Федерация

25 мая наступает Лаг ба-Омер – 33-й день отсчёта Омера. Он начинается вечером 25 мая и длится до вечера 26 мая.

Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлениями и пожеланиями: «Дорогие друзья! Сегодня мы празднуем Лаг ба-Омер, праздник единства. Он связан с двумя историческими датами: с окончанием эпидемии, поразившей учеников рабби Акивы, и кончиной другого великого рабби – Шимона бар-Йохая, автора трактата «Зохар», основоположника Каббалы.

Это может показаться странным: как можно праздновать, вспоминая о трагических событиях? Да, эпидемия завершилась – но ведь от нее умерло 24 тысячи человек, и это все были знатоки Торы, верно служившие Б-гу! А объявлять праздником годовщину смерти праведника – это вообще совершенно непонятно. Но давайте разберемся, что стоит за этими событиями, в чем связь между ними. Каббала как раз учит нас, что не стоит делать выводы на основе внешних атрибутов, надо всякий раз стараться заглянуть внутрь, в глубину, и только тогда поймешь истинный смысл происходящего.

Шимон бар-Йохай просил, чтобы в день его кончины ученики и близкие радовались. Когда глядишь на смерть, объяснял он, снаружи видишь горе и траур, но реально это переход в мир иной, где за все добро, что сделано в этом мире, человека ожидает вечная награда. Так что для праведника смерть это праздник. Это первый урок Лаг ба-Омер. Все, что связано с Б-гом, есть радость. Если Б-г дает заповеди, налагает на нас ограничения, запрещает что-то – это лучше в первую очередь для нас самих. Тут надо не обижаться, а радоваться. А если Б-г призывает человека к Себе – это выводит человека на стадию единства с Б-гом: его земной путь завершен, начинается путь небесный!

А теперь урок второй, связанный с эпидемией и ее прекращением. Наши мудрецы объясняют, что причиной эпидемии стало неуважительное отношение учеников рабби Акивы друг к другу. Да, они усердно изучали Тору, старательно исполняли заповеди – но при этом между собой они постоянно ссорились. Как только ссоры и конфликты прекратились – эпидемии пришел конец. По сути этот второй урок аналогичен первому, только преподан он нам на других примерах. В каждом человеке есть частица от Б-га, поэтому он заслуживает доброго отношения, даже если мы убеждены, что он поступает неправильно. Мы ни в коем случае не должны рвать с ним отношения, тем более не должны отвечать на его плохие дела собственными плохими делами. Нам надо постараться понять, почему этот человек поступает плохо, и постараться помочь ему исправиться, помочь осознать то хорошее, что вложил в него Б-г. И это будет источником радости – для него и для нас!

Именно поэтому Лаг ба-Омер считается праздником единства. Из этого дня мы должны получить заряд сил для любви, для уважения к ближним. За это нас ждет награда от Г-спода. Сегодня в мире сложные времена: идут войны, бесчинствует терроризм, тут и там прорывается ненависть. Наша задача – добиться того, чтобы люди смотрели друг на друга с уважением, видели хорошее и радовались этому. И даст Б-г, праздник Лаг ба-Омер нам в этом поможет!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар направил поздравление с Днем Победы ветеранам Великой Отечественной войны и еврейским общинам страны: «Дорогие друзья! ​От всего сердца поздравляю вас с праздником – годовщиной великой Победы.

Особые поздравления и особые слова благодарности нашим ветеранам – тем, кто громил фашистов на фронте, кто ковал оружие победы в тылу. Да, поколение победителей – это очень пожилые люди, и с каждым годом их остается все меньше. Но, как говорят наши святые книги, пока человек жив в памяти потомков, он не умер. А ветераны будут живы в нашей памяти всегда! ​Для нашего народа день Победы – двойной праздник: это еще и день спасения от геноцида. Когда мы вспоминаем трагические события тех лет, всегда переплетаются две вещи: война и Холокост. Думаю, что эта связь очевидна для всех людей, к какой нации они ни принадлежали бы. Ведь тираны разных мастей развязывают агрессивные войны, потому что считают, что есть страны, которые не имеют права существовать; а отсюда неизбежно делается вывод, что есть народы, которые не имеют права существовать. И начинается геноцид. ​Слава Б-гу, что в ХХ веке нашлись силы, которые остановили фашизм, а затем разгромили его. Да, это потребовало огромных жертв, 50 миллионов погибших только в Европе. Но другого выхода не было: если бы возобладал курс на «компромиссы», погибло бы намного больше людей. Ведь любой агрессор воспринимает стремление договариваться как проявление слабости! Если бы Красная армия и армии союзников не уничтожили гитлеровский фашизм, он не ограничился бы геноцидом евреев: за евреями последовали бы славяне, уже объявленные «неполноценными», а затем и другие нации. ​

Главный урок той войны, четко озвученный во время Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками, заключается в том, что идеология ненависти приводит к страшным последствиям. Только взаимное уважение и терпимость способны спасти мир. Именно поэтому во всех цивилизованных странах идеология фашизма была объявлена уголовным преступлением. Но в полной ли мере усвоен этот урок? Увы, мы видим, что в самых разных регионах мира активизируется международный терроризм – наследник фашизма практически по всем показателям. И есть даже государства, которые этот терроризм поддерживают. И есть группы людей, которые выходят на демонстрации солидарности с террористами. Причем те и другие цинично используют лозунги терпимости и призывы к уважению «прав и свобод».

В этой непростой ситуации, мне кажется, особую роль могут сыграть религиозные лидеры и общины верующих. Ведь они твердо знают, что все мы дети одного небесного Отца, и поэтому не должны враждовать. Но те, кто считает себя вправе убивать за принадлежность к иной нации или к иной вере, сами вычеркивают себя из списка людей, и к ним не может быть ни терпимости, ни пощады, как не было пощады нацистам и их приспешникам. Дай Б-г, чтобы, вспоминая сейчас о великой Победе, о бессмертном подвиге победителей, мы сделали все, чтобы остановить новую волну ненависти, чтобы защитить вечные ценности, благодаря которым сохранился род человеческий. Благодаря которым люди остаются людьми».

Поделиться
Отправить

По случаю 79-й годовщины окончания Великой Отечественной войны в Еврейском музее и центре толерантности в Москве пройдут праздничные мероприятия.

Состоится выступление духового оркестра Show Brass Band с участием молодых музыкантов из различных коллективов Москвы под руководством Алексея Крохина. Стихи военных лет прозвучат в исполнении заслуженных артистов России Нонны Гришаевой, Екатерины Гусевой, Игоря Миркурбанова, а также Леонида Ярмольника. Завершится программа концертом песен военных лет в исполнении инструментального трио «Музыка Победы» и Moscow Klezmer Band. Весь день гости смогут бесплатно посетить выставку «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты». Экспозиция посвящена участию евреев в Великой Отечественной войне и в то же время отражает универсальный вклад каждого человека в общую Победу. Выставка продлится до 4 августа 2024 года.

Памятную дату по традиции отметят в общинах по всей стране. Люди примут участие в возложении цветов к памятникам героям войны и жертвам Холокоста, состоятся праздничные концерты, встречи с ветеранами, показы фильмов. По случаю Дня Победы община при поддержке фонда «770» подготовила и направила подарочные наборы ветеранам, узникам концлагерей и гетто, труженикам тыла, детям войны.

Текст поздравления президента ФЕОР, раввина Александра Бороды.

Дорогие друзья! От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю ветеранов, тружеников тыла, блокадников, узников концлагерей и гетто, детей войны и каждого из нас с Днем Победы в Великой Отечественной войне! Победа над фашизмом это пример абсолютного единства людей, в котором не принято выделять чей-то отдельный вклад или говорить, что кому-то выпало больше испытаний, чем другим. В то время как злая сила фашизма делила человечество на достойных и недостойных, несла разрушения и страдания, мир отвечал в миллионы раз большей созидательной силой. Эта сила стала результатом стойкости, веры и ежедневного подвига каждого человека: тех, кто сражался на фронте и кто работал на заводах, тех, кто дошел до Берлина и тех, кто помогал сохранить жизнь в эвакуации. Это подвиг взрослых и детей.

С каждым годом остается все меньше живых свидетелей страшных событий военных лет. Среди них не только ветераны, труженики тыла и узники концлагерей, но и дети войны. В мировоззрении этих людей, вопреки пережитой боли и ужасу, главной ценностью осталась человеческая жизнь, доброта и честность. Так они прошли через войну, восстановили страну, воспитали детей и внуков.

Нам важно помнить и еще один урок войны – как перед лицом всеобщей опасности исчезли предрассудки к другой национальности и религии, как в одно мгновение были отброшены недостойные чувства и расставлены истинные приоритеты ради одной общей цели – мире и свободе будущих поколений. И если мы в своей жизни будем руководствоваться теми же ценностями, то мы докажем, что непреклонный ход времени не способен погасить скорбь, чувство уважения и благодарности к героическим людям той эпохи, которые отдали свою жизнь ради Победы, мужественно переносили все тяготы и своей верой приближали мир. Поздравляю вас с Днем Победы! Пусть в этот день рядом будут родные и близкие люди, с которыми вы разделите не только печаль, но радость этого великого праздника! Пусть гордость за подвиг предков не покидает наши сердца!

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 22 апреля Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравили еврейскую общину страны с праздником Песах.

Главный раввин России, поздравляя евреев с Песахом, как с одним из важнейших праздников еврейства, отметил, что главный дар, который евреи получили от Б-га после дара жизни, — это свобода. «Все остальные живые существа действуют, повинуясь инстинкту, и только нам, людям, Г-сподь дал возможность принимать решения по свободному выбору. Это великое благо – и, в то же время, огромная ответственность: ответственность перед самими собой, перед окружающими, перед Б-гом», – заявил он. Б

Лазар подчеркнул, что мы особо осознаем это во время седера. «Мы едим мацу – хлеб свободы. Вспоминаем о том, что наши предки, уходя из Египта, даже не стали дожидаться, когда тесто подойдет, потому что полностью доверились Б-гу. Маца преподает нам важный урок: чтобы быть свободным, необязательно нужны богатство и роскошь. Хлеб свободы – это и хлеб бедности, хлеб скромности! Скромность позволяет нам ценить то, что есть, позволяет быть независимыми от давления со стороны, позволяет, в конечном счете, реализовывать себя без оглядки на какие-либо внешние ограничения», – заметил Главный раввин России.

Лазар подчеркнул, что идею свободы раскрывает еще одна заповедь седера – выпить четыре бокала вина, когда таким образом вспоминают о четырех обещаниях, которые Б-г дал евреям еще в Египте: «Я выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от порабощения, и спасу вас дланью простертой… и сделаю вас Своим народом». «Это еще один важный урок Песаха: есть разные уровни свободы, чтобы обрести свободу высшего уровня, надо проделать определенный путь. И этот путь – путь к Б-гу! Нередко нам приходится слышать от людей, что они хотели бы свободы, но не могут ее достичь – будь то из-за внешнего давления, из-за собственных недостатков или просто из-за страха. Но Песах учит нас, что полная свобода реальна. Наших предков, вышедших из Египта, Б-г «сделал Своим народом» – а для этого они сами должны были почувствовать связь с Б-гом, понять, что все от Б-га, сделать то, чего Б-г желает! Когда чувствуешь связь с Б-гом – нет ни страха, ни ограничений. А когда понимаешь, что все от Б-га – возвращаешься к идее скромности, всецело полагаешься на Б-га, и все у тебя получается», – отметил он.

Он подчеркнул, что сегодня эти уроки Песаха особенно актуальны. «И дело даже не только в террористах, которые пытаются вселить во всех нас страх и неуверенность, заставить бояться и прятаться. И не только в разного рода тиранах, которые этот терроризм поддерживают. Несвобода пытается наступать и в обществе, даже в семейных отношениях: это и усиление насилия внутри семьи, и увеличение числа так называемых абьюзеров – дома, на работе, на улице… А Песах учит нас, что прежде всего надо обрести внутреннюю свободу. И первый шаг здесь – четко сказать себе, что никакой Египет, никакой фараон не сможет заставить нас идти против своей совести, против своей души, против того, что соединяет нас с Б-гом! Не сдаваться, жить праведной жизнью, вести себя как свободные люди. Каждый из нас на это способен – благодаря тем ценностям, которые Б-г дает нам. И, когда мы эту нашу способность реализуем – нет на свете силы, которая могла бы заставить нас отступить!», – заключил Лазар, пожелав российским евреям свободы, мира, любви и единства.

Борода в своем поздравлении отметил, что в этот праздник мы особенно строго следим за тем, чтобы соблюсти все его традиции и законы. «Мы готовим свои дома, очищая их от мельчайших крошек квасного. Мы ставим на наш стол в пасхальный седер все символы и атрибуты, которые связаны с испытаниями, пережитыми еврейским народом в рабстве. И в то же время мы благодарим Всевышнего за Его чудеса и обещания, позволившие обрести свободу и даровавшие мудрость законов Торы», – заявил он.

Президент Федерации еврейских общин России подчеркнул, что, исполняя заповеди праздника, важно не упустить духовные смыслы, которые заключает в себе Песах. Один из этих смыслов – смотреть на себя, как на выходящего из Египта. «Будучи физически свободными, мы не можем полагать, что «праздник освобождения» повествует только о наших предках. Но каждый из нас продолжает этот путь через испытания ложными идеалами и заблуждениями. Заметить их и изгнать из своего сердца – значит, сделать шаг к своей свободе. Стремиться к добру, нравственной чистоте, справедливости – значит, делать шаг к Всевышнему. Учил Царь Соломон: «Во всех путях твоих познавай Его, и он выпрямит стези твои». Только путем сохранения традиций, изучения Б-жественной мудрости возможно обрести опору в любые, даже самые непростые времена, и приблизить всеобщее избавление от зла и невзгод», – писал он.

Борода пожелал российским евреям счастливо провести Песах! Пусть он будет связан с теплыми встречами и радостными событиями! Пусть Всевышний благословляет Вас! Пусть в Вашем доме царит гармония и благополучие! Песах кошер весамеах!! – заключил он.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Пурим, который в этом году начинается вечером 23 марта Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратились к еврейской общине с поздравлениями.

Главный раввин России, поздравляя российских евреев с Пуримом, отметил, что это не только воспоминание о чудесном спасении нашего народа в древние времена, но и очень важный урок на день нынешний. Он напомнил, что в мидраше сказано, что, когда злодей Аман получил от царя разрешение истребить всех евреев, он и его соратники уже приготовились праздновать. Вдруг они увидели Мордехая, который шел за группой еврейских детей. Аман удивился: ведь Мордехай наверняка знает о той катастрофе, которую злодеи готовят его народу. Почему же он не убегает и не кричит детям, чтобы они спасались, пока не поздно? Злодей подкрался к праведнику и услышал, как тот спрашивает детей: скажите мне, какой ваш любимый стих, что вы читаете в Святых книгах? Первый мальчик ответил: мой любимый – это «не страшись внезапного ужаса, бури, что разразится над нечестивыми». Второй заявил: а мой любимый это «задумывайте козни, но они расстроятся; готовьте заговор, но он не осуществится, ибо с нами Б-г». А любимым стихом третьего ребенка оказались слова: «До скончания века не изменюсь Я, до седин ваших терпеть буду вас… буду терпелив и избавлю». «Мордехай услышал эти слова и обрадовался. Он действительно знал о планах Амана, но он знал также, что чистый голос детей окажется сильнее, чем любые замыслы злодеев.

Почему все это так важно? Каков урок из этого? Прежде всего – когда мы видим врага, надо не бояться. Кто верит в Б-га, тот страха не знает. Сегодняшний Аман, все эти ХАМАСы и «Хезболлы», того и хотят, чтобы люди жили в страхе. Успешно бороться с этими Аманами можно только в том случае, если ты сам смотришь на жизнь с позитивом, если веришь Б-гу и полагаешься на помощь Б-жью. Ни замыслы современного Амана, ни его преступные действия не могут нас уничтожить, потому что Б-г с нами, и мы с Б-гом. А раз мы с Б-гом – мы знаем, что действуем правильно, что живем правильной жизнью, и от этого у нас еще больше сил!», – отмечал Б.Лазар

Главный раввин России подчеркнул, что когда мы смотрим на историю Пурима, мы видим, что связь со Вс-вышним дает нам уверенность в себе, в своих силах, в нашем единстве. «Но она дает и еще одну вещь, не менее важную: Пурим учит, что все, что происходит вокруг, происходит под управлением Б-га, что в конечном счете все всегда решают не происки врагов, а промысл Б-жий – великий сценарий, который создал и выполняет наш небесный Отец, кто сотворил весь мир и нас в нем. А Б-г – это добро, промысл Б-жий – это торжество справедливости, преданность Б-гу – это великий источник радости. И главный урок Пурима – это радоваться самим и радовать других. Для этого мишлоах-манот, сладкие подарки друзьям; для этого помощь бедным; для этого совместное чтение Мегилат Эстер, да и все остальные пуримские традиции и обычаи. Радуешь ближнего – и этим радуешь себя: вот, по сути, главный принцип не только праздника Пурим, но и всей нашей еврейской жизни! Так наши предки победили злодея Амана в дни Эстер и Мордехая. Так мы сегодняшние побеждаем тех, кто только и умеет, что всем портить жизнь. Поэтому давайте, друзья, еще больше радоваться, чувствовать еще большую уверенность в том, что Б-г всегда с нами и всегда поможет. И тогда мы заслужим увидеть чудо Пурим прямо сейчас, в наши дни!», – писал он.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем поздравлении писал: «От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Пурим! Пусть этот день пройдет в своих добрых традициях – в карнавальном веселье, теплых встречах с близкими и друзьями, пышных застольях и благих делах». Он напоминал, что одна из заповедей Пурима предписывает два раза прослушать Свиток Эстер, где описано чудесное спасение евреев от полного истребления по жестокому замыслу царского сановника Амана. «Важно заметить, что несмотря на надвигающуюся опасность, евреи не возроптали на Б-га, не обвинили его в несправедливости и жестокости. Напротив, царица Эстер провозгласила трехдневный пост, молилась сама, и вместе с ней весь народ обратился в молитве к Всевышнему. Дядя царицы Эстер, благочестивый Мордехай, наставлял ее: «И кто знает, не для такой ли поры и достигла ты достоинства царского». Потому что даже будучи царицей, Эстер казалось, что она абсолютно бессильна. Но мудрый Мордехай помог ей осознать, что Всевышний наделил ее силой, способной спасти целой народ», – отмечал президент ФЕОР.

А.Борода подчеркивал, что мы должны знать, что даже самые тяжелые события посланы нам по великому замыслу Вс-вышнего. «Какими бы темными ни были времена, они закончатся. Нам же следует смиренно и достойно переносить трудности, не ожесточаться и лишь укреплять свою веру. Когда в своей жизни мы сталкиваемся с испытаниями, нужно помнить, что вместе с ними нам даны силы и возможности их преодолеть», – заявил президент ФЕОР. «Желаю вам счастливо встретить Пурим и провести его по всем предписанным заповедям! Пусть Всевышний ниспошлет вам множество сил, одарит вас крепким здоровьем и благополучием! Смеха, веселья и радости! Хаг Пурим самеах!», – заключил А.Борода. ​

Праздник Пурим установлен еврейскими мудрецами в память о чудесном избавлении еврейского народа от полного физического уничтожения в 4 веке до н.э. во времена царствования Ахашвероша (Артаксеркса) в Персии. История событий подробно изложена в Свитке Эстер. Во всем мире Пурим отмечают 14 Адара, что в этом году выпадает на 23-24 марта. Исключением является Иерусалим, как город обнесенный стеной в те исторические события. Праздник в Иерусалиме называется Шушан-Пурим и празднуется 15 Адара, то есть 24-25 марта. В праздник иудеи обязаны дважды (вечером и утром) прослушать Свиток Эстер, помочь нуждающимся, отправить съестные подарки друзьям, устроить праздничную трапезу. Также принято надевать карнавальные костюмы и разыгрывать спектакли – «пуримшпили». Накануне праздника установлен дневной пост, но так как в этом году празднику предшествует шабат, то иудеи постились 21 марта.

 

Поделиться
Отправить

В еврейских общинах России прошли праздничные ханукальные мероприятия. 7 декабря, в Москве, на Площади Революции прошло открытие праздника Ханука и церемония, где первую ханукальную свечу зажег Главный раввин России Берл Лазар. Открыл вечер генеральный директор Московского еврейского общинного центра, раввин Мордехай Вайсберг, вместе с хором московской еврейской школы «Хедер Менахем».

Раввин рассказал об истории праздника и о важности его проведения в нынешнее непростое время. «Именно в этом году, каждый из нас должен делать максимум, чтобы добавить больше света в нашу жизнь. Прошу вас, возвращаясь домой, обязательно зажгите минору, но и этого недостаточно. Нужно рассказать своим близким, знакомым, чтобы они приняли решение в этом году молиться за то, чтобы был мир во всем мире, и зажгли свечу. Даже маленькая свеча разгоняет тьму».

10 декабря, в Екатеринбурге, Хануку отметили большим концертом во Дворце игровых видов спорта, где раввин был почетным гостем. На мероприятии присутствовали более шести тысяч человек. Первым выступил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Он зажег центральную свечу в ханукие и искренне поблагодарил организаторов праздника – главного раввина города Екатеринбурга и Свердловской области Зелига Ашкенази и его супругу Хану.

Главный раввин России Берл Лазар сердечно поздравил участников мероприятия, произнес благословение и зажег четыре ханукальные свечи. В праздничном концерте принимали участие детский коллектив гимназии «Ор Авнер» и духовой оркестр Центрального военного округа. Очень тепло встретили екатеринбуржцы выступление арт-группы «Хор Турецкого» с программой «Еврейские песни о главном». Также в Екатеринбурге Берл Лазар посетил Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога», еврейскую общеобразовательную гимназию «Ор Авнер» и провел встречу с участием главы Екатеринбурга Алексеем Орловым, Евгением Куйвашевым и Зелигом Ашкенази.

11 декабря, в Новосибирске, Главный раввин России Берл Лазар посетил еврейский лицей «Ор Авнер» и интеграционный центр для детей и молодёжи с ограниченными возможностями «Лев». Дети встретили раввина песней «Эвейну Шолом-Алейхем». По окончании экскурсии раввин поздравил всех с праздником Ханука, прочитал благословение и зажег праздничную ханукию. Открытие Центра интеграции «Лев» состоялось в сентябре этого года и уже сейчас принимает детей из пятидесяти семей. Также в Новосибирске раввин посетил синагогу «Бейт Менахем», которая находится в самом центре города, чтобы отметить праздник вместе с общиной.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 7 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! В этом году мы празднуем Хануку в особых обстоятельствах. Прошло ровно 60 дней с трагедии 7 октября в Израиле. Чувства, которые нас тогда охватили, живы в нас. В чем-то они очень похожи на те чувства, которые испытывали наши предки, когда вернулись в Иерусалим и увидели оскверненный Храм, увидели преступления язычников. И, если мы в дни Хануки каждый год зажигаем дома менору-восьмисвечник, – знак благодарности Б-гу за Его чудеса ради нашего народа, – то в этом году, я думаю, будет правильно, если мы сделаем больше. Будем сами зажигать, и детям нашим зажигать дадим, и всех наших друзей и близких попросим, чтобы тоже зажигали. Пусть в каждом доме горит менора, освещая и комнату, и квартиру, и улицу!

Обратите внимание: Ханука это праздник самой легкой заповеди. В другие важные для нас даты заповеди куда сложнее, и их куда больше. А здесь – проще некуда: в первый день зажечь одну свечу, во второй две и дальше просто прибавлять по одной каждый день, до самого исхода праздника. Но насколько это легко, настолько это и важно. Важно для каждого еврея – да и не только для евреев, ведь свет меноры обязательно должен быть виден людям на улице. Заповедь ханукальной меноры напоминает нам, что язычники не просто хотели захватить страну, не просто осквернить Храм. Они хотели, чтобы воцарилась тьма, чтобы наш народ потерял веру, надежду, преданность Б-гу! Именно поэтому они испортили священное масло для храмовых светильников. И когда наши предки победили и освободили Иерусалим, они не праздновали победу, а первым делом хотели вновь зажечь менору, чтобы показать, что вера жива и верность жива.

Это урок для всех поколений нашего народа: язычники могут даже разрушить Храм, но не в состоянии разрушить то, что у нас в душе. Евреи восстали против самой большой в те времена империи античного мира и победили. Если считать только по соотношению сил, этого не могло произойти: но это произошло. И люди поняли, что эту победу им дал Б-г, что Б-г сотворил чудо, «дал немногим победить многих». Именно поэтому евреи зажгли храмовый светильник, хотя знали, что освященного масла у них только на сутки: раз Б-г дает чудо, Он и маслу этому позволит гореть столько времени, сколько нужно, чтобы изготовить новое. Так оно и случилось. И сегодня, когда мы зажигаем ханукию – это самый главный знак того, что в каждом из нас крепка вера. Тогда язычники хотели, чтобы света не было в Храме. В результате сейчас свет зажигают миллионы по всему миру. И это поддерживает наших братьев в Израиле, сражающихся с посланцами тьмы. И свет Хануки из наших окон распространится по всему миру.

К сожалению, до сих пор мы видим, что немало людей открыто симпатизирует силам тьмы. Это не только террористы, но и те приверженцы так называемой «политкорректности», которые устраивают акции в их поддержку. Вступать с ними в дискуссии или выходить на контрдемонстрации бессмысленно. Наша задача – добавить света, показать окружающим правду, раскрыть людям глаза. Когда идет борьба тьмы и света – свет всегда побеждает. Кто-то может сказать: как одна моя свеча может бороться со всей этой тьмой? Но в этом и состоит важнейший урок Хануки: одна малая свеча разгоняет большую тьму! И каждый вечер мы добавляем еще свечу. Каждая свеча важна, каждая прибавляет света. И это наполняет нас верой, что уже скоро свет будет везде, и мир будет готов к приходу Машиаха!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выступил с обращением по поводу погрома в Махачкале.

Он отметил, что живет в России уже 35 лет, видел много всего – и хорошего, и не очень. «Но то, что произошло в последние дни вызвало шок, какого никогда прежде испытывать не доводилось. Шок от того, что увидел в Интернете, и от того, что услышал от моих братьев на Кавказе», заявил Б.Лазар.

Он рассказал, что много раз бывал в регионе. «И каждый раз радовался – такая, казалось, дружба была у моих единоверцев с представителями местных народов, так все друг другу помогали! В России вообще декларируется, что люди разных национальностей, разных верований традиционно строят свои отношения на взаимном уважении, да и руководители государства последние четверть века стараются укрепить межнациональный и межконфессиональный мир внутри страны. И то, что произошло сейчас, просто не укладывается в голове», – заметил Главный раввин России.

Б.Лазар подчеркнул, что сейчас уровень технологического развития такой, что в тайне ничего не удержишь, как ни старайся. «Что нам показывает видео? Как толпа спортивного вида молодых людей ломает двери аэропорта, разносит все вокруг, кидает камни в автобусы и даже в полицию… Вот если бы в это время из аэропорта вышел человек, прилетевший из Тель-Авива – что бы сотворила с ним эта толпа погромщиков?

Кстати – кто прилетел из Тель-Авива? Большинство пассажиров были женщины, которые возили своих детей на лечение. Их вывозили с территории автобусами, а погромщики кидали в стекла автобусов булыжники. То есть – для этих существ (язык не поворачивается назвать их людьми) женщины и дети могут быть объектами насилия», – отметил он.

Главный раввин России заметил, что силы правопорядка пытались как-то обуздать толпу, а большинство пострадавших от погрома – сотрудники полиции. «Но как вообще допустили бандитов на охраняемую территорию? Тем более, что призывы к нападению на аэропорт распространялись в социальных сетях открыто…» – задается он вопросом.

Б.Лазар отметил, что задержано 80 погромщиков из более чем тысячи. «Что с остальными? Они ходят свободно по городу и гордятся своим бандитизмом?» – писал он.

«И не говорите мне об «изолированном инциденте». Было еще и нападение на гостиницу в Хасавюрте, после того, как кто-то пустил слух, будто там проживает гражданин Израиля. И был поджог еврейского культурного центра в Нальчике, который теперь предстоит отстраивать заново.

Сейчас мы слышим, что, дескать, это не антисемитизм, а «осуждение действий Израиля на Ближнем Востоке». Ну, во-первых, еврейский культурный центр в Нальчике к Израилю никакого отношения не имеет, его строят местные евреи для своей общины. Да и в самолете «Ред вингс» почти все пассажиры были российские граждане. А во-вторых и в главных – какое, спрашивается, отношение к действиям Израиля имеют разграбление магазинов в махачкалинском аэропорту и град камней в российских полицейских?», – заявил Главный раввин России.

Б.Лазар заметил, что дело тут не в Израиле и не в Ближнем Востоке, там своих проблем хватает. «А наша проблема, похоже – это проблема воспитания. Что-то реально изменилось на Северном Кавказе. И не в лучшую сторону. Могут ли мои соплеменники и единоверцы в этом регионе чувствовать себя в безопасности? Мне каждый день буквально сотни человек задают этот вопрос. И я как духовный лидер общины должен взять на себя ответственность за их судьбу. А для этого я должен понять, какая реально ведется работа по изоляции и ликвидации экстремистских сил в регионе», – подчеркнул он.

Главный раввин России заявил, что ждет ответа от властей и от правоохранительных органов. «Но в первую очередь от народа, от тех, кто пользуется авторитетом у народа – от местных религиозных лидеров, от старейшин-аксакалов. А ответа нет. Даже извинений нет ни от кого на Кавказе. Мне сейчас многие направляют электронные письма с выражением солидарности, с возмущением погромами – но это из каких угодно регионов России, только не с Кавказа», – отметил он.

«Сегодня у меня, как и у всех моих соплеменников, куда больше вопросов, чем ответов. Поэтому пока очень мало рекомендаций. Но одно я точно знаю: надо постараться сделать все, чтобы пропаганде ненависти не было места в нашей стране. Россия веками была сильной и единой именно благодаря тому, что ее народы умели выстроить свои отношения на основах дружбы и взаимоуважения. Если, не дай Б-г, сейчас эти отношения окажутся взорваны, плохо будет всем», заключил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент ФЕОР Александр Борода, выступил с открытым обращением к гражданам России и руководству страны в связи с антисемитскими действиями в республиках Северного Кавказа.

Полный текст заявления президента ФЕОР приводится ниже.

События 29 октября в аэропорту Махачкалы, а также предшествующие им события в Нальчике, Хасавюрте и Черкесске четко показывают, что конфликт на Ближнем Востоке уже затронул жизни людей в России, и что настроения антиизраильского характера теперь превратились в открытую агрессию по отношению даже к российским евреям.

Более того, мы видим, что местные власти оказались не готовы к таким событиям и допустили масштабные нарушения правопорядка, массовые выступления с открытыми угрозами евреям и израильтянам, которые могли оказаться в аэропорту Махачкалы. Но это трудно назвать некомпетентностью — скорее, руководство республик не могло и представить, что многонациональный Кавказ охватят такие волнения. Так не мог подумать никто, этот регион исторически был домом для разных народов, которые всегда жили в мире и уважении.

Понимая ответственность, возложенную на меня еврейской общиной России, я призываю руководство страны и правоохранительные органы найти и самым строгим образом наказать всех организаторов и участников антисемитских происшествий в соответствии с российским законодательством. Их действия подрывают базовые основы нашего многокультурного и многонационального государства, обесценивают взаимоуважение среди представителей разных конфессий нашего общества.

Также необходимо принять во внимание, что погромщики сформировали свою позицию на основании информации из социальных сетей и средств массовой информации — как российских, так и зарубежных. Я прошу уделить большое внимание тому, как освещаются события на Ближнем Востоке — к этому сложному вопросу нужно подходить с большой осторожностью и ответственностью, чтобы люди не приходили к односторонним и радикальным взглядам, чтобы они делали выводы из гуманных позиций, а не на основе бушующих негативных эмоций. Кроме того, нужно усиливать просветительскую деятельность и объяснять, насколько неприемлемо любое проявление ненависти внутри нашей страны.

Встреча 25 октября президента Владимира Путина с главами традиционных религий показала, что разобщение внутри нашей страны — это чужеродное и недопустимое явление. Хочется верить, что после принятых мер никакие эпизоды разжигания межрелигиозной ненависти не повторятся. Сейчас общая задача представителей всех конфессий с еще большой силой доказывать и демонстрировать поддержку и взаимопомощь, и ни в коем разе не продолжать тенденцию человеконенавистничества.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода опубликовал обращение в связи с нападением ХАМАСа на Израиль.

Он выразил глубочайшие соболезнования всем, кто потерял близких в беспрецедентном террористическом нападении на мирное население Израиля от имени еврейской общины России и от себя лично. «Мы желаем возвращения в целости и здравии всех, кто оказался в заложниках, а также скорейшего и полного выздоровления всем пострадавшим и раненным! Данные террористические акты по заявлениям самих преступников вызваны ненавистью к евреям и государству Израиль, но мы видим, что жертвами становятся не только евреи и не только граждане Израиля. Потому что, когда зло приобретает такие масштабы, – оно сметает всё и всех на своем пути, оно уже не помнит своей цели (какой бы ужасной она ни была) и только множит жертвы и страдания», – отмечал А.Борода.

Президент ФЕОР отметил, что никто не может представить боль, которую сейчас испытывают родители, потерявшие детей, тот страх неизвестности, который испытывают люди, чьи близкие оказались в плену. И никто не может представить, в каком состоянии находятся заложники. «Мудрецы учат, что если ты будешь добр со злом, то в конечном итоге ты будешь зол к добру. Террористы, и все, кто повинен в зверствах, все кто находит удовлетворение в издевательствах над невинными людьми должны быть наказаны в полной мере, без уступок и оправданий», – писал А.Борода.

Он подчеркивал, что очень многое зависит от нас самих, от консолидации общества вокруг неоспоримо добрых целей, от помощи друг другу и от наших праведных поступков. «Евреи России усилено молят Всевышнего, чтобы в кротчайшие сроки были приняты действия, которые позволят освободить заложников и предотвратить новые жертвы. Мы разделяем скорбь всех, кто потерял близких и молимся о поднятии их души! Пусть Б-г услышит наши молитвы!», – заключил президент ФЕОР

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравил евреев с праздником Симхат-Тора, который евреи всего мира начинают отмечать вечером 6 октября.

Главный раввин России напомнил, что Симхат-Тора – кульминация наших осенних праздников и одновременно самый веселый праздник. Символ этого особого веселья – главная заповедь праздника, танцы с Торой. «В этот день мы завершаем годичный цикл изучения Торы. Мы стали мудрее, стали больше знать, лучше понимать мудрость Г-спода нашего. Казалось бы – праздник должен быть максимально серьезным. А мы танцуем! И даже танцуем с закрытым свитком Торы, даже не читаем его в этот момент! Почему так?» – спрашивал Б.Лазар, отмечая, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, почему праздник, который называется «Симхат-Тора», то есть «радость Торы», отмечается именно осенью, а не в Шавуот, когда Г-сподь даровал евреям Тору.

«Вспомним историю. Наши предки вышли на свободу и удостоились дарования святой Торы. Но через сорок дней после этого они устроили поклонение тельцу! И только в Йом-Кипур получили прощение. В этом контексте Симхат-Тора – своего рода продолжение Йом-Кипура. Мы радуемся и празднуем, что Б-г простил наши ошибки, что Он дал нам возможность исправиться и, тем самым, подняться выше, стать лучше, ощутить нашу глубинную связь со Вс-вышним! И эта связь, связь нашей души, даже выше, чем знания, которые дает изучение Торы!», писал он.

Главный раввин России подчеркивал, что для того, чтобы научиться правильно себя вести, исполнять заповеди, верно служить Г-споду, – для всего этого нет лучше способа, чем учить Тору. Но чтобы получить прощение за совершенные ошибки – а мы ведь время от времени ошибаемся, мы ведь не совершенны! – нужно еще одно: ощутить тягу к Б-гу, почувствовать всем сердцем, что хотим ошибки исправить, осознать всей душой, что Б-г всегда нас ждет.

«Поэтому в день Симхат-Тора для нас даже не так важны полученные за год знания, как важны ощущения – и в первую очередь присущее человеку изначально ощущение неразрывной связи с Б-гом! Именно в этом главная причина нашей радости, именно поэтому мы танцуем. Во времена власти безбожников у евреев в России не было возможности изучать Тору – за это в лучшем случае выгоняли с работы, а в худшем – ссылали в ГУЛАГ. Но наши чувства оставались при нас. Именно поэтому Симхат-Тора был самым посещаемым праздником в синагогах: люди приходили, и в танце делились своими чувствами – сообщали друг другу и Г-споду, что остались евреями, что хранят верность Вс-вышнему и в этом черпают силу и уверенность в лучшем будущем» – заявил Б.Лазар.

«Хотел бы сейчас призвать вас всех возвратиться к той традиции – собраться в синагогах и танцевать всем вместе с нашей святой Торой. И пусть это станет источником радости и веселья на весь наступивший год», – заключил он.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода, поздравляя российских евреев с праздниками Шмини Ацерет и Симхат-Тора отмечал, что эти дни являются кульминацией осенних праздников, во время которых евреи проходят духовный путь от трепета к радости. «От Рош а-Шана и Йом-Кипура, когда наша радость — это только часть надежды на добрый приговор и на благополучный год, и до Суккота, который называется зман симхатейну, временем нашей радости, и длится семь дней, отражая цикл одной недели. К этой неделе радости затем добавляется восьмой праздничный день, Шмини Ацерет, а в диаспоре и девятый, Симхат Тора. Это единственная в своем роде неделя из девяти дней, которая показывает, как в тишрей наша радость постепенно все больше возрастает — настолько, что ей целиком посвящен собственный праздник», – писал он.

Однако, по словам президента ФЕОР, какой бы великой наша радость не была, она не может быть беспричинной, ей обязательно нужно основание, и этим основанием является Тора, которая учит нас жить по идеям добра, созидания и заповедей. «Мы любим ее и следуем всем ее урокам, радуемся ей, танцуем с ней и празднуем начало года с твердым желанием быть ближе к Б–гу в наступившем году. Позвольте пожелать вам, чтобы в этом году с первой главы Торы вам открылись новые способы приближаться к Всевышнему, исполнять Его волю и совершать добрые дела, чтобы все ваши молитвы с Рош а-Шана, Йом-Кипура, семи дней Суккота и Шмини Ацерет были услышаны, чтобы они принесли благополучие, мир и гармонию для каждого!» – подчеркивал А.Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравили российских евреев с праздником Суккот, начинающимся вечером 29 сентября.

Главный раввин России отметил, что праздник Суккот – праздник, который в Торе назван «временем нашей радости», что значит, в частности, что все заповеди этого праздника служат символами радости, а уроки это праздника учат нас как обрести настоящую радость в жизни. «Какая главная заповедь Суккота? Конечно – поставить шалаш и в течение семи дней проводить там время, принимать там пищу. Это заставляет нас вспомнить о том времени, когда наши предки, выйдя из Египта, жили в пустыне. Радовались они? Несомненно! Прежде всего, потому что стали, наконец, свободными людьми. А еще радовались, потому что понимали, что Б-г дает им защиту даже в трудной ситуации – раскрыл воды морские, даровал манну, дал воду, даже навел облака, чтобы люди не страдали от чрезмерной жары! То есть – не просто вывел народ Свой из рабства на свободу, но и предоставил для этой свободной жизни возможный комфорт», – писал Б.Лазар.

Он напомнил о еще одной важной заповеди Суккота – взять четыре вида растений: этрог, иву, мирт и пальмовую ветвь. Как заметил Главный раввин России «четыре вида» — это символ единства еврейского народа, поскольку эти растения символизируют четыре категории евреев: те, кто и учит Тору, и соблюдает заповеди; те, кто соблюдает, но не учит Тору; встречаются такие, кто учит, но не соблюдает, и те, которые и не учат Тору, и не соблюдают заповеди. «Мы такие разные – но при этом мы едины! И это великая причина для радости, ведь именно благодаря единству наш народ сохранился с древних времен, в то время, как почти все народы древности ныне уже не существуют», – заявил Б.Лазар.

Он также отметил, цитируя мидраш, четыре вида растений, находящиеся вместе на праздничном столе Суккота, не только символизируют единство и дают, таким образом, радость, но и приводит евреев к идее единства. Ветви пальмы должны быть соединены друг с другом. Ива растет купами – ее ветви даже переплетаются вместе. У мирта из каждого бутона на ветке обязательно выходят три листика – не бывает так, чтобы только один. Что же до этрога – это вообще удивительная вещь: единственный плод, который продолжает расти и развиваться круглый год, в любой сезон и в любую погоду. «Что здесь имеется в виду? Необходимым условием единства – и вообще хороших, дружеских отношений между людьми, – является полноценность. Когда человек уверен в себе, когда он знает, что Б-г даст ему силу и средства, чтобы решать возникающие проблемы – такой человек и к окружающим относится позитивно, настроен жить в мире, уважать ближнего, помогать ему. А когда человек ощущает себя полноценным, созревшим для единства, он обязательно чувствует связь с Б-гом и знает, что всегда получит помощь от Б-га. А это важнейший источник нашей радости. Именно такой связи со Вс-вышним я желаю вам в эти праздничные дни – и дай Б-г, чтобы радость Суккот осталась с вами на весь наступивший год!», – заключил Главный раввин России.

Президент ФЕОР в своем поздравлении напомнил, что во время праздника в общинах по всему миру обязательно будут красивые и уютные шалаши, угощения для семьи и друзей, и будет один из самых неординарных праздников еврейской традиции. «С одной стороны, он радостный, он подразумевает веселье, песни и танцы. С другой стороны, он продолжает общую для праздников Тишрея тему духовной работы», – отметил А.Борода.

Он также подчеркнул, что основная заповедь Суккота — жить неделю в специально построенных шалашах, которые напоминают о странствиях народа Израиля в пустыне, когда его со всех сторон окружали Облака Славы. «Находясь в сукке, человек автоматически становится окружен заповедью и таким образом получает один из важнейших уроков праздника: мы должны, и мы можем устроить себе праведное и правильное окружение. Трудно бороться с пороками и сопротивляться жизненным невзгодам; гораздо эффективнее изначально окружить себя хорошими людьми, добрыми и позитивными занятиями, продуктивными планами, которые помогут пережить любые трудности и найти созидательный смысл в жизни. И если мы пойдем таким путем, то нас не оставят на произвол судьбы — Всевышний следует с нами и оберегает нас, также как оберегал наших предков более трех тысяч лет назад», – писал президент ФЕОР.

Поздравляя российских евреев и желая им встретить Суккот в кругу родных и любимых людей в приятном и украшенном шалаше, ощутить присутствие Всевышнего и Его благословения, А.Борода призвал их поддержать в дни праздника тех, кто нуждается, чтобы поддержавшим «было ниспослано еще больше сил и возможностей для новых добрых свершений».

Справка: Суккот, называемый также Праздником шалашей (сукка означает «шалаш»), длится семь дней. Данная традиция восходит ко временам Исхода из Египта, когда евреи жили в переносных жилищах, а от песка, дневной жары и ночного холода пустыни их защищали Облака славы, посланные Всевышним — все семь дней праздника иудеи устраивают трапезы в шалашах в память об этом. В сукке принято веселиться, угощать гостей, молиться и отдыхать. Обязательные атрибуты праздника — четыре вида растений, каждый из которых символизирует один тип характера человека, а объединяя их, евреи показывают способность к миру и равновесию даже между совершенно разными людьми.

Среди них: цитрусовый плод — этрог; ветвь финиковой пальмы — лулав; ветка мирта — адас; прутик ивы с листьями — арава. В этом году Суккот начинается вечером пятницы, 29 сентября, и заканчивается 5 октября, однако в диаспоре продолжают устраивать трапезу в Сукке и уже в следующий праздник – Шмини Ацерет.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции