Открытый доступ
«Громадным большинством голосов»: российское еврейское общество в действии
14 августа 2017
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
«Лехаим» продолжает читать еврейскую прессу столетней давности. Из нее мы узнаем, что еврейская общественная жизнь в межреволюционной России, наряду с нееврейской, продолжает активизироваться. Петроградская еврейская община дебатирует вопросы отношения к социализму и сионизму, создаются различные общества, занимающиеся просвещением, здравоохранением, опекой беженцев, противостоянием антисемитизму.
КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
«Слово “евреи” заставляет нас взяться за перо»
«Еврейская неделя» призывает забыть про милую сердцу большевиков классовую борьбу и бросить все силы на защиту родины и свободы, полученной благодаря революции, доносит новости из жизни многочисленных сообществ, общин и партий, сокрушается о тяжелом положении евреев, живущих в Палестине, которые буквально умирают с голоду, и осуждает черносотенных дам, плюющих в лицо еврейским докторшам.
«Равноправные русские граждане шлют великому русскому народу чувства любви»: еврейская Москва весной 1917-го
Московский еженедельник «Еврейская неделя» в апреле 1917 года ликует по поводу свершившейся революции, приравнивая ее и к празднику «избавления от Амана», и к празднику «исхода из плена египетского». Публикуется мартовское постановление Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений, которое именуется «великим рубежом, бесповоротно отделяющим былое от грядущего». Прогрессивное еврейство собирается жить активной политической жизнью, проходят съезды еврейских партий и общин, готовится созыв всероссийского еврейского съезда.
Русская свобода и еврейская эмансипация
Еврейская эмансипация в странах Западной Европы создала еврейского гражданина. Но в то же время она уничтожила еврея как такового. Признав в еврее полноправного гражданина, государственный закон при этом не признавал в еврействе, частью которого был этот еврейский гражданин, национальную группу, равную другим национальным группам. Еврей как отдельный гражданин эмансипировался, а еврей как член национальной группы — нет.