Дом учения : Календарь

Дни искупления и любви

Арье Барац 29 июля 2015
Поделиться

В последние десятилетия израильской молодежью все шире отмечается пятнадцатый день месяца ав, именуемый в современных израильских СМИ «Днем Любви». К этому дню все чаще приурочивают помолвки и свадьбы, романтические встречи и музыкальные фестивали. К большинству этих начинаний иудаизм никакого отношения не имеет, а на протяжении веков и даже тысячелетий у рассеянных по всему миру евреев этот день ничем не отличался от любого будничного.

Тем не менее память об этом дне всегда жила. Более того, традицией ему придавалось особое значение. Так в Мишне (Таанит, 4:7) написано: «Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: не было у Израиля таких праздников, как 15 ава и Йом Кипур».

Что связывает эти дни — 15 ава и 10 тишрея, День Искупления? Каким образом в одном ряду оказались две даты, одна из которых традиционно никак не отмечается и даже далеко не каждому еврею известна, а другая является кульминацией годового цикла, единственным днем в году, когда первосвященник входил в Святая святых?

Чтение «Плача по 9 ава». Меа Шеарим, Иерусалим

Чтение «Плача по 9 ава». Меа Шеарим, Иерусалим

Иногда обращают внимание на то, что 15 ава — это день полнолуния, наступающий после самых «темных дней» еврейского календаря, то есть после периода между постами 17 тамуза и 9 ава (бейн а‑мецарим), а потому полнолуние это особенно праздничное, особенно «яркое». Но разве этой яркости достаточно для того, чтобы затмить праздники Песах и Суккот, также приуроченные к полнолунию?

Все встанет на свои места, когда мы вспомним, что в оба эти дня — 10 тишрея и 15 ава — Израиль был прощен Б‑гом за два греха, совершенных в период Исхода из египетского рабства. В Йом Кипур он был прощен за грех золотого тельца, а 15 ава — за грех разведчиков, оклеветавших Эрец‑Исраэль и побудивших народ отказаться в нее входить.

Грех поклонения золотому тельцу, совершенный 17 тамуза, был отпущен 10 тишрея того же года — сразу после вторичного сорокадневного уединения Моше на горе Синай, а совершенный 9 ава грех разведчиков был прощен лишь через сорок лет — 15 ава.

В Иерусалимском Талмуде (Таанит, 4) рассказывается, что во время странствия сынов Израиля в пустыне каждый год накануне 9 ава Моше объявлял сынам Израиля, чтобы те выходили копать себе могилы. Народ проводил ночь в могилах, а наутро обнаруживалось, что Всевышний забирал души 15 тыс. На сороковой год 9 ава не умер никто, после чего Моше повелел повторять каждый день это испытание, и когда утром 15 ава все по‑прежнему оставались в живых, был объявлен праздник, т. к. рассеялись все сомнения в том, что наказание прекращено.

Два проступка, совершенных народом вскоре после Исхода из Египта, — поклонение золотому тельцу и отказ войти в Эрец‑Исраэль — равны по уровню падения, а потому и равно «высокими» оказываются дни, в которые они были прощены.

Действительно, эти два греха вызвали совершенно одинаковый гнев Всевышнего и побудили Моше схожим образом заступиться за Израиль. Вот как описывает Тора грех золотого тельца: «Сделали они себе тельца литого и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской. И сказал Г‑сподь Моше: вижу Я народ сей, и вот, народ жестоковыйный он. А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим. И Моше стал умолять Г‑спода, Б‑га своего, и сказал: зачем, Г‑споди, возгораться гневу Твоему на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою? Зачем (же) Египтянам сказать: “со злостью вывел Он их, чтобы убить их в горах и чтобы истребить их с лица земли”? Оставь пыл гнева Твоего и откажись от погубления народа Твоего. Вспомни Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою и говорил им: “умножу потомство ваше, как звезды небесные, и всю землю эту, о которой Я сказал, дам Я потомству вашему, и будут владеть вечно”. И отказался Г‑сподь от зла, о котором сказал, что сделает его народу Своему» (Шмот, 32:7‑14).

А вот в каких словах повествуется о грехе «разведчиков»: «И сказали всей общине сынов Израиля: земля, которую мы проходили для обозрения, земля эта очень, очень хороша. Если благоволит к нам Г‑сподь, то введет нас в землю эту и передаст ее нам, землю, которая течет молоком и медом. Только против Г‑спода не восставайте и не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них тень их (защита); с нами же Г‑сподь, не бойтесь их. И сказала вся община: забросать их камнями! Но слава Г‑сподня явилась при шатре соборном всем сынам Израиля. И Г‑сподь сказал Моше: доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их? Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. И сказал Моше Г‑споду: услышат Египтяне, что (знают, как) вывел Ты силою Твоею народ этот из их среды, и скажут жителям земли этой, которые слышали, что Ты, Г‑споди, в среде народа этого, что лицом к лицу являлся Ты… (Если) умертвишь народ этот, как одного человека, то скажут народы, которые слышали славу Твою, так: “Из‑за недостатка силы у Г‑спода привести народ сей в землю, которую Он клятвою обещал им, погубил Он их в пустыне”. Пусть же теперь возвеличится сила Г‑сподня, как Ты сказал, говоря: “Г‑сподь долготерпелив и многомилостив, прощает вину и преступление, но очистит (раскаявшихся), не очистит (нераскаявшихся); Он вспоминает вину отцов и детям, и внукам, до четвертого поколения”. Прости же грех народа этого по великой милости Твоей и как прощал Ты народ этот от Египта и доселе. И сказал Г‑сподь: простил Я по слову твоему» (Бемидбар, 14:20).

Итак, равновесность грехов, поставивших на грань срыва союз Израиля с Б‑гом, привела к равновесности их искупления, а тем самым и к равнозначности связанных с искуплением праздничных дат.

Канун Йом Кипура. Разделительная трапеза леловских хасидов. Рамат Бейт‑Шемеш

Канун Йом Кипура. Разделительная трапеза леловских хасидов. Рамат Бейт‑Шемеш

Лирическая тема

Но каким образом с 15 ава оказалась связана тема любви? Вопрос этот разъясняется в трактате Таанит (30б): «Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: не было у Израиля таких праздников, как 15 ава и Йом Кипур». Допустим, что Йом Кипур, поскольку есть в нем прощение и искупление, в этот день были дарованы вторые скрижали. А что такое 15 ава? «Сказал рав Йеуда, сказал Шмуэль: день, когда разрешили евреям из разных колен входить друг к другу. Что истолковано? “Вот что заповедал Г‑сподь о дочерях Целафхада” и т. д. — этого слова следует придерживаться только в этом поколении. Сказал рав Йосеф, сказал рав Нахман: день, когда колену Биньямина было разрешено вернуться в общину, как сказано: “И люд израильский клялся в Мицпе, говоря: никто из нас не отдаст своей дочери Биньямину в жены”. Что истолковано? Сказал Рав: “из нас”, а не из сынов наших. Сказал Раба бар Бар‑Хана, сказал рабби Йоханан: день, когда перестали умирать в пустыне. Ибо говорил наставник: до того, как перестали умирать».

Гемара говорит здесь о двух эпизодах, о двух клятвах. В книге Бемидбар (36:6‑9) речь идет об общем запрете вступать в межплеменные браки: «Вот что заповедал Г‑сподь о дочерях Целафхада, говоря: за хорошего в глазах их могут они выйти замуж, но только в семействе колена отца своего быть им женами, чтобы не переходил надел у сынов Израиля из колена в колено; ибо каждый из сынов Израиля к наделу колена отцов своих должен быть привязан. И всякая дочь, наследующая надел в коленах сынов Израиля, должна она стать женою одного из семейства колена отца своего, дабы сыны Израиля наследовали каждый надел отцов своих. И чтобы не переходил надел из колена в другое колено, ибо колена сынов Израиля каждое к уделу своему должны быть привязаны. Как Г‑сподь повелел Моше, так и сделали дочери Целафхада».

В другом упомянутом в Гемаре случае, в результате клятвы было запрещено заключать браки между коленом Биньямина и прочими потомками Израиля. И эта клятва также была отменена, как рассказано об этом в книге Шофтим (21:19‑22): «Вот приближается ежегодный праздник Г‑сподень в Шило, что на севере от Бейт‑Эля в Шхеме и южнее Левоны. И приказали сынам Биньяминовым, сказав: пойдите и засядьте в засаду в виноградниках, и когда увидите, как выйдут дочери Шило плясать в хороводах, то выйдите и вы из виноградников и схватите каждый себе жену из дочерей Шило, и уйдете в землю Биньяминову».

Итак, освобождение от клятвы, запрещающей потомкам Биньямина брать себе жен из других колен, было приурочено к тому дню, когда сыны Израиля «перестали умирать в пустыне». Как и Йом Кипур (в который также отпускаются «все обеты»), 15 ава было временем благоприятным для воссоединения Израиля с коленом Биньямина, и народ этим воспользовался. Исходя из той логики, это время наиболее благоприятно для заключения брачных союзов во всех поколениях.

Но почему же тогда Йом Кипур не является таким благоприятным для супружества днем? Почему его богослужение никак не отмечено соответствующими мотивами?

В молитвенниках Дня Искупления, составленных уже после разрушения Храма, тема эта действительно не развита, однако во времена Храма и Йом Кипур как раз по‑своему можно было бы признать Днем Любви.

Танцы у виноградников. Празднование 15 ава на развалинах древнего города Шило

Танцы у виноградников. Празднование 15 ава на развалинах древнего города Шило

Израиль — не орден, а народ. Он избран на уровне брачных отношений, на уровне создания семьи, а потому супружеская любовь между его сынами и дочерями проникнута любовью Б‑га. Взаимная образность супружеского и синайского союзов питают друг друга. Как сказал рабби Акива: «Целый мир не стоит того дня, в который Песнь Песней была дана Израилю, ибо все Писания (Ктувим) Святы, а Песнь Песней — Святая святых» (Ядаим, 3:5).

В три праздника, в которые народ собирался в Иерусалиме, т. е. на Песах, Шавуот и Суккот, завеса Святая святых открывалась, и со двора всякий мог увидеть золотых крувим в мужском и женском обличье, образы любви мужа к жене и Б‑га к Израилю.

Так в трактате Йома (54а): мы читаем: «…когда народ Израиля приходил (в Иерусалим) на праздники, открывали перед ними завесу Святая святых и показывали им обнимающихся друг с другом крувим (в мужском и женском образе). И говорили им: вы видите, ваша связь с Б‑гом дорога, как связь мужа и жены».

Понятно, что разглядеть относительно небольшие фигуры с расстояния хорошо не удавалось. Только в Йом Кипур первосвященник (представительствующий за весь Израиль) входил в Святая святых и оказывался в непосредственной близости от крувим.

Итак, мы видим, что и Йом Кипур, и 15 ава — дни, благоприятные как для искупления, так и для любви.

Поделиться

Bloomberg: Самый популярный бизнес у ультраортодоксальных израильтянок? — Конечно, хайтек!

Привлечение ультраортодоксов к работе в хайтеке, страдающем от недостатка квалифицированных работников, стало в Израиле задачей государственного уровня: многие государственные структуры вовлечены в это. Единственная сложность в том, что ультраортодоксы ищут такую работу, которая позволяла бы им сохранять свой строго религиозный образ жизни.

Каббалисты XVI–XVII веков. Цфат и Иерусалим

Цадик сказал женщине, что, вернувшись домой, она увидит, что сыну стало хуже. Вскоре после этого владелец местечка устроит большой прием, на который приглашены три знаменитых доктора из города Лемберга. Ей нужно будет попросить всех троих осмотреть ее сына. Осмотрев ее сына, они увидят, как он слаб, и скажут, что надежды на выздоровление нет, — однако она не должна отчаиваться.

Основные направления в учении хасидизма

А в минуту вдохновения, когда увлекают тебя мысли утонченные и возвышенные, обуревают чувства чистейшие, и сердце и ум не в силах вместить их, и дух твой содрогается, и внутренний взор обретает внезапную ясность и прозревает лики и деяния всех поколений, от края до края мира, — разве это не Б‑г твой взывает к тебе?