Художник еврейской жизни

29 июля 2016
Поделиться

«Modern Masters»

Берн, Художественный музей

до 21.08

Проект задуман как инвентаризация бернской коллекции модерна накануне самого медийного события в мире музеев XXI века — передачи швейцарцам знаменитого собрания Гурлитта. Коллекционер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) хоть и был евреем по бабушке, но вовсю использовался Геббельсом для пополнения личного собрания Гитлера — отсюда и прозвище «личный галерист Гитлера» (как боевой офицер, трижды раненный на фронтах Первой мировой, в первые годы нацизма Гурлитт имел определенные «льготы»). Он принимал участие в распродаже «дегенеративного искусства», которым стали брезговать немецкие музеи. Благодаря его посредничеству многие картины экспрессионистов, например, оказались в Швейцарии, а полотна Кандинского — в Америке. В итоге и у самого Гурлитта сформировалось отличное собрание европейского модерна. Семья хранила его в тайне, власти Германии узнали о нем случайно. В коллекции есть работы Матисса и Шагала, Моне и Кирхнера, Сезанна и Клее. Сын Гурлитта завещал ее бернскому музею, сейчас коллекцию тщательно исследуют в Германии с точки зрения провенанса, чтобы сразу вернуть все сомнительное наследникам еврейских владельцев.

Тем временем бернцы показывают собственное собрание — свободное от подозрений в чистоте происхождения работ. Мане и Пикассо, Валлотон и Кирхнер, Явленский и Эрнст… Выставлены и полотна Макса Либермана, в том числе портрет знаменитого мюнхенского коллекционера‑еврея Генриха Танхаузера (1916). После прихода нацистов к власти и вынужденной эмиграции семьи в Париж его сын передал многие картины в дар музею Берна.

 

Эдуар Моис

Париж, Музей еврейского искусства и истории

до 15.08

«Художник еврейской жизни XIX века» — таков подзаголовок ретроспективы, знакомящей публику с представителем т. н. «искусства эмансипации». Работы Эдуара Моиса (1827–1908) ценились прежде всего теми, кто, ассимилируясь во Франции, хотел все же сохранить свои корни. Среди выставленного — пастели из жизни алжирских евреев; многие экспонаты происходят из частных коллекций и впервые представлены широкой публике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: победа ХАМАСа? Ось Эрдогана, глобальная ненависть, новые безродные, случай Иличевского

Кто победил в войне Израиля с ХАМАСом? Где больше всего не любят евреев? И чем показателен случай писателя Иличевского? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Здесь молились до того, как Храм стал единственным местом молитвы

Здание площадью 220 квадратных метров, датируемое 8 веком до н.э., «содержит восемь высеченных в скале помещений, включающих жертвенник, некий вертикально стоящий камень, маслодавильню и винный пресс». Исследователи полагают, что это единственное сохранившееся ритуальное сооружение, датируемое периодом Первого храма в Иерусалиме, и одно из «очень немногих, найденных в Земле Израиля»

Этот великий дом

Подобно тому, как солдаты воюют, защищая еврейское государство, библиотека сохраняет книги, документы и предметы материальной культуры, олицетворяющие историю Израиля, сионизма, тысячелетий еврейской письменности (также в библиотеке имеются крупные коллекции исламских и арабских сочинений). Израильская библиотека и впрямь стремится ни много ни мало вместить библиографическую жизнь еврейской и израильской цивилизаций