Федерация

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода опубликовал обращение, посвященное отмечаемому сегодня Международному дню музеев.

“Музеи, доступные для массового посещения – относительно новое явление в мировой истории. Появившись как частные коллекции правителей и магнатов, музеи в последние столетия приобрели популярность как места, где простые люди могли познакомиться с произведениями искусства и мировой историей.

Задача современного музея – не только быть местом хранения коллекции экспонатов, но и нести культурно-просветительские функции. Открывшийся в Москве в ноябре 2012 г. при поддержке еврейской общины России Еврейский музей и центр толерантности с успехом совмещает обе эти функции. Сохраняя памятники различных эпох, он одновременно проводит ряд культурно-просветительских программ, адресатами которых являются люди всех национальностей и возрастов. Разработанные в рамках Центра толерантности программы используются во всемирной Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Несмотря на развитие современных средств коммуникации, позволяющее современному человеку увидеть все в Интернете, музеи не теряют популярности, продолжая привлекать миллиарды посетителей. Уверен, что и в дальнейшем мы будем свидетелями бурного развития музейной отрасли вообще, и Еврейского музея и центра толерантности – в частности”, – подчеркнул президент ФЕОР.

Справка: Международный день музеев был установлен в 1977 г. в Москве решением Общей Ассамблеи международного совета музеев (ICOM).

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал заявление депутата Государственной Думы Константина Затулина, назвавшего президента Украины Петра Порошенко «Вальцманом».

«Вне зависимости от личного отношения к г-ну Порошенко, депутат Государственной Думы, человек, по определению воспринимающийся как представитель власти, и, к тому же, хорошо информированный о происходящем на постсоветском пространстве, не должен повторять антисемитские байки. Подобные заявления приводят к дискредитации России, давая повод к очередным обвинениям в государственном антисемитизме, и, одновременно, разжигают межнациональную ненависть в стране, создавая для масс негативный образ евреев, якобы ответственных за проблемы, возникшие в соседнем государстве. Надеюсь, что руководство Думы оперативно отреагирует на подобное заявление, как оно уже делало это раньше», – подчеркнул Борух Горин.

Справка: В интервью газете «Московский комсомолец», опубликованном 12 мая, депутат Государственной Думы, глава Института стран СНГ Константин Затулин, комментируя заявление президента Украины по поводу безвизового режима с Европой заявил: «Что касается Российской Империи, то ее приговаривали уже очень много раз, но она продолжает жить если не на карте, то в сознании людей. Пусть господин Вальцман, носящий фамилию Порошенко, спросит об этом у жителей Донецка и Луганска, или у людей, которые вышли на празднование 9 мая».

Поделиться
Отправить

С 12 по 20 июня 2017 года в Москве состоится 3-й Московский еврейский кинофестиваль (МЕКФ). Мероприятия кинофестиваля пройдут на ведущих культурных площадках столицы, в том числе в Еврейском музее и Центре толерантности, киноцентре “Октябрь”, Центре документального кино и др.

Программа киносмотра этого года включает в себя более 50 работ, среди которых – художественные, анимационные, документальные, и короткометражные фильмы. Все фильмы-участники 3-го Московского еврейского кинофестиваля объединены идеей рассказа о еврейской культуре во всем ее многообразии: жизнь народа в диаспоре и Израиле, вопросы идентификации, семейные ценности, история евреев XX века, религия, литература и музыка.

У фильмов-участников 3-го Московского еврейского кинофестиваля широкая география. Зрителям будут представлены киноленты из России, США, Франции, Израиля, Польши, Испании, Дании, Канады, Великобритании и других стран. Более 80% фильмов МЕКФ будут показаны в России впервые.

Егор Одинцов, генеральный продюсер МЕКФ: “В этом году наша программа выросла не только количественно, но и качественно: отбор работ на фестиваль осуществлялся через международную платформу filmfreeway, что позволило расширить географию участников и подтвердило узнаваемость фестиваля на международной арене. Ну а кинопоказы 3-го Московского Еврейского кинофестиваля, как и в прошлые годы, будут сопровождаться обширной образовательной программой: лекциями, мастер-классами, встречами с известными деятелями кино и культуры”.

Приз фестиваля, так называемый “Ключ открытий”, в 2017 году МЕКФ вручат в четырех номинациях: лучший полнометражный художественный фильм, лучший короткометражный художественный, лучший полнометражный документальный фильм и лучший короткометражный документальный фильм. Также по традиции члены жюри выбирают обладателя специального приза, а также вручают почетную награду.

Членами жюри МЕКФ в разные годы становились: народный артист России и режиссер Александр Митта, общественный деятель, раввин, президент Федерации еврейских общин России Александр Моисеевич Борода, режиссеры Сергей Мокрицкий, Константин Фам и Александр Котт, продюсеры Александр Агеев и Руслан Сорокин, директор Центра документального кино Софья Капкова, телеведущая, киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе.

За два года своего существования Московский еврейский кинофестиваль посетили более 8 тысяч зрителей. Было показано свыше 50 лучших картин последних лет, посвященных еврейской тематике.

Кроме того, в ноябре 2016 года состоялся 1-й Екатеринбургский еврейский кинофестиваль. В планах создателей провести 1-й Санкт-Петербургский еврейский кинофестиваль осенью 2017 года.

МЕКФ организован при поддержке фонда “Генезис”, Российского еврейского конгресса, Еврейского агентства “Сохнут”, ФЕОР и кинокомпании Ark Pictures.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил ветеранов с Днем Победы.

В поздравлении говорится:

“Дорогие ветераны!

От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с годовщиной великой Победы! Это была победа всего советского народа и лично каждого из вас над врагом, вы храбро сражались за Родину, за ее будущее, за жизнь своих близких. Низкий вам поклон!

День Победы, как поется в известной песне, – «это праздник со слезами на глазах»: прошло 72 года, и сегодня россияне во всех городах России отмечают этот день салютом и праздничными парадами, но в сердцах каждого из нас живы ваши воспоминания о той страшной войне, о миллионах разрушенных судеб.

К сожалению, в нашей стране нет практически ни одной семьи, которую бы не коснулась эта трагедия. И наш моральный долг перед вами и перед всеми, кто так и не встретил Победу, помнить и чтить ваш героический подвиг.

Особая благодарность вам, дорогие ветераны, от имени моего народа, – мы живы лишь благодаря тому, что вы в годы войны рисковали своей жизнью. Вы сражались не только с врагом, вы сражались с идеологией фашизма, идеологией ненависти и убийства. И мы сделаем все возможное, чтобы война не повторилась вновь, чтобы сохранить мирное небо над головой!

От всего сердца я желаю вам крепкого здоровья, пусть в ваших семьях всегда царят любовь и благополучие!”

Поделиться
Отправить

8 мая, накануне Дня Победы, главный раввин России Берл Лазар возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Вместе с ним цветы к Вечному огню принесли ветераны Великой Отечественной войны и ученики московской еврейской школы «Месивта».

Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания, после которой раввин прочел поминальную молитву по воинам, павшим в борьбе с фашизмом. По словам раввина Берла Лазара, «разгромив нацизм, бойцы Красной Армии спасли не только народы нашей страны, не только европейцев, но и весь мир».

Обращаясь к ветеранам, раввин сказал: «Согласно Закону, который дал нам Б-г, высшим подвигом, высшим проявлением праведности является самопожертвование ради спасения жизни других людей. Таких праведников мы называем «святыми» – и это в полной мере относится к вам. Весь цивилизованный мир должен вечно благодарить вас за то, что он существует – за то, что мы живы, за то, что свободны, за то, что сохранили человеческое достоинство. Все это – результат вашего героизма, вашей готовности пожертвовать собой, чтобы остановить нашествие варварства, освободить Европу и, наконец, раздавить нацистского зверя в его собственной берлоге».

Главный раввин России также отметил, что героизм солдат Красной Армии не ограничился годами войны. Героями, по его мнению, были и те, кто, вернувшись с фронта, построили новые дома на месте пожарищ. Те, кто создали новые семьи, кто родил детей и дал им правильное воспитание. Те, кто сберегли светоч культуры и гуманизма, и передали его потомкам – нашему поколению, нашим детям и внукам.

«Ваш подвиг – на войне и после нее – это главный урок для нас, – сказал раввин Берл Лазар. – Долг нынешних поколений – быть достойными вас, продолжить ваше дело. Сегодня мы должны решительно противостоять силам зла, где бы они ни появлялись, исключить всякую возможность повторения трагических событий. А для этого, прежде всего, надо искоренять причины той трагедии – идеологию превосходства и человеконенавистничества, оправдывающую насилие и даже геноцид для достижения политических целей. Казалось бы, после того, как вы победили нацизм, эта отвратительная идеология должна были навсегда исчезнуть из сознания людей, тем более из политической практики. Увы! – этого не произошло. До сих пор в мире есть приверженцы и пропагандисты неонацизма. В некоторых государствах идеи геноцида, уничтожения людей по признакам национального происхождения или религиозных убеждений высказываются на самом высоком уровне».

Раввин подчеркнул, что примиренчество с распространением таких идей, какими бы высокими лозунгами демократии, свободы слова или невмешательства оно ни прикрывалось, не может быть оправдано.

«Лучшее средство для этого – воспитывать молодежь на вашем примере, передавать ей тот огромный запас гуманизма, культуры, уважения к другим народам, который оставило нам ваше поколение, поколение победителей!», – сказал раввин Берл Лазар.

В завершение церемонии, главный раввин России заявил, что «наши сердца всегда будут полны признательности вам, восхищения вашим подвигом. И дай Б-г, чтобы вы были здоровы, чтобы жили еще много лет, окруженные любящими детьми и внуками, в достатке и радости!».

Памятные мероприятия, прошедшие в еврейской общине

За несколько часов до церемонии ветераны собрались за столом в ресторане Московского еврейского общинного центра. Там, в теплой дружественной атмосфере, они отметили наступающий праздник и спели фронтовые песни.

В благотворительном центре «Шаарей цедек» также состоялась праздничная программа, посвященная Дню Победы. Были зажжены поминальные свечи в память о шести миллионах погибших в годы Холокоста, а затем присутствующие почтили память тех, кто не дожил до Дня Победы, минутой молчания.

К подопечным обратился посол Израиля в России Гарри Корен, который рассказал о праздновании Дня Победы в Израиле и подчеркнул, что в этот день в городах еврейского государства проходят парады, а в этом году в 17 городах также пройдет акция «Бессмертный полк».

Директор представительства Американского благотворительного фонда «Джойнт» в Москве и центральной России Алик Надан поздравил всех собравшихся с праздником. «Дай вам Б-г много-много лет здоровья, чтобы мы еще много раз встречались здесь, и чтобы мы могли вспоминать этот праздник, и передавать нашим детям, внукам и правнукам правду об этой священной войне», – сказал, обращаясь к ветеранам, Алик Надан.

Перед собравшимися выступил бывший малолетний узник гетто и концлагерей, генерал армии, заслуженный деятель науки РФ, профессор Яков Захарович Месенжник. Он подчеркнул, что праздник Победы – один из самых важных в истории еврейского народа, поскольку невозможно даже точно назвать цифру погибших от рук фашистов евреев. «И несмотря на это, «ам Исраэль хай» – еврейский народ жив», – подытожил Яков Месенжник.

В развлекательной части программы прозвучали песни военных и послевоенных лет, а затем всем было предложено угощение из «полевой кухни» и «фронтовые сто грамм».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал законопроект, поданный входящей в правящую коалицию Норвегии Партией прогресса, о запрете делать обрезание до достижения 16-летнего возраста под предлогом того, что обрезание наносит детям “умственный и душевный ущерб”, а также грубо нарушает права ребенка.

«Подобные утверждения не выдерживают никакой критики. Евреи делают обрезание мальчикам на восьмой день жизни уже почти четыре тысячи лет. В последние несколько столетий к этой традиции присоединились и многие христиане. Но нигде и никогда не было известно о каком-то ущербе, который наносила бы детям эта процедура. Во все времена — от римских императоров до советских антирелигиозных пропагандистов — демагогические заявления о вреде обрезания для детей использовались для принудительной ассимиляции евреев, желавших оставаться евреями, либо для демонизации иудаизма в глазах окружающего населения. Сейчас мы видим очередную попытку подобного рода, лицемерно прикрывающуюся заботой о «правах детей». Надеюсь, что правительство Норвегии вспомнит о том, что свобода вероисповедания является одним из основных принципов норвежской конституции, и очередную попытку антисемитов отменить старейшую из заповедей еврейского народа постигнет та же судьба, что и предшествующие», – отметил Главный раввин России.

Справка: 7 мая стало известно, что на съезде норвежской Партии прогресса (второй по величине коалиционной фракции) был увержден для подачи в парламент законопроект, запрещающий делать обрезание до достижения 16-летнего возраста. В законопроекте утверждается, что обрезание, сделанное до этого возраста, наносит детям “умственный и душевный ущерб”, а также грубо нарушает права ребенка. Эта попытка запрета обрезания — не первая в Норвегии. В 2013 г. провести подобную же норму пыталась Уполномоченная по правам ребенка, но ее усилия не увенчались успехом.

Поделиться
Отправить

7 мая молодежная делегация еврейской общины, в составе которой 1000 человек из 45 городов России, в память о трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны и в знак признательности за подвиг Красной Армии, освободившей Европу и десятки тысяч заключенных концлагерей, посетила музейный комплекс концентрационного лагеря Освенцим.

Поездка приурочена ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и призвана напомнить еврейской молодежи о Катастрофе европейского еврейства, о великом подвиге солдат-освободителей – бойцов и командиров Красной Армии; о роли СССР в освобождении Освенцима, Майданека, спасении сотен тысяч евреев Венгрии и других стран Европы.

Выступая перед участниками поездки, раввин Берл Лазар сказал: «Мы не случайно собрались здесь в преддверии Дня Победы. Наш народ обязан спасением бойцам Красной Армии, освободившей Освенцим. Долг нынешних поколений – быть достойными их памяти. Разгромив нацизм, они спасли не только народы нашей страны, не только европейцев, но весь мир.

В Талмуде сказано – тот, кто спасает одного человека, спасает целый мир. Нацисты уничтожили 6 миллионов наших братьев, но в то же время существовали люди, спасавшие тысячи человек. Мы всегда должны помнить об их подвиге и решительно противостоять силам зла, чтобы исключить всякую возможность повторения трагических событий. А для этого, прежде всего, надо искоренять причины той трагедии – идеологию превосходства и человеконенавистничества, оправдывающую насилие и убийство невинных людей».

После поминальной молитвы и обращения раввина, группа молодежи зажгла свечи в память о погибших узниках и солдатах-освободителях.

В продолжение церемонии представитель Европейского еврейского конгресса Рая Каленова зачитала обращение президента этой организации Вячеслава Моше Кантора: «Находясь здесь сегодня, мы ещё больше чувствуем наш долг не только почтить память шести миллионов невинных жертв, но и не забывать, что именно Красная Армия освободила Аушвиц-Биркенау и внесла наибольший вклад в освобождение лагерей смерти и прекращение массового уничтожения людей в десятках стран Европы. Наш долг не забывать подвиг тех, кто не жалея своей жизни спасал наш народ. Мы как евреи до конца времён должны и будем помнить их великое дело. Ваше поколение живет во времена широкого доступа к информации об исторических фактах, но чрезвычайно важно усвоение вами и вашими ровесниками также и морально-этических ценностей. Знания о событиях прошлого должны правильно восприниматься. Тогда историческая память будет передаваться из поколения в поколение, что поможет предотвратить новые катастрофы».

Приветствие участникам поездки также направил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. В его обращении говорится:

«Марш жизни» – ежегодная акция, которую мы проводим в концентрационном лагере Освенцим накануне Дня Победы. Мы считаем, что еврейская молодежь обязана знать об исторических предпосылках Холокоста, чтить память жертв трагедии. Посещение концентрационного лагеря для многих непростая задача, но мы полагаем, что это очень важно для глубокого осмысления понятия антисемитизма, его опасности в современном мире. Я уверен, для молодежной делегации это является хорошим уроком истории. Мы благодарим Европейский еврейский конгресс и лично Вячеслава Моше Кантора за то, что в этом году они оказали нам поддержку и выступили партнерами этого важного проекта».

В Освенциме также состоялась встреча с пережившей Холокост бывшей узницей концлагеря Батшевой Фридман, которая рассказала молодежи о своем личном опыте – опыте человека, выжившего в ужасающих условиях концлагеря, и ее сыном Яковом Фридманом – профессором физики и математики Иерусалимского политехнического института «Махон Лев».

Мероприятие прошло в рамках ежегодной поездки образовательной программы «Евростарс», в ходе которой молодые активисты еврейской общины посетили города Европы, связанные с еврейской историей. Поездка проходит уже 5-ый год подряд. С каждым годом число ее участников становится все больше.

Поделиться
Отправить

В четверг 4 мая в конгресс-центре Гримальди Форум состоялась торжественная церемония завершения написания Свитка Торы. Это первый случай в истории еврейской общины России, когда Свиток был создан специально для молодежной организации.

Мероприятие прошло в рамках поездки образовательной программы «Евростарс», в ходе которой молодые активисты еврейских общин посетили места Европы, связанные с еврейской историей. Делегация 2017 года составила более 1000 человек из 45 городов России и стран СНГ.

В церемонии приняли участие Главный раввин России Берл Лазар, президент ФЕОР Александр Борода, государственный министр княжества Монако Серж Телль, президент еврейской общины Монако, филантроп Арон Френкель, раввины более чем 20 городов России и стран Европы, государственные и общественные деятели.

«У еврейской общины России и Монако прекрасные отношения, как и с другими общинами в Европе. Местная община пригласила нас к себе для проведения этой важной церемонии, чтобы подчеркнуть эту связь, показать, что они верят в нашу общину и нашу молодежь. Тора объединяет еврейский народ, и этот мероприятие объединяет нас. Мы хотим сделать все возможное, чтобы молодые евреи России гордились своими корнями», – отметил Главный раввин России.

Выступая перед молодежью, президент ФЕОР сказал, что «еврейское население Монако составляет около 2000 человек, а значит мы сегодня значительно увеличили его своим визитом». Он также подчеркнул, что «в зале собралось много прекрасных молодых лидеров, за которыми будущее еврейской общины России»; «приятно видеть, что вы понимаете и осознаете важность возрождения общины, бережно и с уважением храните наследие наших предков и стараетесь рассказать о них другим евреям, которые пока еще не пришли в синагогу».

После торжественной церемонии состоялись традиционные танцы со Свитком и концерт популярного израильского исполнителя Гада Эльбаза.

 

Информационная справка:

Cефер Тора (Свиток Торы) – пергаментный свиток с текстом Пятикнижия, используемый главным образом для чтения во время синагогальной службы. Сефер Тора, в соответствии со строжайшими правилами, пишет специальный писец. Тору пишут на пергаменте – листах для письма, сделанных из кожи животного. Самый лучший пергамент — изготовленный из кожи теленка. На пергаменте пишут кульмусом-пером и чернилами. Ошибки в орфографии и несоответствие писца нормам религиозной морали делают Тору негодной для общественной службы. Обычно опытный писец выполняет написание Свитка Торы за год. Огромный труд, требующийся для переписывания Торы, делает цену Свитка очень высокой.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет майский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Свою традиционную колонку главный редактор журнала Борух Горин посвящает скончавшейся 20 апреля певице Нехаме Лифшицайте, исполнявшей песни на идиш. Он отмечает, что ее концерты «пробили брешь в той тьме, которая возникла после расстрела деятелей еврейской культуры 12 августа 1952 года», а сама Н.Лифшицайте стала «голосом живого, не уничтоженного еврейства».

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как поиск работы и создание семьи. При этом Ребе в полном соответствии с духом Торы, отмечает, что нельзя откладывать исполнение заповеди плодиться и размножаться из-за беспокойства о заработке, поскольку Всевышний — Тот, Кто кормит весь мир. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме прав человека. Он подчеркивает, что Всевышний даровал нам полную свободу выбора, но это право также означает и ответственность, а если человек выбрал зло, то за это придется расплатится.

Арье Барац в статье «Воскреснуть из мертвых» разбирает доктрину воскресения из мертвых в иудаизме и приходит к выводу, что эта процедура «является возвращением человеку его первозданного достоинства, предельно мыслимым утверждением человеческого Б-гоподобия, заключающегося в полноте ответственности и свободы».

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники» рассказывается об основателе хасидизма Баал-Шем Тове и его ученике Магиде из Межерича, живших в XVIII веке.

Злата Эренштейн в статье «Интеллектуальные и эмоциональные силы» отмечает, что Тора учит нас вере в Б-га, который дает нам силу использовать свои физические, интеллектуальные и духовные ресурсы, чтобы сделать свою жизнь глубже, духовнее и осмысленнее.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлек вопрос о зажигании ханукальных свечей.

Читатели журнала также могут познакомиться с продолжением статьи российского исследователя Андрея Орлова «Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения», посвященной иудейским апокалиптическим текстам.

В статье «Щит, меч и корона Российской империи» Афанасий Мамедов и Владимир Шляхтерман подробно разбирают биографию одной из самых знаменитых советских разведчиц — Елизаветы Зарубиной-Горской (Розенцвейг) на основании интервью с ее потомками. Среди рассматриваемых эпизодов — история отношений Зарубиной-Горской с другим разведчиком и авантюристом Яковом Блюмкиным и поддержание контактов с агентом, ставшим прототипом Штирлица.

Несколько статей посвящены ситуации в Юго-Восточной Азии — начиная с истории спасения евреев от уничтожения нацистами с помощью эмиграции на Филиппины (всего было спасено свыше 1300 человек) и до описания жизни создающейся еврейской общины Камбоджи.

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере напечатано эссе писателя Шмарьяу Левина о будущем евреев в новой революционной России, опубликованное в нью-йоркском журнале The Menorah Journal в феврале 1917. В этом эссе писатель (и активист Всемирной сионистской организации) выражал надежду на то, что предоставление евреям полноценных гражданских прав не приведет к их отрыву от еврейства по образцу их братьев в странах Запада, а, наоборот, поможет, особенно молодому поколению, «начать новую эру активного созидания во всех областях еврейской культурной жизни».

Статья Сары-Бейлы Нади Липес «Вокруг венца и кладбища» раскрывает закулисную историю жизни еврейской общины Одессы сто лет назад — из раздела «Скандалы, интриги, расследования».

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события открывается статьей Владимира Бейдера о российско-израильских отношениях на фоне войны в Сирии. В статье подчеркивается, что недавнее обострение отношений между двумя странами после двух лет взаимного закрывания глаз одних на действия других — дело рук иранцев, пытающихся таким образом избавиться от налетов израильской авиации на свои будущие военные базы в Ливане.

В статье Афанасия Мамедова «Тростенец. Шестой по списку» рассказывается об открытии в Беларуси выставки «Лагерь смерти Тростенец. История и память», и приводятся рассказы бывших узников лагеря и Минского гетто.

В статье, первоначально опубликованной в New York Times, журналист Рик Лайман описывает очередную группу нацистов, стремящихся выйти из тени — на сей раз в Словкаии, где они поднимают на щит коллаборационистского лидера этой страны во время Второй мировой войны Йозефа Тисо. Отмечается, что хотя в Европе неонацисты еще нигде не пришли к власти, их влияния хватает для того, чтобы умеренные партии были вынуждены занимать более националистическую позицию, особенно в вопросах иммиграции, чтобы не терять своих сторонников.

Еще одна статья, написанная историком Пером Андерсом Рудлингом и главой иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраимом Зуроффом, первоначально опубликованная в Jerusalem Post, рассматривает деятельность властей и интеллектуалов стран Восточной Европы (особенно подробно — на примере Украины) по обелению имиджа коллаборационистов, участвовавших в Холокосте, путем замалчивания этого участия либо представления этих людей «борцами с тоталитаризмом».

Из интервью руководителя компании «Yoffi» Аркадия Майофиса в разделе «Клуб» можно узнать — что такое съедобные сувениры, и почему пометка «кошерное» на продуктах важна и для неевреев.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях апреля, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается рассказом о выставке «Улица Боэси, 21», работающей в парижском Музее Майоля, и посвященной знаменитому маршану (торговцу картинами) кубистов Полю Розенбергу.

Подраздел «Еще посмотрим» рассказывает о выставках с той или иной «еврейской составляющей», работающих в мае 2017 г. в музеях мира. «(Не)детская песенка» Жанны Васильевой рассказывает об одной из таких выставок – Григория (Герша) Ингера (1910–1995) в московской галерее «Ковчег».

Еще один подраздел «Некрологи», к сожалению, заполнен – Некод Зингер вспоминает о поэте и переводчике Анри Волохонском, Владимир Бейдер — о поэте Евгении Евтушенко, а Ирина Мак — о режиссере Михаиле Калике.

В рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно приготовить на Лаг ба-Омер.

В разделе «Библиотека» публикуются военные рассказы Цви Прейгерзона «В лесах Пашутовки», отрывки из воспоминаний раввина Шломо Рискина, посвященные еврейской жизни в СССР в 1960-х-1970-х., продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению.

Художник и писатель Юрий Лейдерман рассказывает о своей новой книге «Моабитские хроники», а Дэвид Микикс, в статье ранее опубликованной в Tablet, рецензирует книгу Джеймса Уитмана «Американский образец для Гитлера: Соединенные Штаты и создание нацистского расового законодательства», показывающую, что в качестве примера для антисемитских законов нацисты часто использовали расистское законодательство США того периода. Еще один материал на схожую тему — статья Арона Геллера из Assoсiated Press о книге польского историка Барбары Энгелькинг, которая на огромном фактическом материале показала масштабы соучастия польского населения в уничтожении евреев — в том числе и десятков (а то и сотен) тысяч тех, кто, бежав из гетто или лагерей, пытался укрыться от смерти. В подразделе «Неразрезанные страницы» можно ознакомится с воспоминаниями немецкого математика-еврея Абрахама Френкеля, наглядно демонстрирующие как усилия нацистов по «ариизации математики» привели к тому, что Германия перестала быть центром науки.

Поделиться
Отправить

В Большой Хоральной синагоге Петербурга прошел День еврейской книги. Свои книги представили московские издательства «Книжники» и «Гешарим», магазин «Кошер» при петербургской Синагоге и проект для детей PJ Library. Сотни петербуржцев с азартом опустошали книжные прилавки и слушали лекции. Читающая и интеллигентная петербургская публика произвела большое впечатление на представителей издательств.

Борух Горин, главный редактор издательства «Книжники»:
– Как же я люблю этот город! Люди в Петербурге, вы потрясли меня сегодня. Вы смели огромное количество книг, вы ходили толпами меня послушать, и вы так слушали и так смотрели, что послевкусия мне хватит на год. Глоток воздуха.

Михаил Гринберг, генеральный директор «Гешарим»:
– «День еврейской книги» в Санкт-Петербурге прошел просто на ура! Все присланные в Питер книги проданы. Интерес к книгам нашего издательства превысил все ожидания. Спасибо вам, дорогие друзья, и до новых встреч!

Соскучившиеся по еврейским книгам петербуржцы буквально сметали все с прилавков.

День еврейской книги СПб 2017 День еврейской книги СПб 2017 День еврейской книги СПб 2017 День еврейской книги СПб 2017

Главный редактор «Книжников» Борух Горин лично стоял за прилавком и общался с публикой.

День еврейской книги СПб 2017 День еврейской книги СПб 2017

Директор центра «Петербургская иудаика» Валерий Дымшиц прочитал лекцию «Еврейская литература и Октябрьская революция».

День еврейской книги СПб 2017День еврейской книги СПб 2017

Раввин Цви Пинский рассказал о том, как устроен Свиток Торы.

день еврейской книги спбдень еврейской книги 2017 спб день еврейской книги спб 2017 день еврейской книги спб 2017

Сойфер р. Залман Макаров показал публике, как он пишет Свиток, и написал для всех желающих первую букву их имени специальными чернилами на клафе – коже кошерного животного.

день еврейской книги спб 2017день еврейской книги день еврейской книги

Лекции Боруха Горина «Еврейские книги на русском языке: какие книги стоит читать, а какие не стоит» и «Еврейские книги, перевернувшие мир» собрали аншлаг.

день еврейской книги день еврейской книги день еврейской книги день еврейской книги

Ведущим Дня еврейской книги был Виктор Амчиславский.

день еврейской книги

Еврейские новости Петербурга

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования родным Иона Лазаревича Дегена – поэта, врача, танкиста-аса времен Великой Отечественной войны.

В соболезновании говорится:

«Дорогие друзья!

Прошу принять мои самые искренние соболезнования в связи с кончиной главы вашей семьи, моего большого друга Иона Дегена. Уверен, что чувство скорби разделяют со мной сегодня многие тысячи евреев – не только в Израиле и в России, но и во всем мире.

Иону Лазаревичу выпало жить в очень трудные времена. Обычные люди, столкнувшись с препятствием, стараются как-то решить проблему и просто идти дальше. Но есть люди уникальные, для которых каждая проблема – это личный вызов, повод для того, чтобы из самих препятствий создать новую жизнь. Именно таким был Ион Деген. Сколько его помню – он никогда не говорил о трудностях, только о решениях!

Он учился в школе, когда началась война. Это был вызов, и юноша его принял: со школьной скамьи ушел добровольцем на фронт, стал танкистом, освобождал города, села и нацистские концлагеря; спас сотни и тысячи жизней.

Потом тяжелое ранение, инвалидность на всю жизнь. Но Ион Деген видит в этом новый вызов – идет учиться на врача, успешно работает в СССР и в Израиле, создает методики лечения, которые помогают людям с инвалидностью; снова спасает сотни и тысячи людей.

А был еще и культурный вызов! Еврейская культура, еврейская история, сама еврейская жизнь в ХХ веке оказалась под угрозой: тут и ассимиляция, порой насильственная, и трагедия Холокоста, и государственный антисемитизм в СССР, и соблазны глобализации… Чем ответил Ион Деген? Замечательными стихами, лирической прозой, тонкими эссе – о человеке на войне, о еврейской истории и еврейской душе… Он поставил своей задачей способствовать сохранению памяти народа – и это ему удалось: и сегодня многие наши юноши и девушки в разных странах читают книги Иона Дегена и учатся жизни на его светлом примере, в нем и его героях видят тот облик гордого еврея, которому им хочется подражать.

Это стремление защитить здоровье людей и их память, – тело и душу, – было, наверное, главной отличительной чертой Иона Лазаревича. Недаром Б-г послал ему такую долгую жизнь: это был знак особой миссии, возложенной на человека. Обещаю вам, что мы всегда будем помнить Иона Дегена, и я уверен, что его светлый образ сохранится в сердцах еще многих поколений.

Главный раввин России Берл Лазар».

Справка: Ион Лазаревич Деген (1925-2017) в 1941 г. ушел на фронт добровольцем. Был разведчиком, затем танкистом, был неоднократно ранен. Является одним из советских танковых асов. В результате последнего тяжелого ранения получил инвалидность.

Является автором известного стихотворение «Мой товарищ, в смертельной агонии», которое долго считалось народным.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

После войны работал врачом-ортопедом-травматологом. В 1959 г. совершил первую в медицинской практике реплантацию конечности, пришив оторванную руку.

В 1977 г. репатриировался в Израиль, где до конца 1990-х работал врачом. Был единственным советским танкистом, зачисленным в Общество израильских танкистов, отмеченных за героизм. В 2014 г. И.Деген был удостоен премии Федерации еврейских общин России “Скрипач на крыше” за 5774 год в номинации «Человек-легенда».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования родным и близким Иона Лазаревича Дегена – поэта, врача, танкиста-аса Великой Отечественной войны, скончавшегося сегодня утром в Израиле.

В тексте соболезнования говорится:

«От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю глубокие соболезнования в связи со смертью героя Великой Отечественной войны, танкового аса Иона Лазаревича Дегена.

Ион Лазаревич прожил долгую жизнь, он не дожил буквально несколько месяцев до своего 92-летия. Он успел сделать очень многое, каждый год своей жизни он старался улучшить этот мир, и своей отвагой, честью, добротой и талантом он оставил после себя много света.

Наше время в материальном мире определяет Всевышний, и если человек провел здесь почти целый век, значит Творец возложил на него особую миссию, и Иона Лазаревича, по праву, можно назвать героем не только Великой Отечественной войны, но и героем целого поколения.

Он остается примером для многих: его судьба сложилась непросто, он ушел на фронт в юном возрасте, вернулся с множеством орденов и медалей и вновь приступил к учебе. Ужасы войны его не сломили, и он сумел многого добиться в науке и медицине, и всю свою жизнь он отражал на бумаге в стихах и прозе.

Я помню как несколько лет назад мы награждали его премией «Скрипач на крыше» в номинации «Человек-легенда»: зал аплодировал ему стоя. Им восхищается молодое поколение, оно знает наизусть его строки, он настоящий пример человека, на которого им стоит равняться.

Светлая память Иону Лазаревичу. Пусть его душа пребывает в Ган Эдене».

Также соболезнования родным и близким Иона Дегена выразил председатель правления Еврейского музея и Центра толерантности, главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин.

«Для многих Ион Лазаревич Деген был в первую очередь автором стихотворения «Мой товарищ, в смертельной агонии», ярко и жестко обрисовавшего то, что можно назвать темной стороной войны. Но он был не только поэтом. Можно сказать, что его биографии с избытком хватило бы на нескольких людей: танкист-ас, который не был удостоен звания Героя исключительно из-за антисемитизма вышестоящих начальников, врач-травматолог, впервые в мире пришивший оторванную руку, гордый еврей, не склонявшийся перед чиновными антисемитами всех рангов, твердокаменный коммунист, пришедший к вере отцов. И, прежде всего, он был Человеком в большой буквы — талантливым, ярким, увлекающимся. Я выражаю свои искренние соболезнования родным и близким Иона Лазаревича» – отметил Б.Горин.

Справка: Ион Лазаревич Деген (1925-2017) в 1941 г. ушел на фронт добровольцем. Был разведчиком, затем танкистом, был неоднократно ранен. Является одним из советских танковых асов. В результате последнего тяжелого ранения получил инвалидность.

Является автором известного стихотворение «Мой товарищ, в смертельной агонии», которое долго считалось народным.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

После войны работал врачом-ортопедом-травматологом. В 1959 г. совершил первую в медицинской практике реплантацию конечности, пришив оторванную руку.

В 1977 г. репатриировался в Израиль, где до конца 1990-х работал врачом. Был единственным советским танкистом, зачисленным в Общество израильских танкистов, отмеченных за героизм. В 2014 г. И.Деген был удостоен премии Федерации еврейских общин России “Скрипач на крыше” за 5774 год в номинации «Человек-легенда».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции