Алексей Мокроусов 8 июня 2015
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Аркадий Шайхет. Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград. Осень 1942. Оригинал: архив М. Жотиковой‑Шайхет[/phead]
[part]

«Военным фотографам посвящается»

Москва, Дом фотографии (МАММ),

до 14.6

Собравшая хрестоматийные снимки военных лет выставка — продолжение своеобразной презентации нового тома из серии «Россия. ХХ век в фотографиях: 1941–1964» (снимки послевоенной поры и «оттепели» показывали зимой). На Остоженке много известного, от устрашающей безлюдием работы Эммануила Евзерихина «Фонтан “Детский хоровод”. Привокзальная площадь. Сталинград. 23 августа 1942» (дети водят хоровод вокруг крокодила посреди разрушенной площади) и «Комбата» Макса Альперта (1942) до «Атаки» и «Горя» Дмитрия Бальтерманца. Некоторые снимки, как «Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград. Осень 1942» Аркадия Шайхета выглядят шедеврами фотоавангарда.

Помимо МАММ, экспонаты предоставили другие музеи и частные коллекции. Биографии фотографов рассказаны на 16 видеомониторах, где также демонстрируется военная кинохроника. Есть и портреты самих героев — того же Шайхета посреди разрушенного Сталинграда, снимающего с аэроплана Марка Редькина, дошедшего до Будапешта Анатолия Егорова.

[/part]
[phead]Владимир Конашевич.Иллюстрация к книге В. И. Даля «Старик‑годовик». 1958–1959.Частное собрание[/phead]
[part]

«Сказочники»

Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина,

до 28.6

В двух залах Отдел личных коллекций ГМИИ показывает советскую книжную графику 1920–1980‑х годов. В центре выставки — Владимир Конашевич, повлиявший на московский нонконформизм, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Олега Васильева и Виктора Пивоварова. Их творчество также показывают на Волхонке: так, из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина представлены десять иллюстраций Кабакова к книге Евгения Мара о химии и технике «Что из чего» и к технической энциклопедии Анатолия Маркуши «А Б В…».

Интерес к науке повлиял на стиль концептуалистов. Доказательство — рисунки Конашевича к научно‑медицинскому изданию 1946 года «Атлас переливания крови». Работа над ним завершилась еще в 1943‑м, но выйти столь необходимая в годы войны книга смогла лишь после Победы.

Если успеете, посмотрите на Волхонке и очередную выставку цикла «Книга художника» (до 5 июня). Борис Фридман представляет красоты своей коллекции: на этот раз графику Жоана Миро к стихам Рафаэля Альберти и Антони Тапиеса к «Римским элегиям» Иосифа Бродского (кстати, посвященная Бродскому выставка проходит до начала июня в московской галерее «Беляево»).

Среди других выставок иллюстраций в Москве — «Эти девочки не живут на улице Данте» в Доме Остроухова (до 21 июня). Под таким названием Литмузей показывает принципиально различные по атмосфере работы Алексея Бобрусова к стихотворению Даниила Хармса «Одна девочка сказала: “Гвя”…» и к рассказу Исаака Бабеля «Улица Данте». Московский художник (он родился в 1954‑м) выполнил их для иерусалимского издательства «Филобиблон» (издатель Леонид Юниверг), выпустившего книги библиофильскими тиражами в 200 и 175 экз. соответственно (Хармс печатается одновременно на русском, английском и иврите). Публикация рассказа Бабеля, созданного в пору творческого кризиса, когда автор мучительно искал сюжеты, сопровождается статьями‑комментариями Елены Погорельской и Александра Жолковского.

[/part]
[phead]Михаль Ровнер за работой над проектом «Маком II». 2007–2008[/phead]
[part]

«Панорама»

Лондон, Галерея Расе,

до 14.6

Михаль Ровнер — одна из самых интересных художниц Израиля. На Венецианской биеннале 2003 года к павильону с ее видеоработами, населенными мириадами человеческих фигурок, выстраивались очереди.

Ровнер занимается скульптурой, рисунком и инсталляциями, в прошлом году в старейшем в мире театре Сан‑Карло в Неаполе прошла премьера «Трубадура» Верди с ее декорациями, а последние девять лет художник работает над монументальным проектом «Маком» («Место»), в котором использует камни из разрушенных еврейских и палестинских домов Иерусалима, Вифлеема, Хайфы, Галилеи, приграничных пространств Израиля и Сирии.

На нынешней выставке (всего персональных в ее биографии более 60) показывают мультиэкранное видео, лишенное, как обычно у Ровнер, формального сюжета и потому особенно завораживающее.

[/part]
[phead]Марк Шагал. Фрагмент гобелена «Сотворение». 1964. Коллекция «Мобилье насьональ». © Isabelle Bideau[/phead]
[part]

Ковры Шагала

Ницца, Музей Шагала,

до 22.6

О сотрудничестве с парижской фабрикой гобеленов Шагал задумался еще в 1950‑х. Но осуществить мечту ему довелось лишь в 1963 году, когда он начал работу над ковром для здания кнессета в Тель‑Авиве.

Всего после войны по его эскизам было создано 20 ковров. В коллекции Национального музея Шагала в Ницце хранится лишь один, «Средиземноморский пейзаж». Он представлен среди 12 ковров и 12 оригинальных произведений Шагала, ставших их основой. Выставка, впервые в истории музея представляющая «тканого Шагала», требует осмотра всех залов: она «растворена» в основной экспозиции.

[/part]
[phead]Фрагмент экспозиции «Они снимали кино» в Музее Великой Отечественной войны в Москве[/phead]
[part]

«Они снимали кино»

Москва, Музей кино в Центральном музее Великой Отечественной войны,

до 28.6

Небольшая, всего четыре зала, но интересная выставка посвящена фронтовым кинооператорам и их оружию, кинокамерам и киноаппаратам. На Поклонной горе показывают и уже устаревшие к началу 1940‑х камеры «Аймо», и созданный Александром Медведкиным «кинопулемет» (в его основе — американская авиационная узкопленочная камера), и ЯУФ — ящик упаковки фильмокопий.

Открывается экспозиция списком известных на сегодняшний день имен операторов — их более 260. Половина из них были ранены, четверть погибли. В списках — Сергей Урусевский, студенты ВГИКа, выросшие из любителей профессионалы — Михаил Лифшиц и Ефим Лозовский, Зусман Рогозовский и Михаил Слуцкий, Абрам Хавчин и Аркадий Шафран…

У некоторых — А. Альберт, Я. Блюмберг, А. Воронцов — до сих пор не раскрыты инициалы, у других (Гизо, Гольдин, Деревянко…) инициалы неизвестны вовсе. Научный консультант выставки Валерий Фомин говорит, что выставка — лишь часть большого проекта, который предполагает также издание книги и компакт‑диска с более чем тысячью оцифрованных монтажных листов.

[/part]
[phead]План Вены в 3000 году. Выполнен для бала в Доме художника. Мастерская профессора Зигфрида Тайса. 1933. © Archiv Künstlerhaus[/phead]
[part]

«Вена. Жемчужина Рейха»

Центр архитектуры Вены,

до 17.8

Развитие города и национал‑социализм — сюжет выставки, носящей подзаголовок: «Планы для Гитлера». Он связан с новым видением австрийской столицы после аншлюса: границы были изменены, и Вена оказалась крупнейшим по площади и шестым по населению городом увеличившейся Германии. Другим, идеологическим и помпезным, должен был стать и ее облик.

Новые планы осуществляли архитекторы, в большинстве своем вступившие в нацистскую партию задолго до аншлюса, их антисемитизм не был секретом и после поражения нацизма. Многие из них без проблем продолжали профессиональную карьеру после 1945 года — об этом вспоминает в интервью, публикуемом в каталоге (на выставке оно представлено как видеофильм), Клаус Штайнер, изучавший в 1960‑х архитектуру в Высшей технической школе Вены.

Неудивительно, что архитекторы‑евреи эмигрировали из Австрии куда могли, от США и Тель‑Авива до Бразилии и Австралии. Так, Виктор Лурье (1883—1944) уехал в 1938‑м в Китай. Другим повезло меньше. Ученица Йоханнеса Иттена — причем и в Вене, и в Баухаузе — Фридль Дикер‑Брандайс (1898—1944) погибла в Освенциме, ее коллега Юлиус Корнвайц (1911—1944) — в Маутхаузене. В самой Вене и ее пригородах располагались 13 филиалов концлагеря, где занимались военным производством, в том числе сборкой моторов. Еврейская же среда в городе уничтожалась планомерно; на выставке показывают любительские съемки, запечатлевшие сцены бойкота еврейских магазинов в конце 1930‑х. Есть здесь и публикации той поры, где об обаятельных еврейских кварталах района Леопольдштадт (2‑й и 20‑й округа) писали: «Сохранять не стоит». К счастью, история распорядилась иначе.

[/part][/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Памяти Джорджа Берси, хирурга-новатора и пионера лапароскопии 

Берси, венгерский еврей, едва избежал депортации в Аушвиц, прежде чем стал работать хирургом в Будапеште после Второй мировой войны. Он бежал из Венгрии после антикоммунистического восстания 1956 года и в итоге поселился в США. Применив изобретательность ремесленника к практике хирургии, он модернизировал ее таким образом, что уменьшил боли и осложнения для пациентов и позволил врачам видеть тело такими способами, которыми раньше они никогда не могли его видеть

По «израильской визе»

Все последующие места жительства окажутся для Бродского лишь условным домом. Во всех географических точках он будет подсознательно воссоздавать для себя тот же «модуль существования». Родители в аэропорт не поехали. Для них это было слишком больно и тяжело. Тогдашняя волна эмиграции уезжала в один конец, без обратного билета, с отказом от советского гражданства

Как в Албании евреи были спасены от нацистов местным населением

«Албанцы прятали евреев независимо от того, откуда они приехали, были они богаты или бедны». В Албании во время Второй мировой войны нашли убежище около 3 тыс. евреев из других стран. «Во времена коммунизма никто не говорил о Холокосте. Эту тему не преподавали в школе. И после падения режима в 1990-х годах это все еще было неизвестной страницей истории»