Тридцатого января 1939 года в газете «Биробиджанская звезда» вышла следующая заметка в типичном жанре отчета об успехах:
Живем богато
Нас было 15 семейств переселенцев. Приехали мы в колхоз «Сталиндорф» в конце апреля 1937 года, когда колхозы уже заканчивали посев пшеницы. Трудно было осваиваться на новом месте. Не было лошадей, инвентаря, семян. Многого не хватало. Семена картофеля удалось достать только к концу июня.
Но это нас не смущало. В каждом жила воля к труду.
Замечательными результатами проводили мы 1938 год. Полностью рассчитались с государством, выполнили договора с кооперацией на продажу картофеля и овощей и бесперебойно снабжали свежими овощами трудящихся города Облучье.
Наши колхозники потрудились не напрасно: на каждый трудодень приходится по 11 руб. 50 коп. деньгами, 4 килограмма картофеля, по килограмму овощей и бахчевых, 5 килограммов сена, 150 граммов меда и, хоть понемногу, — выдаем шерсть и мясо. Однако эти достижения для нас не предел. Мы должны добиться еще больших урожаев.
В своем коллективе мы имеем замечательных организаторов колхозного производства, подлинных борцов за социалистическую агротехнику, как‑то: Бирюков Илья, Аникина Эсфирь и много других.
Семьи Ершова, Сапункова, Понаморева и другие, выработавшие больше тысячи трудодней за год, получают деньгами от 10 до 15 тысяч рублей, картофеля по 4–5 тонн и много других продуктов.
Наши колхозники все внимание уделяют колхозному производству; нет стремления к развитию собственных больших огородов, так как гораздо выгоднее работать на коллективном огороде, заработать больше трудодней, получать по ним доходы и жить культурно и зажиточно.
С. Гоберман,
председатель колхоза «Сталиндорф»
Если задаться вопросами: откуда приехало 15 семейств переселенцев, в том числе с такими нееврейскими фамилиями, как Ершов, Сапунков и Понаморев, и почему они назвали свой колхоз «Сталиндорф», — мы получим на них единый ответ: эти люди приехали из другого «Сталиндорфа», где тот же Гоберман был председателем.
Еврейских населенных пунктов под названием Сталиндорф (идиш «Сталинское село») в Советском Союзе в 1930‑х годах было несколько: в Днепропетровской области (центр Сталиндорфского еврейского национального района), в Крыму, а также в Волгоградской области (ныне — пос. Приморский; «приморский» — потому что в 1952 году оказался на берегу Цимлянского водохранилища, образованного в процессе строительства Цимлянской ГЭС). Нас интересует последний. Проведенное там несколько лет назад полевое исследование позволяет взглянуть с другой стороны на историю предприимчивого председателя и успешных переселенцев.
По документам, еврейский колхоз «Сталиндорф» в Калачевском районе Сталинградской области, где с 1929 года полным ходом шла коллективизация, образовался в 1930 году. Информанты рассказывают следующую легенду, объясняющую название колхоза и упоминающую знакомого нам Го(у)бермана, отца‑основателя:
Колхоз
Первыми колхозниками были евреи, «преимущественно бывшие торговцы», то есть «лишенцы» по статье 65 (в) — «частные торговцы, торговые и коммерческие посредники». Постепенно количество еврейских семейств в колхозе снижалось — они получили необходимые подтверждения того, что теперь занимаются производительным трудом, и покинули колхоз, — зато возрастало число русских крестьян‑субботников, изначально происходивших из различных приволжских сел. Субботников как «близко стоящих к евреям по вероисповеданию» (как сформулировано в докладной записке о состоянии [footnote text=’См.: Львов А. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. С. 273.’]колхоза[/footnote]) старалось привлекать еврейское руководство колхоза, их же собственная мотивация могла быть двоякой: по крайней мере, некоторые из них были репрессированными кулаками и, соответственно, «лишенцами» по статье 65 (а) («лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли») и не имели особого выбора; возможно, субботники сами стремились к соседству с евреями. Здесь мы и встречаем вышеупомянутых Ершовых, Сапунковых, Понаморевых, Аникиных, а также Шишлянниковых и Ландиных — все субботнические фамилии. Они широко представлены как среди здравствующих жителей поселка, так и на кладбище; субботники Сапунковы и Шишлянниковы известны по документам XIX века. Разные информанты вспоминают:
В [19]30 году колхоз здесь организовал еврей Губерман. В [19]38 году уехал на Дальний Восток и там создал колхоз Сталиндорф. Башковитый был. Он все организовал. А народ сюда хлынул с Палласовского района. И в основном хлынули сюда наши: Сапунковы, Шишлянниковы, Ершовы. Все караимы [одно из самоназваний [footnote text=’Сапунков Яков Моисеевич, 1934 г. р., зап. 22.07.2011.’]субботников[/footnote]].
Организовался колхоз в [19]29 году, приехал Губерман и стал здесь организовывать. Он председателем был. Привез из‑за Волги субботников и принимал только субботников.
Мы приехали, когда семь лет мне было. В [19]33‑м, значит.
[Предки мужа — Ландины и Ершовы — до приезда в Сталиндорф] где‑то в степи жили, в землянке в какой‑то. Но считалось, что они еще зажиточные были, много было скота у них, даже верблюд был свой
Среди нынешних жителей Приморского встретились и члены субботнических семейств, уехавших в 1938 году в Биробиджан: одна информантка — Тамара Рувимовна Бобрицкая (в девичестве — Сапункова) — была увезена в Биробиджан маленькой девочкой, ее младшая сестра — Людмила Рувимовна — там и родилась.
— [Мама] не знала еврейского языка?
— Не, не знала. У нее в паспорте было записано «еврейка». Председатель записал.
То есть во время агитационной кампании по заселению вновь образованной Еврейской автономной области «башковитый» председатель Го(у)берман завербовал наиболее эффективных своих работников — «снял сливки» с колхоза — и, записав их для этой цели евреями, переместился с ними в Биробиджан и основал там одноименный колхоз.
В детских воспоминаниях Биробиджан не предстает как сугубо еврейское место, а скорее как успешная реализация концепта семьи народов: «На Дальнем Востоке у нас не было разборов, кто там субботник, кто татарин. И украинец, и всякие нации. Посмешались, а сейчас надо делиться. Разбегаются по своим нациям [footnote text=’Она же.’][смеется][/footnote]». Но в одном коротеньком рассказе все‑таки зафиксировано поведение биробиджанских евреев как титульной нации, дискриминирующей неевреев по языковому признаку:
— А идиш вы знали?
— Кого?
— Идиш. Еврейский язык.
— Не‑ет, зачем он нам нужен?
Что касается успехов, о которых рапортует в своей заметке Гоберман, мы не можем их подтвердить или опровергнуть, но из самого факта беседы с младшими Сапунковыми в Приморском следует, что по крайней мере некоторые из мигрировавших в Биробиджан 15 семейств вернулись в Волгоградскую область. В частности, после гибели на войне Рувима Сапункова так поступила его вдова с пятью дочерьми. Тяжелые условия жизни — очень бедно, очень голодно и очень много работы — были и там и там. Почти все приморские информанты говорят об этом («после войны голод какой — переживали не дай Б‑г!»), видя в таких жизненных условиях главную причину упадка их субботнической традиции:
Когда там было верить — нас пять человек детей было! Ни субботу, ни воскресенье — ничего не соблюдали. В колхозе — за палочки работали!