Федерация

Вышел в свет октябрьский номер альманаха «Лехаим»

1 октября 2017, 09:17

Вышел в свет октябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена необычным встречам, состоявшимся во время его недавнего пребывания в Израиле.
Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе отмечает, что бизнес — источник доходов, позволяющий воспитывать детей в еврейской традиции.

Главный раввин России Берл Лазар в своей статье обращается к соотношению между идеалами и интересами. Он подчеркивает, что Тора учит нас: когда человек соблюдает заповеди, Б-г дает ему награду еще в этом мире. «Наши мудрецы разъясняют, что этот порядок заведен не случайно, а именно для того, …чтобы каждая вновь выполненная мицва приближала нас к Б-гу, делала нашу жизнь богаче в материальном и духовном плане».

Статья Эндрю Тобина, первоначально опубликованная в Times of Israel, рассказывает о действующем в Израиле заводе по производству шофаров. Еще одна статья из  Times of Israel, написанная Амандой Боршель-Дан, посвящена неурожаю этрогов в Италии, из-за чего их может не хватить всем общинам во время Суккота. В подразделе «Календарь» публикуется статья Шломо Броди, первоначально напечатанная в Tablet, и посвященная  причинам популярности праздника Симхат Тора. «В последний день праздничного сезона мы показываем, что лучший способ начать новый год — это вернуться к началу цикла и снова отправиться в путь», – отмечает Ш.Броди. Желающие ознакомиться с тем,  как евреи отмечали этот праздник раньше, могут прочесть описание Симхат Тора в Лондоне в 1663 г. из дневника английского чиновника Самуэля Пипса. Статья Рафаэля Медффа из The Algemeiner описывает еще одно празднование Симхат Тора, организованное американским раввином Хаскелем Лукштейном в СССР 1972 г., показывая, что при наличии воли и желания, подобные мероприятия вполне можно было провести.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он пытается понять, зачем мудрецы Талмуда пытаются обелить тех или иных героев Танаха, приходя к выводу, что это было вызвано стремлением мудрецов изобразить древних израильтян образцом невинности и благочестия, проецируя на них свои строгие моральные стандарты.

Материал Рэйчел Сигело в The Washington Post посвящен роли евреев из семейства Леви в сохранении поместья одного из отцов-основателей США Томаса Джефферсона, которая замалчивалась на протяжении ряда десятилетий.
Очередной  раздел труда Йерахмиэля Тиллеса о еврейских каббалистах и хасидских цадиках посвящен двум хасидским цадикам XVIII в. – Элимелеху ил Лежайска и Зусе из Анаполя.
Очередной отрывок из многотомного труда знаменитого еврейского историка Сало У. Барона, посвящен появлению пиютов – литургической поэзии.
В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере дается последняя перепечатка очередного номера еженедельника «Еврейская неделя», вышедшего в октябре 1917 г., накануне захвата власти большевиками, который отбросит страну в пучину Гражданской войны. Пока же «Еврейская неделя»  сообщает о создании землячеств еврейских беженцев, первой выставке еврейских художников, живущих в России, очередных представителях еврейской общины, оказавшихся в органах власти, и радуется тому, что  «революционный народ», отворачиваясь от черносотенцев и погромщиков, проявляет теперь «самые братские отношения» к евреям.

Статья Владимира Хазана посвящена судьбе Александра Браиловского, поэта и меньшевика, адресата стихотворения Валерия Брюсова «Юноша бледный со взором горящим…», и эмигрантского публициста — сначала просоветского, а потом – антисоветского. Как отмечает В.Хазан, жизнь Браиловского сложилась так, что его «творческие дарования и душевная энергия… намного превзошли объективные результаты его деятельности».

Раздел «Перекресток» открывается статьей Шауля Резника, посвященной многочисленным антикоррупционным расследованиям, с которыми уже свыше 20 лет сталкивается премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Автор полагает, что  премьер вряд ли виновен в предъявляемых обвинениях, поскольку предпочитает «обжегшись на молоке дуть на воду».
Бен Сэйлз из JTA  в своей статье подробно рассказывает о так называемых антифа — американских антифашистах, получивших известность после столкновений в Шарлоттсвилле в августе с.г. Достойную параллель этой статье составляет материал Карона Вогана из The Guardian, подробно разбирающего биографию видного американского неонациста Герхарда Лаука.
Натан Ингландер в статье «Чему учит еврейских детей трагедия в Шарлотсвилле», первоначально вышедшей в New York Times с крайним пессимизмом отмечает, что рост активности ультраправых в 2017 г., апогеем которой  стали события в Шарлоттсвилле, привел к тому, что результаты воспитания толерантности к меньшинствам в течении десятилетий оказались утрачены.

Роб Кэмерон из ВВС расследует ситуацию в чешском Простейове, жители которого активно выступают против реставрации еврейского кладбища.
Дэниэль Гордис из агентства Bloomberg в своей статье рассматривает практику Израиля по разрушению домов террористов и замечает, что хотя она не бесспорна, не исключено, что к этой практике придется обращаться и Западной Европе, становящейся ареной новых и новых терактов.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях сентября, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Свои итоги месяца подводит и Лайел Лейбовиц, первоначально опубликовавший свой материал в Tablet.

Раздел «Парк культуры» открывается описанием Фестиваля израильского кино в Москве, сделанном Светланой Пахомовой, которая с некоторым сожалением отмечает, что программа фестиваля стала «крайне благообразной», что исключает какую-либо интригу.
В рубрике «Еще посмотрим» рассказывается о различных выставках с «еврейской составляющей», проходящих по всему миру.
Ирина Мак рассказывает об открывшемся в столице Еврейской автономной области международному художественном проекте «Биробиджан». В статье Джоанны Беренд, первоначально вышедшей в New York Times рассказывается о выставке предметов из еще одного места, значимого (хотя и трагически) для евреев — лагеря смерти Аушвиц. Материал Даниэля Зири из Jerusalem Post  посвящен выставке открыток «Утерянные синагоги Европы».
Два материала Генри Нойендорфа, первоначально вышедшие на artnet посвящены выставке портретов Модильяни и выставке в честь 80-летия т. н. выставки дегенеративного искусства, проведенной нацистами в 1937 г.
Дж. Хоберман в статье, первоначально вышедшей в Tablet, рассказывает о еврейских корнях дадаизма — одного из самых своеобразных течений в искусстве ХХ века.
Статья Чарльза Муница из JTA посвящена фильму «Менаше», позволяющему взглянуть на жизнь хасидов в Бруклине.
В разделе «Кадиш» помещен некролог американскому актеру, режиссеру и писателю Джерри Льюису.

Раздел «Библиотека» открывается исследованием Алекса Тарна о стихотворных и прозаических колонках Натана Альтермана, печатавшихся в газете «Давар» с 1943 по 1967 гг.
Также в разделе публикуются очередная глава из романа Бориса Сандлера «Экспресс-36», рассказывающая о работе редакции нью-йоркской газеты «Форвертс», рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению, рассказа Александра Добровинского «Жених был весь в черных штанах».
Завершают раздел статья Александры Полян и Бера Котлермана, посвященная установке памятного знака на могиле еврейского писателя Дер Нистера, скончавшегося в 1950 г. на одном из «островов» Архипелага ГУЛАГ в Коми и интервью с журналистом Матти Фридманом, написавшим книгу-бестселлер о судьбе самого авторитетного списка Танаха, созданного в X веке и известного под названием «Кодекс Алеппо».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции