Алексей Мокроусов 22 октября 2015
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true” type=”seealso”]
[phead]Роберт Фальк. Автопортрет. Бретань. 1934–1935[/phead]
[part]

Новые поступления

С.‑Петербург, Государственный Русский музей,

до середины октября

В Корпусе Бенуа показывают новые приобретения музея 1998–2014 годов, от икон и полотна Левицкого до автопортрета Фалька и графики Нины Котел. Большинство были получены в дар — как поступивший от А. Н. Либермана «Портрет молодого человека» Елены Кабищер‑Якерсон (она начинала учиться у Пэна в Витебске, затем перебралась в Москву к тому же Фальку и Рождественскому). А Григорий Брускин подарил музею свои 37 фарфоровых фигурок. В целом статистика впечатляет: на 2 тыс. закупленных произведений приходится 12 тыс. подаренных.

Самое большое собрание в дар музею передали братья Иосиф и Яков Ржевские: почти три сотни картин и рисунков русских художников, от Венецианова и Александра Иванова до Кустодиева и Серебряковой. В Мраморном дворце выставляется обычно часть коллекции, включающей мебель, часы, фарфор и бронзу — и обязательно изобразительное искусство: помимо акварелей Билибина и Бенуа, автопортрета Врубеля, листов Лебедева и Добужинского, — скульптуры Гудона и Гинцбурга.

Оказавшись в Петербурге, если успеете, посмотрите и выставку «Скульптура в камне» в Михайловском замке — здесь, в частности, работы Дмитрия Каминкера, Олега Комова, Сергея Коненкова, Льва Сморгона, Леонида Эйдлина.

[/part]
[phead]Михаль Ровнер. Переходы, 2014. Видеоинсталляция. © 2015 Michal Rovner/Artists Rights Society (ARS)[/phead]
[part]

Михаль Ровнер. Смещения

Москва, Мультимедиа Арт Музей (Дом фотографии),

до 29.11

В рамках VI Московской биеннале современного искусства заявлены события, которые пройдут на самых разных площадках. В частности, откроются персональные выставки нынешних классиков, таких как Луиз Буржуа (в Музее современного искусства «Гараж») и Аниш Капур (Еврейский музей и центр толерантности). А на Остоженке пройдет уже вторая в столице выставка новых работ израильской художницы Михаль Ровнер: «Смещения» знакомят с ее видеопроекциями последних лет.

Каталог персональных выставок Ровнер насчитывает более 60 экспозиций, одна из первых демонстрировалась на Венецианской биеннале, где она представляла Израиль в 2003 году.

Хочется верить, что когда‑нибудь у нас покажут и книжную графику Ровнер, например иллюстрации к «Объятию» Давида Гросмана. Последнему принадлежит яркое описание творчества художницы: «Ровнер превращает нас в художников: микроскопические человеческие фигурки взывают к нам из глубины камней. Мы не знаем, кто они. Только то, что они — люди. Они молят о том, чтобы их не забыли и не вычеркнули. Они — живые останки человеческого опыта, уже истребленного или находящегося под угрозой истребления. Они — выражение глубинного желания человека оставить после себя хоть отпечаток пальца, знак, память. Они — это мы».

Среди других проектов биеннале — выставка Александра Бродского «Основное течение». В Провиантских складах на Зубовском бульваре, которые занимает Музей Москвы, Бродский построит покинутый город, в котором с трудом обнаруживаются следы человека. Увидеть инсталляцию можно до 9 октября.

[/part]
[phead]Вадим Захаров. Автопортрет. 2015. Предоставлено автором[/phead]
[part]

Вадим Захаров. Постскриптум после RIP

Москва, Музей современного искусства «Гараж»,

до 25.10

На протяжении последней четверти века живущий в Германии художник Вадим Захаров снял на видео более 230 персональных и групповых выставок современного российского искусства. Какие‑то из них имели большую прессу, другие кажутся чуть ли не канувшими в Лету, хоть и проходили по всему миру, от Парижа и Нью‑Йорка до Милана и Берлина. Видеоархив стал основой выставки‑инсталляции, важной и для понимания московского концептуализма, и для творческого портрета самого автора. Борис Гройс в свое время писал, что Захаров «начинает занимать все вакансии, предусмотренные художественной системой: художника, куратора, критика, дизайнера, издателя, биографа, архивиста, документалиста, историка и интерпретатора».

Среди запечатленных — Илья Кабаков, Борис Орлов, Виктор Пивоваров, Лев Рубинштейн, Иван Чуйков. При этом «Постскриптум» подводит черту под проектом, начатым в 1989 году. Сегодня архив Захарова стал собственностью «Гаража».

[/part]
[phead]Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр? 1940–1942. Коллекция Исторического еврейского музея Амстердама[/phead]
[part]

«Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр?»

Зальцбург, Музей модерна,

до 18.10

В последние годы наследие Шарлотты Саломон (1917–1943) стало известно во всем мире. Его показали во многих странах, выставили на 13‑й «Документе», проходящей раз в пять лет выставке в немецком Касселе, посвященной современному искусству: более важного признания для художника прошлого не существует.

Судьба же Саломон была трагичнее. Хотя еврейское происхождение не закрыло ей дорогу в высшую художественную школу в Берлине (отец, врач и еврей, воевал на фронтах Первой мировой и пользовался так называемыми «привилегиями для ветеранов», облегчавшими при нацизме существование воевавших евреев). Но присужденную ей победу на институтском конкурсе отменили из‑за национальности. После этого Шарлотта оставила учебу.

В начале 1940‑х годов Саломон создала 1325 гуашей, сегодня они хранятся в Еврейском историческом музее Амстердама. В них рассказана история жизни, описан первый роман, пережитое в Берлине после прихода к власти нацистов, жизнь в изгнании на Лазурном Берегу, где обосновались бабушка с дедушкой, заточение во французском концлагере Гюрс, куда Саломонов интернировали вместе с другими французскими евреями.

Она пронумеровала 796 листов в определенной последовательности и дала название: «Жизнь? Или театр?» Почти три сотни из них показывают сейчас в Зальцбурге.

[/part]
[phead]Маргарете Шютте‑Лихоцки. Франкфуртская кухня. 1926. Университет прикладных искусств, Вена[/phead]
[part]

«Это Австрия!»

Брегенц, Музей Форарльберга,

до 11.10

Большая выставка, посвященная искусству Австрии 1918–1938 годов, объединила живопись и графику, скульптуру и плакаты, архитектурные модели и журналы, а также австрийские фильмы межвоенного времени. Название экспозиции отсылает к знаменитому фотоконкурсу 1930‑х, решавшему пропагандистские и культурные задачи.

Как и конкурс, выставка получилась панорамной. Показаны все направления, и консервативные, и авангардные: диапазон простирается от венского кинетизма и конструктивизма до искусства национал‑социализма. Но именно меняющее свой язык искусство, как обычно, самое интересное, лишь ему дано общаться с будущим на равных.

Среди 70 представленных авторов — Оскар Кокошка, Арнольд Шенберг (показывают его шахматы), Макс Оппенгеймер, Герберт Рейл‑Ханиш, Маргарете Шютте‑Лихоцки, Мари‑Луиз фон Мотесицки, Юлиус Вехингер, Андор Вайнингер. В разделе, посвященном фотографии, работы Герберта Байера, Рауля Хаусмана и Труде Фляйшман (см. о ней: Еще посмотрим). Под стеклянным колпаком выставлен макет театральной «сцены‑пространства» Фридриха Кислера, ставшей событием на Венской выставке новой театральной техники в 1924 году, после нее началась мировая карьера архитектора (см.: А. Мокроусов. Из Черновцов в Нью‑Йорк. По дороге везде).

Также показывают три версии картины учившейся в Баухаузе Фридл Дикер‑Брандайс (1898‑1944) «Допрос», датированные серединой 1930‑х. Депортированная вместе с мужем в Терезиенштадт, художница вела там нелегальные занятия живописью для детей. Перед своей отправкой в Освенцим она передала два чемодана с 4500 детских рисунков знакомой, после войны они попали в коллекцию пражского Еврейского музея. Из 660 авторов рисунков 550 погибли в Холокосте.

Кроме межвоенного искусства, кураторы отобрали и произведения современных авторов, в том числе звуковую инсталляцию Петера Вайбеля «Изгнание разума» («Те, кто нас оставил», 2011). Имена тех, кто успел покинул Австрию, отправившись в добровольное изгнание, или был отправлен в концлагерь, можно услышать на всех этажах музея.

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Atlantic: Антисемитская революция в лагере американских правых

Война в Газе создала обстановку, когда евреев и их роль в американской политике рассматривают практически под микроскопом. О том, что конфликт расколол левых и вызвал всплеск антисемитизма на общественных форумах прогрессистов, написано немало. Меньше внимания уделяют похожим сейсмическим сдвигам в лагере правых, где ближневосточные события заставили скрытые трения вырваться на поверхность. Сегодня истеблишмент Республиканской партии утверждает, что поддерживает Израиль и выступает против антисемитизма, но эту позицию атакует новая волна бунтарей, у которой своя, совсем другая повестка

Днем — небо, ночью — звезды

«В процессе проектирования мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, относящимся к XIV веку до нашей эры. Уже тогда было все сформулировано, сколько локтей должно быть в высоту и сколько ладоней в ширину и так далее. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерной сукки, но одна заповедь была исполнена во всех трех шалашах: сквозь их крыши видно небо».

JNS: Был ли Христофор Колумб евреем? Специалисты рекомендуют с осторожностью относиться к сообщениям на эту тему

«Если кто-то сочтет, что уничтожение цивилизации коренных американцев и уничтожение цивилизации коренных палестинцев имеют одну и ту же причину — дело, мол, в евреях, то вслед за этим сложится конспирологическая версия, заимствованная из "Протоколов сионских мудрецов", но на сей раз она будет исходить от левых политических кругов»