Берл Лазар
Колонка главного раввина

В преддверии столетней годовщины Октябрьской революции своими мыслями о советском периоде истории и планах еврейской общин в наступающем году в интервью “Интерфакс-Религия” поделился главный раввин России Берл Лазар.

– В 2017 году исполняется сто лет Октябрьской революции. Не могли бы Вы дать оценку советскому периоду нашей истории?

– Для меня это – мрачное время. Большевики задались целью создать “нового человека” и построить новое общество, отринув Бога. Они шли к своей цели через насилие, достигшее апогея при Сталине. Для верующих (независимо от религиозной принадлежности) практически весь советский период действовали жесткие ограничения. До смерти Сталина они подвергались масштабным репрессиям – люди шли в тюрьму или на расстрел просто за выполнение обязанностей священнослужителя. В дальнейшем репрессии в адрес верующих стали точечными, зато сохранились различные притеснения и ограничения, которые я еще застал в конце 1980-х. Все то хорошее, о чем говорят, вспоминая СССР, существовало не благодаря, а скорее вопреки режиму.

– Какие черты и достижения советской эпохи могут служить образцом для современного общества и государства?

– Прежде всего, конечно, это победа над нацизмом, спасшая мир от чудовищной перспективы создания человеконенавистнического режима в мировом масштабе, а еврейский народ – от поголовного уничтожения. Россия и сейчас активно борется с терроризмом и экстремизмом. Еще одно достижение, представляющее интерес для современной России, – попытка создания единой гражданской нации. В советский период оно не было доведено до конца, затем мы столкнулись с волной национализма, сейчас же мы наблюдаем ренессанс идеи создания гражданской нации. Среди положительного хотелось бы также отметить системы образования и здравоохранения, позволившие в относительно короткий срок решить проблему неграмотности и распространения эпидемий.

– Ваше личное отношение к Ленину и Сталину?

– И тот, и другой – люди, залившие страну кровью и попытавшиеся заменить веру в Бога культом обожествленных вождей. Так что Сталин вполне справедливо именовал себя “верным ленинцем”, только Ленин в большей степени делал это ради продвижения своих идей, а Сталин – ради сохранения власти.

– Не пришло ли, на Ваш взгляд, время снова начать дискуссию на тему перезахоронения тела Ленина?

– Я полагаю, что все необходимые дискуссии на этот счет уже прошли. Тело Ленина должно быть предано земле, а могилы с кладбища у Кремлевской стены – перенесены на другие кладбища. В том, что это необходимо сделать, сходятся представители всех вероисповеданий. Что касается мавзолея Ленина, я полагаю, что разрушать его не надо – здание вполне органично вписалось в ансамбль Красной площади. Лучше было бы организовать в мавзолее музей, посвященный советской эпохе.

– Вы упомянули высокий уровень образования в СССР. Ваше мнение о современной системе образования в России?

– Она вполне отвечала задачам, поставленным в советские времена, – дать образование широким слоям населения. Но сейчас ситуация изменилась – во всем мире образование становится все более специализированным, ряд отраслей шагнули далеко вперед, а в России, к сожалению, в некоторых местах продолжают обучать так же, как делали это 20, 30, 40 лет назад.

– Что, на Ваш взгляд, следовало бы изменить?

– Первое, что нужно сделать, это вернуть престиж профессии учителя, существенно повысив зарплаты преподавателям, особенно в провинции. Второе – желательно переориентировать существующее образование от простого заучивания текстов, вошедших в канон 20, 40, а иногда и больше лет назад, к образованию, помогающему применять полученные знания на практике. Кроме того, корпус тех знаний, которые должны получать учащиеся, должен регулярно обновляться (особенно это относится к техническим наукам). В современном образовательном процессе крайне важно использовать интерактивную и технологическую составляющие. Нужно аккумулировать весь позитивный мировой опыт в этой области и отслеживать те новые идеи, которые только начинают разрабатываться.

– Около полугода назад созданный Федерацией еврейских общин России Еврейский музей и центр толерантности в Москве объединил усилия с ЮНЕСКО для противостояния национальной и религиозной нетерпимости в мире. Как продвигается этот проект?

– Первым совместным проектом Центра толерантности и ЮНЕСКО стала конференция “Миграция для устойчивого развития: социальные трансформации, медийные дискурсы и образование” в июле 2016 в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Центр толерантности выступил соорганизатором конференции.

До конца 2016 года планируется совместная публикация Центра толерантности и ЮНЕСКО на тему международной миграции, толерантности и диалога культур. В публикацию, доступную на всех языках ООН, войдут научные статьи ведущих мировых экспертов в области социо-гуманитарных наук, а также разработки Центра толерантности.

Программы Центра распространяются по ассоциированным школам ЮНЕСКО, которых в мире насчитывается более 9,5 тысяч.

В настоящий момент запущен совместный международный проект, направленный на содействие формированию позитивного образа мигранта. На первом этапе проекта дети разных стран мира создадут рисунки, призывающие к гуманному отношению к мигрантам.

16 ноября 2016 года Центр толерантности был удостоен высокой награды ЮНЕСКО – премии Маданджита Сингха за распространение идей толерантности и ненасилия. В ходе торжественной церемонии эта почетная премия была вручена президенту Федерации еврейских общин России Александру Бороде.

– В каких городах еще открылись или планируется открытие подобных центров толерантности?

– Согласно резолюции президента РФ, центры толерантности должны быть открыты в городах-миллионниках России. На данный момент работы по открытию ведутся в Петербурге и Казани. Трансляция программ и разработок в области содействия укреплению российской гражданственности среди молодежи, трансляции культуры мира и сотрудничества, позитивному диалогу людей разных культур, религий, мировоззрений является одной из приоритетных задач Центра. По программам и разработкам Центра работают педагоги в более чем 70 городах России от Калининграда до Южно-Сахалинска.

Центр проводит выездное повышение квалификации педагогов. В 2016 году такое обучение было проведено в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Оренбурге, Бугуруслане. В 2017-м подобная работа будет продолжена.

– Ранее Центр предложил властям помощь в воспитании толерантности среди футбольных болельщиков и в адаптации мигрантов. Каким был отклик на эти инициативы?

– Центр толерантности предложил комплексную программу, направленную на создание среды, свободной от проявления дискриминации в преддверии Чемпионата мира по футболу – 2018. В настоящий момент программа находится в процессе утверждения в оргкомитете FIFA.

– В каких регионах еврейская община сегодня чувствует нехватку синагог?

– На самом деле так можно сказать о большинстве регионов, где есть общины. Существующие синагоги часто бывают переполнены либо расположены далеко от мест, где живут верующие (ведь времена, когда евреи селились вокруг синагог, давно ушли прошлое), поэтому создание новых синагог, молельных домов и общинных центров будет продолжено.

– Где планируется их открыть в предстоящем году?

– Точно можно сказать о том, что в 2017 году откроются синагоги в Волжском и Калининграде – местные власти в уходящем году передали еврейским общинам необходимые здания. Кроме того, в ряде городов, например, в Брянске и Саратове, ведутся реставрационные работы, которые также должны быть закончены в будущем году.

– В какой стадии сейчас находится реализация идей ФЕОР о строительстве новых синагог в Москве?

– К настоящему моменту в Москве насчитывается около 30 общин, входящих в состав ФЕОР. Три из них были открыты в 2016 году – община для англоязычных евреев на Арбате, общинный центр при МГИМО и община на Ломоносовском проспекте. В ближайших планах – строительство синагоги в Новой Москве, где власти уже выделили соответствующие земельные участки для всех вероисповеданий.

Мы стараемся охватить все районы Москвы. Где-то нам выдают землю под строительство, где-то мы сами арендуем или покупаем помещения. Активно строятся синагоги в Московской области, тесно связанной с Москвой.

В октябре в еврейской общине Мытищ состоялось радостное событие – церемония внесения нового свитка Торы. На улицу Лесную община переехала менее полугода назад, но уже сейчас успела провести полноценный ремонт в здании, где разместилась синагога. На территории планируется возвести целый комплекс зданий, включая молельный зал, библиотеку, детский сад, кошерное кафе и микву (бассейн для ритуальных омовений – “ИФ”).

В конце 2015 года в поселке Жуковка открылся одноименный еврейский религиозно-культурный центр, который стал крупнейшим в области и вторым по размеру в России после Московского еврейского общинного центра. При центре работают отель и гостевой дом, кошерный ресторан, библиотека, на постоянной основе проводятся лекции раввинов, ведут работу детский, молодежный клубы и многое другое. Недавно при ФЕОР открылась община в новом коттеджном поселке на Алтуфьевском шоссе Новые Вешки, в скором времени ожидается открытие еврейской общины в Химках.

– Какие проекты ФЕОР планирует реализовать в следующем году?

– Мы традиционно развиваем проекты по целому ряду направлений. Вот некоторые из них: развитие еврейского центра “Жуковка”, совершенствование деятельности Еврейского музея и центра толерантности. Федерация еврейских общин также будет активно поддерживать культурные мероприятия – издание еврейской литературы издательством “Книжники” (здесь я хотел бы выделить начатый в 2016 году проект по изданию Вавилонского Талмуда на русском языке). Предполагается активное развитие молодежных образовательных программ, направленных на самые разные возрастные категории. Особое внимание будет уделено благотворительной программе “Сердце детям”, которая предназначена для оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, находящимся в чрезвычайной ситуации и нуждающимся в безотлагательной медицинской или социальной благотворительной поддержке.

Отдельное направление – увековечивание памяти жертв Холокоста путем открытия памятников на местах массовых расстрелов. Еще одно специальное направление – поддержка тех, кто по какой-то причине оступился в жизни. ФЕОР будет поддерживать антинаркотические программы для молодежи. Кроме того, в рамках этого направления предполагается открытие двух молельных комнат в местах лишения свободы в Московской области.

– Наблюдая за событиями на Ближнем Востоке, многие сегодня задаются вопросом, ожидают ли всех нас новые мировые катаклизмы. Разделяете ли Вы такие опасения, и как, с точки зрения иудаизма, вести себя человеку в преддверии глобальных потрясений, которых он опасается?

– Я полагаю, что вероятность новой мировой войны крайне низка. В отличие от предыдущих войн ведущие мировые державы сейчас обладают ядерным оружием, способным уничтожить жизнь на Земле. Вряд ли кто-то решится начинать войну, итогом которой гарантированно будет полное уничтожение всей цивилизации. Что касается отношения иудаизма к глобальным катаклизмам, то мы знаем, что наша судьба – в руках Всевышнего. Нужно поступать в соответствии поговоркой – “делай, что должно, и будь, что будет”.

– Каким Вам видится будущее России и мира – например, в десятилетней перспективе?

– Я надеюсь увидеть Россию через десять лет стабильным и процветающим государством. Что касается мира, то, я полагаю, он не сильно изменится. Великие державы продолжат соперничать между собой. Хотелось бы верить, что международный терроризм серьезно сдаст свои позиции, но я не думаю, что спустя десять лет можно будет говорить о полном исчезновении этого явления. Процесс его искоренения и реабилитации тех, кто был затронут человеконенавистнической пропагандой, занимает куда больше времени.

Интерфакс-Религия

Поделиться
Отправить

В связи с недавними высказываниями и дискуссиями о подвиге 28 панфиловцев и Зои Космодемьянской состоялась серия осуждающих «ревизию истории» комментариев от еврейских деятелей. На эту и другие темы, которые в сегодняшней общественно-политической жизни можно назвать наиболее «горячими», ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ говорил с главным раввином России (Федерация еврейских общин России) Берлом ЛАЗАРОМ.

– Допустимо ли обсуждать эпизоды Великой Отечественной войны и личности тех, кто признан героем? Можно ли исторические темы делать «неприкасаемыми»? В Израиле ведь допускается ревизия эпизодов истории Государства Израиль и еврейского народа, которые в официальной историографии признаны героическими?

– На мой взгляд, есть принципиальная разница между двумя вещами. Есть подвиг народа в Великой Отечественной войне – это, если хотите, святая вещь, она не подлежит ни критике, ни тем более пересмотру. Это одна из тех ценностей, на которых основано наше общество. Любые призывы подвергнуть ее сомнению – это проявление неуважения к нашим ветеранам, к тем самым «дедам, которые воевали» и которым мы обязаны жизнью.

Что же касается конкретных эпизодов – был ли героем тот или иной конкретный человек, имел ли место, например, бой 28 панфиловцев, или нацистов остановила на Волоколамском шоссе какая-то другая воинская часть – это вполне подлежит научному исследованию. Пусть ученые разбираются. Но с одним условием: нельзя ставить под вопрос сам подвиг народа, подвиг армии и тыла, солдат и партизан, московского ополчения и ленинградских блокадников.

– Сопоставим ли подход, когда осуждается критическое осмысление таких исторических событий, как Великая Отечественная война и Холокост – и религиозных символов и святынь? Что больнее – оскорбление памяти людей или оскорбление религиозных убеждений и символов?

– В каком-то смысле это продолжение предыдущего вопроса. Религиозные догматы для представителя любой религии – это святые вещи, ценностные категории. Они не подлежат критическому переосмыслению, коль скоро ты остаешься приверженцем данной религии. Например, в наших святых книгах есть вещи, даже заповеди, смысла которых мы не понимаем. Но мы все равно обязаны эти заповеди соблюдать и эти вещи принимать, как они написаны. То, что мы не понимаем – это в конце концов наш недостаток. И если кто-то пытается эти вещи пересмотреть или эти заповеди как-то изменить – это значит, что он просто не принадлежит к этому религиозному сообществу.

Точно так же дело обстоит со святыми вещами нашей истории, о которых я говорил раньше. Для всех жителей России подвиг народа в Великой Отечественной войне – это святая вещь. Для евреев свята также память о трагедии Холокоста. Если кто-то придет и скажет: «А давайте проверим, может быть, подвига не было!» или «Давайте проверим, был ли Холокост!» – это для нас просто оскорбление. Точно такое же, как для верующего человека призыв ревизовать основы его религии.

– Недавно вы сравнили отношение к Торе и Конституции. Но сопоставимые ли это явления? Что важнее для верующих – Основной закон государства или Закон Божий?

– Давайте прежде всего уточним. Я не сравнивал отношение к Торе и Конституции. Тора – от Бога, Конституция – от людей. Соответственно Тора дана навсегда и не подлежит изменениям, а новую Конституцию народ может принять на референдуме.

О чем я говорил на самом деле, это о том, что действующая Конституция не только свод теоретических установок, но и путеводитель по жизни. В этом смысле она действительно похожа на Тору, на святые книги любой религии. Действующая Конституция должна играть практическую роль в жизни. То, что написано в Конституции, подлежит прямому исполнению. Если вас что-то не устраивает – предложите изменить какие-то статьи: пусть народ выскажется и примет решение. Но пока есть действующие статьи – они должны действовать, и никто не имеет права пытаться их обходить.

– Недавно в Петербурге был избит журналист Давид Френкель. Федерация еврейских общин России принимает участие в его судьбе?

– Это дело взято на контроль нашим юридическим департаментом, который тесно контактирует со следственными органами. Сам журналист заявлял, что слышал антисемитские заявления как со стороны уличных активистов, один из которых напал на него, так и со стороны бригады скорой помощи, вызванной в отдел полиции, куда он был доставлен. Если его слова получат подтверждение, то мы, естественно, будем требовать наказания тех, кто это сделал. Преступления на почве национальной ненависти – недопустимая вещь, угрожающая существенно ухудшить атмосферу в России, особенно если они исходят от представителей власти.

– Как вы думаете, на выборах 2018 года евреи будут голосовать за Алексея Навального? Или нынешние российские евреи склонны поддерживать преемственность власти?

– У вас немного странное представление о евреях – как будто они возьмут и все сразу проголосуют за одного какого-нибудь кандидата в президенты! На самом деле евреи – это такое же отражение плюрализма мнений, как российское общество в целом. Может быть, плюрализма у нас даже больше: ведь недаром есть анекдот, что «где собрались два еврея, там будут обязательно три точки зрения»…

Мы, естественно, не вмешиваемся в индивидуальный выбор людей. Я могу сказать, что община в целом высоко ценит то, что было сделано нынешней властью для реализации прав верующих; очень уважает позицию нашего президента по вопросам борьбы с антисемитизмом и ксенофобией. Ну а голосовать каждый будет, как он лично считает правильным.

– Ровно два года назад вы сказали, что России нужно вдвое больше синагог. Федерации еврейских общин России удалось реализовать эти пожелания? Если нет, то почему?

– Как вы понимаете, за два года удвоить число синагог в России – задача немыслимая. Сейчас мы каждый год открываем несколько десятков новых синагог и общинных центров. И все равно их не хватает. Например, в Москве сейчас есть более 30 синагог и молельных залов – тут действительно за последнее время их число выросло вдвое. Но оказывается, что этого все равно мало! Еще в очень многих районах города нет синагоги шаговой доступности: а ведь по нашему закону в субботу и праздники на молитву надо идти пешком… В провинции, как вы понимаете, ситуация еще более сложная: во многих городах нет постоянной синагоги, приходится арендовать помещения, не слишком приспособленные для молитвы и духовных занятий. Да, за эти два года сделано много. Но всегда остается сделать еще больше, мы к этому давно привыкли. Так что просто работаем – растем, развиваемся по мере сил и возможностей.

Независимая газета

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил редакцию литературно-публицистического журнала «Лехаим» с 25-летием. В поздравлении раввина говорится:

“Дорогие друзья!

Примите самые сердечные поздравления в 25-ю годовщину существования журнала «Лехаим»! Спасибо руководителю проекта Боруху Горину; спасибо всему коллективу журнала; спасибо авторам – все вместе вы обеспечили «Лехаим» такое качество, такой высокий интеллектуальный уровень! А главное – спасибо читателям: ведь именно то, что интерес читательской аудитории к журналу постоянно растет, позволяет ему достойно существовать и развиваться.

Я прекрасно помню, как все это начиналось, помню первый номер «Лехаим». Честно скажу: тогда немало очень уважаемых людей сомневались в том, что этот журнал найдет устойчивую аудиторию. Кто-то говорил, что невозможно выдержать конкуренцию с глянцевой периодикой, получающей огромные доходы от рекламы и завлекающей читателя историями о звездах и о модах. Другие опасались, что вообще вся культурная периодика сойдет на нет по мере развития интернета… Но сотрудники «Лехаим» были уверены в нужности того, что они делают. Они не жалели сил, энергии, времени; за эти 25 лет прошли огромный путь – если хотите, совершили настоящий подвиг!

И успех налицо. Дело даже не в том, что сегодня «Лехаим» это не только периодическое издание, но и полноценное издательство, десятки выпущенных книг, популярный интернет-сайт. Главное, что журнал смог обеспечить нужды интеллектуальной публики: людей, которые уже имеют существенную подготовку, но хотят больше знать о нашей истории и культуре, о нашей традиции и философии, о Торе и Талмуде, и современной еврейской литературе… А главное – больше узнавать о том, как еврею правильно жить в этом непростом мире с его постоянно меняющимися вызовами.

Пословица гласит: сказанное слово забывается назавтра, слово написанное живет поколение, а напечатанное – много поколений. Уверен, что материалам «Лехаим» уготована именно такая судьба: они останутся в памяти многих поколений, даже когда обо всем «глянце» давно забудут! Потому что ваш журнал, ваши тексты основаны на вечных ценностях, которые будут помогать людям жить и сегодня, и завтра, и всегда!

И еще одно. Смысл названия «Лехаим» всем нам известен. Когда евреи собираются за столом, чтобы вместе отпраздновать что-то приятное, они поднимают бокалы с возгласом «Лехаим!» – «за жизнь!» Это наше главное пожелание: давайте жить хорошо, светло, правильно! Именно эту идею несет ваш журнал, он дает людям новые знания, дополнительный заряд духовной энергии, и тем самым делает жизнь богаче. Желаю журналу «Лехаим» дальнейшего процветания, желаю его коллективу и дальше идти по избранному пути, нести свет и правду”.

Справка: «Лехаим» – российский ежемесячный иллюстрированный литературно-публицистический журнал, посвященный истории, культуре и религии еврейского народа. Журнал объединяет разнообразные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, рецензии и обзоры.

Первый номер журнала был издан на Хануку, в декабре 1991 года, а в декабре 2016 года вышел в свет 296 номер.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поддержал предложение президента РФ Владимира Путина о разработке закона о российской нации.

“Этот закон – символ новой ступени развития России. Этим путем шли многие государства – от национализма, разгонявшего народы по разным “квартирам”, к принципу гражданской нации, объединяющей всех жителей страны, вне зависимости от их национальности, цвета кожи или веры”, – заявил раввин во вторник корреспонденту “Интерфакс-Религия”.

По мнению Б.Лазара, подобный принцип крайне важен для России, где живут представители сотен народов и представлены практически все основные мировые религии.

“Если в этом законе будут регулироваться межнациональные отношения, то главное – не делать его максимально подробным, чтобы не загонять национальные и религиозные объединения в какие-то тесные рамки”, – добавил главный раввин.

Интерфакс

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар считает важной акцию “Возвращение имен”, проводимую обществом “Мемориал” у Соловецкого камня на Лубянской площади и посвященную жертвам репрессий.

“Эта акция крайне необходима нам для сохранения памяти о страшных годах Большого террора, когда были арестованы миллионы человек и сотни тысяч из них расстреляны или умерли в лагерях, куда были заключены по фантастическим обвинениям. Этот террор не обошел стороной и еврейскую общину”, – заявил Б.Лазар, которого цитирует в воскресенье его пресс-служба.

Так, напомнил он, в 1938 году был расстрелян раввин Московской хоральной синагоги Иегуда-Лейб Медалье, расстреляны и отправлены в лагеря тысячи религиозных активистов.

“Все эти люди были лишены всех прав, даже права на погребение. Их родные десятилетиями не знали, какова была реальная судьба арестованных. Как говорят наши мудрецы, человек жив, пока мы помним о нем. Выходя на площадь, мы вспоминаем десятки тысяч этих людей, возвращая им хотя бы частичку тех прав, которых они были лишены. Кроме того, память о жертвах – это гарантия против того, чтобы подобные события повторились”, – заключил Б.Лазар.

Интерфакс

Поделиться
Отправить

“Слова благодарности со стороны папы правительству Израиля – лучший ответ тем, кто многие годы распускает клеветнические слухи о том, что Израиль или даже шире – евреи – будто бы притесняют христиан”, – заявил главный раввин России Берл Лазар.

Так он прокомментировал сказанные понтификом накануне слова о том, что еврейский народ был изгнан из Египта и скитался по пустыне 40 лет, “пока не достиг земли, обещанной израильскому народу Богом”. Папа Римский также поблагодарил правительство Израиля за сохранение христианского наследия.

“Заявление папы Римского Франциска – это повторение общеизвестных истин, которые в последние годы почему-то стали забывать. В Торе, признаваемой священной книгой и евреями, и христианами, четко и недвусмысленно говорится о том, что Земля Израилева была обещана Богом потомству праотца еврейского народа Аврааму”, – отметил Б.Лазар.

Как сообщалось, на днях резонанс вызвала резолюция ЮНЕСКО, отрицающая связь евреев с Храмовой горой в Иерусалиме. Как заявлял Б.Лазар, этот документ “является оскорблением чувств всех верующих евреев и полностью подрывает в наших глазах авторитет этой организации”.

Поделиться
Отправить

Вечером 11 октября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов». В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

Мы находимся в преддверии Йом Кипур, самого святого дня в году. Самым святым он является потому что в этот день человек ближе всего стоит к Б-гу; потому что в этот день Б-г совсем рядом с нами. Он дает нам уникальную возможность исправить ошибки и удостоиться доброй подписи и печати на хороший и сладкий год. И не случайно даже те люди, которые редко бывают в синагоге, в этот день откладывают самые важные дела, чтобы прийти – чтобы поститься вместе со всеми, молиться вместе со всеми… Ведь правильные решения, принятые в Йом Кипур, определят нашу судьбу на много времени вперед!

Если постараться выразить смысл этого праздника в одном слове – это, конечно, слово «тшува». Обычно его переводят как «покаяние» или «раскаяние»: действительно, в Йом Кипур мы раскаиваемся в совершенных ошибках и думаем о том, как их исправить. Но подлинный смысл этого слова – «возвращение». Мы возвращаемся к Б-гу, создавшему нас: а значит – к истинной своей сущности, к истинному предназначению человека в этом мире. Ведь все мы начинали свой путь в доме нашего небесного Отца. Но затем жизненные обстоятельства у всех складывались по-разному, некоторые ушли далеко, кто-то свернул с правильного пути…

И вот Йом Кипур направляет нам великое позитивное послание: есть возможность возвратиться на правильный путь! Есть возможность возвратиться к Б-гу! И для этого не нужно никаких долгих блужданий, не нужно никаких мучений: просто надо вспомнить, какова наша цель в этом мире, куда мы хотим прийти. Даже если не хватает сил, нет времени исправить все совершенные ошибки – один шаг в правильном направлении будет уже знаком того, что мы возвращаемся. Будет знаком для Б-га, что мы искренне хотим жить праведно. Тем более, что каждый правильный шаг, каждое доброе дело тянет за собой другие добрые дела; и, встав на путь «тшува», мы будем и дальше стремиться вверх, все ближе и ближе к Б-гу!

Нет большей радости, чем продвигаться по этому пути. Чем ближе мы к Б-гу, тем больше счастья мы получаем от Него, тем лучше становится наша жизнь. И от этого наступающий год будет хорошим и сладким – для нас и для наших близких».

История праздника

В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.

Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

Поделиться
Отправить

Еврейский новый год

5 октября 2016, 10:43

Рош а-Шана — еврейский Новый год — наш народ празднует в память о сотворении мира. Если быть совсем точными, в память о сотворении первого человека, Адама, в шестой день Творения. Понятно, что это праздник не только наш, но общечеловеческий, ведь все мы, все народы земли произошли от Адама. Поэтому в этот день Б-г решает судьбу каждого человека на следующий год.

На Рош а-Шана у нас есть много обычаев и особых заповедей. Например, в эти дни принято есть яблоки в меду, халу с медом — это как бы пожелание того, чтобы наступающий год стал для наших ближних добрым и сладким. Но самая главная заповедь праздника — трубить в шофар. Это обязательно делают в каждой синагоге, в каждой еврейской общине.

Шофар — это особым образом обработанный бараний рог. Если подуть в него, он издает звук простой, очень резкий и, прямо скажем, не слишком мелодичный. Возникает вопрос: почему именно такой странный инструмент используется при новогодних торжествах, в праздник, когда хочется слышать какую-нибудь веселую музыку?

Чтобы ответить, мы должны сперва понять, что такое человек, как и из чего он был сотворен. В Святых книгах мы читаем: “Б-г создал человека из праха и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душой живою” (Быт., 2.7). А несколько ранее: “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его” (Быт., 1.27).

То есть человек создан из праха и дыхания Б-жьего, в нем есть и самое низкое, и самое высокое. У человека есть сила подняться ввысь и стать подобным Б-гу — и сила пасть вниз, скатиться в самую грязь. При этом Б-г дал нам свободу воли, так что мы можем творить и самые низкие, и самые возвышенные дела! Эта обязанность выбирать встает перед нами постоянно — каждый день, каждый час; и самое главное в нашем выборе — это обязанность в самих себе поднять душу над прахом, дух над материей…

Этот постоянный нелегкий выбор и символизирует звук шофара. Наши мудрецы называли его криком души, подобным первому крику новорожденного, еще не знающего слов. Этот крик выражает стремление души человеческой подняться к Б-гу, выбирать всегда добрые поступки, исправлять допущенные ошибки. Недаром говорится, что от решений, которые человек принимает в Рош ашана, зависит его судьба на весь последующий год.

Желаю всем читателям вашей газеты, всем нам в наступающем году раскрыть свой потенциал, реализовать по максимуму добро своей души — все лучшее, что в нас заложил Б-г!

Коммерсант

Поделиться
Отправить

В связи с нападением на Хоральную синагогу раввин Берл Лазар призвал правоохранительные органы уделить особое внимание охране культовых зданий.

Вечером в субботу неизвестный мужчина ворвался в Хоральную синагогу в Большом Спасоглинищевском переулке в центре Москвы. У нападавшего с собой была канистра с горючей жидкостью и травматический пистолет, из которого он ранил одного из сотрудников охраны. Подоспевшие на место происшествия другие охранники задержали злоумышленника.
Узнав о случившемся, главный раввин России Берл Лазар призвал правоохранительные органы уделить особое внимание охране иудейских культовых зданий и святых мест – особенно сейчас, в дни религиозных праздников. В обращении раввина говорится:

«Наша община шокирована нападением на московскую Хоральную синагогу. Уже сейчас понятно, что это дело рук неадекватного человека – но разрушительные идеи возникают не просто так, их подсказывают сообщения в СМИ о волне антисемитского террора, прокатившейся в последнее время по всей Западной Европе. К сожалению, это побочный результат той политики терпимости к экстремизму, которая долгое время была характерна для многих европейских политиков и которая уже привела к трагическим последствиям во Франции, в Германии, в целом ряде других стран.

Сейчас мы все молимся за скорейшее выздоровление охранника, преградившего путь убийце. Мы глубоко благодарны этому человеку за то, что он защитил молящихся. Но в то же время мы просим правоохранительные органы уделить особое внимание охране наших культовых зданий и святых мест – особенно сейчас, в дни религиозных праздников, когда синагоги полны народа и любая провокация может привести к большим жертвам.

Хочется верить, что это нападение останется изолированным инцидентом, не способным подорвать ту уникальную атмосферу добрососедства и взаимного уважения представителей разных народов, религий и культур, которая сложилась в нашей стране. Дай Б-г, чтобы наступающий новый год по еврейскому календарю стал добрым для всех людей в России, чтобы мы прожили его в покое, в мире и дружбе!».

Поделиться
Отправить

В среду, 28 сентября, на 94-м году жизни скончался бывший президент Израиля Шимон Перес. Смерть Переса констатировали врачи медицинского центра «Шиба», в котором он находился последние две недели. Информацию о кончине бывшего президента подтвердила его семья.
Узнав о случившемся, главный раввин России Берл Лазар направил соболезнование семье Переса. В письме говорится:

«Дорогие друзья!
С чувством глубокой скорби я узнал о кончине главы вашей семьи, Шимона Переса. Сегодня все мы потеряли близкого друга. И, наверное, из всех общин еврейского мира особенно эту потерю чувствуют евреи в России – когда вспоминают его визиты к нам, его огромный вклад в сближение наших стран.
Уверен, что память о Шимоне Пересе надолго останется в миллионах сердец. Ведь он вел очень активную жизнь, даже в самом преклонном возрасте: все время встречался с людьми, щедро делился своим опытом, своими знаниями, все время стремился делать добро.

Я сам встречался с ним десятки раз на всех уровнях – на государственных мероприятиях, на еврейских форумах; мы провели вместе не один шабат… Навсегда сохраню в сердце воспоминание о выступлении Шимона Переса на открытии Еврейского музея в Москве. Он тогда рассказывал, что видел практически все еврейские музеи в диаспоре, – и не только еврейские! – и тот, что мы создали в Москве, является одним из лучших. А как он радовался, что вот, наконец, открыт музей истории евреев из тех мест, откуда он сам родом!

Помню также, как охотно Шимон Перес откликался каждый раз, когда мы приглашали его на наши торжества, на еврейские праздники. Кстати, он не уставал повторять, что его предки со стороны отца принадлежат к старому хасидскому роду! И, согласно семейной легенде, сам он появился на свет благодаря благословению одного хасидского ребе, великого цадика того времени…

Конечно, в Израиле Шимона Переса вспоминают прежде всего как видного политика, занимавшего множество важных постов, дважды возглавлявшего правительство страны, лауреата Нобелевской премии мира. Но я бы хотел напомнить о другой стороне его личности. Шимон Перес был не только политик – прежде всего это был старый мудрый еврей, находивший правильные ответы на самые трудные вопросы.

Помню, как в Москве один активист нашей общины спросил его: как Б-г, воплощение всего добра на свете, мог допустить столько горя в этом мире? Ответ последовал такой: наука уже тысячи лет пытается понять, как работает человеческий разум, и до сих пор не понимает. А ведь мудрость – это самое большое богатство, которое у нас есть. И если мы не в состоянии ответить на вопрос, как работают наши собственные мозги – где нам понять пути Создателя, который сотворил мир, и людей, и всю мудрость, какая есть на свете?!

Я думаю, что это главный урок, который нам всем оставил Шимон Перес. Каждый должен думать, набираться знаний, искать ответы – но в то же время не забывать, что есть нечто выше нашего разума.

Сегодня Шимона Переса нет с нами. Но ведь человеческая душа бессмертна! И я уверен, что сегодня душа Шимона Переса радуется тому, что, благодаря ему наш народ сумел решить важные проблемы и продемонстрировал всему миру величие и бессмертие нашей морали, наших ценностей, основанных на Торе».

Поделиться
Отправить
kids

Во все времена считалось, что воспитывать детей надо строго. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго».

Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, а кто его любит, тот с детства наставляет». В старые времена это понималось как разрешение физических наказаний. Но постепенно человечество развивается – и мудрецы следующих поколений обратили внимание на то, что царь Соломон призывает вовсе не бить детей, а «наставлять» их – то есть, действовать в первую очередь убеждением. Наши ведущие законоучители объясняют, что «розга» должна присутствовать не как орудие для нанесения побоев, а как принцип: ребенок должен знать, что за плохим поступком неизбежно последует наказание. Но наказаний бывает очень много видов – и надо прилагать все усилия, чтобы не доводить дело до применения физической силы. Ребенок по определению слабее взрослых, он не может сопротивляться: но тем более физическое насилие со стороны родителей может травмировать его психику, и тогда конечный результат будет негативным, ребенок затаит зло в душе.

У взрослых есть множество средств наказания, не связанных с насилием. Наши мудрецы советуют прежде использовать все виды убеждения и увещевания. Ребенок – разумное существо, и душа у него, как у всех людей, устремлена к добру, потому что душу человеку даровал Б-г – высшее воплощение доброты и любви. Мы исходим из того, что, если ребенок плохо себя ведет, он поступает так по недомыслию, потому что он, по недостатку жизненного опыта, не всегда может сам понять, к каким результатам приведут его поступки. Поэтому сначала надо с ним поговорить, объяснить, в чем он неправ, и как надо исправить ошибку. Если делать это с любовью – ребенок почти наверняка тоже ответит любовью, и впредь будет поступать так, как ему посоветовали родители. И только в самом крайнем случае – если ребенок, что называется, «уперся» и поступает откровенно назло – только тут необходимо действительно наказать.

Как учат наши мудрецы: «Правая рука приближает, левая отталкивает» – то есть, сначала надо сделать все, чтобы приблизить ребенка и добиться от него правильных поступков с помощью любви, и только если это не помогает, можно его «оттолкнуть». Правая рука у большинства людей более сильная – то есть, «приближать» в любом случае надо гораздо более активно, чем «отталкивать». Мы стараемся так воспитывать наших детей вот уже на протяжении многих поколений – и опыт показывает, что это самая эффективная линия.

Сейчас иногда приходится слышать такие заявления, что дети, дескать, «распустились» и перестали слушаться. На самом деле, дети всегда берут с кого-то пример. Прежде всего, они получают пример в семье и в школе. Если эти примеры хорошие – и дети будут вести себя правильно.

К сожалению, сегодня мы видим, что хороший пример подается далеко не всегда. В том числе со стороны родителей. Достоянием общественности становятся десятки случаев, когда родители издеваются над детьми, избивают их, ведут себя, как садисты. Настоящие родители всегда готовы сделать все для того, чтобы их детям жилось как можно лучше: этому нас учат и Святые книги, и традиционная мораль, и история всех наших народов! Так что обязанность законодателя – если хотите, его моральный долг! – прежде всего, защитить детей, их интересы, их психику. Ведь это наше будущее: какими они вырастут, такой будет и наша страна».

Поделиться
Отправить

6 июля 2016, 14:10

В понедельник, 4 июля президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает уголовную ответственность за использование физической силы в воспитании детей. Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятие нового закона. В обращении раввина говорится:

«Во все времена считалось, что воспитывать детей надо строго. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго».

Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, а кто его любит, тот с детства наставляет». В старые времена это понималось как разрешение физических наказаний. Но постепенно человечество развивается — и мудрецы следующих поколений обратили внимание на то, что царь Соломон призывает вовсе не бить детей, а «наставлять» их — то есть, действовать в первую очередь убеждением. Наши ведущие законоучители объясняют, что «розга» должна присутствовать не как орудие для нанесения побоев, а как принцип: ребенок должен знать, что за плохим поступком неизбежно последует наказание. Но наказаний бывает очень много видов — и надо прилагать все усилия, чтобы не доводить дело до применения физической силы. Ребенок по определению слабее взрослых, он не может сопротивляться: но тем более физическое насилие со стороны родителей может травмировать его психику, и тогда конечный результат будет негативным, ребенок затаит зло в душе.

У взрослых есть множество средств наказания, не связанных с насилием. Наши мудрецы советуют прежде использовать все виды убеждения и увещевания. Ребенок — разумное существо, и душа у него, как у всех людей, устремлена к добру, потому что душу человеку даровал Б‑г — высшее воплощение доброты и любви. Мы исходим из того, что, если ребенок плохо себя ведет, он поступает так по недомыслию, потому что он, по недостатку жизненного опыта, не всегда может сам понять, к каким результатам приведут его поступки. Поэтому сначала надо с ним поговорить, объяснить, в чем он неправ, и как надо исправить ошибку. Если делать это с любовью — ребенок почти наверняка тоже ответит любовью, и впредь будет поступать так, как ему посоветовали родители. И только в самом крайнем случае — если ребенок, что называется, «уперся» и поступает откровенно назло — только тут необходимо действительно наказать.

Как учат наши мудрецы: «Правая рука приближает, левая отталкивает» — то есть, сначала надо сделать все, чтобы приблизить ребенка и добиться от него правильных поступков с помощью любви, и только если это не помогает, можно его «оттолкнуть». Правая рука у большинства людей более сильная — то есть, «приближать» в любом случае надо гораздо более активно, чем «отталкивать». Мы стараемся так воспитывать наших детей вот уже на протяжении многих поколений — и опыт показывает, что это самая эффективная линия.

Сейчас иногда приходится слышать такие заявления, что дети, дескать, «распустились» и перестали слушаться. На самом деле, дети всегда берут с кого‑то пример. Прежде всего, они получают пример в семье и в школе. Если эти примеры хорошие — и дети будут вести себя правильно.

К сожалению, сегодня мы видим, что хороший пример подается далеко не всегда. В том числе со стороны родителей. Достоянием общественности становятся десятки случаев, когда родители издеваются над детьми, избивают их, ведут себя, как садисты. Настоящие родители всегда готовы сделать все для того, чтобы их детям жилось как можно лучше: этому нас учат и Святые книги, и традиционная мораль, и история всех наших народов! Так что обязанность законодателя — если хотите, его моральный долг! — прежде всего, защитить детей, их интересы, их психику. Ведь это наше будущее: какими они вырастут, такой будет и наша страна».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции