Археологическая сенсация на Тамани: древнейшая синагога на территории России
В ноябре в поселке Сенном на Таманском полуострове Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН представила прессе и членам еврейской общины Краснодара свое главное открытие последних лет: обнаруженные в 2023 году в ходе раскопок столицы азиатской части Боспорского царства, существовавшего в V веке до н. э. — IV веке н. э., руины одной из самых древних в мире синагог, построенной две тысячи лет назад.
Олег Дерипаска и основанный им благотворительный фонд «Вольное дело» финансируют этот проект. Редакция «Лехаима» благодарит фонд «Вольное дело» за приглашение на презентацию.
Руководитель экспедиции, заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН Владимир Кузнецов представил проект и отметил, что античный город Фанагория существовал почти полторы тысячи лет — с VI века до н. э. до конца IX века н. э. Его общая площадь в эпоху расцвета, по оценке археологов, составляла 65 гектаров.
Раскопки Фанагории ведутся с 1936 года. В состав нынешней экспедиции входят археологи самых разнообразных специальностей, в том числе те, кто занимается подводными раскопками (примерно треть города затоплена морем), и археоботаник, изучающий растения, произраставшие здесь две тысячи лет назад, и даже археолог‑врач, выясняющий, чем болели люди в разные исторические эпохи и сколько лет жили.
Руины синагоги были обнаружены в ходе раскопок средневековой Фанагории — ранее много лет подряд здесь копали лишь античные слои. На руины вышли в ходе сезона раскопок в 2023 году, а окончательно синагога и другие здания части еврейского квартала были расчищены в 2024‑м. Первоначально археологи предполагали, что нашли одну из христианских церквей города. То, что это синагога, стало ясно после нахождения ряда артефактов.
Историк Михаил Кизилов, участвовавший в презентации новых находок в Фанагории в составе редакционной группы «Лехаима», рассказывает:
Открытая археологами в Фанагории синагога представляет собой вытянутое с запада на восток здание длиной около 21 м, шириной около 6 м. Часть восточного помещения памятника еще не исследована и уходит в борт раскопок. Тем не менее археологи предполагают, что в общем объект занимал около 140 квадратных метров. Это длинное и узкое здание было разделено посередине стеной из сырцовых кирпичей. Внешние стены, толщиной около 1 метра, сложены из известняковых блоков и достигали высотой, предположительно, не менее шести метров. Крыша была покрыта черепицей, стены украшены расписной штукатуркой, а нижние их части декорированы мраморной плиткой. Пол синагоги был сделан из цемянки — водоотталкивающего покрытия на основе тонко отмученной глины и шамота. Он был разобран при проведении раскопок; под полом найдено несколько небольших монетных кладов. В большинстве синагог этого периода, как в Эрец‑Исраэль, так и в диаспоре, полы, как правило, богато украшались изысканной мозаикой. Фанагорийская община, по всей видимости, решила на этом «сэкономить».
Сырцовая стена разделяет синагогу на две части, условно называемые археологами восточным и западным помещениями, каждое из которых приблизительно 10 х 6 метров, то есть около 60 квадратных метров.
В западном помещении археологами найдены обломки двух мраморных колонн и капитель, а также сложной конструкции сигмовидный мраморный стол.
Из западного помещения в соседнее восточное вели двери, врезанные в стену из сырцовых кирпичей. Сразу за стеной и непосредственно примыкая к углу здания находились мраморные плиты с остатками железных конструкций: предположительно в этом месте располагался арон кодеш синагоги, перед ним были найдены фрагменты возвышения — бимы.
Таким образом предполагаемый арон кодеш находился в совершенно нетипичном для синагогальной архитектуры месте — в южной стене восточного помещения.
Однако его южная ориентация не должна смущать тех, кто привык к локализации арон кодеша в восточных стенах европейских синагог: по отношению к Северному Причерноморью Эрец‑Исраэль находится именно на юге. По этой же причине более поздние, средневековые синагоги тюркоязычных крымских караимов и раввинистов‑крымчаков также были ориентированы на юг.
Но вот само нахождение арон кодеша фанагорийской синагоги в юго‑западном углу помещения, а не посередине крайне необычно для синагог диаспоры этого периода. Быть может, сырцовая стена могла быть возведена позднее? Если убрать эту стену, арон кодеш находился бы в более приемлемом для синагогальной архитектуры месте, а не в углу.
Но даже и в этом случае странно, что синагогой стало такое вытянутое и узкое здание: как правило, синагоги были более широкие.
Не могли ли евреи использовать в качестве синагоги ориентированный по оси запад–восток жилой дом, приспособив к нему арон кодеш в его южной стене?
В пользу этого предположения говорит тот факт, что гипотетический арон кодеш был пристроен к стене, а не встроен в нее: в большинстве позднеантичных синагог арон кодеш находился в полукруглой нише. Если бы данное здание изначально предназначалось для синагоги, оно, скорее всего, было бы вытянуто по оси север–юг.
С другой стороны, если мы обратимся к примеру ранних синагог на территории Эрец‑Исраэль, датируемых I веком до н. э. — II веком н. э. (например, молитвенные дома в Иродионе, Магдале, Модиине и Кирьят‑Сефере), то мы увидим совсем другую картину: в них хранилища Торы располагались как раз чаще всего в углу помещений и довольно часто не были направлены в сторону Иерусалима. В большинстве своем только начиная с III века н. э. синагоги стали ориентироваться в сторону Иерусалима.
Историк Наталья Кашовская, заведующая отделом религий Востока в Государственном музее истории религии, разделяет мнение о приспособлении здания в Фанагории:
Если иметь в виду, что для античных, в основном греческих городов понятие «синагога» воспринималось и как община, фиасотное объединение, то в этом случае любое помещение для общих молитв могло быть задействовано под синагогу. За пределами Иудеи и Эрец‑Исраэль наблюдалось подобное переустройство разных зданий под общественные нужды общин. Кроме того, известные ранние синагоги в Иудее (Капер‑Нахум, Шиан, Ципорис), а также в Дамаске, Антиохии и других античных полисах имели чаще всего именно базиликанскую планировку. На далекой периферии же следовали копированию плана Храма Иерусалимского. Канон формировался, как и синагогальный иудаизм, остававшийся фарисейским, который был только на пути к Талмуду.
Михаил Кизилов продолжает:
Помимо бимы и арон кодеша в восточном помещении синагоги были найдены базис еще одной колонны, а также следы пожара, в котором четко просматриваются обгоревшие балки деревянных скамей, расположенных прямо напротив предполагаемого арон кодеша и бимы.
За стеной, примыкающей к скамьям, по предположениям археологов, находилась лестница, ведущая на второй этаж, в эзрат нашим (женское отделение). Сохранилось ее основание.
Среди других находок внутри здания обнаружены многочисленные фрагменты трех роскошных и богато украшенных мраморных менор со сложными мраморными подставками. Подобного рода дорогостоящие культовые предметы могла себе позволить только очень богатая, влиятельная и многочисленная община. Из других ценных находок еврейского культурного наследия, обнаруженных в синагоге, стоит упомянуть верхнюю часть каменного резервуара для сбора денег на благотворительные цели (цдака).
Кроме того, были найдены две греческие надписи. В одной из них читается слово «синагога», а во второй рассказывается о ремонте здания в 403 году н. э. и упоминаются имена лидеров общины, выделивших деньги на ремонт.
Исходя из размера синагоги, можно попытаться определить численность фанагорийской еврейской общины. По оценкам археологов, ее площадь составляла около 140 м2. Фанагорийская синагога сопоставима по площади с позднеантичными еврейскими молитвенными домами в Остии, Филиппополе и Херсонесе (160, 170 и 180 м2 соответственно). Можно крайне осторожно предположить, что синагогу могло посещать около 140 баалей батим (то есть мужчин, глав семейств, дословно «владельцев домов»). Считая, что еврейская семья того времени в среднем состояла из 4–5 человек, можно предположить, что вся еврейская община Фанагории составляла около 400–700 человек.
Но в качестве молельни, как сказано, могло использоваться лишь восточное помещение, площадью около 60 м2. Если это предположение верно, то еврейская община города была вдвое меньше.
С другой стороны, практически у каждой семьи в позднеантичном городе (в том числе и у евреев) было несколько рабов, у многих из них свои семьи. Зачастую эти рабы также посещали синагогу и были верующими иудеями, оставаясь в общине и после освобождения от рабства. Об этом красноречиво свидетельствуют такие памятники, как манумиссии — вырезанные в камне договоры об освобождении рабов. На многих из них указывалось, что после освобождения рабы, находившиеся в еврейских семьях, и далее будут посещать синагогу.
Одна из подобного рода манумиссий с текстом на греческом языке была найдена и во время раскопок на территории еврейского квартала Фанагории в 2023–2024 годах. В ней упоминается «еврейская синагога» (то есть община), а также культовое здание‑молельня (просевхэ).
Так или иначе, в рамках позднеантичного полиса, каким являлась Фанагория, еврейская община играла значительную роль. Исходя из текста фанагорийской манумиссии 51 года н. э., обнаруженной еще в 1989 году, археологи предположили, что нижней датой существования синагоги является I век н. э., то есть эпоха до разрушения Второго храма, произошедшего в 70 году н. э.
На наш взгляд, датировать синагогу все же следовало бы исходя из археологического контекста памятника, а не из эпиграфического источника, обнаруженного вне ее пределов. Несмотря на то что к середине I века н. э. в Фанагории уже была еврейская община, теоретически в 51 году н. э. синагога могла находиться и в другом месте города: ведь почти все остальные синагоги Европы были созданы уже после падения Второго храма.
Если же будут найдены однозначные археологические доказательства, что синагога существовала до 70 года н. э., она окажется, пожалуй, древнейшей в Европе (потому что далеко не все исследователи согласны с тем, что предположительно древнейшая синагога Европы в городе Остия в Италии была основана в I, а не во II веке н. э.).
По мнению археологов, синагога была разрушена в результате колоссального пожара середины VI века н. э., когда, по сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, Фанагория была разграблена и сожжена варварами.
Какое‑то время спустя еврейская жизнь в городе вновь возродилась. По сведениям византийского историографа Феофана Исповедника, в конце VII века н. э. «в городе Фанагории и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена». Исходя из этого свидетельства, можно предположить, что евреи были одной из самых крупных общин города и в хазарское время, после разрушения синагоги.
Кошерное вино две тысячи лет назад
Сам раскоп с синагогой представляет собой квадрат примерно в 200 квадратных метров, глубиной около 5 метров.
Раскопаны не только синагога, но и хозяйственная постройка, которая была крыта черепицей (там обнаружены ямы для хранения продуктов, обложенные водоотталкивающими материалами, и археологи предполагают, что в них могли храниться продукты, использовавшиеся для общинных трапез), а также винодельня, где производилось кошерное вино.
От последней сохранились руины помещения, в котором виноград давили ногами, а то, что оставалось, додавливали с помощью каменного пресса, также найденного археологами. Виноградный сок стекал в выложенную камнем цистерну, откуда его вычерпывали и разливали в амфоры.
За хозяйственной постройкой можно видеть некое пустое пространство: как предполагают археологи, здесь был сад, сохранились зарытые в землю кувшины‑пифосы для полива растений. За садом, возможно, располагалась миква. Но, как отмечает Владимир Кузнецов, говорить об этом с уверенностью невозможно: пустошь упирается в стенку раскопа, и миква, если она там располагалась, остается в нераскопанной части города, как и значительная площадь еврейского квартала.
Михаил Кизилов дополняет рассказ о находках:
Ценнейшие находки были обнаружены не только внутри синагоги, но и снаружи, что неудивительно: молитвенные дома всегда располагались в центре еврейского квартала, а сами еврейские кварталы, как правило, находились в центральной части нееврейского города. Археологами обнаружены несколько надгробий с изображениями таких еврейских символов, как семисвечник, лулав (пальмовая ветвь) и шофар (ритуальный рог).
Следует отметить, что в общем и целом на территории азиатской стороны Боспорского царства (в станице Тамани, поселке Сенном и поселении Вышестеблиевская‑11) в результате многолетних раскопок найдено более 200 подобных надгробий с надписями на иврите, аналогичной культовой символикой и различными дополнительными эпиграфическими знаками. К сожалению, все эти памятники были найдены уже во вторичном использовании, а потому датируются широким диапазоном от II до IX века н. э.
Для сравнения, на территории всей Европы надгробий‑стел этого периода обнаружено крайне мало.
В слое, расположенном над синагогой и датируемом хазарским временем (VII–IX века), было найдено несколько амфор с так называемыми дипинти (надпись краской) с изображением семисвечников, а также свинцовая печать, которую израильский исследователь Шауль Шакед прочитал как «Йа[хве] це[дек]». Нам, впрочем, это прочтение представляется неверным. Предложить свою расшифровку надписи возможно будет по получении качественных фотографий и прорисовок печати.
О драматических событиях в истории фанагорийской синагоги напоминает тот факт, что около нее найдено множество каменных ядер из метательных машин (палинтонов). Вероятно, фанагорийцы пытались укрыться от каменного дождя за ее стенами.
Как подчеркивает Владимир Кузнецов, еврейская община Фанагории в I–VI веках н. э. была богатой и процветающей. Об этом свидетельствуют и местоположение синагоги в престижном районе города — на пересечении двух главных магистралей, и роскошные украшения: мраморные меноры в городе, лежавшем на самом краю тогдашней ойкумены.
В Научном центре «Фанагория» член археологической экспедиции, ученый‑нумизмат Михаил Абрамзон продемонстрировал мраморные осколки этих трех менор размахом до 1,2 метра и практически целую подставку для одной из них. Мрамор этот явно не местный, а значит, камень — или, что более вероятно, уже готовые меноры — везли в Фанагорию из Греции или Малой Азии. Оттуда же в синагогу привезли и полукруглый сигмовидный мраморный стол для чтения Торы, и красивую капитель колонны. Подобный импорт позволить себе могла далеко не каждая община.
Михаил Абрамзон рассказал и об обнаруженных под полом синагоги медных монетах, которые, по его словам, разбрасывали «на счастье» около бимы, скамей и порога при основании синагоги, перед укладкой пола. Он продемонстрировал каменную крышку бывшего деревянным ящика для цдаки. Сам ящик был разбит. Но крышка и кучка монет — полустертых медных боспорских статеров — сохранились.
Раввин Краснодара и Краснодарского края Менахем‑Мендл Лазар прочел у стен синагоги псалом Давида. Он сказал членам своей общины, прибывшим в Фанагорию на экскурсию: «То, что мы здесь видим, подчеркивает: свет всегда остается светом и хорошие вещи сохранятся. Евреи сегодня молятся так же, как и тысячи лет назад. Предметы, которые здесь находят, и сейчас есть в синагогах. Ценности, которые были у наших предшественников, есть и у нас. Это говорит о том, что истина не подчиняется времени».
Синагога: что дальше?
Первые же сообщения о раскопанной в Фанагории синагоге вызвали заинтересованные и эмоциональные отклики историков и археологов.
Израильский археолог Яна Чехановец:
Ранний слой синагоги в Фанагории, датирующейся, по мнению археологов, I веком н. э., — это настоящая сенсация. Таких ранних построек и в Израиле сохранилось совсем немного. Вообще, история еврейской общины Боспорского царства чрезвычайно интересна и мало изучена. Так что все новые археологические находки Фанагории — это новое поле для исследователей.
Голда Ахиезер, доктор исторических наук, профессор Ариэльского университета в Израиле:
Развалины здания синагоги и многочисленные артефакты (мраморные семисвечники, эпиграфические материалы на греческом языке и иврите, манумиссии, изображения еврейских символов на амфорах и т. д.), найденные в процессе раскопок Фанагорийской археологической экспедиции Института археологии РАН, являются одним из важнейших открытий, сделанных российскими археологами за последние десятилетия.
Наталья Кашовская рассуждает о возможных направлениях исследований:
Заключение Владимира Кузнецова, что найденная синагога, судя по археологическим данным, существовала в Фанагории уже в I веке н. э. и погибла в пожаре в VI веке н. э., делает ее открытие более значительным, нежели просто признание, что это древнейшая синагога в России. Нам только предстоит на этом примере и других известных, античного времени, подобных синагогах, понять, как здесь, на далекой периферии греко‑римского и иудейского миров, формировался синагогальный обрядовый культ; насколько он был подвержен трансформации; и какой прототип — храмовый или иной — лежал в его основе?
Голда Ахиезер продолжает:
[Синагога в Фанагории] и сопутствующие ей артефакты, в силу своей уникальности, существенно дополняют картину исследований аналогичных материалов из Крыма и ряда других регионов т. н. «Великой Греции». Важность этих исследований лежит в области еврейской, а также эллинистической, римской и византийской истории, культуры, ономастики, греческого языка и иврита. Они важны также для исследования архитектуры синагог, включая еврейские символы и элементы искусства. В сочетании с другими артефактами они представляют собой уникальный сравнительный материал, позволяющий воссоздать культуру и, отчасти, повседневную жизнь эпохи. Исследование данных артефактов проливает свет на историю отношений между еврейским, языческим и христианским населением, взаимовлияние между различными этническими группами.
Михаил Кизилов говорит о роли археологического открытия, свидетелем которого он стал, в контексте еврейской истории:
Не вызывает сомнений, что это древнейшая сохранившаяся синагога на территории России. На территориях еврейского рассеяния, то есть в диаспоре, таких памятников совсем немного: по разным оценкам, не более 15.
Из наиболее близких географически аналогов можно вспомнить херсонесскую синагогу (полностью разрушена в конце IV или первой половине V века н. э.), а также остатки строения II–VI веков н. э. на территории поселения Вышестеблиевская‑11, которое исследователи С. Кашаев и Н. Кашовская интерпретировали как культовое иудейское сооружение (молельню) . Впрочем, оба этих памятника не имели такой богатой утвари и специфически еврейских культовых предметов, как фанагорийская синагога.
Среди других памятников этого периода в диаспоре можно выделить следующие синагоги: в городе Пловдив (Филиппополис, III–V века н. э.), в городе Остия в Италии (I/II–V века н. э.), в городе Стоби в Македонии (III век н. э.), предполагаемую синагогу II века н. э. в городе Делос в Греции, в городе Саранда (Онхесм) в Албании (IV–VI века н. э.), в городе Сардис в Турции (III–V века н. э.), знаменитую Дура‑Европос в Калат‑эс‑Салихия в Сирии (III век н. э.) и несколько других.
По ряду типологических черт фанагорийская синагога похожа также на ранние синагоги в Эрец‑Исраэль (в Магдале, Эйн‑Геди, Модиине, Кирьят‑Сефере и др.).
Все это делает фанагорийскую синагогу редким архитектурным памятником мирового значения, уникальным для России и ее многонациональной истории. Не вызывает сомнений, что посетить руины древнейшей синагоги в ближайшие годы потянулись бы тысячи отечественных и зарубежных туристов, если бы не одно «но».
А именно: по правилам археологических исследований синагогу в 2025 году собираются разобрать для того, чтобы продолжить раскопки более ранних слоев городища, расположенных непосредственно под зданием синагоги.
Действительно, на презентации проекта в Фанагории археологи рассказали, что руины синагоги и прилегающего к ней квартала можно видеть лишь до июня 2025 года, когда начнется новый сезон раскопок, и, в его рамках, эти руины археологи собираются разобрать. В дальнейшем предполагается показывать лишь 3D‑модель синагоги.
Археолог Яна Чехановец в интервью «Лехаиму» в свое время рассказывала об ответственной и очень драматичной практике принятия решений в этой сфере: «Каждый раз надо решать: разбирать и двигаться дальше или останавливаться <…> Решение принимает сам археолог, если он опытный. [Порой] собирается консилиум. Приглашают коллег и вместе обсуждают, после чего принимается решение <…> Сегодня подход такой: не надо пытаться докопаться до всего. Раньше же древние города пытались раскопать полностью. А теперь говорят: “Мы видим в перспективе 150 лет научной археологии. И как мы жалеем, что в 1950‑х годах раскопали этот памятник в таких объемах. Мы сегодня гораздо умнее, у нас лучше технологии, появились естественнонаучные подходы, которые позволяют собрать колоссальное количество информации, о которой в 1950‑х годах и мечтать было невозможно. Разработана керамическая типология…” А они уже уничтожили большой кусок. Поэтому мы стараемся копать меньшими площадями. И если нет необходимости, то вглубь далеко не уходим» .
Михаил Кизилов поддерживает такой подход к раскопанной в Фанагории синагоге:
Фанагорийскую синагогу, учитывая ее уникальный статус, совершенно необходимо сохранить: практически все из перечисленных зарубежных античных синагог (исключая те из них, которые были полностью перестроены в византийские церкви) дошли до наших дней и представляют собой туристические объекты. В качестве возможного решения и разумного компромисса синагогу можно либо разобрать и перенести на другое место — либо законсервировать на том месте, где она находится сейчас. И если перенос или реставрация требуют больших финансовых затрат, то консервация объекта или сооружение навеса стоят недорого.
Что получит Россия и еврейская цивилизация в случае сохранения/реставрации этой уникальной синагоги?
Туристический межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского царства», связывающий воедино античные памятники Таманского полуострова и Крыма, недавно был включен Ростуризмом в топ‑10 приоритетных проектов, ориентированных на въездной туризм. Учитывая обилие еврейских памятников эпохи античности и раннего Средневековья на этой же территории, очень перспективна организация аналогичного туристического проекта, связанного с древней историей еврейских общин. Такой проект может включать посещение Археологического музея в Тамани (с его уникальной коллекцией еврейских надгробий), хазарского квартала городища Гермонассы/Таматархи в Тамани, раскопок Фанагории с осмотром руин синагоги и выставки найденных в еврейском квартале предметов (хранящихся в Научном центре «Фанагория» в поселке Сенном). Туристический еврейский проект логично связать и с Крымом, где в Керчи, Севастополе, Симферополе и Бахчисарае находятся многочисленные еврейские памятники того же периода. Они включают еврейские надгробия, жилые кварталы, музейные экспозиции и др.
Следует отметить, что на спасение синагоги остается совсем немного времени: в теории ее демонтаж запланирован на следующий археологический сезон, а в действительности может начаться еще раньше. В случае если фундамент синагоги будет оставлен без консервации на зимнее время, памятник неизбежно пострадает от морозов и непогоды.
Наталья Кашовская подчеркивает значимость решения археологов:
Перед нами сложнейшая задача: поддаться искушению археолога копать дальше или, наследуя прошлое, оценить приоритетность археологического контекста в общеисторическом понимании: археология позволила прикоснуться к материальному воплощению нового религиозного сознания: неустойчивость зарождаемого фарисейства с его верой в бессмертие, воскрешение и воздаяние культа, как эти философские воззрения воплощались в законченное религиозное учение <…> Фанагорийская синагога обнаруживает еще один способ жизни в диаспоре: в планировке, соотношении во внутренней планировке помещения молельной и ритуальной зон намечается сочетание храмового прототипа и общественных функциональных нужд. Переселенцы‑иудеи на периферии античного мира активизировали появление смешанных синкретических и квазипрозелитических культов с элементами иудаизма или на его основе <…> Надеюсь на музеефикацию обнаруженного комплекса в его историческом контексте.
Голда Ахиезер, говоря о необходимости сохранения фанагорийской синагоги, подчеркивает в этой связи российские научные традиции:
Россия имеет на своей территории важнейшие памятники мировой культуры. Значимость их сохранения для мировой цивилизации хорошо понимала еще Екатерина II после присоединения Крыма и Новороссии к России, а также последующие российские императоры, ставившие целью заботу об этом наследии, собирание артефактов, проведение археологических работ и академических исследований с их последующей публикацией. Для этих целей ежегодно выделялся особый бюджет, а по ходатайству новороссийского генерал‑губернатора графа М. С. Воронцова в 1839 году в Одессе было создано Общество истории и древностей, музей Общества, а также специальный журнал — «Записки Одесского общества истории и древностей» (ЗООИД, 1844–1919).
Остается выразить надежду, что те, от кого зависит сегодня спасение этого уникального памятника, последуют примеру предыдущих поколений и не только не допустят его разрушения, но и возьмут на себя заботу о его сохранении.
Отклики от историков и археологов, неравнодушных к будущему уникального памятника, раскопанного на Тамани, продолжают поступать в редакцию «Лехаима» по мере того, как распространяется новость об этом открытии. Будем ждать решения археологов.
Марк Крамаровский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, начальник Старокрымской археологической экспедиции:
Найденная в Фанагории синагога представляет собой уникальный памятник синагогальной архитектуры, равного которому нет на территории России. Памятник непременно должен быть сбережен.