[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2009 ИЯР 5769 – 5(205)

 

Вы читали? Борис Клин. К чему эти штучки //  2009. № 4.

Реакция. Бывает так, что неуверенный в себе автор чрезвычайно волнующих его самого виршей приходит в журнал со словами: «Скажите, годятся ли куда-нибудь стихи моего близкого друга?» Опытный редактор в таких случаях сразу отправляет стихи в корзину. Но мы поступим иначе. Позволим себе реконструировать контекст.

Начнем с первого примера: друг автора был возмущен тем, что для занятий в спортзале Еврейского общинного центра от него потребовали доказательств его еврейства (из статьи неясно: имел он их при себе или нет!). Почему именно на этом спортзале свет клином сошелся? Ведь в Москве можно было бы сыскать еще несколько спортзалов… Между тем каждое слово в названии центра имеет свой смысл только в целом, когда речь идет о евреях, их общине, их центре. Недаром Б. Клин пошел-поехал решать проблемы своего “знакомого” не к менеджеру, не к директору по кадрам, а к главному раввину России. Б. Клин не заметил, что общинный центр связан с иудейской религиозной общиной. Впрочем, и директор центра тоже раввин. Иудаизм, как должен знать специалист по религиозным объединениям, является одной из немногих традиционных религий России, наряду еще с тремя. А следовательно, может иметь и свои принципы приема в члены этого религиозного сообщества. Одним из важнейших, как это ни горько, в иудаизме является происхождение. Впрочем, и новообращенным иудеям (герам) место в общинном центре всегда найдется. Однако общедоступность и демократизм не главное свойство религиозных объединений.

Как-то по ТВ в присутствии дьякона Андрея Кураева кто-то выразил неудовольствие недемократичностью решений Патриарха. На это последовал великолепный ответ: «А кто сказал вам, что церковь демократическая организация?» Вот из этого мы будем исходить. Б. Клин решил, чуть ли не по «иронии судьбы», порассуждать о бане, по принципу «кто о чем». Однако, как и другой его «собеседник», о котором автор пишет, что тот получил в МЕОЦе бесплатную Тору, не брал ее в руки. Иначе он бы узнал о том, кто такой еврей. И что существует (о, ужас!) даже специальная еврейская баня (миква называется), в которую тоже не пустят его «друзей», ибо существуют правила ее посещения. Но ведь это еврейский общинный центр, а не клуб по интересам. Что же касается явно провокационного вопроса главному раввину по поводу «спортклуба для евреев», то ответ последовал абсолютно разумный и предельно верный: и он (за пределами СССР), и я играли в футбол во дворе с ребятами всех цветов радуги, но тогда мы, жители СССР, не могли пойти в еврейский клуб, в еврейский общинный центр и т. д. А теперь можем.

Надеюсь, что скоро и наши армянские братья смогут ходить в клуб рядом со своим храмом как раз у кошерного магазина на Трифоновской. «Друг» автора почему-то не возмутился отсутствием «свинины в сырном соусе» в кошерном ресторане центра, да и тем, что в библиотеке МЕОЦа многовато еврейских книг. Впрочем, это не спортзал. Что же касается преподавания в школе «Основ православной культуры», да еще предложения Б. Клина покинуть иудаизм и перейти в православие детям тех (подчеркнем) евреев, которые в течение 80 лет атеизма и антисемитизма не могли получить религиозного или хотя бы бытового национального воспитания и которые по разным поводам приходят сегодня в МЕОЦ, то здесь автор, по-видимому, лукавит. Он, наверное, ничего не слышал ни о православных гимназиях, ни о вузах, на которых ясно написано, что они христианские или мусульманские и т. д. Здесь родители малолетних детей могут все-таки принять свое решение. Это же касается и еврейских религиозных школ. Ни для кого не секрет, что существует вполне развитая православная и мусульманская благотворительность. Слава Б-гу, есть и еврейская.

Конечно, нам скажут, что здесь имеет место национальный признак, а не религиозный. Но так уж получилось, что именно в ХХ веке произошел разрыв между ранее неразрывными понятиями «еврей» и «иудей». И задача любой еврейской религиозной общины этот разрыв в какой-то степени преодолеть. А для этого нужны границы. Община в Марьиной роще ставит их более строго – это строгая хасидская община. Не хотелось бы сейчас касаться трудной проблемы смешанных браков, когда детям приходится выбирать веру или мировоззрение кого-то из родителей либо ощущать себя вдруг абсолютно русским и даже православным в Израиле. И примитивный антисемитизм тут ни при чем. Но логика ведет Клина в такие дебри, что становится страшно.

Кое о чем не грех и напомнить автору газеты «Известия», занимающемуся религиозной жизнью. Его имени нет среди тех, кто выступил против вакханалии (разразившейся в том числе в его газете) обвинений евреев в убийстве христианских детей пару лет тому назад в Красноярске. Это пришлось сделать мне на страницах «Лехаима».

Сегодня, когда поймано большинство маньяков, ни евреев, ни иудеев среди них никто не обнаружил. Можно было бы сегодня и не вспоминать о тех событиях, но этого не дал сделать сам Клин, упомянувший в качестве положительного примера мудрого «учителя» жандармского полковника Кулябко, который «поставил на место» обнаглевших в 1905 году евреев-революционеров. А ведь это важнейшая фигура времен дела Бейлиса, когда в 1911–1913 годах евреев в очередной раз обвиняли в употреблении христианской крови. А выдающийся русский «теоретик» кровавого навета В.В. Розанов заканчивал свой ответ 400 раввинам, отрицавшим, естественно, этот бред, так: «И даже не ропщи особенно на подозрение, на шепоты около тайны (крови. – Л. К.). Евреям надо быть скромнее, евреям надо быть тише». Это из «Обонятельного и осязательного отношения евреев к крови». А вот Б. Клин: «Скромнее надо быть, и люди к вам потянутся». Это, понятно, о евреях.

Леонид Кацис,

Москва

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.