Съезд во время войны

Ефим Джуринский 23 декабря 2014
Поделиться

С 12 по 13 ноября в киевской гостинице «Братислава» состоялся съезд евреев Украины. Мероприятие объединяло ряд так называемых «внеочередных отчетно‑выборных кон­ференций», которые впервые за этот неспокойный год собрали на общем форуме такие организации, как Ваад Украины, Еврейский совет Украины и Еврейский форум Украины, а также Общество еврейской культуры Украины, Сионистская федерация Украины и Всеукраинская ассоциация еврейских студентов Украины. Как отметил председатель Ваада Иосиф Зисельс, совместный съезд — это не только возможность общения друг с другом, но и значительная экономия средств. Официальные приветствия форуму направили президент Украины Петр Порошенко, глава правительства Арсений Яценюк и киевская мэрия. Свои приветствия форуму также передали главный раввин Днепропетровской области Шмуэль Каминецкий и президент «Объединенной еврейской общины Украины», глава Днепропетровской областной администрации Игорь Коломойский.

Несмотря на кажущееся единство, внутренние противоречия среди евреев Украины в последнее время не раз перерастали в противоречия политические. Долгое время одним из заметных лидеров еврейства на Украине был президент Еврейского совета Украины, президент Совета нацио­нальных меньшинств Украины, заслуженный работник культуры Украины Илья Михайлович Левитас. Вклад этого человека в еврейское возрождение колоссален: один только список еврейских памятников, украсивших улицы Киева по инициативе Ильи Михайловича, занял бы не менее двух газетных полос. После его ухода из жизни в августе 2014 года перед ЕСУ встали задачи: продолжить курс Левитаса и выбрать нового руководителя, который и был избран на нынешнем съезде. Новым президентом Еврейского совета Украины стал бизнесмен и меценат Александр Сусленский, а первым вице‑президентом ЕСУ — председатель черниговской областной еврейской общины Семен Бельман.

 

«Я доволен тем, что сумел удержать ситуацию, сделать все, чтобы не распалось то, что строилось годами. Это был мой долг, — сказал “Лехаиму” Семен Бельман, на плечи которого после ухода Ильи Михайловича легли все его обязанности, в том числе и редактура газеты “Еврейские вести”. — Илья Михайлович не подготовил себе замену. Он позвонил мне за несколько дней до смерти и сказал: “Забирай организацию и газету”. Мне помогали Иосиф Зисельс и Александр Сусленский. Еврейский совет Украины оказался без руководителя в тяжелом финансовом положении. Но самым сложным было найти человека, который согласился бы возглавить Совет. У меня не было такой возможности в силу того, что я не киевлянин. Я рад, что такой достойный человек нашелся».

Меценат и бизнесмен Александр Сусленский, возглавивший ЕСУ, принимая наши поздравления с вступлением в должность, отметил, что уместнее было бы выразить ему соболезнования в связи с новыми коммунальными хлопотами, выпавшими теперь на его долю. «Знаете, я и в приемных министров не привык ждать, а вчера вот 40 минут пришлось дожидаться начальника ЖЭКа», — посетовал Александр Семенович.

Интересно, что, по признанию некоторых участников форума, наметившееся объединение различных еврейских структур парадоксальным образом стало возможным именно после тяжелой утраты, постигшей ЕСУ. «Думаю, Левитас перевернулся бы в гробу, если бы узнал, с кем сейчас его соратники», — признался «Лехаиму» один из общинных лидеров.

 

Среди двухсот пятидесяти участников съезда в Киеве были и 102 делегата отчетно‑выборной конференции Ваада Украины из 23 областей страны. Делегаты заслушали отчетные доклады председателя Ваада Иосифа Зисельса и других руководителей программ и проектов, приняли поправки к уставу объединения, а также переизбрали руководство организации, включая Координационный совет и Президиум. Сопрезидентом Ваада Украины стал предприниматель и меценат Андрей Адамовский.

Изначально председательствующий Иосиф Зисельс объявил, что на съезде, как и на Майдане, будут говорить на двух языках — украинском и русском, однако, поразмыслив, добавил английский и иврит. По предложению Зисельса минутой молчания региональные общинные лидеры помянули Илью Левитаса и «трех евреев — героев Небесной Сотни», застреленных снайперами на Майдане: Иоси­фа Шилинга, Александра Щербанюка и Евгения Котляра, факт еврейства которых, мягко говоря, вызывает в общинах их городов некоторые сомнения.

«Наверное, кому‑то так нравится или так нужно. Я не говорила об этом на съезде, но семья Иосифа Шилера не только отрицает его еврейское происхождение, но и категорически отказалась от помощи еврейской общины, которая была им предложена», — поделилась с нами директор львовского «Хеседа‑Арье» Ада Дианова.

«Я был на похоронах Александра Щербанюка, — поддерживает львовянку черновицкий раввин Менахем‑Мендл Глицинштейн, — этот парень не имел еврейских корней, я присутствовал на похоронах не как раввин, погребение проходило полностью по христианским обычаям».

В еврейской общине Харькова также не знают Евгения Котляра, погибшего на Майдане и тоже объявленного на съезде евреем.

Для чего понадобилось посмертно приписывать еврейство отчаянным парням, отдавшим жизни во имя своих идеалов и застреленных снайперами неизвестно по чьему приказу? Вопрос остается открытым.

О новых задачах общины и о влиянии продолжающегося военного конфликта на евреев интересно и увлекательно рассказал Иосиф Зисельс:

 

Съезд проходит во время войны… Когда перед страной стоят такие вызовы, евреи, как и другие меньшинства, стремятся объединиться, чтобы вместе помочь стране, в которой они проживают. Если раньше мы ждали, какую помощь нам окажет Украина, то сегодня мы на длительное время должны об этом забыть. Мы все вместе обязаны подумать, чем мы можем помочь нашей стране.

Ожесточенную полемику вызвало предложение принять резолюцию, осуждающую «российскую агрессию против Украины». В частности, против принятия антироссийской резолюции выступил член правления николаевской еврейской общины, врач‑психиатр Игорь Грасевич.

«Наши общины не давали нам мандата на политические заявления, и подобные резолюции приведут к расколу еврейской общины Украины», — подчеркнул он, выступая на съезде. В итоге резолюция все же была принята большинством голосов.

Мы попросили Игоря Станиславовича поделиться с читателями «Лехаима» своими соображениями по этому вопросу.

 

— При голосовании за принятие резолюции выступили 37 делегатов, а против — 18. То есть треть делегатов была против ее принятия. Я считаю, что подобные заявления должны приниматься только путем консенсуса. В противном случае возможен новый раскол в еврейской общине Украины и все усилия съезда по ее объединению могут оказаться тщетны. Даже самый авторитетный лидер не имеет права принимать политические заявления от имени всех евреев своей общины, тем более от имени всех евреев Украины. Данные резолюции не обсуждались и не одобрялись внутри нашей общины, как, впрочем, и во всех остальных общинах, поэтому у делегатов от николаевской общины не было полномочий на принятие каких‑либо политических заявлений, тем более направленных против кого‑либо. Знаете, ко мне приходят евреи — ветераны Великой Отечественной войны с георгиевскими ленточками и говорят со слезами на глазах: «Мы воевали с нацизмом, сломали хребет нацистскому чудовищу, а нас теперь обзывают “колорадами”! Почему молчит Израиль и молчат США?!» В Николаеве в этом году не праздновали 9 мая! Впервые никто не поздравил ветеранов.

Принципы нашей деятельности — это решение собственно еврейских задач и максимальная деполитизация. Каждый из нас может придерживаться своих политических взглядов, участвовать в политической жизни, но только вне общины и, главное, без отождествления себя в этой деятельности с еврейской общиной. Однако некоторые наши общинные лидеры оказались сильно втянуты в политическое противостояние, в ту реальную войну, которая идет в Украине. Примеры приводить не буду — они общеизвестны. Для этих лидеров важна поддержка их деятельности всей общиной, пусть даже формальная, в виде заявлений, резолюций. Я понимаю то положение, в котором они находятся, не могу осуждать или одобрять их политические взгляды, но попытки втянуть в политические баталии еврейское сообщество поддержать не могу. Все сказанное мной не озна­чает, что еврейская община должна быть абсолютно индифферентна к политической ситуации в стране и на все закрывать глаза, особенно если это касается святых для каждого еврея вопросов.

 

Важной задачей съезда оказалось создание координационного совета всех еврейских организаций Украины для выработки единой политики евреев Украины по отношению к правительству и международным организациям. Заседание рабочей группы по этому вопросу состоялось 3 декабря. На нем было решено продолжить работу.

Первый вице‑президент Еврейского совета Украины Семен Бельман в ответ на нашу просьбу подвести итоги съезда сказал:

 

— Я смотрю в будущее с оптимизмом. Если впервые за 25 лет различные еврейские организации Украины смогли собраться вместе и заслушать доклады, это говорит о том, что наши дела не так уж плохи. Ведь раньше некоторые лидеры даже не здоровались друг с другом…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Guardian: История Максвелла Смарта. «В 10 лет я бежал от нацистов…»

Больше всего Смарт боялся не голода, не холода, не боли и не нацистов. «Одиночество: вот что было самое страшное». Чтобы как-то убить время, он часто мысленно рисовал лес. «Кажется, я придумал абстрактный экспрессионизм задолго до того, как он стал популярен. В моем воображении я был свободен». Смарт обращался к Б-гу с упреками: «Почему ты создал меня евреем? Для чего?» А «Б-г послал ему друга»...

Пятый пункт: «Хизбалла», изнасилование, фадиха Израиля, Лукашенко, все о синагоге

Чем «Хизбалла» угрожает Израилю? Как во Франции отреагировали на изнасилование еврейской девочки? И какие обвинения президент Беларуси предъявил евреям? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.

Раши был прав: компьютерный анализ подтвердил уникальный статус некоторых трактатов Талмуда

Сначала исследователи ввели в базу данных большой объем текста из двух Талмудов, что позволило алгоритму машинного обучения выучить обе версии арамейского языка. Затем исследователи предоставили компьютеру дополнительные неразмеченные разделы на арамейском языке из обоих Талмудов, и алгоритм смог точно определить происхождение текстов, подтвердив, что программа понимает лингвистические различия между ними. В конце концов были введены все трактаты обоих Талмудов