[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)
тию´ль и хавая´
Формообразующие понятия израильской жизни. И вы только что к ним приобщились.
тию´ль— прогулка, прогулка с собакой, туристический поход, краеведческая вылазка, экскурсия, загранпоездка. Внутренний туризм, в том числе пеший, очень популярен в Израиле. В определенном смысле, это часть идеологии. Поскольку моральное право евреев на Землю Израиля зиждется на боговдохновенной Книге, им жизненно важно помнить, как у них тут все было обставлено в библейские времена.
да эт арцеха´! (Знай свой край!) — этот лозунг последовательно проводится в жизнь всей системой образования. В конце учебного года, школьников, например, обязательно возят на тиюль шнати´(ежегодная экскурсия) на несколько дней по стране. Дембеля после трех (девушки — двух) лет в армии отправляются в тиюль-шихру´р(постмобилизационный вояж). Кто куда: в Европу, в Америку, в Антарктиду. Посмотрите маленький сюжет о только что дембельнувшихся израильтянах в Индии[7]:
хавая´— впечатление, приключение, новый опыт. Как правило, с положительным оттенком, если не указано обратное.
— эх hайа´ (бирушала´им)?— Как было (в Иерусалиме)?
— хавая!
Тель-Авив
Нормальные люди живут в Тель-Авиве, в центре, в съемной, эклектично обставленной квартире, с большим балконом или крышей, на которой и проходит главная часть жизни. Здесь пьют чай, курят траву, слушают и играют музыку, жарят шашлыки, спят, занимаются любовью. Короче, общаются. Вы можете сразу заработать репутацию хорошего товарища и нехалявщика, если предложите сделать «ксесу». ксеса— смесь табака с травой. Такого понятия по-русски не существует. Но зато у вас есть шанс удивить израильских коллег, продемонстрировав им паровозик[9]. На иврите это будет раке´вет. Трава — «грасс», косяк — «джойнт». Тут все, как у людей. Будьте вежливы — похвалите хозяйский ганджубас:
хо´мэр тов! ма´шеу бэнзона´!— Отличный стафф! Сучий потрох!
Во время курения по кругу настаивайте на своих гражданских правах. Если кто-то слишком надолго прилип к косяку, заметьте ему:
йа´лла! таави´р! зэ лё гли´да!— Передавай давай! Не мороженое!
Вскоре
возникнет необходимость поставить музыку. Моя личная
рекомендация — «Бустан Авраам». Это
лучший фьюжн всех времен и народов. Начать
знакомство можно здесь:
Попросите хозяев:
эфша´р буста´н авраа´м, бэвакаша´? — Можно (поставить) «Бустан Авраам»?
Если
у них есть,
вам не откажут. Если нет, будете слушать Вертинского.
стальбет
Вы развалились в шезлонге на пляже Фришман — хоф фришман. Вы наблюдаете за опускающимся в море солнцем.
Вы пьете бочковое пиво — би´ра мэ-а-хави´т;0,3 — шлишили 0,5 — хэ´ци. У вас на животе покоится раскрытый том «Улисса», но читать его лень. Скрутить косяк тоже лень, но не так, как читать «Улисса». Вид девушек в бикини радует и умиротворяет. Ваше состояние называется на иврите стальбет. Песок, шум моря и сумерки навевают одну мелодию. И одну историю.
эли´! эли!
Хана Сенеш, 23-летняя венгерская еврейка, была в числе тех четырех десятков парашютистов, которых ишу´в(прообраз Государства Израиль) десантировал в 1944 году в разных регионах Европы из понятных соображений, но с непонятной миссией.
Соображения были просты: евреи Палестины считали себя обязанными отреагировать на массовые уничтожения своих соплеменников в Европе. Но что могли сделать несколько молодых ребят в нацистском тылу? Поднять восстание? Освободить Европу от немцев? Как себе все это представляло сионистское руководство? Как фильм «Бесславные ублюдки»? Бен-Гурион произнес перед добровольцами пламенную речь. Голда Меир хранила молчание, а к концу встречи разрыдалась. Было совершенно очевидно, что все они погибнут. Хану Сенеш схватили и расстреляли в будапештском гестапо. Уже после гибели одно ее маленькое стихотворение было положено на музыку. И стало бессмертной песней, которую знает и любит каждый израильтянин. Называется алиха ле-кейсария(«Прогулка в Кейсарию»).
эли´! эли! — Г-споди! Г-споди!
ше-лё-игамэ´р ле-оля´м— Пусть никогда не кончается
hа-холь вэ-а-йам— Песок и море
ришру´ш шель hа-ма´им— Журчание воды
бэра´к hа-шама´им— Гроза в небе
тфиля´т
hа-адам —
Молитва человека.