[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2000 ТАМУЗ 5760 — 7 (99)

 

НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА

Майя Немировская

Виктор Корецкий, заслуженный художник России, лауреат двух Государственных премий СССР, никогда не был ни дерзким разведчиком, ни отважным партизаном, ни армейским командиром, Однако Гитлер считал его злейшим врагом третьего рейха и назначил большую награду за голову ненавистного еврея, метко сражавшегося с нацизмом с помощью плаката.

Поколение, пережившее Великую Отечественную, помнит работы Корецкого, одного из старейших мастеров фотомонтажного плаката. Наиболее известен его плакат “Воин Красной Армии, спаси!”: женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Изданный 14-миллионным тиражом, он висел во время войны в штабах, в блиндажах и землянках, на стенах домов, а в виде листовки – в танках, кабинах самолетов. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, в испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее. Обобщающая сила художественного образа возмущала сердце, звала на смертельный бой с ненавистным врагом.

Потом появились плакаты “Боец, спаси меня от рабства!”, “Смерть детоубийцам!”, “ Кто такой Гитлер?” и многие другие. А позже, когда Красная Армия уже била врага на его земле, – “Я больше не могу!” – агония фашистского убийцы, дни которого сочтены.

«Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен, собою жертвует Семен за жизнь Самеда», 1943 год.

... Виктор Борисович Корецкий родился в 1909 году в Киеве в семье оперного певца. В 20-х годах переехал с семьей в Москву, поступил в художественный техникум. Общался с известными авангардистами 30-х годов – Малевичем, Кандинским и Лебланом, учеником которого себя считал, Но к авангардному искусству душа его не лежала, реализм был ему ближе. Определяющим жанром творчества на долгие годы стал плакат. Он и принес художнику славу, мировую известность, награды. Его плакат “Партизанская колыбельная”, младенец в люльке из пулеметной ленты, висящей на безлистом суке сожженного пламенем дерева, приобрела Дрезденская галерея. Корецкий создал около семисот работ, но самая дорогая и памятная “Воин Красной Армии, спаси!” Внутренняя сила и динамика плаката вели солдат в сражение с фашистами, порой увереннее командирского приказа. Однажды в мастерскую художника пришел убеленный сединами полковник с рядами планок боевых наград на груди. Увидев на стене оригинал этого плаката, он опустился на колени, и скупая мужская слеза медленно потекла по его лицу. 

«Наши силы неисчислимы!», 1941 год.

Последнее десятилетие своей жизни Корецкий не работал над плакатом, в России этот жанр почти забыт. Но художник не расставался с кистью и мольбертом. Он возвратился к художественным замыслам своей молодости, создал целую галерею изумительных по красоте и мастерству исполнения полотен. В 1997 году французские кинематографисты сняли фильм о Корецком, его живопись близка по духу их традиционной школе. В 1998 году в Москве состоялась его персональная выставка.

«Смерть детоубийцам!», 1942 год.

Незадолго до кончины (4 июля 1998 года) Виктор Борисович познакомил автора этого небольшого очерка с последней своей работой: пророк Моисей на берегу Красного моря. Мудрый старец, провозвестник всех гуманных организационных начал человеческого общества, смотрит на мир, на нас, потомков, испытующе-требовательным взглядом.

«Боец, спаси меня от рабства!», 1943 год.

– Я шел к этой работе всю жизнь, – негромко, словно опасаясь вторгнуться в тайный ход мыслей пророка, сказал художник. – Всю свою долгую жизнь... – И неожиданно спросил: – Знаете, о чем я мечтаю? Я стар и болен, мне не суждено увидеть землю моих предков. Мечтаю, чтобы эта картина продолжила жизнь в Израиле. Чтобы написанный на ней моими руками, моим сердцем пророк принес ему мир и благоденствие.

«Родина не забудет героических дел своих сынов!», 1947 год.

Мечта художника не сбылась и по сей день. Иностранные коллекционеры пытались приобрести это замечательное полотно, предлагали за него большие деньги. Художник не согласился, но ни одна еврейская организация не проявила к картине достаточного интереса, и Виктор Корецкий, уже тяжело больной, передал ее в числе 41 своих картин в дар Москве. Теперь она хранится в запасниках Государственного выставочного зала “Малый Манеж”, а могла бы занимать достойное место в Израильском Центре искусств в Тель-Авиве, стать художественным достоянием евреев всего мира.

«Воин Красной Армии, спаси!», 1942 год.

«Я больше не могу!», 1944 год.

«Поработал на славу!», 1944 год.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru