[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2000 НИСАН 5760 — 4 (96)

 

Еврейское счастье

Аркадий Левит

Когда читаешь Владимира Орлова, в сознании возникает образ автора – неистощимого весельчака и юмориста. Однако при случайной встрече с ним я увидел нечто противоположное – человека мрачного, больного, с трудом передвигавшегося. Его вышедшую в Днепропетровске книгу "Еврейское счастье" быстро раскупили.

– Орлов – это сила! – говорили днепропетровцы. –

Что ни слово, то снайперский выстрел!

Впрочем, не только в Днепропетровске – высокую оценку поэту дали в Артеке, где пионеры распевали бодрые, веселые песни на его слова, и под Мурманском, где он читал школьникам свои новые стихи, и в Москве, и в Новосибирске...

Многим, вероятно, довелось видеть добрый мультик "Цветное молоко", в основу которого положено одно из стихотворений Орлова, читать его веселую книгу "Прочтите взрослым", смотреть орловские пьесы в кукольных театрах СССР и СНГ, слушать передачи "С добрым утром", привлекавшие остроумными миниатюрами поэта, наслаждаться песнями на его слова в исполнении Валентины Толкуновой.

А его яркие смешные выступления в "Лит

ературной газете", где фигурировала вымышленная, но тем не менее знаменитая личность шутника Евгения Сазонова, над созданием которой немало потрудилось и острое перо Орлова.

Были у Орлова и "крамольные" произведения. В дни подавления Пражской весны советскими танками в Чехословакии (август 1968 года) он написал для "Литературки" эпиграмму: «”Мы все друзья, и все мы братья”, – сказал Удав, раскрыв объятья». Эпиграмма пошла в номер. Когда главный редактор с опозданием обнаружил "опасную крамолу", он схватился за голову. Удалось уничтожить только часть тиража.

Многие сатирические произведения поэта решительно отвергались редакциями. Внешность его тоже не всегда благоприятно воспринималась редакторами-юдофобами. "Стихи ваши хороши, но нам не подходят"... По этому поводу поэт с печальной иронией писал: "С годами я мучительно старею, хирею, пропадаю ни за грош. Я стал похож на старого еврея, а был на молодого я похож".

Но почему исконная русская фамилия Орлов? Псевдоним? Нет, фамилия подлинная. Ее поэт унаследовал от отца, а тот – от своего деда-кантониста, получившего за солдатское усердие участок земли в Крыму и в придачу – громкозвучную фамилию своего полкового командира. Земледелие пришлось старому солдату по душе.

Обладая феноменальной способностью "смотреть в корень" и рифмовать на ходу, Орлов нередко веселил своих товарищей неожиданными и довольно смешными репликами.

Однажды в дружеском кругу, наслаждаясь арбузом, он вдруг спросил:

– Какая примечательная особенность арбуза?

– Сладкий, – ответил один.

– Бывает и кислый, – парировал Орлов.

– Сочный, – сказал другой.

– Бывает и жесткий.

– Какая же? – допытывались.

– Все просто: у арбуза – всюду пузо.

– А ведь верно! – восхищались друзья. – Юморист, мудрец, настоящий тебе Спиноза!

– Всем юдофобам в задницу заноза, – прибавил Орлов.

Афоризм об арбузе стал крылатым, как и многие миниатюры Орлова. Читайте, улыбайтесь на здоровье.

 

ТРЕТИЙ

Подрастали у царя

Три сынка-богатыря:

Пантелей и Никодим,

Третий – вовсе был Рувим.

Ведь из трех богатырей

Кто-то должен быть еврей.

Двое пьют, едят, храпят,

Третий – всюду виноват.

 

ПОКУДА

Никто себя, наверно,

                   не осудит

За неудачи родины своей.

За все грехи, покуда жить

                   в ней будет

Всего один-единственный

                   еврей.

 

ОБЕЩАНИЕ ЧЕРНОСОТЕНЦА

Придет счастливая пора:

Евреи будут в Израиле –

И ровно в шесть часов утра

У нас наступит изобилье!

 

После исхода

У жителей печальных

Спросили как-то раз:

– Ну, как у вас, нормально

С евреями сейчас?

И сразу же печальный

Услышали ответ:

– С евреями нормально,

А без евреев нет!

 

На гастроли

К старой пьесе чувствуя

вниманье

И любовь, которой нет

забвенья,

Из Москвы уехал "Дядя

Ваня",

В Тель-Авив приехал

"Дядя Беня".

 

Конспиратор

Считался верноподданным

и чистым,

Ни в чем властями

не подозреваемый,

Но был в душе отважным

сионистом –

И раскололся лишь в Израиле.

Мы знаем

Какие в СССР хозяева, мы

знали, –

Мы рядом с ними прожили

свой век.

Но, слава Б-гу, есть у нас

Израиль,

Где так же вольно дышит

человек!

 

Тут и там

Тут плохо говорили об

Ароне –

Мол он плохой трудяга

и солдат,

А там о нем сегодня говорят:

"Арон готов к труду

и обороне!"

 

В Чем суть

Шел Василь с тоской своею

Ранним утром в тишине,

"Бей жидов – спасай

Расею!" –

Прочитал он на стене.

У стены стоял он тихо,

Вдруг усы расправил лихо

И сказал, вникая в суть:

– Hi, нi, нi! Нехай живуть!

 

Господам Макашевым

Враждебность и ненависть

в людях посеяв,

Не ждите в народе желанных

ростков;

Чем меньше в стране

остается евреев,

Тем больше становится

новых врагов.

 

В коммунистическом раю

Живет Ефим спокойный,

как покойник,

Давно считая раем этот свет:

Сгорели телевизор

и приемник,

И денег нет на выписку газет.

 

Под общей крышей

Под общей крышей

небосвода,

Враждой своею знамениты,

Живут на свете два народа:

Евреи и антисемиты.

 

ПриЯтель

Приятель Фима никогда

не врет,

И за нос никогда меня

не водит:

Пообещал прийти –

всегда придет!

Не обещал, а все равно

приходит!

 

ФаршированнаЯ рыба

Призвав на помощь шутку

и улыбку,

И женскую фантазию свою,

Еврейка может маленькою

рыбкой

Почти досыта накормить

семью.

 

ОЧень жаль

Бывает очень жаль, ей-богу,

И очень грустно, что пока

Не водят женщин в синагогу

Для обрезанья языка.

 

СтарЧеские изменениЯ

Внешне мы меняемся,

старея –

Лица все печальней

и добрее,

На моих глазах антисемит

Стал похож на старого еврея.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru