Девятое ава

Суть еврейских праздников. Сколько можно страдать?

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 13 августа 2024
Поделиться

День несчастий

В день Девятого ава произошли многие беды: разрушение Первого и Второго Храмов, падение Бейтара, изгнание евреев из Испании и Англии, начало Первой мировой войны и другие. Однако глубокая скорбь в этот день вызвана не только тем обстоятельством, что на него приходятся многие трагические события. Он стал словно точкой отсчета бедствий; Девятого ава мы вспоминаем все несчастья, постигавшие народ Израиля на протяжении поколений, не только те, что произошли в этот день.

Девятое ава стал символом — днем памяти о бедах, постигавших народ Израиля в разных странах и поколениях. Поэтому в литургических поэмах‑плачах, читаемых в этот день, содержатся упоминания всех несчастий, постигших народ Израиля после изгнания из его страны. В них оплакиваются разрушение Иерусалима, гибель евреев во время Крестовых походов, публичное сожжение Торы, изгнания евреев в странах Востока, многочисленные религиозные преследования. Разрушение Храма, лежащее в основе Девятого ава, стало всеобъемлющим символом бедствий, постигавших народ Израиля на протяжении его истории, и изгнания Шхины, Б‑жественного присутствия во всех его формах.

Изгнание Шхины

Изгнание Шхины выражается в том, что народ Израиля, представитель Творца в Его мире, со времени падения Иерусалима пребывает в анормальном состоянии — он лишен независимости. Независимость означает способность вести самостоятельную жизнь, без необходимости исполнять чужие прихоти. Так толкуют мудрецы слова пророка: «Будет душа моя плакать втайне из‑за гордости» Ирмеяѓу, 13:17.
: «Из‑за гордости Израиля, которая была отнята от них и дана иным народам» Хагига, 5а.
. Суть изгнания заключается в утрате нашим народом его гордости — способности достойного самостоятельного существования.

Изгнание — это состояние, в котором пассивность преобладает над активностью. Так раб из‑под палки выполняет то, что ему приказано. Во всех поколениях после разрушения Храма народ Израиля играл пассивную роль под влиянием внешних сил, имея возможность только реагировать на происходящие события. В Торе в «разделе увещеваний» содержится проклятие: «Он будет главою, а ты будешь хвостом» Дварим, 28:44.
. Это не только проклятие, но и оскорбление: мы на общенародном и индивидуальном уровне оказываемся в хвосте, в то время как другие стоят во главе. Исторический процесс, превративший избранный народ Творца в пассивный придаток других народов, является страшным проявлением изгнания Шхины.

Даже став, как гласит израильский гимн, «свободным народом в своей стране», мы в действительности не сделались более независимыми и менее порабощенными. Независимость — это не только возможность иметь армию, флаг, правительство и гимн. Народ Израиля унаследовал внутреннюю подчиненность, утратил способность стоять на своем, сопротивляться. Рабское смирение глубоко впиталось в нашу душу, а раб, даже получив возможность поступать самостоятельно, даже когда поблизости нет господина, все равно ведет себя как раб.

Молчаливое согласие

Мы несем на своих плечах скорбь по изгнанию Шхины и страдаем молча. Именно поэтому и задерживается Избавление. Если бы мы осознали масштаб постигшего нас несчастья, ощутили бы его как собственную боль, возможно, мы бы попытались что‑то предпринять, чтобы исправить положение. Однако, как правило, Девятое ава являет собой лишь двадцать пять неприятных часов поста, и когда они проходят, мы вздыхаем облегченно, не пытаясь ничего изменить.

Человек может весь год размышлять о своей горькой доле, но Девятое ава — это время, когда надо глубже смотреть на вещи и принять решение: так не может продолжаться. То положение дел в Египте, когда «делали их жизнь горькой тяжелым трудом» Шмот, 1:14.
, и является «началом Избавления» Мегила, 17б; термин, используемый в современном религиозном сионизме для обозначения нынешнего состояния еврейского народа в Израиле.
, ибо оно вынудило народ Израиля понять, что он больше не в силах продолжать подобное существование. Тогда они «возопили, и вопль их от работы поднялся к Б‑гу» Шмот, 2:23. . До этого евреи были приучены к египетскому рабству, и де‑факто смирились со своим приниженным положением. Лишь когда гнет принял особо безжалостные формы и тяготы рабства стали невыносимыми, они возопили к Всевышнему, и Он, вняв их мольбе, вывел их из Египта. Пока евреи не обращались к Нему, они фактически давали свое молчаливое согласие на рабскую долю. Их нельзя было освободить до тех пор, пока у них в душе не вызрело осознание того, что их место не здесь.

Мы должны столь остро ощутить наши страдания в день Девятого ава, чтобы стало совершенно ясно, что нет никакой возможности и дальше выносить эти муки, что нам необходимо резко изменить свою жизнь. Чем сильнее будет эта боль, тем больше она будет напоминать нам о том, что наши проблемы носят не внешний, но внутренний характер. Если в результате чтения плачей человек решит, что так не может больше продолжаться, что ситуация слишком серьезна, чтобы можно было сидеть сложа руки, если необходимость соблюдать пост заставит его от всей души пожелать раз и навсегда избавиться от такого гнетущего дня — это уже начало исправления.

Мы не хотим дожидаться того, чтобы Всевышнему вновь пришлось ниспослать нам «царя, чьи указы будут суровы, как указы Ѓамана» «А если не покаются… Всевышний поставит над ними царя, чьи указы будут суровы, как указы Ѓамана, и тогда народ Израиля покается и вернется на путь истинный». Санѓедрин, 97б.
, дабы мы наконец возопили. Наш народ выработал в себе огромную стойкость перед лицом страданий, и кто знает, какие беды надо будет еще перенести, чтобы мы наконец почувствовали, что больше терпеть невозможно. В рутине повседневной жизни мы привыкли к плачам, бедам, и потерям, но мы все еще можем очнуться, выйти из ступора и отринуть мучения, не дожидаясь новых несчастий, под наплывом которых мы будем вынуждены сказать: «Пойду я и возвращусь к моему первому мужу» Ѓошеа, 2:9. . Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нам нужно глубоко ее прочувствовать и ощутить подлинную боль при мысли обо всех наших национальных и индивидуальных бедах. Тогда может наступить пробуждение. Пока этот пост не будет отменен с явлением Машиаха — дай Б‑г, это настанет в ближайшем будущем! — надо помнить, что мир полон страданий. Мы должны, вдумавшись в эту ситуацию, не соглашаться на их продолжение, но решительно сказать рабству «нет», дабы обрести Избавление.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суть еврейских праздников. Память о катастрофе Девятого ава

Евреи вновь оказались в полном одиночестве, обнаружив себя в роли «козла отпущения» и объекта беспредельной ненависти и безразличия мира. Все образы древних поэм‑плачей вновь стали точным описанием действительности, отражающим особую еврейскую судьбу и передающим всю меру боли и разрушения... В еврейском календаре ни один день не способен лучше выразить суть происшедшего, чем день Девятого ава, День памяти о национальном бедствии, который из‑за своего содержания и своих обычаев стал подобен дню индивидуального траура

Кдушат Леви. Комментарий к Cвитку Эйха и Девятому ава

Известно, что силы человека следуют за его мыслями и вся его сущность тянется за тем, что он думает. Поэтому, когда человек помышляет о святости и скорбит по Иерусалиму, оказывается, что и мысли его, и суть его пребывают в мире святости. Если при этом учесть, что слово «удостаивается» (зохе) сродни понятию «очищение» (ѓиздакекут), то оказывается, что, скорбя по Иерусалиму, человек очищается настолько, что оказывается способен постичь малую толику той радости, которая ожидает Иерусалим в конце дней

Суть еврейских праздников. Сколько можно страдать?

Мы должны столь остро ощутить наши страдания в день Девятого ава, чтобы стало совершенно ясно, что нет никакой возможности и дальше выносить эти муки, что нам необходимо резко изменить свою жизнь. Чем сильнее будет эта боль, тем больше она будет напоминать нам о том, что наши проблемы носят не внешний, но внутренний характер