Борух Горин

Умерла Лилиан Беттанкур, самая богатая женщина в мире. Владелица L’Oréal.
Несколько лет назад ее единственная дочь Франсуаза потребовала признать мать недееспособной, после того как та сделала любовнику подарки на миллиард долларов.
Но Франсуаза и раньше огорчала семью. Дело в том, что папаша Лиллиан, Эжен Шуллер, основатель компании, до и во время войны был страстным поклонником бесноватого Адольфа. Штаб-квартира L’Oréal служила центральной конторой Кагуляров, французских сподвижников Гитлера. Шуллер лично участвовал в организации взрывов семи парижских синагог в октябре 1941 года.
Так вот — Франсуаза вышла замуж за внука раввина, погибшего в Освенциме.

Гендиректор компании L’Oréal Жан-Поль Агон, Лиллиан Беттанкур, ее дочь Франсуаза Беттанкур-Мейер, ее муж Жан-Пьер Мейерс, 2011 год
Поделиться
Отправить

Ребе и Кафка

25 сентября, 10:51

Это Бельзский Ребе в Мариенбаде. 
Франца Кафки на фотографии не видно, но именно там и именно тогда они встречались.
Видимо, как раз эта встреча вдохновила Кирилла Серебренникова на сцену в спектакле «Кафка».
Там все довольно условно — Ребе, как положено, в талесе; хасид — в тфилин, причём тфилин надеты в футляре. Весь спектакль — не о жизни пражского гения, а о его восприятии этой жизни, так что кичевая условность хасидизма вполне оправдана. И недосказанность тоже: Ребе приходит в такое воодушевление от собственной притчи, что не может ее досказать. Так мы и не узнали, чем там все закончилось в суде 8-летнего Шнеура-Залмана с мудрецами прошлого.
 

Поделиться
Отправить

Мудрые пишут, что “Шана” это очень двусмысленное понятие.
С одной стороны, “шана” это “снова”, “опять” — солнце опять в том же месте, всё возвращается на круги своя.
Но слово “шана” связано еще и со словом “шонэ”. “Шинуй” это изменение. Был тот год, теперь другой.
Не замечательно ли?
В этом ведь суть нашего невеселого “веселья новогоднего”. Остаться собой, но измениться. Найти себя настоящего и туда. От себя наносного, фальшивого. И это вам не шампанское с оливье. Это мучительная работа. Но в результате наступает настоящее веселье Симхат Торы.
С Новым годом! За работу, товарищи!

Поделиться
Отправить

Я начал читать эту книгу и пропал — пошел спать в пять утра. Настоящий детектив с элементами триллера о самом ценном списке масоретского ТАНАХа в мире.

Матти Фридман, журналист экстра-класса, провел расследование, результаты которого Нью-Йорк Таймс назвала “крупнейшим скандалом в мире культурных ценностей”. Список, который, судя по всему, был “главным чудесным богатством” Рамбама, был попросту разворован. Но совсем не простыми людьми.

Как он создавался, как исчез, потом нашелся, потом опять частично исчез, кто из-за этого потерял жизнь, какое к этому имеют отношение второй президент Израиля и первая леди Исландии — всё это в этой книге.

А сейчас при поддержке фонда “Генезис” культурно-образовательный проект “Эшколот” пригласил в Москву Матти Фридмана. 10 сентября он прочтет в Москве лекцию “Кодекс Алеппо. Тайны найденной и исчезнувшей рукописи Библии”.

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация на сайте проекта “Эшколот”.

Начало в 19.00.

Адрес: Музеон (Крымский вал, владение 2, павильон “Школа”).

Поделиться
Отправить

Да, я торопился в аэропорт. Да, три часа это немало. Но это стоило того.

Вдруг вы не знаете. В иерусалимском Музее библейских земель заканчивается совершенно фантастическая выставка о раскопках в Хирбет-Кейафа.

А я сегодня смотрел ее с одним из руководителей экспедиции, Михаилом Фрейкманом. И эта штука посильнее Фауста.

Понимаете, я так устроен, что люблю знать, а не верить. Не надо верить в то, что знаешь.

И вот эта выставка она о том, что не надо “верить в библейские сказки”. Написано в Библии, что праведный царь велел разбить языческие “бамот”, стелы, и поставить над ними отхожее место – ну вот, посмотрите, это стела, а над ней отхожее место. Не надо верить в то, что евреи и три тысячи лет назад соблюдали кашрут – вот вам слой той эпохи, а в нем только косточки кошерных животных. А вот вам, пожалуйста, того же времени домашняя уютная моделька Первого храма.

Вы в Израиле, и ещё не были там? Вам неинтересно, чем жили евреи 9-10 века “до их эры”? Ну что ж, вы ленивы и нелюбопытны. Это не я, это Пушкин сказал.

Поделиться
Отправить

Гур

30 августа, 08:31

Гур родился в Эстонии, но с пяти лет он живет в Израиле.

Гур Недзвецкий. У нас с ним общий прадед и прабабушка. Они были святыми людьми, сохранившими свою преданность еврейству в самых невозможных условиях.

И уж не знаю, что главное – то, что Гур унаследовал эту святость, или то, что эта святость предков защитила его самым невероятным образом. Но, когда в десантника Гура Недзвецкого, заброшенного на пять километров вглубь Ливана Хизбаллы, попало три пули – одна в ногу, другая в живот, и третья, несущая верную гибель – в рот, он дополз до своих, до него долетел изрешеченный вертолёт, и он выжил.

У Гура теперь двое детей, они с Сарой ждут третьего.

Сегодня мы с ним встретились, с достойнейшим отпрыском святых людей.

Поделиться
Отправить

Шабес у Розенсонов. Это только и примиряет меня с тем, что теперь они не в Москве. В иерусалимской Баке только за их столом могут оказаться вместе глава крупной ешивы и самый знаменитый сексопатолог Америки.

Доктор Рут. Однажды в Нью-Йорке лет 20 назад я включил телевизор и попал на ее передачу, и был совершенно потрясён – с каким профессионализмом психолога и шоувумен эта уже тогда совсем немолодая женщина говорила об очень важной стороне человеческой жизни. С юмором и тактом. Я думаю, ее эфиры спасли не только тысячи семей, но и немало человеческих жизней.

Сейчас ей 90. Рост – не больше полутора метра. Энергии, жизненной силы, юмора, оптимизма – на трёх тридцатилетних.

А обстоятельства не располагали. 10-летняя франкфуртская девочка, отправившись киндертранспортом в Швейцарию, единственная из семьи пережила войну. Потом – Палестина, снайпер Хаганы, тяжёлое ранение, Сорбонна, мытьё полов в Нью-Йорке.
До телевидения далеко. Но ее любимый раввин, рабби Шимшон-Рефаэль Гирш, говорил:

– На Суде Г-сподь спросит среди других вопросов: “Видел ли ты Мои Альпы?”
Альпы спасли ей жизнь, ее отношение к жизни подарило миллионам вкус к жизни.

Поделиться
Отправить

Тема этого выпуска программы «Трудно быть с Богом» — отношение религии к ЛГБТ-сообществам и нетрадиционным отношениям.
Постоянные герои программы — руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, имам Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов, вместо временно отсутствующего протоиерея Всеволода Чаплина — отец Алексей (Уминский). Гостем программы стал Алексей Назаров, ЛГБТ-активист. Ведущий — Константин Эггерт.

Новые выпуски программы «Трудно быть с богом» можно посмотреть здесь.

Поделиться
Отправить

Совет муфтиев России поддержал предложение разрешить школьницам носить хиджабы, и тут же это вызвало волну дискуссий и волнения. Что это – политическая угроза или свобода самовыражения?
Константин Эггерт обсудил эту тему с руководителем Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным, настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах Алексием Уминским, первым заместителем председателя совета муфтиев России Рушаном Аббясовым и приглашенным гостем программы заместителем главного редактора «Эха Москвы» Сергеем Бунтманом.

Новые выпуски программы «Трудно быть с богом» можно посмотреть здесь.

Поделиться
Отправить

Вся эта девственная Виргиния это сплошной когнитивный диссонанс.

Мы увидели, что в 21 веке и в США могут гулять под свастикой. Не только в Будапеште, Риге, Киеве, но и в Америчке. Это с одной стороны. Но до боли знакомые ребята, будто шагнувшие прямиком из столь привычных нам “русских маршей” – стали всемирным скандалом. Это с другой стороны.

Президент Трамп, Нетаньяху-молодой, половина моих израильских френдов угодили, на мой взгляд, в моральную западню. В ту же самую, что поглотила до этого президентов гидных республик, и их еврейских сторонников. “Комуняку на гиляку!”. Кто против комуняк, тот наш! И, всмотревшись в чудные перекошенные рожи виргинских антифа, уже размышляют о “двух сторонах”. Френдам можно простить. А вот Трамп – всё.

Потому что история, кровь, разум, сердце – всё должно вопить: у свастики нет “за” и “против”. Нет “с одной стороны” и “с другой стороны”.

Любая жаба, когда нападает на свастику, до полуночи превращается в принцессу.

Поделиться
Отправить

В начале лета в России защитили первую диссертацию по теологии. Но является ли богословие наукой и если да, то какими методами она пользуется? Об этом поговорили протоиерей Всеволод Чаплин, раввин Борух Горин, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов и старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. Смогут ли пастафарианцы защищать диссертации, почему наука — не атеизм, а религиоведение — наследие СССР — об этом и многом другом новый выпуск программы «Трудно быть с богом».

Новые выпуски программы «Трудно быть с богом» можно посмотреть здесь.

Поделиться
Отправить

Мы любим тех, кто любит нас. Это любовь? Вспомним, что заповедь любви к ближнему не предусматривает никаких условий. И похоже, проверяется она на примере как раз того ближнего, который не дает поводов для любви.

Бобби Фишер. Возможно, самый великий шахматист в истории. Он, будучи евреем, маниакально евреев ненавидел. «Маниакально» в медицинском смысле слова.

Это не мешало ему довольно близко общаться с некоторыми евреями. Одним из них был Самуэль Решевский, которого Бобби внес в список «десяти величайших шахматистов ХХ века».

Самуэль был религиозным евреем. Он вырос в Краун‑Хайтс и с детства поддерживал связь с Любавичскими Ребе — шестым, а затем седьмым.

1984 год. Фишер уже известен своей животной юдофобией не меньше, чем своим гением шахматиста. Отрицание Холокоста, углубленное изучение «Протоколов сионских мудрецов». Решевский получает очередное письмо от Ребе. На этот раз — о Бобби Фишере.

«Следующие строки могут удивить Вас, но я считаю своим долгом обратить Ваше внимание вот на что. Вы, несомненно, знаете историю Бобби Фишера, о котором ничего не слышно уже долгое время.

К сожалению, похоже, он не получил подобающего еврейского образования, что, скорее всего, и является причиной его отчуждения от еврейского образа жизни и от еврейского народа. Но он еврей, и ему обязательно нужно помочь. Я пишу Вам об этом, поскольку Вы, думаю, знаете о нем больше других и сможете найти пути возвращения его к еврейству, будь то Вашими личными усилиями или по‑другому».

Решевский поехал к Фишеру. Сумасшедший затворник согласился с ним встретиться. Разговор не получился, и больше они не встречались.

Но они попытались. Ребе и Решевский.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции