[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)
БОРЬБА С ЭЛЛИНИЗМОМ. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ДИНАСТИИ ХАСМОНЕЕВ
Александр Эльяшов
Часть 1
Одним из определяющих моментов в истории еврейского народа стал приход в 332 году до н. э. войск Александра Македонского в Эрец Исроэл. Обширные планы завоевателя включали в себя не только создание империи эллинов, но и распространение эллинской культуры во всем мире. Однако, присоединив Эрец Исроэл к своим владениям, великий царь сохранил евреям свободу вероисповедания и широкую политическую автономию. По обычаям тех времен все подвластные Александру народы помещали его статуи в своих храмах, но евреи не могли позволить себе этого. Взамен они оказали великому царю честь тем, что дали мальчикам, родившимся в течение этого года, имя Александр. Царь остался доволен и даровал евреям новые льготы. Он освободил жителей Эрец Исроэл от уплаты земельных налогов в «субботние годы», когда поля не обрабатывались, а евреев, служивших в его войсках, – от работ в субботу.
В 323 году до н. э., в возрасте тридцати двух лет, Александр внезапно умирает, а его империю буквально разрывают на части военачальники – диадохи[1]. По примеру персов они становятся наместниками, управляющими различными областями империи Александра.
В 323 году до н. э. Птолемей, сын Лага, обеспечил себе контроль над Египтом. Эту дату принято считать началом государства Птолемеев, хотя официальная коронация состоялась лишь в 305 году до н. э. В 322 году до н. э. Селевк Никатор стал сатрапом Вавилона. Несмотря на некоторые трудности, к 312 году до н. э. он утвердил свою власть над всей восточной частью владений Александра. Именно эти эллинистические монархии сыграли решающую роль в истории Эрец Исроэл.
К 301 году до н. э. Птолемей установил твердый контроль над Эрец Исроэл, которая в этот период своего существования входила в состав египетской провинции Сирия и Финикия, включавшей территории по обе стороны Иордана и портовые города Тир и Сидон. Цари из династии Птолемеев не вмешивались во внутренние дела евреев. Их интересовала лишь своевременная уплата налогов. Эрец Исроэл по-прежнему управлялась Первосвященником и священнической аристократией. Страна процветала, а евреи преуспевали и становились многочисленным народом. «Они проникли во все страны, и трудно указать такое место в мире, куда бы это племя не пробралось и не стало господствующим», – писал эллинский философ и историк Страбон.
Птолемей, сын Лага.
Однако за фасадом внешнего благополучия назревали сразу два конфликта. Причиной первого стали процесс эллинизации, начавшийся с приходом войск Александра в Эрец Исроэл, и нараставшее сопротивление ему. Эллинистическое владычество в Эрец Исроэл принесло с собой всепроникающее влияние чуждой евреям культуры и цивилизации. Высшие сословия общества в Эрец Исроэл практически перестали отличаться от высших сословий других провинций государства. Характерным признаком эллинизации евреев было распространение среди них эллинских имен, особенно заметное в аристократических семьях Иерусалима. Эллинизация происходила поначалу без вмешательства властей и представляла собой исторический процесс усвоения элементов культуры, высокий престиж которой происходил как из господствующего положения ее носителей – эллинов, так и из ее собственного богатства. Но, вместе с несомненными достижениями эллинской цивилизации, в среду еврейского народа стали проникать ее самые худшие обычаи и привычки: грубые языческие верования, распущенность нравов, погоня за низменными наслаждениями, тяга к роскоши. Видную роль в процессе эллинизации в период владычества Птолемеев и в начале властвования Селевкидов сыграли представители старинного рода Товии[2]. И всё же большинство евреев сопротивлялось этому процессу: в основе их сопротивления лежали непререкаемый авторитет Торы и глубокая вера в возрождение династии Давида. Возглавили сопротивление хасидеи[3].
Второй конфликт заключался в территориальных спорах между государствами Птолемеев и Селевкидов. Войны царя из династии Селевкидов – Антиоха III Великого (223–187 гг. до н. э.) – положили конец периоду долгого мира в Эрец Исроэл. В течение двадцати лет, вплоть до 198 года до н. э., страна переходила из рук в руки. Недовольство правлением Птолемеев привлекло евреев на сторону Антиоха III, и царь вознаградил их, восстановив разрушенные во время войны кварталы Иерусалима, освободив его жителей от уплаты налогов на три года и предоставив Храму финансовую поддержку. В государстве Селевкидов Эрец Исроэл вошла в состав округа Келесирия и Финикия. На первых порах Селевкиды, как до них Птолемеи, не вмешивались во внутренние дела Эрец Исроэл. Но вскоре произошло событие, потрясшее государство Селевкидов до основания. В 192 году до н. э. Антиох III был втянут в войну против Рима. Для царя эта война с самого начала протекала крайне неудачно, а в 192 году до н. э. в битве при Магнисии он потерпел окончательное поражение. По мирному договору, заключенному в 188 году до н.э., Антиох обязывался отказаться от всех своих владений в Европе и Азии к северу от Тавра, возвратить военнопленных, передать всех слонов и флот, уплатить большую контрибуцию, а также выдать римлянам Ганнибала[4]. Поражение имело для государства Селевкидов катастрофические последствия. От него отпали Армения и Софена. Начались волнения в восточных сатрапиях. Антиох предпринял поход на Восток, чтобы упрочить там свою власть и добыть средства для уплаты контрибуции Риму. При попытке овладеть сокровищами храма Бэла в Элимаиде царь был убит. На престол государства Селевкидов взошел Селевк IV Филопатор (187–175 гг. до н. э.).
В то время должность Первосвященника занимал Ония III, ревностный защитник веры, глава хасидеев, а попечителем Храма был Шимон, священнослужитель из семейства Билги. Шимон потребовал у Онии III, чтобы в дополнение к функциям попечителя Храма ему предоставили должность агронома[5] Иерусалима. Но Первосвященник отказал Шимону. Тогда Шимон обратился к Аполлонию, наместнику Селевкидов в Келесирии и Финикии, с доносом о больших сокровищах, хранящихся в Храме. Аполлоний немедленно доложил об этих сокровищах царю, который отправил в Иерусалим своего казначея Гелиодора с приказом разобраться в обстановке на месте и принять меры к конфискации сокровищ. Но что-то помешало казначею выполнить приказ царя. Народное предание гласит, что Гелиодор, переступив порог Святилища, увидел высокого всадника на коне, сопровождаемого двумя юношами необыкновенной красоты. Конь наступил на казначея и стал бить копытами, а юноши хлестали его бичами. Гелиодор вернулся к царю, не выполнив приказа. О дальнейшем в Книге Маккавеев говорится: «…37. Когда же царь спросил Гелиодора, кто был бы способен, чтоб послать в Ерушалаим, он отвечал: 38. “Если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда и встретишь его наказанным, если останется он в живых, ибо на месте сем пребывает истинно сила Б-жия…”»
Непрекращающиеся интриги Шимона привели к беспорядкам в Иерусалиме, и Ония, вынужденный обратиться за помощью к царю, отправился в Антиохию.
Вскоре Селевк IV пал от руки Гелиодора, и к власти пришел Антиох IV Эпифан (175–164 гг. до н. э.) – убежденный политеист, испытывавший неприязнь по отношению к вере евреев в Единого Б-га. За странности в поведении и исключительную жестокость современники называли его «Эпиман» («Безумец») вместо «Эпифан» («Великолепный»).
Пребыванием Онии III в Антиохии воспользовался его брат Иеошуа, примыкавший к умеренным эллинистам и принявший эллинское имя Язон. Он обещал царю увеличить налоги, поступающие от Эрец Исроэл в царскую казну, и внести существенные изменения в политический и общественный строй Иерусалима. Антиох IV сместил Онию III и назначил Первосвященником Язона, в планы которого входило преобразование Иерусалима в эллинистический полис под названием «Антиохия». С целью подготовки граждан будущего полиса Язон учредил у подножия Храмовой горы гимнасий и эфебион – общеобразовательные учреждения, распространенные в эллинистическом мире. Нововведения Язона начали приносить зловещие плоды. Участие в спортивных состязаниях стали принимать даже священнослужители Храма, которые, по свидетельству Второй Книги Маккавеев, «перестали интересоваться службами на алтаре; презирая Храм и пренебрегая жертвоприношениями, они спешат принять участие в непотребных упражнениях на спортивной площадке». Участники состязаний, по свидетельству Иосифа Флавия, «стали прикрывать наготу свою, чтобы не видно было их обрезания и чтобы с внешней стороны походить на греков, оставив все свои прежние обычаи, стали во всем подражать другим народностям». Дети из знатных семей Иерусалима носили широкополые шляпы бога Гермеса, покровителя учащихся. Эти шляпы, которые сами эллины называли «петас», в Книге Маккавеев именуются «срамной покрышкой». Однажды Язон отправил даже посольство в Тир с большой суммой денег на пожертвование Гераклу.
Антиох IV.
В 171 году до н. э. Антиох IV сместил Язона, назначив Первосвященником Менелая, сторонника радикальной эллинизации и брата небезызвестного Шимона, внесшего за свое назначение крупную сумму денег в царскую казну.
Приводя к власти то одного, то другого претендента, царь решал сразу две политические задачи. Во-первых, попав в зависимость от Антиоха IV, Первосвященник становился послушным проводником эллинизаторской политики царя, а во-вторых, тем самым царь дискредитировал высокий сан Первосвященника в глазах евреев. Над евреями нависла реальная угроза ассимиляции.
Вместе с одним из своих братьев, Лизимахом, Менелай ограбил сокровищницу Храма. При этом часть взятых из Храма сокровищ он продал, а часть осквернил, передав их в языческие храмы.
Действия Менелая и его брата вызвали возмущение жителей Иерусалима. В том же 171 году до н. э. вспыхнул бунт, в ходе которого разъяренная толпа убила Лизимаха. Жители города отправили послов в Антиохию с жалобами на Менелая, но царь приказал казнить их.
В 169 г. до н. э. Антиох IV вторгся в Египет. Он разбил египетские войска и осадил Александрию. Эти действия Антиоха совпали с решающими событиями в ходе третьей Македонской войны (171–168 гг. до н. э.).
Римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой. Но как только Попилий узнал о разгроме македонян при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху. Гай Попилий лично проследил за тем, чтобы был очищен и Кипр.
Неудачи Антиоха стали причиной распространения слухов о поражении царского войска и даже о гибели самого царя. Прямым следствием этих слухов стало восстание в Иерусалиме и некоторых других городах на юге государства Селевкидов. В разгар восстания в Иерусалим вернулся Язон во главе тысячи своих сторонников. Менелай, спасая жизнь, бежал.
Антиох воспринял восстание как личное оскорбление и приказал своим полководцам опустошить Эрец Исроэл. Царские войска бесчинствовали в Иерусалиме в течение трех дней. Жертвами разбоя стало не менее сорока тысяч мужчин и женщин. Храм был разграблен, осквернен и превращен в храм Зевса Олимпийского. В городской крепости Акра разместился гарнизон царских войск. Язон бежал сначала в Аравию, затем в Египет, а оттуда в Спарту, где и умер. Конец Менелая оказался еще более позорным: в 162 году до н. э. его казнили по повелению бывших покровителей из окружения царя. Так бесславно закончились интриги двух предателей интересов Эрец Исроэл.
В 167 году до н. э. репрессии усилились. Царь наложил запрет на изучение и исполнение законов Торы, свитки которой безжалостно уничтожались. Каждому еврею, сделавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь.
Репрессии привели к восстанию против угнетателей. Оно началось с того, что в селение Модиин близ Иерусалима прибыл представитель царской администрации Апелл, склонявший жителей к исполнению эллинских законов и обычаев. Один из коэнов Модиина – Матисьяу, сын Хасмонея, – смело заявил: «Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья всё же останемся верующими и истинными евреями». Когда один из вероотступников попытался принести жертву Зевсу на алтаре, воздвигнутом на базарной площади, Матисьяу убил его. Сыновья Матисьяу, Иеуда, Шимон, Ионатан, Элиезер, Йоханан, напали на Апелла и его отряд. Немногим из царского отряда удалось спастись.
Вместе со своими сыновьями и группой единомышленников Матисьяу бежал в Иудейскую пустыню. Характерно, что после того, как отряд повстанцев численностью около тысячи человек погиб, не оказав сопротивления врагу из-за невозможности нарушить святость субботы, Матисьяу разрешил защищаться и в этот день, исходя из принципа ценности человеческой жизни. Борьба, которую вел Матисьяу, приобрела характер широкомасштабной партизанской войны, в результате которой разрозненные гарнизоны царских войск оказались отрезанными и друг от друга, и от административных центров государства Селевкидов. В 166 году до н. э. умер Матисьяу. Согласно его воле руководство восстанием перешло к Иеуде, получившему прозвище Маккаби (Маккавей), что означает «молот». Последний, избегая решительных сражений, следовал тактике внезапных ударов по врагу.
Обеспокоенный обострением обстановки в Эрец Исроэл, Антиох IV приказал подавить восстание. В 166 году до н. э. из Самарии выступил двухтысячный отряд под командованием Аполлония. Для наступления он избрал прямую дорогу, идущую через горы на юг, к Иерусалиму. Силы Иеуды Маккавея насчитывали всего шестьсот человек. Умело используя горный рельеф местности, Маккавей запер отряд Аполлония в узкой теснине близ Нахаль эль-Харамия и полностью уничтожил его. Аполлоний погиб, а меч его достался Иеуде. Вслед за тем восставшие, в бою при ущелье Бет-Хорон на северо-западе Эрец Исроэл, разгромили отряд другого военачальника Селевкидов – Серона.
В 165 году до н. э. Лизий, приближенный Антиоха IV, отправил на подавление восстания сразу трех полководцев – Птолемея, сына Доримена, Никанора и Горгия. Их ряды насчитывали сорок тысяч пешего и семь тысяч конного войска. Войско Иеуды насчитывало около шести тысяч человек. Селевкидские военачальники разделили свою армию с целью окружения и последующего уничтожения отряда евреев. Но, совершив ночной переход, Иеуда ускользнул из кольца, а затем атаковал лагерь Селевкидов близ Эммауса, нанеся при этом решительное поражение отряду Никанора. Увидев это, Горгий, возглавлявший другую часть войска, не рискнул вступить в сражение и отступил. Победа укрепила престиж Иеуды Маккавея как полководца и признанного вождя евреев.
Монеты времен правления Антиоха IV.
Против отрядов Иеуды, составлявших к тому времени до тысячи воинов, раздраженный неудачами царь направил из Антиохии шестьдесят тысяч отборных солдат и пять тысяч кавалеристов под командованием самого Лизия. Сражение произошло в месяце нисан 164 года до н. э. у Бет-Цура, неподалеку от Хеврона, и закончилось поражением Лизия.
Путь на Иерусалим был открыт. Во главе своих войск Иеуда вступил в город и совершил обряд очищения Храма. Проведенное по этому поводу в 164 году до н. э. восьмидневное празднество отмечается с тех пор ежегодно, с 25 кислева по 3 тевеса, как праздник обновления Храма – Ханука[6].
В том же году умер Антиох IV Эпифан. Власть перешла к девятилетнему Антиоху V Эвпатору, а опекуном при нем и регентом государства был назначен Лизий, хотя по завещанию умершего царя эти обязанности должен был исполнять другой вельможа – Филипп. Соперничество между царедворцами послужило причиной резкой дестабилизации внутреннего положения в государстве Селевкидов.
Обострение обстановки в Заиорданье и Галилее заставило Иеуду выступить на север. Брата Шимона он направляет в Галилею, а сам вместе с Ионатаном движется в Заиорданье, где разбивает аравийских кочевников. Затем, повернув на юг, наносит поражение идумеям, берет Хеврон и, спустившись к морю, поворачивает на Иерусалим и осаждает Акру.
Располагая трофейными осадными орудиями, Иеуда в начале 162 года до н. э. предпринимает попытку штурма Акры, но гарнизону крепости удается отбросить атакующих. Начинается длительная осада Акры.
Однако Иеуда Маккавей допускает серьезный просчет, полагая, что Лизий, занятый борьбой за власть, не сможет оказать помощь осажденной крепости. Вопреки его ожиданиям, Лизий и малолетний Антиох V предприняли наступление на Иерусалим с юга. Их силы насчитывали сто тысяч пехоты, двадцать тысяч конницы и тридцать два слона. Решающее столкновение произошло близ Бейт-Захарии. Слоны произвели в рядах евреев замешательство. Чтобы показать воинам уязвимость слонов, младший брат Иеуды, Элиезер, ворвался в ряды вражеского войска, храбро бросился к слону, который нес царские знаки отличия, и поразил его мечом. Огромная туша рухнула прямо на смельчака. Так со славой погиб Элиезер по прозвищу Авран.
После упорного сражения Иеуда Маккавей отступил к Иерусалиму. Войско Лизия подошло к городу и осадило Храмовую гору, на которой закрепился Иеуда. Казалось, судьба Эрец Исроэл решена, но в этот момент Лизий и царь получили известие, что Филипп, набрав большое войско, вновь развязал борьбу за власть. Ввиду этих обстоятельств они поспешили заключить с Иеудой соглашение и двинулись на Филиппа.
По достигнутому соглашению подтверждались свобода вероисповедания евреев и их право на управление Храмом. Антиеврейские указы Антиоха IV отменялись. В свою очередь, евреи обязывались признать верховную власть Селевкидов и разрушить укрепления Храмовой горы. На должность Первосвященника назначался эллинист Алким. Такое назначение вызвало недовольство народа и послужило одной из причин продолжения войны.
В том же году Лизий разгромил войска Филиппа, а его самого казнил. Однако политические потрясения в государстве Селевкидов продолжались. В борьбу за власть вступил Деметрий, сын Селевка IV Филопатора. В течение двенадцати лет он содержался в качестве заложника в Риме. Узнав о смерти Антиоха IV, Деметрий в 163 году до н. э. совершил побег и в 162 году до н. э. во главе наемных войск вступил в Антиохию. По его приказу Антиох V и Лизий были арестованы и казнены.
Деметрий I Сотер (161–150 гг. до н. э.) поддержал Первосвященника Алкима и отправил в Эрец Исроэл силы под командованием Бакхида, которые вновь овладели Иерусалимом. Правителем Эрец Исроэл царь назначил своего друга Никанора.
Несмотря на достигнутые успехи, Деметрий стремился к достижению компромисса. Но Иеуда продолжил борьбу, и 13 адара 161 года до н. э. в сражении у Адасы, под Бет-Хороном (в девяти километрах к северу от Иерусалима), одержал свою последнюю победу. Его отряд насчитывал всего тысячу человек, в то время как Никанор располагал девятью тысячами отлично вооруженных воинов. Несмотря на численное превосходство, армия Никанора была полностью уничтожена, а сам он погиб.
Иеуда прекрасно понимал, что достижение полной независимости Эрец Исроэл невозможно без международного признания. И ему удалось решить эту сложнейшую политическую задачу. В 161 году до н. э. маленькая Эрец Исроэл заключила союзный договор со сверхдержавой того времени – Римской республикой. Заключение этого договора означало признание де-юре независимого еврейского государства. Договор, составленный в двух экземплярах, в форме Senatus Consultum («решения Сената»), включал две основные статьи: о дружественном нейтралитете и взаимной обороне. Один экземпляр этого документа Сенат отправил в Эрец Исроэл, а второй вырезали на медных таблицах и поместили в Капитолии. Иосиф Флавий так передает содержание этого документа: «Постановление Сената по поводу оборонительного и наступательного союза с народом иудейским. Никто из римских подданных не должен воевать с народом иудейским, равно как не доставлять тому, кто вступил бы в такую войну ни хлеба, ни судов, ни денег. В случае, если кто-либо нападет на иудеев, римляне обязаны по мере сил помогать им, и наоборот, если кто нападет на римские владения, иудеи обязаны сражаться в союзе с римлянами. Буде же народ иудейский пожелает прибавить к этому договору что-либо или убавить, то это должно быть сделано с согласия всего римского народа; лишь в таком случае все дополнения считаются обязательными». Для Рима этот договор представлял большой интерес, поскольку он подрывал могущество государства Селевкидов – главного соперника римлян в то время. Но Иеуда не мог предвидеть, что много лет спустя именно этот договор станет причиной вторжения римских войск под командованием Помпея (формально в соответствии с последней статьей этого договора и по просьбе одного из двух соперничающих представителей династии Хасмонеев) и полной утраты независимости Эрец Исроэл.
Матисьяу убивает вероотступника. Гравюра из Библии Г. Доре.
Война продолжалась, и Деметрий вновь отправил в Эрец Исроэл войско под командованием Бакхида, которое насчитывало двадцать тысяч пехотинцев и две тысячи всадников. Враг наступал так стремительно, что у Иеуды Маккавея не осталось времени на подготовку к сражению. Он смог собрать всего тысячу воинов, из которых многие колебались и предлагали отступить. По словам Иосифа Флавия, Иеуда так ответил колеблющимся: «Да не увидит солнце того, чтобы я обратил тыл перед врагами. Если в этот раз мне придется встретить смерть и окончательно погибнуть в сражении, я всё-таки лучше выдержу всё, что случится, чем покрою позором прежние наши подвиги и прежнюю нашу славу теперешним бегством». Иеуду Маккавея поддержало всего восемьсот человек. Вместе с ними Иеуда принял неравный бой у Адасы, в котором героически погиб, уничтожив множество врагов. Во время перемирия Шимон и Ионатан получили тело Иеуды у врагов и похоронили его в Модиине.
После гибели Иеуды Маккавея руководство восстанием перешло к Ионатану Хасмонею – талантливому государственному и политическому деятелю, умело использовавшему сложившиеся обстоятельства для освобождения Отечества.
Спустя некоторое время Ионатан вместе с братом Шимоном освободил большинство сельских районов и провинциальных городов Эрец Исроэл.
В 158 году до н. э. внезапно скончался Алким, смерть которого евреи восприняли как кару Б-жью, а пять лет спустя в государстве Селевкидов разгорелась борьба за власть между Деметрием I и Александром Баласом (150–145 гг. до н. э.). Александра, человека низкого происхождения, выдававшего себя за сына Антиоха IV, выдвинули и поддержали враги Деметрия. Александр Балас захватил Птолемаиду (Акко) на берегу Средиземного моря, ставшую его временной резиденцией, и начал подготовку к наступлению на Антиохию.
Решающим фактором в этой борьбе стал Ионатан Хасмоней, располагавший сильным войском и поддержавший Александра Баласа. В знак признательности новый царь назначил Ионатана Первосвященником, а также пожаловал ему звание «друга царя». Со времени смерти Алкима должность Первосвященника была никем не занята в течение шести лет. В Суккос 152 года до н. э. Ионатан впервые предстал перед народом в качестве Первосвященника. Эту должность Хасмонеи удерживали впоследствии в течение 115 лет.
В 147 году до н. э. началось вторжение войск сына Деметрия I, пытавшегося отвоевать трон отца. Государство Селевкидов, а вместе с ним и Эрец Исроэл, вновь оказалось охвачено войной. В ходе боевых действий евреи временно заняли Яффу и район Ашдода. По достоинству оценив заслуги Ионатана, Александр Балас передал ему в личное владение Экрон.
После смерти Александра к власти пришел его противник Деметрий II Никатор (145–140 гг. до н. э.). Учитывая взаимные интересы, Ионатан Хасмоней и Деметрий ІІ пришли к политическому компромиссу. Деметрий II вновь утвердил Ионатана на должность Первосвященника и признал присоединение к Эрец Исроэл трех областей с преобладающим еврейским населением на юге Самарии.
Не довольствуясь достигнутыми успехами, Ионатан принял меры к укреплению Иерусалима и других стратегически важных городов. Некоторое же время спустя в государстве Селевкидов вновь вспыхнула борьба за трон между Деметрием II и полководцем Александра Баласа – Диодотом Трифоном, который узурпировал власть и правил в 140–138 годах до н. э.
После гибели Александра Баласа склонный к политическим авантюрам Трифон отправился в Аравию и вывез оттуда сына царя – Антиоха. Провозгласив малолетнего Антиоха правителем, Трифон начал боевые действия против Деметрия II.
В этой войне Ионатан Хасмоней поначалу поддерживал Деметрия II, но позднее перешел на сторону Трифона из-за отказа царя передать евреям крепость Акко, как то было обещано ранее. В награду Трифон назначил Шимона Хасмонея правителем прибрежной полосы Эрец Исроэл, простиравшейся от Рош а-Никра на севере до египетской границы на юге.
Битва Хасмонеев и Селевкидов. Гравюра. 1478–1480 годы.
Не прекращая войны с Трифоном, Деметрий II предпринял поход против Парфянского царства, но войска покинули его, а сам он попал в плен к парфянскому царю Арсаку.
Узнав о пленении Деметрия, Трифон решил убить Антиоха VI и узурпировать власть. Но он опасался, что Ионатан Хасмоней окажет помощь малолетнему царю. Поэтому Трифон задумал устранить Ионатана. С этой целью он отправился из Антиохии в Вефсану (Скифополь), куда навстречу ему выступил Ионатан с сорокатысячным войском. Во время переговоров Трифон любезным обхождением усыпил бдительность Ионатана и уговорил его, распустив войско и оставив отряд в тысячу человек, отправиться в Птолемаиду (Акко), которую обещал передать евреям. Прибыв в Птолемаиду, Трифон приказал схватить Ионатана, а его отряд перебить. Одновременно Трифон возобновил боевые действия против Эрец Исроэл.
Оборону Иерусалима и войско евреев возглавил на этот раз Шимон Хасмоней, обратившийся к народу со словами: «Я смело надеюсь не только наказать врагов, но и избавить всех вас с вашими женами и детьми от их заносчивости и с Б-жьей помощью сохранить Его святой Храм. Я отлично понимаю, что соседние племена наступают на вас оттого лишь, что считают вас не имеющими военачальника, который повел бы вас в бой».
Убедившись в тщетности своих попыток овладеть Иерусалимом и разбить войско евреев, Трифон в 142 году до н. э. приказал казнить Ионатана. Впоследствии Шимон перезахоронил останки брата в Модиине, воздвигнув отцу и братьям огромный памятник из белого камня.
Трифон ненамного пережил Ионатана. Потеряв доверие народа и войска, он бежал в свой родной город Апамею, где в 133 году до н. э. был захвачен в плен врагами и убит, а на престол государства Селевкидов взошел Антиох VII Сидет (136–129 гг. до н. э.).
Окончание следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru
[1] Диадохи – полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти за верховную власть. Следствием их борьбы стал распад империи Александра и образование эллинистических государств, возглавляемых диадохами.
[2] Тобиады (сыны Товии) – влиятельное семейство в Эрец Исроэл в эпоху второго Храма, оказывавшее решающее влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны со времени Нехемии (445 г. до н. э.) до восстания Хасмонеев (167 г. до н. э.). Играли важную роль в событиях, приведших к восстанию Хасмонеев.
[3] Хасидеи – дословно «благочестивые». Течение (не секта), сыгравшее значительную роль в истории иудаизма. Их выступления относятся к началу восстания Хасмонеев. Выразители национальной идеи, спасшей иудаизм от грозившей гибели. Принадлежа к низшим слоям населения, хасидеи подвергались нападкам со стороны эллинистов. Когда эллинисты, заручившись поддержкой властей, начали коренную ломку древних устоев, хасидеи перешли к активному сопротивлению, неоднократно совершая подвиги самопожертвования.
[4] Ганнибал (247–187 гг. до н. э.) – сын Гамилькара Барки, один из величайших полководцев и политических деятелей древности, непримиримый враг Рима. В двадцать два года возглавил конницу в войске своего зятя Гасдрубала. В 221 г. до н. э., после смерти Гасдрубала, к нему перешло руководство войсками в Испании. В 218 г. до н. э. своими действиями спровоцировал Вторую Пуническую войну, закончившуюся в 201 г. до н. э. поражением Карфагена. В последующий период возглавлял правительство Карфагена. В 195 г. до н. э., спасаясь от преследований римлян, бежал к Антиоху III и стал его военным советником. Участвовал в планировании боевых действий против Рима. Новое требование Рима о выдаче Ганнибала в соответствии с мирным договором заставило его бежать сначала к царю Арташесу в Армению, затем на остров Крит и далее к царю Прузию в Вифинию, где, опасаясь выдачи римлянам, в 187 г. до н. э. принял яд. Похоронен в Лабиссе, на европейском берегу Босфора.
[5] Агроном (агорономус) – предполагают, что «агорономус» руководил работой городского рынка, т. е. курировал экономическую жизнь города и командовал полицейскими силами. Возможно также, что это была административно-юридическая должность.
[6] Первоначально праздник Ханука называли «Суккос месяца кислев», и история, изложенная в Книге Маккавеев, объясняет причину: Храм был заново освящен 25 кислева, и празднества продолжались в течение восьми дней, как во время Суккос. За месяц до того, когда надо было отмечать настоящий Суккос, восставшие не могли этого сделать: Храм был осквернен, а сами они скрывались в горах и пещерах. Поэтому теперь они, с пальмовыми ветвями в руках, стали петь благодарственные псалмы Тому, Кто дал им возможность вернуться к традиции. Однако Талмуд объясняет истоки праздника иначе: когда Храм был отвоеван, нашли всего лишь один кувшинчик с освященным маслом, необходимым для Б-гослужения. Этого кувшинчика должно было хватить только на один день горения храмового светильника – меноры. Однако масла чудесным образом хватило на восемь дней.