Трансляция

Bloomberg: Кто на самом деле угрожает Аль‑Аксе?

Эли Лейк 20 июля 2017
Поделиться

«ФАТХ» и «ХАМАС» заявили, что «Израиль угрожает священной мусульманской мечети», но ведь осквернили ее арабские террористы.

На протяжении многих лет самым щекотливым вопросом в израильско‑палестинском противостоянии был вопрос о статусе Храмовой горы в Иерусалиме. Мечеть Аль‑Акса находится на том месте, откуда, как верят мусульмане, Мухаммед вознесся на небо. У основания мечети находятся остатки внешней стены Второго Иерусалимского храма.

В свете этого террористическое нападение, совершенное 14 июля на этом сакральном месте, приобретает особое значение.

Трудно больше осквернить священное место, нежели превратив его в укрытие для вооруженных террористов, бежавших с места преступления. Кроме того, иерусалимская полиция сообщает, что террористы прятали оружие в комплексе мечетей Храмовой горы.

Эти события подрывают традиционную палестинскую претензию к израильтянам относительно Храмовой горы: мол, евреи угрожают сохранности мечети Аль‑Акса. Это можно услышать в речах палестинского президента Махмуда Аббаса, который безосновательно заявляет, будто еврейские поселенцы роют тоннели под Храмовой горой. Он жалуется на то, что «грязные ноги» ступают на эту святую землю.

Когда Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору в 2000‑м, это так разозлило палестинцев, что те начали вторую интифаду. В том же году Ясир Арафат создал военизированную группировку под названием «Бригада мучеников Аль‑Аксы», призванную убивать евреев во имя возвращения себе контроля над этим святым местом.

Здесь надо заметить, что мечеть Аль‑Акса, по преданию, построенная в 690 году, пережила крестовые походы, британскую колонизацию и власть Государства Израиль. В 1980‑е годы группа еврейских террористов планировала взорвать ее, но не осуществила этот замысел. Когда Израиль в результате Шестидневной войны 1967 года получил Храмовую гору, он решил оставить это место под управлением мусульманского религиозного совета — Иорданского вакфа.

И вот было совершено преступление, которое угрожало самим прихожанам этой мечети. Настоящая угроза Аль‑Аксе, как выяснилось, исходила не от еврейских поселенцев, а от израильских арабов. Поэтому важно посмотреть, как отреагировали палестинские лидеры.

Начнем с Аббаса. Он решительно осудил это нападение, отметив, что рядом со святынями нет места насилию. Другие представители его партии «ФАТХ» также не замедлили осудить теракт. А Айман Одех, лидер крупнейшей израильской арабской политической партии, после этого нападения осудил любые вооруженные действия против Израиля, исходящие от израильских арабов.

И это хорошо. Но спустя несколько дней после теракта опять проявились традиционные настроения. «ФАТХ» призвал ко «дню ярости». Может быть, имелась в виду ярость против вооруженных террористов, вторгшихся в святилище, или против тех, кто оплакивает их гибель? Нет. Протест направлен на Израиль за то, что после теракта израильская полиция поставила рамки металлодетекторов у подъема на Храмовую гору.

Впрочем, самый красноречивый ответ последовал от управляющего Газой «ХАМАС», отделения «Братьев‑мусульман» в Палестине. Представитель движения Сами Абу Зухи сказал, что теракт «был естественным ответом на израильский терроризм и осквернение израильтянами мечети Аль‑Акса».

Много чего можно сказать про «ХАМАС». Они убийцы, конечно же. Они фанатики. Они хотят подчинить население Газы исламскому праву. «ХАМАС» ответственен за изменения в характере палестинского освободительного движения в 1980‑е и 1990‑е: от антиколониальной борьбы до своего рода священной войны с целью вернуть себе Иерусалим.

А после этой реакции на теракт на Храмовой горе можно добавить еще одну характеристику к образу «ХАМАС»: лжецы. А как иначе? Как может думающий человек принимать пресловутое благочестие лидеров «ХАМАС» за чистую монету, если они вопят об «осквернении» святыни израильтянами и в то же время одобряют террористов, которые побежали в мечеть, беспорядочно паля из самодельного оружия?

По словам Мартина Крамера, историка из колледжа Шалем в Иерусалиме, теракт на Храмовой горе нарушил табу. «Как правило, мусульмане жалуются, что угроза мечети и мусульманским святыням исходит от евреев, — сказал он. — А тут мы видим, что люди сговорились тайком пронести оружие в это святое место и “ХАМАС” не осудил их. Наоборот, похвалил. Кто же на самом деле угрожает Аль‑Аксе?»

Отличный вопрос. Ответ заключается в том, что наибольшая опасность для одной из главных мусульманских святынь нынче исходит от палестинских фанатиков, которые утверждают, будто они борются за нее.

Оригинальная публикация: Terror at the Temple Mount Puts the Lie to Palestinian Rage

КОММЕНТАРИИ
Поделиться