Джазовая солидарность

Владимир Мак 5 октября 2014
Поделиться

Фестиваль «Джаз на Красном море» всегда проходит в последнюю неделю августа, но программа обычно известна чуть ли не за год. И этот год ничем бы не отличался от других, если бы не война.

Это не первый затяжной военный конфликт, который пережил Израиль с 1987 года — даты основания Джазового фестиваля в Эйлате. Так что никто не удивился, когда стало известно, что кто‑то из музыкантов отказался сюда приезжать. И снова ситуацию спасли евреи — как когда‑то, почти четверть века назад, когда фестиваль состоялся в первый раз.

В 1980‑х Эйлат только собирался стать главным курортом страны — но портом он был давно. А в порту много места, и подсказали умные люди главному израильскому энтузиасту джаза, пианисту Дани Готфриду, что здесь можно сделать фестиваль — а залы выстраивать из корабельных контейнеров. Дело было за гонорарами, которых неоткуда было взять. Джаз — не самое коммерческое музыкальное искусство, он не собирает стадионы, если в афише нет знаменитостей. Чтобы они появились, требовались серьезные рекламодатели. Это сейчас на Эйлатском фестивале всё в рекламе «Кока‑колы» и «Фольксвагена», а в 1987‑м в фестиваль никто не верил.

Помню, как в 1996 году, на 10‑м фестивале, Дани Готфрид рассказывал: «Я пришел к американским евреям — джазменам — и попросил приехать и выступить бесплатно. Тогда приехали Майкл Брейкер, Мэл Льюис (Мелвилл Соколов, знаменитый барабанщик. — В. М.), Рэд Родни — его имя Роберт Чудник, а Паркер его переименовал в Родни (первый белый трубач среди лучших джазменов конца 1940‑х. — В. М.). Приехало много евреев со своими ансамблями. Был большой фестиваль, обративший на себя внимание, и для следующего уже нашлись деньги. А сейчас фестиваль, как говорится, “на карте”, немало фирм готовы ему помочь, и лучшие музыканты готовы на нем выступить».

Но прошло еще восемь лет. Война началась и несколько раз как будто заканчивалась. За это время от поездки на берег Красного моря отказались ведущий современный трубач Теренс Бланшар, один из лучших саксофонистов Маркус Стрик­ленд (каждый со своей группой) и молодая нью‑йоркская команда «Хакеры». К началу фестиваля поступило еще несколько отказов, но 28‑й Фестиваль «Джаз на Красном море» состоялся не просто в полном объ­еме — на мой вкус, реальная программа оказалась лучше объявленной.

Публика думает, что найти адекватную замену нереально. И журналисты так считают. Потому что так оно и есть на самом деле — во всех случаях, кроме, как оказалось, израильского. Руководители фестиваля, искусствовед Дуби Ленц и саксофонист Эли Диджибри, сразу после начала операции «Несокрушимая скала» стали получать письма от ведущих американских музыкантов. Те писали, что готовы приехать в Эйлат, поскольку понимают, что многие от приезда откажутся. Желающих оказалось больше, чем «отказников», а их авторитет и уровень даже обсуждать было неловко.

Саксофонист Ли Кониц, участвовавший в 1949 (!) году в записи эпохального диска «Birth of the Cool», пианист Ури Кейн и трубач Дэйв Дуглас — одни из самых интересных и нестандартных музыкантов в мире современного джаза. Первым, кто предложил фестивалю помощь, был замечательный саксофонист Дайна Стефенс, причем если Кониц, Кейн и Дуглас — евреи, то Стефенс — афроамериканец, и двигала им исключительно музыкантская и человеческая солидарность.

А все, кто не отказался от фестиваля, — музыканты мирового класса, некоторые — настоящие легенды. Три великолепные певицы, легендарный органист, виртуозный саксофонист, блистательное фортепьянное трио… О нем стоит сказать отдельно.

Биография пианиста Фреда Херша, стоящего во главе трио, зашкаливает от звездных партнеров: Джо Хендерсон, Арт Фармер, Стен Гец, Билл Фризер… Но более всего Фред любит играть сам. Он первый музыкант за 75‑летнюю историю знаменитого нью‑йоркского клуба «Village Vanguard», игравший целую неделю соло. С 2009 года Фред Херш не меняет партнеров, и это его трио — вместе с басистом Джоном Хебертом и барабанщиком Эриком Макферсоном — «Уолл‑стрит джорнал» назвала «одним из лучших ансамблей нашего времени». Журналисты склонны к преувеличениям, но после двух концертов трио Херша в Эйлате готов признать правоту журнала.

Если отсутствие громких звучаний у Херша большинство посчитало концепцией, то такое же отсутствие форте на концерте квартета Ли Коница многие объясняли солидным возрастом легендарного саксофониста. Но все, кто хорошо знаком с его творчеством, подтвердили, что Кониц тот же, каким был и 20, и 30 лет назад. В свои 87 он по‑прежнему играет настоящий сool, храня верность музыке, в создании которой когда‑то участвовал. Гениальный Майлз Дэвис первым внес в джаз активную роль паузы, доказав, что она не менее важна, чем нота, что она — тоже звук. Дэвис стал недоигрывать знаменитые фразы, предлагая пуб­лике стать частью джазового процесса и допевать про себя недостающие ноты. Я слышал это в записи, пока не попал на концерты Коница. Он играл в Эйлате дважды, в общей сложности около трех часов. Почти весь репертуар — вечнозеленые темы, «Body and Soul» сыграна дважды, но совершенно по‑разному, и все — мягким, изящным звуком, с полунамеками. Идеальные партнеры (молодые, если сравнивать с самим Коницем) — абсолютные единомышленники мастера.

Ури Кейн и Дэйв Дуглас показали программу, построенную на вокальной американской литургической музыке XVIII века. Прозрачный акустический дуэт фортепьяно и трубы, высочайшая музыкальная культура, настоящий свинг и убедительная трансформация старинного звучания в актуальное. Такая музыка не собирает толпы поклонников, но существует веками.

Дайана Шур (Дина Шор)

Дайана Шур (Дина Шор)

Дайана Шур (или Дина Шор, если вспомнить о ее еврейском происхождении) — еще одна из легенд. В младенчестве она ослепла, в детстве стала заниматься фортепьяно и вокалом. Мировая слава пришла в 1979 году, когда внимание на нее обратил знаменитый саксофонист Стен Гец. В Эйлате в этом году певица выступала в третий раз, и снова это был праздник.

Я хорошо помню, как впервые попал на Эйлатский фестиваль 22 года назад. Тогда между американскими и израильскими джазменами была пропасть. А сегодня израильтяне играют с американцами в Нью‑Йорке не просто на равных, но многие заняли прочное место в джазовой элите. Границы в джазе давно размыты — и фестиваль в Эйлате снова это подтвердил.

Одним из лучших концертов здесь стало выступление квинтета Омера Авиталя. Омер, сын выходцев из Йемена (тех самых, которые хотели костер в самолете разжечь, когда их везли в Израиль), один из лучших контрабасистов в Нью‑Йорке и в Тель‑Авиве — и одновременно блистательный композитор, чьи темы близки по мелодичности к 60‑м годам прошлого века. В его команде — трубач Авишай Коэн (не путать с тезкой — басистом, не менее знаменитым и в Израиле, и в Штатах), младший в семье великолепных духовиков, внешне страшно похожий на основателя сионизма Герцля, и Йонатан Авишай, сын французских евреев и воспитанник Арни Лоренса — замечательного американца, при­ехавшего в Израиль лет 20 назад. Еще в том же квинтете два американца — барабанщик Даниэль Фридман и саксофонист Джоэль Фрам. Последний сыграл в Эйлате за два дня четыре концерта — по два с Авиталем и с Дайаной Шур. И это не считая бесконечных ночных джем‑сейшнов, когда Фрам не уходил со сцены по три часа.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Игра по чужим правилам

Естественно, ни «освобождение Палестины», ни изгнание евреев из университетов целями не являются: наоборот, если бы евреев и Палестины не было, их пришлось бы придумать. Необходим конфликт, его необходимо поддерживать, развивать и периодически «приходить к компромиссу» на новом уровне, добиваясь все больших политических уступок в вопросах, напрямую с конфликтом не связанных...

Как семь дней творения

Особенно еврейского в книге ничего и нет — кроме отдельных характерных деталей да того, что событиям печали и понимания отведены здесь именно семь дней еврейского траура. Этого времени достаточно мало, чтобы уместившиеся в них события — главным образом внутренние для Евы — развивались плотно и интенсивно, и достаточно много, чтобы она вышла из этих дней с новым пониманием самой себя и своих отношений с близкими людьми.

В чем причины нынешнего скандала вокруг Ивана Ильина

В 1920-1930-х Ильин восхищался фашизмом. В 1928 году он написал программную статью «Русский фашизм», ключевая идея которой была такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».