Художник еврейской жизни

29 июля 2016
Поделиться

«Modern Masters»

Берн, Художественный музей

до 21.08

Проект задуман как инвентаризация бернской коллекции модерна накануне самого медийного события в мире музеев XXI века — передачи швейцарцам знаменитого собрания Гурлитта. Коллекционер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) хоть и был евреем по бабушке, но вовсю использовался Геббельсом для пополнения личного собрания Гитлера — отсюда и прозвище «личный галерист Гитлера» (как боевой офицер, трижды раненный на фронтах Первой мировой, в первые годы нацизма Гурлитт имел определенные «льготы»). Он принимал участие в распродаже «дегенеративного искусства», которым стали брезговать немецкие музеи. Благодаря его посредничеству многие картины экспрессионистов, например, оказались в Швейцарии, а полотна Кандинского — в Америке. В итоге и у самого Гурлитта сформировалось отличное собрание европейского модерна. Семья хранила его в тайне, власти Германии узнали о нем случайно. В коллекции есть работы Матисса и Шагала, Моне и Кирхнера, Сезанна и Клее. Сын Гурлитта завещал ее бернскому музею, сейчас коллекцию тщательно исследуют в Германии с точки зрения провенанса, чтобы сразу вернуть все сомнительное наследникам еврейских владельцев.

Тем временем бернцы показывают собственное собрание — свободное от подозрений в чистоте происхождения работ. Мане и Пикассо, Валлотон и Кирхнер, Явленский и Эрнст… Выставлены и полотна Макса Либермана, в том числе портрет знаменитого мюнхенского коллекционера‑еврея Генриха Танхаузера (1916). После прихода нацистов к власти и вынужденной эмиграции семьи в Париж его сын передал многие картины в дар музею Берна.

 

Эдуар Моис

Париж, Музей еврейского искусства и истории

до 15.08

«Художник еврейской жизни XIX века» — таков подзаголовок ретроспективы, знакомящей публику с представителем т. н. «искусства эмансипации». Работы Эдуара Моиса (1827–1908) ценились прежде всего теми, кто, ассимилируясь во Франции, хотел все же сохранить свои корни. Среди выставленного — пастели из жизни алжирских евреев; многие экспонаты происходят из частных коллекций и впервые представлены широкой публике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Прощание с Ханной Арендт

Как нам не хватает Ханны! Где теперь ее острый ум, ее немецкая ученость, ее страсть к парадоксам, ее свобода от догм? Там же, где предсказания троянской царевны Кассандры, которым никто не верил, потому что она обманула Аполлона, подарившего ей пророческий дар. Какого бога обманула Ханна?

В прошлом о прошлом: июнь 1924‑го

Статья «О евреях в русской прессе» своим названием перекликается с полемикой Чуковского и Жаботинского 1908 года о евреях в русской литературе. На самом деле это «литературная справка» — о том, что знаменитый Василий Розанов, в собрании сочинений которого, условно, есть том положительных текстов о евреях и два тома отрицательных, в 1918 году написал некий хвалебный текст о роли евреев в русской литературной критике.

The New York Times: Дрожь объяла еврейский издательский мир

Все больше писателей отдают дань политической моде, объявляя о том, что Израиль занимается геноцидом, следовательно, ради блага всего человечества единственное в мире еврейское государство необходимо ликвидировать. Они гордо несут эту чушь, чтобы показать, что занимают «правильную» позицию. Быть антисемитом ныне считается прогрессивным: так некогда литераторы-леваки щеголяли своим сталинизмом.