[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2000 НИСАН 5760 — 4 (96)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

 

185

Человек самостоятельно не может подняться выше собственного эго. Не может он выпрыгнуть из своей кожи, поднять себя за волосы. Все, что им достигнуто, привязано к его эго. Все, что ему удается понять, определено его субъективной проницательностью. Он — пленник существования.

Но Б-г бросает человеку веревку. Дает ему работу, выполнить которую он не в состоянии, и способность измерять, уносящую его прочь от пустоты субъективной вселенной.

Все, что требуется, — это желание воспарить.

Все мы пленники. Но сидим мы на ключах.

 

186

Свет души нисходит, чтобы облечься вашей плотью и кровью. Ядро души остается наверху. Оба по-прежнему как-то обручены.

Тора сочетает их. Когда вы всем своим существом бросаетесь в глубины мира Торы, размышляя, пока он не проникнет до мозга костей —

Тогда цепь размыкается, и Верх с Низом соединяются.

 

***

Изучая Тору и следуя ее законам, человек выходит за пределы сути сотворенного и входит в безграничное царство Создателя.

 

187

Если вы исполняете Его волю, потому что видите в ней смысл, какое отношение это имеет к Нему? Вы исполняете свою волю. Вы снова в тюрьме.

 

188

Человек должен гореть — огнем алтаря, сжигающим эго внутри, приближая животное начало к Б-жественному.

Большое эго горит с шумом.

Маленькое эго горит тихо.

 

189

Ничтожность — посредник, через которого движется вся Энергия сверху вниз и снизу вверх.

Внизу, в человеке, чувство ничтожности превосходит эго. Наверху ничтожность превосходит все границы и места.

Ничтожность внизу сливается с ничтожностью наверху, замыкая Небо и землю в вечном объятии.

Вот почему Б-га можно найти среди истинно смиренных.

 

190

Мы пленники, потому что изгнали нашего Б-га.

Пока мы ищем Б-га, бросив созданный Им мир, нам не найти Его по-настоящему.

Пока мы убеждены, что мир — это место, откуда следует бежать, не будет для нас истинного освобождения.

Полное освобождение наступит, когда, открыв глаза, мы увидим, что здесь есть все.

 

***

Это здесь, внутри.

Все здесь внутри.

Но “я” твердо охраняет ворота.

 

ПРАВДА

Вначале люди смотрели на мир и удивлялись. Потом стали понимать, что могли. Но удивление сохранялось и росло. Постепенно люди поверили в то, что могут понять все, а недоступное пониманию просто неверно – и оно не существует. И тогда удивление угасло.

Все это — преамбула к тому, как Ребе подходил к истине. Он отвергал мысль, что истина является таковой, если она поддается пониманию. Некоторые люди называли лампочку Эдисона мистификацией, тогда как Менло-Парк купался в ее свете; кто-то сочинял тезисы, доказывающие, что человек не может летать в машине, в то время как братья Райт уже пять лет демонстрировали это публично. Эти люди не были умнее ученых XVIII века, которые выбрасывали метеориты из музеев, утверждая, что камни не падают с небес, потому что их там нет.

Истина есть нечто, найденное вами, чему вы отдались бы. Часто она предстает в таком виде, что вы скорее оттолкнули бы ее, отказались бы принять ее своим умом. Истина приходит откуда-то издалека, куда вам не добраться. Но как только она признана вами — да, это несомненно истина — вы должны поручить каждой клеточке своего мозга понять ее, переварить. Начните с удивления, с пустоты, откройте глаза и уши тому, что говорит вам мир.

 

191

Вводить в заблуждение мир — одно дело, обманывать же самих себя — не большое достижение. Ты глупец, если хочешь одурачить себя, это понятно всем.

 

192

Как считают многие, чтобы познать истину, вы должны превратить камни в пыль, передвинуть горы, перевернуть весь мир. На самом деле Истина означает: суметь говорить искренне с Б-гом, изучать Тору, понимая — в этом заключено нечто Б-жественное, помогать другим от всей души. Истина познается в мелочах.

С другой стороны, чтобы убрать гору необходимо некоторое количество динамита и несколько бульдозеров. А для того, чтобы совершить какую-нибудь мелочь, может потребоваться целая жизнь работы над собой.

Делайте, что можете: учитесь, молитесь, размышляй-те, совершенствуйте себя; вы уже знаете, как это делать, и Он поможет, чтоб ваши дела находились в согласии с Истиной.

 

193

Существует много видов правды. Есть правда для всякого создания и для каждой частицы вселенной — ибо каждый отражает своего Создателя по-своему.

Искать правду значит больше, чем искать собственную правду. Это значит найти правду, годную для вас и для других, сейчас и всегда, здесь и везде, для тела и для души, для древнего мудреца и несмышленого ребенка.

Чем выше правда, тем меньше у нее границ.

 

194

Баал-Шем-Тов учит: есть две дороги.

1. Б-жественно всё.

2. Всё Б-жественно.

Б-г там, где эти дороги сходятся.

 

195

Б-жественно всё — это дорога Авраама.

Авраам понял, что есть Реальность за пределами любой другой реальности. Всё перед ней кажется несуществующим. Поэтому он разбил идолов и объявил всем людям во всех странах, что есть только Один.

Всё Б-жественно — дорога Ицхака.

Ицхак видел, что мир на самом деле Б-жественен. Поэтому он копал колодцы и в земле, и в людях, выкопал и выбросил тьму, нашел в каждой вещи Б-жественные искры.

Ицхак боролся с тьмой.

 

196

В каждой дороге есть то, чего не хватает другой.

Если Б-жественно всё, туда включена даже тьма. Но мир не изменяется, ибо тут нет мира, есть только Б-жественное.

Если всё Б-жественно, вы преобразуете мир, откапывая и отбрасывая тьму, отыскивая искры Б-жественного. Но тьма остается нагроможденной снаружи.

Дорога Яакова означает: найти То, Что Является Всем в каждой вещи, и принести То, Что За Каждой Вещью во всё. Он знал Б-га, который одновременно вне и внутри. Для Яакова тьма — тоже свет.

 

197

Все, что существует, — это Он и вы.

Остальное – лишь передатчик.

Все, существующее в вашем мире, определяется вашим отношением к связи с вашим Творцом. Одно из трех: или это

1. Связь, за которую надо держаться.

2. Отталкивание, которого следует избегать.

3. Нейтральная почва, которая ждет, чтобы вы превратили ее в связь.

Но того, что не является частью вашего замысла, не будет в вашем мире.

 

198

Все, существующее в вашем мире, — это ваш Творец и вы. В мире вашего ближнего все, что существует, — его Творец и он. И мир его столь же несомненен, как и ваш.

В мире коровы — только ее Творец и она. Так и с насекомым, с растением, даже со скалой.

 

Каждое сознание образует мир, и каждый мир верен. Осознание этого факта также является частью вашего мира. Осознание того, что в мире других вы — только помощник, передатчик, с помощью которого они связываются с Б-гом. И теперь вы знаете, как войти в их мир.

 

***

Где находится центр вселенной?

Каждый – центр целого мира.

 

199

Мир — место постоянных перемен и беспокойства. Каждая точка времени отличается от точек до и после. Каждая точка в пространстве — это целый мир со своими условиями и обстоятельствами, мир частиц, постоянно мчащихся в кажущемся беспорядке.

Взгляните на собственную жизнь. Вы делаете много вещей без всякой видимой связи между ними.

Внутренний мир — состояние, в котором все ваши частицы, все аспекты вашего дня движутся в одном направлении.

Если у вас есть цель, вы спокойны.

 

200

Высшая молитва — молитва ребенка.

Вы молитесь какой-то возвышенной концепции — Бесконечного Света или Сущности Бытия, или...

Но у ребенка нет никакой концепции. Существует просто Б-г.

***

Утром, когда вы открываете глаза, вы – новорожденное дитя. Тогда и там вы встречаетесь с Б-гом лицом к лицу.

Но как только вы пробудились, начинает работать ваш мозг. Старайтесь сохранить ребенка в душе.

 

201

Свет был скрыт. Но не его Источник. Источник Света повсюду.

 

202

Есть Б-г, открытый индукцией, и есть Б-г дедукции, и есть нечто вдали от всего этого.

Вы смотрите на мир, видите жизнь в нем и приходите к выводу, что в Создании заключена гармоническая сила.

Вы смотрите на мир снова и понимаете, что у Творца не было никаких ограничений — Он должен быть Бесконечным Б-гом — и решаете дедуктивно, что Б-г вдали от всех вещей, известных вам.

Но обе дороги определяют Б-га по вещам, которые вы знаете либо находите в них Его, либо решаете, что Он не является ничем из них и пребывает вдали от всех. Больше ничего разум постичь не может. Он, разум, может вечно пытаться и проникать все выше, но никогда не достигнет Его.

Однако глубоко внутри вы сознаете, что есть Существо, в котором невозможно определить, что в нем имеется или чего в нем нет.

Как сказано в Зогаре: “Никакая мысль не уловит Его. Но Он пойман внутренними струнами души”.

 

203

Острый ум найдет истину для себя.

Смиренный ум найдет истину выше себя.

Истина — собственность не интеллектуала, а того, кто знает, как убежать от собственного “я”.

 

204

Многие вещи представляются верными разумом, окончательная же проверка истины производится здесь, на земле.

 

205

Никто не может заявить, что достиг абсолютной истины, пока существует некто, не достигший ее.

Абсолютная истина — это неограниченный свет, и если это так, то как он может сиять одному и не сиять другому?

 

206

Рабби Гилель из Парича говорил: “Не люблю глупцов, но кое-кто, не будучи очень умен для себя, находится ближе к истине”.

 

207

Важное поучение Баал-Шем-Това:

Будь простым, серьезным и распространи эту простоту на все, что ты делаешь. Простота — хранилище для Б-жьего простого Единства.

 

ВЫСШАЯ ЖИЗНЬ

Первоначально эта глава называлась “После жизни”. Но автор наткнулся на ответ Ребе студенту, спросившему, что такое “После жизни”. Ребе сказал, что такого понятия нет: жизнь не кончается, она продолжается в высшей форме.

 

208

Мы не говорим, что некто “пойдет на небо”. Мы говорим, что это “дитя грядущего мира”. Небо — это не место, куда вы идете. Это нечто такое, что вы несете с собой.

 

209

Рабби Йоханан бен Заккай, мудрец Талмуда, который плакал на смертном одре, объяснил своим ученикам, почему он плачет:

— Я не знаю, по какой дороге меня возьмут.

Вероятно, он раньше не задумывался над этим.

Некоторые люди постоянно беспокоятся, что с ними произойдет в конце. Рабби Йоханан был слишком занят мыслями о том, что надо делать теперь и здесь. До самого последнего момента...

 

210

Все в Ребе было чистейшей добротой. Даже его представление об аде (по-еврейски “геином”) было добрым и великодушным, насколько это возможно.

Люди неверно представляют себе Ад. На самом деле — это нематериальное место, где есть все, что и в нашем мире, но существует оно бесконечно. Так, за чем бы вы ни гнались в нашем мире, вы будете гнаться и в бесконечности.

Это Ад.

 

211

Эпоха “После жизни” — очень разумное, естественное следствие хода вещей. В конце концов ничто не исчезает, даже тело только преобразуется в землю. Но ничто не теряется.

Личность также никогда не теряется — она возвращается к своему источнику.

Если душа во время своего пребывания здесь привязывается к материальному миру, должно быть мучительно отрываться, чтобы вернуться назад. Если же она только странник, постоянно связанный со своим источником, возвращение домой — только блаженство.

 

212

Как учит Баал-Шем-Тов, в Небесном суде никто не может судить вас за то, что вы делали, пребывая на земле. Как это происходит? Вам показывают чью-то жизнь — все ее достижения и все провалы, верные решения и дурные поступки — потом спрашивают: “Так что следует сделать с этим человеком?” Вам надо вынести свой вердикт, который принимается, после чего выясняется, что этот некто — вы. Конечно, тот, кто склонен судить других не очень строго, определенно выиграет. Лучше уже сейчас учесть это.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru