Трансляция

Reuters: Швейцарский музей ищет наследников владельцев художественных произведений

Джон Миллер 11 июля 2017
Поделиться

Директор швейцарского музея, готовящегося представить публике коллекцию искусства нацистской эпохи, заявила, что она ставит перед собой задачу найти наследников в тех случаях, когда произведения могли быть конфискованы у их еврейских владельцев

Нина Циммер, директор Бернского музея изящных искусств, в распоряжение которой поступило 150 рисунков, литографий и картин, которые будут экспонироваться на выставке в ноябре, утверждает, что, согласно проведенным исследованиям, ни одно из этих произведений искусства не было украдено национал‑социалистами. Но остаются вопросы относительно некоторых произведений из этой коллекции, которые пока находятся в Германии. В 2012 году внезапная проверка властями одной мюнхенской квартиры принесла сенсационные результаты: там были обнаружены полторы тысячи давно утерянных произведений мастеров ХХ века, включая работы Пабло Пикассо, Отто Дикса и Анри Матисса.

«Каждая реституция — это победа для нас, — сказала в интервью Циммер, признавая, что исход расследования провенанса зачастую непредсказуем. — Я не могу ничего обещать».

Помимо выставки в Берне Федеральный зал искусств в Бонне в Германии также планирует выставлять произведения из этой коллекции. На данный момент мы знаем лишь про пять произведений из этой коллекции, что они были украдены нацистами. Четыре из них возвращены наследникам их бывших владельцев, в том числе «Сидящая женщина», портрет кисти Матисса, который принадлежал жившему в Париже коллекционеру Полю Розенбергу.

На пресс‑конференции по случаю прибытия первых произведений из коллекции Гурлита. Берн. 7 июля 2017

Ценная коллекция

До того как она была обнаружена пять лет назад, эта обширная коллекция на протяжении долгого времени хранилась в домах Корнелиуса Гурлита в Германии и в Австрии.

Его отец Гильдебранд, артдилер, собрал эту коллекцию после того как нацисты поручили ему распродать так называемое дегенеративное искусство, конфискованное из германских музеев.

Хотя изначальные оценки стоимости коллекции, достигающие 1 миллиарда долларов, скорее всего, преувеличены, как полагают эксперты, находка эта все равно очень значительная. «Это самое крупное тайное хранилище произведений искусства, пропавших в эпоху Третьего рейха, которое с послевоенных лет находилось в частных руках», — сказал Джонатан Петропулос, профессор истории в колледже Клермон‑Маккенна в Калифорнии.

В 2014 году Корнелиус Гурлит умер в возрасте 81 года, перед смертью завещав коллекцию бернскому музею. Музей принял этот дар на тех условиях, чтобы произведения, чей провенанс неясен, оставались на территории Германии.

Сейчас бернский музей сотрудничает в Германским фондом утерянного искусства, который расследует случаи конфискации и кражи произведений искусства нацистами, с целью прояснить темное прошлое коллекции Гурлита, но не все довольны успехами этих поисков.

Кристофер Маринелло, юрист, в 2015 году помогавший наследникам Розенберга вернуть своего утерянного Матисса, сказал, что процесс продвигался еле‑еле, даже после того как он предоставил немецким исследователям «готовый полный провенанс картины на блюдечке с голубой каемочкой».

Государственная бюрократия

«Мы не можем контролировать локальную и государственную бюрократию в Германии, — сообщил Маринелло в электронном письме. — А там совсем не принято сочувствовать жертвам нацистских конфискаций».

Германский фонд утерянного искусства, который пришел на смену группе, занимавшейся коллекцией Гурлита в прошлом году, утверждает, что есть положительные сдвиги: удалось оцифровать документы и открыть к ним доступ через Федеральный архив.

Фонд сейчас изучает 1039 произведений из коллекции Гурлита; среди них 152 вызывают подозрения в том, что они были конфискованы нацистами: либо найдены документы, свидетельствующие об их провенансе, либо в фонд поступали заявления от возможных наследников.

Работа фонда над коллекцией Гурлита продолжится до декабря. Как сообщает в электронном письме представитель фонда Надин Барман, «главная задача — получить проверенные результаты и заполнить пробелы в расследовании, причем сделать это нужно за очень короткий период времени».

Оригинальная публикация: Swiss museum readies for Nazi-era art trove show, seeks works’ heirs

Поделиться