Федерация

Главный раввин России заявил о «нулевой терпимости» к выступлениям против евреев

Главный раввин России Берл Лазар

— Пять лет назад вы говорили в интервью, что 80% российских евреев нерелигиозны, «не ходят в синагогу, не молятся». При этом вы уверены, что они «рано или поздно придут». Изменилась ли ситуация за прошедшее время?— В последние годы мы видим, что интерес к религиозной жизни у российских евреев растет. Нельзя сказать, что этот процесс приобрел взрывной характер, но за эти пять лет связи людей с еврейской общиной реально стали более тесными. Больше людей участвуют в еврейских праздниках, больше покупают мацу на Песах, больше стало религиозных свадеб. Особо хочу отметить рост интереса к духовным ценностям у молодежи: это для нас добрый знак, потому что молодежь — это наше будущее. Но работы у нас осталось еще очень много.

— Как вообще сподвигнуть современного еврея прийти в синагогу, открыть Тору? Труднее ли еврею в современном, преимущественно светском, мире соблюдать необходимые религиозные традиции, сохранять веру?

— Интерес к еврейству у людей существует на генетическом, на ментальном уровне, на культурологическом уровне. И наша община в России, и в особенности в Москве, старается идти навстречу этому. Евреи больше интересуются своей историей, своей культурой, традициями своего народа — а отсюда приходят, в том числе к сугубо религиозным текстам и ритуалам.

Здесь нам во многом помогают новые технологии доставки и получения информации. Конечно, знакомство с нашей традицией через интернет — это только первый шаг, только подготовка к дальнейшей интеграции в общину. Но, слава Богу, и интегрироваться в общину сейчас куда легче, чем было в совсем еще недавнем прошлом. Общины наши сформировались практически во всех крупных городах России, да и во многих городах поменьше. Так что, с учетом всего этого современному еврею в России стало гораздо легче учить Тору, чем раньше.

— После захвата аэропорта в Дагестане вы говорили, что «дело тут не в Израиле, наша проблема — это проблема воспитания. Что-то реально изменилось на Северном Кавказе. И не в лучшую сторону». Сейчас негативные тенденции сохраняются?

— Мы фиксируем рост антисемитской и юдофобской пропаганды под видом антиизраильской, в интернете, в соцсетях.

Но тут главное — как это выплескивается на улицы. Махачкалинские события показали, что у нас в России угроза такого выплеска на улицы реально существует.

Но здесь важно, что правоохранительные органы и российская власть в целом заняли четкую и недвусмысленную позицию: нулевая терпимость к любым проявлениям уличного антисемитизма. Мы с большим вниманием следили за последствиями махачкалинских событий и видели, что следствие велось на очень глубоком уровне, организаторы беспорядков получили серьезное уголовное наказание, и сейчас в целом ситуация спокойная. А если что-то временами случается, то эти инциденты несопоставимы с масштабом антисемитских кампаний в Европе и США. Я считаю, что правоохранительная система России эффективна и с ситуацией справляется.

И на Северном Кавказе такие программы есть. В апреле я был в Дагестане, Дербенте, участвовал в закладке уникального духовного комплекса трех религий, там будет мечеть, христианский храм и синагога, музейные залы, библиотеки. Это один из таких важных просветительских проектов. Я ходил там по улицам, встречался с людьми — и, поверьте, все они очень доброжелательны, все хотят жить в мире. Экстремисты — это маргиналы, справиться с которыми правоохранительным органам, я считаю, вполне по силам.

— В России есть Еврейская автономная область, известная тем, что там почти нет самих евреев. Как к этому парадоксу относится еврейская община?

— В ЕАО есть евреи, есть общинный центр, есть синагога, а в ней замечательный раввин Эфраим Колпак. Община реализует десятки программ, в том числе для детей и молодежи, проводит фестивали еврейской культуры — короче, растет и развивается. И в то же время бережно хранит историю этого места.

Думаю, мало кто знает, что в конце 20-х годов, во время создания Еврейской области на Дальнем Востоке туда приехали евреи из США, Африки, Англии. Советское правительство рассматривало даже вопросы о квотировании, чтобы снижать потоки желающих попасть туда. В Биробиджан ехали и евреи из Украины, Белоруссии, многих это спасло от Холокоста.

В Еврейской автономной области был еврейский театр, издательства, работали художники и писатели, Биробиджан — вовсе не курьез. Он не стал краем еврейского счастья, но ведь весь советский проект был утопией, и Биробиджан был его частью: основатели Еврейской автономии, энтузиасты, были расстреляны в тридцатые годы, оставшиеся добиты в 50-е, во время «дела врачей» и других антисемитских процессов.

Сейчас в процентном отношении там евреев не меньше, хотя и не больше, чем в других регионах.

— В начале этого года президент ФЕОР  Александр Борода заявил, что фактически в Россию вернулись все евреи, которые покинули страну с начала боевых действий на Украине, и что мы не констатируем какое-то уменьшение евреев России. Вы согласны с этим утверждением?

— На самом деле, мы не знаем точного числа евреев в России. Мы можем делать какие-то выводы только на основании участия евреев в работе наших общин. В феврале 2022 года в больших городах мы увидели отток, но ситуация быстро нормализовалась. Да и сейчас отъезд за границу — не то, что в прошлом веке, когда это был билет в один конец. Теперь люди уезжают и возвращаются, ведут бизнес за границей и здесь, учатся за границей, работают то здесь, то за рубежом. Так же, как в других странах.

Но, возвращаясь к вопросу о численности, отмечу важный показатель — наше молодежное движение. Я уже говорил, что мы уделяем особое внимание молодежным программам, потому что это гарантия нашего будущего. И должен вам сказать, что число молодых ребят, которые активно работают в общине, увеличивается с каждым годом. Вот только один пример. У нас для молодежи есть программа ежегодного посещения одной из диаспор, и в этом году посетили Китай. Так вот: число участников поездки (а это все именно молодые активисты из разных общин) достигло 800 человек. Это больше, чем в любом из прошлых лет.

— Я приехал в Россию в 1990 году, но студентом приезжал и раньше. И если в 80-х за нами по пятам ходили агенты КГБ, то в 90-м я приехал в свободную страну. Люди заполняли синагоги, можно было открывать спокойно школы — в этом был шок.

За все время работы в России ни у меня, ни у моей жены никогда не возникало вопроса об отъезде. Мы сюда приехали по указанию нашего духовного учителя, Любавичского Ребе, смысл нашей жизни и работы здесь для нас был очевиден, и ничто не могло этому помешать. Мы не могли покинуть наш пост. И еще мы очень полюбили живущих здесь людей. Я считаю русских евреев самой мощной общиной мира. И, поверьте, нам здесь очень комфортно!

— Поддерживаете ли вы контакты с еврейскими общинами на Западе, не оборвали ли их политика и военные действия на Украине?

— Мы поддерживаем контакты с общинами и на Западе, и на Востоке, и где угодно. Мы религиозная община, у нас есть международная деятельность, касающаяся весьма широкого круга вопросов. Поймите, мы один народ, поэтому совершенно естественно, что мы поддерживаем и будем поддерживать контакты с нашими братьями и сестрами повсюду в мире.

— В 90-е годы русские евреи сталкивались с недостатком кошерной пищи. Сейчас сложности остались?

— Прежде всего, хочу особо отметить, что кошерные продукты — это исключительно здоровая и полезная пища. Это подтверждают все ученые, специализирующиеся на вопросах питания, независимо от их вероисповедания. Поэтому понятно, что решение проблемы кошерной пищи для нас изначально имело очень большое значение. Сейчас весь цикл производства кошерных продуктов питания у нас местный. Мы сертифицируем продукцию российских производителей, которая идет на экспорт с сертификатом нашего раввината. А прежде вся кошерная еда была западная или израильская.

Изготовлением продукции занимается не община, этим занимаются бизнесмены, которым это должно быть выгодно. И такие бизнесмены есть, потому что, в отличие от 90-х годов, когда вопрос кошерности в Москве интересовал пару десятков семей, теперь число потребителей измеряется десятками тысяч. Есть еврейские религиозные школы и другие учреждения, есть большой спрос на кошерную еду, возник рынок. К нам ежегодно обращаются десятки фирм с просьбами о проверке кошерности и выдаче соответствующего сертификата. То есть это экономически выгодно.

— Много ли евреев находится в местах лишения свободы? За что чаще всего им выносят приговоры? Какую помощь им оказывает община?

— Точных цифр я не назову, у еврейской общины есть несколько десятков подопечных в местах лишения свободы. Чаще всего в России евреи оказываются там по обвинению в экономических преступлениях.

Конечно, община старается оказывать им помощь. Они получают религиозную литературу, продуктовые наборы на праздник Рош-А-Шана (еврейский Новый год) и мацу к Песах.

В Москве евреи, находящиеся в СИЗО, могут встретиться с раввином, принять участие в богослужении и занятиях по Торе. Всего в местах лишения свободы 12 синагог.

— Традиционно считается, что женщина в еврейской семье занимается домом и воспитанием детей, а мужчина зарабатывает деньги. Сегодня все больше женщин делают карьеру. Как вы смотрите на такое изменение?

— Разделение труда, о котором вы говорите: жена ведет дом, муж зарабатывает деньги — оно далеко не только еврейское. На протяжении многих веков так существовали семьи у всех народов. И ничего неестественного в этом нет: ведь рожает детей женщина, выкармливает младенцев женщина, здесь мужчине ее не заменить. Женщина ведет дом и семью, мужчина обеспечивает дом и семью, это вполне нормальный порядок вещей.

Другое дело, что в процессе экономического развития возникают новые возможности для самореализации как у мужчин, так и у женщин. Сейчас большинство еврейских женщин работает, в том числе в религиозных семьях. И мы считаем, что это прогресс — значит, у них на это есть время и возможности. Главное, чтобы профессиональная самореализация не была в ущерб роли женщины как хранительницы дома и семьи. Да, есть узкий круг профессий «только для мужчин», в том числе в религиозной сфере, но все остальное для женщин открыто.

— Что такое московский эрув и какую роль он сыграл в жизни общины?

— Прежде всего, давайте разберемся, что такое эрув. Наша вера много вещей запрещает в шаббат — религиозную субботу. Этот день надо посвятить отдыху, молитве, заботам о семье. В частности, запрещено переносить любые вещи из дома на улицу, с улицы в дом. Задача понятна — это чтобы у людей не было соблазна заниматься в выходной день куплей-продажей и прочими действиями в этом роде. Но, поскольку точное соблюдение этого запрета создает определенные неудобства, придумали то, что называется «эрув» — это как будто мы огораживаем определенную территорию, и она становится единым пространством. Говорят, это дает больше бытового комфорта — например, матери могут гулять с колясками не только у себя во дворе, но на всей территории, что объявлена «эрув».

Некоторые общины такое организуют, и это их право. Я же смотрю на это не очень позитивно: по мне, так лучше использовать шаббат для тех задач, которые Бог поставил.

— Почему живуч миф о мировом еврейском заговоре?

— На память приходит анекдот: сидит еврей и читает газету «Завтра». Соседи негодуют: что ты делаешь? Взял бы лучше почитать еврейскую газету или журнал! Спасибо, не надо, говорит наш читатель: в еврейских газетах все о проблемах — и то у нас не решено, и это еще нам надо сделать. А в этом «Завтра» пишут, что мы самые богатые и весь мир захватили!

Это, конечно, шутка, но на самом деле миф о «еврейском заговоре» или «еврейском засилье» живуч просто потому, что есть на свете неудачники, которые пытаются списать свою недееспособность на какую-нибудь «вражью силу».

Запретить таким людям распространять свои вымыслы, к примеру, через социальные сети — дело заведомо безнадежное. Поэтому мы идем по пути позитива: не вступаем в бесполезные дискуссии, а просто делаем более доступной правду о нас, о нашей вере, о нашей культуре, о нашем народе. Наши синагоги открыты для всех, наши интернет-платформы приглашают всех, наш Еврейский музей осуществляет десятки образовательных и воспитательных проектов. Чем больше людей имеют возможность получить объективную информацию о нас, тем меньше веры всяческим антисемитским мифам.

— Сохраняют ли российские евреи связи с украинскими и есть ли неформальные связи между Москвой и Киевом на высоком политическом уровне по линии иудейского диалога между двумя странами?

— Личные связи, конечно, сохраняются. Так исторически сложилось, что у очень многих российских евреев есть родственники в Украине. Просто потому, что много евреев именно из Украины приехали жить в Россию после отмены «черты оседлости», которая была при царском режиме. А другие были эвакуированы из Украины на восток в 1941 году, чтобы не оказаться в руках нацистов. Так что российские и украинские евреи, по сути, один народ: всегда дружили и дальше будем дружить.

Что касается поиска мира — мы всегда готовы этому способствовать и открыто об этом говорили, но подробности в таких ситуация излишни.

— Много ли иудеев в правительстве России и других высших органах власти? Влияет ли их вероисповедание на политику в стране?

— Сегодня, слава Богу, не советские времена — при приеме на работу не смотрят на «пятый пункт». Поэтому евреев можно встретить практически во всех профессиях: среди врачей и ученых, среди актеров и инженеров, среди писателей и среди бизнесменов. Ну, и во властных структурах, конечно, тоже есть евреи, как и представители других национальностей.

Влияет ли вероисповедание на то, что эти люди делают, работая в органах власти? Думаю, что нет. Что здесь действительно влияет — это приверженность вечным ценностям, которые лежат в основе всякой духовности, в том числе, разумеется, и духовности еврейской.

— В чем принципиальное различие между иудаизмом и христианством, и как ее объяснить простому человеку?

— Что касается мировоззренческих основ, то у всех трех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама — основа единая: вера в единого Бога. Мы происходим от одного духовного корня, но наши религиозные практики разные. О христианстве пусть говорят приверженцы христианства, я не считаю себя вправе проводить какие-то сравнения.

Что касается иудейской религии, в нашей религиозной практике главный акцент делается на две вещи: действие и изучение. У нас очень много ритуальных действий, думаю, существенно больше, чем в любом направлении христианства. И нам заповедано всю жизнь изучать Святые книги, никогда не прерываясь — это тоже, мне кажется, особенность иудаизма.

— Не так давно мир потряс странный жест Илона Маска, похожий на нацисткое приветствие. Как вы относитесь к этому инциденту?

— Я не знаю, что он имел в виду, но публичный деятель, на мой взгляд, должен всегда принимать во внимание то, как его слова или жесты будут восприниматься публикой. Полагаю, что этот инцидент должен был Маска смутить. И надеюсь, последствия его отрезвили в этом отношении.

Не так уж важно, что Маск имел в виду, важно, что люди восприняли это крайне негативно. И я надеюсь, что другим это послужит уроком.

Анна Громова
Газета.ру

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода выступили с поздравлениями в честь праздника Шавуот, который в 2025 году отмечается с вечера 1 июня до вечера 3 июня за пределами Израиля.

В обращении, опубликованном пресс-службой Главного раввина, Берл Лазар назвал Шавуот «в определённом смысле самым главным праздником еврейского календаря». Он подчеркнул, что этот день — «праздник дарования Торы», момент, когда еврейский народ стал «народом Книги, народом Б-га».

«Наша вера основана не на чудесах, а на Торе, которую передал Б-г. Именно с получением Торы на горе Синай наш народ обрел своё духовное содержание», — говорится в поздравлении. Лазар напомнил, что центральным событием Шавуот является чтение Десяти заповедей в синагогах, и что по традиции в этот момент должны присутствовать все — мужчины, женщины и даже маленькие дети.

Он также сослался на мидраш, в котором рассказывается, как Б-г, перед дарованием Торы, искал гарантов её соблюдения, и только когда народ предложил в качестве гарантов детей, Б-г принял дарование. «Это мудрое решение: взрослые обязались обучать детей, чтобы те стали праведниками и передали Тору следующему поколению», — подчеркнул раввин.

Раввин Александр Борода, в своём обращении от имени ФЕОР, отметил, что Шавуот — это не только день праздника, но и время нравственного обновления. «В дни счета Омера мы готовим душу к принятию Торы. Поэтому в этот период принято изучать “Пиркей авот” — трактат, содержащий морально-этические принципы еврейских мудрецов», — сказал он.

Борода также привёл мидраш о десяти речениях, которыми Б-г сотворил мир, и сравнил их с десятью заповедями, данными на Синае: «Заповеди — это инструкция, как творить мир. Человек сам выбирает: строить или разрушать». Он напомнил, что в Талмуде говорится: если народ Израиля не примет Тору — мир вернётся в хаос. «Но это не угроза, а вдохновляющая возможность: всё — в наших руках», — добавил он.

Президент ФЕОР призвал верующих встретить Шавуот в кругу семьи и общины, и пожелал, чтобы «свет Торы сопровождал каждого в жизни».

По традиции, в ночь на Шавуот принято не спать и учить Тору, а днём — посещать синагогу, где читаются Десять заповедей. Обязательным элементом праздника считается молочная трапеза, символизирующая духовную сладость и питание, которое дарует Тора.

Шавуот — это 50-й день после Исхода из Египта, и, как напомнил Борода, он соединяет физическую свободу с духовной независимостью: «Без ценностей и смысла свобода теряет свою цену».

«Хаг Шавуот самеах!» — завершили свои поздравления оба религиозных лидера.

Поделиться
Отправить

Вечером 15 мая в еврейских общинах начался праздник Лаг ба-Омер — день, наполненный радостью, огнём и глубокими духовными смыслами. По этому случаю с поздравлениями к еврейской общине России обратились главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода.

Главный раввин Берл Лазар в своём послании напомнил о мистической сути Лаг ба-Омера, связанной с именем рабби Шимона бар-Йохая, автора книги «Зоар» и одного из основоположников каббалы.

«Вот и пришёл к нам светлый праздник Лаг ба-Омер – день, когда принято разжигать костры и радоваться, видя, как свет и тепло возносятся вверх, к небесам. Как возносятся наши души к Б-гу», — написал он.

Раввин Лазар подчеркнул, что рабби Шимон «специально просил, чтобы день его кончины был для евреев не днём траура и слёз, а днём праздника; чтобы, говоря его словами, евреи “радовались, как на свадьбе”». Он также отметил: «В этом-то и величие рабби Шимона: человек, раскрывший тайны Торы, понял и раскрыл тайну смерти!»

Говоря о том, как переживать жизненные испытания, он добавил: «Надо понять, что всё это только внешнее, что у всего есть причина и есть добрая цель… И самое лучшее средство для преодоления трудностей — это радость! Ведь наша главная радость – это связь с Б-гом… Именно такой радости я желаю вам в этот день».

Раввин Александр Борода в своём обращении подчеркнул, что Лаг ба-Омер — это не только веселье, костры и парады, но и нравственный урок: «Может показаться, что за шумным весельем и развлечениями можно забыть о духовной составляющей Лаг ба-Омера. Но именно в радости и стоит искать глубокий смысл этого праздника».

Он напомнил, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая 24 000 учеников рабби Акивы, которые, по преданию, не уважали друг друга. Позже рабби Акива взрастил новое поколение учеников — и среди них был рабби Шимон.

«Он не просто продолжил философию рабби Акивы, но и стал настоящим мудрецом и праведником. Он ушёл из этого мира в Лаг ба-Омер, раскрыв особый свет Торы, и заповедовал отмечать этот день весельем и радостью».

Раввин Борода добавил: «Можно быть блестящим знатоком священных текстов и настоящим мудрецом, но это накладывает на человека ещё большую ответственность — в первую очередь, в соблюдении заповедей и следовании избранному учению. Точно так же, как для того, чтобы костёр разгорелся, ему необходимы и дрова, и воздух, и огонь, так и нашей душе нужна и Тора, и наши действия, и наше позитивное отношение к окружающим».

Он завершил своё послание словами: «Радостное сердце освещает мир… Через это веселье мы можем увеличивать свет Торы, разделять радость с близкими и тем самым улучшать наши отношения. От всей души желаю, чтобы весь год, как и в этот день, вас окружали хорошие люди. Пусть нашими силами в мире будет как можно больше света и добра! Пусть Всевышний благословляет вас!»

Лаг ба-Омер — один из самых радостных дней в еврейском календаре. Свет костров в этот вечер символизирует не только память, но и силу учения, способного озарять даже самые трудные времена. А имя рабби Шимона — праведника, раскрывшего свет Торы, — продолжает вдохновлять поколения.

Поделиться
Отправить

В преддверии 9 мая — 80-летней годовщины Победы над нацизмом — Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода обратились к еврейской общине с посланиями, подчёркивающими значение этой даты для еврейского народа и всего человечества. В их словах — признательность ветеранам, осмысление уроков прошлого и призыв к ответственности в настоящем.

Берл Лазар напомнил, что 9 Мая для евреев — «священный праздник»: «Он напоминает нам о событии, которое дало спасение всему нашему народу. Всем другим народам нацисты несли рабство: нам, евреям, они несли поголовное истребление».

Главный раввин подчеркнул, что нацизм — это прежде всего идеология геноцида, и её разгром был не только военной, но и нравственной победой человечества: «Если бы нацистская империя не была разгромлена, такая же судьба могла ожидать и другие нации… Мы празднуем не только военный разгром рейха, но и то, что нацистская идеология была объявлена вне закона во всём цивилизованном мире».

Он выразил благодарность солдатам Красной армии и союзников, благодаря которым «мы, сегодняшние, вообще родились»: «Они спасли не только тех, кого освободили из лагерей смерти, но и нас — потомков этих чудом уцелевших».

В завершение Лазар напомнил о современном вызове: «Мы видим, что вновь возникают организации и даже государства, исповедующие идеологию ненависти… От идеологии ненависти до геноцида — один шаг».

Президент ФЕОР раввин Александр Борода также подчеркнул трагичность и величие даты: «Это повод для гордости за историю своей страны, но мы не можем не скорбеть, вспоминая страдания и потери военных лет».

Он назвал Победу «уроком, к которому сегодня сопричастен каждый человек»:

«Война длилась 4 года, а Победа — уже 80. Это наглядный пример того, как недолговечно зло и насколько оно бессильно перед единством людей и праведной борьбой за свободу, жизнь и мир».

Борода призвал сохранить память о героях и передавать её потомкам: «Существование процветающих еврейских общин… возможно сегодня потому, что 80 лет назад была объявлена Победа над фашизмом. Это понимание необходимо передавать нашим детям… чтобы они чувствовали свою личную принадлежность к истории».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравил российских евреев с наступающим праздником Пурим, который в этом году начинается вечером 13 марта. Он подчеркнул важность этого праздника, символизирующего спасение еврейского народа от истребления, и отметил необходимость сохранения веры и традиций.

Пурим отмечается в память о событиях, описанных в Свитке Эстер, произошедших в V веке до н.э. в Персидской империи. Тогда царедворец Аман замыслил уничтожить всех евреев, но благодаря мужеству царицы Эстер и её дяди Мордехая этот план был сорван, и еврейский народ был спасён.

Традиции праздника включают четыре основные заповеди:

  • Чтение Свитка Эстер: публичное чтение книги Эсфири во время вечерней и утренней молитвы в синагоге.
  • Праздничная трапеза: устраиваются пышные застолья с весельем и употреблением вина.
  • Посылание угощений (мишлоах манот): принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев.
  • Пожертвования бедным (матанот лаэвьоним): оказывается помощь нуждающимся, что подчёркивает заботу о ближних и единство общины.

Во многих общинах принято наряжаться в карнавальные костюмы и участвовать в весёлых шествиях с масками. Эта традиция связана с тем, что в Свитке Эстер ни разу не упоминается имя Бога, что символизирует Его скрытое присутствие в событиях праздника. Таким образом, маски и переодевания отражают идею скрытого вмешательства Всевышнего в судьбу еврейского народа.

Празднику предшествует дневной пост Эстер, который в этом году выпадает на 13 марта. Этот пост установлен в память о трёхдневном посте, объявленном царицей Эстер перед её обращением к царю Ахашверошу с просьбой о спасении своего народа.

Александр Борода отметил, что история Пурима напоминает о важности единства и веры в трудные времена. Он подчеркнул, что, несмотря на отсутствие явных чудес, молитвы и вера помогли народу выжить.

Президент ФЕОР пожелал всем провести Пурим в соответствии с традициями: шумно, весело, в кругу друзей и близких, чтобы укрепить отношения с окружающими и почувствовать поддержку внутри общины. Он выразил надежду, что исполнение законов праздника принесёт радость и благополучие, а молитвы будут услышаны.

Праздничные мероприятия пройдут во всех крупных еврейских общинах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и другие города. В синагогах будет зачитан Свиток Эстер, а также организованы праздничные трапезы и благотворительные акции.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Пурим, который в этом году начинается вечером 13 марта, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением, напомнив о значении радости, единства и веры в проведение.

В своём обращении раввин подчеркнул, что Пурим – это не просто самый весёлый праздник года, но и напоминание о чудесном избавлении еврейского народа от злодеяний Амана. Он отметил, что, читая Мегилат Эстер, можно удивиться обилию «случайных» совпадений, которые на самом деле являются проявлением Божественного замысла.

«Мы часто считаем, что события в нашей жизни – это стечение обстоятельств или результат нашего собственного ума и ловкости. Но история Пурима учит нас видеть за каждым событием силу, которая его направляет. Эта сила – Б-г, который возлагает на нас миссию и помогает её исполнить», – отметил главный раввин.

Он напомнил, что Мордехай и Эстер сумели объединить народ, и за их веру Б-г даровал им спасение. Точно так же и сегодня осознание духовного смысла жизни приносит радость, а совместные добрые дела приближают тот день, когда мир наполнится счастьем с приходом Машиаха.

В завершение Берл Лазар пожелал, чтобы радость Пурима заполнила сердца каждого, объединив людей в стремлении к добру, поддержке ближних и вере в высший замысел.

Поделиться
Отправить

В Московском регионе ликвидирован сторонник международной террористической организации, готовивший атаки на станцию метро и еврейское религиозное учреждение.

При задержании он оказал вооружённое сопротивление. На месте обнаружены оружие, боеприпасы и доказательства его террористической деятельности.

ФСБ продолжает работу по выявлению возможных соучастников и призывает граждан к бдительности.

Главный раввин России Берл Лазар выразил благодарность спецслужбам, которые сумели выйти на след террориста и нейтрализовать его:

«Прежде всего, конечно, хочу выразить самую сердечную благодарность спецслужбам, которые сумели заблаговременно выйти на след террориста. И нейтрализовать его прежде, чем он смог осуществить свои планы – точнее, планы тех, кто направлял его действия. Наши мудрецы учат, что спасающий жизнь одного человека спасает целый мир – а здесь спасены десятки, если не сотни людей, как в нашей синагоге, так и в Московском метрополитене.

Думаю, что вся эта история должна вновь напомнить россиянам о той экзистенциальной угрозе, которую несет в себе международный терроризм. ХАМАС, Хезболла, Исламский джихад и прочие бандформирования действуют не только против Израиля, против евреев. Вспомните совсем недавние теракты в Париже, в Берлине; вспомните, что было в нашем «Крокус-сити» – та же тактика, те же лозунги. А главное – та же идеология: идеология, объявляющая «святым долгом» убийство невинных людей, всех, кто не готов существовать под диктовку бандитов, кто хочет жить нормальной жизнью.

Мы помним, к чему привела подобная идеология в первой половине прошлого века. Точнее, к чему привела нерешительность мирового сообщества, которое долгое время пыталось «договориться» с нелюдями. Наш народ потерял убитыми каждого третьего, а всего в Европе погибло 50 миллионов человек! Естественно, что после той войны родился лозунг Never again – «Никогда больше!» Но для того, чтобы этот лозунг стал реальностью, нужны две вещи. Во-первых – единый фронт всех цивилизованных стран и народов против международного терроризма, этого наследника нацизма ХХ века. И, во-вторых, – нулевая толерантность к идеям, которые лежат в основе международного терроризма. Те, кто эти идеи декларирует, должны быть объявлены вне закона. И поступать с ними надо соответственно. При сопротивлении – так, как наши спецслужбы поступили с бандитом, мастерившим бомбы для синагоги и поезда метро».

С уважением,

Пресс-служба Главного раввина России

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 25 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением с праздником.

Пожелав российским евреям, «чтобы свет Б-жий всегда горел в сердце каждого из нас, и чтобы мы гордо несли его в окружающий мир!», он напомнил, что главная заповедь  праздника – зажжение ханукии, когда каждый вечер нужно добавлять по одной свече. Как отметил Б.Лазар, это единственная заповедь, о которой сказано не только когда и как ее исполнять, но и в каком месте исполнять, где надо ставить домашний светильник: либо у окна, чтобы было видно на улице, либо, как сказано в Талмуде, «на пороге дома твоего с внешней стороны» – то есть, опять же, чтобы видели снаружи.

«Задача понятна: мы зажигаем так, чтобы все увидели свет и узнали о чуде Хануки. Но тут возникает вопрос: если главное это чтобы свет видели на улице – так почему бы и не зажигать на улице? Тем более, что реально мы так и делаем – везде, где это возможно, ставим и зажигаем восьмисвечники прямо на городских площадях. Зачем тогда еще и дома зажигать свечи?», – спросил Главный раввин России, отметив, что зажжение свечей ханукии только на улице не считается исполнением заповеди.

Он подчеркнул, что для того, чтобы разобраться в этой проблеме надо прежде всего вспомнить, что темнота, которую надо разогнать, существует не только в мире, снаружи, но и внутри нас самих. Все наши негативные чувства – отчаяние, депрессия, а в критических случаях даже зависть или вражда – это проявления нашего внутреннего мрака, который надо разогнать. «Тора учит, как это делается: если у тебя внутри недостаточно света, недостаточно радости – постарайся дать свет и радость другим людям, и они к тебе вернутся стократ», – заметил Б.Лазар.

Главный раввин Росси подчеркнул, что для того, чтобы дать свет другим людям, чтобы зажечь свечу другого человека, надо чтобы горела твоя собственная свеча. Поэтому и необходимо зажигать ханукальную менору в доме, в семье. «Так мы добавляем себе в душу позитив, с которым идем потом к друзьям, к общине, ко всем людям вокруг. Чем больше света в нас самих, тем больше мы можем дать его окружающим, и тем больше возвращается к нам!

Именно поэтому мы не просто каждый вечер зажигаем ханукальную менору, но каждый вечер прибавляем по одной свече. Ведь с каждым праздничным днем мы становимся светлее сами, больше света даем и больше получаем. И дай Б-г, чтобы свет Хануки уже в эти дни осветил и нас, и окружающих, и весь мир!», – заключил он.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода поздравил российских евреев с праздником Ханука.

Подчеркнув, что восемь праздничных дней наполнят дома, синагоги и площади светом ханукальных огней в память о чуде, произошедшем после победы Маккавеев над армией царя Антиоха IV, он отметил, что в первую очередь, важно помнить о том, что это была духовная победа. «С материальной точки зрения противостояние малочисленного войска Маккавеев против многочисленной греко-сирийской армии кажется безнадежным. Но в духовном плане перевес был на стороне еврейского народа – и эта внутренняя сила оказалась мощнее физического превосходства. На этой взаимосвязи основывается не только победа, но и чудесное восстановление службы в Иерусалимском храме», – писал А. Борода.

Напомнив, что когда Маккавеи нашли последний кувшинчик кошерного масла для храмовой меноры, то они зажгли светильники несмотря на то, что этого масла хватило, бы только на один день. Президент ФЕОР подчеркнул, что возвращение Храму его чистоты и святости было настолько важно, что эта цель была выше материальных законов. «Духовный заряд небольшого кувшинчика оказался в восемь раз больше, чем позволял его объем. Так история праздника символически отражается в его главной заповеди», – заметил он.

А. Борода отметил, что мудрецы Талмуда завещали нам с особым трепетом относиться к свету ханукальных менор. Запрещено использовать его для бытовых целей, для освещения помещения, нельзя перемещать ханукальную менору или читать под этим светом. Рамбам, указывая на особую важность этой заповеди, писал: «Человек должен быть очень внимателен в ее соблюдении, чтобы огласить произошедшее чудо и тем самым увеличить нашу хвалу Б-гу и выражение благодарности за чудеса, которые Он совершил для нас». Поэтому, как подчеркнул президент ФЕОР, исполнение этой заповеди даже более значимо, чем исполнение заповеди освящения шабата над вином. Рамбам приводил пример: если стоит выбор, купить вино для кидуша или масло для ханукальных светильников, следует выбрать второе.

«Законы праздника не наделяют ханукальный свет какими-либо физическими функциями. Его главная и единственная задача – распространение чуда. Тем не менее он все равно несет свет и тепло. То же самое справедливо и для нашей жизни. Хорошие и добрые дела, духовная осознанность стоят выше материальных законов и способны преодолевать нерушимые преграды. Правильные поступки самоценны и дарят подлинный свет так же, как и ханукальные огни, – заявил А. Борода, пожелав представителям общины   ощутить в эти праздничные дни особый духовный подъем. «Пусть свет огней каждый вечер дарит вам гармонию, умиротворение и радость! Пусть у вас будет как можно больше возможностей для того, чтобы совершать добрые дела и замечать чудеса вокруг! Щедрых благословений Всевышнего! Хаг Ханука самеах!», – заключил он.

Справка: возникновение праздника Ханука относится ко 2 в.  до н. э., когда евреи – повстанцы Маккавеи одержали победу над греко-сирийской армией и заняли Иерусалим. Необходимо было вновь освятить Иерусалимский Храм. Евреи нашли только один горшочек кошерного масла, которого могло хватить только на сутки. Но оно чудесным образом горело целых восемь дней, пока не было сделано новое масло. В память об этом на специальном девятисвечнике – ханукие восемь дней зажигают свечи, увеличивая их количество с одной в первый день до восьми в последний день, Девятая свеча, которую называют «шамаш» («помощник») предназначена для зажигания остальных свечей.

В этот праздник принято готовить блюда на большом количестве оливкового масла: пончики — суфганиет и картофельные драники — латкес. Дети играют в севивон – четырехгранный волчок с первыми буквами фразы «Большое чудо было там». Также дети получают карманные деньги. «Ханука гелт» учит детей исполнять одну из центральных еврейских заповедей – отделять часть денег на благотворительность. В праздник принято украшать дома, дарить подарки, ходить в гости и устраивать торжества.

В этом году праздник продлится с вечера 25 декабря до вечера 1 января 2025 года.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования родным и близким скончавшегося 5 декабря на 90-м году жизни академика РАН Евгения Велихова.

Отметив, что известие о кончине Е. Велихова вызвало у него чувство глубокой скорби, Главный раввин России подчеркнул, что он был дорог всем нам как один из людей, сделавших имя российской науки. «И дело не только в том, что его открытия и разработки в области физики были удостоены многих профессиональных наград: Евгений Павлович на протяжение десятилетий был выдающимся пропагандистом образования и науки, он использовал все свое влияние для поддержки проектов, направленных на повышение образовательного и культурного уровня россиян», – писал Б. Лазар, напоминая, что именно благодаря Велихову в 1988 году было получено разрешение от властей на открытие первого в СССР еврейского высшего учебного заведения – ешивы Адина Штайнзальца.

«Я хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Но наша традиция учит, что смерть – не исчезновение человека. Тело человека бренно, но душа бессмертна, потому что она связана с Б-гом, подателем жизни, – заявил Главный раввин России. Он напомнил, что, согласно иудаизму, Б-г дает задание каждой душе, а когда оно выполнено, Он призывает душу обратно к Себе. «Евгению Павловичу Велихову досталось от Б-га очень большое задание, и он выполнил его с честью. Светлая память о нем, о его делах останется в сердцах еще многих поколений россиян, в том числе, разумеется, в сердцах моих соплеменников и единоверцев. А, как учат наши мудрецы – пока дела человека, ушедшего от нас, сохраняются в нашей памяти, жизнь его продолжается», – заключил он.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Симхат-Тора, который в этом году начинается вечером 23 октября, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Поздравляю вас всех и каждого из вас с Симхат-Тора – самым радостным праздником года.

После Суккот, который называется в Торе «время радости нашей» – пришла кульминация, вершина этой радости. Однако в этом году это «радость со слезами на глазах». Годовщина самого страшного теракта после нацистского Холокоста. Более тысячи двухсот наших братьев и сестер, наших стариков, женщин и детей были в один день убиты нелюдями. Сколько семей в этот день будет отмечать годовщину гибели своих близких! А ведь есть еще и заложники, которые до сих пор находятся в руках террористов. Не забудем – не простим. Но как мы можем выражать радость во время такой трагедии? Как праздновать Симхат- Тора сейчас?

Вам наверняка рассказывали, что даже в самые страшные годы коммунистического режима, когда за изучение Торы и исполнение заповедей евреев отправляли в ГУЛАГ, а то и на смерть – каждый год, несмотря ни на что, тысячи людей в этот день приходили к синагоге, радовались и танцевали. Да – радовались и танцевали, какой бы ужасной ни была жизнь вокруг. Многие спрашивают – почему такой взрыв радости именно в Симхат-Тора? Не на Рош а – Шана – праздник сотворения мира и человека в нем. Не на Песах – праздник нашего освобождения. Не на Шавуот – праздник дарования Торы. У всех наших праздников есть в основе какое-то историческое событие, важное для всего народа. А Симхат-Тора даже не связана ни с каким событием прошлого. Так что же мы празднуем?

Празднуем мы не событие, а состояние. Празднуем неразрывную связь между Б-гом и нами, празднуем любовь нашего небесного Отца к детям Его, к каждому из нас. Эта связь выше любых событий, которые уже произошли или происходят сейчас во внешнем мире. Эта любовь не имеет конца и края, как любовь родителей к позднему ребенку – любовь особая, вне всякой логики, неподвластная никаким объяснениям. Связь души, связь сущности: при такой любви и радость наша становится бесконечной!

Что мы делаем в Симхат-Тора? Берем свиток Торы, обнимаем его – как еще показать Б-гу нашу любовь?! – и танцуем, демонстрируя радость от связи с Ним. Именно поэтому советские евреи, несмотря на все трудности, несмотря на всю горечь жизни приходили на этот праздник любви и радости. Ведь любовь и радость – самые сильные чувства, они способны сломать любые преграды, преодолеть любые трудности! Именно они дали нам то, что есть у нас сейчас – свободу, возможность жить еврейской жизнью без ограничений. И сейчас, несмотря на страшный теракт прошлого года, мы говорим себе и миру: не будет отчаяния, не будет депрессии, не будет ничего, на что рассчитывали террористы. Тора учит нас правильной жизни, и это источник радости.

В прошедшем году мы стали более едиными, больше гордимся своим еврейством. Больше радуемся – даже если это радость со слезами на глазах. Ведь радость – не результат каких-то хороших событий, а состояние души, любящей Б-га и знающей, что Б-г нас любит. И наша радость сегодня обязательно поможет нам пройти через все испытания и получить от Г-спода благословение на победу справедливости, а затем и на всеобщий мир.

Я редко прошу вас о чем-то в праздник. Но сегодня обращаюсь ко всем вам, к каждому из вас – пожалуйста, придите в синагогу в четверг вечером! Придите, чтобы вместе танцевать с Торой, чтобы вместе радоваться, как никогда раньше. Б-г увидит нашу радость и единство – и сотворит чудеса для народа Израиля, для каждого из нас; Он сотворит самое великое чудо, приблизив приход Машиаха!»

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Суккот, который в этом году начинается вечером 16 октября, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья! Началась неделя праздника Суккот. В Торе эти дни называются «зман симхатену», «время радости нашей». Это значит, что радость во все время Суккот – это заповедь. Такая же, как четыре вида растений, как пребывание в шалаше. Да, мы радуемся и в другие праздники – но там это следствие, там мы радуемся, потому что праздник, а в дни Суккот – потому что так нам велит Б-г.

Нередко доводиться слышать от людей, что они бы и хотели радоваться, но жизнь совсем невеселая, много трудностей, много проблем. Бывает, что человек встает утром с радостью в сердце, а тут приходят новости и портят настроение! А заповедь требует от нас радоваться все время, семь дней подряд. Как это сделать? Прежде всего надо не путать радость и удовольствие. Да, когда приходит удовольствие от чего-то, мы радуемся. Но эти два понятия относятся к принципиально разным пластам нашего бытия. Удовольствие мы получаем по какой-то конкретной причине, то есть под влиянием внешних факторов. Поэтому удовольствие – вещь временная. А радость – это внутреннее состояние человека, это вещь экзистенциально присущая нашей душе. То, что Б-г дал мне жизнь – это радость. То, что Б-г дал мне миссию, что у меня есть цель в жизни – это радость вдвойне. То, что я исполняю заповеди Б-жьи – тоже великая радость! Как говорили наши мудрецы – «симха порецет гедер», «радость преодолевает любые преграды». То есть – не удовольствие приносит радость, а наоборот, радость позволяет получать удовольствия. Радость – первопричина, именно это состояние души позволяет нам творить добро, совершенствовать себя, совершенствовать окружающий мир. ​

Главная радость, учит Рамбам, это думать не о своей сытости, а о том, чтобы насытить других. Насытить материально и насытить духовно. Эта радость сопровождает нас всю жизнь, потому что именно через нее мы идем к самой полной самореализации, по максимуму используем свой человеческий потенциал. ​ Как раз такая радость приходит к нам в дни Суккот. Мы сидим в шалаше, может быть даже в плохую погоду – и радуемся тому, что крыша над нами — это не просто бетонная плита, а небеса, где Б-г. Радуемся вдвойне, потому что чувствуем, что Б-г поможет всегда! ​ То же относится к заповеди четырех видов растений. Это символ единства нашего народа. Когда мы вместе, когда чувствуем плечо друга – это наполняет силой, это дает радость, дает чувство, что все будет хорошо! ​

И дай Б-г, чтобы эта наша радость стала причиной приближения окончательного избавления, когда придет Машиах, и радость наша не будет знать границ».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции