трансляция

The Times of Israel: Мужская секта ессеев: археологические новости о кумранитах

Аманда Боршель‑Дан 21 ноября 2017
Поделиться
Пещеры Кумрана

70 лет назад на этом месте были обнаружены свитки Мертвого моря. После проведения новых раскопок 30 захоронений результаты исследований скелетных останков подтверждают гипотезу, что секта, поселившаяся в Кумране 2200 лет назад, состояла в основном из мужчин. Скорее всего, это были ессеи, чьи ритуалы подробно описаны историками древности — Иосифом Флавием, Филоном Александрийским и Плинием Старшим.

На прошлой неделе на ежегодной конференции американских школ изучения Востока антрополог Управления древностей Израиля Йоси Нагар и археологи Ханания Хизми и Евгений Ахаронович представили доклад «Люди Кумрана — новые открытия и палеодемографические выводы». Их исследование проливает свет на вопрос, кто же жил в Кумране в то время, когда были написаны свитки Мертвого моря, в период между 150 годом до нашей эры и разрушением Второго храма во время римского вторжения в 70 году нашей эры.

Радиоуглеродное датирование одной из костей, а также анализ морфологии и патологии скелетных останков позволили команде антропологов вновь подтвердить уникальность кумранского сообщества и более ранние гипотезы о том, что оно представляло собой религиозную секту безбрачных мужчин.

Результаты исследования подтверждают, что из 33 скелетов, обнаруженных в захоронениях, раскопанных в 2016‑м, подавляющее большинство принадлежало мужчинам. Кроме того, повторный анализ ранее обнаруженных останков установил, что половая принадлежность некоторых из них была определена ошибочно. Согласно информации, представленной на сайте «Science News», повторный анализ 53 человеческих скелетов, ранее обнаруженных на кумранском кладбище и находящихся в настоящий момент во Франции, показал, что шесть из семи скелетов, ранее идентифицированных как женские, на самом деле являются мужскими.

По мнению антропологов, эти новые доказательства должны положить конец спорам о том, кто жил в поселении неподалеку от 11 пещер, где были обнаружены свитки Мертвого моря.

«Я не знаю, были ли эти люди авторами Кумранских рукописей, — сообщает Нагар изданию “Science News”. — Но высокая концентрация в кумранских захоронениях взрослых мужчин разного возраста сильно напоминает кладбища при византийских монастырях». Византийские монахи селились в отдаленных районах Иудейской пустыни с IV–V веков нашей эры.

Водоем природного происхождения в Кумранском ущелье

Жители эллинистического поселения Хирбет‑Кумран и крупное кладбище неподалеку стали темой многочисленных научных публикаций, авторы которых стремились разобраться в том, какая связь существует между этим поселением и загадочными ессеями, сообщают авторы доклада.

Европейским исследователям было известно о существовании огромного кумранского кладбища еще в самом начале XIX столетия, задолго до открытия свитков Мертвого моря. Тем не менее, как утверждают израильские ученые, за последние 60 лет, с тех пор как Ролан де Во проводил здесь первые масштабные раскопки в 1950‑х годах, археология не смогла предоставить убедительных доказательств связи между жителями и сектой ессеев.

Из‑за противоречивых результатов раскопок 1100 могил возникло множество разнообразных гипотез о том, кому принадлежат останки. Пожалуй, самая распространенная гласит, что жители поселения принадлежали к секте ессеев — преимущественно безбрачных мужчин, чьи спартанские ритуалы и социалистический жизненный уклад объясняют простоту большинства захоронений, обнаруженных неподалеку от поселения.

Согласно результатам нового исследования, «раскопки, проведенные в 2016 году в 30 недавно обнаруженных могилах кумранского кладбища, могут положить конец спорам. Анализ скелетных останков проводился с использованием разнообразных широко признанных методов определения возраста и пола, а также был проведен повторный анализ результатов прошлых исследований».

По мнению авторов, «новые результаты и выводы в отношении демографии таковы: в данной выборке могил среди останков отсутствуют младенцы и женщины; население состоит из взрослых мужчин, число детей незначительно. Процент детей и возраст взрослых на момент смерти соответствуют показателям, типичным для сообществ монахов‑пустынников последующих эпох».

Иными словами, это был мужской клуб.

Что говорит Иосиф Флавий?

Еврейский историк I века Иосиф Флавий (урожденный Йосеф бен Матитьяху) подробно писал о ессеях в «Иудейской войне» и других трудах. Профессор Гронингского университета Стив Мэйсон, специалист по Флавию, в 2008 году опубликовал новый английский перевод и комментарии к «Иудейской войне»; отрывки из этой книги были представлены на сайте «Библейская археология».

Как пишет Иосиф Флавий, ессеи были иудеями по происхождению, но имели некоторые отличия. «Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в нежном возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними, как со своими собственными, и внушают им свои нравы». Таким образом, продолжает он, члены секты «желают только оградить себя от распутства женщин, полагая, что ни одна из них не сохраняет верность к одному только мужу своему».

Флавий описывает исключительно мужское общество как набожное, соблюдающее строгую дисциплину и имеющее социалистический характер: «Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого <…> все как братья владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них».

Римский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия. Новая глиптотека Карлсберга. Копенгаген, Дания

Тело тленно, пишет Флавий, но члены секты разделяют непоколебимую веру в то, «что душа всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой‑то природной пленительной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключении».

В то же время, продолжает он, «существует еще другая ветвь ессеев, которые в своем образе жизни, нравах и обычаях совершенно сходны с остальными, но отличаются своими взглядами на брак. Они полагают, что те, которые не вступают в супружество, упускают важную часть человеческого назначения — насаждение потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время, если бы все так поступали».

Далее Иосиф утверждает, что ессеи видели в сексе лишь акт продолжения рода, который происходит только после того, как те «испытывают своих невест в течение трех лет, и, если после трехкратного очищения убеждаются в их плодородности, они женятся на них». К тому же во время беременности жен они воздерживаются от супружеских сношений, «чтобы доказать, что они женились не из похотливости, а только с целью достижения потомства».

Присутствием второй ветви ессеев, живших в браке, можно объяснить небольшое число могил женщин и детей. Другие гипотезы объясняли наличие этих могил, а также захоронений, содержащих украшения, тем, что в более поздний период бедуины воспользовались некоторыми могилами для своих захоронений, не убрав из них более ранние останки.

Мнение ученых

Хотя некоторые ученые, включая специалиста по Иосифу Флавию Мэйсона, не считают свидетельство древнего историка о ессеях заслуживающим доверия, археологи Кеннет Аткинсон, Ханан Эшель и Джоди Магнес в статье 2009 года в журнале «Biblical Archaeology Review» указывают на то, что в перечислении основных иудейских сект в «Иудейской войне» Флавий отводит ессеям много места — 43 абзаца из 47.

Археологи приводят цитаты из биографии Иосифа, где он описывает свое трехлетнее обучение у некоего ессея по имени Банус, «который живет в пустыне, одеждой ему служит древесная кора, а пищей — лишь дикорастущие растения, днем и ночью он часто совершает омовения холодной водой. Я стал его ревностным последователем. Я провел у него три года».

Джоди Магнес, профессор кафедры религиоведения Университета Северной Каролины в Чейпел‑Хилл, сообщила, что новое исследование подтверждает мнение большинства — жители кумранских пещер принадлежали к мужской религиозной секте; скорее всего, это были ессеи.

После выступления на конференции, прошедшей в Нью‑Йорке и посвященной свиткам Мертвого моря, она написала: «Я бы сказала, что картина, сложившаяся в ходе раскопок 30 новых могил, соответствует данным, полученным де Во при раскопках, проводившихся в 1950‑х, а именно: кумранская община состояла преимущественно из взрослых мужчин‑иудеев. При том что выборка могил невелика, отсутствие детских могил поразительно, если принять во внимание высокий уровень младенческой и детской смертности в древнем мире. Представляется, что эти новые доказательства подтверждают мнение большинства, которое я также разделяю, о том, что в Кумране жили сектанты, и множество ученых (включая меня) идентифицируют эту секту с ессеями, упомянутыми такими древними авторами как Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший». 

Оригинальная публикация: New skeletal evidence could put decades‑old debate over Qumran settlers to rest

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Семьдесят лет свиткам Мертвого моря

Череда событий, приведших к «освобождению» свитков, разумеется, повлияла на пробуждение интереса к свиткам Мертвого моря среди широкой публики по всему западному миру. Этот огромный интерес привел к появлению целой серии выставок, документальных фильмов и конференций, которые немало способствовали развитию этой сферы науки. Изучение свитков Мертвого моря превратилось в полноправную научную область. Появилась и научно‑популярная литература о свитках.

Апостол Павел и нормы иудаизма I века н.э.

Павел был исключительно хорошо знаком с Еврейской Библией — в основном в виде Септуагинты, но нет сомнения, что он знал и оригинальный текст на иврите. Некоторые серьезные ученые даже полагают, что он знал Священное Писание наизусть. Павел, как и другие современные ему евреи, без лишних церемоний выдумывал иудео‑греческие неологизмы, жонглировал семантикой и создавал новую виртуальную реальность для своих последователей в культе Христа из числа новообращенных язычников.