Федерация

В руководстве еврейской общины России связывают рост количества репатриантов в Израиль с желанием людей путешествовать без визы, а не с их переселением.

“Мы полагаем, что факт того, что в последние годы выросло количество репатриантов из России в Израиль, обусловлен не реальной сменой места жительства людей, а желанием получить израильское гражданство и паспорт страны, позволяющий путешествовать без визы практически в любую точку мира”, – заявил корреспонденту “Интерфакс-Религия” в среду президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Таким образом он прокомментировал слова министра по делам Иерусалима и наследия Зеэва Элькина о том, что Россия в последний год выдвинулась на первое место в тройке стран, лидирующих как источник репатриантов в Израиль.

Как отметил А.Борода, “сегодня люди в России более мобильны, возможностей для путешествий стало больше, и, конечно, граждане России, попадающие под “закон о возвращении”, стараются не упускать возможности оформить второе гражданство для этих целей”.

К тому же, добавил он, с недавнего времени правительство Израиля начало выдавать всем новым репатриантам полноценный паспорт “даркон”, а не временный, как раньше, что еще больше пробудило интерес россиян к возможности получения второго гражданства.

Что касается тех, кто действительно сменил место жительства или, наоборот, вернулся обратно, то точную цифру назвать очень сложно, считает А.Борода. Он пояснил, что люди могут уезжать на учебу или стажировку на год или несколько лет, также развит медицинский туризм в Израиль, когда люди летят в страну на долгое время, чтобы поправить здоровье, но часто потом возвращаются назад.

“Мы видим и в московской еврейской общине, что растет количество “израильтян” – тех, кто вернулся назад после иммиграции из стран СССР, или же их детей”, – рассказал президент Федерации еврейских общин.

Подводя итог, он напомнил, что и в России, и в Израиле разрешено иметь несколько паспортов, гражданства родной страны при иммиграции не лишаются, поэтому даже практически невозможно подсчитать количество уезжающих и возвращающихся.

“Кроме того, – добавил А.Борода, – любая из стран может быть только временным местом жительства, а затем человек отправится в третью страну”.

Интерфакс

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал ситуацию вокруг демонстрации белых расистов и неонацистов в американском Шарлоттсвилле.

«Прежде всего, эти события показывают насколько среди националистов, вне зависимости от того в какой стране они живут, живуч антисемитизм. Хотя тема этой демонстрации была посвящена проблеме сноса памятников лидерам рабовладельческих Конфедеративных штатов Америки, существовавших в XIX веке, ее участники немедленно начали выкрикивать антисемитские лозунги. А сейчас уже появляются «теории» конспирологов о том, что эти события будто бы были спровоцированы евреями, стремящимися дискредитировать ультраправых. События в Шарлоттсвилле также продемонстрировали высокую склонность приверженцев расисткой идеологии к насилию. В связи с этим вновь становится актуальным вопрос о совместных мерах властей и гражданского общества по борьбе с идеологией ненависти, от которой оказались несвободны и США — цитадель демократии. Надеюсь, что за жестким осуждением действий этих людей со стороны президента США Дональда Трампа последуют действия, которые сделают невозможными подобные вспышки насилия в будущем», – отметил Борух Горин.

Справка: Участники акции ультраправых в вирджинском Шарлоттсвилле, прошедшей 12 августа, и формально направленной против сноса памятника командиру армии Конфедерации Роберту Ли, скандировали лозунг «Евреи не заменят нас». Во время акции протеста против марша ультраправых в толпу демонстрантов врезался автомобиль. Несколько десятков человек пострадали, а одна женщина, 32-летняя Хизер Хейер, погибла.

На популярном среди ультраправых сайте The Daily Stormer перед маршем ультраправых в Шарлотсвилле была опубликована статья о том, что евреи якобы готовят «бунт с геноцидом в духе большевиков» во время акции. А известный американский конспиролог Алекс Джонс 13 августа и вовсе заявил о том, что под видом неонацистов на демонстрации выступили еврейские активисты, стремящиеся дискредитировать ультраправых.

Поделиться
Отправить

​11 августа в Ростове-на-Дону прошел «Марш живых» – памятная акция, приуроченная к 75-й годовщине трагедии на Змиевской балке. ​Участники шествия прошли часть пути, по которому нацисты вели на расстрел ростовчан в 1942 году. Шествие завершилось у мемориального комплекса в Змиевской балке. Там же прозвучал кадиш – траурная молитва по 27 000 жертвам страшной трагедии, произошедшей на этом месте.

С официальными речами выступил губернатор Ростовской области Василий Голубев, посол Израиля в России Гарри Коррен, представители еврейских и общественных организаций. ​Обращение к собравшимся направил президент ФЕОР А.М. Борода. В тексте обращения сказано: «Я убежден, что это мероприятие очень важно не только для еврейской общины, но и для всей нашей страны. Ведь, слава Богу, жители современной России осознают, какими страшными и опасными могут стать последствия межнациональной ненависти, и понимают, что важный шаг к сохранению мира в будущем – помнить о трагедиях прошлого. И пусть с тех страшных событий прошло уже 75 лет, памятное шествие и другие мероприятия, которые пройдут сегодня, – ясное свидетельство того, что для нас события той поры не забыты; что мы и впредь будем стараться самым бережным и трепетным образом хранить память о 27 000 жителей Ростовской области, чьи судьбы разрушила Великая Отечественная война. К сожалению, история такова, что на карте России много «кровавых пятен» – мест расстрелов и массовых захоронений жертв войны. И мы видим, что в последние годы все чаще на этих местах проходят мемориальные мероприятия и установки памятников; и это доказывает, что знаменитый лозунг из поэмы Ольги Берггольц «никто не забыт, и ничто не забыто», – не просто слова, а, настоящие действия наших соотечественников по отношению к величайшей трагедии прошлого столетия. Я уверен, что сегодняшнее мероприятие станет еще одним важным шагом в деле увековечивания памяти жертв Холокоста и постоянным напоминанием для всех нас о той страшной трагедии».

Информационная справка: Змиёвская балка – бывший поселок, ныне часть города Ростова-на-Дону, где 11-12 августа 1942 года нацистами были убиты около 27 тысяч человек. Большинство этих жертв (согласно акту Чрезвычайной государственной комиссии, от 15 до 18 тысяч человек) были евреями. Здесь же были уничтожены люди других национальностей: советские военнопленные, участники подпольных антифашистских организаций, тяжелобольные пациенты ростовских больниц.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал антисемитские заявления противников фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда», посвященного отношениям последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. «Я хорошо понимаю, что есть люди, и их довольно много, для которых Николай II является святым. Они имеют право так думать, так же, как у других людей есть право думать о последнем российском императоре по-другому. Хорошо известно, что мнение об одном и том же произведении искусства (картине, фильме, музыкальном произведении) у разных людей могут абсолютно не совпадать, и они могут спорить об этом. Но в подобных спорах категорически нельзя использовать риторику ненависти, что мы, к сожалению, видим едва ли не с начала скандала вокруг фильма «Матильда». Я считаю категорически неприемлемой ситуацию, когда негативную направленность фильма связывают исключительно с национальностью его режиссера. Подобные заявления расшатывают межнациональный и межконфессиональный мир в России, возбуждая ненависть к евреям, и создают для внешнего мира пугающий облик страны, населенной антисемитами» – подчеркнул Борода.

Справка: В экспертизе, подготовленной по заказу депутат Госдумы Натальи Поклонской, и обнародованной в апреле 2017 г., эксперты В.Слободчиков, И.Понкин, В.Троицкий и А.Евдокимовы они стремились доказать, что фильм является оскорблением религиозных чувств и унижением человеческого достоинства верующих РПЦ, почитающих героев фильма — последнего российского императора Николая II и его жену как мучеников. Одним из аргументов экспертов было участие в фильме в роли императора немецкого актера Ларса Айсингера, ранее снимавшемся с эротическом фильме П.Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания», считая, что таким образом имя Николая II помещалось в «порнографический контекст». В связи с этим они заявляли, что подобный же негативный эффект имело изображение в таком контексте какого-то особо почитаемого или уважаемого режиссером или иными создателями фильма «Матильда» раввина», вероятно намекая на еврейское происхождение А.Учителя. В дальнейшем для пояснения этого аргумента о роли предыдущего амплуа актера для влияния его образа на образ изображаемого героя приводился еще один пример, долженствовавший показать негативную роль Л. Айсингера и подчеркнуть еврейское происхождение режиссера: «приглашение играть роль кого-либо из создателей фильма или его близкого родственника порно-актера, снявшегося в оскорбительном для иудаистов фильме». Одна из участниц пикета против фильма А.Учителя «Матильда», прошедшего 1 августа в Екатеринбурге, заявила в интервью изданию Znak.com, что режиссер, которого она назвала «евреем Учителем», ««снимает такие провокационные фильмы, которые раскалывают наше общество» и «поднял руку на святых царя и царицу», и посоветовала ему «показывать грязные сцены о своих родителях».
Поделиться
Отправить

11 августа при поддержке ФЕОР, Ростовской еврейской общины, правительства Ростовской области, Российского Еврейского Конгресса и НПЦ «Холокост» пройдет «Марш живых» – памятная акция, приуроченная к 75ой годовщине трагедии на Змиевской балке.

Участники шествия повторят часть маршрута, по которому 75 лет назад гитлеровцы вели на расстрел ростовчан – в основном евреев, подлежавших уничтожению только из-за своей национальности. Те, кто присоединятся к шествию, наденут черные нарукавные повязки с желтой шестиконечной звездой, которые в годы оккупации обязаны были носить все евреи.

О самом «Марше живых» горожан известят с помощью расклеенных по всему городу плакатов – подобных тем, которые предписывали евреям прийти на место сбора, откуда начинался их путь к месту казни. «Марш живых» свяжет два места ростовской трагедии: шествие к Змиёвской балке участники марша пройдут от другой братской могилы – на улице Алейникова. По архивным данным, в ней находятся останки около 10 тысяч евреев, прежде всего женщин и детей. Именно на этом месте сразу после войны погибшим евреям был установлен памятник, ныне не сохранившийся. Шествие завершится у подножия мемориального комплекса в Змиёвской балке. Здесь пройдет траурная церемония, прозвучат иудейская и православная молитвы.

Как ожидается, в траурном мероприятии примут участие губернатор Ростовской области Василий Голубев, представители ФЕОР и местной иудейской общины, заместитель главы Федерального агентства по делам национальностей России Андрей Меженько, представители администрации президента России, правительства и законодательного собрания Ростовской области, администрации Ростова-на-Дону, ветеранских, общественных и молодежных организаций, около 30 национальных диаспор, дипломаты.

Говоря о предстоящей акции, президент ФЕОР Александр Борода сказал: «В память об этой трагедии и в противостояние всем тем, кто сегодня пытается внушить в нас страх и нарушить мир и покой на земле, сотни людей из разных городов и стран не зависимо от их национальности и вероисповедания соберутся на «Марш живых», чтобы вместе пройти путь, который не удалось преодолеть нашим предками 75 года назад. Увековечивание памяти жертв Холокоста – это наш моральный долг; мы и впредь будем самым бережным и трепетным образом чтить память о безвинных жертвах войны».

Информационная справка: Змиёвская балка – бывший поселок, ныне часть города Ростова-на-Дону, где 11-12 августа 1942 года нацистами были убиты около 27 тысяч человек. Большинство этих жертв (согласно акту Чрезвычайной государственной комиссии, от 15 до 18 тысяч человек) были евреями. Здесь же были уничтожены люди других национальностей: советские военнопленные, участники подпольных антифашистских организаций, тяжелобольные пациенты ростовских больниц.

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал слова директора Российско-польского центра диалога и согласия Юрия Бондаренко, заявившего в интервью культурно-политическому журналу «Э-Вести» о том, что евреи в настоящее время занимают «самое сладкое и выгодное во всех отношениях место», монетизируя трагедию Холокоста, и «поделив сферы влияния» с армянами, вероятно, по мнению г-на Бондаренко, делающими то же самое с трагедией Геноцида 1915 г.

«Вызывает сожаление, что из уст главы государственной организации, ответственной за установление контактов между народами, звучат аргументы о стремлении евреев и армян монетизировать свою трагедию. Подобные слова оскорбительны для двух народов, ставших жертвами чудовищных преследований. Эти заявления демонизируют евреев и армян в глазах их соседей, представляя их бездушными чудовищами, готовыми забыть о трагедии своего народа ради денег, расшатывают межнациональный и межконфессиональный мир в России, и дают основание ее противникам заявлять о якобы имеющем место возрождении ксенофобии в России на государственном уровне. Надеюсь, что российские власти предпримут необходимые меры для того, чтобы подобные высказывания, пропитанные национальной ненавистью, продолжали бы оставаться маргинальным явлением в стране», – отметил Борух Горин.

Справка: В интервью культурно-политическому журналу «Э-Вести», опубликованном 3 августа, директор Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко заявил, что «Польская элита в значительной мере, в огромном своём большинстве настроена так, что идентификация поляков – это переписывание истории, которое должно привести к тому, чтобы сделать из поляков самый ущемлённый народ в истории. По крайней мере, на территории Европы. Каждую трагедию при желании можно очень выгодно монетизировать, получать всякие пособия от Германии и много от кого ещё. Поляки, грубо говоря, претендуют на то, чтобы занять то, которое в настоящее время занимают евреи….Именно евреев попросили освободить место «царя горы». Хотя и говорит О’Генри, что Боливар не вынесет двоих, он уже вынес двоих – к евреям присоединились армяне. Они поделили и прекрасно жили до сих пор».

Поделиться
Отправить

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомментировал сообщение об отказе судом Нового Южного Уэльса еврейской общине Сиднея в выдаче разрешения на строительство синагоги, так как она может стать мишенью для исламистов, а необходимые меры безопасности не впишутся в городской пейзаж.

«Подобное судебное решение не может вызвать ничего, кроме сожаления. Вместо того, чтобы принимать необходимые меры против террористов и антисемитов, суд просто предпочел запретить строительство синагоги под надуманным предлогом. Фактически, перед нами пример моральной капитуляции перед террористами в надежде, что они отправятся взрывать и убивать куда-то в другое место, а не в этот уютный квартал. В связи с этим хотелось бы напомнить слова известного британского политика ХХ века Уинстона Черчилля, посвященные как раз попыткам умиротворения агрессора: «Каждый надеется, что если он достаточно накормит крокодила, крокодил съест его позже других». За свою историю евреи часто становились объектами нападений и притеснений. Но практически всегда, эти нападения и притеснения не ограничивались евреями, а оборачивались и на тех, кто надеялся отсидеться, не оказывая помощи страдающим. Для террористов, прикрывающихся исламом, евреи — лишь первая цель. Вторыми будут остальные представители западной цивилизации. Хорошо бы суду Нового Южного Уэльса помнить об этом», – подчеркнул Борух Горин.

Справка: 3 августа стало известно, что суд Нового Южного Уэльса отклонил апелляцию еврейской организации “Друзья беженцев из Восточной Европы” против первоначального решения нижестоящей инстанции отказать в строительстве синагоги в Сиднее, под предлогом того, что синагога может стать мишенью для террористов и подвергнуть опасности своих посетителей и местных жителей. Предложенные общиной меры безопасности, включая возведение защитных стен, были отвергнуты под предлогом того, что они будто бы окажут слишком негативное влияние на жилые кварталы. Лидер общины, раввин Йохам Ульман заявил, что решение суда «подавляет еврейскую деятельность в Сиднее, … и, в конечном счете, поощряет терроризм».

Поделиться
Отправить

За прошедшие 2 летних месяца более 2000 детей из России посетили еврейские школьные лагеря в России и за рубежом. ​

«Уже много лет Федерация еврейских общин России и другие еврейские организации в России проводят летние школьные лагеря. Планируя программы лагерей, мы стараемся комбинировать образовательную и досуговую части, при этом сохраняя этнокультурный компонент. Во всех наших лагерях дети имеют возможность кошерно питаться, познакомиться с еврейской культурой и традицией, изучить азы иврита. В религиозных лагерях дети соблюдают шабат, отмечают еврейские праздники, в том числе бар-мицву и бат-мицву (еврейское совершеннолетие) и посещают молитвы. ​У нас ведут работу несколько лагерей, в зависимости от возраста и от степени вовлеченности семьи в еврейскую культуру и религию. Но, конечно, – спорт, творчество и дружба остаются главными составляющими любого нашего лагеря», – рассказал президент ФЕОР Александр Борода.

Уже много лет ведущим в России и странах СНГ еврейским детским лагерем является «Ган Исроэль» («Сад Израиля»). Лагерь существует более 17 лет и входит в международную сеть детских лагерей с одноименным названием. В России лагерь ведет работу при поддержке ФЕОР и главного раввина России Берла Лазара. ​В «Ган Исроэле» дети делятся по сменам для мальчиков и девочек, в соответствии с ортодоксальными религиозными канонами. Летом 2017 года лагерь посетило более 300 детей от 7 до 16 лет из разных стран. Вожатыми в лагере работают девушки – студентки еврейских университетов и юноши – студенты ешив (раввинских академий), будущие раввины и преподаватели иудаизма. Все вожатые проходят специальные курсы подготовки перед работой. В России «Ган Исроэль» базируется в пансионате рядом с подмосковным городом Истра.

Уже четвертый год подряд ведет работу летний дневной лагерь при Еврейском музее и Центре толерантности. За 2 прошедшие смены лагерь посетило более 1000 школьников и дошколят возраста от 4 до 13 лет. Программа текущего года называлась «1000 и 1 вопрос о путешествии вокруг себя». Суть программы заключалась в уникальном наборе мероприятий каждую неделю – экскурсии по Москве, профессиональная ориентация, посещение мастер – классов и многое другое.

Впервые в июне этого года начал работу лагерь дневного дня в детском центре «Малка», открытом осенью 2016 года в Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка». Темой дебютной смены стали «Путешествия и открытия». На свежем воздухе участники лагеря познавали мир и получали новые навыки и знания, а также посещали музеи, парки и творческие студии. Кроме лагерей ФЕОР, этим летом еврейские школьники отправились в лагерь при агентстве «Сохнут», «J-camp», организованный фондом «Генезис» и крупный международный лагерь «Сарваш» в Венгрии, действующий при поддержке фонда «Джойнт», для детей 11-17 лет, который ежегодно принимает делегацию из России.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет августовский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка  главного редактора журнала Боруха Горина посвящена печальному событию — внезапной смерти известного блоггера, журналиста и общественного деятеля Антона Носика. Отмечая, что А.Носик сделал столько, что хватило бы на трех долгожителей, Борух Горин констатирует, что его смерть стала трагедией на «личном, общественном, общинном уровне». В этом же номере альманаха опубликованы детские высказывания А.Носика, которые записала его мать Виктория Мочалова.

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные возможности сочетать  изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе отмечает в связи с этим, что далеко не всякий бизнес, даже если он официально именуется «еврейским», может вестись с соблюдением заповедей Торы.  Главный раввин России Берл Лазар размышляет о том,  почему при выборе между светским и религиозным образованием предпочтение должно быть отдано последнему.  Он отмечает, что  практические науки необходимы человеку, но необходимы прежде всего затем, чтобы пользоваться ими в целях, поставленных перед нами Торой.

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который вышел в издательстве «Книжники» рассказывается о жившем в XVIII веке рабби Менахеме-Мендле из Витебска.

В этом номере альманаха начинается публикация большого труда  философа и мистика, кумира межвоенной  еврейской интеллигенции Польши Гилеля Цейтлина, погибшего по дороге в лагерь смерти Треблинка. Труд Цейтлина был посвящен исследованию основных направлений хасидизма.

Знаменитый историк Сало Барон  продолжает рассказывать о процессе унификации Б-гослужения в  общинах диаспоры. Эта  статья посвящена проблеме запоминания литургических текстов, которые долгое время оставались незаписываемыми.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлекло  то, что Талмуд демонстрирует поразительное безразличие к мотивации поступков.  «Закон интересует то, что ты делаешь, а не то, почему ты это делаешь» – подчеркивает А.Кирш.

Первоначально опубликованная The  Guardian  статья Харриет Шервуд посвящена всколыхнувшему еврейскую общину Великобритании заявлению известного раввина о необходимости более терпимого отношения к ЛГБТ.

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере перепечатан еженедельник «Еврейская неделя», вышедший в начале мая 1917 г., посвященный  собранию Петроградской еврейской общины, обсуждавшей ряд вопросов — от отношения к социализму и сионизму до выборов.

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события открывается  статьей Владимира Бейдера об очередной попытке урегулирования палестино-израильского конфликта со стороны президента США Дональда Трампа и тех препятствиях, которые он обязательно встретит на своем пути. Автор считает, что в отличие от  эпохи Обамы у власти в США оказались жесткие практики и реалисты, которые не будут следовать той или иной идее в ущерб реальности. «Сегодня у власти сугубые практики и реалисты. В этом шанс израильтян», – подчеркивает он.

Статья Ли Смит, первоначально опубликованная в издании Tablet, посвящена  использованию администрацией Б.Обамы данных разведки накануне подписания пресловутого соглашения с Ираном с целью опорочить произраильских политиков, и использованию  подобных же технологий в раздувании скандала о мнимых связях сторонников Трампа с Россией. Статьи его коллеги Лайела Лейбовица и экс-министра обороны Израиля Моше Аренса посвящены  ситуации в израильской Партии Труда — некогда крупнейшей партии страны, которая по оценке Л.Лейбовица, «теряет почву под ногами, преподнося левым партиям по всему миру урок, как не надо заниматься политикой». Еще одна статья, посвященная ситуации на Ближнем Востоке — материал  депутата кнессета Ксении Светловой о политике Израиля в Сирии.

Статья Гвен Акерман и Сариты Рай, первоначально опубликованная агентством Bloomberg, посвящена новому этапу в отношениях Индии и Израиля.

Статья Иоланды Нелл, первоначально вышедшая на ВВС, посвящена скандальной для Израиля теме детей из семей восточных евреев, которых предположительно отдавали для усыновления бездетным ашкеназским евреям в начале 1950-х.

Марк Вайцман из  Tablet посвящает свою статью замалчиванию антисемитской составляющей преступлений против евреев во Франции, а Борис Мелакет обращает свое внимание на ведущуюся властями Венгрии кампанию против миллиардера Джорджа Сороса, использующую антисемитскую риторику.

Материал Нины Сигал, первоначально опубликованный в New York Times посвящен проблемами с реституцией еврейской собственности в Польше, когда жертвам Холокоста фактически противостоит само государство, а лидеры правящей партии демагогически заявляют, что «потомки бедных поляков» не должны платить «потомкам тех, кто был богат».

Яков Лозовик из Tablet продолжает публикацию израильских секретных протоколов правительственной комиссии по безопасности времен Шестидневной войны. На сей раз, они посвящены проблеме удержания занятых во время войны территорий. Из протоколов выясняется, к примеру, такой интересный факт, что Менахем Бегин был готов отдать Египту Синайский полуостров уже в 1967 г, а не в 1978 когда начались переговоры об этом.

Михаил Майков берет интервью у спикера кнессета и бывшего советского политзаключенного Юлия Эдельштейна о российско-израильских отношениях.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях июля, «зацепивших» еврейские общины в  мире.

Завершает раздел некролог узнице Аушвица и первому президенту Европарламента Симоне Вейль.

Раздел «Парк культуры» открывается интервью куратора выставки «Александр Тышлер. Игра и лицедейство» в ГМИИ имени Пушкина Анны Чудецкой, рассказывающей об интригах вокруг такой же выставки в 1966 г.

Подраздел «Еще посмотрим» рассказывает о выставках с той или иной «еврейской составляющей», работающих в августе 2017 г. в музеях мира.

Светлана Мокроусова рассказывает о третьем Московском еврейском кинофестивале и рецензирует фильм «Ауцстерлиц» С.Лозницы, отмечая, что фильм ставит вопрос об ответственности публики, посещающей «достопримечательности» вроде Заксенхаузена или Дахау. Карен Леон из  Tablet пишет о создании Фонда сохранения визуальной истории еврейского народа, который должен будет способствовать сохранению фото- и видеосвидетельств истории еврейского народа. А материал Пола Миллера из Observer посвящен документальному фильму, разоблачающему музыканта-антисемита Роджера Уотерса.

Статья Сарры Бэйли, первоначально вышедшая в The Washington Post, посвящена восходящей звезде Голливуда — израильтянке Галь Гадот. А Дангиэль Гордис из Bloomberg пишет о присуждении Букеровской премии писателю Давиду Гроссману, отмечая, что ликование при этом известии объединило правых и левых в Израиле. Идущее следом интервью Гроссмана New York Times посвящено проблемам адекватного перевода его книги на английский язык.

В разделе «Библиотека» публикуется рассказ Цви Прейгерзона «Гителе», глава из романа Бориса Сандлера «Экспресс-36», посвященная работе газеты «Форвертс», рассказ Натана Ингландера «Ради усмирения страстей».

Завершают альманах воспоминания о скончавшемся в 2016 г. писателе и общественном деятеле Эли Визеле.  О своем отце вспоминает сын Эли Визеля, Элиша. Рон Розенбаум пишет о скрытом ото всех смысле первого романа Визеля «Ночь», который изначально был гневным осуждением Б-га, но затем был переработан его публикатором Ф.Мориаком в христианскую аллегорию и ставит вопрос о том, насколько оправданным было согласие Визеля на эту переработку «в обмен» на огромный моральный авторитет.

Поделиться
Отправить

В канун поста 9 ава в издательстве «Книжники» вышел девятый том кодекса еврейского закона, составленного Маймонидом, «Мишне Тора» («Повторение учения») книга «Жертвоприношения».

Кодекс «Мишне Тора» («Повторение Учения» или «Ѓа-яд ѓа-хазака») — одно из важнейших произведений еврейской традиции, составленное Рабби Моше бен Маймоном (Рамбам, 1138–1204), — величайшим еврейским мудрецом постталмудической эпохи.

В самом обширном из своих трудов Рамбам обобщает и систематизирует талмудическую традицию и в доступной форме излагает всю совокупность еврейского религиозного законодательства — ѓалахи.

В девятую книгу Мишне Тора «Жертвоприношения» входят «Законы пасхальной жертвы», «Законы праздничной жертвы», «Законы о первенцах животных», «Законы о жертве за непреднамеренный грех», «Законы о человеке, который не получил искупления», «Законы о замене животного, приносимого в жертву». Книга впервые публикуется по-русски полностью, в точном современном переводе и с подробными комментариями.

Труд состоит из 14 томов, издаваемых в серии «Библиотека еврейских текстов». На данный момент, на русский язык переведено и издано первые девять томов. Издательство «Мишне Тора» осуществляется при поддержке мецената Вадима Аминова.

Под эгидой ФЕОР издательство «Книжники» выпускает еврейскую литературу, включая детские книги, художественные и научно-популярные произведения. Всего за девять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 книг (некоторые из которых представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

Информационная справка

Начатая в 2007 г. серия «Библиотека еврейских текстов» призвана знакомить российских читателей с основополагающими произведениями иудаизма: от библейских текстов и талмудических преданий до средневековой еврейской философии и историй про хасидских цадиков. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке. Появление серии стало реакцией на массовый запрос на издание литературы по иудаике на высоком уровне, достойном современной науки (к примеру «Слихот» («Молитвы раскаяния») в 2007-2009 гг. вышли общим тиражом в 45000 экземпляров).

В серии издаются священные книги иудаизма – Танах, Талмуд, Зоар, труды выдающихся мудрецов прошлого, литургические тексты, используемые при проведении тех или иных ритуалов – молитвенники, пасхальная Агада. За девять лет было выпущено около 60 изданий, включая многотомные (например четырнадцатитомный кодекс «Мишне Тора» («Повторение учения») Маймонида – к настоящему моменту издано 8 томов).

В феврале 2016 г. в рамках серии при поддержке Федерации еврейских общин России и еврейского общинного центра «Хабад Маор» в Санкт-Петербурге был издан первый том Вавилонского Талмуда в переводе раввина Р.Пятигорского. Перевод сопровождается краткими пояснениями, опирающимися на комментарии крупнейшего классического средневекового ученого, знатока Талмуда и ТаНаХа раввина Шломо Ицхаки (Раши) (1040–1105 гг.). Из-за того, что русский текст с учетом комментариев превосходил еврейский, было принято решение на странице с еврейским текстом Талмуда выделять цветом те строки, которые переводятся и комментируются на левой стороне разворота. Предполагается, что издание Талмуда займет примерно 30 лет и будет включать 75 томов.

Поделиться
Отправить

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов. В этом году пост начинается вечером 31 июля и продолжается до захода солнца следующего дня. В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«9 ава – самый скорбный день для еврейского народа. В этот день были разрушены Первый и Второй Храм. В этот день произошло еще много трагических событий, оставивших черные пятна в нашей истории.

Но началось все еще прежде, чем Первый Храм был построен – во время Исхода евреев из Египта. Тора повествует, что наши предки, придя на границу страны Израиля, сначала отправили туда разведчиков. Те вернулись с рассказом о том, эта страна населена грозными агрессивными великанами. Тогда евреи начали плакать и не хотели идти в Обетованную Землю. В мидраше говорится, что Б-г услышал стон народа Своего, и сказал: на сей раз вы плачете зря – но в этот день в будущем возникнет у вас настоящая причина для рыданий. И было это как раз 9 ава.

В этой истории заложен, наверное, самый главный урок этой даты. Да, мы сегодня скорбим по разрушенному Храму, плачем и молим Вс-вышнего отвести от нас беду. Но слезы сами по себе делу никогда не помогают. Во времена Исхода Б-г заставил наш народ сорок лет бродить по пустыне, прежде чем войти в Обетованную Землю. Это было наказание за «слезы без смысла и цели». От печальных вестей можно скорбеть и можно плакать – но только не опускать руки! Никакая скорбь не должна мешать нам думать о том, что надо сделать для улучшения ситуации, для решения проблем, для преодоления трудностей. Это задача и для нашего поколения, здесь и сейчас: наша молитва на 9 ава должна стать просьбой к Б-гу дать нам сил и мудрости, чтобы подняться на новый уровень, чтобы создать условия для восстановления Храма!

Как мы все знаем, Б-г допустил разрушение Храма из-за «синат хинам» – «беспричинной ненависти», раздоров внутри нашего народа. Когда мы сумеем выбросить из себя остатки этого чувства, когда станем по-настоящему едины – встанет Третий Храм, и он будет даже лучше, чем два предыдущих!

Но Храм – это не только здание: прежде, чем можно будет его выстроить, каждый из нас обязан обрести Храм в собственной душе, жить с пониманием того, что Б-г пребывает в нас и среди нас. Когда мы достигнем такого уровня – понятно, что наше поведение станет по-настоящему праведным. И тогда мы будем достойны получить от Создателя те чувства, и те душевные силы, которые были у наших предков, когда Храм стоял в Иерусалиме».

Историческая справка

Девятый день еврейского месяца ав – традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй Храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после Исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им Землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бейтар – последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.

В этот день евреи ведут себя так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерии; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом до полудня следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.

В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9 ава.

В Москве пост начнется в понедельник 31 июля в 20.36 и закончится во вторник 1 августа в 21.25.

Поделиться
Отправить

В преддверии поста 9 ава президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к евреям России:

“Как известно, 9 ава – день скорби и траура, немало слез и больших несчастий выпало в этот день на еврейский народ в разные исторические эпохи. Сколько бы веков не прошло, мы всегда будем помнить о разрушении Первого Храма вавилонским правителем Навуходоносором и Второго Храма римлянами.

Но зачем же Всевышний велел нам держать столь строгий пост – более суток без еды и питья? Мудрецы Талмуда учат: «Кто скорбит о разрушении Храма, достоин увидеть и радость его». Лишая себя привычного физического комфорта, мы получаем время и пространство для размышлений: о поступках наших предков в далеком прошлом, о нашей собственной жизни сегодня, о том, что мы оставим после себя нашим потомкам.

Всевышний создал наш мир несовершенным, давая тем самым людям возможность найти пути его исправления. И 9 ава каждому из нас стоит задуматься о нашем личном вкладе в совершенствование мира вокруг нас.

Мы должны прожить этот день так, будто все мрачные события почти двухтысячелетней давности были совершены на наших глазах. В Талмуде сказано, что каждое поколение, при жизни которого Храм не был построен – это поколение, при котором он пал.

Но стоит помнить, что наказание в виде строго поста, которое послал нам Всевышний, это, прежде всего, урок, который каждому из нас следует усвоить. Всевышний увидит наши старания и ниспошлет духовную радость и счастье, а те самые шаги и усилия каждого из нас преумножатся, и станут вкладом в благословение для всего нашего народа, и тогда, очень скоро, мы увидим Третий Храм!”

Историческая справка

Девятый день еврейского месяца ав – традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй Храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после Исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им Землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бейтар – последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.

В этот день евреи ведут себя так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерии; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом до полудня следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.

В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9 ава.

В Москве пост начнется в понедельник 31 июля в 20.36 и закончится во вторник 1 августа в 21.25.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции