Рош а-Шана

Cуть еврейских праздников. Мироздание и подведение итогов

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц) 1 февраля 2016
Поделиться

Куда движется мир?

В наше время принято считать, что мир развивается в сторону прогресса и в дальнейшем непременно должен становиться лучше, тоньше и совершеннее. Это положение являлось как фундаментом для возникновения различных религий, так и скрытой предпосылкой, стоявшей за разнообразными направлениями современной мысли и научными концепциями. Однако такой подход далеко не всегда был доминирующим. Более того, в нем нередко усматривали проявление наивного оптимизма, оторванного от реальности и лишенного всякого практического значения.

Согласно греческому мифу, мир в своем развитии проходит через четыре эпохи начиная от счастливого и совершенного золотого века и заканчивая суровым железным веком, отличающимся жестокостью и падением нравов. Это пример принципиально иного подхода — пессимистического взгляда на будущее мира и на характер его развития. Еще более ярко выражен пессимизм в мифах северных народов, согласно которым история мироздания завершится «сумерками богов» и гибелью. Схожие представления можно встретить и сегодня среди многих ученых. Одни с тревогой наблюдают за последствиями мирового демографического взрыва, другие считают, что неминуемая гибель ожидает, пусть и не в ближайшем будущем, всю вселенную. Третьи полагают, что человеческая жизнь носит в основе своей цикличный характер. «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем». Эта концепция также отличается пессимизмом: из нее следует, что все наши усилия что‑либо изменить обречены на неудачу и мы никогда не сможем создать что‑нибудь лучше того, что у нас есть.

Еврейский историософский подход более сложен. Если попытаться свести его к простой схеме, можно указать на два параллельно протекающих процесса. С одной стороны, человечество начинает свой путь в райском саду, а затем деградирует и опускается все ниже и ниже. Однако регресс — лишь одна сторона развития. Наряду с ним на протяжении всех исторических эпох иногда явно, а иногда за кулисами действует совсем иной вектор, толкающий человечество в сторону исправления и избавления. Этот процесс необратим и исторически неизбежен. Подобно тому, как беременность приводит к родам, он рано или поздно завершится периодом избавления, когда человек и все мироздание не только возвратятся к изначальной точке своего исторического пути, но и достигнут более высокого уровня.

Мнимое совершенство

Посредством христианства и, в определенной мере, ислама иудейское представление о мире, движущемся к избавлению, которое настанет «в конце дней», стало одним из основополагающих архетипов современной культуры. Даже в коммунистической религии эта концепция была фундаментом всего образа жизни и задавала как общий характер действий, так и конкретную тактику революционной борьбы. Коммунизм не только выдвигает идею утопии, но и требует искренней веры в грядущее явление мессии (или мировой революции); это событие неизбежно и неминуемо, несмотря на все возможные задержки.

Те же посылы можно усмотреть и в системах взглядов, казалось бы, крайне далеких от всякой веры (в частности, в тех идеях, что стоят за западным демократическим и капиталистическим мировоззрением). К примеру, легкое смещение акцентов превратило эволюционную теорию из объяснения процесса приспособления живых организмов к условиям внешней среды в универсальную схему совершенствования и развития из поколения в поколение. Отсюда следует вывод, что если не препятствовать естественному течению событий, то оно со временем приведет к созданию наилучшего и прекрасного. Если только не останавливать прогресса, если предоставить свободу действия силам рынка, то общество и все человечество будут непрестанно совершенствоваться.

Идея прогресса основана, в частности, на ряде кажущихся доказательств, таких как совершенствование технологий и развитие науки. Однако и в этих областях оценка зачастую осуществляется на основании распространенного стереотипа, согласно которому чем более сложной или искусственной является та или иная система, тем лучше она функционирует.

Доминирование этих представлений приводит к постоянному возникновению недоуменного вопроса: как может столь низменное, презренное или примитивное явление существовать в нашу эпоху? Как бы само собой разумеется, что наша эпоха должна быть лучше, совершеннее и чище, чем предшествующие ей века. Для нашего времени характерно, что нейтральные по своему значению слова, такие как, например, «современный», становятся маркером хорошего, красивого, полезного. А сказать, что то или иное явление прогрессивно, — все равно что поставить ему высшую оценку из всех возможных.

Объективный критерий

Если пристальнее вглядеться в эти проявления господствующих концепций, сравнивая их с источником в иудаизме, можно отметить изменения не только на внешнем уровне, в характере претворения идеи в жизнь, но и в самой идее. В ходе секуляризации историософия иудаизма утратила одну из своих жизненно важных компонент, связанных со способностью подвести баланс и установить критерии оценки, воспринять объективную ценность явлений. Религиозная вера в будущее избавление включает в себя и систему подведения итогов. Этому аналитическому процессу подвергается каждый прожитый год и каждое совершенное деяние. Новый год отнюдь не обязательно будет лучше или совершеннее предыдущего. Вывод об этом можно будет сделать лишь после того, как и он, в свой черед, пройдет через горнило суда. Год словно должен доказать, что человек, эпоха, образ жизни заслуживают продолжения. Тот, кто ограничивается замечанием, что то или иное явление «прогрессивно», полагают, что эта характеристика является достаточным основанием для оправдания его существования; они забывают о том, что не только земной рай, но и преисподняя могут являться той утопией, к достижению которой приближает нас прогресс.

Когда Творца (а вместе с Ним и систему объективных ценностей) «лишают» судейской мантии, все мировоззрение подвергается кардинальному изменению, которое отнюдь не ограничивается вопросами веры и религии. Если мера всех вещей — это человек, то проблема не только в том, что мера эта постепенно уменьшается: она вообще не может служить основанием для оценки, ведь, согласно этому подходу, и карлик, и великан окажутся одного роста. Она не дает возможности понять, растем ли мы или — что куда серьезнее — не происходит ли с нами процесса умаления и потери.

Возвращение неизменных критериев оценки, восстановление ценностей, которые не проистекают из человека и не измеряются по его мерке и ради него, — такова основополагающая идея Рош ѓа‑Шана и вершащегося в этот день небесного суда. Мир нуждается в этой небесной мерке, указывающей ему подлинное направление. Распространение «теории общей относительности» всех ценностей всегда ведет к прогрессу лишь в одну сторону — к потопу. Однако утверждение «это перст Б‑жий» Шмот, 9:15. указывает на подлинный возврат к вере, в возможность избавления.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.