Университет: Актуалии,

«Фрида Абрамовна была совершенно не похожа на бойца, красивая, нежная, трогательная»

Ольга Розенблюм 19 августа 2015
Поделиться

16 марта, полгода назад, Фриде Абрамовне Вигдоровой исполнилось бы 100 лет. К этой дате было опубликовано несколько посвященных ей интервью, а в июне в «Мемориале» прошел вечер памяти: о ней, о событиях полувековой давности — статьях, книгах, деле Бродского — говорили Софья Богатырева, Алексей Симонов, Анатолий Найман, Яков Гордин, Татьяна Долинина.

О Фриде Вигдоровой (1915–1965) говорят, прежде всего, в связи с делом Бродского: что она записала два суда над ним, что эти записи ходили в самиздате, были опубликованы на Западе, что благодаря тем публикациям и письмам в его защиту Бродский раньше вернулся из ссылки.

Все это так, но немножко несправедливо по отношению к ней: она очень много успела до 1964 года, до того суда.

 

lech281_Страница_20_Изображение_0001Мне кажется, я не встречала человека, поправлюсь — не встречала женщины более неотразимой. <…> Начать с ее внешности — Вы, конечно, знаете портреты, фотографии, боюсь, они мало что передают. Она была маленького роста, метра полтора, наверное, аккуратная головка, мальчишеская стрижка и лицо, в котором мерцали сосредоточенность, серь­езность, достоинство и лукавство. И это все было видно одновременно.

 

Это воспоминание Софьи Богатыревой очень похоже на то, что сказала Ирина Емельянова, тогда студентка Лит­института, которой позже, после ее возвращения из лагеря, Вигдорова помогала с пропиской и досрочным осво­бождением ее матери, Ольги Ивинской (оба разговора опубликованы в этом марте к юбилею Вигдоровой):

 

Фрида Абрамовна встала. Я тогда впервые ее увидела, такая стрижечка, знаете, у нее была молодежная. Она была очень привлекательная, стройная, прекрасно говорила. И она им очень здорово дала отпор, показала… по‑моему, она показала удостоверение корреспондента «Комсомольской правды»… Что она корреспондент, а корреспонденты молодежной газеты имеют право присутствовать на комсомольских собраниях, чтобы знать жизнь молодежи.

 

Речь идет о собрании осенью 1958 года в Литературном институте, где должны были исключать двух студентов, молодых поэтов, и куда Вигдорова пришла записать то, что будет сказано.

Это и было то, что она делала, и это и была журналистика в своем основном качестве — а на рубеже 1950–1960‑х немного было журналистов, так понимавших свою профессию. Вигдорова, уволенная в 1948 году из «Комсомольской правды» в период борьбы с космополитизмом и позже никогда штатно в газетах не работавшая, постоянно тем не менее публиковалась в основных тогда газетах — и в той же «Комсомольской правде», и в «Известиях», и в «Литературке». И в этих основных газетах ее ниша была — приехать, поговорить, посмотреть, записать и опубликовать.

Так и сложилось постепенно: почему не пригласить Вигдорову на собрание, где будут исключать из комсомола, если она добьется публикации статьи на такую тему? Или, наоборот, пожертвует потраченными силами и временем и не станет делать публикацию, чтобы не навредить, если и до публикации ситуация разрешилась?

На вечере памяти Вигдоровой, прошедшем 2 июня в «Мемориале», о том собрании в Литинституте вспоминал Алексей Симонов — его, тоже журналиста, в отличие от Вигдоровой, туда не пустили. Другая его история, связанная с Вигдоровой, — об исключении из ВГИКа нескольких студентов за капустник, записанный дома на магнитофон и стертый с магнитофона — так, что степень криминальности того, что в нем было, восстановить уже было нельзя. А если б было можно — не за что было бы исключать. И это тоже история ненаписанной статьи: важнее были люди, и, как писала одна из участниц этого капустника Наталья Небылицкая (в то время Вайсфельд), нужно было «не дать задушить их в углу» (см.: Две женщины и один донос // Новая газета. 6 ноября 2013 г. № 124), разобраться, поддержать и помочь вернуться во ВГИК.

О том, как воспринимались статьи Вигдоровой, говорила в недавнем интервью Софья Богатырева:

 

…Каждый раз, когда появлялась ее статья, это были радость и удивление для нас: мы узнавали, что те чувства, которые мы испытываем, наше отношение к жизни, порядочность — все такие элементарные вещи — они существуют не только внутри нашего дома, они могут быть сказаны вслух и, главное, услышаны.

Я до сих пор помню ее статью <…> это было комсомольское собрание, где кого‑то исключали из комсомола, где она приводила слова какой‑то девушки: «Это хорошие, добрые люди». И она говорила о том, что это понятие, понятие доброты, — потому что все были недовольны тем, как эта девушка проштрафившихся студентов защищала, — что это понятие было скомпрометировано.

 

В той статье, опубликованной в «Литературной газете» через полтора года после обсуждения в Литинституте двух молодых поэтов, речь шла как раз о них (а девушка — защищавшая их Ирина Емельянова): отказавшись от публикации всего материала, Вигдорова все равно старалась протащить в печать записанное ею.

И ей многое удавалось опубликовать. В ее романах вдруг мелькали намеки на репрессии, на Холокост — в 1950‑х, в начале 1960‑х, когда каждая такая деталь читателями замечалась.

В ее недавно опубликованном материнском дневнике («Девочки»), который она вела в годы, когда многие боялись делать записи, — с 1937‑го по 1955‑й — видна не только семья, видна эпоха. Например, поразительная деталь: зимой 1953 года Вигдорова обсуждает со старшей дочкой, Галей Кулаковской, которой скоро получать пас­порт, какую национальность она себе запишет: благодаря отцу она может записать себя как русскую. А та говорит: это все равно что во время газовой атаки схватить единственный противогаз. В романы, в дилогию «Семейное счастье» и «Любимая улица», куда вошло очень многое из дневников, такой эпизод внести было невозможно. И тем не менее: эта дилогия была чуть не единственной книгой не в самиздате, где говорилось о «деле врачей», хотя педалировать еврейскую тему было в то время никак невозможно.

Очень были любимы и другие ее романы — трилогия о детском доме и самый первый, о школе, «Мой класс». На вечере Надежда Шапиро, чей учительский опыт намного превышает преподавательский опыт Вигдоровой, говорила: в нем масса педагогических коллизий, всегда актуальных. Как доверять ребенку? Как обвинять ребенка, даже если точно знаешь, что виноват?

Школа, проблемы детей, родителей, учителей, студентов — все это было и в прозе, и в статьях Вигдоровой. Татьяна Долинина на вечере сказала: никто не упомянул до сих пор важную вещь — дело не только в том, что Вигдорова была первым (единственным? первым?) журналистом, так понимавшим тогда свою профессию. Дело еще в том, что она в так понятую профессию журналиста втягивала других — Ольгу Чайковскую, Руфь Зернову, Наталью Долинину. И это, добавим, создавало очень важное поле, пространство журналистики, в котором обсуждались тенденции (почему доброта понята так извращенно — как комсомольская, как идеологически правильная доброта?) и разбирались частные случаи (почему нельзя было студенту дать работать в той лаборатории, в которой ему было интересно работать, — именно этому студенту?).

И все это было, и было любимо, и было читаемо, и было известно, когда весной 1964 года люди начали передавать друг другу сделанную Вигдоровой запись суда над Бродским. На вечере Эдуард Безносов сказал: это был первый самиздат, который он взял в руки (1965 год), и эта запись пробуждала в нем, старшекласснике, гражданское чувство, как его пробуждали «Былое и думы» Герцена.

Павел Литвинов, говоривший после, сказал, что первая часть его выступления была бы как раз про это пробуждение гражданского чувства: он тоже прочел ту запись в 1965 году, и из нее выросли подготовленные им записи судов над диссидентами и запись уже его собственного суда, опубликованная Натальей Горбаневской в книге «Полдень». Это и было начало правозащитного самиздата: он, собиравший позже и публиковавший документы, связанные с судами, увидел в этой записи документальную вещь, производившую впечатление так сильно, как это делает художественное произведение (Анатолий Найман сказал: впечатление античной драмы).

Вигдорова просто сделала тогда то, что умела делать, то, что делала многие годы. Но опубликовать записи суда в отечественной прессе она не смогла и решилась передать их за границу. Привычное и многажды отработанное привело ее к тому, что стало началом для других.

Софья Богатырева в записи, прозвучавшей на вечере, вспоминала, как Вигдорова у них дома, вскоре после суда над Бродским, читая свои блокноты, дошла до того места, когда у нее хотели их отобрать: «Я встала во весь свой рост и сказала: “Попробуйте!”»

Слова Анатолия Наймана: «Главное впечатление, которое производила Вигдорова, — ясность».

Слова Якова Гордина: «Красивая, нежная, трогательная женщина, совершенно не похожая на бойца».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.