День пятый

Кдошим

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 20

  1. Господь сказал Моше:
    וַיְדַבֵּ֥ר יְהוָֹ֖ה אֶל־משֶׁ֥ה לֵּאמֹֽר
  2. — Передай сынам Израиля: “Того из сынов Израиля или из переселенцев, живущих среди [сынов] Израиля, кто отдаст своего ребенка Молеху, следует предать смерти. Пусть жители этой страны забросают его камнями.
    וְאֶל־בְּנֵ֣י יִשְׂרָאֵל֘ תֹּאמַר֒ אִ֣ישׁ אִישׁ֩ מִבְּנֵ֨י יִשְׂרָאֵ֜ל וּמִן־הַגֵּ֣ר| הַגָּ֣ר בְּיִשְׂרָאֵ֗ל אֲשֶׁ֨ר יִתֵּ֧ן מִזַּרְע֛וֹ לַמֹּ֖לֶךְ מ֣וֹת יוּמָ֑ת עַ֥ם הָאָ֖רֶץ יִרְגְּמֻ֥הוּ בָאָֽבֶן
    Раши

    «и скажи сынам израиля: любой человек из сынов израиля и из пришельцев, живущих в израиле, который даст из своих потомков молеху, пусть будет умерщвлен; пусть народ земли забросает его камнями.

    ואל בני ישראל תאמר «и скажи сынам израиля…» – [скажи им, какие] наказания [полагаются за нарушение] запретов, [перечисленных выше] торат коѓаним, кдошим, 7; йевамот, 55а. .

     запреты, к которым тора возвращается в этой главе, уже перечислены в главе 18. но если там были названы сами запреты, то здесь – наказания за их нарушения. раши видит намек на это разделение материала между главами в построении фразы: она начинается с союза ו ве – «и». таким образом, вся эта глава привязана к предыдущим текстам и дополняет их.

    מות יומת «…пусть будет умерщвлен…» – [будет казнен по приговору] суда. а если суду недостает власти, то ему поможет народ торат коѓаним, кдошим, 4. .

     стих можно было бы понять так, что народ казнит преступника по приговору суда, забрасывая его камнями. но раши обращает внимание на то, что при таком понимании стих оказывается избыточным. если сказано, что человек будет казнен, зачем отдельно отмечать, что он будет предан смерти? и действительно, в другом месте сказано лаконично: «и забросают… камнями… и умрет…» дварим, 21:21. , но в этом стихе приведено не избыточное описание казни, а описание двух ее вариантов: преступник будет казнен по приговору суда, а если у судей не будет достаточной власти – то народом.

    עם הארץ «…народ земли…» – это народ, ради которого была сотворена [вся] земля. это народ, которому суждено унаследовать землю [израиля] благодаря тому, что они будут исполнять эти заповеди торат коѓаним, кдошим, 4. .

     в стихе сказано «народ земли», причем второе слово отмечено определенным артиклем. слово «земля» с определенным артиклем может означать определенную землю, обычно – землю израиля, как во втором комментарии, а может означать также и всю землю, то есть планету земля, как сказано в первом комментарии. как первый, так и второй комментарий трактуют здесь выражение «народ земли» как «народ израиля», в полном соответствии с переводом онкелоса. в этом стихе, согласно пониманию раши, нет уничижительного значения «невежда», которое приобрело словосочетание עם הארץ ам ѓаарец в эпоху мишны.

  3. Я обращу Свой гнев на этого человека и отторгну его из среды народа —за то, что он отдал своего ребенка Молеху, оскверняя Мое Святилище и бесчестя Мое святое имя.
    וַֽאֲנִ֞י אֶתֵּ֤ן אֶת־פָּנַי֙ בָּאִ֣ישׁ הַה֔וּא וְהִכְרַתִּ֥י אֹת֖וֹ מִקֶּ֣רֶב עַמּ֑וֹ כִּ֤י מִזַּרְעוֹ֙ נָתַ֣ן לַמֹּ֔לֶךְ לְמַ֗עַן טַמֵּא֙ אֶת־מִקְדָּשִׁ֔י וּלְחַלֵּ֖ל אֶת־שֵׁ֥ם קָדְשִֽׁי
    Раши

    и я обращу мой лик на того человека и отторгну его из среды его народа за то, что он дал из своих потомков молеху, чтобы осквернить мое святилище и хулить мое святое имя.

    אתן את פני «…обращу мой лик…» – [можно вместо «мой лик» – פני панай

    прочесть] פנאי пнай – «все мое время и внимание». [всевышний говорит]: оставлю все мои дела и займусь им там же. см. раши к ваикра, 17:10 .

     раши не принимает перевод онкелоса («обращу свой гнев»). он не считает возможным сочетание глагола «дать», «даровать» (а в стихе сказано буквально «дам лицо свое») с чем-то негативным. по его мнению, «даровать гнев» – внутренне противоречивое словосочетание. поэтому, следуя мидрашу, он толкует стих так: «я обращу все свое внимание на того человека».

    באיש «…на того человека…» – но не на [все] общество, ведь все общество не карается наказанием карет торат коѓаним, кдошим, 4. .

    כי מזרעו נתן למלך «…за то, что он дал из своих потомков молеху…» – сказано: «…кто проводит своего сына или свою дочь сквозь огонь…» дварим, 18:10. – [отсюда видно, что это действие запрещено совершать с сыном или дочерью, но] откуда [известно, что это запрещено и по отношению к] сыну сына или сыну его дочери? тора говорит: «за то, что он дал из своих потомков молеху». а откуда [известно, что запрет распространяется также] на незаконных потомков? тора говорит: «…отдавшего из своих потомков молеху…» ваикра, 20:4. ,  торат коѓаним, кдошим, 4; санѓедрин, 64б.

     о грехе, заключающемся в том, что некто отдал своих потомков молеху, сказано трижды, в стихах 2–4. таким образом, два из трех упоминаний представляются излишними. раши, следуя мидрашу и талмуду, выводит из каждого избыточного оборота по одному законоположению: из первого – что запрет касается не только детей, но и потомков, из второго – что это касается и потомков от нелегитимных связей.

    למען טמא את מקדשי «…чтобы осквернить мое святилище…» – [что же здесь названо святилищем? всевышний говорит: «это] община израиля, которая посвящена, [то есть безраздельно принадлежит], мне» – как сказано: «…он не должен бесчестить мои святыни…» ваикра, 21:23.

     в 23-м стихе следующей главы говорится о священнике с телесными недостатками. разумеется, слова «и не осквернит мое святилище» в этом контексте нельзя отнести к храму: служение священника с телесными недостатками не создает нечистоту, которая может осквернить храм. и там, и

    тут, говорит раши, речь идет о народе израиля, всецело посвященном всевышнему см. ирмеяѓу, 2:3. , как посвящается (в еврейской традиции) жена мужу. и служение молеху, о котором здесь идет речь, нарушает эту исключительную связь, оскверняет народ израиля, святилище всевышнего.

  4. Если жители этой страны отвратят взор от человека, отдавшего своего ребенка Молеху, и не умертвят его,
    וְאִ֡ם הַעְלֵ֣ם יַעְלִ֩ימוּ֩ עַ֨ם הָאָ֜רֶץ אֶת־עֵֽינֵיהֶם֙ מִן־ הָאִ֣ישׁ הַה֔וּא בְּתִתּ֥וֹ מִזַּרְע֖וֹ לַמֹּ֑לֶךְ לְבִלְתִּ֖י הָמִ֥ית אֹתֽוֹ
    Раши

    если же народ земли, отводя, отведет свои глаза от того человека, отдавшего из своих потомков молеху, не умерщвляя его,

    ואם העלם יעלימו «если же… отводя, отведет…» – [повторение глагольного корня означает, что] если они отведут глаза от одного [из его преступлений], то в конце концов отведут и от многих других.

    если малый санѓедрин суд из двадцати трех мудрецов заседал во всех городах израиля. отведет [глаза от его преступлений], то и большой санѓедрин верховный суд из семидесяти одного мудреца заседал в иерусалиме, его полномочия были значительно шире, чем полномочия малого санѓедрина. отведет торат коѓаним, кдошим, 4. .

     оборот העלם יעלימו ѓалем ялиму можно было бы перевести и как «если же закроют», то есть как усиление значения глагола. раши же показывает, что речь идет о возможности и даже неизбежности двух сокрытий: закроешь глаза на одно – закроешь и на многое другое, низшая инстанция проявит безучастность, высшая последует ее примеру.

  5. то Я обращу Свой гнев против того человека и его семьи и отторгну из среды народа и его самого, и всех пошедших за ним на блуд с Молехом.
    וְשַׂמְתִּ֨י אֲנִ֧י אֶת־פָּנַ֛י בָּאִ֥ישׁ הַה֖וּא וּבְמִשְׁפַּחְתּ֑וֹ וְהִכְרַתִּ֨י אֹת֜וֹ וְאֵ֣ת| כָּל־הַזֹּנִ֣ים אַֽחֲרָ֗יו לִזְנ֛וֹת אַֽחֲרֵ֥י הַמֹּ֖לֶךְ מִקֶּ֥רֶב עַמָּֽם
    Раши

    то я обращу мой лик на того человека и на его семью и исторгну его и всех заблудившихся вслед за ним, блудящих за молехом, из среды их народа.

    ובמשפחתו «…и на его семью…» – сказал рабби шимон: а семья в чем согрешила, [чтобы и ее наказывать]?! [поговорка] учит тебя: «если в семье есть [один] мытарь, то и все остальные [члены семьи] – мытари». они все его покрывают там же. .

     сборщик налогов (мытарь) упомянут потому, что эта работа была одной из самых позорных швуот, 39а; недарим, 29а. . сбор налогов брался на откуп, и мытарь был заинтересован не в исполнении законов, а в сборе максимальной суммы податей. мытари преследовали людей, отнимали у них имущество, а порой и свободу. имя мытарей было настолько замарано в общественном мнении, что от них не принимали милостыню, и они не могли даже свидетельствовать в еврейском суде тора тмима. . мидраш, на который опирается раши, не имеет в виду, что в семьях сборщиков налогов все работают именно по этой части. скорее имеется в виду круговая порука, в рамках которой каждый из родственников мытаря защищает его, как самого себя, становясь, таким образом, «сборщиком налогов» там же. .

    והכרתי אותו «…и исторгну его…» – почему [это] сказано? из слов «и на его семью» я мог бы заключить, что вся семья [подлежит наказанию] карет. нет, тора говорит: [только] «его [исторгну»]. он будет наказан карет, а вся семья – не посредством карет, но страданиями торат коѓаним, кдошим, 4. .

     наказание карет за грех служения молеху установлено в этой же главе: «…и отторгну его из среды его народа…» см. ваикра, 20:3. зачем же здесь это повторено? чтобы исключить возможность распространения этого наказания на всю семью.

    לזנות אחרי המלך «…блудящих за молехом…» – [наказание] распространяется и на [служение] любому другому идолу, если служение ему совершено так, [как служат молеху], даже если это не [является принятым образом] служения этому идолу торат коѓаним, кдошим, 4; санѓедрин, 64а. .

     существуют две возможности служения идолам, и они являются преступлениями разной степени тяжести.

    1) служение идолу может совершаться определенным, принятым в данном культе способом. например, перед пeopoм люди обнажались, а к скульптурным изображениям меркурия клали камни см. раши к дварим, 12:30. .

    2) служение может также совершаться несвойственным этому культу способом, например преклонением колен или воскурением благовоний там, где это не принято.

    вернемся к комментируемому стиху: ранее уже многократно говорилось о запрете служения молеху. что же могут означать здесь слова: «блудить за молехом»? раши приводит мидраш, в соответствии с которым этот оборот относится к служению иным идолам тем способом, которым служат обычно не им, а молеху.

  6. И на того, кто обращается к некромантам и знахарям, совращаясь с ними, Я обращу Свой гнев —и отторгну его из среды народа.
    וְהַנֶּ֗פֶשׁ אֲשֶׁ֨ר תִּפְנֶ֤ה אֶל־הָֽאֹבֹת֙ וְאֶל־הַיִּדְּעֹנִ֔ים לִזְנֹ֖ת אַֽחֲרֵיהֶ֑ם וְנָֽתַתִּ֤י אֶת־פָּנַי֙ בַּנֶּ֣פֶשׁ הַהִ֔וא וְהִכְרַתִּ֥י אֹת֖וֹ מִקֶּ֥רֶב עַמּֽוֹ
  7. Освящайтесь и будьте святы, ибо Я —Господь, ваш Бог!
    וְהִ֨תְקַדִּשְׁתֶּ֔ם וִֽהְיִיתֶ֖ם קְדשִׁ֑ים כִּ֛י אֲנִ֥י יְהוָֹ֖ה אֱלֹֽהֵיכֶֽם
    Раши

    и освящайте себя, и будьте святы, ибо я – господь бог ваш.

    והתקדשתם «и освящайте себя…» – это [сказано об] отказе от служения идолам торат коѓаним, кдошим, 4. .

     понятие святости в иудаизме касается, прежде всего, действий человека. поэтому требование «освящайте себя» требует конкретизации: какие именно действия освящают человека.

Поделиться
Отправить

Обсуждение закрыто.

Суть еврейских праздников. Шавуот: Тора жизни

Введение Торы в рамки религиозной концепции (неважно, осуществляется ли оно ее критиками или приверженцами) гибельно для нее, ибо подразумевает отказ от ее сущности как Торы и превращение ее во что‑то иное — в одну из распространенных в мире религий. Восприятие Торы как религии означает не только ограничение ее определенной областью, но и лишение ее полноты жизни.

Недельная глава «Насо». Стремление к миру

«Шалом» — не просто отсутствие войны или раздоров. Это слово означает целостность, совершенство, слаженную работу сложноустроенной системы, гармоничное многообразие, состояние, когда каждый элемент занимает надлежащее место и существует в ладу с физическими и нравственными законами вселенной: «Мир — это нить милости, исходящая от Него, да прославится Он, соединяющая вместе всех существ, небесных, промежуточных и низших. Мир — основа и опора для реальности и уникального существования каждого из них»