством Йеѓошуа еврейский народ вошел в Землю Израиля. Этот человек начал войну против семи кнаанских народов и выиграл ее.

Вторая из десяти заповедей Декалога — запрет идолопоклонства. Согласно этой заповеди, запрещено верить в идолов, владеть ими и поклоняться им любым образом.

 

Самый известный и общепринятый библейский комментарий принадлежит рабби Шломо Ицхаки, известному как Раши. Этот раввин, живший в 1040–1115 годах, считается выдающимся комментатором Торы.

Изучение его наследия — основополагающая и неотъемлемая часть понимания классических еврейских текстов.

Раши начинает свой комментарий объяснением смысла сотворения мира. Он разъясняет, почему Тора начинается не с заповедей, а с, казалось бы, несущественных рассказов о мудрецах, живших тысячи лет назад. Раши говорит, что мир был сотворен ради того, чтобы сообщить нам, что Б‑г — Творец и Правитель всей вселенной:

 

Сказал рабби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со [стиха] “Этот месяц для вас — глава месяцев” (Шмот, 12:2), который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же [она] начинается с сотворения мира? Потому что “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен” (Теилим, 111:6). Ибо если скажут народы мира Израилю: “Разбойники вы, захватившие земли семи народов”, то [сыны Израиля] скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им [на время], по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам”».

«В начале (берешит) сотворил Б‑г небо и землю». Этот стих требует истолкования, как толковали его наши мудрецы: ради Торы, нареченной решит («начало»), началом пути Его (Мишлей, 8:22), и ради Израиля, нареченного начатком плодов Его (Ирмеяу, 2:3). Иными словами, приставка «бе» может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: ради Торы и Израиля, которые называются «началом», Б‑г сотворил небо и землю.

Раши на Берешит, 1:1

 

Разумеется, всегда найдутся люди, которые скажут, что, следуя установленным Б‑гом законам, мы жертвуем своей независимостью. На протяжении истории было немало тех, кто утверждал, что они имеют право жить своей жизнью, и требовал оставить их в покое.

Единственный достойный ответ на это приведен в начале Пятикнижия, где нам сообщается, что мы лишь следуем велению Творца. Мы делаем только то, что Он указал нам делать в Своей письменной инструкции, Торе. Мир принадлежит Тому, кто его сотворил, мы же обязаны Ему своей жизнью.

Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков проложили для нас дорогу. Они служат нам личным примером, демонстрирующим, как справиться с любой ситуацией.

Возможно, большинство обитателей земного шара будут жаловаться, что евреи преображают мир, превращая его в обитель святости. Они беспокоятся, поскольку в случае успешной реализации этой цели привычная нам вселенная перестанет существовать.

Мы знаем, что Земля Израиля стала Святой землей, когда в нее вошли евреи. Она никогда больше не вернется в нечистое состояние, в котором пребывала прежде, до завоевания Йеошуа Бин‑Нуном и народом Израиля.

Люди могут считать, что, поскольку жалующихся большинство, их точка зрения наиболее адекватна. Вне всяких сомнений, некошерная пища отличается приятным запахом и вкусом. Весьма вероятно, что, если мы решим ее попробовать, нам очень понравится.

Тем не менее евреям было сказано, что некошерная еда не для нас. Мы везде и всегда должны есть исключительно кошерное. Мы не смешиваем мясное с молочным, не едим свинины и рыбы без чешуи и плавников; только определенные виды животных и птиц являются для нас кошерными. Ибо наше предназначение — следовать Б‑жественным законам, приведенным в Торе.

В сердце каждого еврея звучат два голоса: один — фальшивый, а другой — подлинный, призывающий сделать святой землей весь мир. Для ясности мы смотрим на деяния наших праотцев, показавших нам, как исправить свое поведение. Они предупреждали нас не обращать внимания на первый голос и следовать только второму.

Уже в первых словах своего комментария к Торе Раши хотел предостеречь нас, чтобы мы не попали в ловушку неверных мыслей. Он сообщает, что фальшивый голос отрицает цель сотворения.

Разумеется, нам надо жить и наслаждаться жизнью, однако, как учит Раши, это надо делать с намерением служить Б‑гу, нашему Создателю.

Раши предупреждает, что всегда будут люди, которые будут смущать нас, непрестанно искушая всевозможными соблазнами. Они утверждают, что, когда мы стремимся к святости и пренебрегаем мирским, мы меняем природу мироздания, добавляем ему еще одно измерение, которое прежде никак не проявлялось.

Нам также было сказано, что на протяжении истории Б‑г подвергнет нас различным испытаниям, чтобы проверить наши убеждения. Эти испытания, которыми Он будет проверять нас, направлены на семь упомянутых выше атрибутов и на то, каким образом мы их проявляем.

Когда мы используем эти атрибуты для служения Создателю, нас не коснутся семь разрушительных измерений, соответствующих семи народам Кнаана. Эти измерения никуда не денутся, однако они не будут заглушать внутренний голос, говорящий правду. Благодаря этому мы сможем подсоединить свой духовный «кабель» к вечной «электростанции».

Вот эти народы и связанные с ними атрибуты:

• Кнааниты (ханаанеи), олицетворяющие эгоистическую самовлюбленность.

• Хитийцы, способствующие стремлению к славе.

• Эморейцы, олицетворяющие недостойные проявления сострадания, например, когда человек жертвует на благотворительность не потому, что сочувствует хорошему делу, а потому, что желает прославиться.

• Перизеи — самоуверенность из эгоистических соображений.

• Хивийцы — ложное смирение, связанное с заниженной самооценкой; угодничество.

• Евусеи — несвятая привязанность, то есть ситуация, когда мы делаем свою жизнь зависимой от привязанностей, возникших на работе, в процессе отношений с другими людьми, карьерного роста и т. д.

• Гиргашиты — стремление властвовать, отделяющее человека от других людей.

Сказано, что по сей день мы пытаемся очистить Святую землю от этих порочных атрибутов и избавиться от влияния, которое они оказывают на нас.

 

Святость против зла

Много ли мы размышляем о том, что такое «святость»? Мы знаем, что все, что имеет отношение к святости, должно быть связано с Б‑гом, поскольку Он свят. Зло не может быть связано с Ним напрямую, оно не соединяется с Б‑жественной энергией. Но если так, то как тогда оно вообще существует? Единственный способ, позволяющий злу иметь «жизненное топливо», — прибегать к помощи другой, нейтральной силы.

Эта нейтральная сила играет роль посредника, «передатчика». В США и Канаде напряжение в электросети — 110 вольт (весь остальной мир обычно использует напряжение в 220 вольт). Поэтому людям, ездящим по городам, нередко необходим специальный переходник, чтобы взятые с собой электроприборы могли работать от местной сети. Без него вся техника окажется бесполезной. Что‑то похожее происходит со святостью.

В отличие от зла святость непосредственно «подключена» к Б‑гу. Поскольку зло лишено подобного «подключения», ему неоткуда черпать жизненную силу. Ему необходим какой‑то «посредник», чтобы существовать. Зло нужно игнорировать или контролировать его пределы, иначе мир превратится в джунгли.

Для этого необходимо всячески укреплять «подключение» к святости. Природа этой энергии такова, что ее можно использовать как во зло, так и во благо. Как мы решим — так и будет.

Поскольку в мире есть силы зла, наша задача — отключить их от «источников питания». В результате они лишатся возможности черпать жизненную энергию. Поэтому каждому живущему на Земле необходимо сделать осознанный выбор: поддерживать деятельность сил зла или лишить их влияния в этом мире. Мы должны понимать, что делаем его каждый раз, принимая то или иное решение. От нас не требуется самостоятельно бороться со злом — достаточно твердо решить не снабжать его жизненной силой.

 

Как сделать правильный выбор

Доводилось ли вам задумываться о такой удивительной вещи: сделав в своей жизни правильный выбор, мы воздействуем на все, что существует в этом мире? К примеру, если накануне субботы или еврейских праздников мы зажигаем в своих жилищах свечи и произносим безмолвную молитву о мире и покое, то это положительно влияет на святость во всем мироздании.

Одна из причин, почему современные люди «выгорают», заключается в том, что они черпают жизненную энергию из неправильных, «недостойных» источников и тем самым существенно ограничивают свою способность действовать.

Очищая и исправляя себя и свою личность, мы воздействуем на весь мир. Присущие нам эмоциональные силы мы получили в момент сотворения. И совершенно оправданно использовать их для своего, а значит, и всеобщего приближения к Б‑гу.

 

Использование генерального плана

Усвоив все, что сказано выше, мы понимаем, что нас ждут непрерывные попытки отвлечь нас от нашей миссии — привнести в этот мир святость. Может даже показаться, что эта задача (в общем‑то, сверхважная) невыполнима. Поэтому нам необходимы примеры праотцев, свидетельствующие, что это не так, и, более того, это единственный истинный жизненный путь.

Хала (булочная «Тель‑Авив»). Чикаго. Фотограф Джей Уолке.

Идея «как же мне жить, если я не буду равняться на Джонсов» «Равняться на Джонсов» (англ. keep up with the Joneses) — стараться жить не хуже других, жить не по средствам, чтобы не отставать от других (прежде всего от своих соседей). Первоначально — американское выражение, вошедшее в язык после серии карикатур на тему «Как выглядеть так, как Джонсы».
 — очень мощная психологическая установка. Нельзя допустить, чтобы она смогла помешать нам на жизненном пути. Если мы во всем будем ею руководствоваться, у нас не останется выбора, кроме как, трезво оценив свою жизнь, признать: это не для меня, как я смогу с этим справиться, только взгляните, с какими трудностями мне придется столкнуться, и т. д.

Поэтому следует знать, что эта установка существует только для того, чтобы испытать нашу решительность и целеустремленность, попытаться помешать нам осуществить свое предназначение.

Б‑г, Творец/Владыка/Создатель, специально моделирует подобные ситуации для каждого из нас.

Он уверен, что каждый из нас осознает, с какими задачами ему предстоит иметь дело. Как только они окажутся решенными, мы достигнем всего желаемого и сможем встречать субботу как истинные триумфаторы. Преодолев все предназначенные препятствия, мы сможем осознать достижимость эпохи Мессии Эпоха Мессии (Машиаха) — время после прихода Машиаха; идеальный мир. , ее внутреннюю истину.

Б‑г, сотворивший этот мир, показал нам все возможные варианты нашего поведения. Ясные и недвусмысленные инструкции объясняют, как сделать свою жизнь счастливой. Этот же Б‑г ставит перед нами препятствия, которые необходимо преодолеть. Он уверен, что мы с честью выдержим Его испытания, и даже предоставил нам свободу выбора. Мы можем совершенно свободно решать, как достичь своего предназначения.

У каждого из нас есть тело из плоти и крови, а также Б‑жественная душа. Наше тело такое же, как у всех остальных людей. Семь эмоциональных атрибутов мы можем использовать для укрепления своего материального положения, ради собственной славы. А можем использовать их во имя Б‑га; это происходит всякий раз, когда они служат достижению цели Творения. Нам выбирать — жить ли своей жизнью на личном уровне или участвовать в приготовлении мироздания к Вечной субботе:

 

Именно такая [реакция на милосердие Всевышнего характерна, когда доброта, символ которой — ] десница, [проявляется] в сфере святости, и так [реагировал на] доброту, [проявленную Всевышним], Авраам, который сказал: «Я прах и пепел» (Берешит, 18:27). Так же воспринимал [милосердие Творца] и Яаков, оправдывая сознанием собственной незначительности свой страх перед Эсавом и не полагаясь на обещание Всевышнего: «И вот Я с тобой; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» (там же, 28:15) — Яаков недооценивал себя, считал себя недостойным тех милостей, которые уже оказал ему Всевышний.

Совсем иное понимание милосердия Всевышнего присуще Ишмаэлю, для которого характерно стремление к добру, проявляемое в категории клипа [нечистых оболочек]. Чем милостивее к нему Всевышний, тем больше в нем гордыни и высокомерия, наглости и самодовольства.

Р. Шнеур‑Залман из Ляд, Танья,
Игерет а‑кодеш («Священное послание»), 2

Шабат. Фотограф Рафаэль Герлих.

В момент сотворения в мир были выпущены и святость, и скверна. Это позволяет нам наслаждаться свободой выбора. Если бы обе силы не обладали равным влиянием на нас, в мире не было бы возможности выбирать и мы бы автоматически понимали, что одно, безусловно, лучше и предпочтительнее другого.

Как можно понять, что мы сделали верный выбор? Рабби Нахум из Чернобыля, современник Алтер Ребе «Старый Ребе», рабби Шнеур‑Залман из Ляд (1745–1812) — первый глава хасидского движения Хабад. Автор «Таньи» — основополагающей книги по хасидизму. , предложил нам судить по результату.

Возьмем, к примеру, милосердие (Хесед). Любой результат, приближающий к святости, будет напоминать реакцию праотца Авраама, которая, как объяснял Алтер Ребе, заключалась в смирении. И наоборот, результат, приближающий нас к скверне, будет сродни реакции Ишмаэля, то есть вырастет в злоупотребление своим эго и гордыню. В обоих случаях и Авраам, и Ишмаэль удостоились безграничной милости Творца, однако воспользовались ею абсолютно по‑разному.

Как мы знаем, сам Алтер Ребе брал пример с наших праотцев. Когда он вышел на свободу из русской тюрьмы, то подумал: «Каким образом я смог заслужить такую неслыханную милость, что Б‑г позволил мне выйти из тюрьмы? Воистину, Он спас меня от смертной казни! Я обязан Ему столь многим, и я несказанно благодарен Ему за все, что Он для меня сделал». Его эмоциональной реакцией стало смирение.

Ишмаэль, как мы знаем, рассуждал совершенно иначе. Он считал, что, если Б‑г счел возможным отнестись к нему с безграничным милосердием, это значит, что он один из лучших, величайших людей в этом мире. Его эмоциональной реакцией стали гордыня и чрезвычайно раздутое самомнение.

Мы живем своей повседневной жизнью в ожидании субботы, кульминации еврейской недели. В то же время, будучи частью истории и очищая свои эмоциональные атрибуты, мы пребываем в ожидании прихода Мессии. Седьмому дню, субботе, соответствует седьмой атрибут, Малхут, то есть благородство, независимость и лидерство. Таким образом, суббота наступит в тот момент, когда все и всюду осознают суть Творения. Чтобы помочь в приготовлении к этой субботе — стать ее частью и способствовать ее скорейшему наступлению, мы должны подключить свой «духовный кабель» к своему личному «электрощиту».

Воспринимаем ли мы Б‑га в качестве личной, неотъемлемой части своей жизни? Позволяем ли мы Ему править, чтобы при этом у нас не возникало ощущение, что Он вмешивается в нашу жизнь? Готовы ли мы дать Ему то, что Он хочет, вместо того чтобы требовать, чтобы Он дал нам то, что нам нужно? Способны ли мы сделать Его Царем и дать Ему почувствовать, что Он пользуется почетом и уважением Своих подданных? 

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Источник энергии

Людей мотивирует то, во что они верят; вера — электростанция, производящая Б‑жественную энергию; она побуждает людей начать что‑то делать. Чем сильнее вера, тем больше они будут стараться. Если какое‑либо дело нам кажется невозможным, мы никогда не возьмемся за него, поскольку не будем уверены в собственных силах или же решим, что из этого все равно ничего не выйдет.

Подключение к электростанции

Если нам удается успешно справляться со своими повседневными обязанностями, это значит, что мы сумели найти то, что будет нас питать на протяжении всего дня, невзирая на все возникающие проблемы и трудности. Если мы блестяще разбираемся со всеми актуальными неурядицами — это значит, мы подключены к собственному «электрическому щиту», мы подсоединили свой духовный кабель к неисчерпаемому источнику энергии.

Море

Когда море начинает течь в моих жилах, я явственно ощущаю, что оно живое, есть Некто, дающий ему жизнь. — Он снова взглянул на меня и улыбнулся. — Б‑г дает морю жизнь, понимаете? Море дышит. Оно живое. Когда я скольжу по волнам и сливаюсь с морем, я встречаю Б‑га. Вы, наверное, хотите знать, что я делаю на волнах все это время? Так вот знайте: я молюсь. Мои движения, которые вы видели, — это танец перед Б‑гом. Я знаю, я совершенно уверен, что Он видит мой танец и слышит мою молитву. И Он всегда отвечает мне.