[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Борьба с эллинизмом. Триумф и трагедиЯ династии Хасмонеев

Александр Эльяшов

Окончание. Начало в № 1, 2006

 

Часть 2.

Шимон, возглавив борьбу после гибели Ионатана, стремился ликвидировать последние очаги присутствия врага в стране, упрочить стратегическое положение Эрец Исроэл и получить доступ к морю путем окончательной аннексии Яффы.

В начале своего правления Шимон разместил гарнизон в Яффе, позднее занял Гезер, контролировавший путь из прибрежной полосы в Иерусалим, и заселил его евреями. Затем он осадил Акру и 13 ияра (по другим сведениям, 23 ияра) 141 года до н. э. взял ее.

По приказу Шимона крепость разрушили до основания, чтобы полностью устранить угрозу Храму и городу. Впоследствии, по его же предложению, полностью срыли всю гору, на которой размещалась крепость. С тех пор Храм царил над всем Иерусалимом.

Для народа наконец наступило время мира и процветания. 18 элула 141 года до н. э. был созван Великий Собор, определивший полномочия Шимона как правителя и установивший юридическое обоснование для правления его сыновей. Главным пунктом постановления Собора было избрание Шимона Носи (то есть князем, правителем) всех евреев, Первосвященником и главнокомандующим войсками. Эти титулы по наследству переходили к его сыновьям. Однако Шимон не стал царем и даже не получил свои титулы пожизненно, а лишь «доколе восстанет Пророк верный». То есть следовало оговорить легитимность династии Хасмонеев с принципиально религиозной точки зрения и решение об этом должно быть принято «Пророком верным» в конце времен. Становится ясно, что в народном сознании утверждение династии Хасмонеев не расценивалось как воплощение надежд, связанных с династией Давида.

Обстановка на границах Эрец Исроэл по-прежнему оставалась нестабильной. В начале своего правления Антиох VII, стремясь упрочить свое положение, поддерживал дружеские отношения с Шимоном. Он подтвердил статус Шимона как вождя Эрец Исроэл, признал его территориальные завоевания и разрешил чеканить собственную монету. Кроме того, Антиох подтвердил указ Деметрия II об отмене уплаты налогов: «Я тебя освобождаю отныне и навсегда от всяких общеимперских налогов – от тех, которые теперь существуют и которые будут установлены в будущем» (Первая книга Маккавеев, 15:8).

Но как только внутреннее положение в государстве Селевкидов стабилизировалось, Антиох расторгнул союз с Шимоном и возобновил агрессию против Эрец Исроэл. Он отправил в Иерусалим своего представителя Атенобиуса с ультимативным требованием вернуть Яффу, Гезер и Акру, равно как и другие захваченные за пределами Эрец Исроэл города, или же уплатить за пользование этими стратегически важными пунктами компенсацию в размере 1000 талантов. Шимон ответил отказом, но при этом выразил готовность уплатить 100 талантов за Яффу и Гезер. Тогда Антиох направил в Эрец Исроэл большое войско под командованием Кендевея. Правитель к тому времени состарился, и потому двадцатитысячное войско евреев возглавили его сыновья – Иеуда и Йоханан. В 137 году до н. э., в ожесточенном сражении, евреи разгромили войско Селевкидов.

Некоторое время спустя Шимон стал жертвой политической интриги. Его зять Птолемей, правитель Иерихонской долины, задумал совершить государственный переворот. В 135 году до н. э. Шимон, объезжая страну вместе с супругой и сыновьями Иеудой и Матисьяу, посетили зятя. Во время пира Шимона убили наемники Птолемея, а его супругу и сыновей заточили в темницу[1].

Одновременно Птолемей отправил наемных убийц в Гезер с приказом убить третьего сына – Йоханана. Но юноша, предупрежденный о готовящемся перевороте, избежал гибели и принял энергичные меры по восстановлению порядка. Он поспешил в Иерусалим, где, при полной поддержке народа, был провозглашен Первосвященником, совершил жертвоприношение и организовал преследование Птолемея. Следует отметить, что Птолемей тоже пытался войти в Иерусалим, но натолкнулся на сопротивление народа, поддержавшего Йоханана. Потерпев неудачу, Птолемей отступил в крепость Дагон, близ Иерихона, осажденную Йохананом. Воспользовавшись наступлением субботнего года, Птолемей ускользнул из осажденной крепости, предварительно казнив братьев и мать Йоханана.

В 132 году до н. э. началось вторжение селевкидского войска во главе с Антиохом VII. Подвергнув Эрец Исроэл опустошению, Антиох осадил Иерусалим. Но из-за нараставшей угрозы со стороны Парфянского царства он прекратил осаду и вступил в переговоры с Йохананом Гирканом. Находясь в очень тяжелом положении, Гиркан принял условия Антиоха. В соответствии с мирным договором, евреи дали заложников, обязались выплатить 500 талантов серебра, из которых 300 талантов были потребованы немедленно. Кроме того, по этому договору евреи разрушили зубцы на стенах Иерусалима.

Разграбление Иерусалима Антиохом VII.

В 130 году до н. э. Йоханан Гиркан, в качестве вассала Антиоха VII, участвовал в походе cелевкидского войска против парфян. Во время этого похода, в 129 году до н. э., войско Антиоха потерпело поражение, а сам он погиб. Брат Антиоха, Деметрий II, продержался на престоле недолго.

Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов, Гиркан (правил в 134 –104 гг. до н. э.) предпринял успешные военные походы с целью расширения границ Эрец Исроэл.

Но прежде он реорганизовал войско, включив в него части, укомплектованные наемниками, завербованными в Малой Азии. Заручившись поддержкой римлян, Иоханан аннексировал важный морской порт Иоппию и некоторые другие города государства Селевкидов.

Наибольшее значение имело присоединение Эдомского царства (Идумеи). Принужденные принять иудаизм, эдомитяне со временем слились с еврейским народом, а их родовая знать вошла в высшие эшелоны власти государства Хасмонеев. Опираясь на значительное еврейское население в Заиорданье, Гиркан овладел большей частью территории Моава.

Впоследствии Гиркан начал боевые действия против самаритян, захватил Шхем и 21 кислева 120 года до н. э. разрушил храм на горе Геризим. 25 хешвана 115 или 110 года до н. э. войско евреев под командованием сыновей Гиркана Аристобула и Антигона взяло город и крепость Самарию. По приказу Гиркана в Самарию направили воды горных потоков, в результате чего город провалился, а на его месте образовалось болото. Через некоторое время Гиркан возобновил экспансию в северном направлении.

Свои завоевания Йоханан Гиркан тесно увязывал с активной внешнеполитической деятельностью, что способствовало укреплению позиций государства Хасмонеев. Он заручился поддержкой не только Рима и птолемеевского Египта, но и соперничавших между собой претендентов на престол государства Селевкидов. Кроме того, Гиркан, как до него Ионатан и Шимон, поддерживал дружественные отношения с Афинами, Спартой и Пергамом.

По мере укрепления внутреннего положения вновь остро встал вопрос о путях развития страны, об отношении к иудаизму и другим народам. Мнения разошлись, и в Эрец Исроэл сформировались три мощных религиозно-политических течения (фарисеи, саддукеи и ессеи[2]), по-разному отвечавшие на злободневные вопросы жизни.

Полемика между фарисеями и саддукеями началась после убийства Шимона Маккавея и шла по различным аспектам теоретической и практической теологии и степени сакрализации источников, на которые опирались фарисеи и саддукеи. С течением времени враждебность становилась все сильнее и в конце концов вылилась в открытый конфликт, который протекал очень остро, завершившись полным устранением саддукеев из политической жизни страны.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что провозглашение Йоханана Гиркана правителем и Первосвященником вызвало скрытое недовольство фарисеев, а вербовка иностранных наемников, чеканка монеты с собственным именем и осквернение могилы Давида (Гиркан изъял оттуда 3000 талантов серебра на военные нужды) разгневали их, что привело к разрыву фарисеев с династией Хасмонеев.

Однажды Йоханан Гиркан пригласил на пир выдающихся фарисеев и, оказав почести, вызвал их на откровенность. Отметив свое посильное старание во всем угодить Б-гу, Гиркан попросил фарисеев указать на его недостатки и расхождения с Законом. Присутствующие рассыпались в похвалах к правителю. Но один из них, некто Элиезер, человек явно невоспитанный, заявил: «Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан Первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа». На вопрос Гиркана, почему именно, бестактный фарисей сослался на ходившую в народе безосновательную молву, по которой мать Гиркана длительное время находилась в плену у Антиоха Эпифана, и, следовательно, легитимность его рождения находится под сомнением.

Монета  c изображением царя Селевкидов Деметрия III.

Возмущенный Первосвященник предал обидчика суду его же товарищей фарисеев. Фарисеи приговорили Элиезера к ударам плетью и заточению. «За простое оскорбление, – говорит Иосиф Флавий, – они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более что фарисеи вообще были мягкосердечны при назначении наказаний». Саддукеи не упустили благоприятный момент и воспользовались этим мягким приговором как свидетельством недоброжелательного отношения фарисеев к правителю-Первосвященнику.

Главным достижением Йоханана Гиркана стало расширение границ государства до пределов всей Эрец Исроэл.

Наследники Йоханана Гиркана начали усваивать элементы эллинизма, носить эллинские имена, организовывать жизнь при дворе на эллинский манер, всё дальше удаляясь от еврейского образа жизни.

Гиркан, получивший, по словам Флавия, три золотых дара – светскую власть, сан Первосвященника и дар пророчества, – умер в 104 году до н. э.

После его смерти сан Первосвященника унаследовал Иеуда Аристобул I (правил в 104–103 гг. до н. э.), в то время как его мать, по завещанию Гиркана, стала во главе государства с титулом царицы.

Но сразу же после смерти отца Аристобул приказал заточить в тюрьму трех своих братьев и мать, умершую впоследствии от голода.

Он стал первым после вавилонского плена царем Эрец Исроэл. Аристобул, продолжив завоевательную политику Йоханана Гиркана, вел войну против Итуреи, покорив ее большую часть. Завоевание Итуреи сопровождалось насильственным обращением местного населения в иудаизм.

Имея слабое здоровье, он подпал под влияние придворной клики, во главе которой стояла царица Саломея Александра (Шломцион). Ее интриги явились причиной подозрительности и недоверия Аристобула к своему брату Антигону – соправителю и командующему войсками. В результате придворных интриг Антигон трагически погиб.

Угрызения совести по поводу безвременной кончины матери и брата сломили Аристобула, и он умер от горя.

После его смерти царем Эрец Исроэл стал выпущенный из тюрьмы третий сын Йоханана Гиркана – Александр Яннай (103–76 гг. до н. э.). В соответствии с еврейским обычаем он женился на вдовствующей царице Саломее Александре. Впоследствии такие браки, называемые левиратными[3], были запрещены. Вступив на престол, Александр продолжил завоевательную политику, начатую его отцом и дедом.

Основной его заботой стало завоевание приморских городов. С этой целью он отправился в поход против Птолемаиды (Акко), граничившей с недавно завоеванной Галилеей, что в 98 году до н. э. привело к вооруженному конфликту с Египтом, который протекал с переменным успехом.

Некоторое время спустя Александр предпринял новый поход на побережье, взял Рафию, Антедон и около 96 года до н. э. – Газу, предав ее, вместе с храмом Аполлона, разрушению.

В результате походов, совершенных в период с 103 по 95 год до н. э., Александр к своим владениям присоединил всю прибрежную полосу от горы Кармель на севере до границы Египта на юге. Другим его важным завоеванием стало покорение города Гадара и крепости Амата в Заиорданье.

Завоевательная политика царя вызвала ропот народных масс, находившихся под влиянием фарисеев. И весь народ, и, в частности, фарисеев возмутило то, что потомки славного рода Хасмонеев, освободителей Эрец Исроэл, добровольно уподобляются языческим деспотам. Подобно заурядным восточным властелинам, они для укрепления личной власти не гнушаются даже братоубийством, имеют наемное войско и, будучи Первосвященниками Храма, к алтарю которого не должно прикасаться железо, почти не выпускают меч из рук и годами ведут кровопролитные войны вдали от Иерусалима, пренебрегая своими духовными обязанностями.

Разрыв с народом и фарисеями вынудил царя искать поддержку среди саддукеев.

В период с 95 по 83 год до н. э. Эрец Исроэл потрясли внутренние распри и волнения. Однажды, во время праздника Суккос, всё возраставшее народное возмущение вылилось в происшествие, о котором пишет Иосиф Флавий: «Когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него лимонами... Кроме того, народ стал поносить его, что он родился от военнопленных родителей и потому не может быть признан достойным чести совершать жертвоприношения». По приказу разгневанного царя наемное войско жестоко подавило стихийное восстание, убив при этом 6000 человек. Народ не простил Александру Яннаю резню безоружных горожан в святой праздничный день и только выжидал удобного момента, чтобы отомстить.

И этот момент скоро наступил. После завершения завоевания Моава и Галаада царь развязал войну с набатеями. Попав в ловушку в узком Заиорданском ущелье, он потерял всё свое войско и бежал в Иерусалим, где по его возвращении вспыхнуло восстание, возглавленное фарисеями. Так началась гражданская война, продолжавшаяся шесть лет. Потери в ходе войны достигли около 50 000 человек. Царь, утомленный войной, делал безрезультатные попытки примирения. Когда же он спросил у своих противников, что может примирить их, то получил ответ: «Твоя смерть!»

Понимая, что после такого ответа на пощаду рассчитывать невозможно, в 88 году до н. э. фарисеи призвали на помощь селевкидского царя Деметрия III Эвкероса, войско которого насчитывало три тысячи всадников и сорок тысяч пехоты. К этому войску присоединилось народное ополчение евреев. В сражении близ Шхема Александр Яннай потерпел поражение, но евреи, опасаясь последствий иностранной интервенции, перешли на его сторону. Лишенный поддержки, Деметрий удалился из Эрец Исроэл, но война продолжалась. Александр жестоко отомстил изменникам. По его приказу в Иерусалиме распяли восемьсот пленников, среди которых были и фарисеи. На глазах агонизирующих жертв царского произвола убили их жен и детей.

Крепость Масада была построена в 30–36 годах до новой эры.

После окончания гражданской войны, в период с 83 по 76 год до н. э., царь с переменным успехом продолжал завоевательные войны с государством Селевкидов и новым противником – арабами.

После того как государство Селевкидов стало добычей армянского царя Тиграна, Александр Яннай завоевал в Заиорданье эллинизированные города Пеллу, Диум, Герасу и сильную крепость Гамалу.

Последние годы жизни царя были омрачены тяжким недугом. Выздоравливая, он искал забвения в новых походах. Смерть настигла его во время осады крепости Регев (Рагаба). Незадолго до кончины царь примирился с фарисеями, устроившими ему пышные похороны в Иерусалиме. По завещанию Александра правительницей стала его жена Саломея Александра, которой он советовал во всем прислушиваться к фарисеям.

Жестокая внутренняя политика Александра, приверженность эллинизму и разорительные внешние войны подточили основы молодого независимого государства и оттолкнули народ от династии Хасмонеев. Таким образом, царь подготовил последовавшую через тринадцать лет катастрофу – потерю независимости Эрец Исроэл и падение династии Хасмонеев.

Вступление на престол Саломеи Александры (правила в 76–67 гг. до н. э.) возвратило свободу сотням людей, томившихся в тюрьмах при Александре Яннае, и право вернуться домой тысячам изгнанников. Первосвященником царица назначила своего старшего сына Гиркана II (103–30 гг. до н.э.).

Фарисеи, подвергавшиеся при Александре Яннае жестоким преследованиям, стали доминировать в общественно-политической жизни страны. «Она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения к Закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом. Таким образом, она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ничем не отличались от настоящих правителей», – свидетельствует Иосиф Флавий.

При этом весьма вероятно, что фарисеи стали преследовать саддукеев. Однако совершенная ими казнь некоего Диогена, по совету которого в свое время Александр Яннай казнил восемьсот пленников, свидетельствует скорее об их умеренности, тем более что специальное упоминание о казни этого злоумышленника говорит о немногочисленности актов возмездия.

Желая избежать дальнейшего продолжения смуты, Саломея Александра удалила вождей саддукеев из Иерусалима, назначив их командирами отдаленных крепостей. Однако она позаботилась, чтобы стратегически важные пункты не попали под их контроль.

В отличие от своего предшественника, царица проводила гибкую и взвешенную внешнюю политику, что позволило ей восстановить высокий международный престиж Эрец Исроэл.

Увеличив численность и улучшив снабжение войска, Саломея Александра прибегала к его помощи только в случае крайней необходимости.

Обладая политическим чутьем и дальновидностью, она сумела избежать нашествия войск армянского царя Тиграна, заставив его с помощью искусных дипломатических маневров держаться вдали от границ Эрец Исроэл.

Под руководством Саломеи Александры проводились важные социальные реформы. По совету своего брата – видного фарисея Соломона бен Шетаха – она основала общедоступные начальные учебные заведения и сделала начальное образование обязательным для всех мальчиков и девочек.

Последние годы жизни царицы омрачила тяжелая болезнь, которой воспользовался ее сын Аристобул. Только смерть, последовавшая на семьдесят втором году жизни, избавила ее от печальной участи быть свергнутой собственным сыном.

Сразу же после смерти матери Аристобул II (100–49 гг. до н. э.) развязал войну против своего старшего брата Гиркана II.

Помпей Гней.

После трехмесячного правления Гиркан отрекся от престола в пользу брата. Отречение от престола не стало трагедией для Гиркана, так как по своей натуре он любил тихую жизнь и был неспособен к управлению государством. Однако, по наущению своего советника, эдомитянина Антипатра[4], он обратился за помощью к царю набатеев Арету, за что Антипатр обещал отдать набатеям двенадцать городов в Эрец Исроэл. В 65 году до н. э. царь набатеев вместе с Гирканом, во главе пятидесятитысячного войска, двинулся на Иерусалим. После неудачной попытки отразить натиск набатеев Аристобул и его сторонники закрепились на Храмовой горе. Наступил Пейсах, и осажденные, у которых не хватало животных для жертвоприношений, покупали их за большие деньги у осаждавших. Ежедневно с крепостной стены Храма на цепях спускали корзину с золотом, а взамен на тех же цепях наверх поднимали баранов. Но однажды набатеи вместо барана отправили в Храм свинью. Легенда гласит, что, когда свинью поднимали на стену, она «вцепилась в стену когтями», и вокруг Иерусалима «Эрец Исроэл сотряслась на 400 парсот» (около 1800 километров).

Впоследствии обе стороны опрометчиво обратились к римлянам, чтобы разрешить свою тяжбу. К тому времени войска видного римского полководца и политического деятеля Помпея[5] вплотную приблизились к границам страны. За взятку в 400 талантов легат войск Помпея – Скавр – решил спор в пользу Аристобула. По приказу Скавра царь набатеев Арет снял осаду Храмовой горы и увел свое войско из Эрец Исроэл, а Гиркан сохранил лишь незначительную долю своих средств.

Но в 64 году до н. э. в завоеванную Сирию прибыл Помпей, и дело приняло для Аристобула неблагоприятный оборот.

Золотая виноградная лоза стоимостью в 400 талантов, подаренная Помпею Аристобулом, не произвела должного впечатления, и, когда в 63 году до н. э. всё еще враждующие братья вместе с представителем народа, желавшим отстранения династии Хасмонеев от власти, обратились к нему с жалобами, Помпей пришел к выводу о необходимости ликвидации независимости Эрец Исроэл. Он потребовал у Аристобула немедленной сдачи Иерусалима и всех крепостей. Аристобул попробовал действовать методом проволочек, но тогда Помпей штурмом взял Иерусалим и вошел в святилище Храма. Римляне пленили Аристобула и вместе с семьей отправили в Рим. Вот как описывает эти события Иосиф Флавий: «На третий месяц осады, после того как римляне с большим трудом разрушили одну из башен, они проникли в храмовый двор... Здесь-то многие священники при виде неприятелей, устремившихся на них с обнаженными мечами, неустрашимо оставались на своих постах, продолжая свое служение... Двенадцать тысяч иудеев погибло тогда; римляне имели весьма немного мертвых, но больше раненых».

В 63 году до н. э. Помпей объявил Эрец Исроэл подвластной Риму провинцией. В 61 году до н. э., во время пышного триумфа Помпея в Риме, еврейский царь и Первосвященник Аристобул шествовал перед колесницей триумфатора.

В 56 году до н. э. Аристобулу и его сыну Матисьяу Антигону II удалось бежать и поднять восстание в Эрец Исроэл, но римляне схватили его, заковали в кандалы и вновь отправили в Рим. В 49 году до н. э. Аристобула освободил Гай Юлий Цезарь[6] и во главе двух легионов отправил против Помпея в Сирию. Но по пути туда Аристобула отравили клевреты Помпея.

После пленения Аристобула Гиркан вновь стал Первосвященником, а в 47 году до н. э. Цезарь назначил его этнархом, то есть правителем с ограниченными полномочиями, но вся полнота власти де-факто перешла к Антипатру, использовавшему ее в своих интересах.

Неспособность Гиркана к управлению Эрец Исроэл была столь очевидна, что впоследствии Марк Антоний[7] лишил его титула этнарха и последней видимости власти, передав титул и все полномочия Ироду[8].

Позднее Гиркан попал в плен к парфянам. По приказу его собственного племянника Матисьяу Антигона ему отрезали уши (человек, имевший физические недостатки, не имел права занимать должность Первосвященника) и отправили в ссылку в Вавилонию.

Некоторое время спустя по просьбе Ирода он вернулся в Иерусалим. Ирод принял Гиркана с большими почестями и относился к нему с уважением. Но в 30 году до н. э. Гиркана по ложному обвинению в сговоре с арабами осудили и казнили.

Последним царем из династии Хасмонеев стал Матисьяу Антигон II (правил в 40–37 гг. до н. э.). Справедливо считая Гиркана II марионеткой в руках Антипатра, он стал бороться за престол Эрец Исроэл. С этой целью в 47 году до н. э. он посетил Цезаря, находившегося в то время в Сирии. Но римляне отвергли его претензии. Тогда Антигон обратился за помощью к их врагам. Первая попытка захвата власти, предпринятая в 42 году до н. э., потерпела неудачу. Однако вскоре обстановка в Эрец Исроэл резко обострилась. Безжалостная эксплуатация, которой римляне подвергали евреев, вызвала волну народного гнева против Рима и его ставленников. Кроме того, в 40 году до н. э. началось вторжение парфян в Сирию. Антигон вступил в союз с парфянами, провозгласившими его царем и Первосвященником. С их помощью он разбил римлян и изгнал их из Эрец Исроэл. Римляне объявили Антигона своим врагом и, в свою очередь, провозгласили царем Ирода, сына Антипатра.

Макет Иерусалима времен царя Ирода.

В течение трех лет Антигон успешно противостоял Ироду и присланным ему на помощь римским легионам. Однако Ирод, используя ошибки Антигона, сумел разбить его войско. Вместе с остатками войска Антигон бежал в Иерусалим, через некоторое время осажденный Иродом. Наконец, после последнего штурма, потеряв все надежды на счастливый исход, он пал к ногам римского полководца Соссия. Римлянин стал насмехаться над постигшим царя несчастьем и назвал его Антигоной, по имени многострадальной героини трагедии Софокла. По просьбе Ирода, опасавшегося возможных претензий Антигона на власть, его казнили в Антиохии. Кровавые события того времени нашли свое отражение в произведениях римских историков позднейших времен: «Итак, Гай Соссий, приняв от него управление Сирией и Киликией, овладел также Арадиями, до той поры осажденными и изнемогавшими от голода и повальной болезни; он также победил в битве Антигона, убившего приставленных к нему римских сторожей, а когда тот укрылся в Гиеросолимах, осадой вынудил его сдаться.

Иудеи – что правда, то правда – учинили римлянам многие злодейства, ибо племя сие в гневе весьма свирепо, но куда как больше сами от них претерпели. И то сказать: те, что попали в плен первыми, были защитники предела Б-га своего, а с теми, кто был пленен после, это приключилось снова в день, именуемый Кроносовым [то есть Шабос].

И толикая отличала их набожность, что при наступлении следующего Кроносового дня те, кого пленили первыми при взятии Храма, испросили у Соссия отпустить их пойти в Храм, дабы вместе с прочими исполнить надлежащее.

И вот их-то Антоний отдал под начало какому-то Ироду, Антигона же, распяв на кресте, бичевал – никакой царь не претерпел еще такого от римлян! – а потом и зарезал. Всё сие свершилось в консульство Клавдия и Норбана» (Дион Кассий. Historia Romana, XLIX, 22:3 – 23:1).

Так закончилось правление династии Хасмонеев, чей взлет и падение служат поучительным примером пагубности спеси и высокомерия. Они начинали как мстители за мучеников и поруганную веру, а кончили как религиозные угнетатели. Они пришли к власти как вожди самоотверженных повстанцев, а кончили в окружении наемников. Их царство было основано на вере, но растворилось в нечестивости. Судьба потомков династии Хасмонеев также сложилась трагически, но это уже совсем другая история.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 



[1] В соответствии с другой версией, которая приводится в Книге Маккавеев, все они погибли во время пира.

 

[2] Фарисеи – есть легенда об источнике этого названия, однако предполагают, что образование этого слова связано с еврейским «перушим» («фарисеи») – «отделившиеся в святости», или же, по другим сведениям, название вызвано самоограничениями, которым представители этой школы подвергали себя. Они считали, что религиозные законы должны управлять жизнью каждого еврея в отдельности и всего народа. Отличались глубокой религиозностью и нравственными добродетелями, проповедовали скромность и воздержание. Фарисеи принадлежали к общественным кругам, поддержавшим восстание Хасмонеев, но при Гиркане I наметился конфликт между ними и правящим режимом. По их мнению, политическая независимость могла стать шагом в установлении Царствия Б-жия на земле. Разочаровавшись в способности Хасмонеев выполнить эту религиозную миссию, они отказались от безусловной поддержки правящей династии.

  Саддукеи – «цдуким» – выводили свое имя от библейского Первосвященника Цадока, потомки которого возглавили течение. Не признавали Устную Тору и по всем вопросам ссылались на свою Книгу Указов («Сейфер а-гзеройс»). Хотя под властью Хасмонеев они лишились поста Первосвященника, перешедшего к правящей династии, однако по-прежнему пользовались влиянием на царскую семью, занимали высшие административные должности в стране.

  Ессеи – имели много общего с фарисеями, однако, в отличие от них, образовали обособленное замкнутое братство. Считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.

 

[3] Левират – предписанный Библией брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа.

[4] Антипатр (умер в 43 г. до н. э.) – правитель Эрец Исроэл, отец царя Ирода. Происходил из идумейской семьи, принявшей иудаизм. Цезарь назначил его правителем, отклонив притязания на престол Матисьяу Антигона II. Антипатр, ставший фактическим правителем Эрец Исроэл, назначил своих сыновей на важнейшие государственные посты. Был отравлен в 43 г. до н. э.

 

[5] Помпей Гней, по прозвищу Великий (106–48 гг. до н.э.) – римский полководец и политический деятель. В 71 г. до н. э. участвовал в подавлении восстания Спартака. В 67 г. до н. э. разгромил средиземноморских пиратов. Потерпев поражение в борьбе с Цезарем, бежал в Египет, где был убит по приказу египетского царя.

 

[6] Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 15 марта 44 гг. до н. э.) – римский государственный и политический деятель. В политическую борьбу включился в 78 г. до н. э. С 73 г. до н. э. начал военную карьеру. В ходе галльских походов 58–51 гг. до н. э. завоевал всю Заальпийскую Галлию. Разгромив войска Помпея и его союзников, де-факто установил монархическую диктатуру. Был убит заговорщиками во время заседания Сената.

 

[7] Марк Антоний (83–30 гг. до н. э.) – римский полководец и политический деятель. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57–55 гг. до н. э.). В 54 г. до н. э. примкнул к Цезарю. Сблизившись впоследствии с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и ее детям огромные владения, чем восстановил против себя римлян. Потерпев неудачу в гражданской войне, покончил жизнь самоубийством.

 

[8] Ирод I Великий (73–4 гг. до н. э.) – царь Эрец Исроэл (40–4 гг. н. э.). Отношение народа к нему было неприязненным, а то и прямо враждебным. Ненависть народа к Ироду была воспринята и ранними христианами, что нашло отражение в евангельском сказании об учиненном им в Вифлееме избиении младенцев.