Широко известно, что Девятое ава — траурная дата еврейского календаря, что в этот день в память о разрушении Первого и Второго храмов иудеи держат суточный пост; что вообще весь период с 17 тамуза (когда в городской стене была пробита первая брешь) до 9 ава — тяжелое для еврейского народа время. Два других поста — пост Гедальи и пост 10 тевета — также связаны с различными этапами этого же катастрофического процесса, но основные бедствия происходили в период «бейн а‑мецарим», «меж теснин», как принято называть в нашей традиции эти дни — во второй половине месяца тамуз и первой декаде ава.
Причем это время зарекомендовало себя как «плохое», «трагическое» еще в период Исхода. Два подробно описанных в Пятикнижии эпизода — а именно поклонение золотому тельцу и отказ входить в Обетованную землю — произошли в те же самые даты: 17 тамуза и 9 ава. Они без труда вычисляются согласно указанной в Торе датировке событий. Проведя на Синае сорок дней, Моше спустился 17 тамуза со скрижалями Завета в руках и… разбил их, обнаружив, что народ поклоняется золотому идолу. А через год, 9 ава, проведя в Эрец‑Исраэль сорок дней, вернувшиеся разведчики дали приправленный богатой фантазией отчет, после чего еврейский народ запросился назад в Египет. Мы читаем: «Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую обозрели… И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египта или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г‑сподь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: назначим начальника и возвратимся в Египет» (Шмот, 13:31–14:4).
В результате народ был задержан в пустыне на сорок лет, а напрасным слезам («и подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь»), согласно мидрашу, Всевышний и подобрал веский повод — в дальнейшем 9 ава стало днем более чем обоснованных слез.
Вроде бы как после всего этого не сказать, что тамуз и ав — это «плохое время» для евреев? И действительно, даже в еврейском законодательстве нашло отражение ожидание неприятностей в этот период, ведь алаха советует не вести тяжбы и не начинать новые дела в эти дни. Тем не менее это вовсе не однозначно. Если 17 тамуза и 9 ава еврейским народом действительно были совершены ошибки, то вовсе не потому, что время было плохое, а потому, что народ проявил преступное легкомыслие. Время как раз было более чем подходящее. В самом деле, ведь если бы эти срывы (полностью остающиеся в суверенном пространстве человеческой свободы) не произошли, то даты 17 тамуза и 9 ава были бы датами двух великих праздников — получения скрижалей и вхождения в Эрец‑Исраэль!
Другими словами, согласно первоначальному плану Творца, время от середины месяца тамуз до середины месяца ав было задумано как благоприятное («эт рацон»), предназначенное для великих торжеств, радости и веселья. И по слову пророка, однажды так и случится: «Так сказал Г‑сподь Ц‑ваот: пост четвертого (месяца), и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими» (Зхарья, 8:18).
Так в событиях четвертого (тамуз) и пятого (ав) месяцев проступает глубина пророческого смысла Писания. В событиях, происходивших в тамузе и аве, с особой ясностью усматривается значение пророческого видения в еврейской истории — с одной стороны, открытой и напрямую связанной с человеческой свободой, а с другой — «расписанной» как по нотам.
Поколения, пережившие гибель Иерусалима, находились под большим впечатлением от этого рокового сочетания дат; они видели знак, знамение в том, что самые тяжкие бедствия происходили именно в тот день, когда согрешили их предки. В самом деле, в этом совпадении легко усматривается воля Провидения, проявление того, что даже в момент наказания, в момент, казалось бы, полного сокрытия Лика Творца, Он остается рядом. Как бы то ни было, в этих знамениях явственно проступает внутренняя цельность еврейской истории: даже когда пророческий дух иссяк, прежние откровения остаются в силе и продолжают направлять историю.
Чтобы лучше оценить уникальную силу включенных в Танах пророчеств, стоит обратить внимание на то, что в целом людей отличает удивительная неспособность предвосхищать как близкое, так и отдаленное будущее. Бывают ясновидящие, которые порой действительно как‑то угадывают судьбы отдельных людей, но в отношении крупных исторических событий все они попадают пальцем в небо. Рациональный анализ тоже не лучший помощник в этой сфере. Тысячи аналитиков строят множество убедительных прогнозов, но обыкновенно происходит именно то, чего никто не ожидал.
В своей книге «Самопознание» Бердяев приводит следующий пример: «Приблизительно за месяц до февральской революции у нас в доме сидели один меньшевик и один большевик, старые знакомые, и мы беседовали о том, когда возможна в России революция и свержение самодержавной монархии. Меньшевик сказал, что это возможно, вероятно, не раньше чем через 25 лет, а большевик сказал, что не раньше чем через 50 лет».
А после того, как власть захватили большевики, какой находящийся в здравом уме человек мог подумать, что они удержатся у власти хотя бы несколько лет? А потом, после того как они все‑таки удержались, могли ли мудрые люди предвидеть, что КПСС заявит о самороспуске? А был ли в Европе не то что в 70‑х, но даже в 80‑х годах прошлого века хоть один человек, который бы предвидел, что его континенту угрожает исламизация?
Между тем то, что происходило и происходит с еврейским народом на протяжении тысячелетий, в значительной мере предвосхищено Торой, как, например, такой образ еврея: «И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г‑сподь» (Дварим, 28:37).
Обычно мы воспринимаем сказанное там как должное: все верно; именно так евреев и воспринимают. Однако даже тысячу лет спустя после того, как эта фраза была записана, слово «еврей» вовсе не вызывало таких ассоциаций! Восприятие еврея как «притчи и посмешища» возникло только в позднеантичную эпоху, а по‑настоящему так только в период Возрождения.
Но особенно впечатляют, конечно, пророчества, связанные с рассеянием еврейского народа и его возвращением. Предсказания эти беспрецедентны. Внешне они выглядят совершенно вздорными и фантастическими, и тем не менее они в точности воплотились, причем через тысячелетия: «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами» (Ваикра, 26:32‑43).
«И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г‑сподь, Б‑г твой, И обратишься ты к Г‑споду, Б‑гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всею душою твоею: Тогда возвратит Г‑сподь, Б‑г твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г‑сподь, Б‑г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г‑сподь, Б‑г твой, и оттуда возьмет тебя» (Дварим, 30:3‑4).
Немало народов было изгнано и рассеяно по свету, но через два‑три поколения они уже не стремились вернуться на свою родину, а со временем, как правило, и вовсе сливались с местным населением. Только с евреями случилось так, как написано в их книге.
А неприятие мировым сообществом Государства Израиль? Сионисты видели в создании еврейского государства панацею от антисемитизма, между тем еще в самом начале эпохи Второго храма Всевышний говорил через пророка: «И соберу все народы на войну против Иерусалима» (Зхарья,14:2).
Удивительные слова! Как их можно было в ту пору — в VI веке до н. э. — вообще выговорить? Во‑первых, тогда народы все вместе не собирались и даже не подозревали, что они могут представлять собой что‑то целое (древняя еврейская идея о единстве человечества пришла в греческие головы только при Александре Македонском), а во‑вторых, в то время о евреях никто ровным счетом ничего не слышал. Греческий историк Геродот, живший веком позже Зхарьи, как известно, о евреях ни словом не обмолвился.
Этот ученый объездил края Ойкумены от Аравии («Есть в Аравии местность, расположенная примерно около города Буто, куда я ездил, чтобы разузнать о крылатых змеях…» [История, 2:75]) до Каспия («Каспийское море — это море совершенно особого рода. Длина его — пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — восемь дней. На западе оно граничит с Кавказским хребтом — самой обширной и высокой из всех горных цепей» [там же, 1:203]), от Индии («…в полдень в Индии солнце припекает почти так же сильно, как и в других странах» [там же, 3:104]) до истоков Нила («…я сам доходил до города Элефантины… Здесь Нил усеян острыми утесами, так что плавание невозможно. Пройдя за 40 дней эту страну, садишься на другую барку» [там же, 2:27‑29]).
Описывает он и Эрец‑Исраэль, однако, во‑первых, евреев он в ней не приметил (впрочем, они, в массе своей, в ту пору еще оставались в изгнании), а во‑вторых, именует их землю «Палестиной». Вот один из примеров: «…финикияне, по их же словам, в древности обитали на Красном море, а впоследствии переселились оттуда и ныне живут на Сирийском побережье. Эта часть Сирии и вся область вплоть до Египта называется Палестиной (Παλαιστίνη)» (там же, 7:89).
Ну как, в самом деле, во времена Зхарьи можно было воображать, будто бы «соберутся все народы на войну против Иерусалима»?
Но вот в наши дни это действительно происходит. Все народы, все как один, под видом «защиты прав» выдуманного племени «палестинцев», пытаются отобрать у евреев их древнюю столицу! Основная деятельность ООН (по крайней мере, по числу резолюций) направлена на разрушение Государства Израиль. Создается впечатление, что эта организация была специально создана для того, чтобы исполнилось пророчество Зхарьи «соберу все народы на войну против Иерусалима»!
Сегодня в глазах большинства людей иудаизм выглядит «национальной религией», чем‑то вроде секты, а потому и война против Израиля представляется им священной войной. Можно ли вообразить, будто бы все эти народы когда‑нибудь вдруг одумаются и последуют за евреями?
Но остается в силе слово Б‑га живого: «Так сказал Г‑сподь Ц‑ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите. Так сказал Г‑сподь Ц‑ваот: еще (будет время), когда придут народы и жители многих городов, И пойдут жители одного (города) к (жителям) другого, говоря: пойдем молиться Г‑споду и искать Г‑спода Ц‑ваота: пойду и я. И придут многие народы и сильные племена искать Г‑спода Ц‑ваота в Иерусалиме и молиться Г‑споду. Так сказал Г‑сподь Ц‑ваот: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б‑г» (Зхарья, 8:18‑23).
(Опубликовано в №268, август 2014)