Леонид Краснопольский: «Война меняет людей»

Беседу ведет Борис Немировский 10 декабря 2014
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Мы предлагаем вашему вниманию блок из двух интервью, подготовленных Борисом Немировским и Эдуардом Доксом, герои которых представляют разные стороны конфликта на Украине.

Также читайте:
Александр Кофман: «Я искренне боюсь за своих собратьев-евреев»

 

Этот человек свои сообщения в Фейсбуке начинает так: «Всем доброго времени суток. Меня зовут Леонид. Я — волонтер». Дальше идут несколько мыслей о войне и просьба присылать деньги для помощи украинской армии. Той самой армии, солдат которой в России называют «фашистами», «карателями» и Б‑г знает как еще. У волонтера по имени Леонид есть две особенности. Во‑первых, у него, вопреки традиции, сложившейся как в среде волонтеров (то есть жителей Украины, добровольно помогающих солдатам, собирающих для бойцов одежду, еду, медикаменты и множество других полезных и крайне необходимых вещей), так и у солдат, нет прозвища. Вместо этого у него — два имени. Одно — общеупотребительное, которым его называют все. Второе имя, которым его называют те, кто знает ближе, — Арье‑Лейб. Он один из религиозных евреев, взявшихся помогать украинцам защищать свою страну. Вторая особенность этого человека — он так же активно, как и армейским подразделениям, помогает так называемому ДУК — «Добровольческому украинскому корпусу» — «Правого сектора». Тем самым помогает «неонацистам», «антисемитам», которых в России нынче официально признали экстремистской организацией. То есть, по сути, Арье‑Лейб, верующий иудей, считается по российским законам «пособником» этих людей. Как же так получилось?

 

Krasnopolski-2Борис Немировский Первым делом: как тебя правильно называть — ты Леонид или Арье‑Лейб?

Леонид Краснопольский Леонид. Арье‑Лейб — это для узкого круга.

БН Если можно, пару строк из обычной биографии: где жил, какая у тебя семья, где учился, что делал до вой­ны?

ЛК Прожил всю жизнь в Донецке. Учился в строительном институте на чертежника коммуникаций, папа‑мама — инженеры, обычная семья советских евреев. До войны работал портным, шил мужские костюмы… брюки, рубашки. Перебрался в Днепропетровск из Донецка в середине июля, сразу после плена в тюрьме ДНР.

БН Когда, в какой момент ты понял, что надо уезжать из Донецка? Почему вообще решил перебраться в Днепропетровск? В ДНР же говорили, что защищаются от фашистов, а ты, выходит, к фашистам уехал.

ЛК ДНР — странное место. Там на черное говорят, что оно белое. Такое зазеркалье. Ну и если ты сомневаешься — сразу начинают кошмарить. Вообще, Донецк сейчас похож на ад, как его христиане представляют. К обычной жизни это не имеет никакого отношения. Дээнэровцам вообще‑то пофиг, еврей ты или узбек. Они людей делят по другим признакам. Например: ты адепт их веры или нет. Сильно не любят неопределившихся.

БН Пока ты жил в Донецке, как себя чувствовала тамошняя еврейская община? Были ведь какие‑то подметные письма о том, что евреям‑де нужно «платить налог за проживание»? Это фальшивка?

ЛК Не фальшивка. Было какое‑то дикое письмо про «еврейский налог», но тема, видать, не пошла, и ее больше не поднимали. Письмо, кстати, приносили в синагогу люди в балаклавах, во второй день Песаха.

БН Раньше ты шил мужские костюмы. Теперь шьешь бронежилеты. А с костюмами уже все?

ЛК Мужские костюмы буду шить по‑любому. Готовлю весеннюю коллекцию сейчас, так что следите за анонсами. Только что получил приглашение на «Днепрфешн» (фестиваль моды в Днепропетровске. — Б. Н.).

БН Каким образом ты взялся за волонтерство? Как примерно это у тебя получается?

ЛК За волонтерство взялся случайно. В мае жена попросила купить рации для 51‑й Волынской ОРМБ (мотострелковая бригада украинской армии, попавшая позже в печально знаменитый «котел» под Изварино. — Б. Н.). Денег на тот момент уже не было и я начал просить через Фейсбук. Так до сих пор и прошу под разные проекты. Присылают. Многое получается.

БН Для многих тот факт, что ты предпочитаешь работать именно с бойцами «Правого сектора», является настоящим «выносом мозга»: верующий еврей собирает деньги и снабжает «укронацистов», которые вообще‑то, согласно сложившемуся образу, его должны повесить на ближайшей «гиляке». Как это получается и почему ты вообще держишься именно ПС?

ЛК Ты знаешь, на самом‑то деле мне пофиг — ПС или не ПС. Просто так получилось, что много друзей так или иначе связаны с ними. Какие еще «укронацисты»? Работаю со всеми, а разница… Просто в Вооруженных силах — больше порядка, а ПС воюет более агрессивно. Я сотрудничаю одинаково что с теми, что с этими. Мы ж все, в конце концов, граждане одной страны. Хотим одного: защитить себя от нападения. Так что без разницы.

БН Сейчас евреи, живущие в Украине и в России, а также евреи‑выходцы из этих стран буквально раскололись на два лагеря: поддерживающих соответственно Украину и Россию. Ты общаешься с евреями «с той стороны»? Как это влияет на тебя — на отношение к евреям, настроенным против Украины, на отношение к еврейству вообще?

ЛК До войны много с кем общался в России… Сейчас нет. Не получается. У них очень агрессивная подача информации: первыми, как правило, начинают переводить диалог в политическое русло. А какой смысл ругаться? Так что сейчас не общаюсь практически. Им, кстати, непонятно, почему мы Путина не любим. Ну так он агрессор и воюет с нашей страной. Или в Торе где‑то написано, что агрессора нужно встречать с цветами? Я разделяю позицию моей общины, она в своем большинстве против оккупации.

Krasnopolski-3БН В последнее время у тебя полным ходом развивается проект помощи пленным бойцам украинской армии, сидящим в донецких подвалах. Как ты вышел на подобный проект?

ЛК Мой товарищ, военный, просидел месяц в подвале донецкого СБУ. Его потом обменяли, а он, пока сидел, сумел договориться о передаче пленным теплых вещей и продуктов. Не­официально, скажем так. Я ему помогаю, собираю деньги, продукты, по медицине кое‑что. Сам туда не езжу — у меня эта опция закрыта с тех пор, как оттуда вырвался.

БН Этот твой товарищ, находясь в Донецке, видит, как все выглядит «с той стороны». Он с тобой делится впечатлениями — как живут люди, какими ему представляются ополченцы? Ведь чтобы снабжать пленных, вам приходится с ними контактировать?

ЛК На ополченцев я насмотрелся за три месяца, пока жил в Донецке под ДНР. Ну, общее впечатление тяжелое… Будущего там нет. Да и люди, которые их поддерживают, в своем большинстве мне и раньше не нравились. Мне кажется, что предательство всегда отвратительно. Русских видел. И кавказцев. Но, я так понимаю, те, кто из России, — они эмоционально отключены. Типа «мы просто на работе». В основном кошмарят мирное население местные, которые получили автоматы и вышли «за рамки».

БН Как ты полагаешь, долго ли про­длится война? Чем хочешь заняться после нее?

ЛК Война будет долгой и тяжелой. Это нужно понимать уже сейчас, хотя я сам стараюсь об этом не думать. Больно. А после войны хочу делать то же, что делал до нее, — шить одежду. Надеюсь, у меня это получается не хуже пошива бронежилетов.

 

Всем — доброго времени суток. Меня зовут Леонид. Я волонтер. Сегодня я задумался вот о чем: я сейчас живу в Днепропетровске, у меня мирное небо над головой, в городе торговля идет, бизнес‑центры и торговые центры работают, люди спешат по своим делам… никаких придурков с автоматами, никаких наемников из соседних государств на улице… Люди больше улыбаются здесь, не боятся говорить вслух… Да, не все так гладко, как кажется на первый взгляд, проблемы есть. Но в Донецке я это так не ценил. Это все было обычными вещами для меня. Я думал, что так будет всегда. Знаете, говорят, что война показывает людей такими, какие они есть на самом деле. Война меняет людей, ломает судьбы и мировоззрение людей, меняет жизненные ценности и приоритеты, которые были важны раньше, до войны. Война изменила и мою жизнь: после плена в ДНР я зарекся сделать все возможное, чтобы этот бардак не распространился по всей стране. Я получил очень жесткий урок: ценить мирное небо нужно, пока оно есть.

Леонид (Арье‑Лейб) Краснопольский, волонтер,
из записи в Фейсбуке

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Пасхальный погром 1940 года в Варшаве: хроника разрушения, боли и предательства

Со Страстной пятницы и до пасхального воскресенья толпы варшавян громили еврейские магазины, лавки и дома. На улицах Хмельна, Желязна, Маршалковская происходили массовые нападения: избивали мужчин, женщин и стариков только за то, что они евреи. По оценкам историков, десятки людей были серьезно ранены, материальный ущерб оказался колоссальным

Армейский раввин и выжившие узники

Через двадцать пять лет после освобождения Бухенвальда его выживший узник Джек Брейткопф рассказал о первой молитвенной службе, на которой побывал после войны, устроенной «в доме на лагерной территории, где нацисты показывали кино». По его словам, дело было вечером, «всего через несколько дней после Песаха», и мой отец, раввин Гершл Шактер, «раздал мацу... Мы уж думали, нам никогда уже не доведется поесть мацы»

Послание Гарри Трумэна по случаю пасхального седера 1945 года

Трумэн упомянул об ужасах Холокоста и тысячелетних преследований евреев, а также признался, что восхищается не только еврейской стойкостью, но и тем, как евреи поддерживают тех, кто сталкивается с дискриминацией: «Невзирая на многовековые преследования, еврейский народ хранил нерушимую преданность своей древней вере — вере, которая придавала евреям смелости и мужества вытерпеть бесчеловечность человека к человеку. Более того, зачастую евреи оказывались в авангарде борьбы за помощь угнетаемым меньшинствам»