Изначальное название восьмого (считая, как принято, в соответствии с указанием Торы , от нисана) месяца еврейского календаря – буль. Именно так он назван в Танахе: «На одиннадцатый год, в месяце буль, – это восьмой месяц…» (Млахим I, 6:38). Согласно Иерусалимскому Талмуду (Рош а-Шана, 1:2), он назван так по трем причинам: в этом месяце увядают травы и листва на деревьях (слово «буль» возводят здесь к глаголу «либоль» – «увядать»); из-за дождей на почве образуются комья земли («буль» означает также «ком»); в этот месяц начинают замешивать корм для животных из заготовленного силоса, так как на лугах уже нет трав (здесь «буль» происходит от глагола «ливлоль» – «замешивать»). Некоторые комментаторы связывают название этого месяца с завершающим этапом сбора плодов с садовых деревьев («буль» они производят от «йевуль» – «урожай»). Каббалисты отмечают, что название месяца «буль» намекает на Тору: оно состоит из буквы «бейт» – первой буквы в Пятикнижии, «вав» – буквы, занимающей место в самом его центре, в слове «гахон» (Ваикра, 11:42), и «ламед» – последней буквы в нем.
Однако после Вавилонского изгнания старые еврейские названия месяцев были забыты, и евреи стали пользоваться теми, что принесли из плена. В результате «буль» превратился в «хешван». Или, точнее сказать, «мархешван» – это название взято из аккадского языка и означает «восьмой месяц», именно так он назван и в Мишне: «Третьего мархешвана просят о дождях…» (Таанит, 1:3-4), и в Вавилонском Талмуде (см. Псахим, 94б, Рош а-Шана, 7а). Название «хешван» тоже прижилось и применялось столь широко, что рав Эпштейн (Арух а-Шульхан, Эвен Эзер, 127:17) писал: «Хотя формально оно является неправильным, его можно использовать даже при написании юридических документов».
Желая понять, что означает название этого месяца, мудрецы Талмуда, естественно, пытались вычленить в нем знакомые ивритские или арамейские корни. Слово «маар» в обоих языках имеет значение «горький, горечь» – помните в книге Рут: «Она сказала им: не называйте меня Ноэми (“приятная”), а называйте меня Мара (“горькая”), потому что Всесильный послал мне великую горесть» (Рут, 1:20)? Оставалось только выяснить: что же такого горького и печального произошло в этом месяце?
Нетрудно догадаться, что евреи довольно быстро нашли несколько ответов на этот вопрос. Тем более что одно из горестных событий, произошедших в этом месяце, упоминается в Писании: «И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Бейт-Эле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Бейт-Эле священников высот, которые устроил, и принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Бейт-Эле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение» (Млахим I, 12:32-33).
Напомним, о каких именно событиях идет речь. После смерти царя Шломо военачальник Иеровоам из колена Эфраима поднял мятеж против законного царя – преемника Рехавама и объявил царем себя. В результате единое еврейское государство распалось на два царства – Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Изначально раскол был административно-политический: жители Северного царства регулярно отправлялись паломниками в Иерусалимский Храм, в Иудею, дабы совершать там положенные жертвоприношения. Разумеется, царю Израиля это казалось невыгодным и даже опасным. Поэтому он, вопреки прямому указанию Торы, запретил своим подданным восходить в Иерусалим, построив на своей земле альтернативное «святилище». Тем самым политический раскол превратился в религиозный. С точки зрения пророков, поступок Иеровоама – то же, что поклонение идолам.
Еще одна причина «горечи» мархешвана состоит в том, что именно в этом месяце, согласно одному из мнений, приведенных в Талмуде (см. Рош а-Шана, 11б), начался Потоп. Как сказано: «В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц <…> разверзлись все родники <…> и небесные [хранилища воды] распахнулись» (Берешит, 7:11).
По традиции считается, что 6 мархешвана произошло еще одно трагическое событие. В этот день вавилонский царь Невухаднецар, разрушивший Иерусалимский Храм, приказал убить пятерых сыновей Цидкияу, последнего царя Иудеи, на глазах у их отца. Сам царь был после этого ослеплен и сослан в Вавилон, где и умер.
11 мархешвана годовщина смерти праматери Рахели, скончавшейся «на дороге в Эфрат, то есть Бейт-Лехем» (Берешит, 35:19). В этот день сотни евреев посещают ее могилу, расположенную неподалеку от иерусалимского района Гило. Согласно мидрашу Эстер раба (7:13), в месяце мархешван умерла и праматерь Сара. Однако мидраш «Пиркей де-рабби Элиэзер» и великий комментатор Танаха Раши считают, что Сара умерла, услышав о том, что ее сына Ицхака едва не принесли в жертву. Восхождение же Авраама и Ицхака на гору Мория было, согласно традиции, в месяце нисан.
Немало трагических событий произошло в месяце мархешван и после разрушения Храма (как, впрочем, и в любом другом месяце еврейского календаря): в IX веке евреи были изгнаны из Александрии Египетской, что нанесло смертельный удар по одной из наиболее древних и славных еврейских диаспор мира; в XVI веке инквизиция устроила в Риме сожжение огромного количества еврейских святых книг и т. д. Поэтому неудивительно, что в некоторых общинах существовал обычай не вступать в брак в месяце мархешван (автор книги «Сдей хемед» называет этот обычай иерусалимским).
Однако главная «горечь» мархешвана в том, что в этот месяц нет ни одного праздника, поста или иной значимой даты. На тишрей приходится Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини ацерет. В кислеве есть Ханука, в швате – Ту би-шват, в адаре – Пурим, в нисане – Песах, в ияре – Лаг ба-омер. Сиван отмечает праздник Шавуот. В месяце ав был разрушен Храм, тевету и тамузу достались общенациональные посты. Наконец, весь месяц элул посвящен подготовке к предстоящим Дням трепета. И только мархешван совсем ничем не отмечен.
Правда, в какой-то момент казалось, что и мархешван получит свою памятную дату: «на одиннадцатом году, в месяце буль, – это восьмой месяц, – он [Шломо] окончил Храм со всеми его принадлежностями и по всем его предначертаниям; он строил его семь лет» (Млахим I, 6:38). Шломо, наделенному пророческим даром предвидения, было открыто, что торжество в честь начала храмовой службы следует отложить до следующего года – до месяца тишрей, и он именно так и поступил (Млахим I, гл. 8).
Впрочем, неверно утверждать, что в месяце хешван не произошло ничего хорошего. В этом месяце случались и радостные события. К примеру, 20 хешвана 5624 (1860) года родился пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (Рашаб), основатель ешивы «Томхей тмимим», положившей начало организованному и эффективному образованию хасидов. Кроме того, 7 хешвана 1878 года началось строительство города Петах-Тиквы, одного из первых еврейских поселений Земли Израиля в Новейшее время. А 10 хешвана 1840 года турецкий султан официально запретил обвинять евреев в ритуальном использовании крови и т. д.
Не стоит забывать о том, что в еврейской традиции есть и не столь печальная этимология слова «мархешван». В Писании слово «маар» один раз употребляется в значении «капля»: «Вот народы – как капля (ке-мар) из ведра» (Йешаяу, 40:15). По мнению некоторых комментаторов, название мархешван намекает на то, что именно в этот месяц, с его седьмого дня, в Стране Израиля – Эрец-Исраэль – начинают молиться о дождях, ибо от них зависит урожай будущего года. Нет худа без добра: мидраш рассказывает, что, поскольку Всемирный потоп начался именно в этом месяце, ему было определено и впредь оставаться дождливым.
Ну и, наконец, самое главное. Судя по всему, мудрецы чувствовали, что с месяцем мархешван обошлись несправедливо. Поэтому в мидраше «Ялькут Шимони» мы находим обещание: «Так же как и месяцу кислев [в котором изначально не было праздников, но Хасмонеи возобновили служение в Храме, и мудрецы ввели праздник Ханука], Всевышний воздаст в будущем должное месяцу мархешван». По мнению одного из комментаторов, эти слова означают, что именно в хешван, некогда горький месяц, произойдет освящение Третьего храма.
Добавим к этому только одно: пусть, как сказано в молитве, это произойдет «скоро, в наши дни».