Суть еврейских праздников. Сколько можно страдать?
День несчастий
В день Девятого ава произошли многие беды: разрушение Первого и Второго Храмов, падение Бейтара, изгнание евреев из Испании и Англии, начало Первой мировой войны и другие. Однако глубокая скорбь в этот день вызвана не только тем обстоятельством, что на него приходятся многие трагические события. Он стал словно точкой отсчета бедствий; Девятого ава мы вспоминаем все несчастья, постигавшие народ Израиля на протяжении поколений, не только те, что произошли в этот день.
Девятое ава стал символом — днем памяти о бедах, постигавших народ Израиля в разных странах и поколениях. Поэтому в литургических поэмах‑плачах, читаемых в этот день, содержатся упоминания всех несчастий, постигших народ Израиля после изгнания из его страны. В них оплакиваются разрушение Иерусалима, гибель евреев во время Крестовых походов, публичное сожжение Торы, изгнания евреев в странах Востока, многочисленные религиозные преследования. Разрушение Храма, лежащее в основе Девятого ава, стало всеобъемлющим символом бедствий, постигавших народ Израиля на протяжении его истории, и изгнания Шхины, Б‑жественного присутствия во всех его формах.
Изгнание Шхины
Изгнание Шхины выражается в том, что народ Израиля, представитель Творца в Его мире, со времени падения Иерусалима пребывает в анормальном состоянии — он лишен независимости. Независимость означает способность вести самостоятельную жизнь, без необходимости исполнять чужие прихоти. Так толкуют мудрецы слова пророка: «Будет душа моя плакать втайне из‑за гордости» : «Из‑за гордости Израиля, которая была отнята от них и дана иным народам» . Суть изгнания заключается в утрате нашим народом его гордости — способности достойного самостоятельного существования.
Изгнание — это состояние, в котором пассивность преобладает над активностью. Так раб из‑под палки выполняет то, что ему приказано. Во всех поколениях после разрушения Храма народ Израиля играл пассивную роль под влиянием внешних сил, имея возможность только реагировать на происходящие события. В Торе в «разделе увещеваний» содержится проклятие: «Он будет главою, а ты будешь хвостом» . Это не только проклятие, но и оскорбление: мы на общенародном и индивидуальном уровне оказываемся в хвосте, в то время как другие стоят во главе. Исторический процесс, превративший избранный народ Творца в пассивный придаток других народов, является страшным проявлением изгнания Шхины.
Даже став, как гласит израильский гимн, «свободным народом в своей стране», мы в действительности не сделались более независимыми и менее порабощенными. Независимость — это не только возможность иметь армию, флаг, правительство и гимн. Народ Израиля унаследовал внутреннюю подчиненность, утратил способность стоять на своем, сопротивляться. Рабское смирение глубоко впиталось в нашу душу, а раб, даже получив возможность поступать самостоятельно, даже когда поблизости нет господина, все равно ведет себя как раб.
Молчаливое согласие
Мы несем на своих плечах скорбь по изгнанию Шхины и страдаем молча. Именно поэтому и задерживается Избавление. Если бы мы осознали масштаб постигшего нас несчастья, ощутили бы его как собственную боль, возможно, мы бы попытались что‑то предпринять, чтобы исправить положение. Однако, как правило, Девятое ава являет собой лишь двадцать пять неприятных часов поста, и когда они проходят, мы вздыхаем облегченно, не пытаясь ничего изменить.
Человек может весь год размышлять о своей горькой доле, но Девятое ава — это время, когда надо глубже смотреть на вещи и принять решение: так не может продолжаться. То положение дел в Египте, когда «делали их жизнь горькой тяжелым трудом» , и является «началом Избавления» , ибо оно вынудило народ Израиля понять, что он больше не в силах продолжать подобное существование. Тогда они «возопили, и вопль их от работы поднялся к Б‑гу» . До этого евреи были приучены к египетскому рабству, и де‑факто смирились со своим приниженным положением. Лишь когда гнет принял особо безжалостные формы и тяготы рабства стали невыносимыми, они возопили к Всевышнему, и Он, вняв их мольбе, вывел их из Египта. Пока евреи не обращались к Нему, они фактически давали свое молчаливое согласие на рабскую долю. Их нельзя было освободить до тех пор, пока у них в душе не вызрело осознание того, что их место не здесь.
Мы должны столь остро ощутить наши страдания в день Девятого ава, чтобы стало совершенно ясно, что нет никакой возможности и дальше выносить эти муки, что нам необходимо резко изменить свою жизнь. Чем сильнее будет эта боль, тем больше она будет напоминать нам о том, что наши проблемы носят не внешний, но внутренний характер. Если в результате чтения плачей человек решит, что так не может больше продолжаться, что ситуация слишком серьезна, чтобы можно было сидеть сложа руки, если необходимость соблюдать пост заставит его от всей души пожелать раз и навсегда избавиться от такого гнетущего дня — это уже начало исправления.
Мы не хотим дожидаться того, чтобы Всевышнему вновь пришлось ниспослать нам «царя, чьи указы будут суровы, как указы Ѓамана» , дабы мы наконец возопили. Наш народ выработал в себе огромную стойкость перед лицом страданий, и кто знает, какие беды надо будет еще перенести, чтобы мы наконец почувствовали, что больше терпеть невозможно. В рутине повседневной жизни мы привыкли к плачам, бедам, и потерям, но мы все еще можем очнуться, выйти из ступора и отринуть мучения, не дожидаясь новых несчастий, под наплывом которых мы будем вынуждены сказать: «Пойду я и возвращусь к моему первому мужу» . Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нам нужно глубоко ее прочувствовать и ощутить подлинную боль при мысли обо всех наших национальных и индивидуальных бедах. Тогда может наступить пробуждение. Пока этот пост не будет отменен с явлением Машиаха — дай Б‑г, это настанет в ближайшем будущем! — надо помнить, что мир полон страданий. Мы должны, вдумавшись в эту ситуацию, не соглашаться на их продолжение, но решительно сказать рабству «нет», дабы обрести Избавление.
Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.