Университет: Архив,

«Эта змея с шипением занимает достойное место в семье многоголовой контрреволюционной гидры»

Публикация, вступительная статья и примечания Александра Локшина 15 февраля 2016
Поделиться

Сионистское движение, зародившееся еще в 1880‑х годах в имперской России, продолжилось и в первые годы советской власти. Однако вскоре после революции, по мере укрепления большевистского режима, сионистское движение становилось все более неугодным властям. Начало репрессий по отношению к членам сионистских партий и организаций на Украине относится уже к 1919 году. И все же позиция советских властей оставалась в течение ряда лет не вполне определенной. Об этом, в частности, свидетельствует разрешение на проведение в апреле 1920 года в Москве легальной Всероссийской сионистской конференции. Но в последний день конференции все делегаты были арестованы по распоряжению ВЧК — Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Еще в 1918 году ВЧК организовала подотдел по борьбе с контрреволюцией на еврейской улице. В его задачи входила борьба с сионизмом и антисемитизмом.

Публикуемый документ, составленный летом 1920 года, является первым предложенным ВЧК обоснованием необходимости запрета сионистского движения на всех советских территориях. «Заключение по делу сионистов» было составлено после проведенного расследования по делу арестованных делегатов апрельской конференции уполномоченным секретного отдела ВЧК двадцатитрехлетним автодидактом Моисеем [footnote text=’Бренер Моисей Вульфович (1897–1971) родился в местечке Уцяны Ковенской губ., окончил два класса начального еврейского училища, с 14 лет трудился на кожевенном заводе, с 16 — на табачных фабриках и в доках Лондона, Осло и Стокгольма, где овладел разговорным английским, немецким и норвежским языками. После Февральской революции вернулся в Россию. В 1917–1918 годах — переводчик в Русско‑американской торговой палате, в 1918–1919 годах — сотрудник газеты «Дер Эмес» («Правда») — первого печатного органа ЦК РКП(б) на еврейском языке, в ВЧК состоял с 1920 года. В 1923 году по личной просьбе переведен во Владивосток, в 1923–1928 годах занимал руководящие должности в различных советских учреждениях, в 1928–1932 годах учился в Военно‑химической академии РККА, далее попеременно служил в ОГПУ и на предприятиях наркоматов тяжелой и химической промышленности в Москве и на Урале. Вероятно, в результате частой смены мест службы не был репрессирован.’]Бренером[/footnote].

Бренер призывает к борьбе с сионистским движением в Советской России и даже выносит, в духе формирующегося в ту пору советского права, приговор ряду участников съезда. В сравнении с репрессиями последующих лет приговор был вегетарианским. Однако и его не привели в исполнение. Все осужденные были помилованы, дав подписку об отказе от дальнейшей сионистской деятельности. Тем самым сионизм в Советской России уже с лета 1920 года был фактически объявлен вне закона.

Сведения, которые сообщает Бренер, равно как его риторика и демагогия, достаточно симптоматичны. Утверждения о связи сионизма с британским империализмом, а спустя ряд десятилетий, в исполнении уже послевоенной советской пропаганды ,— с американским империализмом и западногерманским реваншизмом являлись основанием для демонизации еврейского национального движения и его идеологии. Эта многолетняя пропаганда повлияла и на антисемитизм нашего времени. При этом Бренер проигнорировал бурно развивавшиеся в ту пору различные течения и группы социалистического сионизма, либо занимавшие просоветскую позицию, либо избравшие третий, демократический путь в российской революции, противостоявший как белым, так и красным.

Копия этого документа хранится в Российском государственном архиве социально‑политической истории ([footnote text=’РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1. Л. 2–15. Машинопись с рукописной правкой. Копия.’]РГАСПИ[/footnote]), в фонде [footnote text=’Евсекция (1918–1929) — еврейская коммунистическая секция РКП, созданная в 1918 году наряду с другими национальными секциями. Главной задачей Евсекции являлось распространение коммунистической идеологии среди еврейского населения и вовлечение его в строительство социалистического общества. Одной из основных целей была борьба с иудаизмом, еврейскими некоммунистическими партиями и особенно с сионизмом и ивритом, объявленным «реакционным языком». Тесно сотрудничала с ВЧК. Закрыта ЦК ВКП(б) по обвинению в «националистическом уклоне».’]Еврейской секции[/footnote] при ЦК РКП.

 

Копия в ЦБ ЕВСЕКЦИЙ РКП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДЕЛУ СИОНИСТОВ, АРЕСТОВАННЫХ 23 АПРЕЛЯ 1920 г.

1920 г. июня 29 дня. Я, уполномоченный Секретного отдела Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, закончив рассмотрение дела сионистской организации, начатое 23 апреля 1920 г. арестом негласной Всероссийской [footnote text=’Бренер явно лукавил, называя конференцию «негласной», — она была легализована решением президиума ВЦИК от 21 июля 1919 года.’]конференции[/footnote], пришел на основании данных следствия, как то: показание свидетелей /тов. Серебрнера, еврейского легионера из [footnote text=’Речь идет о бойце Еврейского легиона — воинского подразделения в британской армии во время Первой мировой войны, состоявшего из еврейских добровольцев.’]Палестины[/footnote], не перешедшего на сторону красных после Английского десанта в [footnote text=’Английская десантная войсковая операция в Одессе против войск Красной Армии в августе 1919 года с целью овладения городом и портом.’]Одессе[/footnote], и тов. Бирбрайера из Иркутска/ а равно и на основании результатов обысков, выемок в Петрограде, Москве и др. городах и на основании ознакомления с официальными органами сионистской организации в России и за границею к заключению, что:

«Беспартийная, аполитичная», а тем более нейтральная сионистская организация есть фикция. Это было фикцией при царизме, когда русский сионизм со свойственной вообще лакейской угодливостью молил об успехе царского оружия — того самого оружия, при помощи которого расстреливались пионеры русского освободительного движения. Это оставалось такой при «демократическом» режиме Керенского, когда сионизм поддерживал травлю вождей революционного пролетариата, и еще БОЛЬШЕЙ ЛОЖЬЮ это является в эпоху диктатуры пролетариата, когда сионистская организация в силу социальной сущности входящих в нее групп не может принять пролетарскую революцию, являясь фактически ее жертвой. Характерной иллюстрацией в этом отношении служит тот факт, что при эвакуации в свое время из Царицына, Харькова и др. местностей Советской власти сионисты оставались на местах, но удирали вместе с белыми, как только вступали в эти города победоносные красные войска. И это делалось в то время, когда они являлись ближайшими свидетелями волны погромов и антисемитской агитации, так ревностно вдохновлявшейся и поддерживавшейся белыми генералами. Последнее обстоятельство важно — поскольку вскрывает пред нами «надклассовую» идеологию сионистов, о которой они не прекращают твердить.

Если Деникин со своими погромами для них приемлем, а Советская власть без погромов есть «контрреволюционное и антидемократическое явление» (см. «[footnote text=’Еженедельник «Еврейская жизнь» выходил в Иркутске в 1919–1920 годах.’]Еврейскую жизнь[/footnote]» № 1), то ясно, что перед нами выступает не группа лиц «распинающихся за судьбу своего народа», а отъявленные враги пролетариата, которые в стремлении к своему капиталистическому «возрождению» не брезгуют никакими путями — даже путями, ведущими через истребление нации, каковой характер носили деникинские погромы на Украине.

Если придерживаться точного смысла сионистских официальных докладных записок, к чему они так убедительно призывают, то нужно полагать, что одним из таких официальных документов является также устав Российской сионистской организации. В п. I Устава говорится: «Сионистская организация в России входит в состав Всемирной Сионистской Организации», и разумеется само собой, что первая как составная часть подчиняется директивам целого. А что такое представляет это целое — эта Всемирная сионистская организация? Здесь мы ограничимся лишь фактической справкой. [footnote text=’Ллойд‑Джордж Дэвид (1863–1945) — британский политический деятель, в 1916–1922 годах премьер‑министр Великобритании.’]Ллойд‑Джордж[/footnote] обратился через английское посольство в Дании к сионистскому бюро в Копенгагене с официальным письмом, в котором предлагает всемирной Сионистской организации представлять еврейский народ в Лиге Наций. […] Этого сионисты уже давно добиваются, и если они еще не приняты, то отнюдь не по их вине.

В «Еврейской жизни» от 16 апреля мы находим резолюцию, из которой видно, что даже радикальнейшие из сионистов, т. е. Соц[иал] Дем[ократическая] Раб[очая] партия (Поалей Цион) на своем II съезде в Филадельфии настаивали, чтобы еврейский народ вошел как самостоятельная единица в Лигу Наций. […]

В том же уставе Российской Сионист[ской] организации мы находим примечание к п. 4 в главе «О съездах организации», в котором говорится буквально следующее: «помимо делегатов на съезде участвуют с правом решающего голоса и директора БАНКОВ». Не трудящиеся, не рабочие, а директора — бандиты, директора банков творят политику сионистской организации. Здесь приходится сказать, что с тех пор как на арену революционной, классовой борьбы совместно с всероссийским пролетариатом выступил еврейский рабочий, он встретил в своей борьбе в лице сионистских организаций своего классового противника — еврейскую буржуазию.

В противовес классовой идеологии пролетариата и его интернационалистическим методам борьбы сионизм выставил лозунг национального единения, основанного на общности вековых страданий для всех групп и классов еврейского народа как целого и неделимого.

К сожалению, еще и ныне, когда в России проведена диктатура пролетариата, когда все буржуазные организации закрыты и их влияния совершенно парализованы ,— еврейская буржуазия в лице сионистской организации торжествует еще до сих пор и продолжает распространять свое разлагающее контрреволюционное влияние на еврейские трудящиеся массы.

В своем стремлении к своему идеалу сионисты не могут, конечно, опираться на трудовые элементы, но, идя против них и творя свое злое дело в союзе с клерикалами, они, с другой стороны, стараются отвлекать еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы. Это было прекрасно понято Царской реакцией, проявившей большую толерантность по отношению к сионизму. Плеве в свое время после посещения его Dr. Герцлем распорядился не преследовать сионистов [рукописная вставка].

Политика сионистов в Палестине и их стремление к созданию Государства в Палестине зиждется на самом ярком нарушении всех принципов национальностей, даже в худшем толковании этого понятия, и построено исключительно на порабощении арабов, живущих в Палестине, чего по необходимости сионисты и сами не скрывают. «В отношении Палестины, — читаем мы в одном из официальных органов сионистской мысли, — мы должны выступить с требованиями, не сочетая их и не соразмеряя их с другими национальными элементами страны» (Палестины), и «на Палестину еврейский народ имеет право предъявлять требование, которое не соответствует обычно применяемому количественному масштабу», а это значит, что арабское большинство должно быть ограничено в своих правах. Сионисты в данном случае ничем не отличаются от воюющей с нами Польской шляхты, требующей присоединения к ней территорий, входивших до 1772 года в пределы Польско‑Литовского королевства, также не сообразующейся с «количественным масштабом» польского населения в этих областях. […]

Каким образом уживаются у сионистов требование равноправия для евреев во всех странах и программа угнетения арабов и отказа им в таком же равноправии бесправными евреями, им только одним известно. Сионистская программа, вначале туманная, приобретает рельефность и ясность в выдвинутом Жаботинским плане похода против арабов. Еще до войны он проводит ту мысль, что евреи должны идти войной против арабов. […] Жаботинский осуществляет свою идею в жизнь, вербует еврейские легионы, которые вместе с Английской армией […] до сих пор продолжают свою позорную роль душителя арабских и других народов, подавляя восстания в Аравии да и в Египте. […]

Афиша доклада М. Рафеса. 1920. Музей истории евреев в России

Афиша доклада М. Рафеса. 1920. Музей истории евреев в России

В «Евр. жизни» (№ 9) под заголовком «Первая еврейская армия» приводится следующее сообщение: «Английское правительство отозвало с Палестинского фронта и других близлежащих территорий Ближнего Востока всех солдат‑христиан своей армии и заменило их исключительно солдатами‑евреями. Английское правительство организовало специально еврейскую армию, и весь занятый Англией Ближний Восток охраняется ныне Еврейской армией, насчитывающей приблизительно 100000 солдат, из коих 25000 еврейских легионеров».

Став всецело на сторону империалистов, восхваляя, возвышая до небес благодетельские порывы Антанты, сионисты зовут еврейский народ на дружбу и помощь ей. Сионизм приобретает очень опасный характер в момент роковой схватки пролетариата с буржуазией в мировом масштабе.

Ориентируясь исключительно на успех Лиги Наций, сионисты вполне должны быть заинтересованы, как сама Лига Наций, в крушении Советской власти и идеи коммунизма. С этой целью сионисты не упускают случая ДИСКРЕДИТИРОВАВАТЬ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, СЕЯТЬ СМУТУ, ОТВЛЕЧЬ ОТ НЕЕ СИМПАТИЮ НАСЕЛЕНИЯ, ПОЛЬЗУЯСЬ ПРИ ЭТОМ САМЫМИ ГНУСНЫМИ МЕТОДАМИ.

С другой стороны, мы наблюдаем с их стороны [рукописная вставка] самые лучшие отзывы об Антанте, дружеское сожительство и общие планы.

Приведем несколько фактов из истории сионизма во время Октябрьск. революции.

На Украине при белых сионисты вели агитацию среди еврейского населения, что ВИНОВНИКОМ ПОГРОМА является СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ […] И совсем не случайно наряду с этим сионисты широко распространяют самые подробные сведения о том, что ДЕНИКИН ХОРОШО ОТНОСИТСЯ К ЕВРЕЯМ, ЧТО В ЕГО СТАНЕ НЕТ ПОГРОМОВ […] Этим преследуется цель завоевания симпатии выбитых из колей еврейских масс, и это безусловно имело в свою очередь свои последствия и влияние на боеспособность Красной армии на Украине, среди которой много евреев. […]

После оккупации польскими белогвардейцами Вильны, орган Виленского комитета сионистской организации «Идише Цайтунг» стал печатать провокационные сведения о положении Советской власти, о том, что она накануне падения. […] Приводились в этой газетке известия, что тов. Ленин застрелился, о тов. Троцком сообщались две версии: по одной из них, его растерзала Красная армия, по другой он повесился. […] Все сионисты в Париже содействовали отправке денег Колчаку, особенно при этом старался Жаботинский — вождь еврейских легионеров. […] Сиониста Усышкина, едущего из Одессы в Париж во время оккупации Французским десантом, французы приветствуют его и украшают его вагон надписью «Еврейский министр едет в Париж».

Сионистская конференция в Западной Сибири. 1917. Центральный сионистский архив

Сионистская конференция в Западной Сибири. 1917. Центральный сионистский архив

В Сибири мы встречаем ту же картину. Первую еврейскую ячейку в армии [footnote text=’Семенов Григорий Михайлович (1890–1946) — казачий атаман, деятель белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В 1920 году — главнокомандующий Дальневосточной армией.’]Семенова[/footnote] составляют сионисты, и с тех пор всех мобилизованных евреев укомплектовывают вместе с ними, не без основания полагая, что так будет надежнее. Эта ячейка развертывается в роту и борется против большевиков […].

 

КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОЛЬ СИОНИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Еврейская буржуазия в лице сионистов на территории Советской Республики, испытывая на своей шкуре, как и вся русская буржуазия, тиски пролетарской диктатуры, хранит за последнее время как будто молчание и будто бездействует, но это бездействие и молчание притаившейся, выжидающей момент ядовитой змеи. Стоит белому генералу занять какую‑нибудь территорию Советской Республики, как эта змея с шипением выползает из своего ущелья и занимает достойное место в семье многоголовой контрреволюционной гидры, как, например, в Сибири, очутившейся под пятой Колчака, сионисты упрекают Ллойд‑Джорджа, считая его политику недостаточно энергичной и медлительной по отношению к большевикам.

[…]

На общем фоне контрреволюционной политики всемирной сионистской организации российские сионисты не выделяются ничем, что хотя бы в определенной степени указывало на их лояльность к советской власти [рукописная вставка]. […] В период коммунистического переустройства общества сионизм в его буржуазном течении не может остаться аполитичным, беспартийным, нейтральным. Противоположное есть ложь.

Ценным доказательством в этом смысле являются резолюции и вопросы, принятые и обсуждавшиеся на заседаниях Центрального Комитета Сионистской организации в период после Октябрьской Революции.

[…] Хотя нами не установлен истинный характер связи Ц.К.С.О. с заграницей, тем не менее факт такой нелегальной связи доказан и в условиях бешеной борьбы против нас Всемирного Империализма он сам по себе является актом контрреволюционным.

[…] Отношения с Англией были у нас, как и теперь, враждебные, и тогда, как и теперь, Англия имела своих агентов в России. Почему бы им не использовать сионистов, своих покорных слуг, ради контрреволюционных замыслов в России? […] Выходит, что курьеры организации, дружественной Англии, нелегально пробираются через нашу границу и везут с собой туда и обратно никем не контролируемые пакеты. Английское правительство было бы слишком глупым, если бы не использовало этих курьеров.

На основании всего вышеуказанного я предлагаю: 1/ СИОНИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИЗНАТЬ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ И ЛИКВИДИРОВАТЬ. 2/ ПРИЗНАТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ /СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ/ КАК ФАКТИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВИНОВНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ОЗНАЧЕННУЮ ПОЛИТИКУ. 3/ ПОДВЕРГНУТЬ ЧЛЕНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАСЛУЖЕННОМУ ИМИ НАКАЗАНИЮ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОЮ В ОТНОШЕНИИ:

1. БРУЦКУСА Юлия Давыдовича,

2. РУБИНШТЕЙНА Рувима Борисовича,

3. ИДЕЛЬСОНА Абрама Исаковича

В ДВА ГОДА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

В отношении ГИТЕЛЬСОНА Гладия Ильича, члена Редакционной Коллегии Журнала «Еврейская жизнь», выходившего в Иркутске при Колчаке, разрешавшего помещать в редактируемом им органе статьи с явным призывом к интервенции Антанты в Советскую Россию, — к ДВУМ ГОДАМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

В отношении СТЕЙМАТСКОГО Ефима Марковича, состоявшего курьером Ц.К.С.О. и по поручению последнего нелегально пробиравшегося через границу в страны, ведущие с нами войну (Польша, Литва), К ДВУМ ГОДАМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, без лишения свободы [рукописная вставка].

Члена Центрального Комитета Сионистской Организации СЛИЦАНА Льва Израильевича ввиду его болезненного состояния и преклонного возраста /61 год/ ОСВОБОДИТЬ, зачтя ему наказанием время предварительного заключения.

Остальных арестованных по делу сионистов 23 апреля 1920 года ОПРАВДАТЬ И ИЗ‑ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СЕКРЕТНОГО ОТДЕЛА ВЕЧЕКА: М. БРЕНЕР

29‑го Июня 1920 года. […]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны