День пятый

Шлах

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 15

  1. А если ты приносишь в жертву быка — как всесожжение или как другую жертву, как [жертву] по особому обету или в качестве мирной [жертвы] Господу —
    וְכִי־תַֽעֲשֶׂ֥ה בֶן־בָּקָ֖ר עֹלָ֣ה אוֹ־זָ֑בַח לְפַלֵּא־נֶ֥דֶר אוֹ־שְׁלָמִ֖ים לַֽיהֹוָֽה
  2. то на этого быка полагается совершить хлебное приношение из [пшеничной] муки тонкого помола: три десятых [эйфы такой муки], смешанной с половиной ѓина оливкового масла.
    וְהִקְרִ֤יב עַל־בֶּן־הַבָּקָר֙ מִנְחָ֔ה סֹ֖לֶת שְׁלשָׁ֣ה עֶשְׂרֹנִ֑ים בָּל֥וּל בַּשֶּׁ֖מֶן חֲצִ֥י הַהִֽין
  3. Совершай [при этом] и возлияние — [жертвуй] половину ѓина вина. [Это будет] огненная жертва, благо­ухание, приятное Господу.
    וְיַ֛יִן תַּקְרִ֥יב לַנֶּ֖סֶךְ חֲצִ֣י הַהִ֑ין אִשֵּׁ֥ה רֵֽיחַ־נִיחֹ֖חַ לַֽיהֹוָֽה
    Раши

    и приноси вина для возлияния половину ѓина, огнепалимое благоухание господу.

    אשה ריח «…огнепалимое благоухание…» – это сказано только о хлебном подношении и масле, но вино не [называется] огнепалимым, потому что в огонь не идет.

     вино наливали в чаши, а из них оно стекало под жертвенник.

  4. Так полагается делать каждый [раз, когда вы приносите в жертву] быка или барана, ягненка или козленка.
    כָּ֣כָה יֵֽעָשֶׂ֗ה לַשּׁוֹר֙ הָֽאֶחָ֔ד א֖וֹ לָאַ֣יִל הָֽאֶחָ֑ד אֽוֹ־לַשֶּׂ֥ה בַכְּבָשִׂ֖ים א֥וֹ בָֽעִזִּֽים
    Раши

    так следует поступать при [принесении в жертву] каждого быка, каждого барана, или ягненка, или козленка.

    או לשה «…или ягненка…» – так называется детеныш овец или коз  см. шмот, 12:5. . на первом году жизни [детеныш барана] может быть назван כבש кевес или שה сэ, а после тринадцати месяцев и одного дня называется איל аиль – «баран», [а козленок соответственно שעיר сеир – «козел»]  мишна, пара, 1:3. .

  5. Сколько раз вы приносите [жертву], столько раз совершайте такое [приношение] — для каждой [жертвы].
    כַּמִּסְפָּ֖ר אֲשֶׁ֣ר תַּֽעֲשׂ֑וּ כָּ֛כָה תַּֽעֲשׂ֥וּ לָֽאֶחָ֖ד כְּמִסְפָּרָֽם
    Раши

    по числу приносимых так поступайте, с каждым по их числу.

    כמספר אשר תעשו «по числу приносимых…» – по числу жертвенных животных, совершите возлияния с каждым из них.

    כמספרם «…по их числу». – сколько животных, столько и возлияний.

     в стихе дважды повторен глагол תעשו таасу – «приносить» (букв. «делать», «совершать») – и дважды – מספר миспар – «число», «количество». раши объясняет, что это нужно понимать так: по числу жертв – число возлияний, сколько совершите жертв – столько и возлияний.

  6. Так должен делать всякий уроженец страны, когда он приносит огненную жертву, [возносит] благоухание, приятное Господу.
    כָּל־הָֽאֶזְרָ֥ח יַֽעֲשֶׂה־כָּ֖כָה אֶת־אֵ֑לֶּה לְהַקְרִ֛יב אִשֵּׁ֥ה רֵֽיחַ־נִיחֹ֖חַ לַֽיהֹוָֽה
  7. Если в [каком-либо из] ваших поколений живущий с вами переселенец или [другой человек, пребывающий] среди вас, [захочет] принести огненную жертву, [вознести] благоухание, приятное Господу, то он должен сделать [это] так, как делаете вы.
    וְכִֽי־יָגוּר֩ אִתְּכֶ֨ם גֵּ֜ר א֤וֹ אֲשֶֽׁר־בְּתֽוֹכְכֶם֙ לְדֹרֹ֣תֵיכֶ֔ם וְעָשָׂ֛ה אִשֵּׁ֥ה רֵֽיחַ־נִיחֹ֖חַ לַֽיהֹוָ֑ה כַּֽאֲשֶׁ֥ר תַּֽעֲשׂ֖וּ כֵּ֥ן יַֽעֲשֶֽׂה
  8. Община [должна иметь] один и тот же устав и для вас, и для переселенцев, живущих [среди вас]. [Это] — вечный устав для [всех] ваших поколений. Вы и переселенцы будете [равны] пред Господом.
    הַקָּהָ֕ל חֻקָּ֥ה אַחַ֛ת לָכֶ֖ם וְלַגֵּ֣ר הַגָּ֑ר חֻקַּ֤ת עוֹלָם֙ לְדֹרֹ֣תֵיכֶ֔ם כָּכֶ֛ם כַּגֵּ֥ר יִֽהְיֶ֖ה לִפְנֵ֥י יְהֹוָֽה
    Раши

    община, один закон для вас и для живущего [с вами] пришельца, вечный закон для всех ваших поколений: как вы, так и пришелец будет пред господом.

    ככם כגר «…как вы, так и пришелец…» – [букв. «как вы, как пришелец» означает]: как вы, так и пришелец. это устойчивое выражение в языке иврит: כגן ה’ כארץ מצרים кеган ѓашем кеэрец мицраим – «как сад господа, так страна египетская»  берешит, 13:10. , כמוני כמוך כעמי כעמך камони камоха кеами кеамеха – «как я, так и ты, как твой народ, так и мой народ…»  млахим I, 22:4.

  9. Одно Учение и один закон — и для вас, и для живущего у вас переселенца’ ”.
    תּוֹרָ֥ה אַחַ֛ת וּמִשְׁפָּ֥ט אֶחָ֖ד יִֽהְיֶ֣ה לָכֶ֑ם וְלַגֵּ֖ר הַגָּ֥ר אִתְּכֶֽם
Поделиться
Отправить

Обсуждение закрыто.

Уроки Торы I. Шлах

В главе «Шлах» мы узнаем о разведчиках, посланных Моше разузнать о земле Кнаанской. Десять из двенадцати, возвратившись, рассказали неутешительное: да, земля плодородна, но ее обитатели слишком сильны, а города их слишком хорошо охраняются, чтобы евреи могли их победить...

Уроки Торы II. Шлах

Самый критичный элемент нашей миссии в жизни — это выбор. Если бы Б‑г сотворил человека как существо, не способное ошибаться, он мог бы сотворить и идеальный мир или не сотворять его вовсе. Но Б‑г пожелал сотворить мир далеким от идеала, и мы должны улучшать его, делая правильный выбор.