Слово раввина

Делай что должен — и будь что будет

Берл Лазар 22 марта 2017
Поделиться

Едва ли не главной проблемой в развитых странах становится сегодня растущее разочарование в том, что принято называть «либеральными ценностями». Люди говорят: «Миром управляет истеблишмент — в диктатурах с помощью армии и полиции, в демократиях с помощью политтехнологов и пропагандистов. Все решения принимаются на уровне элит. Я ни на что повлиять не могу». Соответственно, либо они просто опускают руки, либо начинают поддерживать радикалов, предлагающих взорвать существующие общественные институты.

На самом деле это две стороны одной медали: если человек считает, что в рамках существующей системы он бессилен, лишен свободы выбора, у него возникает желание всю систему «разрушить до основанья». Мы в России не хотим повторения пройденного. Но тогда остается главный вопрос: что я могу? что такое лично для меня свободный выбор?

Наши мудрецы дали на этот вопрос ответ без малого две тысячи лет назад. «Все предопределено, но нам дана свобода выбора: мир будет судим по добрым делам, и все будет измеряться по множеству деяний».

Принцип предопределенности — это куда более серьезно, чем самовластные действия какого‑то истеблишмента. Это значит, Б‑г изначально знает все, что каждый из нас сделает в тот или иной конкретный момент. Более того, Он изначально знает все, что произошло, происходит и произойдет в мире. Бешт говорил: «Даже если маленький ветерок сорвет один листок с дерева — это все от Всевышнего».

Но что тогда остается от свободы выбора? А ведь это наше главное преимущество, то, что отличает человека от всех остальных созданий Б‑жьих! Именно благодаря свободе выбора мы можем получить от Б‑га награду за хорошие поступки или наказание за дурные. На этом основана вся Тора, на этом основана вся человеческая мораль — те вечные ценности, которые позволяют нам оставаться людьми.

Однако противопоставление предопределенности и свободы воли — кажущееся. Б‑г действительно знает обо всех наших поступках, в том числе о поступках будущих. Но Его знание отличается от нашего — просто потому, что Б‑г существует вне времени. Он, что называется, «присносущий»: пребывает одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Недаром предопределение в мишне обозначено словом, буквально означающим «увидено»: Б‑г видит то, что мы сделали, что делаем и что еще только будем когда‑то делать! Б‑г видит, знает — и не раскрывает это знание миру людей: потому что Он дал нам свободу выбирать те или иные поступки.

И мы действительно выбираем: каждый день, каждый час выбираем из множества возможностей. Каждый раз принимаем во внимание множество факторов, начиная от личного или группового интереса и кончая нормами морали и желанием сделать угодное Г‑споду. Выбор каждый раз находится в наших собственных руках, а не в руках Б‑жьих. Б‑г видит всё и понимает, к чему приведет каждый наш поступок, — нам же дана возможность в том или ином случае выбирать правильно. Мы в ответе за все наши поступки — и Б‑г судит нас «по добрым делам».

Поэтому отказ от действий — это не отказ от выбора: это тоже выбор, только заведомо неправильный. Если Б‑г дал нам такой ценный подарок, как свободу воли, мы должны использовать его по максимуму! Рамбам учит, что «лучше пожертвовать сто раз по одной монете, чем один раз сто монет»: здесь имеет значение не только (может, и не столько) сумма пожертвованного, сколько наша собственная установка на то, чтобы как можно чаще совершать добрые дела.

И сильно ошибается тот, кто думает, что его индивидуальные действия «ни на что не влияют». Мы заведомо не можем знать, чем эти действия отзовутся в будущем — для нас лично, для нашего ближайшего окружения, а иногда и для всего мира. Бешт говорил: «Иногда душа нисходит в этот мир на 70–80 лет, только чтобы сделать одно доброе дело для одного человека». Ведь может случиться так, что некто помог одному человеку, а тот благодаря этой помощи спас множество людей. Б‑г видит и знает всю бесконечную цепь добрых дел — и судит «по множеству деяний»: не только по нашим делам, но и по их благим последствиям.

Поэтому любые наши поступки — даже самые незначительные, даже те, которые кажутся другим людям бесполезными, — могут иметь огромное значение в Его глазах. Есть хасидская история, как однажды случился шторм и выбросил на берег множество медуз. Пришел мальчик, начал брать медуз по одной и бросать снова в море. Люди смотрели и пожимали плечами: «Что ты изменишь, спасешь от силы несколько десятков, а тут их десятки тысяч!» На что мальчик ответил: «Да, но для этой конкретной медузы, которую я сейчас возвращаю в воду, изменилось очень многое…»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Любить Б-га — ​значит любить человека

Все мы, разумеется, за справедливость, за права угнетенных, за толерантность к другим взглядам, другим культурам и обычаям. Но никакие возвышенные идеи не могут служить оправданием убийства. Где начинается кровь, там толерантность заканчивается. Убийца должен быть безжалостно изъят из человеческого сообщества.

Мишна для информационного века

Мы чувствуем, что на коммуникацию уходит все больше времени, а пользы, пожалуй, не слишком много… Обращаемся к нашим мудрецам за советом — и с удивлением обнаруживаем, что им эта проблема была знакома почти две тысячи лет назад, когда никаких технических средств передачи информации не было и в помине.

«К каждому человеку относись с радостью»

Существует хасидская притча о царе, который пользовался всенародной любовью. Вообще‑то с царями это редко бывает, поэтому все спрашивали, как ему удалось добиться такого. Очень просто, отвечал царь: я никогда не считал своих подданных ниже себя, у каждого есть что‑то, чего недостает мне, поэтому я рад каждому.