Федерация

Сегодня в 12.00 в Краснодарском краевом суде будет рассматриваться апелляция раввина Сочи Арье Эделькопфа на решение Центрального районного суда г. Сочи, признавшего законным постановление Управления краевого МВД по вопросам миграции, аннулировавшего разрешение на пребывание как самого раввина, так и его семьи на территории РФ.

Как отметил глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, само это постановление, а особенно обоснование запрета — подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона «О правовом положении иностранных граждан в России», предполагающее, что выдворяемый выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или своими действиями создавал угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации, вызывает удивление.

«Уже много столетий верующие евреи (а уж тем более — раввины, которые должны служить примером для общины) придерживались принципа «Дина де малхута дина» – «Закон государства — закон», предполагающего полную законопослушность. Мы хорошо знаем раввина Эделькопфа и можем с уверенностью сказать, что единственная вещь, которая его интересовала все шестнадцать лет, которые он прожил в Сочи — дать возможность находящимся в Сочи евреям, как живущим постоянно, так и приехавших на отдых, деловую встречу и так далее, жить еврейской жизнью, соблюдая заповеди Торы. Я полагаю, что появление подобного решения Управления МВД — следствие ошибки или излишнего рвения местных чиновников, стремящихся показать свою «бдительность». Подтверждением этого может служить тот факт, что во время рассмотрения дела в первой инстанции ни раввину, ни его адвокату так и не было разъяснено — в чем же конкретно его обвиняют, и какие его действия считаются опасными для России. Надеюсь, что суд вынесет решение основанное на законе и справедливости», – отметил он.

Справка: О возможной депортации раввина Сочи из России стало известно в начале февраля 2017 г. Постановление Главного управления МВД об аннулировании для А.Эделькопфа разрешения на временное пребывание (РВП) в России было вынесено 16 декабря 2016 г. 29 января 2017 г. суд Центрального района Сочи отказал раввину Сочи в его требовании об отмене аннулирования РВП, после чего последовала апелляция в Краснодарский краевой суд.

В качестве ответчика по делу выступает Главное управление МВД по Краснодарскому краю.

Попытка депортации раввина Арье Эделькопфа из России — уже далеко не первый случай, когда депортации подвергаются раввины. В 2003 г. были депортированы Главный раввин Ростова-на-Дону Эльяшив Каплун и раввин Хаим Фридман. В 2009 г. депортации подверглись Главный раввин Приморского края Исроэль Зильберштейн и Главный раввин Ставропольского края Цви Хершквич. В 2013 г. был депортирован ректор Международного Еврейского института экономики, финансов и права раввин Александр Фейгин. В 2014 г. был депортирован главный раввин Тулы Зеэв Вагнер и предпринята попытка депортации раввина Омска Ошера Кричевского. 27 января 2017 г. раввин московской общины «Среди Своих» Йосеф Херсонский был задержан по обвинению в нарушении миграционного законодательства. Однако суд, прошедший 30 января, снял с него все обвинения.

Поделиться
Отправить

26 марта костромская еврейская община отметила 110-летие синагоги. На мероприятии присутствовали глава администрации города Костромы Виктор Емец, раввин Костромы Нисон Руппо, глава департамента общественных связей Борух Горин, представители национальных диаспор Костромcкой области, прихожане и друзья общины.

Поздравления с юбилеем синагоги направили главный раввин России Берл Лазар и губернатор Костромской области Сергей Ситников.

Главный раввин России отметил, что «синагога в диаспоре – это еще и своего рода «малый Храм», подобие того Храма, который Б-г призвал наших предков построить сначала в пустыне, а потом в Иерусалиме». В своем поздравлении раввин Берл Лазар вспомнил историю синагоги: «Именно здесь, в костромской синагоге, проповедовал находившийся в ссылке Ребе Раяц! И прежде, чем приехать в Кострому, он направил к вам своего хасида, чтобы построить микву и организовать хедер для обучения еврейских детей. Кстати, это произошло ровно 90 лет назад. А 20 лет назад здание синагоги, конфискованное при коммунистическом режиме, было возвращено верующим и вновь открылось для служения Б-гу!» Раввин подчеркнул, что сегодня «община процветает, недаром у нее такие прекрасные спонсоры и такие энергичные активисты».

Губернатор региона в поздравительном письме отметил, что «сегодня синагога вновь стала духовным и культурным центром, местом притяжения для всех, кто интересуется традициями еврейского народа» и выразил благодарность раввину города.

Празднование юбилея прошло в городской филармонии, для гостей выступал ансамбль еврейской музыки «Фарбренген», звучали теплые слова и поздравления.

С юбилеем синагоги общину также поздравил президент ФЕОР Александр Борода, отметив, что «еврейская жизнь города активно развивается, и община Костромы стала центром притяжения и для евреев из многих соседних регионов. Нам приятно видеть, что в общине кипит жизнь, она с каждым годом растет, все больше евреев возвращаются к своим корням, начинают посещать праздники, образовательные программы. И все это было бы едва ли возможно без раввина города Нисона Руппо, который вот уже 15 лет ведет активную просветительскую работу по возрождению и развитию еврейской жизни не только в Костроме, но и в разных городах России».

Информационная справка:
В марте 1903 года Министерство внутренних дел Российской Империи одобрило ходатайство костромского губернатора о строительстве синагоги, и спустя 4 года, в 1907 году, строительные работы были завершены.

В 1927 в синагоге в Костроме молился сосланный в ссылку Шестой Любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон. Он пробыл здесь всего полторы недели и здесь же получил свободу. С тех пор каждый год любавичские хасиды отмечают это событие.

В тридцатые годы здание синагоги было национализировано и на протяжении десятков лет в нем располагались различные советские учреждения. Здание синагоги было возвращено возрожденной еврейской общине в 1998 году. Сегодня это единственная в Европе действующая деревянная синагога.

Поделиться
Отправить

26 марта состоится празднование 110-летия костромской синагоги.

В марте 1903 года Министерство внутренних дел Российской Империи одобрило ходатайство Костромского губернатора о строительстве синагоги и спустя 4 года, в 1907 году, строительные работы были завершены. Синагогу построил раввин Цви-Гирш Шнейдерман.

В 1927 в синагоге в Костроме молился сосланный в ссылку Шестой Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон. Он пробыл здесь всего полторы недели и здесь же получил свободу. С тех пор каждый год любавичские хасиды и их последователи по всему миру отмечают это событие, рассказал информационному порталу СМИ44 факты из истории раввин Нисон Руппо.
В тридцатые годы здание в Сенном переулке было национализировано и на протяжении десятков в нем располагались различные учреждения.

Здание синагоги было возвращено возрожденной еврейской общине в 1998 году. Сегодня это единственная в Европе действующая деревянная синагога.

К 110-летию празднования Синагоги приурочено еще одно событие – 15-летие деятельности главного раввина г. Костромы и Костромской области р.Нисона Мендла Руппо. Благодаря его лидерским качествам и ежедневной работе в синагоге ведется активная религиозная и общественная жизнь. Регулярно проходят многолюдные еврейские праздники для взрослых и детей. Большой популярностью пользуется работающая второй год программа «Колель Тора», участники которой изучают законы и традиции еврейского народа.

В костромской общине при содействии р. Нисона Мендла Руппо организуется большое количество культурных и благотворительных программ, работает воскресный клуб, образовательные программы для детей и молодежи, библиотека, музей, проводятся экскурсии по зданию синагоги. Налажено взаимодействие с другими религиозными и национальными общинами Костромской области. Проводятся совместные мероприятия с целью развития культурного диалога и укреплению межнациональной дружбы.

Официальные празднования пройдут 26 марта в Государственной областной филармонии Костромской области. Там состоится концерт еврейской музыки ансамбля «Фарбренген». Музыканты сыграют свадебные, традиционные песни для праздников, старинные местечковые и популярные сегодня мелодии, а также классические произведения. Группа исполнит музыкальные композиции на иврите и русском языке, а также на идише и на английском.

Концерт начнется в 15.00.

СМИ44

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода призвал мировое сообщество объединить свои усилия в борьбе против террора.

Днем 22 марта в Лондоне на Вестминстерском мосту рядом со зданием британского парламента произошел террористический акт. Погибло 5 человек, включая нападавшего, ранено более 40 человек. Террористическая организация “Исламское государство” взяла на себя ответственность за совершенный теракт.

События прокомментировал президент ФЕОР Александр Борода: «Конечно, в первую очередь, я хотел бы сказать, что еврейская община России скорбит вместе с семьями погибших и раненых в этом чудовищном происшествии. Мы все чрезвычайно обеспокоены происходящим.

Как известно, это была первая массовая террористическая атака в британской столице более чем за 10 лет, и это дает нам понять, что идеология террора расширила свою географию и завоевывает, к нашему огромному сожалению, все новые и новые позиции. Это указывает на печальную и опасную тенденцию распространения радикального исламизма, жертвами которого становятся мирные жители. И если этот процесс не остановить, то однажды количество жертв может быть сопоставимо с потерями Второй мировой войны.

Современному обществу просто необходимо осознать, что борьба с радикальной идеологией террористов, – это борьба за будущее всей европейской цивилизации.

Хочется надеяться, что скоро никому не придет в голову оправдывать хотя бы в малейшей степени действия террористов и радикалов, будь они одиночками или представителями каких-то группировок».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар встретился с председателем комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым. На встрече, которая прошла в среду, 22 марта в Еврейском музее и центре толерантности также присутствовал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия, а также перспективы консолидации совместных усилий в формировании нравственно-ориентированного общества, духовной безопасности, образования и укрепления института семьи. Сергей Гаврилов отметил, что «традиционные конфессии обладают огромным опытом социальной и благотворительной работы и государству имеет смысл взять это на вооружение». «Наша основная задача – помощь людям,- сказал раввин Берл Лазар. – Поэтому мы рады усилиям власти по налаживанию диалога с религиозными организациями, и готовы, со своей стороны, оказывать любое содействие».

Участники встречи подняли ряд тем, посвященных вопросам возвращения культовых зданий, защите священных текстов от судебных разбирательств и легализации религиозных ритуалов. Также обсуждались проблемы помощи заключенным. Сергей Гаврилов обратил внимание на то, что часто заключенные не имеют возможности встречи с представителями духовенства разных конфессий. «А ведь именно в тяжелой жизненной ситуации человеку, как никогда нужна духовная поддержка. Это один из фактов формирования подлинно гражданского общества», – добавил он.

Александр Борода подчеркнул, что «в течение многих лет ФЕОР ведет активную просветительскую деятельность в местах принудительного содержания. Заключенных посещают раввины, в СИЗО, где организованы молельные комнаты, направляются продуктовые посылки, предметы религиозного культа, книги».

Касаясь темы легализации религиозных ритуалов, раввин Берл Лазар подчеркнул, что в общине разработан проект документа о легализации обрезания. «Считаю чрезвычайно важным консолидировать усилия по законодательному закреплению этой процедуры. Любые запреты в данной области лишь приведут к появлению подпольных врачей, которые не будут нести никакой ответственности за свои действия. Если же будет существовать четкий и понятный механизм контроля, как со стороны религиозных организаций, так и со стороны власти, это станет решением многих проблем».

Главный раввин России также заявил, что отсутствует ясная законодательная практика в отношении миссионерской деятельности. «Закон принят, и община готова его соблюдать, но, к сожалению, в настоящее время у большинства религиозных организаций нет понимания, что в рамках него допустимо, а что является нарушением», – сказал раввин Берл Лазар.

Президент ФЕОР Александр Борода упомянул о сложностях по выстраиванию диалога с властью в регионах. В частности, он коснулся вопроса о возвращении зданий синагог в действующие общины и подчеркнул, что «в ряде регионов этот вопрос тянется годами и для его решения требуется активное содействие на федеральном уровне».

В завершение встречи представитель Госдумы сказал, что очень впечатлен экспозицией Еврейского музея и использованными в ней современными технологиями. «Экспонаты говорят сами за себя. Историю здесь можно «потрогать рукой». Она оживает в многочисленных фильмах, фото и видео-материалах», – добавил Сергей Гаврилов. Александр Борода подчеркнул, что сегодня Еврейский музей по посещаемости на находится на третьем месте в столице. «Это наглядное свидетельство интереса к традиционным религиям и современности подхода в рассказе об одной из них», – добавил президент ФЕОР.

Поделиться
Отправить

25 Марта в 20.30 в Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» при поддержке Федерации еврейских общин России пройдет благотворительный вечер в итальянском стиле «PrimaVerа», все собранные средства от которого будут переданы в Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом», находящийся на попечении ФЕОР. Центр на протяжении многих лет оказывает содействие неблагополучным и малообеспеченным семьям.

Для гостей мероприятия подготовлена специальная программа: выступления музыкальных коллективов и исполнителей – оперного вокального проекта VIVA, финалиста шоу «Голос» Влади Блайберга и специального гостя из Италии Энрико Колонна; благотворительный аукцион предметов искусства, специальное меню от шеф-поваров кошерного ресторана итальянской кухни «AVIV» Уиллиама Ламберти и Бруно Марино.

По словам президента ФЕОР и раввина ЕРКЦ «Жуковка» Александра Бороды, «благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма, и Мишна определяет помощь ближнему как одну из основ, на которых стоит мир, наряду с Торой и служением Творцу. Гуманитарные программы являются приоритетом деятельности ФЕОР, и я убежден, что совершая добрые дела, мы способны сделать мир лучше!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выступил с обращением по случаю Международного дня борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

«Расовая дискриминация — одно из наиболее отвратительных явлений в человеческой истории. Права людей в этом случае ограничивают лишь потому, что им «не повезло» родиться с «не той» национальностью» или цветом кожи.

Иудаизм никогда не знал дискриминации, наши мудрецы специально подчеркивали правовое равенство евреев и неевреев — ведь перед Б-гом равны все. К сожалению, сам еврейский народ многие столетия страдал от дискриминации (в ряде случаев перераставшей в прямые гонения) со стороны различных режимов в Европе, Азии и Африке. Когда же в странах Запада возникли движения, борющиеся с дискриминацией, евреи приняли в них самое активное участие. К сожалению, расовая дискриминация все еще сохраняется в современном мире, в основном — на уровне неформальных практик. Борьба с ней будет оставаться актуальной еще очень долгое время — старые предрассудки с большим трудом уходят из людского сознания. Однако успехи последних десятилетий в борьбе с расовой дискриминацией, дают нам основание надеяться на то, что нашими общими усилиями (а здесь свои труды должны соединять и государство, и гражданское общество, и отдельные люди) эта борьба увенчается победой в обозримом будущем», – отметил Главный раввин России.

Справка: Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Дата 21 марта была выбрана в память о расстреле в этот день в 1960 г. мирной демонстрации африканцев в ЮАР, протестовавших против принудительной паспортизации.

Поделиться
Отправить

Вокруг роли евреев в революционных событиях возникают зачастую скандальные споры. При этом в советские годы евреев преследовали наряду с другими народами и религиозными организациями. О том, почему евреи активно участвовали в революции, сколько последователей иудаизма стали жертвами сталинских репрессий и как современная Россия живет с доставшимся от предшествующих государств антисемитизмом, рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода. Беседовал Антон Скрипунов.

– Александр Моисеевич, в России сейчас достаточно активно обсуждают революционные события столетней давности и их последствия для страны. Само собой, не обходится без упоминания роли конфессий в них. Однако важно понять, с чем евреи российского государства подошли к 1917 году?

— Евреи Российской империи по-разному подошли к революции 1917 года. У них с революцией были связаны прежде всего надежды на снятие черты оседлости, снятие тех ограничений, которые накладывал царский режим. То есть это был некий воздух свободы, который пришел к ним с революцией.

Но и этот воздух свободы совершенно по-разному действовал на разных людей. Например, были те евреи, которые активно пошли в революцию. Вырвавшись из местечек, из черты оседлости, они хотели построить новый мир, который основан на других принципах — без ограничений по сословному признаку, без консерватизма, от которого устала вся страна. В том числе и русский народ.

Вторая группа видела развитие в рамках национальной идеи. Например, партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), которая активно консолидировала часть еврейского общества. Они хотели новой жизни, но без выхода на интернациональную площадку. Они тоже были социалистами, но национально ориентированными. С ними активно конкурировали сионисты разных направлений — от социалистов до религиозных, полагавшие, что еврейский народ должен строить свое государство в Палестине, а не участвовать в чужих проектах.

Также остались ортодоксальные люди, поддерживавшие тот уклад, который был. Но все были оптимистично настроены в связи со снятием ограничений царского режима.

– Однако дальнейшие события были далеко не оптимистичными. В частности, революционеры сами стали жертвами репрессий. В этой связи хотелось бы узнать: сколько евреев пострадали в годы гонений?

— Прежде всего, евреи бывшей Российской империи стали жертвами чудовищной волны погромов, прокатившейся по бывшей черте оседлости в 1918-1920 годах. Их авторами были практически все стороны гражданской войны: красные, белые и “зеленые”. Количество жертв этих погромов исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч пострадали.

По евреям-ремесленникам и предпринимателям ударила волна репрессий, начавшихся в конце 1920-х после свертывания НЭПа. И, естественно, их не обошел стороной Большой террор второй половины 1930-х, потом была послевоенная кампания по борьбе с космополитизмом, увенчавшаяся “делом врачей”. Людей не только расстреливали, но и отправляли в лагеря, депортировали, ссылали, лишали прав, они умирали от голода, вызванного коллективизацией. Кто-то проходил всю эту дорогу ужасов вплоть до расстрела или смерти в лагере, кому-то удавалось не дойти до финальной точки.

Точное количество жертв этих лет установить очень сложно, поскольку подсчеты такого рода не велись — ориентировочно можно говорить о примерно 200 тысячах погибших и сотнях тысяч пострадавших.

– Есть ли среди иудеев пострадавшие за веру в те годы?

— Были раввины, которые были убиты именно потому, что боролись за существование еврейской традиции и культуры. Среди них можно назвать главного раввина Москвы Шмарьягу-Лейба Медалье (на его доме в феврале текущего года была установлена памятная табличка в рамках общественного проекта “Последний адрес”), расстрелянного в 1938 году вместе с несколькими десятками раввинов и религиозных активистов. В частности, его старший сын Моше, раввин Ростова-на-Дону, был арестован и отправлен в лагерь, а во время войны расстрелян уже там. Также двенадцать раввинов, в том числе и секретарь Пятого и Шестого Любавических Ребе Эльхонен Дов-Бер Морозов, расстрелянные в апреле 1938 году в Ленинграде, одесский раввин Абрам Фридман, девять грузинских раввинов, расстрелянных в сентябре 1937 года в Цхинвали, и ряд других.

Также известна история одного из лидеров хасидского движения, шестого Любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который в 1920-х возглавлял полулегальный Ваад рабаней СССР (Совет раввинов России), помогавший верующим сопротивляться давлению государства, пытавшегося провести насильственную секуляризацию общества. Он был арестован, как и патриарх Тихон. Ребе приговорили к расстрелу. Но под давлением Запада смертную казнь ему заменили на ссылку, а потом и вовсе выслали из Советского Союза. Но изначально оба одинаково шли практически на смерть.

– Но почему, на ваш взгляд, сейчас общество не так хорошо знает их имена?

— К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранились имена многих погибших за веру и идею, и это касается всех религий.

– ФЕОР увековечивает память жертв?

— Да. В частности, в этом году в Еврейском музее и Центре толерантности планируется к открытию новый зал, тематически охватывающий историю послевоенной жизни советских евреев с 1946 по 1984 годы, и одним из ключевых объектов новой экспозиции станет интерактивный экран, посвященный памяти жертв репрессий.

– “Дело врачей” многие ассоциируют с антисемитской кампанией в СССР. По вашему мнению, как вышло, что в стране, победившей фашизм, освободившей евреев из концлагерей, был широко распространен антисемитизм?

— Этому есть несколько причин. Прежде всего, победа над фашизмом никак не связана с борьбой с антисемитизмом. Советский Союз воевал с фашистами не в защиту евреев, которые были его гражданами, а в целом за свою свободу и независимость.

Я считаю, что одним из толчков к развитию антисемитизма в СССР было создание государства Израиль, хотя Советский Союз принимал активное участие в его создании — в ООН Громыко выступил с ключевой речью. Первое оружие туда шло через Чехословакию именно из СССР.

Но когда стало понятно, что Израиль не ориентируется на Советский Союз, не хочет быть 17-й республикой, а идет своим независимым путем, то это стало толчком к развитию антисемитизма. Первый приезд в нашу страну Голды Меир в 1948 году, ее контакты с Полиной Жемчужиной радостно восприняли много людей. И это напугало Сталина.

Также стоит отметить, что очень много бытового антисемитизма осталось с дореволюционных времен. Это связано с церковным антисемитизмом, государство и церковь в империи были одним. Постепенно он перешел в неприятие евреев на уровне простых людей.
Нельзя сказать, что после войны был всплеск бытового антисемитизма. Это был государственный, сталинский антисемитизм. Когда речь шла о врачах, то назывались только конкретные врачи-евреи.

– Если говорить об уровне антисемитизма в современной России, то из разных источников приводятся достаточно позитивные данные – он является одним из самых низких. Как минимум в Европе. Стоит ли доверять этим данным? Говорят ли они о бытовом антисемитизме?

— Зависит от того, как посмотреть. Эти опросы смотрят по факту — были ли события, связанные с антисемитизмом. Нет лучшего критерия, чем факт. Действительно, фактов антисемитизма в России очень мало.

Что является проявлением антисемитизма? Это унижение или оскорбление по национальному признаку, физические действия, вандализм на кладбищах и в синагогах, оскорбительные надписи и рисунки на домах евреев, еврейских школах – конкретные факты. В этом смысле в России действительно один из самых низких уровней проявления антисемитизма. Для сравнения: в 2016 году в России было отмечено два нападения на почве антисемитизма и 28 акций ксенофобного вандализма, имеющих антисемитскую подоплеку, а в Великобритании за этот же период 107 случаев насильственного нападения на почве антисемитизма и 65 акций вандализма.

Остался ли антисемитизм на бытовом уровне? Да, остался. Он существенно меньше, чем был раньше. Я вижу три причины этого.

Первая: межконфессиональное взаимодействие, что является очень важным. У нас добрые отношения с Русской православной церковью и с мусульманской общиной. Люди видят, что иудаизм не является какой-то запрещенной религией. Это очень влияет на них.

Второе — развитие контактов с Израилем. Развивается туризм и культурный обмен, многие россияне ездили туда и знают об этой стране существенно больше, чем раньше. И отношение поменялось. Израиль сотрудничает с Россией, торговый оборот между странами достаточно хороший. Израиль не участвует в санкциях, введенных против России. Наоборот, как мне кажется, сотрудничество между странами только укрепляется.

И третий фактор — сегодня евреи не являются причиной для раздражения. Ведь много евреев уехало из России.

Бытовой антисемитизм никуда не делся, но находится на сильно низком уровне.

– Сколько евреев осталось в России?

— По данным ФЕОР, до одного миллиона человек.

– В связи с осмыслением событий столетней давности вновь возобновились разговоры о реституции религиозной собственности? Как к этому вопросу относится еврейская община РФ?

— Есть государственный закон № 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”, который мы, безусловно, поддерживаем. Но мы также за то, чтобы органы власти, особенно региональные, более активно занимались реституцией.

Понятно, что эти помещения заняты теми или иными организациями. Чаще всего это медицинские или образовательные учреждения. Никто никого не собирается выгонять, так как никто не хочет напряжения в связи с возвращением религиозным организациям культовых зданий. Чтобы переводить эти учреждения в другие здания, нужно здоровое взаимодействие.

Поэтому мы, безусловно, за возвращение. Но вместе с тем мы за совместное решение этой проблемы с органами власти.

На сегодняшней день в ФЕОР передали исторические здания синагог в Калуге и в Рыбинске, в ряде городов ведутся переговоры, — это довольно сложный и не быстрый процесс.

– Если, обсуждая эту тему, перейти из юридической в, скажем так, философскую плоскость, то можно ли назвать реституцию восстановлением исторической справедливости?

— Я считаю, что да. С учетом того, что государство просто отнимало эти здания. При этом в России наблюдается недостаток синагог, ведь имущества, принадлежавшего еврейским общинам, не так много, поскольку до 1917 года те общины, которые находились за чертой оседлости, подвергались различным ограничениям и просто физически не успели обрасти значительным имуществом.

Поэтому я, безусловно, вижу в этом справедливость.

– В Москве хватает синагог?

— Нет.

– А сколько нужно для всех верующих?

— Мы занимаемся возвращением евреев к своим корням и стараемся противостоять ассимиляции, ведь многие евреи России родом из Советского Союза, а значит из атеизма. Наша задача состоит в том, чтобы они были более близки к религии и традициям предков.

В каждой стране, где есть еврейская община, евреи исторически жили кварталами, ведь соблюдение заповеди Шабата и многих праздников подразумевает, что человек не будет использовать транспорт, а, соответственно, будет жить в пешей доступности от синагоги.

В СССР евреи, как и все граждане страны, селились там, где удавалось получить квартиру. И, конечно, нам бы хотелось иметь общину в каждом районе города, где сегодня есть активное еврейское население.

На сегодняшний день под эгидой ФЕОР в Москве и Московской области действует около 20 синагог и общинных центров различного масштаба, но, конечно, еще остались районы, которые мы планируем охватить.

– То есть идет планомерная работа в этом направлении?

— Да.

– Ваша позиция находит понимание у властей города Москвы?

— В меру. Мы не продвинулись глобально по каким-то участкам, где планируем строить синагоги, но при этом нам никто ни в чем не отказывает. У нас добрые человеческие взаимоотношения с правительством Москвы и Московской области, мы понимаем, что этот вопрос занимает немало времени, и причины, по которым решить его не так просто.

Поэтому в меру возможностей стараемся сами покупать или брать в аренду здания и помещения, выкупать земельные участки.

– Еще один вопрос вновь активно обсуждается в последние дни: нужно ли перезахоранивать тело Владимира Ленина?

— В Торе сказано, что Всевышний обратился к Адаму (первому человеку) со словами: “Ибо ты прах, и в прах возвратишься”, что подтверждает религиозную точку зрения, которую разделяют все монотеистические религии, — человек был создан из земли, и после смерти его тело должно быть захоронено в землю. Поэтому, конечно, Ленин должен быть захоронен.

– Нет ли опасений, что это приведет к напряжению в обществе?

— Мне кажется, сегодня общество во многом стало ближе к своим религиозным ценностям. В христианстве, исламе, иудаизме захоронение является частью традиции. Мне кажется, мы больше разговариваем об этом вместо того, что могли бы уже взять и захоронить. Это точно будет поддержано всеми конфессиями. Это очень важно.

РИА Новости

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар посетил открытие еврейского молодежного клуба, созданного при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Первое заседание клуба прошло в стенах университета в четверг, 16-го марта.

Раввин поздравил студентов и сказал, что видит хороший знак в том, что официальная регистрация клуба состоялась сразу после праздника Пурим, в месяц адар – самый веселый месяц года, когда принято «прибавлять в радости». Берл Лазар выразил надежду на то, что со временем в России появится целая сеть подобных студенческих клубов, объединенных общими интересами и целями.

Главный раввин РФ пожелал студентам успехов в учебе и приближении к еврейской традиции. По словам Берла Лазара, приверженность Торе, вопреки любым трудностям, всегда являлась отличительной чертой российского еврейства. Раввин также призвал молодежь к активному участию в жизни общины. «Именно от вас зависит то, какой община будет завтра», – сказал он.

Председатель клуба Яна Нафталиева рассказала, что при Палате национальностей вуза действует множество клубов, призванных установить межкультурный диалог в многонациональной среде университета. За короткое время, прошедшее с момента открытия, Еврейский студенческий клуб НИУ ВШЭ уже успел наладить контакт с казахским, азербайджанским и армянским клубами, а также встретиться с руководителями еврейского клуба МГИМО.

По словам Нафталиевой, в клубе на данный момент зарегистрировались около 250 человек. «При поддержке Московского еврейского общинного центра ребята будут ближе знакомиться с традицией и культурой еврейского народа, отмечать праздники и организовывать поездки за рубеж, – сказала она. – В ближайшей перспективе – открытие курсов иврита. Также студенты планируют организовывать лекции, посвященные культуре и истории Израиля, круглые столы и дебаты с участием видных политических и культурных деятелей».

 

Поделиться
Отправить

Во вторник, 14 марта, вдове первого президента России Наине Ельциной исполнилось 85 лет. Главный раввин России Берл Лазар направил ей поздравительное письмо. В нем говорится:

«Уважаемая Наина Иосифовна!

От всей души поздравляю Вас с 85-летием! Желаю здоровья, счастья и долгих лет жизни – от себя лично и от всей нашей общины.

Я знаю Вас уже много лет. Прежде всего, конечно, как супругу нашего первого президента, Бориса Николаевича Ельцина – человека, с чьим именем весь мир связывает возрождение России как свободного демократического государства, уважающего права человека, в том числе права верующих. Не сомневаюсь, что Ваш покойный муж сумел сделать так много для страны именно потому, что у него, как говорится, были «крепкие тылы» – любящая жена, теплый дом. Недаром наш великий духовный учитель Менахем-Мендл Шнеерсон учит, что «свершения мужчины реализуются в этом мире благодаря его жене».

Но за последние годы я успел узнать Вас не только как верную помощницу своего мужа, но и как праведную женщину, участвующую в десятках благотворительных и социальных проектов, как человека, прилагающего все силы для того, чтобы успеть совершить как можно больше добрых дел. Конечно, Вы человек очень скромный, стараетесь держать свою помощь детям и больным в тайне – но все праведные дела рано или поздно становятся известны, вызывают восхищение и благодарность.

Так пусть в этот праздничный для Вас день Б-г воздаст сторицей за Вашу щедрость и благородство души, пусть ниспошлет Вам благословение на праведную и счастливую жизнь, полную успехов и духовной радости. И, как гласит традиционное еврейское благословение, – живите до 120 лет!

С уважением, Берл Лазар».

Поделиться
Отправить

19 марта в Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» при поддержке ФЕОР состоится третья интеллектуальная игра «Вопросом на вопрос», в которой примут участие евреи Москвы.

Игра «Вопросом на вопрос» – первый интеллектуальный проект для еврейской Москвы. В основе проекта лежит противостояние команд, отвечающих на вопросы ведущего и зарабатывающих баллы за правильные ответы. В составе команд – представители различных еврейских общин и организаций Москвы, а также известные бизнесмены, журналисты и артисты. Первая и вторая игры серии собрали в Жуковке в общей сложности более 700 человек, а призовой фонд двух игр составил около 500 000 рублей. Все деньги призового фонда были направлены на благотворительные проекты, выбранные победителями игры.

Третья игра приурочена к празднику Пурим, который в этом году выпал на 11-12 марта. В предстоящей игре будут участвовать не только представители еврейских организаций и общин Москвы, но и артисты, музыканты и бизнесмены, а также команды журналистов различных изданий и информационных агентств.

Игра «Вопросом на вопрос» включает в себя вопросы как на тему иудаизма, так и из других областей знаний. В этот раз вопросы игрокам будут задавать не только организаторы, но и известные медийные личности, которые не смогли не принять участие в игре: певец и музыкант Андрей Макаревич, режиссер и писатель Евгений Гришковец и другие.

За две прошедшие игры в проекте появились постоянные герои и фавориты, между командами возник дух соперничества, которых сохранился даже на период между играми. В игре уже существуют команды «финансистов», «киношников» и другие, названные по объединяющим членов команды интересам и сфере деятельности.

По словам организаторов и участников прошедших игр, главное для победы в проекте – не знания, а логика и умение работать в команде. Программа мероприятия, помимо игры, включает в себя фуршет и музыкальную программу для всех гостей и участников.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с наступающим праздником Пурим. В поздравлении говорится:

“Дорогие друзья!

Поздравляю вас и ваших близких с праздником Пурим – одним из самых веселых праздников еврейского календаря.

Как всем известно, еврейский народ отмечает Пурим в память о событиях, произошедших в Персии в V веке до нашей эры. Этот праздник посвящен спасению нашего народа от смертельной опасности и невероятному личному подвигу царицы Эстер и ее дяди Мордехая.

Кроме чуда спасения нашего народа, Пурим служит напоминанием об особой связи еврейского народа со Всевышним, и нам следует помнить об этой связи всегда: в наших ежедневных молитвах, в повседневных будничных заботах, пробуждаясь и отходя ко сну; а не только в те моменты, когда мы прославляем чудо нашего спасения.

Об этом знали и помнили храбрые Эстер и Мордехай, и их вера помогла спасти еврейский народ более 2000 лет назад, и их пример доказывает, что верность и преданность своему народу и нашим общим ценностям, дарованным Всевышним, поможет нам сохранить нашу историю, традицию и религию для будущих поколений!

Искренне желаю в эти дни праздника всем нам укрепления веры в добро и прибавления света и радости, веселья и почета от выполнения Божьих заповедей!

Веселого Пурима! Лехаим!”.

Справка. История праздника Пурим.

Праздник Пурим отмечается в 14 день месяца адар (в 2017 году – 11-12 марта) в память о чудесном спасении евреев от гибели, случившемся во время царствования персидского царя Артаксеркса (в еврейской традиции – Ахашвероша).

Согласно традиции царь, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти, отослал ее и взял новую жену, еврейку Эстер. В это же время один из фаворитов царя Аман задумал уничтожить еврейский народ. Получив от Ахашвероша разрешение на исполнение задуманного, Аман бросал жребий (от персидского слова «pur», жребий, и пошло название праздника) о том, когда должно произойти уничтожение, и жребий выпал на 14-й день месяца адар.

Узнав об этом, родственник царицы Эстер, еврейский мудрец Мордехай указал ей пойти к царю и молить его о помиловании для своего народа. В свое время Мордехай раскрыл заговор против Ахашвероша и также был одним из приближенных царя. Во время пира в честь царицы Эстер царь пообещал исполнить любое ее желание. Тогда царица открыла ему замысел Амана и просила даровать жизнь себе и своему народу.

Царь разгневался на Амана – жребий обратился против него, и в 14-й день месяца адар он и десять его сыновей были казнены.  (Сын Ахашвероша и Эстер – Дарий II впоследствии восстановил Иерусалимский Храм, разрушенный Навуходоносором в 423 г. до н.э.). Все эти события описаны в свитке Эстер (Мегилат Эстер – одна из 24 книг ТаНаХа), торжественное чтение которого является одной из заповедей праздника.

 

Поделиться
Отправить

Выбор редакции