Пост 10 тевета был установлен в память о начале осады Иерусалима армией вавилонского царя Невухаднецара (Навуходоносора). Эта осада завершилась взятием Иерусалима, разрушением Первого храма и началом Вавилонского изгнания. В нашем поколении постановлением Главного раввината Израиля этот день был также объявлен Днем всеобщего кадиша — днем поминовения жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. В данной статье мы расскажем об установлении этой даты, а также об увековечивании памяти жертв Катастрофы в религиозном обществе Израиля.
Вопрос об увековечивании европейского еврейства был поднят Главным раввинатом Эрец‑Исраэль еще до конца Второй мировой войны. В начале 1946 года он обсуждался в рамках специальной комиссии, созданной под эгидой Главного раввината. Было решено увековечить память жертв Холокоста в соответствии с законами Торы и духом еврейской традиции. Поминовение включало в себя зажигание свечи в память о жертвах Катастрофы, чтение Теилим (Псалмов), изучение Мишны и регулярное произнесение кадиша за души погибших. По плану Главного раввината родственники жертв Холокоста должны были записать имена погибших в особые книги памяти. Идея таких книг основывается на обычае, существовавшем в еврейском народе еще в Средние века, особенно среди ашкеназских евреев. В этих книгах сохранялись имена умерших или погибших евреев, а также описывалось разрушение еврейских общин. По плану Главного раввината увековечивание памяти жертв Катастрофы должно было продолжить традиции, которые установились в еврейских общинах после бедствий, которые выпали на их долю.
В 1946 году в Главном раввинате рассматривался вопрос об установлении даты Дня памяти жертв Холокоста. В то время в лагерях для перемещенных лиц, в которых были размещены несколько сотен тысяч переживших Холокост евреев, и в различных еврейских общинах уже проводились мероприятия, посвященные памяти членов общин, убитых во время Холокоста. Как правило, дата этих мероприятий устанавливалась в годовщину последней депортации общины в лагеря смерти или ликвидации гетто.
Главный раввинат постановил, что Днем памяти жертв Холокоста будет 10 тевета, то есть день, когда начался процесс, приведший к падению Иерусалима, разрушению Храма и изгнанию еврейского народа. Однако 10 тевета не стал общепринятым Днем памяти жертв Катастрофы в израильском обществе. В 1951 году израильский парламент, кнессет, установил 27 нисана, день, связанный с датой восстания в Варшавском гетто, в качестве Дня Катастрофы и героизма. В этот день проходят государственные церемонии, звучит сирена, во время которой двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим в Катастрофе евреям, проводятся мероприятия, на которых подчеркивается мужество евреев, оказавших сопротивление нацистам. Отметим при этом, что частью государственных церемоний в этот день является традиционное чтение кадиша и поминальных молитв. Упомянем также, что в религиозных кругах есть критическое мнение по поводу установления дня памяти жертв Катастрофы именно в месяце нисан. Ведь, согласно еврейской традиции, месяц нисан, в котором празднуют Песах, является радостным месяцем, не подходящим для скорбных молитв, постов и панихид на похоронах.
Можно увидеть разногласия в израильском обществе по поводу того, каким должен быть характер дня памяти Катастрофы, что нашло выражение в каждом из этих дней, но есть и те, кто считает их дополняющими друг друга. Так, раввин Исраэль‑Меир Лау (р. 1937), в прошлом главный ашкеназский раввин Израиля (1993–2003), а ныне главный раввин Тель‑Авива, переживший Холокост, будучи самым молодым из заключенных концлагеря Бухенвальд, так пишет о постановлении Главного раввината и о решении кнессета в своей книге «Практика иудаизма»:
Большой символизм заключен в соединении двух этих трагических событий — начала крушения Первого храма и попытки полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении. В этот день мы выражаем свою надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Первого храма. Как и в прочие посты, мы выражаем нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Зхарьи: «Так сказал Г‑сподь воинств: Пост четвертого месяца [т. е. Семнадцатое тамуза], и пост пятого месяца [Девятое ава], и пост седьмого месяца [3 тишрея, Пост Гедальи], и пост десятого месяца [Десятое тевета] превратятся для Дома Йеуды в дни радости и веселья, в дни праздников…» Мы молимся о том, чтобы это пророчество сбылось в наши дни. Говоря о Дне всеобщего кадиша, следует отметить, что решением израильского парламента, кнессета, 27 нисана объявлено Днем Катастрофы и героизма. В этот день в 1943 году восстание в Варшавском гетто, поднятое горсткой еврейских храбрецов, было окончательно подавлено силами нацистских убийц. Это решение кнессета отнюдь не противоречит решению Главного раввината, — напротив, одно дополняет другое, подчеркивая аспект героической борьбы и беззаветной отваги европейского еврейства в годы Катастрофы и духовное величие миллионов людей, боровшихся за сохранение своего Б‑жественного образа и подобия, своей жизнью и смертью освящая Имя Всевышнего.
Кроме установления дня памяти, есть еще несколько важных аспектов увековечивания памяти жертв Катастрофы в религиозном обществе. Например, восстановление того духовного наследия, которое было утрачено во время Холокоста. Об этом, например, писал раввин Элияу Деслер (1891–1954) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения «Мусар», в своей статье «И было после разрушения»:
То богатство, которое было у нас, разрушено, и его больше нет. То духовное богатство, та атмосфера ешивы, то истинное стремление, та ученость, та богобоязненность. <…> Но из того славного прошлого проистекает требование о возрождении. Может быть, еще возможно восстановить святость в этом мире?! Почему мы остались в живых? Почему Г‑сподь спас нас? Чтобы мы забыли жизнь, которую мы видели? Или же чтобы мы жили для того, чтобы напоминать? Вся наша жизнь будет посвящена только построению разрушенного.
В конце статьи р. Деслер призвал: «Давайте отстроим себя, отстроим наших детей, отстроим учреждения для изучения Торы». В соответствии с этой точкой зрения, после окончания Второй мировой войны в Израиле, а также в Америке были воссозданы уничтоженные в Восточной Европе ешивы и центры хасидизма.
Верующий еврей находит в молитвах истинное выражение своих чувств и в счастливые времена, и тогда, когда, не дай Б‑г, происходят несчастья. Среди прочего есть молитвы о поминовении мертвых. В литургию синагог вошли молитвы и траурные элегии, написанные после трагических событий, постигших еврейские общины в Средние века и позже. В Израиле были также составлены траурные молитвы, посвященные памяти погибших в Катастрофе евреев. Вот пример одной из таких молитв:
Да вспомнит Г‑сподь все души общин Дома Израиля в изгнании в Европе, которые были преданы пламени в годы Катастрофы 5700–5705 (от сотворения мира). Шесть миллионов мужчин и женщин, девочек и мальчиков, юношей и девушек, стариков и младенцев, убитых и уничтоженных с ужасной жестокостью, павших от массовых убийств, там, где жили они, — в городах, местечках и селах, — и оставшиеся были угнаны, как овцы на убой, в концентрационные лагеря, и усопли от изуверских и страшных смертей, и превратились в пепел в печах ужасных лагерей уничтожения в Германии, Польше и других странах. Руками палачей из немецкого народа и его помощников, убийц из других народов, которые сговорились все вместе уничтожить, убить и искоренить еврейский народ, стереть память еврейства и прикончить всякого, кто назовется именем Израиля.
Б‑г мести, Судья земли, вспомни реки крови, лившейся как вода, кровь отцов и сыновей, матерей и младенцев, учителей и учеников их, воздай всемеро притеснителям народа Твоего.
Вопль «Шма Исраэль» попавших в смертельную ловушку не умалчивай, стон мучимых вознеси к престолу Славы Твоей, отомсти вскорости, в наши дни, перед глазами нашими, кровной местью за сыновей и дочерей Твоих, святых и чистых, которые не удостоились быть похороненными на еврейском кладбище, как сказано: «Кровь рабов Его отомстит Он и воздаяние вернет врагам Его, и искупит земля Его народ Его. Амен. Сэла».
Еще одним аспектом является изучение Торы в память о евреях, погибших в Катастрофе. Например, им посвящаются церемонии завершения изучения трактатов Талмуда. Есть также инициатива изучения Мишны в память о сотнях тысяч еврейских детей, погибших во время Холокоста.
Важную роль в увековечивании памяти о жертвах Холокоста в религиозном обществе выполняет адмор из Калива, рабби Менахем‑Мендл Тауб (р. 1923), потерявший всех своих братьев и сестер во время Холокоста и перенесший опыты, которые проводили над ним в нацистских концлагерях. Он основал в Израиле, в Бней‑Браке, большой хасидский центр, выступает в ешивах и религиозных школах и рассказывает ученикам о том, что видел и пережил в то страшное время. На каждой своей лекции он просит, чтобы присутствующие встали и вместе с ним прочли молитву «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль! Г‑сподь — наш Б‑г, Г‑сподь — один») в память о евреях, погибших в Катастрофе. Это были последние слова, которые евреи произносили перед гибелью. Рабби Менахем‑Мендл Тауб вместе со своими хасидами произносит эти слова и после ежедневной утренней молитвы. В одном из своих интервью в 2011 году адмор из Калива выразил мнение, что «Шма Исраэль» должны произносить и религиозные, и светские евреи, когда они стоят во время сирены в День памяти Катастрофы и героизма.
Важным мемориалом Холокоста, созданным религиозными евреями, является музей на горе Сион, недалеко от места, где, согласно еврейской традиции, похоронен царь Давид. Он был основан в 1948 году по инициативе Министерства по делам религий. На стенах комнат музея — мемориальные доски в память о более чем двух тысячах еврейских общин, уничтоженных во время Холокоста. Среди экспонатов музея можно увидеть окровавленный свиток Торы из Польши, молитвенник, составленный по памяти евреем в Бухенвальде, предметы, сделанные нацистами из пергамента оскверненных свитков Торы. В центре внимания мемориального комплекса на горе Сион находится разрушение еврейских общин, уничтожение центров мудрости и изучения Торы в Восточной Европе, разрушение синагог и осквернение священных книг.
Как мы видели, согласно постановлению Главного раввината Израиля, днем поминовения жертв Катастрофы был объявлен пост 10 тевета, и этот день нужно отмечать зажиганием поминальной свечи (нер нешама), произнесением кадиша и изучением соответствующих разделов из Мишны во имя вознесения душ погибших евреев. Мы видели также, что в религиозном обществе вспоминают о погибших в Катастрофе евреях не только один раз в году. В память о них произносятся молитвы, проводятся уроки Торы, а также были восстановлены на Святой земле духовные центры, которыми столь славилось европейское еврейство и которые были столь дороги многим из жертв Катастрофы.