[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)
Флирт (женская версия)
Даже если вы сидите на том же хоф фришман, кормите с двух сисек близнецов, тыркаете ногой в коляску с голосящей двухлетней, чтоб заснула, и орете не своим голосом на весь пляж старшенькому, чтобы не лез сам в воду, в глазах израильского арса вы все равно являетесь подходящим объектом для пикапа. арс — это наглый, тупой, самоуверенный и самовлюбленный израилитос, украшенный двухкилограммовой голдой на волосатой груди. Для начала поинтересуйтесь:
ата´ дафу´к о ма? — Ты придурок или что?
Если арс не обидится и не отвалит, а сочтет этот вопрос авансом и прелюдией, сообщите ему по-деловому:
баали´ кан. hу йаhаро´г отха´! — Мой муж здесь. Он тебя убьет!
И арса как ветром сдует. хавая? хавая!
Если же вы не обременены мужем, детьми и любовником и готовы к приключениям, вам и делать особо ничего не надо. Вы себе загорайте — к вам обратятся. Напомню еще раз: лё — нет, кен — да. И возможно, вам захочется выразить такую вот эмоцию:
ани мэ´та аль зэ![10] — Круто!
Улет! Тащусь!
Флирт (мужская версия)
Помните, я говорил вам о магических свойствах чашки кофе? Так вот, если в Израиле вы приглашаете девушку на кос кафе и она соглашается, это, конечно, еще не означает, что она готова вам отдаться, но указывает на то, что она рассматривает такую опцию. Ребята, если честно: я не знаю никаких петушиных слов. Я знаю только, чисто эмпирически, что иногда это происходит. И у меня есть подозрение, что женщины любят комплименты. Вот вам парочка:
бо´йна, а-эйна´им шеля´х! — Слушай, у тебя такие глаза!
ат пашу´т мадhима´! — Ты просто потрясающая!
ат мэо´д мэюхэ´дэт! — Ты очень особенная!
ат мама´ш ку´сит! — Ты реально сексапильная!
К этому можно добавить:
ани марги´ш кэ-и´лю ана´хну макири´м арбэ´ зман. — У меня ощущение, как будто мы давно знакомы.
Не знаю, правильный следующий вопрос или, наоборот, вредный, но, на всякий случай, умейте его задать:
йеш лях хавэ´р?[11] — У тебя есть бойфренд?
Если вдруг увидите, что все действительно срастается, переходите к практической части:
эцли´ о эцле´х? — У меня или у тебя?
Некоторую полезную информацию о том, что именно нравится израильтянкам, вы найдете в бесхитростном отчете вот этой реальной тель-авивской девушки:
Переходим к культуре. Ознакомьтесь с основным тезисом русской интеллигенции:
эйн тарбу´т ба-а´рец! — В Израиле нет культуры!
Литература — сифру´т
Ну, ее, в общем, и нету. Можете почитать самых именитых: Амоса Оза, А. Б. Йегошуа, Давида Гроссмана — все они переведены на русский. Довольно тоскливый нарратив. Особняком от них стоит Меир Шалев. Он рассказчик, затейник, изысканный стилист и очень умен. Переводчику Рафе Нудельману, кажется, удалось передать все это в русском тексте. Помимо беллетристики, Шалев написал чрезвычайно увлекательную и остроумную книгу (тоже переведена), посвященную нескольким библейским историям: тана´х ахша´в («Библия сейчас»). Ирония здесь в том, что самая известная израильская организация, борющаяся за мир, называется шалом ахша´в («Мир сейчас»).
Кино — кольно´а
Просто катастрофа! Будете обсуждать израильское кино, так сразу и скажите:
кольно´а исраэли´ hу кольно´а мэгуя´с. — Израильский кинематограф полностью ангажирован.
Денег мало, а режиссерам хочется наград и премий. Почесать дремучей общественности ее заскорузлую пятку во все времена было одноходовкой. Наши дни не исключение. Делаем кино о непростых отношениях между израильтянами и палестинцами, и уж какая-нибудь завалящая международная награда нам обеспечена.
Но по-настоящему интригующий феномен израильского кинематографа — это
тотальный отказ от жанра военного боевика. Казалось бы, страна бряцает оружием
не переставая с момента своего основания. Сюжетов, фактуры, человеческих
историй, исторических людей и баталий — хоть отбавляй. В Голливуде бы уже сто
фильмов сняли про Шестидневную войну и триста — про Войну Судного дня. Но для
израильтян война вообще не имеет романтической притягательности.
Война — это бытовуха. Ведь израильтяне всю жизнь не вылезают из армии. В
восемнадцать лет они идут на действительную службу (сади´р), потом до
сорока призываются каждый год на месяц в милуи´м (резервистская служба), потом ждут из армии детей на выходные. В
Израиле полстраны ходит по улице в форме и с оружием. А подвиг требует
исключительности. Известный израильский писатель Эфраим Кишон застолбил
крылатую фразу:
зо´hи э´рец ше-ба коль бэн-адам хая´ль вэ-коль хаяль — бэн-адам. — Это страна, в которой каждый человек солдат и каждый солдат — человек.
Взгляд, конечно, очень пафосный, но верный. Да только какой после этого боевик?
ха´ра шель сэ´рэт! — Говно кино!
Впрочем, один
израильский фильм я вам горячо рекомендую: клара а-кдоша´ («Святая
Клара»). Это настоящее свободное талантливое кино![12]
Сюрное, смешное, трогательное. И что примечательно: во всех израильских фильмах
сразу видно, где что снято, — страна-то маленькая, и поэтому все время ощущение,
что это не игровое кино, а документалка. А в «Святой Кларе» создан свой,
сказочный пейзаж. Тот же режиссер, Ари Фольман, снял потом довольно необычный
мультфильм про Ливанскую войну, где все тексты — аудиозаписи рассказов
реальных людей: вальс им башир («Вальс с Баширом»)[13]. Очень интересная работа и, в общем,
честная. Но как-то так само собой вышло, что ангажированная — мэгуяс
—
под идеологические ожидания мировой общественности. Трейлер: