Открытый доступ

«Равноправные русские граждане шлют великому русскому народу чувства любви»: еврейская Москва весной 1917-го

14 июня 2017
Поделиться

Мы продолжаем читать еврейскую прессу вековой давности. Московский еженедельник «Еврейская неделя» в апреле 1917 года ликует по поводу свершившейся революции, приравнивая ее и к празднику «избавления от Амана», и к празднику «исхода из плена египетского». Публикуется мартовское постановление Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений, которое именуется «великим рубежом, бесповоротно отделяющим былое от грядущего». Прогрессивное еврейство собирается жить активной политической жизнью, проходят съезды еврейских партий и общин, готовится созыв всероссийского еврейского съезда. На этом радужном фоне криминальная хроника фиксирует погромную агитацию и обвинение в ритуальном убийстве.

В дни Февральской революции в Москве. 1917
Поделиться

Русская свобода и еврейская эмансипация

Еврейская эмансипация в странах Западной Европы создала еврейского гражданина. Но в то же время она уничтожила еврея как такового. Признав в еврее полноправного гражданина, государственный закон при этом не признавал в еврействе, частью которого был этот еврейский гражданин, национальную группу, равную другим национальным группам. Еврей как отдельный гражданин эмансипировался, а еврей как член национальной группы — нет.

«Под красным бантиком таится злое намерение»: ликование и страхи в апреле 1917-го

«Еврейская жизнь» накануне праздника Песах радуется «освободительным революциям» и падению «последнего оплота темных сил», то есть царизма, призывает поддерживать Совет рабочих депутатов и стремиться к «организованному народовластию» и перепечатывает Гельсингфорсскую программу российских сионистов.

Еврейский март 1917‑го: эйфория и толпы

Февральская революция и первые шаги Временного правительства, ведущие к отмене национальных и вероисповедных ограничений и установлению гражданского равноправия, вызвали ликование этой части еврейского общества. Авторы «Недели» пытаются «настроить свое перо на новый лад», дабы приветствовать «новый свет счастливой эры возрождения к счастью и свободе».