Берл Лазар
Колонка главного раввина

Главный раввин России Берл Лазар объясняет, почему сегодня в России евреям живется хорошо.

Главный раввин старается избегать разговоров о политике, но часто бывает в Кремле и утверждает, что российским евреям при Владимире Путине живется в России лучше, чем когда-либо. Перед выборами 2012 года Берл Лазар заявил, что большинство евреев проголосуют за Путина, а в 2014 году — что евреям в Крыму стало жить свободнее. Американские СМИ, пытаясь найти связь между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, даже прозвали Лазара «путинским раввином».

Несмотря на антисемитские высказывания вице-спикера Госдумы Петра Толстого, Берл Лазар уверен, что на государственном уровне антисемитизма в России нет. Правда, он посоветовал евреям уезжать из России, если Толстой когда-нибудь выиграет президентские выборы. Спецкор «Новой газеты» Илья Азар взял у Лазара публичное интервью в ходе еврейской образовательной конференции «Лимуд», поговорив об антисемитизме, Путине, Трампе, Украине и войне в Сирии.

— Я так понимаю, что единственная причина организации этого интервью в созвучии фамилий «Азар» и «Лазар». Мне на еврейскую тематику говорить сложновато, поэтому спрашивать буду больше о политике. Надеюсь, вас предупреждали.

— В политике я точно вообще ничего не понимаю.

— Многообещающее начало! Начнем с темы антисемитизма, которая недавно стала неожиданно актуальной. Не так давно вы говорили, что «в России евреи могут чувствовать себя увереннее, чем в Европе». Что-то изменилось или в России еврею по-прежнему безопаснее жить, чем во Франции или Германии?

— У меня есть знакомая пара родом из Москвы. Они жили во Франции, но решили вернуться назад именно из-за положения евреев там. У них маленькие дети. И вести их в еврейскую школу неудобно, некомфортно и, наверное, небезопасно.

Я не живу в Европе, и наверняка опасность там преувеличивают. При этом я не хотел бы слишком приукрашивать наше положение здесь.

Я согласен, что до сих пор есть люди, в том числе политики, которые выступают против евреев, поэтому мы и не мечтаем, что вопрос антисемитизма в России будет полностью решен.

— Так что же тогда безопасного?

— Мы всегда говорим, и это важный момент, что антисемитизма в России нет на государственном уровне. Первое лицо и закон не разрешают распространение антисемитизма, и прокуратура обращается к этому закону. Мы можем говорить уверенно, что сегодня в России, слава богу, комфортно, и мы можем быть уверены, что если будет всплеск антисемитизма, то будет какая-то реакция со стороны властей.

К сожалению, в Европе реакция на нападения и высказывания на почве антисемитизма не такая, как мы ожидали.

— Это связано с большим количеством мигрантов из мусульманских стран?

— В том числе из-за миграции, но не только. Видно, как население само стало очень агрессивное, и мы видим правые партии, которые набирают силу в Австрии, Франции и других странах. Никто не ожидал, что правые партии после Холокоста будут набирать столько голосов. Но сегодня это реальность.

— Но правые партии выступают больше как раз против мусульман. В этом смысле евреи и мусульмане — общие жертвы риторики этих партий.

— Я согласен, что это неоднозначно, и это две стороны одной монеты. Может, иногда правые партии говорят, что любят евреев, и я думаю, что с ними нужно общаться.

Но все равно, думаю, у нас есть проблемы с обеих сторон — с одной, мусульманский мир набирает силу, а с другой, есть негативное отношение к нему и заодно к другим меньшинствам, к евреям в том числе.

— Вы сказали, что антисемитизма в России нет на государственном уровне, но последние по времени заявления антисемитского характера были сделаны депутатом Госдумы Виталием Милоновым и вице-спикером Госдумы Петром Толстым. Это не государственная позиция?

— Высказывание Толстого было на государственном уровне. Но он после этого старался себя оправдать, объяснить, что его не так поняли, приехал к нам, было несколько встреч. Он обещал, что такого больше не будет, сказал неформально, что был не прав, хотя и не готов это говорить публично. Он понимает, что сегодня позиция власти иная, и если у него и другое мнение, то в России такое невозможно.

Мы очень благодарны спикеру Госдумы [Вячеславу Володину], что он сразу откликнулся, звонил, сказал, что высказывания Толстого — это не только не их позиция, но и противоречит их позиции. Высказывание Толстого — одно на фоне высказываний десятка тысяч других чиновников. Я думаю, что это плохо, но это еще не конец света.

— Я не видел вашей публичной оценки этого высказывания. То есть вы, грубо говоря, помирились со спикером и промолчали?

— Меня не было в Москве в тот день. И к тому же я решил, что это не мой вопрос с ним общаться. Внутри организации мы приняли решение, что будем реагировать, но не думаю, что он такой важный человек, чтобы каждый еврей начал с ним дискутировать.

— Но ведь он телеведущий, а в России телевидение сильно влияет на мысли миллионов граждан. Вот и Дмитрий Киселев говорил в 2014 году про национальность Шендеровича и Иртеньева.

— Я не говорю, что [в России] нет антисемитизма. Я говорю, что его нет на государственном уровне. На телевидении мы иногда слышим подобные высказывания, реагируем на них, поднимаем этот вопрос на государственном уровне и стараемся этот вопрос как-то улучшать.

Это реальность в России, и тут нет ничего нового. Когда здесь кризис и трудности, то если как-то где-то можно добавить в кашу евреев, то всем уже веселее. Есть люди, которые это всегда стараются использовать.

— В России часто назначают плохие национальности «сверху». Ими в разное время были чеченцы, грузины, мигранты из Средней Азии, сейчас — украинцы и крымские татары. Где гарантия, что завтра Россия, например, не поссорится с Израилем, и евреев снова не назначат «плохими»?

— Нет никакой гарантии. Причем нигде и никогда. Однажды кто-то задал вопрос любавичскому ребе: «Возможна ли Третья мировая война, возможен ли еще Холокост?», и он ответил: «Возможно даже завтра утром».

Понятно, что в кризис очень легко и удобно сказать, что есть внешний враг и требовать объединения усилий. Мы прекрасно понимаем, что не дай бог, но в любой момент все и здесь может измениться. Но где лучше? Сегодня в Америке поднимается антисемитизм. В Южной Америке еще хуже. К сожалению, сегодня в мире вообще непросто, намного сложнее и опаснее, в том числе из-за технологического прогресса.

Но если сравнить с тем, как евреям было в России раньше, то сегодня намного лучше.

— Это такая стратегия, что в ситуации, когда хоть завтра может начаться Холокост, лучше дружить с властями?

— Наша стратегия прописана в талмуде. Где бы человек ни жил, он должен понимать, что закон страны — закон и для евреев. Нужно молиться за удачу и успех президента и властей, пока, не дай бог, они не начинают действовать против евреев. В тот момент, когда власть начинает действовать против евреев, как в Германии в 30-х годах, молиться, понятно, уже не надо.

Если у власти антисемиты, нужно срочно уезжать

— Вы недавно говорили в интервью, что евреи совершили ошибку, оставшись в Германии, несмотря на рост антисемитизма. Так как вовремя уехать?

— Я могу рассказать семейную историю: мой папа родился в Австрии, жил в Вене, мой дедушка воевал в Первой мировой, был известным человеком и был уверен, что все будет в порядке. Однажды его арестовали, но через пару часов сказали, что это ошибка и отпустили. Когда он пришел домой, бабушка сказала: «Все, мы отсюда уезжаем». Он сказал: «Нет, мы останемся, все хорошо, у нас большой бизнес, связи». Они долго спорили, и наконец, бабушка сказала: «Хорошо, тогда я забираю детей и уезжаю, а ты можешь оставаться здесь». Один он оставаться не захотел и уехал с ней — так бабушка спасла нашу семью.

Сейчас, через 70 лет, легко судить, но я думаю, что это должен быть для всех нас урок. Как только мы видим в России, Европе, Америке, что человек, который принимает решения, становится антисемитом, нужно брать чемоданы и уезжать. Неважно куда.

Например, если завтра Мари Ле Пен побеждает во Франции, то думаю, евреям нужно оттуда уезжать.

— То есть когда Петр Толстой будет баллотироваться в президенты, и будет понятно, что он побеждает, евреям нужно уезжать?

— Да. (аплодисменты в зале)

Фото: РИА Новости

Три президента

— Вы о Путине всегда высказываетесь комплиментарно, например, говорили, что ни один руководитель России или СССР не сделал для евреев так много, как он.

— Вы считаете это комплиментом?

— В глазах российского избирателя — конечно, не факт… Но что хорошего он сделал?

— Я могу рассказать о своем личном опыте. Я приехал сюда примерно 30 лет назад, когда Горбачев начал перестройку и гласность. Я хотел с ним встретиться, но он был не готов.

Потом я встретился с Ельциным. Говорили о реституции, он ответил, что постарается помочь, но когда я поднял вопрос антисемитизма, он вообще был в шоке: «Зачем нужно об этом говорить? У нас все хорошо». Это было не так. К сожалению, в синагоге в Марьиной роще были взрывы, поджог. В 90-х годах было непросто. И я ему сказал, что нужно выступать и об этом говорить, но он отказался.

Первый, кто открыто говорил, что антисемитам нет места на государственных должностях, что нельзя использовать антисемитизм в предвыборной кампании и что нужно бороться с ним, был Владимир Путин. Это раз.

Во-вторых, реституция. До этого много говорили, а дел не было. Также он и Медведев приходили в Еврейский музей, в синагогу, и мы думаем, что это важный сигнал.

— В 2012 году вы говорили, что большинство евреев будут голосовать за Путина и добавили, что не знаете ни одного еврея, который бы голосовал за Прохорова. Было такое?

— Может быть они и есть, но я их лично не знаю.

— Давайте проведем небольшой эксперимент. Поднимите, пожалуйста, (журналист обращается к залу. — Ред.) руки те, кто планирует в 2018 году проголосовать за Путина.

(зал, который вмещает около 200 человек, полон, но поднимается лишь две руки, потом третья. «Потому что никто не готов вообще голосовать», — объясняет результаты опроса раввин).

— Поскольку Прохоров, видимо, баллотироваться не будет, давайте посмотрим, кто собирается поддержать Навального.

(Руки поднимают примерно 20 человек, кто-то выкрикивает фамилию свердловского политика Евгения Ройзмана).

— Видите, люди готовы даже за Навального голосовать, но не за Путина. Как вы можете прокомментировать итоги нашего опроса?

— Пока что голосование в России — тайное. Я думаю, что, к сожалению, сегодня есть много людей, не только евреев, которые недовольны тем, что происходит — в первую очередь в экономическом плане. Если вы хотите, чтобы я разбирался в политике, то я бы с удовольствием это сделал, но мне тогда придется работать на другой должности.

Я готов обсуждать вопросы: «Сделал ли Путин для евреев больше, чем все остальные президенты вместе взятые?» или «Уверены ли мы, что Навальный будет делать для евреев столько сколько делал Путин?» Эти вопросы меня беспокоят.

И я знаю, что евреи, по крайней мере, главный раввин России, должны быть благодарны президенту, который столько сделал для нашего народа (аплодисменты).

— В одной из статей была ваша цитата: «Выступать против власти — это не по-еврейски». Это так?

— Цитата была взята из контекста. Вопрос был про Украину и Россию, и я сказал, что если вопрос будет касаться евреев, то мы первые, кто будет выступать, но в политические вопросы мы, как еврейская община, не должны вмешиваться.

— То есть отдельные евреи могут выступать против власти?

— Пожалуйста! (смех в зале) И они это делают. Может быть, больше, чем все остальные. У меня вопрос: в «Новой газете» сколько евреев?

Про Крым

— Я, кстати, недавно интересовался этим вопросом, но пока точно не выяснил… Вы недавно сказали: «Евреи в Крыму в конце концов получили ту свободу, которую ждали давно». О какой свободе идет речь?

— В Симферополе долгие годы хотели построить синагогу, но не дали. Есть старая синагога, но и ее не хотели возвращать. Почему не знаю. В Ялте нет синагоги, в Севастополе — нет. А сейчас, с божьей помощью, в этих городах будут синагоги.

— С божьей или с путинской помощью? Бог-то был и при Украине (в зале смех и аплодисменты).

— Я думаю, что сработало много факторов, в том числе и то, что Россия хочет показать, что относится к евреям хорошо. Может быть, им это нужно в своих целях, но нам главное — результат. Если сегодня евреи в Симферополе, Ялте и Севастополе получат синагоги — это для нас хорошо. Недавно вот открыли детский сад в Севастополе.

Я не согласен, что все на Украине плохо. Много хорошего есть — у меня там друзья и коллеги и я надеюсь, что будет еще лучше. Но нельзя говорить, что на Украине сегодня нет антисемитизма на бытовом уровне. Пару дней назад скончался раввин, которого избили на Украине. К сожалению, там все не так просто.

— Это следствие смены власти? По телевизору у нас говорят, что в Киеве к власти пришли неонацисты.

— Нет, я так не считаю. Я думаю, что это следствие нищеты. Но если мы говорим о евреях в Крыму, то я там был, и они говорят, что им стало намного лучше.

— В Днепропетровске есть такой олигарх Коломойский, который в 2014 году защитил Украину от потери восточных областей, создав на свои деньги добровольческие батальоны. Вы как к его деятельности относитесь?

— Спросите у Порошенко, что он думает о нем.

— По-моему, Порошенко раньше думал о нем хорошо, а теперь — не очень.

— Я — также. Коломойский сделал много для еврейской общины в Днепропетровске, за что мы очень ему благодарны. Но евреи не должны участвовать в политике как представители общины. Коломойский же вышел и сказал: «Я глава еврейской общины, и я против Путина». Это плохо, даже если он сказал бы это про Обаму или кого-то еще.

У нас достаточно еврейских дел, чтобы не вмешиваться в каждый вопрос. Если бы Коломойский не выступал от имени всех евреев, спонсировал батальоны спокойно, то это было бы лучше.

Еще все спрашивают: хорошо ли, что Гройсман стал премьером [Украины]? Если он будет говорить при этом, что представляет всех евреев — то будет плохо.

— Если власть совершает очевидные негативные вещи по отношению к другим национальностям или социальным группам, это разве не повод не поддерживать власть? Известное же высказывание: «Когда пришли за евреями, я промолчал. Когда пришли за мной — некому было заступиться за меня».

— Тогда евреи были первыми, и, к сожалению, так часто бывает. Я думаю, что если дело касается исламофобии, то мы тоже имеем право выступить, но я повторяю, что вмешиваться в геополитику — не наше дело.

Есть такая история. Встречаются два брата, один из которых живет в Америке, другой в Москве. Американский брат говорит: «Не понимаю, как ты живешь в Москве, здесь же ужас». Москвич отвечает: «Здесь все нормально». Американец: «Как нормально? Я могу встать перед Белым домом и кричать, что Трамп — идиот. И ничего со мной не будет». А москвич отвечает: «Так я тоже могу кричать перед Кремлем, что Трамп идиот».

(На этом моменте в зале выключается электричество. «Это американская разведка», — комментирует Лазар, и все зрители смеются. «С Трампом шутить нельзя», — кричит кто-то. Корреспондент «Новой» отвечает: «Когда про Путина говорили, все нормально было». «Ну так антисемитизм же в Америке сейчас», — парируют из зала с иронией.)

Фото: Limmud FSU

Похороны Ленина и покемоны в синагоге

— Хотя вы не любите высказываться на политические темы, последний раз внимание к вашим словам было привлечено из-за вашего предложения захоронить Ленина.

— Это было интервью, меня спросили и я ответил, что любой человек в независимости от его национальности, вероисповедания или должности должен быть похоронен в земле. Бог создал человека из земли, и он должен туда вернуться. Мы против кремации для всех людей.

Мне жалко Ленина, что он столько времени там лежит, и его душа точно ждет, пока он будет возвращен в землю. Это наша религиозная позиция. Я не хочу говорить — плохой он или хороший, хотя мы все знаем, что он сделал. Можно построить музей и с помощью технологий сделать Ленина еще более живым и красивым. Делать мавзолей не принято нигде в мире, это абсурд.

Представьте себе, что у кого-то умер дедушка, и он держит его в шкафу. Это нормально? Думаю, что его арестуют.

—В Индонезии, кстати, есть обычай выкапывать мертвых родственников. Они гуляют с ними, пьют чай, а потом закапывают обратно.

— Чай с сахаром или без? (смех в зале)

— Этого не знаю. Но вам не кажется, что в последнее время в российском обществе начался ренессанс коммунизма? Ставят бюсты Сталина, открывают его дом-музей. А ведь фигура Сталина едва ли вам симпатична.

— Согласен с вами, это беспокоит. Я видел, что количество людей, считающих, что Ленина нужно оставить в мавзолее, за последние 5 лет выросло с 20% до 40%. Это еще не большинство, но есть рост. Опять говорят: «При коммунизме были какие-то плохие моменты, но идеология была не такая уж плохая».

Это точно нехорошо, и я думаю, что это следствие как антиамериканского настроя, так и пропаганды. Надеюсь, что это ненадолго.

— Но она ведь идет сверху.

— Не уверен.

— Параллельно с ренессансом советского идет ренессанс православного. Как вы относитесь к закону о защите чувств верующих и к тому, как он используется нашими правоохранительными органами? Он ведь касается и чувств верующих иудеев.

— Я неоднократно говорил, что религия — это выбор человека. Бог подарил нам самый большой подарок — свободу выбора, в основном по поводу права на решение о ценностях, морали, поведении. Если заставляешь ребенка ходить в синагогу, то когда он повзрослеет, он точно туда не будет ходить. Это как бумеранг. Если же родители покажут, как красиво в синагоге, как вкусно есть мацу, то ребенок с божьей помощью будет всю жизнь это делать.

Заставить человека соблюдать религиозные заповеди и уважать религию невозможно. Также можно заставить мужчину любить какую-то женщину, но я вам обещаю, что через год они разведутся. Есть вещи, которые должны идти от сердца.

Все эти законы [о чувствах верующих] не дают никакого результата, а наоборот, общество больше нагнетают, так как оно чувствует, что запретов все больше. Оскорблять чувства другого человека — это неправильно, но зачем сажать за это или наказывать? Это не дает никакого результата.

— Если бы Pussy Riot пришли танцевать в синагогу, чтобы вы делали?

— Я думаю, что пригласил бы их в столовую, накормил гефилте-фиш и говорил с ними, чтобы понять, что у них в голове, чего они хотят, почему мы им мешаем. Мы хотим знать, почему мы кому-то мешаем, что мы сделали плохо, чтобы исправить наши ошибки.

Я же не говорю, что мы святые. Я бы хотел поговорить и с антисемитом, который думает о нас плохо, чтобы понять, что мы, может, сделали не так или в чем-то его самого убедить, если он заблуждается. Но посадить его — это не поможет.

— Проблема в том, что пока вы будете пить чай и есть гефилте-фиш, в комнату зайдут омоновцы и заберут вашего собеседника.

— Тут ведь нет разницы, будет он голодный или сытый. А если поест, то, по крайней мере, в камере будет помнить о гефилте-фиш и о том, что я дал ему что-то поесть (зрители смеются).

— А покемонов можно в синагоге ловить?

— Я искал, но не нашел в талмуде ответа на этот вопрос. Но в каббале вроде что-то написано. Шучу (в зале смех, аплодисменты).

— В библии вроде тоже нет ответа, но российские власти решили, что нельзя. Одного человека уже судят.

— Одна синагога подарила бутылку вина тому, кто нашел покемона. Наш подход такой.

Я думаю, что покемоны — это странно, но — и это не шутка — есть такое объяснение в каббале, что в каждом предмете есть какие-то искры, которые мы не видим. Наша задача — поднять их на более духовный уровень. Это как покемон. Я думаю, что везде [есть эти искры], и когда мы делаем доброе дело, то как будто находим покемона, а где-то потом увидим наш счет добрых дел.

— Ваше интервью на «Дожде» называется: «Пусть люди думают, что нас охраняют со всех сторон — и президент, и бог, и, может быть, Кадыров». Что вы имели в виду?

— Меня спрашивали о слухах, что меня охраняет Кадыров. Я сказал, что это чушь, и я даже не знаю, откуда это взяли. Я знаю, что бог нас охраняет, но так как моя жена все время беспокоится, кто же именно нас охраняет, то может и хорошо, что кто-то думает, что нас охраняет Кадыров.

— Говорят, что на «Лимуд» вы приехали на двух мерседесах. Не кадыровская ли охрана была во втором?

— Почему только два? Целый кортеж был! Но никакой охраны — только никому не говорите (смех в зале). К сожалению, в России многим евреям охрана не помогла. Я вообще не знаю еще ни одного случая, когда охрана кому-то помогла. Это показуха.

— Но с Кадыровым вы знакомы?

— Я его видел несколько раз на каких-то приемах. В Чечне я еще не был и не планирую. Он кроме «здравствуйте» ничего мне не говорил, а может быть, даже «здравствуйте» не сказал, я не помню… Я так понимаю, что сейчас мой рейтинг упал.

— А вы будете что ли баллотироваться тоже?

— Ну есть же выборы главного раввина.

(«Мы вас поддержим», — выкрикивают два человека из зала.)

— Спасибо! Уже два голоса есть. Неплохо!

— Что скажете о методах борьбы чеченских властей с геями? Чеченские власти говорят, что в исламском обществе геев вообще не может быть. А как у вас?

— Если вопрос о том, что думает наша религия о гомосексуализме, то мы верим, что это грех. Так написано в торе и, думаю, также считается в исламе и христианстве. Грех, потому что мы верим, что человек должен создать семью, должен жениться, рожать детей — так бог сотворил наш мир, что главная цель человека — плодиться, рожать и воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми, и общество было правильным.

Говорить, что геев нет — это слишком. Можно с ними работать, объяснять, но опять же не заставлять, потому что не будет результата. Но и говорить, что это хорошо, мы не будем, потому что это плохо, и главные еврейские ценности — правильная семья — папа, мама, дети, внуки. Это мечта каждого еврея везде и, надеюсь, что всегда.

Демократия в Палестине невозможна

— Внешнеполитический вопрос…

— Слава богу. Про Трампа?

— Пока нет. О нем спрошу напоследок, потому что при упоминании его фамилии тут выключается электричество. Путин и Россия поддерживают президента Асада, которого большим другом Израиля и евреев не назовешь. А вы Путина поддерживаете. Как так?

— Я не поддерживаю все дела Путина и не слежу за всеми его делами. Бывает, что он два раза в день или три раза мне звонит и спрашивает: «Что мне делать?» (зал смеется) Но не каждый день!

Если мы говорим о Сирии, то ИГИЛ, который запрещен в России, более опасен для Израиля, чем Асад. [Премьер Израиля] Нетаниягу регулярно общается с Путиным, и думаю, что все договорено. Нельзя сказать, что Асад — это самый хороший лидер, но и Саддам Хуссейн не был самым хорошим лидером, однако то, что сегодня в Ираке, хуже того, что было во время Хуссейна. Что будет, если Асада убрать? Думаю, что будет хуже.

Мы видим, что мигранты делают в Германии и Турции. К сожалению, мы живем в непростое время, и нельзя сказать, что «арабская весна» — это было хорошо.

Кто может решить вопрос с Сирией, неясно. Может быть, Машиах (мессия на иврите. — Ред.) поможет.

— То есть для ближневосточных стран диктатура подходит больше, чем демократия?

— Вы можете себе представить демократию в Палестине? Это невозможно. Я был там, был в Иордании. Они не понимают вообще, что такое демократия.

Америка уверена, что если у них демократия работает хорошо, то она должна работать сразу и везде. Но это не работает так. Это процесс. Евреи 40 лет были в пустыне, хотя границу Египта и Израиля можно пересечь за пять минут. Моисей понял, что нужно народ воспитать, преподавать тору, изучать мораль, ценности демократии, и тогда уже можно создать нормальное государство. Я думаю, в арабских странах не готовы к демократии, там будет анархия и хаос, а это самое опасное для Израиля.

— Судя по заметке в Politico, связь между Трампом и Путиным — это вы.

— А сейчас мой рейтинг поднялся.

— Вы — это, действительно, единственное что объединяет Трампа и Путина?

— Я боюсь, что да (смеется). Я благодарен за комплимент, но если так, тогда дело плохо. Я надеюсь, что они найдут что-то большее. Я думаю, что то, что сейчас происходит — это плохо.

— Вообще все?

— Нет, например, здесь на «Лимуде», слава богу, все хорошо — кошерная еда, более двух тысяч евреев собрались вместе.

Нехорошо, что сегодня в России такие антиамериканские настроения, а в США — антироссийские. Пора уже заканчивать с этим, так как это дошло до абсурда. Посол России встречается с кем-то, и этот человек должен уходить в отставку.

Я встречался с одним евреем, который работал у Трампа. По длинной цепочке знакомых мне сказали: «Если будешь на Манхеттене, зайди поговори к хорошему человеку». Я зашел на полчаса, поговорил ни о чем, а через пару месяцев на первой странице New York Times статья про мою встречу с Гринблаттом, о том, что евреи опять что-то задумали.

Если вы думаете, что у нас противоамериканские настроения, то там еще хуже. В США думают, что в России все делается против Америки, и вся страна сидит и думает, как организовать там выборы.

— Но вы представляете течение «Хабад», и у Трампа дочь и ее муж из этого течения. Все это неспроста! (смех в зале)

— Центров «Хабада» более 5 тысяч в мире. Будете в Таиланде, в Китае, в Африке, откройте Google и сразу рядом найдете «Хабад», чтобы отпраздновать шабат, поесть кошерную пищу.

У меня племянник, раввин Гарварда, и [зять Трампа Джаред] Кушнер ходил к нему, когда учился там, ел гефилте-фиш. И, наверное, есть евреи в России, которые ели гефилте-фиш в «Хабад» здесь. Это такая вот связь. Хорошо, что есть «Хабад», хорошо, что у Трампа дочка — еврейка, хорошо что в России у власти хорошее отношение к евреям.

Расскажу хасидскую историю Михла Вышецкого из Ташкента: Человек спрашивал отца, как будет выглядеть мир, когда придет Машиах? Отец ответил: «Есть такой город Москва, там есть Красная площадь. Представь, что ты будешь стоять на ней, держать в руках сидур и читать «Шма Исраэль».

Мы дожили до такого времени, когда в России можно не стесняться и даже гордиться, что мы евреи. Наша задача, чтобы на следующем «Лимуде» было не 2 000, а 20 000 евреев. Чем больше евреев будут гордиться своим еврейством, тем лучше для России.

ИЛЬЯ АЗАР
Новая газета

Поделиться
Отправить

Праздник свободы

10 апреля, 09:49

В эти дни евреи в России и во всем мире отмечают Песах — “праздник свободы”. Мы вспоминаем о событиях, случившихся около трех с половиной тысяч лет назад,— об освобождении нашего народа из рабства в Египте и о чудесах, которые Б-г совершил для этого. В память об этом нам заповедано на протяжении всех восьми дней праздника вместо хлеба есть мацу — особые пресные лепешки. Маца традиционно считается символом Песах.

Мацу называют также “хлебом бедности”, ведь для ее изготовления не нужно вообще ничего, кроме муки и воды. И это вызывает вопрос: почему для праздника, посвященного такому радостному событию, как обретение свободы, в качестве символа выбран “хлеб бедности”? Неужели не нашлось ничего, что лучше мацы передает сущность торжества?

Чтобы понять особую роль мацы для “праздника свободы”, необходимо прежде всего усвоить уроки этого праздника — причем уроки не столько исторические, сколько универсальные, применимые здесь и сейчас. В Святых книгах говорится, что, когда евреи вышли из Египта, они сделали это так поспешно, что даже не успели приготовить хлеб в дорогу — оставили тесто в опаре. Поэтому, оказавшись в пустыне, они были вынуждены питаться тем немногим, что у них было с собой: смешали муку с водой, испекли лепешки — получилась маца. Может быть, не такая питательная еда, как обычный хлеб, но люди думали не об этом. Для них главное было обрести свободу как можно скорее!

Как раз в этом главный урок Песах — ответ на вопрос, как избавиться от рабства и получить свободу. Причем урок практически для каждого человека, в любое время и в любом месте. Ведь даже если ты живешь в самой свободной и демократической стране, всегда найдутся вещи, способные сделать тебя зависимым, обеднить твою жизнь. Недаром символ рабства, Египет в наших Святых книгах называется “Мицраим” — от слова “мецарим”, “теснины”, узкое место, где ты не можешь свободно двигаться. У каждого человека есть своего рода “внутренний Мицраим”: это могут быть страхи и фобии, это могут быть вредные привычки… В наше время это могут быть также соблазны потребительского общества: посмотрите на “шопоголиков”, проводящих целые дни в магазинах,— разве это свободные люди?

Как избавиться от “внутреннего Мицраима”? Существует распространенное мнение, что надо сначала тщательно подготовиться: может быть, посещать какие-то курсы, записаться на прием к каким-то специалистам, хорошенько взвесить все “за” и “против”… А Песах дает нам прямо противоположный рецепт: порвать с зависимостью решительно и сразу, не откладывая ни на день! Пусть такой резкий перелом обернется на первых порах дополнительными трудностями, главное — это стать свободным человеком. А все остальное — это уже потом.

“Если бы наши предки не вышли на свободу сразу же, как только Б-г призвал их, они по сей день находились бы в рабстве”,— учат наши мудрецы. И это справедливо для любого человека, в любой стране, в любые времена.

Коммерсант

Поделиться
Отправить

В преддверии столетней годовщины Октябрьской революции своими мыслями о советском периоде истории и планах еврейской общин в наступающем году в интервью “Интерфакс-Религия” поделился главный раввин России Берл Лазар.

– В 2017 году исполняется сто лет Октябрьской революции. Не могли бы Вы дать оценку советскому периоду нашей истории?

– Для меня это – мрачное время. Большевики задались целью создать “нового человека” и построить новое общество, отринув Бога. Они шли к своей цели через насилие, достигшее апогея при Сталине. Для верующих (независимо от религиозной принадлежности) практически весь советский период действовали жесткие ограничения. До смерти Сталина они подвергались масштабным репрессиям – люди шли в тюрьму или на расстрел просто за выполнение обязанностей священнослужителя. В дальнейшем репрессии в адрес верующих стали точечными, зато сохранились различные притеснения и ограничения, которые я еще застал в конце 1980-х. Все то хорошее, о чем говорят, вспоминая СССР, существовало не благодаря, а скорее вопреки режиму.

– Какие черты и достижения советской эпохи могут служить образцом для современного общества и государства?

– Прежде всего, конечно, это победа над нацизмом, спасшая мир от чудовищной перспективы создания человеконенавистнического режима в мировом масштабе, а еврейский народ – от поголовного уничтожения. Россия и сейчас активно борется с терроризмом и экстремизмом. Еще одно достижение, представляющее интерес для современной России, – попытка создания единой гражданской нации. В советский период оно не было доведено до конца, затем мы столкнулись с волной национализма, сейчас же мы наблюдаем ренессанс идеи создания гражданской нации. Среди положительного хотелось бы также отметить системы образования и здравоохранения, позволившие в относительно короткий срок решить проблему неграмотности и распространения эпидемий.

– Ваше личное отношение к Ленину и Сталину?

– И тот, и другой – люди, залившие страну кровью и попытавшиеся заменить веру в Бога культом обожествленных вождей. Так что Сталин вполне справедливо именовал себя “верным ленинцем”, только Ленин в большей степени делал это ради продвижения своих идей, а Сталин – ради сохранения власти.

– Не пришло ли, на Ваш взгляд, время снова начать дискуссию на тему перезахоронения тела Ленина?

– Я полагаю, что все необходимые дискуссии на этот счет уже прошли. Тело Ленина должно быть предано земле, а могилы с кладбища у Кремлевской стены – перенесены на другие кладбища. В том, что это необходимо сделать, сходятся представители всех вероисповеданий. Что касается мавзолея Ленина, я полагаю, что разрушать его не надо – здание вполне органично вписалось в ансамбль Красной площади. Лучше было бы организовать в мавзолее музей, посвященный советской эпохе.

– Вы упомянули высокий уровень образования в СССР. Ваше мнение о современной системе образования в России?

– Она вполне отвечала задачам, поставленным в советские времена, – дать образование широким слоям населения. Но сейчас ситуация изменилась – во всем мире образование становится все более специализированным, ряд отраслей шагнули далеко вперед, а в России, к сожалению, в некоторых местах продолжают обучать так же, как делали это 20, 30, 40 лет назад.

– Что, на Ваш взгляд, следовало бы изменить?

– Первое, что нужно сделать, это вернуть престиж профессии учителя, существенно повысив зарплаты преподавателям, особенно в провинции. Второе – желательно переориентировать существующее образование от простого заучивания текстов, вошедших в канон 20, 40, а иногда и больше лет назад, к образованию, помогающему применять полученные знания на практике. Кроме того, корпус тех знаний, которые должны получать учащиеся, должен регулярно обновляться (особенно это относится к техническим наукам). В современном образовательном процессе крайне важно использовать интерактивную и технологическую составляющие. Нужно аккумулировать весь позитивный мировой опыт в этой области и отслеживать те новые идеи, которые только начинают разрабатываться.

– Около полугода назад созданный Федерацией еврейских общин России Еврейский музей и центр толерантности в Москве объединил усилия с ЮНЕСКО для противостояния национальной и религиозной нетерпимости в мире. Как продвигается этот проект?

– Первым совместным проектом Центра толерантности и ЮНЕСКО стала конференция “Миграция для устойчивого развития: социальные трансформации, медийные дискурсы и образование” в июле 2016 в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Центр толерантности выступил соорганизатором конференции.

До конца 2016 года планируется совместная публикация Центра толерантности и ЮНЕСКО на тему международной миграции, толерантности и диалога культур. В публикацию, доступную на всех языках ООН, войдут научные статьи ведущих мировых экспертов в области социо-гуманитарных наук, а также разработки Центра толерантности.

Программы Центра распространяются по ассоциированным школам ЮНЕСКО, которых в мире насчитывается более 9,5 тысяч.

В настоящий момент запущен совместный международный проект, направленный на содействие формированию позитивного образа мигранта. На первом этапе проекта дети разных стран мира создадут рисунки, призывающие к гуманному отношению к мигрантам.

16 ноября 2016 года Центр толерантности был удостоен высокой награды ЮНЕСКО – премии Маданджита Сингха за распространение идей толерантности и ненасилия. В ходе торжественной церемонии эта почетная премия была вручена президенту Федерации еврейских общин России Александру Бороде.

– В каких городах еще открылись или планируется открытие подобных центров толерантности?

– Согласно резолюции президента РФ, центры толерантности должны быть открыты в городах-миллионниках России. На данный момент работы по открытию ведутся в Петербурге и Казани. Трансляция программ и разработок в области содействия укреплению российской гражданственности среди молодежи, трансляции культуры мира и сотрудничества, позитивному диалогу людей разных культур, религий, мировоззрений является одной из приоритетных задач Центра. По программам и разработкам Центра работают педагоги в более чем 70 городах России от Калининграда до Южно-Сахалинска.

Центр проводит выездное повышение квалификации педагогов. В 2016 году такое обучение было проведено в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Оренбурге, Бугуруслане. В 2017-м подобная работа будет продолжена.

– Ранее Центр предложил властям помощь в воспитании толерантности среди футбольных болельщиков и в адаптации мигрантов. Каким был отклик на эти инициативы?

– Центр толерантности предложил комплексную программу, направленную на создание среды, свободной от проявления дискриминации в преддверии Чемпионата мира по футболу – 2018. В настоящий момент программа находится в процессе утверждения в оргкомитете FIFA.

– В каких регионах еврейская община сегодня чувствует нехватку синагог?

– На самом деле так можно сказать о большинстве регионов, где есть общины. Существующие синагоги часто бывают переполнены либо расположены далеко от мест, где живут верующие (ведь времена, когда евреи селились вокруг синагог, давно ушли прошлое), поэтому создание новых синагог, молельных домов и общинных центров будет продолжено.

– Где планируется их открыть в предстоящем году?

– Точно можно сказать о том, что в 2017 году откроются синагоги в Волжском и Калининграде – местные власти в уходящем году передали еврейским общинам необходимые здания. Кроме того, в ряде городов, например, в Брянске и Саратове, ведутся реставрационные работы, которые также должны быть закончены в будущем году.

– В какой стадии сейчас находится реализация идей ФЕОР о строительстве новых синагог в Москве?

– К настоящему моменту в Москве насчитывается около 30 общин, входящих в состав ФЕОР. Три из них были открыты в 2016 году – община для англоязычных евреев на Арбате, общинный центр при МГИМО и община на Ломоносовском проспекте. В ближайших планах – строительство синагоги в Новой Москве, где власти уже выделили соответствующие земельные участки для всех вероисповеданий.

Мы стараемся охватить все районы Москвы. Где-то нам выдают землю под строительство, где-то мы сами арендуем или покупаем помещения. Активно строятся синагоги в Московской области, тесно связанной с Москвой.

В октябре в еврейской общине Мытищ состоялось радостное событие – церемония внесения нового свитка Торы. На улицу Лесную община переехала менее полугода назад, но уже сейчас успела провести полноценный ремонт в здании, где разместилась синагога. На территории планируется возвести целый комплекс зданий, включая молельный зал, библиотеку, детский сад, кошерное кафе и микву (бассейн для ритуальных омовений – “ИФ”).

В конце 2015 года в поселке Жуковка открылся одноименный еврейский религиозно-культурный центр, который стал крупнейшим в области и вторым по размеру в России после Московского еврейского общинного центра. При центре работают отель и гостевой дом, кошерный ресторан, библиотека, на постоянной основе проводятся лекции раввинов, ведут работу детский, молодежный клубы и многое другое. Недавно при ФЕОР открылась община в новом коттеджном поселке на Алтуфьевском шоссе Новые Вешки, в скором времени ожидается открытие еврейской общины в Химках.

– Какие проекты ФЕОР планирует реализовать в следующем году?

– Мы традиционно развиваем проекты по целому ряду направлений. Вот некоторые из них: развитие еврейского центра “Жуковка”, совершенствование деятельности Еврейского музея и центра толерантности. Федерация еврейских общин также будет активно поддерживать культурные мероприятия – издание еврейской литературы издательством “Книжники” (здесь я хотел бы выделить начатый в 2016 году проект по изданию Вавилонского Талмуда на русском языке). Предполагается активное развитие молодежных образовательных программ, направленных на самые разные возрастные категории. Особое внимание будет уделено благотворительной программе “Сердце детям”, которая предназначена для оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, находящимся в чрезвычайной ситуации и нуждающимся в безотлагательной медицинской или социальной благотворительной поддержке.

Отдельное направление – увековечивание памяти жертв Холокоста путем открытия памятников на местах массовых расстрелов. Еще одно специальное направление – поддержка тех, кто по какой-то причине оступился в жизни. ФЕОР будет поддерживать антинаркотические программы для молодежи. Кроме того, в рамках этого направления предполагается открытие двух молельных комнат в местах лишения свободы в Московской области.

– Наблюдая за событиями на Ближнем Востоке, многие сегодня задаются вопросом, ожидают ли всех нас новые мировые катаклизмы. Разделяете ли Вы такие опасения, и как, с точки зрения иудаизма, вести себя человеку в преддверии глобальных потрясений, которых он опасается?

– Я полагаю, что вероятность новой мировой войны крайне низка. В отличие от предыдущих войн ведущие мировые державы сейчас обладают ядерным оружием, способным уничтожить жизнь на Земле. Вряд ли кто-то решится начинать войну, итогом которой гарантированно будет полное уничтожение всей цивилизации. Что касается отношения иудаизма к глобальным катаклизмам, то мы знаем, что наша судьба – в руках Всевышнего. Нужно поступать в соответствии поговоркой – “делай, что должно, и будь, что будет”.

– Каким Вам видится будущее России и мира – например, в десятилетней перспективе?

– Я надеюсь увидеть Россию через десять лет стабильным и процветающим государством. Что касается мира, то, я полагаю, он не сильно изменится. Великие державы продолжат соперничать между собой. Хотелось бы верить, что международный терроризм серьезно сдаст свои позиции, но я не думаю, что спустя десять лет можно будет говорить о полном исчезновении этого явления. Процесс его искоренения и реабилитации тех, кто был затронут человеконенавистнической пропагандой, занимает куда больше времени.

Интерфакс-Религия

Поделиться
Отправить

В связи с недавними высказываниями и дискуссиями о подвиге 28 панфиловцев и Зои Космодемьянской состоялась серия осуждающих «ревизию истории» комментариев от еврейских деятелей. На эту и другие темы, которые в сегодняшней общественно-политической жизни можно назвать наиболее «горячими», ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ говорил с главным раввином России (Федерация еврейских общин России) Берлом ЛАЗАРОМ.

– Допустимо ли обсуждать эпизоды Великой Отечественной войны и личности тех, кто признан героем? Можно ли исторические темы делать «неприкасаемыми»? В Израиле ведь допускается ревизия эпизодов истории Государства Израиль и еврейского народа, которые в официальной историографии признаны героическими?

– На мой взгляд, есть принципиальная разница между двумя вещами. Есть подвиг народа в Великой Отечественной войне – это, если хотите, святая вещь, она не подлежит ни критике, ни тем более пересмотру. Это одна из тех ценностей, на которых основано наше общество. Любые призывы подвергнуть ее сомнению – это проявление неуважения к нашим ветеранам, к тем самым «дедам, которые воевали» и которым мы обязаны жизнью.

Что же касается конкретных эпизодов – был ли героем тот или иной конкретный человек, имел ли место, например, бой 28 панфиловцев, или нацистов остановила на Волоколамском шоссе какая-то другая воинская часть – это вполне подлежит научному исследованию. Пусть ученые разбираются. Но с одним условием: нельзя ставить под вопрос сам подвиг народа, подвиг армии и тыла, солдат и партизан, московского ополчения и ленинградских блокадников.

– Сопоставим ли подход, когда осуждается критическое осмысление таких исторических событий, как Великая Отечественная война и Холокост – и религиозных символов и святынь? Что больнее – оскорбление памяти людей или оскорбление религиозных убеждений и символов?

– В каком-то смысле это продолжение предыдущего вопроса. Религиозные догматы для представителя любой религии – это святые вещи, ценностные категории. Они не подлежат критическому переосмыслению, коль скоро ты остаешься приверженцем данной религии. Например, в наших святых книгах есть вещи, даже заповеди, смысла которых мы не понимаем. Но мы все равно обязаны эти заповеди соблюдать и эти вещи принимать, как они написаны. То, что мы не понимаем – это в конце концов наш недостаток. И если кто-то пытается эти вещи пересмотреть или эти заповеди как-то изменить – это значит, что он просто не принадлежит к этому религиозному сообществу.

Точно так же дело обстоит со святыми вещами нашей истории, о которых я говорил раньше. Для всех жителей России подвиг народа в Великой Отечественной войне – это святая вещь. Для евреев свята также память о трагедии Холокоста. Если кто-то придет и скажет: «А давайте проверим, может быть, подвига не было!» или «Давайте проверим, был ли Холокост!» – это для нас просто оскорбление. Точно такое же, как для верующего человека призыв ревизовать основы его религии.

– Недавно вы сравнили отношение к Торе и Конституции. Но сопоставимые ли это явления? Что важнее для верующих – Основной закон государства или Закон Божий?

– Давайте прежде всего уточним. Я не сравнивал отношение к Торе и Конституции. Тора – от Бога, Конституция – от людей. Соответственно Тора дана навсегда и не подлежит изменениям, а новую Конституцию народ может принять на референдуме.

О чем я говорил на самом деле, это о том, что действующая Конституция не только свод теоретических установок, но и путеводитель по жизни. В этом смысле она действительно похожа на Тору, на святые книги любой религии. Действующая Конституция должна играть практическую роль в жизни. То, что написано в Конституции, подлежит прямому исполнению. Если вас что-то не устраивает – предложите изменить какие-то статьи: пусть народ выскажется и примет решение. Но пока есть действующие статьи – они должны действовать, и никто не имеет права пытаться их обходить.

– Недавно в Петербурге был избит журналист Давид Френкель. Федерация еврейских общин России принимает участие в его судьбе?

– Это дело взято на контроль нашим юридическим департаментом, который тесно контактирует со следственными органами. Сам журналист заявлял, что слышал антисемитские заявления как со стороны уличных активистов, один из которых напал на него, так и со стороны бригады скорой помощи, вызванной в отдел полиции, куда он был доставлен. Если его слова получат подтверждение, то мы, естественно, будем требовать наказания тех, кто это сделал. Преступления на почве национальной ненависти – недопустимая вещь, угрожающая существенно ухудшить атмосферу в России, особенно если они исходят от представителей власти.

– Как вы думаете, на выборах 2018 года евреи будут голосовать за Алексея Навального? Или нынешние российские евреи склонны поддерживать преемственность власти?

– У вас немного странное представление о евреях – как будто они возьмут и все сразу проголосуют за одного какого-нибудь кандидата в президенты! На самом деле евреи – это такое же отражение плюрализма мнений, как российское общество в целом. Может быть, плюрализма у нас даже больше: ведь недаром есть анекдот, что «где собрались два еврея, там будут обязательно три точки зрения»…

Мы, естественно, не вмешиваемся в индивидуальный выбор людей. Я могу сказать, что община в целом высоко ценит то, что было сделано нынешней властью для реализации прав верующих; очень уважает позицию нашего президента по вопросам борьбы с антисемитизмом и ксенофобией. Ну а голосовать каждый будет, как он лично считает правильным.

– Ровно два года назад вы сказали, что России нужно вдвое больше синагог. Федерации еврейских общин России удалось реализовать эти пожелания? Если нет, то почему?

– Как вы понимаете, за два года удвоить число синагог в России – задача немыслимая. Сейчас мы каждый год открываем несколько десятков новых синагог и общинных центров. И все равно их не хватает. Например, в Москве сейчас есть более 30 синагог и молельных залов – тут действительно за последнее время их число выросло вдвое. Но оказывается, что этого все равно мало! Еще в очень многих районах города нет синагоги шаговой доступности: а ведь по нашему закону в субботу и праздники на молитву надо идти пешком… В провинции, как вы понимаете, ситуация еще более сложная: во многих городах нет постоянной синагоги, приходится арендовать помещения, не слишком приспособленные для молитвы и духовных занятий. Да, за эти два года сделано много. Но всегда остается сделать еще больше, мы к этому давно привыкли. Так что просто работаем – растем, развиваемся по мере сил и возможностей.

Независимая газета

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил редакцию литературно-публицистического журнала «Лехаим» с 25-летием. В поздравлении раввина говорится:

“Дорогие друзья!

Примите самые сердечные поздравления в 25-ю годовщину существования журнала «Лехаим»! Спасибо руководителю проекта Боруху Горину; спасибо всему коллективу журнала; спасибо авторам – все вместе вы обеспечили «Лехаим» такое качество, такой высокий интеллектуальный уровень! А главное – спасибо читателям: ведь именно то, что интерес читательской аудитории к журналу постоянно растет, позволяет ему достойно существовать и развиваться.

Я прекрасно помню, как все это начиналось, помню первый номер «Лехаим». Честно скажу: тогда немало очень уважаемых людей сомневались в том, что этот журнал найдет устойчивую аудиторию. Кто-то говорил, что невозможно выдержать конкуренцию с глянцевой периодикой, получающей огромные доходы от рекламы и завлекающей читателя историями о звездах и о модах. Другие опасались, что вообще вся культурная периодика сойдет на нет по мере развития интернета… Но сотрудники «Лехаим» были уверены в нужности того, что они делают. Они не жалели сил, энергии, времени; за эти 25 лет прошли огромный путь – если хотите, совершили настоящий подвиг!

И успех налицо. Дело даже не в том, что сегодня «Лехаим» это не только периодическое издание, но и полноценное издательство, десятки выпущенных книг, популярный интернет-сайт. Главное, что журнал смог обеспечить нужды интеллектуальной публики: людей, которые уже имеют существенную подготовку, но хотят больше знать о нашей истории и культуре, о нашей традиции и философии, о Торе и Талмуде, и современной еврейской литературе… А главное – больше узнавать о том, как еврею правильно жить в этом непростом мире с его постоянно меняющимися вызовами.

Пословица гласит: сказанное слово забывается назавтра, слово написанное живет поколение, а напечатанное – много поколений. Уверен, что материалам «Лехаим» уготована именно такая судьба: они останутся в памяти многих поколений, даже когда обо всем «глянце» давно забудут! Потому что ваш журнал, ваши тексты основаны на вечных ценностях, которые будут помогать людям жить и сегодня, и завтра, и всегда!

И еще одно. Смысл названия «Лехаим» всем нам известен. Когда евреи собираются за столом, чтобы вместе отпраздновать что-то приятное, они поднимают бокалы с возгласом «Лехаим!» – «за жизнь!» Это наше главное пожелание: давайте жить хорошо, светло, правильно! Именно эту идею несет ваш журнал, он дает людям новые знания, дополнительный заряд духовной энергии, и тем самым делает жизнь богаче. Желаю журналу «Лехаим» дальнейшего процветания, желаю его коллективу и дальше идти по избранному пути, нести свет и правду”.

Справка: «Лехаим» – российский ежемесячный иллюстрированный литературно-публицистический журнал, посвященный истории, культуре и религии еврейского народа. Журнал объединяет разнообразные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, рецензии и обзоры.

Первый номер журнала был издан на Хануку, в декабре 1991 года, а в декабре 2016 года вышел в свет 296 номер.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поддержал предложение президента РФ Владимира Путина о разработке закона о российской нации.

“Этот закон – символ новой ступени развития России. Этим путем шли многие государства – от национализма, разгонявшего народы по разным “квартирам”, к принципу гражданской нации, объединяющей всех жителей страны, вне зависимости от их национальности, цвета кожи или веры”, – заявил раввин во вторник корреспонденту “Интерфакс-Религия”.

По мнению Б.Лазара, подобный принцип крайне важен для России, где живут представители сотен народов и представлены практически все основные мировые религии.

“Если в этом законе будут регулироваться межнациональные отношения, то главное – не делать его максимально подробным, чтобы не загонять национальные и религиозные объединения в какие-то тесные рамки”, – добавил главный раввин.

Интерфакс

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар считает важной акцию “Возвращение имен”, проводимую обществом “Мемориал” у Соловецкого камня на Лубянской площади и посвященную жертвам репрессий.

“Эта акция крайне необходима нам для сохранения памяти о страшных годах Большого террора, когда были арестованы миллионы человек и сотни тысяч из них расстреляны или умерли в лагерях, куда были заключены по фантастическим обвинениям. Этот террор не обошел стороной и еврейскую общину”, – заявил Б.Лазар, которого цитирует в воскресенье его пресс-служба.

Так, напомнил он, в 1938 году был расстрелян раввин Московской хоральной синагоги Иегуда-Лейб Медалье, расстреляны и отправлены в лагеря тысячи религиозных активистов.

“Все эти люди были лишены всех прав, даже права на погребение. Их родные десятилетиями не знали, какова была реальная судьба арестованных. Как говорят наши мудрецы, человек жив, пока мы помним о нем. Выходя на площадь, мы вспоминаем десятки тысяч этих людей, возвращая им хотя бы частичку тех прав, которых они были лишены. Кроме того, память о жертвах – это гарантия против того, чтобы подобные события повторились”, – заключил Б.Лазар.

Интерфакс

Поделиться
Отправить

“Слова благодарности со стороны папы правительству Израиля – лучший ответ тем, кто многие годы распускает клеветнические слухи о том, что Израиль или даже шире – евреи – будто бы притесняют христиан”, – заявил главный раввин России Берл Лазар.

Так он прокомментировал сказанные понтификом накануне слова о том, что еврейский народ был изгнан из Египта и скитался по пустыне 40 лет, “пока не достиг земли, обещанной израильскому народу Богом”. Папа Римский также поблагодарил правительство Израиля за сохранение христианского наследия.

“Заявление папы Римского Франциска – это повторение общеизвестных истин, которые в последние годы почему-то стали забывать. В Торе, признаваемой священной книгой и евреями, и христианами, четко и недвусмысленно говорится о том, что Земля Израилева была обещана Богом потомству праотца еврейского народа Аврааму”, – отметил Б.Лазар.

Как сообщалось, на днях резонанс вызвала резолюция ЮНЕСКО, отрицающая связь евреев с Храмовой горой в Иерусалиме. Как заявлял Б.Лазар, этот документ “является оскорблением чувств всех верующих евреев и полностью подрывает в наших глазах авторитет этой организации”.

Поделиться
Отправить

Вечером 11 октября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов». В преддверии этого дня главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:

«Дорогие друзья!

Мы находимся в преддверии Йом Кипур, самого святого дня в году. Самым святым он является потому что в этот день человек ближе всего стоит к Б-гу; потому что в этот день Б-г совсем рядом с нами. Он дает нам уникальную возможность исправить ошибки и удостоиться доброй подписи и печати на хороший и сладкий год. И не случайно даже те люди, которые редко бывают в синагоге, в этот день откладывают самые важные дела, чтобы прийти – чтобы поститься вместе со всеми, молиться вместе со всеми… Ведь правильные решения, принятые в Йом Кипур, определят нашу судьбу на много времени вперед!

Если постараться выразить смысл этого праздника в одном слове – это, конечно, слово «тшува». Обычно его переводят как «покаяние» или «раскаяние»: действительно, в Йом Кипур мы раскаиваемся в совершенных ошибках и думаем о том, как их исправить. Но подлинный смысл этого слова – «возвращение». Мы возвращаемся к Б-гу, создавшему нас: а значит – к истинной своей сущности, к истинному предназначению человека в этом мире. Ведь все мы начинали свой путь в доме нашего небесного Отца. Но затем жизненные обстоятельства у всех складывались по-разному, некоторые ушли далеко, кто-то свернул с правильного пути…

И вот Йом Кипур направляет нам великое позитивное послание: есть возможность возвратиться на правильный путь! Есть возможность возвратиться к Б-гу! И для этого не нужно никаких долгих блужданий, не нужно никаких мучений: просто надо вспомнить, какова наша цель в этом мире, куда мы хотим прийти. Даже если не хватает сил, нет времени исправить все совершенные ошибки – один шаг в правильном направлении будет уже знаком того, что мы возвращаемся. Будет знаком для Б-га, что мы искренне хотим жить праведно. Тем более, что каждый правильный шаг, каждое доброе дело тянет за собой другие добрые дела; и, встав на путь «тшува», мы будем и дальше стремиться вверх, все ближе и ближе к Б-гу!

Нет большей радости, чем продвигаться по этому пути. Чем ближе мы к Б-гу, тем больше счастья мы получаем от Него, тем лучше становится наша жизнь. И от этого наступающий год будет хорошим и сладким – для нас и для наших близких».

История праздника

В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.

Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.

Поделиться
Отправить

Еврейский новый год

5 октября 2016, 10:43

Рош а-Шана — еврейский Новый год — наш народ празднует в память о сотворении мира. Если быть совсем точными, в память о сотворении первого человека, Адама, в шестой день Творения. Понятно, что это праздник не только наш, но общечеловеческий, ведь все мы, все народы земли произошли от Адама. Поэтому в этот день Б-г решает судьбу каждого человека на следующий год.

На Рош а-Шана у нас есть много обычаев и особых заповедей. Например, в эти дни принято есть яблоки в меду, халу с медом — это как бы пожелание того, чтобы наступающий год стал для наших ближних добрым и сладким. Но самая главная заповедь праздника — трубить в шофар. Это обязательно делают в каждой синагоге, в каждой еврейской общине.

Шофар — это особым образом обработанный бараний рог. Если подуть в него, он издает звук простой, очень резкий и, прямо скажем, не слишком мелодичный. Возникает вопрос: почему именно такой странный инструмент используется при новогодних торжествах, в праздник, когда хочется слышать какую-нибудь веселую музыку?

Чтобы ответить, мы должны сперва понять, что такое человек, как и из чего он был сотворен. В Святых книгах мы читаем: “Б-г создал человека из праха и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душой живою” (Быт., 2.7). А несколько ранее: “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его” (Быт., 1.27).

То есть человек создан из праха и дыхания Б-жьего, в нем есть и самое низкое, и самое высокое. У человека есть сила подняться ввысь и стать подобным Б-гу — и сила пасть вниз, скатиться в самую грязь. При этом Б-г дал нам свободу воли, так что мы можем творить и самые низкие, и самые возвышенные дела! Эта обязанность выбирать встает перед нами постоянно — каждый день, каждый час; и самое главное в нашем выборе — это обязанность в самих себе поднять душу над прахом, дух над материей…

Этот постоянный нелегкий выбор и символизирует звук шофара. Наши мудрецы называли его криком души, подобным первому крику новорожденного, еще не знающего слов. Этот крик выражает стремление души человеческой подняться к Б-гу, выбирать всегда добрые поступки, исправлять допущенные ошибки. Недаром говорится, что от решений, которые человек принимает в Рош ашана, зависит его судьба на весь последующий год.

Желаю всем читателям вашей газеты, всем нам в наступающем году раскрыть свой потенциал, реализовать по максимуму добро своей души — все лучшее, что в нас заложил Б-г!

Коммерсант

Поделиться
Отправить

В связи с нападением на Хоральную синагогу раввин Берл Лазар призвал правоохранительные органы уделить особое внимание охране культовых зданий.

Вечером в субботу неизвестный мужчина ворвался в Хоральную синагогу в Большом Спасоглинищевском переулке в центре Москвы. У нападавшего с собой была канистра с горючей жидкостью и травматический пистолет, из которого он ранил одного из сотрудников охраны. Подоспевшие на место происшествия другие охранники задержали злоумышленника.
Узнав о случившемся, главный раввин России Берл Лазар призвал правоохранительные органы уделить особое внимание охране иудейских культовых зданий и святых мест – особенно сейчас, в дни религиозных праздников. В обращении раввина говорится:

«Наша община шокирована нападением на московскую Хоральную синагогу. Уже сейчас понятно, что это дело рук неадекватного человека – но разрушительные идеи возникают не просто так, их подсказывают сообщения в СМИ о волне антисемитского террора, прокатившейся в последнее время по всей Западной Европе. К сожалению, это побочный результат той политики терпимости к экстремизму, которая долгое время была характерна для многих европейских политиков и которая уже привела к трагическим последствиям во Франции, в Германии, в целом ряде других стран.

Сейчас мы все молимся за скорейшее выздоровление охранника, преградившего путь убийце. Мы глубоко благодарны этому человеку за то, что он защитил молящихся. Но в то же время мы просим правоохранительные органы уделить особое внимание охране наших культовых зданий и святых мест – особенно сейчас, в дни религиозных праздников, когда синагоги полны народа и любая провокация может привести к большим жертвам.

Хочется верить, что это нападение останется изолированным инцидентом, не способным подорвать ту уникальную атмосферу добрососедства и взаимного уважения представителей разных народов, религий и культур, которая сложилась в нашей стране. Дай Б-г, чтобы наступающий новый год по еврейскому календарю стал добрым для всех людей в России, чтобы мы прожили его в покое, в мире и дружбе!».

Поделиться
Отправить

В среду, 28 сентября, на 94-м году жизни скончался бывший президент Израиля Шимон Перес. Смерть Переса констатировали врачи медицинского центра «Шиба», в котором он находился последние две недели. Информацию о кончине бывшего президента подтвердила его семья.
Узнав о случившемся, главный раввин России Берл Лазар направил соболезнование семье Переса. В письме говорится:

«Дорогие друзья!
С чувством глубокой скорби я узнал о кончине главы вашей семьи, Шимона Переса. Сегодня все мы потеряли близкого друга. И, наверное, из всех общин еврейского мира особенно эту потерю чувствуют евреи в России – когда вспоминают его визиты к нам, его огромный вклад в сближение наших стран.
Уверен, что память о Шимоне Пересе надолго останется в миллионах сердец. Ведь он вел очень активную жизнь, даже в самом преклонном возрасте: все время встречался с людьми, щедро делился своим опытом, своими знаниями, все время стремился делать добро.

Я сам встречался с ним десятки раз на всех уровнях – на государственных мероприятиях, на еврейских форумах; мы провели вместе не один шабат… Навсегда сохраню в сердце воспоминание о выступлении Шимона Переса на открытии Еврейского музея в Москве. Он тогда рассказывал, что видел практически все еврейские музеи в диаспоре, – и не только еврейские! – и тот, что мы создали в Москве, является одним из лучших. А как он радовался, что вот, наконец, открыт музей истории евреев из тех мест, откуда он сам родом!

Помню также, как охотно Шимон Перес откликался каждый раз, когда мы приглашали его на наши торжества, на еврейские праздники. Кстати, он не уставал повторять, что его предки со стороны отца принадлежат к старому хасидскому роду! И, согласно семейной легенде, сам он появился на свет благодаря благословению одного хасидского ребе, великого цадика того времени…

Конечно, в Израиле Шимона Переса вспоминают прежде всего как видного политика, занимавшего множество важных постов, дважды возглавлявшего правительство страны, лауреата Нобелевской премии мира. Но я бы хотел напомнить о другой стороне его личности. Шимон Перес был не только политик – прежде всего это был старый мудрый еврей, находивший правильные ответы на самые трудные вопросы.

Помню, как в Москве один активист нашей общины спросил его: как Б-г, воплощение всего добра на свете, мог допустить столько горя в этом мире? Ответ последовал такой: наука уже тысячи лет пытается понять, как работает человеческий разум, и до сих пор не понимает. А ведь мудрость – это самое большое богатство, которое у нас есть. И если мы не в состоянии ответить на вопрос, как работают наши собственные мозги – где нам понять пути Создателя, который сотворил мир, и людей, и всю мудрость, какая есть на свете?!

Я думаю, что это главный урок, который нам всем оставил Шимон Перес. Каждый должен думать, набираться знаний, искать ответы – но в то же время не забывать, что есть нечто выше нашего разума.

Сегодня Шимона Переса нет с нами. Но ведь человеческая душа бессмертна! И я уверен, что сегодня душа Шимона Переса радуется тому, что, благодаря ему наш народ сумел решить важные проблемы и продемонстрировал всему миру величие и бессмертие нашей морали, наших ценностей, основанных на Торе».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции