Девятое ава

Суть еврейских праздников. Разрушение храма: удаление Шхины

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 14 августа 2024
Поделиться

Храм — центр всего

В центре траура Девятого ава стоит то событие, которое стало началом и символом всего, что случится впоследствии: разрушение Храма. Это не только еще один эпизод, деталь в долгом перечне наших бед, это ключ ко всем несчастьям еврейского народа, их смыслообразующая основа. Разрушение Храма превращает все случаи религиозных гонений, изгнаний, погромов и унижений из разрозненных исторических эпизодов в значимые элементы в рамках широкого контекста.

Храм был единственным местом, где служение еврейского народа Творцу носило всеобъемлющий характер, он являлся центром мирового еврейства, а главное, он был наделен уникальной святостью, являясь единственной сакральной областью, признаваемой иудаизмом. О том, в какой мере был важен Храм и сколь центральную роль он играл в жизни еврейского народа, можно судить хотя бы на основе беглого просмотра перечня заповедей. Менее половины из 613 заповедей Торы могут быть соблюдены после разрушения Храма (причем некоторые из них можно соблюсти лишь частично). Это относится и к областям законов Письменной и Устной Торы. Можно сказать, что большая часть всей системы иудаизма — мы подразумеваем не только те законы, которые имеют непосредственное отношение к Храму и храмовому служению, но всю совокупность заповедей, действий, запретов и обычаев — не может быть реализована после разрушения Храма. Это изменение общей конфигурации системы наглядно показывает, что произошло с сущностью иудаизма после разрушения Храма.

В Храме сходились все жизненные пути еврейского народа, и его отсутствие является изъяном всего нашего национального бытия. Разнообразные институты власти и духовные центры, создаваемые на протяжении еврейской истории, не смогли занять то основополагающее место в жизни народа, которым некогда обладал Храм. Даже центры изучения Торы, которые приобрели особую важность для всего народа после разрушения Храма, были, по сути своей, связаны с ним. Эта связь возникла не только в результате последовательности исторических событий: согласно Торе, законотворчество, носящее обязательный характер для всего народа Израиля, может осуществляться лишь на территории Храма. Поэтому именно там собирался Санѓедрин. Таким образом, разрушение Храма лишило народ Израиля той центральной оси, вокруг которой вращалась вся его религиозная и национальная жизнь, выстраивалось все еврейское бытие. Изгнание Шхины произошло не только на метафизическом уровне, но имело и весьма ощутимое историческое выражение. Отсутствие Храма означает потерю направления и смысла национальной жизни, превращение ее в беспорядочный поток событий.

Начало изгнания

Храм, когда он еще стоял на своем месте и весь народ знал, что «Г‑сподь обитает на Сионе» , являлся не только средоточием национальной жизни, он задавал ее направление, устанавливал отправные точки и цели. Это происходило несмотря на то, что многие евреи и тогда жили в диаспоре, а материальное и политическое положение в Стране Израиля оставляло желать лучшего. Пока Храм стоял на своем месте, евреи, жившие в других странах, были лишь диаспорой, обитавшей вдали от своих собратьев на родине. Потеря национальной независимости лишь немногим изменила это положение, поскольку народ Израиля в своей стране обладал независимостью лишь на протяжении кратких исторических периодов.

Существенное изменение наступило, когда был разрушен Храм. Тогда и возникло понятие «изгнание», с той поры берет свое начало ощущение сиротства. Еврейская диаспора, которая раньше имела единственный общий центр, словно осиротела с разрушением Храма. Теперь тяготы еврейского народа в разных краях перестали быть случайными, временными проблемами, подобными тем, что переживают другие народы, но стали постоянным изгнанием, «игом царств», довлеющим над евреями во всех странах, в том числе и в самой Стране Израиля.

Внутреннее значение Храма состояло в ниспослании всему миру в целом и народу Израиля, в частности, дара Б‑жественного присутствия, Шхины. Таким образом, непосредственным результатом его разрушения стало ее удаление из среды народа Израиля. Страдания еврейского народа на всем протяжении изгнания явились лишь внешним выражением этого процесса разрушения, новых ударов, наносимых народу, лишившемуся своей святыни, утратившему ось существования. Поэтому все беды и несчастья, приключившиеся с народом Израиля, в сущности, проистекают из гибели Храма. Во всех них сказывается экзистенциальная утрата и глубокая боль, вызванная удалением Шхины. То страдания народа, переставшего играть свою общую роль, распавшегося на отдельные, непрочные и уязвимые части.

Избавление — возвращение Шхины

Мидраш рассказывает, что в день Девятого ава, именно в момент разрушения Храма, родился Машиах . Этот мидраш является ключом к пониманию другого аспекта краха и избавления. Если основой всех постигших народ Израиля катастроф, в сущности, было разрушение Храма, что символизировало устранение Шхины, в центре грядущего Избавления будет стоять явление Царя‑Машиаха и ее возвращение. Нам уже недостаточно локальных изменений и исправления отдельных деталей. Возвращение народа на свою землю, обретение им политической независимости и даже построение Храма не смогут восстановить то, чему был нанесен столь тяжкий урон, восполнить пустоту, образовавшуюся в течение множества поколений. Это может исправить лишь полное избавление небывалой мощи, сопровождаемое явлением Машиаха.

Чтобы оправдать все, что произошло с еврейским народом в изгнании: страдание и сиротство, унижения и муки — недостаточно восстановить былой статус‑кво. Избавление должно достичь более высокого уровня и привести к тому, что все годы изгнания окажутся «спуском ради подъема» . Это Избавление, черпая из опыта двухтысячелетних страданий, сможет создать более высокий порядок бытия. Это и будет подобающим исправлением разрушения.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суть еврейских праздников. Сколько можно страдать?

Мы должны столь остро ощутить наши страдания в день Девятого ава, чтобы стало совершенно ясно, что нет никакой возможности и дальше выносить эти муки, что нам необходимо резко изменить свою жизнь. Чем сильнее будет эта боль, тем больше она будет напоминать нам о том, что наши проблемы носят не внешний, но внутренний характер

Суть еврейских праздников. Плач Ирмеяѓу

Эйха широко выражает страдание и боль, однако в ней присутствует и надежда. Такова сама сущность Эйхи — сгустка страданий, вопля, обращенного к Всевышнему. Сам по себе вопль, само по себе обращение к Нему и является основным источником утешения. Разразившаяся катастрофа была не результатом действия слепой силы, но карой Свыше. Пусть небесное наказание тяжко и невыносимо, все‑таки оно вызвано Провидением, определяющим судьбу народа. Пока мы верим в Него и в Его могущество, путь к возрождению открыт и мы не утратим надежды

Суть еврейских праздников. Память о катастрофе Девятого ава

Евреи вновь оказались в полном одиночестве, обнаружив себя в роли «козла отпущения» и объекта беспредельной ненависти и безразличия мира. Все образы древних поэм‑плачей вновь стали точным описанием действительности, отражающим особую еврейскую судьбу и передающим всю меру боли и разрушения... В еврейском календаре ни один день не способен лучше выразить суть происшедшего, чем день Девятого ава, День памяти о национальном бедствии, который из‑за своего содержания и своих обычаев стал подобен дню индивидуального траура