[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2000 СИВАН 5760 — 6 (98)

 

Директор  гимназии

Мирра Аспиз

В 2000 году в российском конкурсе на звание «Учитель года» в номинации «За честь и достоинство» победителем стал заслуженный учитель РФ, старшина директорского корпуса столичных школ, директор московской гимназии № 45 Леонид Исидорович Мильграм.

Леонид Мильграм – первокурсник.

Родился Леонид Исидорович 25 февраля 1921 года в Москве. Отец его был разведчиком в нескольких зарубежных странах. В 1937 году он был арестован, расстрелян и посмертно реабилитирован в 1955 году. Репрессирована была и его жена, мачеха Леонида, с которой он рос и воспитывался. К счастью, 16-летнего сына «врага народа» «пощадили», не отправили в детский дом, он продолжал учиться в школе. Чтобы как-то жить, ему приходилось разгружать вагоны, подрабатывать черчением. Очень помогали юноше, облегчали его нелегкое существование, подкармливали полуголодного, родители не побоявшегося поддерживать с ним отношения одноклассника Толи Усова.

В 1939 году Мильграм окончил 119-ю московскую школу (13 выпускников этой школы были детьми таких же, как и у Леонида, «врагов народа») и поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Вскоре студентов-первокурсников призвали на военную службу, Леонид Мильграм был направлен в полковую школу. Здесь он ощутил на себе справедливость суворовского принципа «тяжело в ученье — легко в бою», когда с трудом давалось умение ползти по-пластунски, преодолевать на лыжах марш-броски и многое другое.

Долгожданная увольнительная 22 июня 1941 года была прервана известием о начале войны с Германией. Артиллерийская войсковая часть, в которой служил Леонид, была переброшена на белорусскую землю. Потом последовала череда фронтов — Западный, Ленинградский (Карельский перешеек), 1-й Украинский. Война закончилась для него в польском городе Бреслау (ныне Вроцлав) 6 мая 1945 года.

Гвардии старшина Мильграм. 1945 год.

Л.И. Мильграм был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в том числе «За боевые заслуги».

О своих однополчанах Мильграм рассказывает: «Их не ожесточила война, напротив, она высветила самые лучшие человеческие качества. В нашем дивизионе был особый микроклимат, его отличали неподдельная чистота и искренность взаимоотношений, высокая доблесть и честь. Мы любили армию, свою Родину, защищали ее преданно и беззаветно. Я думаю, что обязан прежде всего своему дивизиону тем, что в школе, которую я возглавляю, мне удалось как бы воссоздать тот микроклимат и ту чистоту взаимоотношений, которая была у нас, но только в экстремальных условиях войны».

К настоящему времени из 660 человек, служивших в дивизионе, в живых осталось 19, и только двое из них продолжают работать.

... В январе 1943 года, находясь в короткой командировке с фронта в Москве, Леонид встретился с Миреллой Роси (Пасторе), дочерью итальянского коммуниста. Они стали переписываться и по возвращении Леонида из армии поженились. Их браку уже минуло 54 года. Мирелла — врач-педиатр, их сын — кандидат физико-математических наук, внук закончил механико-математический факультет МГУ и учится в аспирантуре.

В 1946 году Мильграм восстановился на историческом факультете МГУ и закончил его в 1951 году.

При распределении молодых специалистов комиссия не нашла для Леонида Мильграма работы в родном городе. Ему хотелось тогда посвятить себя науке или журналистике, но по назначению пришлось уехать учителем истории в Архангельск.

Как скоро выяснилось, педагогическая деятельность втягивает и не отпускает.

В Архангельске он преподавал в техникуме, в Институте повышения квалификации работников лесной промышленности и в Университете марксизма-ленинизма для офицеров флота. По возвращении в Москву Леонид Исидорович поступил на работу в школу, в которой сам когда-то учился, а в 1959 году переступил порог 45-й школы, в 1965 году она стала английской, теперь ее знают как «школу Мильграма». В течение года он был в ней завучем, затем стал директором.

Войдя в школу, сразу попадаешь в удивительную атмосферу: стены коридоров увешаны шаржами на всех учителей во главе с ироничным профилем директора. Необычен и его кабинет. В «памятке» на стене написано:

Вид на школу Мильграма.

 

Дай мне Б-г:

1) спокойствия (смириться с тем, что я не в силах изменить),

2) смелости (изменить то, что мне по силам),

3) мудрости (увидеть разницу между первым и вторым).

 

На стене и шутливый символ власти директора – кнут, хотя он и с пряником.

Вокруг большие диваны, удобные кресла для посетителей, которых бесконечное количество. Не перестает звонить телефон. Большинство звонков содержит просьбы о приеме в разные классы этого престижного учебного заведения. То и дело заходят учителя и ученики – согласовать текущие дела, решить вопросы комплектования библиотеки, обсудить летние поездки и т. д. Приходят выпускники разных лет, рассказывают о своих успехах и проблемах, советуются с Учителем. Пишут письма бывшие ученики из разных стран.

Прием в гимназию исключительно на конкурсной основе, без учета места жительства. Желающих отдать сюда учиться своих детей огромное количество.

Школа Мильграма была первой государственной школой России, вступившей в авторитетную образовательную организацию – Международный бакалавриат (МБ), объединяющий более 700 школ 90 стран всех континентов. Организация имеет консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. Одна из программ МБ рассчитана на средние годы обучения, другая – на старшеклассников. С 1997 года школа работает по обеим программам. Выпускники школы получают, помимо обычных аттестатов, дипломы международного образца, которые принимаются ведущими университетами мира, включая Оксфорд, Кембридж, Сорбонну. В университетах Запада, как правило, нет вступительных экзаменов и студентов зачисляют по итогам школьных экзаменов.

В программу МБ входит труд на благо общества. Это и сбор книг для детских домов, и организация школьных праздников, и посещение интерната для детей с церебральным параличом, где ребят всегда ждут с нетерпением. Старшеклассники проводят олимпиады для учеников младших классов.

В школе-гимназии Мильграма, как в высших учебных заведениях, созданы кафедры: математики, естественнонаучных дисциплин, обществознания (история, граждановедение, москвоведение), английского языка и информатики. Среди преподавателей не редкость кандидаты и доктора наук. Классные кураторы, есть и такая должность, исследуют личность каждого ребенка, его психологические особенности, интеллектуальный потенциал, меру адаптирования к окружающему миру. Это позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Л.И. Мильграм в своем директорском кабинете.

В гимназии работают секции плавания (есть собственный бассейн, где каждый плавает по два часа в неделю) и каратэ. Посетивший школу президент Международного олимпийского комитета Х.-А. Самаранч передал ей 12 спортивных тренажеров. Пять преподавателей ведут занятия с детьми в театральном комплексе. Под их руководством учащиеся ставят спектакли на русском и английском языках. В клубе авторской песни ребята сами пишут стихи и музыку, записывают произведения на диски в своей студии звукозаписи. Есть здесь и школа танцев, и хор, изостудия.

В журнале «Россия и современный мир» (№ 4 за 1997 год) Мильграм писал: «Это привлекает ребят. Всем этим надо заниматься, чтобы противостоять и диким нравам улицы, и даже тому, что идет иногда из дома. Мы в сложной ситуации. Мудрость нужна каждому учителю, а климат в школе должен быть таким, чтобы наши ученики стремились в школу».

По специальной экскурсионной программе проводятся беседы, как предваряющие экскурсии, так и после них, для обсуждения увиденного. Все столичные музеи посещаются «по спирали», с повышением уровня. Предусмотрена сдача творческих зачетов.

Организуется множество поездок по России и за границу. В течение 11 лет ведется месячный обмен учениками с одной из американских школ, расположенной вблизи Вашингтона. В качестве спонсоров таких поездок выступают бывшие ученики, ставшие бизнесменами, состоятельные родители, в том числе и те, дети которых уже окончили гимназию.

Практически все ученики с «первой попытки» поступают в высшие учебные заведения. Идут преимущественно на разные факультеты МГУ, в Высшую школу экономики, в Финансовую академию, и в Институт международных отношений.

Ученики Мильграма перед встречей с Клинтоном.

Известно, что российская интеллигенция понесла потери в результате войн, политического террора, эмиграции. Задача школы Мильграма – воспроизводство интеллигенции. Выпустить хорошо образованных молодых людей с демократическими убеждениями, с комплексом нравственных ценностей – порядочности, независимости суждений, умения поступиться собственными интересами ради другого и для достижения общественных благ.

«Очень хотелось бы, – говорит Л.И. Мильграм, – чтобы каждый из выпускников вошел в жизнь ЧЕЛОВЕКОМ, хорошим человеком для себя, для других, для общества, чтобы мог получать (но не рвать) права и блага от общества, но и давать в меру своих сил и возможностей людям, обществу.

Короче – будьте человеками!!! И да воздастся вам».

Он писал: «...Пройдут годы. Страна – хочется верить – встанет на ноги, уйдут в небытие и всепроникновение криминала, и бесконечные разборки в верхах... Словом, начнется нормальная жизнь в нормальной стране. И – верю – именно тогда востребуются наши сегодняшние школьники, вооруженные знаниями и твердо исповедующие нравственные принципы общечеловеческой морали».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru