9 апреля 2015
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Натан Альтман. Иллюстрация «Мечта о козе‑кормилице» к рассказу Шолом‑Алейхема «Заколдованный портной». 1963[/phead]
[part]

Альтман

Москва, Государственный литературный музей,

до 24.4

В рамках проекта «Художники в Доме Остроухова» показывают работы Натана Альтмана (1889–1970), это первая персональная выставка художника за 38 лет.

Экспозиция в Трубниковском, подготовленная музеем вместе с галереей ГРОСart, сосредоточена прежде всего на иллюстрациях и театральных работах Альтмана, большинство из них публика раньше не видела. Все они происходят из московской коллекции Виктора Горбика и обладают безукоризненной историей: многое из показываемого принадлежало приемному сыну художника, профессору петербургского университета Дмитрию Малаховскому.

Публика знает Альтмана в первую очередь по нескольким хрестоматийным вещам, за последний век у него было лишь полдюжины персональных выставок, включая посмертные. Такая статистика может показаться странной, но причиной этому, вероятно, стилистическая всеядность самого Альтмана. Во время недолгого пребывания в Париже, а также Вене и Брюсселе в 1910–1911 годах он успел прикоснуться ко многим новым «измам» в искусстве, но ни один из них, судя по его дальнейшей творческой биографии, так и не стал своим. Хотя некоторые портреты — прежде всего Ахматовой (1914, Русский музей) — выглядят классикой советского авангарда, скульптура хранится в Третьяковке, а прижизненными рисунками Ленина могли похвастаться немногие современники (у Альтмана вождь получился небронзовым, потому рисунки долго не печатали), после войны художник переключился на театральные декорации и книжное иллюстрирование. Это не было радикальной сменой амплуа, заниматься сценой и книгами он начал еще в 1920‑х. Так, Алексей Грановский в 1921 году пригласил его на постановку «Мистерии‑буфф», а в «Габиме» он оформил спектакль Евгения Вахтангова по пьесе Ан‑ского «Гадибук» (1922); с 1924‑го по 1928‑й был главным художником ГОСЕТа.

Среди выставленного — иллюстрации к повести «С ярмарки» (1948) и рассказу «Заколдованный портной» (1963), а также к «Еврейскому счастью» Шолом‑Алейхема (1925). Есть и эскизы костюмов к спектаклю «Отелло» (1940), и пейзажи Крыма, Нормандии и Верхней Савойи 1930–1940‑х годов.

[/part]
[phead]Хаим Сокол. «Каждая пуля, которую вы впускаете в нас, превращается в букву». Инсталляция. 2014.Собрание художника[/phead]
[part]

Рассказы двух городов

Вена, Еврейский музей,

до 19.4

Небольшая, но насыщенная выставка состоит из работ шести современных австрийских и российских авторов, таких как Ольга Житлина, Алиса Йоффе и Ганс Вайганд. Произведения, созданные на основе так называемых «меморабилей» — подлинных исторических предметов, из которых возникают новые артефакты, хранятся как в коллекции Венского музея, так и в российском обществе «Мемориал», некоторые выполнены специально для выставки (прошлой осенью в Москве ее первую версию показывали меньше трех недель).

Темой проекта стали история, память и забвение. Потому на увеличенном групповом снимке, выбранном Зенитой Комад из архива «Мемориала», можно видеть выскобленные, как на многих других советских снимках 1930‑х, лица — вместо них изнутри фотографии светят лампочки. А для инсталляции «Каждая пуля, которую вы впускаете в нас, превращается в букву» Хаим Сокол перелил свинцовые пули, которыми в годы Первой мировой стреляли по евреям Австро‑Венгрии, в печатные литеры.

[/part]
[phead]Ювеналий Коровин. В международном ателье. 1957. ГТГ[/phead]
[part]

Другой Коровин

Москва, Государственная Третьяковская галерея,

до 19.4

Ученик Константина Истомина, Ювеналий Коровин (1914–1991) вошел в историю искусства не только как живописец, но и как первоклассный иллюстратор, автор ключевых советских издательств. Печатался он и в тиражных журналах «Огонек» и «Вокруг света».

С его рисунками издавались Гоголь и Салтыков‑Щедрин, Маяковский и Агния Барто. Выходили с его иллюстрациями и книги Самуила Маршака — детские (на выставке показывают «Почту»), а не ранние, когда Маршак, пригретый Стасовым и Горьким, был откровенным сионистом, писал стихотворения в память о Теодоре Герцле и Марке Антокольском (кантату на последний текст сочинили Глазунов и Лядов), совершал поездку в Эрец‑Исраэль и переводил с идиша и иврита Хаима‑Нахмана Бялика. Маршак и позднее переводил еврейских авторов, но почти все эти тексты увидели свет уже после смерти поэта, как и цикл «Песни гетто», и ходивший в списках едкий ответ Алексею Маркову по поводу «Бабьего Яра» Евтушенко.

Тем временем в главном здании Третьяковки в Лаврушинском до 12 апреля открыта «Магия тела» — среди 200 работ выставили графику Серова и Петрова‑Водкина, Фалька и Кончаловского, Зальцмана и Вейсберга.

[/part]
[phead]Александр Бродский, Илья Уткин. Гора с дырой (фрагмент). Офорт. 1987–1990. Коллекция Юрия Аввакумова[/phead]
[part]

Бумажная архитектура

Москва, ГМИИ им. Пушкина,

до 12.4

Феномен советской «бумажной архитектуры» ограничен одним десятилетием. Ее первый успех связан с 1982 годом, когда Михаил Белов и Максим Харитонов выиграли международный конкурс «Дом‑экспонат на территории музея ХХ века», организованный журналом «Japan architect». Их работы отобрали и кураторы нынешней выставки в Музее личных коллекций Анна Чудецкая и Юрий Аввакумов, сам знаменитый «бумажник». Здесь много проектов не только музеев, но и разного рода кладбищ и кенотафов — традиция, восходящая к итальянским прародителям жанра. Гравюры Пиранези, его предшественников и последователей XVII—XVIII веков соседствуют с офортами мастеров наших дней, в том числе не участвовавших в журнальных конкурсах, как Вячеслав Петренко (на одном из офортов его серии «Фигуры пространства» можно найти воображаемую «площадь Марка», названную в честь Шагала). Представлены и проекты знаменитого творческого дуэта «бумажников» — Александра Бродского и Ильи Уткина. Сегодня они работают самостоятельно; Бродский создал в последние годы ряд блистательных инсталляций, о его большой ретроспективе мечтают многие поклонники.

[/part]
[phead]Студия Надара. Клео де Мерод (полное имя Клеопатра‑Диана де Мерод), танцовщица Парижской оперы. 1894. © JMW[/phead]
[part]

Феликс и Поль Надары

Москва, Дом фотографии / Мультимедиа Арт‑Музей,

до 26.4

Отец и сын Надары — едва ли не самая известная фотосемья в мире. Они запечатлели буквально всю парижскую богему второй половины XIX — начала ХХ века, от Шарля Бодлера и Альфонса Доде до Клода Мане и Марселя Пруста. Было портретировано и окружение последнего, не так давно появился альбом «Мир Пруста», составленный из снимков прежде всего младшего Надара.

Нынешняя выставка — пять лет назад ее уже показывали во французском Туре — состоит из портретов актеров и других знаменитостей. Особое место здесь занимают изображения Сары Бернар, любимой модели Надаров. Как и другая великая еврейская актриса Франции, Рашель (обе в свое время с успехом гастролировали в России), Сара Бернар была велика в трагических ролях. Феликс Надар начал снимать ее еще в середине 1860‑х, когда о славе Бернар только мечтала; отец и сын сопровождали ее на протяжении всей карьеры.

Надаров показывают в рамках девятой биеннале «Мода и стиль в фотографии». В ее программе также выставка «Альфред Эйзенштедт. Отец фотожурналистики», она откроется 15 апреля в Еврейском музее.

[/part]
[phead]Фрагмент выставки «Грамматика свободы /пять уроков». Март 2015[/phead]
[part]

Грамматика свободы

Москва, Музей современного искусства «Гараж»,

до 19.4

Собрание Музея современного искусства Любляны — на удивление качественное, по нему можно изучать историю искусства стран Восточной Европы и бывшего СССР последних полувека. Пять глав, посвященных как истории тела, так и трудностям, представленным в качестве объединяющей силы, объединили около 60 авторов и художественных групп, включая Илью Кабакова (инсталляция «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта», 1997), Юрия Лейдермана, Виталия Комара и Александра Меламида.

Есть и «Психоделическое вторжение броненосца «Потемкин» в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна», видео одессита Александра Ройтбурда (1998), автора серии портретов знаменитостей разных стран и эпох, от Пушкина и Гагарина до «Битлз», носящих капелюши, кнейчи и талиты.

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

Независимое еврейское царство в Африке, расположенное на северо-западе современной Эфиопии, как полагают, существовало около 300 лет, на пике своего развития охватывая территорию, почти равную площади современного Израиля. Со временем о нем сложились легенды, которые распаляют воображение. Но никто не нашел реальных доказательств и конкретных свидетельств, подтверждающих существование царства

Пятый пункт: и снова бой, дежавю, между Йиппи и Уоллесом, выборы 1968 и 2024, Генкин

Как оценить политику американских демократов в отношении Израиля? Что общего между президентскими выборами в США в 1968 и 2024 годах? И какую роль играли евреи в американском леворадикальном движении? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Набоков: история любви

Владимир Набоков был исключительным космополитом, однако мало кто знает, что всю жизнь он заступался за евреев и симпатизировал им. Набоков так и не попал в Израиль, но вполне понятно, почему драма «возрождения» Израиля так его привлекала. По словам Альфреда Казина, «Набоков отличается от прочих писателей тем, что у него не было страны, кроме него самого. Он единственный из беженцев, кому удалось превратить отсутствие государства в абсолютную силу». Израиль предложил решение для одного из случаев отсутствия государства — а именно случая евреев