Календарь

День всеобщего кадиша

ИЦХАК СТРЕШИНСКИЙ 7 января 2020
Поделиться

Пост 10 тевета был установлен в память о начале осады Иерусалима армией вавилонского царя Невухаднецара (Навуходоносора). Эта осада завершилась взятием Иерусалима, разрушением Первого храма и началом Вавилонского изгнания. В нашем поколении постановлением Главного раввината Израиля этот день был также объявлен Днем всеобщего кадиша — днем поминовения жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. В данной статье мы расскажем об установлении этой даты, а также об увековечивании памяти жертв Катастрофы в религиозном обществе Израиля.

Вопрос об увековечивании европейского еврейства был поднят Главным раввинатом Эрец‑Исраэль еще до конца Второй мировой войны. В начале 1946 года он обсуждался в рамках специальной комиссии, созданной под эгидой Главного раввината. Было решено увековечить память жертв Холокоста в соответствии с законами Торы и духом еврейской традиции. Поминовение включало в себя зажигание свечи в память о жертвах Катастрофы, чтение Теилим (Псалмов), изучение Мишны и регулярное произнесение кадиша за души погибших. По плану Главного раввината родственники жертв Холокоста должны были записать имена погибших в особые книги памяти. Идея таких книг основывается на обычае, существовавшем в еврейском народе еще в Средние века, особенно среди ашкеназских евреев. В этих книгах сохранялись имена умерших или погибших евреев, а также описывалось разрушение еврейских общин. По плану Главного раввината увековечивание памяти жертв Катастрофы должно было продолжить традиции, которые установились в еврейских общинах после бедствий, которые выпали на их долю.

В 1946 году в Главном раввинате рассматривался вопрос об установлении даты Дня памяти жертв Холокоста. В то время в лагерях для перемещенных лиц, в которых были размещены несколько сотен тысяч переживших Холокост евреев, и в различных еврейских общинах уже проводились мероприятия, посвященные памяти членов общин, убитых во время Холокоста. Как правило, дата этих мероприятий устанавливалась в годовщину последней депортации общины в лагеря смерти или ликвидации гетто.

Свиток Торы. Экспозиция Музея Холокоста на горе Сион.

Главный раввинат постановил, что Днем памяти жертв Холокоста будет 10 тевета, то есть день, когда начался процесс, приведший к падению Иерусалима, разрушению Храма и изгнанию еврейского народа. Однако 10 тевета не стал общепринятым Днем памяти жертв Катастрофы в израильском обществе. В 1951 году израильский парламент, кнессет, установил 27 нисана, день, связанный с датой восстания в Варшавском гетто, в качестве Дня Катастрофы и героизма. В этот день проходят государственные церемонии, звучит сирена, во время которой двумя минутами молчания отдают дань памяти погибшим в Катастрофе евреям, проводятся мероприятия, на которых подчеркивается мужество евреев, оказавших сопротивление нацистам. Отметим при этом, что частью государственных церемоний в этот день является традиционное чтение кадиша и поминальных молитв. Упомянем также, что в религиозных кругах есть критическое мнение по поводу установления дня памяти жертв Катастрофы именно в месяце нисан. Ведь, согласно еврейской традиции, месяц нисан, в котором празднуют Песах, является радостным месяцем, не подходящим для скорбных молитв, постов и панихид на похоронах.

Можно увидеть разногласия в израильском обществе по поводу того, каким должен быть характер дня памяти Катастрофы, что нашло выражение в каждом из этих дней, но есть и те, кто считает их дополняющими друг друга. Так, раввин Исраэль‑Меир Лау (р. 1937), в прошлом главный ашкеназский раввин Израиля (1993–2003), а ныне главный раввин Тель‑Авива, переживший Холокост, будучи самым молодым из заключенных концлагеря Бухенвальд, так пишет о постановлении Главного раввината и о решении кнессета в своей книге «Практика иудаизма»:

 

Большой символизм заключен в соединении двух этих трагических событий — начала крушения Первого храма и попытки полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении. В этот день мы выражаем свою надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Первого храма. Как и в прочие посты, мы выражаем нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Зхарьи: «Так сказал Г‑сподь воинств: Пост четвертого месяца [т. е. Семнадцатое тамуза], и пост пятого месяца [Девятое ава], и пост седьмого месяца [3 тишрея, Пост Гедальи], и пост десятого месяца [Десятое тевета] превратятся для Дома Йеуды в дни радости и веселья, в дни праздников…» Мы молимся о том, чтобы это пророчество сбылось в наши дни. Говоря о Дне всеобщего кадиша, следует отметить, что решением израильского парламента, кнессета, 27 нисана объявлено Днем Катастрофы и героизма. В этот день в 1943 году восстание в Варшавском гетто, поднятое горсткой еврейских храбрецов, было окончательно подавлено силами нацистских убийц. Это решение кнессета отнюдь не противоречит решению Главного раввината, — напротив, одно дополняет другое, подчеркивая аспект героической борьбы и беззаветной отваги европейского еврейства в годы Катастрофы и духовное величие миллионов людей, боровшихся за сохранение своего Б‑жественного образа и подобия, своей жизнью и смертью освящая Имя Всевышнего.

 

Кроме установления дня памяти, есть еще несколько важных аспектов увековечивания памяти жертв Катастрофы в религиозном обществе. Например, восстановление того духовного наследия, которое было утрачено во время Холокоста. Об этом, например, писал раввин Элияу Деслер (1891–1954) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения «Мусар», в своей статье «И было после разрушения»:

 

То богатство, которое было у нас, разрушено, и его больше нет. То духовное богатство, та атмосфера ешивы, то истинное стремление, та ученость, та богобоязненность. <…> Но из того славного прошлого проистекает требование о возрождении. Может быть, еще возможно восстановить святость в этом мире?! Почему мы остались в живых? Почему Г‑сподь спас нас? Чтобы мы забыли жизнь, которую мы видели? Или же чтобы мы жили для того, чтобы напоминать? Вся наша жизнь будет посвящена только построению разрушенного.

Экспозиция Музея Холокоста на горе Сион.

 

В конце статьи р. Деслер призвал: «Давайте отстроим себя, отстроим наших детей, отстроим учреждения для изучения Торы». В соответствии с этой точкой зрения, после окончания Второй мировой войны в Израиле, а также в Америке были воссозданы уничтоженные в Восточной Европе ешивы и центры хасидизма.

Верующий еврей находит в молитвах истинное выражение своих чувств и в счастливые времена, и тогда, когда, не дай Б‑г, происходят несчастья. Среди прочего есть молитвы о поминовении мертвых. В литургию синагог вошли молитвы и траурные элегии, написанные после трагических событий, постигших еврейские общины в Средние века и позже. В Израиле были также составлены траурные молитвы, посвященные памяти погибших в Катастрофе евреев. Вот пример одной из таких молитв:

 

Да вспомнит Г‑сподь все души общин Дома Израиля в изгнании в Европе, которые были преданы пламени в годы Катастрофы 5700–5705 (от сотворения мира). Шесть миллионов мужчин и женщин, девочек и мальчиков, юношей и девушек, стариков и младенцев, убитых и уничтоженных с ужасной жестокостью, павших от массовых убийств, там, где жили они, — в городах, местечках и селах, — и оставшиеся были угнаны, как овцы на убой, в концентрационные лагеря, и усопли от изуверских и страшных смертей, и превратились в пепел в печах ужасных лагерей уничтожения в Германии, Польше и других странах. Руками палачей из немецкого народа и его помощников, убийц из других народов, которые сговорились все вместе уничтожить, убить и искоренить еврейский народ, стереть память еврейства и прикончить всякого, кто назовется именем Израиля.

Б‑г мести, Судья земли, вспомни реки крови, лившейся как вода, кровь отцов и сыновей, матерей и младенцев, учителей и учеников их, воздай всемеро притеснителям народа Твоего.

Вопль «Шма Исраэль» попавших в смертельную ловушку не умалчивай, стон мучимых вознеси к престолу Славы Твоей, отомсти вскорости, в наши дни, перед глазами нашими, кровной местью за сыновей и дочерей Твоих, святых и чистых, которые не удостоились быть похороненными на еврейском кладбище, как сказано: «Кровь рабов Его отомстит Он и воздаяние вернет врагам Его, и искупит земля Его народ Его. Амен. Сэла».

 

Еще одним аспектом является изучение Торы в память о евреях, погибших в Катастрофе. Например, им посвящаются церемонии завершения изучения трактатов Талмуда. Есть также инициатива изучения Мишны в память о сотнях тысяч еврейских детей, погибших во время Холокоста.

Важную роль в увековечивании памяти о жертвах Холокоста в религиозном обществе выполняет адмор из Калива, рабби Менахем‑Мендл Тауб (р. 1923), потерявший всех своих братьев и сестер во время Холокоста и перенесший опыты, которые проводили над ним в нацистских концлагерях. Он основал в Израиле, в Бней‑Браке, большой хасидский центр, выступает в ешивах и религиозных школах и рассказывает ученикам о том, что видел и пережил в то страшное время. На каждой своей лекции он просит, чтобы присутствующие встали и вместе с ним прочли молитву «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль! Г‑сподь — наш Б‑г, Г‑сподь — один») в память о евреях, погибших в Катастрофе. Это были последние слова, которые евреи произносили перед гибелью. Рабби Менахем‑Мендл Тауб вместе со своими хасидами произносит эти слова и после ежедневной утренней молитвы. В одном из своих интервью в 2011 году адмор из Калива выразил мнение, что «Шма Исраэль» должны произносить и религиозные, и светские евреи, когда они стоят во время сирены в День памяти Катастрофы и героизма.

Важным мемориалом Холокоста, созданным религиозными евреями, является музей на горе Сион, недалеко от места, где, согласно еврейской традиции, похоронен царь Давид. Он был основан в 1948 году по инициативе Министерства по делам религий. На стенах комнат музея — мемориальные доски в память о более чем двух тысячах еврейских общин, уничтоженных во время Холокоста. Среди экспонатов музея можно увидеть окровавленный свиток Торы из Польши, молитвенник, составленный по памяти евреем в Бухенвальде, предметы, сделанные нацистами из пергамента оскверненных свитков Торы. В центре внимания мемориального комплекса на горе Сион находится разрушение еврейских общин, уничтожение центров мудрости и изучения Торы в Восточной Европе, разрушение синагог и осквернение священных книг.

Как мы видели, согласно постановлению Главного раввината Израиля, днем поминовения жертв Катастрофы был объявлен пост 10 тевета, и этот день нужно отмечать зажиганием поминальной свечи (нер нешама), произнесением кадиша и изучением соответствующих разделов из Мишны во имя вознесения душ погибших евреев. Мы видели также, что в религиозном обществе вспоминают о погибших в Катастрофе евреях не только один раз в году. В память о них произносятся молитвы, проводятся уроки Торы, а также были восстановлены на Святой земле духовные центры, которыми столь славилось европейское еврейство и которые были столь дороги многим из жертв Катастрофы. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Умоляйте Б-га наилучшими словами»

С начала элула ведется подготовка к Дням трепета: работа над собой, раскаяние, умножение благотворительности и добрых дел. В молитве это тоже проявляется. Дважды в день читают 27‑й псалом, очищающий душу, и перед рассветом, еще затемно, евреи восточных общин собираются в синагогах для чтения покаянных молитв, слихот.