Федерация

19 октября в Московском еврейском общинном центре состоялась рабочая встреча главы пенитенциарного ведомства Геннадия Корненко и президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды. Результатом встречи стало подписание соглашения о взаимодействии уголовно-исполнительной системы с Федерацией еврейских общин России.

Как отметил глава ФЕОР: «Если человек, совершивший ошибку, готов меняться, готов расти духовно, значит он на верном пути исправления. И помочь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, осознать это – прямая задача всех религиозных организаций. Работа синагоги в месте лишения свободы, где человек может побыть наедине со своими молитвами, где может исполнять религиозные заповеди, поможет заключенным воспрянуть духом, укрепить свою веру. Мы благодарим ФСИН за многолетнее сотрудничество, и за работу, направленную на духовное развитие и религиозное просвещение заключённых».

По словам руководителя ФСИН: «Наша общая задача, чтобы человек, преступивший закон и попавший в места лишения свободы, больше никогда там не оказывался. Находясь в исправительных учреждениях, человек не должен испытывать душевных и физических страданий. Мы должны помочь ему вернуться в общество, к нормальной жизни. В этом нам огромную помощь оказывают общественные и религиозные организации, в том числе и Федерация еврейских общин России. Мы благодарим вас за плодотворное и динамичное сотрудничество».

На протяжении последних 16 лет Федерация еврейских общин ведет конструктивный диалог с Федеральной службы исполнения России в сфере духовно – попечительской деятельности. Первое соглашение было подписано с начальником ГУИН Минюста России Ялуниным в 2001 г.

За эти годы накоплен значительный положительный опыт по решению актуальных вопросов взаимодействия еврейской общины с уголовно – исполнительной системой нашей страны.

В рамках реализации соглашений между ФСИН (ГУИН) и ФЕОР ведется работа по созданию условий для религиозной жизни осужденных иудеев. Осуществляется взаимодействие с СИЗО города Москвы и С.-Петербурга в области образования и духовно-нравственного просвещения лиц, находящихся под стражей и исповедующих иудаизм. С февраля 2013 г. за каждым следственным изолятором Москвы закреплен согласованный с УФСИН Москвы раввин – сотрудник Департамента по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями. Тюремные раввины не реже 1 раза в неделю посещают находящихся под стражей, проводят занятия по еврейской традиции, беседуют с подопечными.

На сегодня в учреждениях уголовно-исполнительной системы России функционируют десять синагог, в двух местах планируется открытие молельных помещений для иудеев в течение 2017 года (Рязанская обл., ИК-6, Мордовия).

Поделиться
Отправить

В московском еврейском журнале “Москва – Ерушалаим” вышло интервью с президентом Федерации Еврейских Общин России Александром Моисеевичем Бородой.

– В последнее время снова часто возникает вопрос — сколько в России евреев. Недавно вы высказались в том ключе, что евреи возвращаются из Израиля в Россию активно. Это вызвало в израильском обществе довольно активную дискуссию. Кто-то говорит двести семьдесят тысяч, кто-то про миллион.

— Мы считаем, что в России проживает около миллиона евреев. Мы оцениваем количество евреев, которые идентифицируют себя как евреи и тех людей, которые ежегодно начинают себя ощущать евреями — выясняют что их еврейство по материнской линии. И также добавляем тех евреев, которые просто никуда не ходят. Одним из ярких показателей в этом вопросе является маца. Покупает мацу на Песах максимальное количество людей, которые себя идентифицируют как евреев.

– То есть если даже за весь год человек не появлялся в синагоге или в каких-то еврейских организациях, то за мацой он приходит?

Да, за мацой приходит как правило, или кого-то посылает. Так или иначе маца у него в Песах есть. И мы к этому добавляем процент тех, которые до сих пор этого не понимают, но являются евреями, и так у нас примерно получается миллион. Естественно, что никакой переписи мы не проводили. Это наши такие ощущения. И мы находим им подтверждение каждый день практически, когда мы сталкиваемся с людьми, которые никак не считают себя евреями, а по факту ими являются. Когда ты им рассказываешь, что они являются евреями, это не пустой звук, они начинают это в себе раскрывать дальше.

– То есть это галахические евреи, которые до сих пор странным образом не понимают своего статуса? После практически тридцати лет, когда евреем быть в России престижно и даже модно? Когда в Израиль уезжали даже те, у кого прадедушка еврей?

Да многие до конца не понимали, что это такое. Есть люди, у которых мама еврейка. Но они считают себя русскими людьми, у которых мама еврейка. Не понимают, что они не просто русские люди, у которых мама еврейка, а евреи по галахе!

А возвращаясь к вопросу «уезжают или приезжают?», надо сказать есть некая статистика. Дискуссия с израильским посольством была в том, что они говорили о количестве людей, которые получают израильские паспорта. А эти люди, если посмотреть статистику, то почти девяносто процентов из них по факту не переезжают в Израиль, а просто хотят «быть готовыми» к Израилю и получить израильские документы. Поэтому мы этих людей тоже видим. У нас нет задачи с кем-то спорить или чью-то статистику корректировать. Просто мы видим, сколько людей из нашего общего круга получили израильские паспорта, но остались жить в России. Мы мало видим людей, которые полностью переезжают в Израиль. Есть безусловно такой процент, но он невелик. Большинство людей живёт «между двумя домами», но человек находится там, где он может, безусловно, себя обеспечить, прокормить семью. Большинство бизнесов русскоязычных евреев, конечно, находятся в России

– То есть евреев в России целый миллион?

Это наши некие ощущения, ещё раз подчеркну. По официальной переписи, которая была, по-моему, пятнадцать лет назад, обозначили себя евреями двести семьдесят тысяч. Вот двести семьдесят тысяч – это то число, которым оперируют.

– А по вашим ощущениям в 4 раза больше. Серьезный разброс в цифрах.

Да, в 4 раза больше. По двум причинам. Прежде всего, перепись шла выборочно. Ни ко мне, ни к массе моих знакомых, к примеру, эта перепись не дошла. А второе, что евреи, имея большой негативный исторический опыт и инстинкт самосохранения, не всегда склонны афишировать свою национальность. Плюс те люди, о которых я сказал: они не считают себя евреями, они считают себя русскими людьми с еврейскими корнями.

– Многие считают, что для ФЕОР важно отстаивать этот миллион евреев в России, потому что таким образом легче получать бюджеты. Насколько это далеко от действительности?

Мы никому ничего не доказываем, нам не перед кем защищать бюджеты, мы же не получаем деньги от государства. У нас даже идеи такой нет как формирование бюджета по определению. Я думаю, что у любой благотворительной организации, которая ищет в прямом смысле этого слова деньги на существование, никаких бюджетов нет. Мы видим синагоги, полные людей. Мы видим на улице евреев, которые не пришли в синагогу, поэтому у нас нет задач что либо «рисовать». Задача — привлекать в синагогу людей, которые туда пока не пришли. Поэтому каждый год в Москве открывается несколько новых синагог. Но от этого в больших синагогах людей меньше не становится, а новые места наполняются новыми людьми. Это тот факт, который нельзя отрицать, мы понимаем, что потребность в Москве в синагогах всё больше и больше. А бюджеты (смеётся)…Я был бы не против, если бы могли куда-то подавать на бюджетирование.

– Ну насколько я понимаю, имеется в виду привлечение денег, которыми вы оперируете. Вы же их от кого-то получаете. Вы же приходите к олигарху «икс», и говорите: «вот у нас там полмиллиона еврейских детей или двести тысяч еврейских бабушек и дедушек».

Понимаете, мы же рассказываем никому о каких-то абстрактных людях. Мы не можем декларировать тех людей, которых не знаем, которым мы не можем помочь. Мы говорим только о реальной деятельности общины, а не о какой-то виртуальной реальности. Эфемерных людей нельзя никуда декларировать, потому что их нет в синагогах и общинных центрах физически. Деньги же в основном идут на деятельность школ, синагог, благотворительных центров. Там существуют конкретные живые люди, а не абстрактные.

– А есть какая-то инфографика по этому поводу? Прироста количества прихожан или тех людей, которые сейчас реально задействованы в программах ФЕОР в целом?

Это в некоторой степени абстрактная цифра. То есть её можно извлечь каким-то образом, сколько тех или иных людей каким-то образом задействованы. Вот маца хороший пример. У нас ежегодно сто пятьдесят тысяч коробочек мацы, которые только ФЕОР раздает или продает в России. При этом мы же не единственная еврейская организация в России. Я думаю в Российской Федерации ежегодно реализуется минимум двести, а может быть и двести пятьдесят тысяч коробок мацы. Умножаем на примерный коэффициент — четыре и получаем тот самый миллион. Вот откуда собственно этот миллион и берётся. Давайте также не забывать, что в Россию продолжают приезжать евреи из стран бывшего Советского Союза — из Азербайджана, Средней Азии, Украины.

Любавичский Ребе говорил в 70-е годы, что в Советском Союзе проживает евреев больше, чем в Америке. В Америке тогда около шести миллионов евреев было. Откуда в СССР шесть миллионов евреев казалось бы?! Но государственный антисемитизм, карьерные перспективы, бытовой антисемитизм толкал людей к тому, чтобы не создавать проблемы прежде всего своим детям с поступлением в ВУЗ-ы, с какими-то притеснениями. Люди переделывали документы. Плюс естественно, ассимиляция, смешанные браки. После войны в Советском Союзе была очень мощная ассимиляция.

– Мы встречались с Виктором Шендеровичем. Он уже не в первый раз обозначил руководство ФЕОР в качестве «путинских, кремлёвских евреев». Вот эта спайка ФЕОР, а глобально и еврейской общины РФ в широком смысле, с ныне действующей властью России неизбежна? Она идеологическая, программная?

Мне не кажется слово «спайка» корректным. Мой спор с Шендеровичем, если это вообще можно назвать спором, это вопрос самоидентификации. Шендерович – он кто? Еврей, который живёт в России? Или он россиянин, которому досталась, как чемодан без ручки, его национальная принадлежность? Вот в этом основной вопрос. Мы оцениваем государство по каким критериям? Мы выискиваем, выковыриваем те или иные протестные аспекты, чтобы самореализоваться, что-то заработать на этом вопросе? Еврейская община во взаимодействии с властями стран диаспоры на протяжении тысячелетий руководствовалась двумя критериями, о которых упоминает крупнейший еврейский мыслитель и законодатель Рамбам в своём послании к йеменским евреям. Я добавил бы ещё один, который является показателем свободного государства с точки зрения еврейской общины. Это — духовная свобода, материальная свобода и свобода передвижения. Сегодня не просто нет ограничений по соблюдению еврейских традиций, а государство всячески поддерживает развитие не только еврейской общины, но и православных и мусульман. Все основные традиционные конфессии активно поддерживаются государством. Это факт, который, я думаю, и Шендерович не станет отрицать. Каждое государство имеет ту или иную специфику в развитии экономики, но никто не может сказать, что человек сегодня не имеет возможность зарабатывать деньги в России. Это не значит, что все обязательно станут богатыми. И со свободой передвижения вопрос сегодня в России не стоит. Вот критерии. Всё остальное – это уже не критерии еврейской общины, а критерии людей, которые либо борются за власть, либо хотят себя как-то обозначить в государстве, либо хотят как-то на этом даже заработать. В этом смысле они могут поступать как им заблагорассудится, но привязывать к этому всю еврейскую общину России совершенно незачем. Вот в этом принципиальный спор между мной и Шендеровичем. Не более того. Поэтому все эти идеи – «спайка с властью», «кремлевские евреи» и так далее — меня мало трогают.

Есть масса еврейских религиозных законов, которые регулируют отношения отдельно взятого индивидуума-еврея и еврейской общины в целом с государством. Они говорят о том, что государство, которое вот эти три вещи соблюдает является государством, в котором евреи должны работать, помогать и содействовать власти. Поэтому мы благодарим власть за то, что она делает для развития и поддержания еврейской общины, и мы чувствуем также ответственность перед еврейской общиной, когда мы те или иные вещи делаем. Очень легко что-то говорить или делать, совершенно не неся ответственность за последствия. Мы должны адекватно понимать, что мы обязаны очень внимательно относиться к самим себе с точки зрения трактовки тех или иных событий. Соблазны у людей появляются еврейскую общину в ту или иную политическую ситуацию втянуть. И вот этого мы будем всегда всячески избегать. Я очень хорошо помню историю конца девяностых годов, когда был съезд Российского Еврейского Конгресса. Тогда президентом РЕК был Гусинский, и он собрал президиум, можно сказать, в расширенном составе, и заявил: «Я собираюсь втягиваться в политическую борьбу».

– Вы присутствовали на этом заседании?

Да, я был. «Я хочу втянуться в политическую борьбу, и так как я возглавляю еврейскую организацию, это может косвенно или прямо принести ущерб еврейской общине». Что с его стороны было очень ответственно и мудро. Он спросил: «Может мне надо отойти?». Он действительно готов был отойти от руководства или искал дополнительной какой-то поддержки, сейчас уже очень сложно сказать. Но так или иначе, он это заявил. И девяносто процентов присутствующих однозначно сказали: «Ну что вы, Владимир Александрович, конечно же, мы с вами! В любой политической борьбе мы на вашей стороне». И это некорректно совершенно было, на мой взгляд. Потому что ответственность перед общиной предполагает неучастие в подобных политических действиях.

И это решение Гусинского, безусловно, принесло ущерб. Прежде всего имиджевый, но и не только. И на самом деле Гусинскому не надо было это слушать, а нужно было отойти от руководства общиной и такое решение было бы с его стороны единственно верным. А те люди, которые кидали шапки в воздух, и говорили «да что вы, мы с вами!»…это была не просто ошибка с их стороны, а некая безответственность что ли.

– Это было близко где-то к тому водоразделу, когда была учреждена Федерация Еврейских Общин? Буквально через год?

Да, это было недалеко. ФЕОР мы создали в девяносто девятом году. Я к чему это говорю, собственно. Надо очень хорошо понимать — кто ты, чем ты занимаешься, и что твои действия несут обществу. И в этом и есть мой принципиальный спор между мной и Шендеровичем. Хотя сложно сказать, что у нас есть спор, у нас не было дискуссий никаких, просто полное различие во взгляде на этот вопрос.

– Ну тут Шендерович не одинок. Не так давно мы встречались с Сатановским и, несмотря на то, что по большинству вопросов они с Шендеровичем ни в одном пункте не сойдутся скорее всего, но термин «придворные евреи» в отношении вас и раввина Лазара он также активно использует.

Ну зависть, наверное. Сам бы хотел. Большинство людей с удовольствием делали бы то же самое, если бы у них была такая возможность. Кому Хабад не даёт работать или дышать? Что за глупости? Мы развиваемся и живём своей жизнью. Что мы делаем такого с властью? Что их беспокоит? По факту есть некая объективная реальность. В Российской Федерации, думаю, еврейских общин около двухсот. Из них сто семьдесят относятся к ФЕОР. Это факт. Очевидно, что главный раввин России – это главный раввин подавляющего большинства общин. Ну вот какие могут быть вопросы на эту тему? По факту государство даже не выбирает никого, оно констатирует тот факт, что Федерация объединяет подавляющее количество еврейских общин в стране.

И создавались эти общины ну никак не при помощи государства, а естественным путём. Общины создавались, присоединялись к ФЕОР, видя в этом смысл. Масса общин ушла из КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России – прим. ред.) в ФЕОР в поисках и финансирования и поддержки. И не пожалели об этом, я думаю.

– То есть в некоем противостоянии ФЕОР и КЕРООР, о котором нередко приходится слышать, вы никак не используете какие-то властные рычаги, административный ресурс? Так уж получается, что «новейшая еврейская история» в России, ваша активная деятельность как-то совпала с приходом к власти нынешнего президента, с которым вы оказались на удивление близки.

Это совпало. По факту, общин, входивших в систему Хабад-Любавич в России к моменту создания ФЕОР было больше, чем общин, входивших в КЕРООР. Существенно больше. Они просто не были к тому моменту объединены в единую организацию.

– А как организовывались эти общины?

Раввины, посланники Любавичского Ребе, приезжали в массу городов. Человек приезжал в город, где никакой еврейской жизни практически не было и начинал работать. Не было единой организации, юридического лица российского, зонтичная такая была структура. Был КЕРОООР и была сеть Хабад-Любавич. Раввины поднимали еврейскую жизнь, сеть формировалась по факту. Не было никакой задачи сети изначально. Стояла задача – возрождение еврейской жизни.

А далее возникла политическая тема. Именно из-за позиции Гусинского и РЕК на тот момент. Из-за того, что КЕРООР оказался втянут открыто в политическую борьбу. Смысл создания ФЕОР – это как раз дистанцирование еврейской общины от вовлеченности в политическую борьбу.

– А в принципе, если на это смотреть со стороны: была еврейская организация, к которой имел отношение Гусинский, явно шедший в лобовое столкновение с действующей властью. Не было ли некой логики в поддержке другой еврейской организации для того, чтобы контролировать и влиять на ситуацию в стране через контроль исторически граждански активной части населения с повышенной «пассионарностью»?

Нет, это была наша позиция, что мы не хотим, чтобы еврейская община погрязла в политической деятельности. Поэтому, так как у нас большинство еврейских общин, то давайте мы сорганизуемся, чтобы нами не манипулировали. Мы создадим организацию, которая не будет объектом манипуляций, а будет как минимум тоже представлять евреев и еврейскую общину, держась в стороне от политических дел.

– Принято считать, что антисемитизма в России сейчас нет. Тем не менее, некоторое время назад, когда о «Жуковке» появились первые публикации в интернете, я наблюдал довольно жёсткие юдофобские комментарии к этим новостям. В особенности по отношению к бюджету в более чем $ 10 млн, о котором было заявлено изначально. Стоило ли заострять внимание на стоимости объекта в не самые простые с экономической точки зрения времена для населения России?

Если строится здание, это здание должно быть привлекательным, современным, интересным, чтобы людям было интересно сюда приходить. Не такой он дорогой и не такой уж и большой наш центр. Любой человек, который занимается строительством, объяснит вам, что за $1000 за квадратный метр вы даже сарай построить не сможете. Коммуникации, водопровод, канализация, газовая котельня, это всё стоит денег, это же всё надо было строить в чистом лесу. Мне кажется, что мы как раз соблюли ту пропорцию, которая необходима. Я не хочу и это неправильно сравнивать «Жуковку» с другими конфессиональными объектами в Москве, но мне кажется, что мы ровно сделали то, что нужно. Не больше и не меньше. Не дешёво и не дорого, а стильно и красиво.

– В этой части Москвы очень дорогая земля…

Землю нам передало в безвозмездное пользование государство. Это была инициатива наших спонсоров. Получить эту землю в пользование мог, я думаю, кто угодно, а вот построить тут что-то вряд ли. Сейчас здесь земли поселения, а изначально на этой территории находился лес. А в лесу ничего подобного построить невозможно было. Сейчас слава Б-гу все в официальном статусе, но изначально это был очень тяжелый процесс, потому что вроде бы как земля уникальная, а приспособить ее особо не к чему.

– На что вы ориентировались когда строили Жуковку? Есть в мире какие-то еврейские центры, которые вы могли бы назвать эталонными?

Я много где был в мире, но ничего подобного «Жуковке» нигде не видел. Мы и МЕОЦ (Московский Еврейский Общинный Центр – прим. ред) когда строили ориентироваться было не на что особенно: в мире не было ничего подобного. Были либо синагоги, либо общинные центры с ресторанами, спортивными залами и кружками иврита. Мы решили совместить то и другое, принимая во внимание российскую специфику. И это полностью себя оправдало: в среднем примерно через два года после того как человек появляется в общине, он начинает заходить в молельный зал и вникать в тонкости молитвы, соблюдения, тех или иных еврейских законов.

– В народе уже ходят мифы о «дворце лакшери иудаизма» и «синагоге для олигархов». Для кого строился центр в Жуковке, кто является его целевой аудиторией?

Это евреи, проживающие в Северо-Западном округе Москвы – это и Одинцово и Крылатское и Новая Рига и Рублевка в том числе. Нет никакого «лакшери иудаизма», наша синагога открыта абсолютно для всех. Средний счет в ресторане не отличается от среднего чека в городе. Мы построили не только гостиницу, но и гостевой дом. Любой человек может приехать сюда и провести с семьей субботу или праздники. Мне очень нравится то, что у нас получилось с рестораном – Уильям Ламберти и Бруно Марино сделали отличный кошерный ресторан европейской кухни, а выпечка, я считаю, у нас вообще лучшая в городе и я имею ввиду здесь Москву в целом, а не только кошерный сегмент. Это отличные профессионалы своего дела, звёзды общемосковского формата. Формат оказался востребованным – у нас номера на субботы и праздники бронируются на месяцы вперёд. У нас детский центр получился великолепный. Вот те люди, которые бывают здесь по субботам и праздникам или привозят своих детей в нашу воскресную школу, они и бывают тут чаще всех. И конечно далеко не все из них олигархи, поверьте мне.

– А каков финальный бюджет центра?

Ну с мебелью и отделкой наверное порядка $12 млн. Еще раз подчеркну, что у нас тут золотом нигде не намазано. Это нормальная цена для суперсовременного архитектурного комплекса в пять тысяч квадратных метров. У нас не дорого или дешево, у нас стильно и современно. Тут вопрос не в деньгах, а скорее во вкусе и готовности делать современно и ярко.

– Вы начинали свою деятельность в девяностые, когда бизнес в России был весьма сильно криминализирован. Вы задумывались в тот момент, когда приходили к очередному потенциальному спонсору, насколько его доходы законны? Как галаха смотрит на эту проблему?

Во-первых, я в 90% случаев не знаю, чем занимается данный конкретный человек, и не могу знать всех деталей его бизнеса. Во-вторых, когда я прихожу к человеку, и он хочет помогать еврейской общине, там нет торговли с искуплением грехов или какими-то послаблениями в соблюдении законов Торы. Он хочет делать что-то хорошее. Когда я его приглашаю, или он меня зовёт, мы с ним говорим о правильных вещах, о религиозных ценностях, и он хочет помогать нуждающимся. Большинство людей, которые нам помогают, вообще особо не афишировали себя, и сейчас особо не афишируют.

Мы с ними говорим о неких правильных вещах: о традиции, о культуре, о возрождении религиозной жизни, об образовании и воспитании детей. Вот наши темы. Первое, я не знаю до конца чем занимаются все люди. Во-вторых, я не имею права лишать людей права выполнять заповедь, по сути они выполняют заповедь «цдаки». Третье, что есть очень много разных типов бизнеса, которые не являются однозначными на 100% либо чёрными либо белыми, всё находится в каких-то сложных схемах, тем более в девяностых годах. Вообще очень непросто было. Особенно, что касается налогового законодательства в девяностые. И когда человек делает что-то хорошее, и просто хочет помочь другим людям, имею ли я право сказать «вы знаете, пусть кому-то мы не поможем, потому что-то, мне кажется, что вы не совсем правильно заработали свои деньги». Мне кажется, меня не очень поймёт тот человек, которому мы не оказали помощь. Он скажет, мне нечего есть, а ты вот решил так.

– Хорошо, я заострю вопрос. Вот если вы точно знаете, что в процессе развития своего бизнеса, построения своей империи скажем так, человек «убрал» двух-трёх человек. Или занимается я не знаю, ну, к примеру, торговлей оружием, вы будете брать у него деньги?

Вот процессе нашего разговора, появился еще более четкий довод. А человек имеет право на раскаяние? Мы не знаем, какой у него был бизнес в начале девяностых, сейчас он живет совсем другой жизнью. Я знаю, кстати, таких людей, которые очень много пересмотрели в своей жизни, и внутри себя пожалели, и осудили то, что у них было в прошлом. И этот человек хочет жить новой жизнью, хочет помогать еврейской общине, хочет не делать больше ошибок. Мы имеем право дать ему такой шанс? Или мы говорим нет?

– Когда вы для себя решили, что будете вот так приходить к людям и говорить им: «Дай денег на детский сад или на еду для престарелых»? Это не не самая простая история, насколько я понимаю?

Это тяжелейшая история. Безусловно, всегда легче давать, чем брать. И это у меня заняло время, и сейчас это не так просто. Не перестало для меня быть болезненной процедурой. Сильно смягчают этот мой дискомфорт две позиции. Первое, я понимаю, для чего это делается, и результат, к которому я стремлюсь, заслуживает этих внутренних беспокойств. И второе, я стараюсь, чтобы это было движение не в одну сторону, а обоюдное. Чтобы мы были людям тоже полезны — какими-то контактами, чем-то еще. Люди чувствуют важность заповеди «цдака», и многие приходят и говорят спасибо. И это, безусловно, морально легче, чем, если ты просто кого-то просишь, а кто-то не хочет ничего делать изначально в этом ключе.

– Как вы относитесь к деньгам в целом? Вы любите деньги или это для вас исключительно инструмент? Ведь есть в деньгах какая-то магия – к кому-то они липнут, а другому, наоборот, даются с огромным трудом.

Я безусловно отношусь к деньгам как к инструменту. Деньги не могут являться целью никак, они помогают достигать тех целей, которые могут быть необходимы. Есть такая шутка, очень я считаю правильная, что деньги не приносят счастье, но позволяют подобрать несчастье по вкусу. Пожалуй, точная фраза. Деньги, безусловно, просто инструмент. И в общении с деньгами, мне кажется, каждый человек, должен чувствовать верный баланс. Собственно так у нас и написано, что не должно быть какого-то ощущения, что он бедный, только потому что у него стоят какие-то горизонты, которых он не достиг. В тот момент, когда он чувствует, что ему не хватает, он бедный человек. Не надо себя ощущать бедным. Состояние бедности и богатства – состояние внутренней гармонии или дисгармонии. Поэтому, если деньги имеют магию как сами деньги, это плохо. Деньги — инструмент, не более того. Важный, очень важный, важнейший, но только инструмент. Это первое. А второе, что не каждый, кто успешен в бизнесе, умный человек.

Вот мой опыт говорит о том, что, чтобы заработать деньги необязательно быть умным, необязательно быть мудрым, надо очень хотеть их заработать. Вот желание их зарабатывать, оно приводит к деньгам рано или поздно. Да часто зарабатывание денег идёт вместе со способностями – с коммуникативными, с интеллектуальными и т.д. Безусловно. Но это не является тождественным одно другому автоматически. Люди, которые умеют зарабатывать деньги, необязательно самые умные и самые мудрые, но среди них процент умных и мудрых больше, чем среди обычных людей, я бы так сказал.

– Вы богатый человек?

Однозначно! Я живу в абсолютной гармонии по финансам. Я же общаюсь с богатыми людьми большую часть времени, и вижу разные блага. Я за них рад, я оказываюсь иногда даже временным пользователем каких-то из этих благ. Но я спокойно очень отношусь к такого рода вещам. У меня нет, знаете там какого-то голода такого, что я бы чего-то очень сильно хотел. Я как-то спокоен, честно говоря, к каким-то благам, которые сегодня для себя считаю избыточными. Если бы у меня были, скажем, такие возможности большие, считал бы я зазорным иметь эти блага? Нет, не считал бы. Мечтаю ли я о них? Нет. У меня в этом смысле абсолютный баланс. У меня вершина моих мечтаний в другой плоскости совершенно — в том, чем я занимаюсь. А блага… чтобы не было какой-то нужды. Вот это меня больше волнует. Чтобы был какой-то такой минимальный комфорт, который нужен для нормального существования. Я не минималист, но у меня нет, мне кажется, завышенных потребностей. Плюс у меня абсолютно нет никакой зависти вообще в природе.

– Гармония, про которую вы говорите, она же у вас стоит очень дорого, потому что вы обеспечиваете не только свою семью, но ещё и огромную общину. А спокойно вам спится, когда вы понимаете, что у вас там бюджет недобран, тут дыра…Что помогает вам спать спокойно?

А кто сказал, что я сплю спокойно?

– Ну вы сказали, что вы в гармонии абсолютной.

Нет-нет, подождите… Гармония со своими деньгами. Личными. Я говорил про личные финансы. А общинные…Тут гармонии быть не может, потому что у меня много желаний. В производственной области у меня много желаний. В личной нет, а в производственной области я очень голодный, жадный, азартный.

– Вы чувствуете себя российским патриотом?

Я безусловно чувствую себя евреем-россиянином и патриотом России. И я отношусь к России ровно так, как повелевает нам еврейский закон. То есть, если страна даёт духовно развиваться, позволяет материально существовать, не теряя человеческий облик, то это страна, о которой мы должны думать, заботиться и поддерживать, воевать — всё, как положено. Россия является, на мой взгляд, одним из форпостов традиционных ценностей в мире. И еврейский образ жизни в этом смысле очень хорошо согласуется с установками российского государства на традиционность. Я ответил максимально в этом смысле честно.

Москва – Ерушалаим

Поделиться
Отправить

Фильм “Скрипка”, созданный при поддержке ФЕОР, вошел в лонг-лист премии Оскар.
Короткометражный фильм “Скрипка” режиссёра Константина Фама поборется за премию “Оскар” в категории “Лучший игровой короткометражный фильм”. В эти дни в Американской Киноакадемии проходят смотры фильмов, отобранных в лонг-лист, по итогам которых будет сформирован шорт-лист претендентов на главную премию киноиндустрии.
Фильм “Скрипка” – последняя часть “Киноальманаха “Свидетели” – полнометражного проекта, состоящего из трёх новелл, посвященных памяти жертв Холокоста, и уже третья новелла Киноальманаха, которая стала претендентом на американскую кинопремию.
Первая часть, фильм “Туфельки”, вышел в 2012 году и стал победителем множества отечественных и международных кинофестивалей, а также был первым за долгое время российским короткометражным фильмом, который претендовал на награду Американской Киноакадемии. Фильм “Брут” продолжил концепцию Киноальманаха, рассказывая о Катастрофе глазами немецкой овчарки по имени Брут. “Брут” был так же отобран в лонг-лист претендентов на “Оскар” и стал обладателем наград кинофестивалей Неваде, Лос-Анджелесе, Сочи, Гонконге, Хельсинки и других. Также “Брут” был номинирован на премию Национальной академии Кинематографических искусств и наук России “Золотой Орёл” в категории “Лучший короткометражный фильм” за 2016 год. Российская премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 38-го Московского Международного Кинофестиваля.
Новелла “Скрипка” завершает трилогию “Киноальманаха “Свидетели”, рассказывая об удивительной судьбе уникального музыкального инструмента, прошедшего через все ужасы войны. История начинается в скрипичной мастерской, где в начале XX века создается скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику, и заканчивается спустя много лет концертом у Стены Плача.
За основу фильма была взята история музыкантов Яновского концлагеря, где в 1944 году был расстрелян оркестр из выдающихся еврейских музыкантов. Материалы этого дела фигурировали на Нюрнбергском процессе. Съемки картины заняли год и проходили на территории России, США, Чехии, Беларуси и Израиля. Главные роли в фильме исполнили Владимир Кошевой, Ленн Кудрявицки, Маша Кинг, Михаил Горевой, Вячеслав Чепурченко, Алим Кандур и Мария Зыкова. Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 39-го ММКФ в 2017 году.
По словам президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды: “Фильм “Скрипка” открывает перед зрителями трагедию Холокоста с совершенно иного ракурса. Судьба музыкального инструмента, исполнявшего ужасающее “Танго смерти” во время пыток и расстрелов в концентрационном лагере в Янове, – это аллегория жизни тех, евреев, кто пережил Холокост: врагу не удалось уничтожить их дух, и, даже после страшнейшей трагедии, они сумели сохранить себя, продолжили нести свет – подобно той самой скрипке, исполняющей свою мелодию у Стены Плача. Приятно осознавать, что комитет крупнейшей в мире кинопремии в последнее время отдает предпочтение картинам, где затронута тема Второй мировой войны и трагедии Холокоста. Это, безусловно, поможет обратить внимание зрителей на острую проблему национальной и религиозной нетерпимости и на страшнейшие последствия её проявлений”.
“Киноальманах “Свидетели” планируется к выходу в прокат зимой 2018 года. Фильм создаётся при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, Федерации еврейских общин России, Российского Еврейского Конгресса, Центра Документального Кино, а также частных меценатов из России, Украины и Израиля.

Поделиться
Отправить

Вечером 11 октября (с наступлением 22 тишрея) иудеи начинают отмечать Шмини Ацерет. Симхат Тора и Шмини Ацерет – один и тот же праздник. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый посвящают Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй – целиком Симхат Тора.

В Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый. Яркой чертой праздника является торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы (возвышения в центре синагоги). Специально для этого из синагогального ковчега извлекаются все свитки Торы. Праздничное веселье сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Поздравляю всех вас с Симхат Тора – праздником «Радости Торы», самым веселым праздником нашего народа.

Сегодня завершилась череда осенних праздников. И с каждым из них наша радость только росла. Сейчас мы уверены, что Б-г записал нас в Книгу жизни и подписал Свое решение на хороший и сладкий год. Сейчас мы в полной мере поняли, что наша связь с Б-гом реализовалась в полной мере. И главное – сейчас мы радуемся Торе: тому, что Б-г дал нам этот замечательный подарок!

В самой Торе говорится, что существует три компонента, между которыми есть неразрывная связь: это еврейский народ, Б-г и Тора. Они связаны воедино, как треугольник. А треугольник это жесткая структура: если нажимают на нее с одной стороны, другие две всякий раз помогают ей устоять. Наша связь с Б-гом идет через Тору; наша связь с Торой усиливает связь с Б-гом. Все наши праздники говорят о единстве – единстве нашего народа, которое возможно только вокруг единого Б-га и через Его Тору! И сейчас, в день кульминации осенних праздников, мы с особой силой осознаём, что источник всех Б-жеских благословений для нас – это когда мы живем по Торе.

Но Симхат Тора говорит нам о радости не от того, что мы изучаем мудрость Торы: сегодня мы радуемся тому, что она у нас есть. Поэтому мы не сидим и учим Тору, а идем танцевать со свитком Торы! Симхат Тора – это признание того, что Тора есть источник радости нашей жизни: она дарит не только мудрость, но в первую очередь счастье. Тора не только дает нам понимание тех вещей, которых Г-сподь от нас хочет – но и того, что Б-г зовет нас радоваться, учит нас быть счастливыми. Тора – это прежде всего подарок от Б-га, который хочет, чтобы наша жизнь была полна смысла и счастья. Может быть, мы не все понимаем в Торе – но радость от нее получаем! И каждый новый шаг в исполнении заповедей Торы дает новую радость.

Когда наши предки получили Тору от Б-га – они еще не знали, что в ней написано. Но они сказали: «Наасе ве-нишма» – «мы будем делать и мы будем слушаться»: потому что верили, что Б-г есть высшее добро и каждый его дар нам во благо. Это было в дни Шавуот. Сейчас, в Симхат Тора, мы уже узнали, что такое Тора, и испытываем великую радость от обладания этим бесценным даром!

С праздником вас! Радуйтесь и веселитесь!».

История праздника

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

 

Поделиться
Отправить

Вечером 4 октября (14 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Суккот – один из самых ярких и радостных праздников еврейского календаря. В Торе он назван «временем веселья» и «праздником сбора урожая». В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Поздравляю всех вас с праздником Суккот, который называется в Торе «зман симхатену», «время радости нашей».

Казалось бы – любой праздник это время радости и веселья. Но Суккот занимает особое место: это единственный из наших праздников, в дни которого радоваться – это мицва. Тора прямо говорит, что мы обязаны радоваться – и говорит не один раз, а трижды!

Чему же мы должны особенно радоваться в эти праздничные дни? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, какую идею несут в себе заповеди Суккот, традиции и обряды этого праздника. Наши мудрецы учат, что во всех элементах Суккот главным является напоминание о нашем единстве. Само название праздника означает «шалаши»: нам заповедано в эти дни строить шалаши, сидеть в них и пировать всем вместе – богатым и не очень, образованным и не очень, знатокам Торы и тем, кто делает только первые шаги в изучении ее мудрости. Для произнесения благословений мы берем «арба миним» – четыре вида растений, и все они напоминают о единстве: на каждой веточке мирта должно быть минимум три листочка, на пальмовой ветви листья должны быть сложены вместе – если они разойдутся, ветка будет уже некошерной… Так каждым своим обрядом, каждой традицией праздник напоминает нам, что мы отвечаем друг за друга, должны держаться вместе, быть одной семьей!

Не стоит забывать еще и о том, что Cуккот празднуют во время сбора урожая. Сбора – в прямом и в переносном смысле: с одной стороны это действительно завершение сезона сельскохозяйственных работ, а с другой – дни после Рош Ашана и Йом Кипур, когда подведены итоги, получена запись и подпись от Б-га. Мы радуемся тому, что наша работа принесла добрые плоды – и одновременно понимаем, что плоды эти от Б-га, что это Он, наш небесный отец, наградил нас хорошим урожаем за наш упорный труд, за наши правильные поступки! И это позволяет нам радоваться вдвойне – потому что мы уверены, что Б-г нас любит, что Он всегда поможет своим детям!

Но в то же самое время мысль о Б-жьей помощи вновь возвращает нас к идее единства. Ведь если мы будем смотреть на окружающий мир, не думая о Б-ге – мы увидим только огромное разнообразие вещей и растений, зверей и людей, которые все время ведут борьбу друг с другом. Это мир разделения: а где разделение, там конкуренция, а где конкуренция – там вечный конфликт. Но стоит нам только вспомнить, что весь этот мир создан Б-гом, создан по единому плану и с определенной целью – тут же становится понятно, что мир есть единство, что на самом глубоком уровне в нем заложена гармония Правды Б-жьей! И, поскольку нам Г-сподь поставил задачу раскрыть Б-жественное в мире – наша цель жизни в том, чтобы реально обрести это единство, помогать ближнему, улучшать свое окружение.

Именно в эти дни, когда собран урожай, когда у нас всего много, особенно важно осознать эту цель в жизни и воспринять ее как источник благословения от Вс-вышнего, которое есть высшая радость в жизни. От всей души желаю каждому из вас в дни Суккот удостоиться этого благословения и обрести эту радость!».

История праздника

Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.

Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.

При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.

Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.

Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)

В этом году Суккот начинается вечером 4 октября (14 тишрея) в 17.39 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот – это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни – холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).

Суккот продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.

В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш может вместить одновременно более тысячи человек.

В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет октябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена необычным встречам, состоявшимся во время его недавнего пребывания в Израиле.
Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе отмечает, что бизнес — источник доходов, позволяющий воспитывать детей в еврейской традиции.

Главный раввин России Берл Лазар в своей статье обращается к соотношению между идеалами и интересами. Он подчеркивает, что Тора учит нас: когда человек соблюдает заповеди, Б-г дает ему награду еще в этом мире. «Наши мудрецы разъясняют, что этот порядок заведен не случайно, а именно для того, …чтобы каждая вновь выполненная мицва приближала нас к Б-гу, делала нашу жизнь богаче в материальном и духовном плане».

Статья Эндрю Тобина, первоначально опубликованная в Times of Israel, рассказывает о действующем в Израиле заводе по производству шофаров. Еще одна статья из  Times of Israel, написанная Амандой Боршель-Дан, посвящена неурожаю этрогов в Италии, из-за чего их может не хватить всем общинам во время Суккота. В подразделе «Календарь» публикуется статья Шломо Броди, первоначально напечатанная в Tablet, и посвященная  причинам популярности праздника Симхат Тора. «В последний день праздничного сезона мы показываем, что лучший способ начать новый год — это вернуться к началу цикла и снова отправиться в путь», – отмечает Ш.Броди. Желающие ознакомиться с тем,  как евреи отмечали этот праздник раньше, могут прочесть описание Симхат Тора в Лондоне в 1663 г. из дневника английского чиновника Самуэля Пипса. Статья Рафаэля Медффа из The Algemeiner описывает еще одно празднование Симхат Тора, организованное американским раввином Хаскелем Лукштейном в СССР 1972 г., показывая, что при наличии воли и желания, подобные мероприятия вполне можно было провести.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он пытается понять, зачем мудрецы Талмуда пытаются обелить тех или иных героев Танаха, приходя к выводу, что это было вызвано стремлением мудрецов изобразить древних израильтян образцом невинности и благочестия, проецируя на них свои строгие моральные стандарты.

Материал Рэйчел Сигело в The Washington Post посвящен роли евреев из семейства Леви в сохранении поместья одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона, которая замалчивалась на протяжении ряда десятилетий.
Очередной  раздел труда Йерахмиэля Тиллеса о еврейских каббалистах и хасидских цадиках посвящен двум хасидским цадикам XVIII в. – Элимелеху ил Лежайска и Зусе из Анаполя.
Очередной отрывок из многотомного труда знаменитого еврейского историка Сало У. Барона, посвящен появлению пиютов – литургической поэзии.
В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере дается последняя перепечатка очередного номера еженедельника «Еврейская неделя», вышедшего в октябре 1917 г., накануне захвата власти большевиками, который отбросит страну в пучину Гражданской войны. Пока же «Еврейская неделя»  сообщает о создании землячеств еврейских беженцев, первой выставке еврейских художников, живущих в России, очередных представителях еврейской общины, оказавшихся в органах власти, и радуется тому, что  «революционный народ», отворачиваясь от черносотенцев и погромщиков, проявляет теперь «самые братские отношения» к евреям.

Статья Владимира Хазана посвящена судьбе Александра Браиловского, поэта и меньшевика, адресата стихотворения Валерия Брюсова «Юноша бледный со взором горящим…», и эмигрантского публициста — сначала просоветского, а потом – антисоветского. Как отмечает В.Хазан, жизнь Браиловского сложилась так, что его «творческие дарования и душевная энергия… намного превзошли объективные результаты его деятельности».

Раздел «Перекресток» открывается статьей Шауля Резника, посвященной многочисленным антикоррупционным расследованиям, с которыми уже свыше 20 лет сталкивается премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Автор полагает, что  премьер вряд ли виновен в предъявляемых обвинениях, поскольку предпочитает «обжегшись на молоке дуть на воду».
Бен Сэйлз из JTA  в своей статье подробно рассказывает о так называемых антифа — американских антифашистах, получивших известность после столкновений в Шарлоттсвилле в августе с.г. Достойную параллель этой статье составляет материал Карона Вогана из The Guardian, подробно разбирающего биографию видного американского неонациста Герхарда Лаука.
Натан Ингландер в статье «Чему учит еврейских детей трагедия в Шарлотсвилле», первоначально вышедшей в New York Times с крайним пессимизмом отмечает, что рост активности ультраправых в 2017 г., апогеем которой  стали события в Шарлоттсвилле, привел к тому, что результаты воспитания толерантности к меньшинствам в течении десятилетий оказались утрачены.

Роб Кэмерон из ВВС расследует ситуацию в чешском Простейове, жители которого активно выступают против реставрации еврейского кладбища.
Дэниэль Гордис из агентства Bloomberg в своей статье рассматривает практику Израиля по разрушению домов террористов и замечает, что хотя она не бесспорна, не исключено, что к этой практике придется обращаться и Западной Европе, становящейся ареной новых и новых терактов.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях сентября, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Свои итоги месяца подводит и Лайел Лейбовиц, первоначально опубликовавший свой материал в Tablet.

Раздел «Парк культуры» открывается описанием Фестиваля израильского кино в Москве, сделанном Светланой Пахомовой, которая с некоторым сожалением отмечает, что программа фестиваля стала «крайне благообразной», что исключает какую-либо интригу.
В рубрике «Еще посмотрим» рассказывается о различных выставках с «еврейской составляющей», проходящих по всему миру.
Ирина Мак рассказывает об открывшемся в столице Еврейской автономной области международному художественном проекте «Биробиджан». В статье Джоанны Беренд, первоначально вышедшей в New York Times рассказывается о выставке предметов из еще одного места, значимого (хотя и трагически) для евреев — лагеря смерти Аушвиц. Материал Даниэля Зири из Jerusalem Post  посвящен выставке открыток «Утерянные синагоги Европы».
Два материала Генри Нойендорфа, первоначально вышедшие на artnet посвящены выставке портретов Модильяни и выставке в честь 80-летия т. н. выставки дегенеративного искусства, проведенной нацистами в 1937 г.
Дж. Хоберман в статье, первоначально вышедшей в Tablet, рассказывает о еврейских корнях дадаизма — одного из самых своеобразных течений в искусстве ХХ века.
Статья Чарльза Муница из JTA посвящена фильму «Менаше», позволяющему взглянуть на жизнь хасидов в Бруклине.
В разделе «Кадиш» помещен некролог американскому актеру, режиссеру и писателю Джерри Льюису.

Раздел «Библиотека» открывается исследованием Алекса Тарна о стихотворных и прозаических колонках Натана Альтермана, печатавшихся в газете «Давар» с 1943 по 1967 гг.
Также в разделе публикуются очередная глава из романа Бориса Сандлера «Экспресс-36», рассказывающая о работе редакции нью-йоркской газеты «Форвертс», рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению, рассказа Александра Добровинского «Жених был весь в черных штанах».
Завершают раздел статья Александры Полян и Бера Котлермана, посвященная установке памятного знака на могиле еврейского писателя Дер Нистера, скончавшегося в 1950 г. на одном из «островов» Архипелага ГУЛАГ в Коми и интервью с журналистом Матти Фридманом, написавшим книгу-бестселлер о судьбе самого авторитетного списка Танаха, созданного в X веке и известного под названием «Кодекс Алеппо».

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

Мы стоим на пороге самого ответственного, самого важного и торжественного дня в году – Дня искупления. Десять дней назад свершился Б-жественный суд, Всевышний вынес приговор каждому из нас о судьбе на будущий год. И эти 10 дней – дней покаяния, совсем небольшой период, отведенный человеку, чтобы задуматься, успел ли он исправить все прошлые ошибки, попросить прощение у тех, кого обидел, взять на себя доброе решение, которое способно изменить строгий приговор?

Еврейские мудрецы постановили три пути искупления: «тфила» – молитва, «цдака» – справедливость и «тшува» – раскаяние.

В наших молитвах мы просим Всевышнего даровать нам благо на будущий год – здоровье близких, финансовый достаток, успех в работе и в личной жизни.

Помогая нуждающимся, нам стоит помнить, что цдака – это, прежде всего, – восстановление справедливости, что Всевышний дал нам материальное благополучие не просто так, а сделал его в наших руках инструментом исправления мира.

Искреннее раскаяние означает, что человек полностью усвоил урок и не повторит впредь допущенных ошибок. Здесь уместен простой пример, который, казалось бы, не имеет прямого отношению к Йом Кипуру, – один человек постоянно опаздывал, и в итоге пропустил очень важный рейс на самолет. Отныне он дал себе слово выходить из дома всегда на 15 минут раньше запланированного времени, и эта привычка значительно улучшила его жизнь и изменила его самого. Так и наши грехи: когда мы берем на себя смелость признать их и даем обет больше не оступаться, допущенная в прошлом ошибка уже не принадлежит нам, а принадлежит тому, кем мы были раньше. Преодолённый грех становится инструментом духовного роста, ведь проблемы и кризисы создают новые возможности.

В Йом Кипур я желаю всем нам этими возможностями воспользоваться. Пусть будет скреплена твердой печатью ваша запись в Книге Жизни!»

 

Поделиться
Отправить

В пятницу вечером, 29 сентября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов».

В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Йом Кипур, «День покаяния» – самый святой день в нашем календаре. В этот день Б-г подписывает и скрепляет печатью приговор каждому из нас на наступающий год. Мы благодарим Его за то, что Он дал нам новый шанс, возможность исправить совершенные ошибки, совершить «тшува» – то есть, в буквальном смысле слова, «возвращение к Б-гу»!

Понятно, что во время Йом Кипур мы молимся и обещаем, что больше не будем грешить, станем вести праведную жизнь, будем выполнять заповеди… Но возможно ли, чтобы человек за один день полностью изменил всю свою жизнь? Некоторые люди верят, что действительно могут разом изменить всё. Но, при всем уважении к такого рода максимализму, здесь возникает серьезная проблема. В жизни существует множество внешних обстоятельств, которые мешают нам резко изменить всё вокруг. Да и силы наши не безграничны: если поставить себе слишком высокую планку, есть большой риск, что через день, через неделю или через месяц эту планку просто не удержишь.

Так что же такое в этом случае покаяние Йом Кипур? Что такое истинная «тшува»? Здесь мы вновь должны обратиться к смыслу этого слова – «возвращение». Человек, совершающий ошибки в жизни, удаляется от правильной дороги. Соответственно, первый шаг к возвращению на эту дорогу – осознать, что ты сбился, ушел и потерялся. И что ты знаешь, где правильный путь, путь Торы и заповедей. Если человек в Йом Кипур дает себе зарок начать соблюдать хотя бы на одну заповедь больше – это уже начало «тшува»!

Может показаться, что этого мало. Но не забывайте, что Б-г – не просто наш Г-сподь, наш повелитель, Он в первую очередь наш небесный Отец. А отец относится к своим детям с любовью. И если он видит, что его ребенок показывает готовность стать лучше, сделать хотя бы один шаг на пути исправления – он видит в этом благой знак, заинтересованность вернуться домой. Ведь за первым шагом в верном направлении неизбежно следует еще один шаг, каждое доброе дело влечет за собой новые добрые дела, каждая выполненная заповедь ведет к исполнению других заповедей.

Наши мудрецы не раз подчеркивали, что «тшува» – это не одноразовое действие, это процесс, занимающий всю жизнь. Каждый путь состоит из многих шагов: главное – определить правильное направление. До совершенства мы навряд ли дойдем, потому что один Б-г совершенен: но каждым шагом на пути возвращения, на пути «тшува», мы показываем Ему свою веру, свою любовь, свою готовность служить Ему и творить Его волю.

Желаю всем вам в этот святой день сделать новый шаг на пути Торы, заповедей и добрых дел. Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, идти всегда вперед, подниматься все выше, приближаясь к Б-гу!».

 

История праздника

В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.

Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

Поделиться
Отправить

Россия является настолько большой и многонациональной страной, что праздник Новый год можно отмечать несколько раз в году. На это указал президент РФ Владимир Путин, принявший в среду в Кремле главного раввина России Берл Лазара и главу Федерации еврейских общин Александра Бороду по случаю еврейского Нового года.

“Как хорошо, что у нас такая большая страна”, – сказал Путин, приветствуя участников встречи. “Великая”, – ответил ему раввин Лазар.

Глава государства подчеркнул, что Россия – многонациональная страна, и такой праздник, как Новый год, здесь отмечается несколько раз. “Великая, очень большая, многонациональная, многоконфессиональная. Нам все время есть, что отметить. Вот сегодня мы отмечаем Новый год для иудеев, иудейский Новый год. Я вас поздравляю – вас и всех евреев страны поздравляю с Новым годом”, – обратился Путин к раввину Лазару и Бороде.

“А с 21 на 22 – у мусульман Новый год. Правда, пророк завещал другие праздники более торжественно отмечать, чем Новый год. Потом у нас Новый год, у христиан. Причем, в России еще по новому и по старому стилю. А 16 февраля – у буддистов Новый год. То есть, круглый год есть, что отметить”, – подчеркнул глава государства. Всем иудеям страны он пожелал благополучия, счастья, удачи.

Путин подчеркнул, что религиозная жизнь в стране развивается активно и поблагодарил еврейское духовенство за хорошее взаимодействие со светскими властями.

ТАСС

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Рош а-Шана президент ФЕОР Александр Борода обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя сердечно поздравляю вас с праздником Рош а-Шана.

Важной частью еврейского Нового года являются молитвы о прощении перед Вс-вышним и просьбы о ниспослании успеха: мы просим Творца даровать мир и хорошее будущее нашим потомкам, нашей стране, начинаем новую главу жизни, в которой будем стараться продолжать совершенствовать в себе такие качества, как терпение, милосердие и любовь к ближнему.

Одна из важнейших заповедей праздника – это услышать звук шофара. Почему же это имеет для нас столь высокое значение? Основоположник хасидского учения Баал Шем Тов приводит следующий пример: у короля был сын, которого он отправил в далекую страну получать образование. А тот, в свою очередь, быстро забыл кто он и даже не помнил свой родной язык. Когда же принц вернулся в родной город, то никто не мог его узнать. Тогда отчаявшийся юноша встал возле дворца и закричал, и этот крик пробудил в короле отцовскую любовь и он сразу же вспомнил сына. Так и наша душа: она приходит в этот мир, чтобы служить Творцу, но материальная оболочка и соблазны становятся преградами на этом пути, и, порой, мы забываем о нашем истинном предназначении. Чтобы помнить об особой связи еврейского народа с Вс-вышним, мы слушаем шофар, который символизирует голос нашего сердца, и тогда наш Небесный Отец видит это и принимает наше раскаяние.

Минувший 5777 год оказался продуктивным для еврейской общины страны. Мы по-прежнему старались уделять особое внимание духовному и нравственному воспитанию молодежи – по всей стране при общинах ведут работу школы и детские сады с этнокультурным компонентом. Наши благотворительные и социальные проекты в уходящем году расширились, что позволяет нам сегодня оказывать необходимую помощь большему количеству людей. Все больше людей возвращаются к своим корням, приходят в синагогу, создают еврейские семьи.

Думаю, что в таком подъеме еврейской жизни видна заслуга каждого из вас! Ведь своими добрыми делами вы вдохновляете на это окружающих и делаете мир лучше!

Дорогие друзья, я желаю Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, счастья и семейного благополучия в каждый дом! Пусть будет записано и скреплено печатью решение, что у вас будет хороший год!

Хорошего и сладкого 5778 года!»

История праздника:

С Рош а-Шана начинается новый виток еврейского календаря, отсчитывающего дни от сотворения человека. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаяния (слихот). В это время, более чем когда-либо, опасаются причинить вред другому человеку и пытаются загладить вину перед тем, кого случайно или злонамеренно обидели. По традиции, накануне Рош а-Шана делают благотворительные пожертвования в большем чем обычно объеме.

Одной из важнейших заповедей праздника является трубление в шофар. Заповедь считается выполненной, когла были услышаны три вида звуков шофара, исполненных в определенной последовательности.

Новый год приходит в каждый дом в том момент, когда еврейские хозяйки зажигают праздничные свечи, сопровождая это особыми благословениями. После вечерней молитвы в каждом еврейском доме накрывают праздничный стол.

Сладкие халы и яблоки с медом символизируют надежды на сладкий и хороший год. Голова рыбы предназначена для того, чтобы каждый присутствующий за столом мог пожелать другому – чтобы в хороших делах «быть головой, а не хвостом». Плод спелого граната и множество его зернышек напоминает иудеям о полноте заповедей Торы и том, как важно наполнить наступающий год хорошими делами.

Поделиться
Отправить

Президент России Владимир Путин поздравил еврейскую общину с Рош а-Шана. В письме, направленном главному раввину РФ Берлу Лазару, говорится:

«Празднование начала Нового года по иудейскому календарю – важное событие в жизни еврейской общины, дань глубокого уважения к историческому, духовному наследию предков, их самобытной культуре и обычаям. Отрадно, что к этим многовековым традициям вы приобщаете и молодое поколение. В праздничные дни последователи иудаизма подводят итоги пройденного пути, строят планы на будущее и ощущают особую ответственность за благополучие тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

Убежден, что еврейские организации России и впредь будут активно участвовать в осуществлении востребованных образовательных, просветительских инициатив, в делах милосердия и благотворительности, содействовать утверждению в обществе веротерпимости, добрых отношений между представителями разных религий.

Желаю вам счастливого, сладкого года, мира и успехов.

В. Путин»

Поделиться
Отправить

Вечером 20 сентября иудеи всего мира начинают праздновать Рош а-Шана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю. В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю вас с Рош а-Шана – с новым 5778 годом!

Обычно мы говорим, что считаем годы «от сотворения мира». Но на самом деле отсчет лет ведется от того дня, когда Б-г создал первого человека. И это вовсе не от гордыни: наоборот, таким образом мы вновь благодарим Г-спода за дар жизни, принимаем на себя Царство Б-жие и объявляем, что наша цель в этом мире – выполнять волю Создателя.

Когда мы смотрим на мир вокруг нас, мы видим величайшее разнообразие явлений, вещей и живых существ. На первый взгляд кажется, что во всем этом нет системы, нет порядка, или его очень мало. Но стоит нам вспомнить, что мир и мы сами суть творение единого Б-га – мы понимаем, что все на свете взаимосвязано, каждое творение занимает строго определенное место в грандиозной гармонии Б-жьего мира. Без любого, даже самого малого создания, мир неполон. И тем более эта истина справедлива в отношении человека – завершения и вершины акта Творения!

Но в тот момент, когда мы признаем, что мир есть законченная система, что он создан Творцом по единому плану – мы тем самым напоминаем себе, что у человека есть задачи в этом мире и на нем лежит ответственность за сохранение Б-жественной гармонии. Даже больше – ответственность за ее преумножение! Ведь Г-сподь недаром создал мир с элементами несовершенства: тем самым он дал человеку возможность улучшать свое окружение, не просто служить Б-гу, но становиться Его партнером, встать рядом с Ним! Именно человек как партнер Б-га может и должен раскрыть Б-жественность в этом мире, сделать мировую гармонию явной. Какой подарок может быть более драгоценным, чем право внести личный вклад в построение Б-жьего мира ?!

Надо помнить, что это право и эта ответственность предложены не только человеческому роду в целом, но каждому из нас индивидуально. Недаром Б-г сотворил сначала одного человека – в то время, как всех остальных живых существ Он создавал сразу большими группами. Каждый из нас получает от Создателя свое личное задание – и одновременно силы и возможности, чтобы это задание выполнить.

В осознании этого заключена главная идея Рош а-Шана. Каждый из нас в эти дни вспоминает, что все в мире от Б-га, что именно Он подарил нам этот мир и эту жизнь, и что дары эти мы обязаны использовать в соответствии с Его планом. Каждый из нас подводит в эти дни итоги сделанного в истекшем году и дает обещание в году наступающем сделать еще больше, чтобы добавить красоты и радости в этот мир, в жизнь наших ближних.

И дай Б-г, чтобы эти наши дела и обещания удостоились благословения от Вс-вышнего, чтобы наступающий год действительно стал для каждого из нас добрым и сладким, чтобы все мы удостоились хорошей записи и подписи в Книге жизни!»

Поделиться
Отправить

Выбор редакции