Трансляция

Jewish Telegraph Agency: Почему люди возражают против мемориалов Холокоста в Голландии и Бельгии?

Кнаан Липшиц 27 января 2019
Поделиться

Почти 20 лет назад Амерсфорт увековечил память 333 своих жителей, жертв Холокоста, прекрасным и необычным мемориалом — это был список их имен с датой и местом смерти в виде свитка Торы.

На церемонии торжественного открытия свитка в апреле 1999 года, который был предподнесен Амерсфорту в дар Советом церквей этого города, расположенного в центральных Нидерландах, присутствовала тогдашний мэр города Анни Броуэр. В ее речи звучали слова в память о страданиях жертв.

Однако, по информации, обнародованной осенью 2018 года, впоследствии Броуэр и другие городские чиновники отказались выставить свиток на всеобщее обозрение, предложив поместить его в городской архив. Там он остается по сей день и для публики недоступен.

В сентябре 2018 года газета De Stadbron сообщила, что в городе возникли протесты по поводу того, что в списке упомянуты только евреи.

Конфликт, разгоревшийся в Амерсфорте, — далеко не единичный инцидент. События такого рода регулярно происходят в Нидерландах и Бельгии. Инициативы по увековечиванию памяти о Холокосте в этих странах в последние годы сталкиваются с растущим сопротивлением, несмотря на существенный интерес к проблеме геноцида.

Особое распространение это явление получило в Нидерландах, которые в отличие от соседних стран так и не принесли официальные извинения за роль своих гражданских чиновников и некоторых граждан в убийстве 75% довоенного еврейского населения, составлявшего 140 тыс. человек, — это самый высокий показатель среди оккупированных нацистами стран Западной Европы.

В 2013 году Голландский железнодорожный музей в Утрехте сопротивлялся (правда, безуспешно) установлению у входа в здание скульптуры в память о 1224 местных евреях, которых отправили на смерть в железнодорожных вагонах.

Осенью 2018 года десятки амстердамских художников подписали петицию против возведения общенационального памятника в бывшем еврейском квартале столицы. Многие нынешние жители возражают против строительства мемориала.

Художники обсуждают памятник «Имена Холокоста», проект которого создал американский архитектор Даниэль Либескинд.

Недовольство вызывают даже памятные объекты размером с почтовую открытку.

В 2017 году пара жителей Амстердама подала в суд на город за то, что в тротуар перед их домом вмонтировали мемориальные таблички в память о живших здесь когда‑то евреях. Начались протесты, и в конце концов истцы отозвали исковое заявление, в котором говорилось, что эти предметы «компрометируют атмосферу» их зажиточной улицы.

А в мае 2018 года владелец амстердамского книжного магазина заявил, что полицейский попросил его снять знак в память о жертвах Холокоста, ссылаясь на действия Израиля.

Тем временем в бельгийском Антверпене муниципалитет, невзирая на протесты местных евреев, перенес главный памятник жертвам Холокоста с того места, где собирали жертв, в другую, менее многолюдную, часть города.

Леон де Винтер, сын людей, переживших Холокост, и один из известнейших голландских писателей, считает, что возражения против мемориалов Холокоста стали результатом «необходимости подавить чувство вины за массовый коллаборационизм» с нацистами, помноженный на то, что «всем надоело слушать про судьбу евреев».

В свою очередь, Рони Нафтаниэль, исполнительный вице‑президент фонда CEJI — расположенной в Брюсселе еврейской организации, борющейся за толерантность через образование, объясняет происходящее «странным нежеланием отделить евреев, стремлением видеть в них обычных голландских граждан, хотя в этом и будет состоять дискриминация, ведь только их и цыган уничтожали за то, что они евреи и цыгане, а не голландцы».

Нафтаниэль, бывший директор Центра информации и документации об Израиле, ссылается на тот факт, что евреев до сих пор не называют отдельно в ходе национальной памятной церемонии, проходящей 4 мая, хотя они составляют половину всех жертв Второй мировой войны в Голландии. В официальном тексте церемонии говорится только о голландских гражданах, которых преследовали по этническому признаку.

Некоторые полагают, что мемориалы вроде планируемого памятника «Имена Холокоста» в Амстердаме, представляющего собой лабиринт из кирпичных стен, на которых должны быть начертаны имена жертв Холокоста, будут слишком большими и изменят облик города.

Для многих людей в Голландии конфликт против национального мемориала в Амстердаме является символом глобальной проблемы. Проект стоимостью 6 млн долларов представляет собой металлический лабиринт, разработанный известным американским архитектором Даниэлем Либескиндом. На его трехметровых металлических стенах должны быть выгравированы имена примерно 102 тыс. жертв Холокоста.

Но в сентябре 2018 года газеты опубликовали петицию против этого плана, подписанную 54 местными жителями, среди которых есть и евреи. Они считают, что его реализация приведет к «исчезновению и без того немногочисленной зелени» с улицы в результате расчистки места под памятник. Критики говорят, что они в принципе за увековечивание жертв Холокоста, но при разработке дизайна город не проконсультировался с местными жителями и другими гражданами.

Нафтаниэль поддерживает идею национального монумента, но признает, что критики тоже в чем‑то правы.

«Это очень крупный монумент, что справедливо, учитывая масштаб преступления, — считает он. — Но если люди не хотят, чтобы у них во дворе было такое колоссальное сооружение, это совсем не обязательно свидетельствует об их бесчувственности».

Жак Гришавер, председатель Голландского комитета Освенцима и инициатор возведения памятника, считает, что проблема зашла гораздо дальше, чем просто спор об использовании участка земли.

«Люди, населяющие дома, в которых жили мои родственники, не хотят видеть памятника с их именами. Они хотят забыть эти имена», — заявил он в июле.

Жак Гришавер, председатель Нидерландского комитета Освенцима, осматривает кирпичи, на которых будут начертаны имена людей, переживших Холокост. Неймеген. 2016. Марсель Молль

Кроме того, в последние годы в Нидерландах появился новый феномен — увековечивание памяти солдат, сражавшихся на стороне Гитлера, в том числе офицеров СС.

В 2012 году организаторы национальной памятной церемонии в Амстердаме пригласили 15‑летнего мальчика прочитать стихотворение в память о родственнике‑эсэсовце, имя которого он носит. Приглашение вызвало бурный конфликт между организаторами и еврейской общиной.

В некоторых голландских городах 4 мая поминают и павших немецких солдат. В 2012 году после мощных протестов в городе Геффен отказались от планов воздвигнуть монумент, где на одном и том же камне были бы увековечены имена погибших евреев и павших немцев.

По словам израильского исследователя антисемитизма Манфреда Герстенфельда, который много писал о Голландии, где он сам вырос, все эти конфликты и нежелание страны принести извинения объясняются тем, что Голландия «отказывается признать свою вину перед евреями». Он писал об этом в большой статье, опубликованной в 2014 году в Jerusalem Post.

В Нидерландах зарегистрировано 5669 признанных Израилем Праведников народов мира — неевреев, которые рисковали жизнью для спасения евреев во время Холокоста. Это самый высокий показатель из всех стран Западной Европы и второй показатель в мире: в Польше признанных праведников было 6863.

В королевстве шло активное движение Сопротивления, и прошедшая здесь февральская стачка 1942 года стала первым случаем массового неповиновения, направленного против преследования евреев.

Но в то же время истребление евреев в этой стране достигло рекордной эффективности благодаря помощи местных коллаборационистов.

Вскоре после вторжения нацистов в 1940 году люди из группы «Колонна Хеннеке», которую возглавлял таксист Вим Хеннеке, начали охоту на евреев за плату. За каждого еврея власти платили 80 членам группы эквивалент недельного заработка. Только эта группа поймала тысячи жертв.

Коллаборационисты, видимо, выдали Анну Франк, чей дневник стал одним из самых известных свидетельств о Холокосте, и ее семью.

И все же, несмотря на это, а может быть, как раз поэтому интерес к Холокосту в Нидерландах остается неизменно высоким.

Знания о геноциде в последние годы расширились, и появились такие инициативы, как «Открытые еврейские дома», в рамках которой домовладельцы открывают для публики бывшие убежища жертв Холокоста.

Самым популярным голландским фильмом в 2018 году стала драма, рассказывающая о реальной биографии героя Сопротивления Вальравена ван Халла, чья история в фильме связана с преследованием евреев.

Но даже этот фильм представляет собой симптом «нерешенной проблемы» Холокоста, существующей в голландском обществе, считает писатель де Винтер.

«Да, истории о Холокосте популярны в Нидерландах, — сказал он в интервью JTA, — но только в приглаженном и отполированном виде, очищенном от массовой вины, которую этой стране еще только предстоит признать». 

Оригинальная публикация: Why are people protesting Holocaust memorials in Holland and Belgium?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Что бывает, когда мемориал Холокоста принимает автократов?

Идея привозить высокопоставленных гостей отдать дань уважения в «Яд ва‑Шем» родственна существующей в других странах традиции возлагать венки к Могиле Неизвестного Солдата — бесспорное признание исторических событий, важных для принимающей страны. «Яд ва‑Шем», может, и хотел бы быть таким мемориалом, но у него не получается — потому же, почему историки продолжают вести войны — эта история еще не ушла в прошлое. 

The New York Times: Стивен Спилберг о том, как сильны устные истории в борьбе с насилием

Мы можем сочувствовать страданиям и боли друг друга, но мы никогда не должны этим меряться. Маргинализация, дискриминация, расистские и антисемитские оскорбления — это что‑то, что объединяет [всех людей]. Все выпады против чернокожих направлены и против евреев. Все выпады против геев и лесбиянок, против ЛГБТК направлены также против чернокожих и евреев. Ненависть — это ненависть, и ее обилие накладывает на всех нас ответственность поддерживать друг друга и выступать в защиту друг друга. Никто из нас уже не может оставаться в стороне.