Давид Ройтман: «Эта история не про деньги, а про гордость еврейского народа»
Имя Давида Ройтмана известно евреям по всему миру. Его компания David Roytman Luxury Judaica, возникшая в 2015 году, производит различную еврейскую атрибутику класса люкс, получившую признание на всех континентах. Давид Ройтман рассказал «Лехаиму» о целях своего проекта и его популярности в еврейской среде, а также о том, почему его товары не будут подделывать.
СЕМЕН ЧАРНЫЙ → Как возникла идея еврейской атрибутики класса люкс?
ДАВИД РОЙТМАН ← После срочной службы в израильском спецназе я несколько лет прожил в Нью‑Йорке, руководил молодежной организацией «Эзра». Меня всегда поражало, что люди в дорогих костюмах нахлобучивали на голову скомканную тряпочку под названием кипа. Я годами размышлял над тем, почему так происходит. Как так, человек не положит в карман пиджака плохо подобранный платок, но на его голову надета первая попавшаяся под руку кипа? Я пришел к следующим выводам. Из‑за многочисленных гонений евреи старались не афишировать признаки своего еврейства. То, что было в доме, могло быть красиво, а вот то, что было открыто постороннему глазу, становилось как можно более непритязательным, чтобы не привлекать лишнего внимания. Времена изменились, но подобное отношение к еврейской атрибутике осталось, и никто до меня даже не пытался повернуть эту реку вспять. Я решил стать первым. Первая коллекция создавалась целый год, строилось экспериментальное, уникальное в своем роде производство. Практически все аксессуары я опробовал на себе.
СЧ → Насколько популярен проект в еврейской среде?
ДР ← Оказалось, эта идея зашла гораздо дальше, чем я мог себе представить. Я не ожидал, что настолько большому количеству людей захочется продемонстрировать таким образом свою еврейскую самоидентификацию. Особенно удивительно было наблюдать интерес среди тех, кто не состоит в каких‑либо общинах, но хочет показать свой еврейский характер. Это оказалось и удобно, и престижно (сейчас, например, у нас заказали кипу для рэпера Басты с именной гравировкой). Мы хотим создать ауру имиджевой еврейской атрибутики, чтобы люди относились к кипе так же, как относятся к другим предметам гардероба — рубашке, костюму, ремню. Интерес к нашей продукции проявляют и неевреи, которые приобретают кипы или серебряные украшения для своих еврейских друзей. Их довольно много среди покупателей (около 30%). Мне важно подчеркнуть, что это история не про деньги, а про гордость еврейского народа. Отдельно хочу заметить, что прибыль до сих пор не изымается, а инвестируется в расширение производства: на сегодняшний день открыто свыше 100 филиалов по всему миру и первый собственный бутик эксклюзивной атрибутики в Москве на Патриарших прудах. Как любой модный дом, мы выпускаем несколько коллекций в году: к Рош а‑Шана и Песаху. Наш проект привлек внимание знаменитого модельера Валентина Юдашкина: полгода назад у нас вышла совместная ювелирная коллекция «Лед и пламя», а в октябре мы выпустили совместную коллекцию еврейской атрибутики, под которую выделяется несколько залов в бутиках Юдашкина в Вознесенском переулке и на Кутузовском проспекте.
СЧ → Недавно была презентована новая коллекция. Чем она отличалась от предыдущих?
ДР ← Каждая коллекция состоит из двух частей. Первая часть — это абсолютно новые разработки. Из новинок этой коллекции: бронзовые фигурки израильских солдат высотой 20 см, а также отлитые из бронзы модели израильского оружия (пока мы начали со стрелкового, но, Б‑г даст, дойдем и до беспилотников). Еще одна новинка — коллекция талитов очень креативного дизайна с люверсами, на которых выполнена лазерная гравировка (некоторые из них украшены кристаллами Сваровски). Вторая часть новой коллекции — это усовершенствованные модели предыдущих лет, сохраняющие популярность. Например, новая форма звезды Давида из двух треугольников с ломаными линиями — золото, украшенное бриллиантами.
СЧ → Если у вас уже 100 филиалов, зачем понадобился бутик?
ДР ← Наши филиалы — это витрины, отделы, где не всегда можно показать весь ассортимент. Очевидно, что необходимо такое место, где будет выставлена большая часть товара. Люди звонили и спрашивали, где самый лучший выбор. Когда таких обращений стало много, мы решили открыть бутик. Быстро и верно он набрал популярность: весной, когда мы открывались, из бутика уходили с покупками 1–2 покупателя в день, а сейчас — уже 15–20.
СЧ → Если говорить о популярности отдельных товаров, какие вы назвали бы в топе?
ДР ← Самый топовый предмет — и одновременно наш символ — по‑прежнему наши кипы. Теперь человек может подобрать кипу под цвет галстука. Если подбирают костюм и обувь в тон, почему нельзя подобрать кипу? На втором месте — мезузы. Третье место определить сложно, это почти все, что мы делаем.
СЧ → Вы не опасаетесь конкуренции или подделок?
ДР ← Конечно, хотелось бы конкуренции, потому что трудно постоянно самому себя толкать вперед. Если кто‑то готов проделать тот же путь, что и мы, — да, но это займет лет пять, не меньше. Если у нас возникнет конкурент, это будет похоже на соревнование модных домов и пойдет всем на пользу. Хотя ниша не очень большая, и она уже занята. Что касается подделок, то мы взяли за правило: все производим сами, используя различные уникальные технологии (например, лазерную гравировку для нанесения орнамента на кипу). Поэтому нас так трудно, а скорее, невозможно подделать: даже если удастся воссоздать технологическую цепочку, эти вещи не будут стоить в разы дешевле, как другие подделки.