Актуалии

YOLOCAUST: новый сайт высмеивает неподобающее поведение в одном из основных в мире мемориалов Холокоста

Джеймс Кирчик 22 января 2017
Поделиться

Живущий в Берлине израильский художник упрекает тех, кто нарушает правила поведения в берлинском мемориале жертвам Шоа

Если вы когда‑нибудь захотите потерять веру в человечество, отправляйтесь к берлинскому Мемориалу убитым евреям Европы. Это творение архитектора Питера Айзенмана, расположенное невдалеке от Бранденбургских ворот и состоящее из 2 711 черных бетонных плит, является суровым свидетельством непостижимой тяжести Холокоста. Проходя через лабиринт из скошенных каменных блоков, посетители должны остановиться и почувствовать то же смятение и страх, который чувствовали жертвы Холокоста, когда их забирали из их домов, сгоняли в гетто и отправляли в вагонах для скота в лагеря смерти.

Веру в человечество вы потеряете на этом месте не из‑за напоминания о зверствах нацистов — это давно не новость, — а поглядев, как ведут себя другие посетители мемориала. Каждый божий день можно увидеть, как посетители Мемориала убитым евреям Европы позируют для замысловатых постановочных селфи, играют в прятки или — если позволяет обыкновенно пасмурная берлинская погода — загорают на солнце. И в этом ежедневном святотатстве участвуют не только туристы. Однажды авиакомпания EasyJet опубликовала в своем бортовом журнале в разделе про моду восьмистраничный материал с фотографиями моделей, позирующих между плитами берлинского мемориала.

Это возмутительное явление, которое я регулярно наблюдал, когда жил в Берлине несколько лет назад, наконец, было заслуженно и жестоко высмеяно в новом онлайн арт‑проекте под названием YOLOCAUST, созданном живущим в Берлине израильским сатириком Шахаком Шапирой, чей дед Амицур Шапира был одним из израильских спортсменов, убитых палестинскими террористами на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. В названии YOLO‑CAUST Шапира зашифровал слова You only live once, «живем только один раз». В проекте используются найденные в интернете фотографии, сделанные на территории мемориала, на которых люди позируют для селфи, занимаются йогой и даже жоглируют мячиками. Наведите мышку на фотографию — и фон ее поменяется: вместо цветного изображения плит мемориала вы увидите черно‑белые снимки, запечатлевшие горы трупов, при этом беспечно улыбающийся герой селфи останется на переднем плане. В саркастических «Часто задаваемых вопросах» внизу страницы Шапира пишет: «Ни одно историческое событие не может сравниться с Холокостом. Вам самим решать, как вести себя в мемориале, возведенном в память о шести миллионах убитых».

Это не первый художественный проект, обращающийся к теме селфи, снимаемых на фоне берлинского мемориала жертвам Холокоста. В 2012 году Еврейский музей Нью‑Йорка показал фотоинсталляцию художника Марка Эйдельмана «Stelen» («Колонны»), состоящую из 150 портретов, собранных в приложении для знакомств GayRomeo. Фотопроект был призван исследовать «провокационное превращение памятника в такое общественное пространство, где публичное поминовение сталкивается с приватными страстями». Однако это «исследование» было прервано необдуманным решением Еврейского музея снять фотографии в ответ на прозвучавшие протесты и заявления о том, что выставка оскорбляет память о Шоа. (Более ехидное и более юмористическое освещение этого же явления можно найти сайте «Гриндр помнит», сейчас уже не обновляющемся.

Если фотопроект Stelen никак не осуждал практику украшать фотографиями, снятыми в мемориале Холокоста, свой профиль на сайте знакомств, где также указывается длина пениса, перечисляются эротические фетиши и предпочтительные сексуальные позиции, то YOLOCAUST обрушивает на любителей подобных селфи все то презрение, которого они заслуживают. И в этом он перекликается с другим израильским проектом, высмеивающим моральную глухоту в отношении к Холокосту: «С лучшими друганами в Освенцим». Это была страничка в Фейсбуке, где перепощивались веселые фотографии израильских подростков, разгуливающих по Освенциму, с добавлением подписей вроде: «Пупсики! Я занял вам место на автобусе в Треблинку».

Здесь я должен отметить, что — по крайней мере, по моим собственным наблюдениям — люди, делающие селфи в берлинском мемориале Холокоста, крайне редко оказываются немцами. Немцы выучили этот урок истории, пожалуй, лучше любого другого народа и любое легкомысленное отношение к Холокосту для них по‑прежнему табуировано. Но и это табу постепенно стирается. Запуск проект YOLOCAUST совпал с выступлением Бьорна Хеке, лидера партии «Альтернатива для Германии». Это новая политическая партия, которая, как многие считают, войдет в Бундестаг по результатам федеральных выборов осенью этого года и станет первой крайне правой партией в германском парламенте со времен Второй мировой войны. Хеке раскритиковал Мемориал убитым евреям Европы, возмутившись тем, что «немцы — единственный народ в мире, который поставил позорящий его памятник в сердце собственной столицы».

Политическая элита Германии, разумеется, встретила в штыки это высказывание Хеке, но лучший ответ дал Шапира. «Берлинский мемориал Холокоста стоит тут не для евреев, не для жертв Холокоста, — сказал он в интервью The Guardian, — это нравственный компас для будущих поколений, призванный предостеречь их как раз от таких людей, как Бьорн Хеке».

Оригинал публикации: ‘YOLOCAUST’: New Web Site Satirizes the Misuse of One of the Most Iconic Holocaust Memorials

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Либескинд представил проект голландского мемориала Холокоста

«Эти четыре буквы [лзкр] — четыре отдельных пространства, потому что каждая буква — это двойная стена, можно зайти в букву и выйти из нее. Это как четыре изолированные комнаты, четыре укромных места, где можно посидеть и подумать — в каждом есть скамейка для этого. Тут также есть деревья, отражение света над вами и отражение сегодняшнего города вокруг вас, неба, птиц»

Associated Press: Концерт в израильском музее демонстрирует малоизвестное наследие Холокоста

Для узников музыка служила утешением и прибежищем, она придавала смысл их жизни и даже была формой сопротивления. Людям разрешали брать с собой в лагерь лишь ограниченное количество личных вещей, и многие увозили с собой музыкальные инструменты. Некоторым удалось даже протащить в лагерь пианино.