Йом Кипур

Таинство брака

Йосеф Якобсон 4 октября 2015
Поделиться

Настоящие
«Американские горки»: романтика, любовь, ссоры и, наконец,
отчужденность.
В каждом поколении бывали советчики,
рекомендовавшие
супругам развестись,
а иные даже объявляли
жениха мертвым!

Если Б-г совершенен, как утверждает иудейская религия, что побудило Его создать вселенную? Какую пустоту хотел Он заполнить?..

Еврейский мистицизм отвечает на это так: Б-г желал, чтобы состоялся брак. Для брака необходим кто-то, принципиально отличающийся от тебя самого, с кем ты разделишь свою жизнь, и это будет союз мужа и жены. Б-г избрал своей невестой человечество.

Что это вышла за супружеская жизнь? Настоящие «Американские горки»: романтика, любовь, ссоры и, наконец, отчужденность. В каждом поколении бывали советчики, рекомендовавшие супругам развестись, а иные даже объявляли жениха мертвым! Между тем отношения сохранялись, поскольку оба партнера органически чувствовали, что принадлежат друг другу. Когда сброшены все покровы, человек жаждет союза с Б-гом…

Каббала учит, что цикл наших праздников – это ежегодно происходящий космический брачный союз между Б-гом и человечеством. Пять ключевых духовных моментов этого праздничного цикла соответствуют основным фазам общепринятого ухаживания и брачного союза. Праздники зовут нас пережить этот процесс снова и снова и обновить отношения с Б-гом.

По еврейскому календарю месяц элул предшествует Рош а-Шона и Йом Кипуру. Этот месяц, начинающийся обычно в сентябре, у хасидов называется «временем, когда Царь выходит в поле, чтобы встретиться со своим народом, и ласково и нежно приветствует своих подданных», выказывая радость от встречи с ними. Мы, в свою очередь, «открываем свои сердца Б-гу, это время дает нам возможность Его узнать».

Спустя четыре недели, в канун праздника Рош а-Шона, Б-г делает предложение…

… Мир приходит в состояние замешательства, говорит знаток Каббалы раввин Ицхок Лурия. «В канун Рош а-Шона, – пишет он, – Духовное Сознание, одухотворяющее вселенную, как бы ослабевает. Великие еврейские мистики в ночь под праздник Рош а-Шона в буквальном смысле слова чувствовали физическую слабость, дурноту».

Все сущее создано ради этого предложения – вступить в брак. Если мы ответим Ему отказом, значит, все было напрасно. Весь Космос ждет нашего решения…

Утром в праздник Рош а-Шона на Земле раздается пронзительный звук – призыв шофара. Этот простой зов выражает горячее стремление человека слиться с Б-гом. Решение принято – наш ответ гласит: «Да!»

Наступает день свадьбы, Йом Кипур, который в Каббале называется «временем единения» – космические жених и невеста навек соединяются брачными узами.

Согласно еврейской традиции в день свадьбы жених и невеста постятся. В тот день, когда мы соединяемся с

Б-гом, мы тоже воздерживаемся от пищи и питья.

Талмуд учит, что жениху и невесте в день свадьбы прощаются все грехи. Потому-то и Йом Кипур называется «Днем искупления».

Брачная церемония начинается волнующей мелодией молитвы Кол Нидре – так все клятвы и излишние пристрастия, которые опутывали нас и тянули вниз, мы лишаем силы. В эти знаменательные минуты мы стараемся освободиться от вредных привычек, отринуть всякую недоброжелательность, враждебность, гнев, зависть, страх…

Кульминационный момент традиционной еврейской свадебной церемонии – это уединение жениха и невесты в отдельной комнате (на иврите «хедер ихуд»). Кульминационный момент Йом Кипура – Нейла, заключительная молитва, называемая так, потому что, когда солнце дня Йом Кипура закатывается, то врата неба закрываются, и мы оказываемся внутри!

Во время молитвы Нейла душа каждого верующего сливается с Б-гом.

После того как жених и невеста выйдут их своей комнаты, начинается свадебный пир. После Йом Кипура мы вскоре оказываемся в семидневном празднике Суккот, который Тора называет «временем нашей радости».

Эти дни полны экстатического счастья; мы пируем, празднуя союз между Б-гом и Его народом.

Брачный пир окончен. Гости и родственники разошлись по домам. Осуществляя свой брачный союз, жених и невеста впервые вступают в интимные отношения; их жизни сливаются вместе – они становятся мужем и женой… После семи дней праздника Суккос наступает апогей праздничного сезона – Шемини Ацерес и Симхас Тойра, которые Каббала называет «временем полного сближения с Б-жественной сущностью». В эти дни – два буквально наэлектризованных дня, наша радость достигает пика. Б-г и Его народ сливаются воедино. Б-жественное семя посеяно в сердце каждого из нас.

Вот почему в праздник Шемини Ацерес мы читаем особые молитвы о ниспослании дождя. В интимной связи между небом и землей мать-земля впитывает капли дождя, способствующие произрастанию семян; и в надлежащее время она родит своих детей – растения.

Медовый месяц подходит к концу, возбуждение несколько спадает. Отныне брак перерастает в заботу друг о друге, демонстрацию доверия и лояльности в повседневной жизни.

За осенними праздниками следует единственный месяц в еврейском календаре, в котором нет ни одного праздника, – это Хешвон, время, когда подлинно супружеские отношения с нашим партнером укрепляются в повседневной жизни. Сейчас мы открываем радость, порождаемую постоянной связью с Б-гом…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны