Художник еврейской жизни

29 июля 2016
Поделиться

«Modern Masters»

Берн, Художественный музей

до 21.08

Проект задуман как инвентаризация бернской коллекции модерна накануне самого медийного события в мире музеев XXI века — передачи швейцарцам знаменитого собрания Гурлитта. Коллекционер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) хоть и был евреем по бабушке, но вовсю использовался Геббельсом для пополнения личного собрания Гитлера — отсюда и прозвище «личный галерист Гитлера» (как боевой офицер, трижды раненный на фронтах Первой мировой, в первые годы нацизма Гурлитт имел определенные «льготы»). Он принимал участие в распродаже «дегенеративного искусства», которым стали брезговать немецкие музеи. Благодаря его посредничеству многие картины экспрессионистов, например, оказались в Швейцарии, а полотна Кандинского — в Америке. В итоге и у самого Гурлитта сформировалось отличное собрание европейского модерна. Семья хранила его в тайне, власти Германии узнали о нем случайно. В коллекции есть работы Матисса и Шагала, Моне и Кирхнера, Сезанна и Клее. Сын Гурлитта завещал ее бернскому музею, сейчас коллекцию тщательно исследуют в Германии с точки зрения провенанса, чтобы сразу вернуть все сомнительное наследникам еврейских владельцев.

Тем временем бернцы показывают собственное собрание — свободное от подозрений в чистоте происхождения работ. Мане и Пикассо, Валлотон и Кирхнер, Явленский и Эрнст… Выставлены и полотна Макса Либермана, в том числе портрет знаменитого мюнхенского коллекционера‑еврея Генриха Танхаузера (1916). После прихода нацистов к власти и вынужденной эмиграции семьи в Париж его сын передал многие картины в дар музею Берна.

 

Эдуар Моис

Париж, Музей еврейского искусства и истории

до 15.08

«Художник еврейской жизни XIX века» — таков подзаголовок ретроспективы, знакомящей публику с представителем т. н. «искусства эмансипации». Работы Эдуара Моиса (1827–1908) ценились прежде всего теми, кто, ассимилируясь во Франции, хотел все же сохранить свои корни. Среди выставленного — пастели из жизни алжирских евреев; многие экспонаты происходят из частных коллекций и впервые представлены широкой публике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»