Фонограф

«Амурские волны» капельмейстера Кюсса

Яков Малыкин 21 апреля 2021
Поделиться

Зима. Подмосковный санаторий. Контингент отдыхающих самый что ни на есть обычный – пенсионеры, инвалиды Великой Отечественной войны. С утра – очереди к врачам, различные процедуры и т. д. Вечерами – прогулки, кино, модные нынче караоке и, конечно, танцы. Как-то вечером я отправился посмотреть на танцующих.

Именно посмотреть, не более. Но вот заиграли знакомый с детства вальс «Амурские волны» и я, решив: «Была не была!» пригласил на танец одну даму.

– Какой замечательный вальс! – сказал я своей партнерше.

– А сколько с ним связано… А вы знаете, кто его написал? – спросила она.

Я почувствовал, что начинаю густо краснеть.

– Увы, – честно признался я, – к моему стыду, не знаю.

– Не смущайтесь, его автора многие не знают. А я знаю, – лукаво улыбнулась она. – Написал «Амурские волны» Макс Кюсс, мой родственник, брат моего деда.

Макс Кюсс

Мы познакомились. Мою партнершу звали Тамара Иосифовна Брустейн. Много лет она проработала заведующей лабораторией одного московского медицинского центра. Сейчас – на пенсии. И тут во мне заговорил журналист: это ли не возможность для рассказа об авторе знаменитых «Амурских волн»! Я сказал о своем желании – написать о Кюссе – Тамаре Иосифовне, и она любезно согласилась дать мне кое-какие материалы, а главное – рассказать то, что ей известно о своем знаменитом родственнике, за что я выражаю ей самую сердечную признательность.

Родился будущий автор «Амурских волн» 5 марта 1877 года в Шяуляе, в бедной еврейской семье. Закончил четырехклассное училище. Еще в школе проявил незаурядные музыкальные способности. Все говорили: «Мальчику необходимо поступить в музыкальное училище».

Но об этом можно было лишь мечтать. Такое его беднякам-родителям было не по карману. Однако вскоре кое-какие проблески в этом отношении наметились благодаря (кто бы мог подумать?) царской армии. Макс Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра. Наверно, заметила Тамара Иосифовна, там нашлись добрые люди; обнаружив в мальчике незаурядные музыкальные способности, они дали юному Кюссу рекомендацию в Одесское музыкальное училище, куда он был принят на дирижерское отделение. Но окончить учебу не удалось, ведь надо было помогать семье.

Музыкальной Одессе Макс Кюсс пришелся весьма по душе. О нем заговорили как о талантливом дирижере и композиторе. Он все чаще стал появляться на концертных эстрадах.

Здесь, в Одессе начала осуществляться его заветная мечта стать композитором. Это желание еще более укрепилась после того, как в 1896 году вышло в свет его первое произведение – вальс «Грезы любви».

А затем судьба забросила Макса на Дальний Восток. Он стал капельмейстером 2-го Восточно-Сибирского полка, расквартированного во Владивостоке. Капельмейстерские заботы не стали препятствием для сочинительского творчества. В жизни Кюсса наступил период подлинного расцвета. С легкостью он писал не только военные марши, но и польки, вальсы.

А в 1903 году о нем узнала вся Россия, в этом году был создан незабвенный вальс «Амурские волны». Успех был необычайным: вальс исполнялся повсюду и везде, ноты мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались.

Один любопытный момент. «Амурские волны» были посвящены видной общественной деятельнице Владивостока Вере Кириленко. Всё говорит о том, что Макс Кюсс был влюблен в эту женщину, и она стала его музой.

В тот же период были написаны и другие произведения. В их числе такие вальсы, как «Королева экрана», посвященный знаменитой киноактрисе Вере Холодной, «Моя тайна», «Скорбь души», марш «Тяжелая жизнь».

Кстати, о маршах. В царской армии каждый полк имел свой духовой оркестр. Время от времени между ними происходили соревнования. Победителем одного из конкурсов оказался оркестр Макса Кюсса. Капельмейстер получил от императрицы Марии Федоровны приз – именные золотые часы. Пожалуй, это была единственная награда в творческой жизни композитора…

Мы называем – и не без оснований – «Амурские волны» незабвенным музыкальным произведением. Но так было не всегда. Любимый в России вальс был потом незаслуженно забыт. Лишь в конце 30-х годов он получил «второе дыхание». Это произошло в значительной мере благодаря военному дирижеру, заслуженному артисту РСФСР В. А. Румянцеву. Как пишет музыковед Н. Филипецкий, бывший в то время руководителем Ансамбля песни и пляски Дальневосточного округа, В. А. Румянцев сделал прекрасное переложение для хора, текст к которому был написан поэтами К. Васильевым и С. Поповым.

А что же Макс Кюсс, как сложилась его дальнейшая судьба? Когда разразилась Первая мировая война, М. Кюсс перевелся в действующую армию, служил в 5-й Донской казачьей дивизии, затем он получил назначение в отдельный батальон георгиевских кавалеров.

…Свершилась Октябрьская революция. Для Кюсса нет сомнений, он целиком и полностью принимает революцию, добровольно вступает в ряды Красной Армии. Дирижирует военными оркестрами в Москве, Одессе, Симферополе, Харькове.

Еще один эпизод из жизни композитора. Он – дирижер военного оркестра на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Хорошо известно, как туда, попадали люди.

Bo всяком случае, Макс Кюсс был у советской власти явно в списке неблагонадежных. Так, сохранилась выписка из аттестата на командира музвзвода 1-го конвойного полка Кюсса Макса Авельевича. Его авторы, вынужденные отметить, что Кюсс – специалист высокого класса, тем не менее, записали: «политически отсталый». Этого оказалось достаточно, чтобы Кюсса уволили из Красной Армии.

Он возвращается в Одессу. Занимаясь композиторской и дирижерской деятельностью, одновременно преподает в военной школе музыкантов, созданной в Одессе в 1937 году.

В эту школу была направлена большая группа ребят из детских домов, и уже шестидесятилетний Макс Кюсс с большой любовью передавал своим воспитанникам музыкальную культуру.

Поражаешься неутомимой деятельности этого человека, написавшего, по словам его внучатой племянницы, более 300 музыкальных произведений.

Одесса. Мемориальная доска на доме, в котором жил Макс Кюсс

А вскоре началась Великая Отечественная война.

…Кюсс был вынужден прятаться на чердаке одного из домов. Но вскоре немцы его обнаружили. Последний раз его видели зимой 1942 года в колонне обреченных на смерть людей, которая шла по Пушкинской улице под конвоем гитлеровцев. Полагают, что Макс Кюсс погиб вместе с другими в селе Дальнике, где людей расстреливали из пулеметов.

…Прошло уже больше 100 лет с тех пор, как впервые прозвучал вальс «Амурские волны». Он и сегодня радует нас, напоминая о скромном человеке, влюбленном в музыку и прославившем российский вальс.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №193, 2004 год)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейский Шостакович

Среди деятелей культуры были филосемиты, выдающиеся художники. В России — Горький, Соловьев, Короленко, Римский-Корсаков, Глазунов... С уровнем Шостаковича несоизмерим ни один. Шостакович ввел еврейские мотивы и интонации, как минимум, в семь важнейших опусов: 4-й и 8-й квартеты, трио «Памяти Соллертинского», цикл «Из еврейской поэзии», 13-ю симфонию, Первый скрипичный и Второй виолончельный концерты — случай беспрецедентный!

Говорили «Цфасман» – подразумевали «джаз»

Его концерты собирали по всей стране полные залы, а за грампластинками с песенками и очаровательными танцевальными номерами, на которых стояло: «Исполняет джаз-оркестр п/у Александра Цфасмана», повсеместно выстраивались громадные очереди, и спекулянты продавали их из-под полы…

Очарование еврейством

Те несколько минут, что я провел тогда в синагоге, отпечатались в моем сознании как контакт с иной цивилизацией... Думал ли я, что через много лет мне суждено быть чуть ли не первым композитором, который напишет музыку к сцене в синагоге в первом советском фильме, рискнувшем вывести — после долгого перерыва — евреев на экран.