Рон Коэн: «Наш канделябр полетел первым классом в сопровождении телохранителей»
Директор по маркетингу ведущей израильской ювелирной компании «А‑Цорфим» помнит о массовой клиентуре и готов к любым нестандартным заказам. Мезуза высотой в человеческий рост, семь тысяч ханукальных подсвечников, этрог, закамуфлированный под футбольный мяч… Гигантское предприятие, которое было создано тремя евреями, пережившими Катастрофу, покоряет новые рубежи.
ШАУЛЬ РЕЗНИК → Если бы вам предложили создать визитную карточку «А‑Цорфим», какие ключевые предложения вы бы на ней напечатали?
РОН КОЭН ← «А‑Цорфим» является одной из крупнейших в мире ювелирных компаний, специализирующихся на золотых и серебряных изделиях. У нас очень много клиентов из России и стран Восточной Европы. Особый упор делается на оформление. В стенах завода «А‑Цорфим» работает целое дизайнерское отделение, где задействованы как маститые специалисты, так и молодые выпускники лучших израильских учебных заведений.
Отдельное место занимают индивидуальные заказы. Например, мезуза, которую в «А‑Цорфим» изготовили по просьбе крупного бизнесмена из Украины. Благодаря размерам (180 см в высоту, 7 см в диаметре) наша мезуза попала в Книгу рекордов Гиннесса. Суммарный вес изделия составил 9 кг.
ШР → Простите, но зачем нужна такая гигантская мезуза? Обычного футляра размером с ладонь недостаточно?
РК ← Все эти параметры не были взяты с потолка — в роскошном доме, принадлежащем клиенту, очень высокий дверной проем. Мы также создали так называемую «Царскую коллекцию». Речь идет об эксклюзивном комплекте столовых приборов и аксессуаров. Туда входит абсолютно все, от ножей и вилок до бокалов для красного и белого вина. Коллекция рассчитана на небедных, мягко говоря, людей, которые хотят устроить стильную трапезу при участии нескольких десятков гостей. Если речь идет о покупателе‑еврее, мы предлагаем ему соответствующую модификацию, в которую включены кружка для омывания рук, набор для проведения авдалы и так далее.
ШР → И как, есть спрос на «Царскую коллекцию» в мире победившей демократии?
РК ← Очередной ее экземпляр был продан совсем недавно. Комплект на 18 персон обошелся нашему восточноевропейскому клиенту в 2 млн долларов. Сейчас мы работаем над аналогичным заказом для еврея, проживающего в Америке. Он попросил расширить коллекцию за счет различных предметов иудаики. Таких, например, как подставка для стаканчиков, по которым разливается вино во время кидуша, блюдо для пасхального седера.
Припоминается забавный эпизод. Перед Суккотом евреи раскупают специальные коробочки для хранения этрога. Из Америки поступил заказ на коробочку в форме… футбольного мяча. Такое вот смешение древних традиций и современных хобби. Мы изготовили целую партию этих футбольных коробочек для этрогов и полностью ее распродали.
ШР → Предметы иудаики традиционно переходят из поколения в поколение. Придаете ли вы важность эмоциональному фону того или иного изделия?
РК ← К нам нередко обращаются за консультациями люди, получившие наследство. Приносят серебряные и золотые изделия, просят оценить их стоимость, демонстрируют фотографии утерянных или деформированных предметов: «Это — кубок для кидуша, который достался от дедушки, это — субботние подсвечники бабушки». Мы заново создаем ювелирные изделия, понимая, насколько они важны владельцам. У сантиментов нет цены. Весь процесс изготовления происходит вручную. Не хочу хвастаться, но в офисах «А‑Цорфим» часто раздаются комплименты: «Ну надо же! Получилось лучше оригинала!»
ШР → Есть ли какие‑либо отличия между клиентами из разных стран? Я имею в виду эстетические предпочтения, требования к стилю и дизайну ювелирных изделий.
РК ← Израильские потребители отдают предпочтение современному стилю — прямые линии, никакого украшательства, визуально утяжеляющих то или иное изделие. Многие даже приносят собственноручно сделанные эскизы, которые наши дизайнеры впоследствии совершенствуют. За границей к изделиям из драгоценных металлов отношение более традиционное. Пышность в чести. Мы, кстати, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого такого заказа, чеканим инициалы владельца на каждом изделии.
ШР → Ваша целевая аудитория — это евреи?
РК ← Не только. Каждый год мы поставляем на китайский рынок фигурки животных, изготовленных из золота: змею в год Змеи, дракона в год Дракона и так далее. В одной из стран СНГ у «А‑Цорфим» заказали двухметровый канделябр с двумя золотыми аистами. Покупателю это обошлось в 850 тыс. долларов. Канделябр полетел первым классом, специально нанятые телохранители не сводили с аистов глаз.
ШР → Ну да, а то улетят в теплые края. Не секрет, что отношение к Израилю за границей неоднозначное. В странах Европы под маской антисионизма скрывается антисемитизм, различные структуры требуют бойкотировать израильскую продукцию. Как выглядит в этой связи ваша маркетинговая политика?
РК ← К нам нередко обращаются с просьбой изготовить то или иное изделие анонимно, не афишируя израильские корни «А‑Цорфим». При этом руководство компании делает все, чтобы за границей бренд «А‑Цорфим» воспринимался адекватно. Мы постоянно подчеркиваем: наша продукция изготавливается евреями в еврейском государстве. Даже на символическом уровне можно обнаружить неразрывную связь компании с историей народа Израиля. Наш ювелирный завод находится в Кфар‑Даниэль, возле Модиина, места, где вспыхнуло восстание Маккавеев. Кстати, ежегодно мы изготавливаем около 7 тыс. ханукальных подсвечников.
ШР → Но ведь ханукия представляется весьма стандартным и стандартизованным предметом еврейского быта. Это не пончики, начинку которых можно менять до бесконечности…
РК ← Каждый год нашими специалистами разрабатываются 5–10 вариантов дизайна. Массовые заказы начинают поступать еще на уровне демонстрации очередных образцов, задолго до их практического воплощения в цехах. Потребителям требуются свежие ощущения. В мире иудаики тоже есть модные веяния, которые постоянно меняются.
ШР → Давайте продолжим экскурс в историю — но не в глобальную, а в историю вашей компании. Как и когда она появилась на свет?
РК ← В начале 1940‑х годов черновицкие ювелиры Йосеф Мердингер, Вильгельм Кернер и Михаэль Штейнмац создали небольшой цех по выпуску изделий из серебра. Их оригинальным планам по расширению бизнеса не суждено было сбыться — началась Вторая мировая. В 1947 году Мердингер, который дослужился до офицерского звания в Красной армии, уехал в подмандатную Палестину. Его выслали на Кипр британцы. Они не очень‑то церемонились с иммигрантами. Лишь после провозглашения Государства Израиль Йосеф смог вернуться и разыскать своих коллег, которые чудом выжили. В 1952 году Мердингер, Кернер и Штейнмац создали фирму «А‑Цорфим», в переводе с иврита — «Ювелиры».
ШР → Минималистское название.
РК ← Зато планы у основателей были амбициозные. Вскоре коллектив начал расширяться. «А‑Цорфим» исполняла функции Министерства абсорбции для мастеров ювелирных дел из самых разных стран. Пиар‑функции Мердингер возложил на себя и жену, поскольку знал шесть языков, а супруга — целых девять. Впоследствии дело Йосефа Мердингера продолжил его сын Яаков, под руководством которого компания вышла на лидирующие позиции. Среди ее клиентов — известнейшие раввины, финансовые магнаты и политические лидеры, включая Рональда Рейгана, Джорджа Буша и короля Иордании Хусейна.
ШР → Где и как вашу продукцию могут увидеть жители России?
РК ← Пока что у нас нет филиалов в Москве, однако многие россияне наслышаны об «А‑Цорфим» и ее продукции. В Израиль постоянно прибывают туристы из России, знакомятся с нашим ассортиментом, рассказывают друзьям. Львиная доля заказов делается через сайт компании, на котором мы планируем разместить и версию на русском языке. Параллельно мы проверяем несколько каналов, по которым можно будет осуществлять рекламу и продажу нашей продукции в Москве. Россияне уже наслышаны о том, что в «А‑Цорфим» работают профессионалы, которые готовы выполнить любое индивидуальное пожелание на самом высоком уровне, включая даже изготовление обеденного стола из чистого серебра.
ШР → Это шутка?
РК ← Реальный заказ, который мы успешно выполнили. 
Сайт: hazorfim.com/en/
Русскоязычный сотрудник «А‑Цорфим» Алона Гопляк,
телефон: +972‑586‑699‑887