Послания Любавичского Ребе

Ваера: продолжать искать

15 ноября 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Интересно проанализировать жизнь и подходы к службе Всевышнему наших двух праотцев, Авраама и Ицхака. Они шли разными путями, иногда даже противоположными. Оба были преданы Всевышнему душой и сердцем, оба несли весть о святости везде, но делали они это по‑разному.

Авраам был странником, переходил с одного места на другое и когда жил в земле Кнаанской, и когда стал переходить из одной страны в другую. И все для того, чтобы дать миру знать о существовании Б‑га. Как свидетельствует Талмуд, «вкладывал Авраам имя Б‑жье в уста каждого проходящего». Именно для этого он проявлял чудеса гостеприимства, двери его шатра были открыты для всех.

Иначе вел себя Ицхак. Он никогда не выезжал за пределы страны Израиля, где копал колодцы, его важнейшим отличительным качеством была строгость.

В отличие от Авраама, который приносил святость в мир, Ицхак открывал святость, скрытую в самом мире. Он учил людей приходить к Б‑жественной истине своими силами, в результате собственных размышлений.

На своем жизненном пути мы должны пользоваться примерами обоих праотцев. У Авраама следует учиться тому, как принести в мир святость, свет Торы и ее заповедей. Когда мы встречаем другого человека, надо приложить все усилия для того, чтобы открыть ему Б‑жественную истину. От Ицхака мы можем научиться «откапывать колодцы» — найти добро, скрытое в каждом человеке. Не стоит довольствоваться тем, что мы научили ближнего чему‑либо. Необходимо открыть в нем веру, искры святости, в нем присутствующие.

Пример Ицхака учит нас тому, как надо относиться к тем, кто выглядит со стороны, на первый взгляд, песком, глиной и камнями», грубыми, невежественными, неотесанными людьми. Стоит только копнуть, и в них обнаружится источник живительной влаги, добро, вера и любовь к ближнему. Надо только очистить первый слой глины и обнаружить этот источник — чистую душу, которая есть у каждого. Кто‑то скажет: «Я уже пробовал не однажды — ничего не получилось, ничего хорошего я не обнаружил».

Вспомним рассказ об Ицхаке, который не отчаивался даже тогда, когда филистимляне закапывали выкопанные им колодцы. Не следует отчаиваться!

(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Вайера

В этой недельной главе мы узнаем о том, что Б‑г открылся Аврааму после его обрезания. В чем же состоит значение этого события? На данный вопрос отвечает беседа Ребе, и его комментарий раскрывает особую связь между евреем и Б‑гом, которая достигается при исполнении заповеди.

Лех‑лехо: иудаизм начинается с чудес

Еврейский народ находится вне рамок природы. В этом его важная особенность. Она проявилась уже в том, что рождение его должно было произойти чудесным образом. И связь еврея с Б‑гом находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б‑гом еще до того, как мог что‑либо понимать и анализировать.

Hoax: получить награду за всех

Поскольку грехом людей поколения потопа были отношения между собой, в рамках материального мира, то и наказание их касалось этого мира — они были сметены с лица земли. А поколение раздора, чьи грехи находились в области отношений человека с Б‑гом, было наказано не в этом мире, а в грядущем, у него нет удела в будущем. Пусть редкое единодушие в поколении раздора служило греховным целям, но само по себе оно заслуживает уважения и награды.