[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2000 ШВАТ 5760 — 2 (94)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

124

Молодому человеку, написавшему, что он слишком робок в общении с людьми:

Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.

 

125

Все, что происходит, идет от Него, а Он — это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении — и добро откроется вам.

 

126

Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Б-г, — быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.

 

127

Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.

***

Люди представляют себе место Б-жества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Б-г, царит радость.

Вот почему каждое мгновение — это мгновение празднества, наполненного счастьем. Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесения в мир Б-жественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни — все это пути познания и привнесения Его в наш мир.

И где есть Б-г, там сила и радость.

 

128

Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.

Мы полные владельцы бесконечного.

129

Хасидский учитель рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным, ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.

Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.

Все они попадали и расшиблись.

В чем же был секрет рабби Меера?

"Надо быть связанным с Верхом, — пояснил он, - и ты никогда не упадешь вниз".

 

130

Друзья, которым я впервые показал эту книгу, подвергли критике часто повторяемую концепцию "службы Б-гу". В современном мире, утверждали они, после происшедших в нем коренных демократических перемен, рабство больше не в чести.

Но я оставил терминологию такой, какой она была.

В конце концов это книга о мыслях не моих друзей и даже не моих лично. Это книга о мыслях Ребе, а он использовал именно эту терминологию.

Служение, рабство, подразумевает подчинение своей жизни другому, т.е. подавление своего потенциала самовыражения, данного нам. Если же мы рассуждаем о подчинении, служении, самому источнику нашего существования, самоподчинение приобретает совершенно противоположное значение.

В своем источнике мы бесконечны. Как бесконечен наш Создатель. Служить своему Создателю значит достичь высшего самовыражения, соединиться с бесконечностью, с Самим Создателем.

***

Задача каждого человеческого создания - служить Творцу и делать это с великой радостью:

"Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу Всех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь".

 

КАМЕННЫЕ СТЕНЫ

Во дворе дома, в котором жил будущий Ребе, росло большое дерево. Мать Ребе рассказывала, что в пять лет он забрался на верхушку этого дерева. Она спросила его: "Мендл, почему все дети, пытаясь сделать то же, падают вниз, а ты вот добрался до самого верха?" Мальчик ответил: "Они смотрят вниз, пугаются и падают, я же смотрю только наверх, а если смотришь наверх, не упадешь".

Не здесь ли кроется причина того, что великие учители движутся вперед и вверх с такой непоколебимой уверенностью? Не потому ли это, что они не боятся никого и ничего, что горы тают под натиском их слов?

Конечно, в этом ясность их видения. Мы, спящие бодрствуя и бодрствующие во сне, верящие, но не верующие, знающие, но не понимающие, - мы никогда не позволим себе идти прямо в свет, потому что никогда не уверены, что это не тьма. Шагнув вперед, мы оглядываемся, поднимаясь, смотрим вниз.

Но праведник видит остро и ясно. Слова его вески и тверды, а убежденность уничтожает гору. Он видит на пути не препятствия, а лишь свет, притягивающий его.

 

131

Существует еврейская традиция в святой день Рош а-Шона отправляться к пруду или реке и произнести там несколько молитв.

 В Бруклине найти источник живой воды не так уж просто. В первые годы руководства Ребе многие хасиды во главе с ним настоящим парадом шли к пруду в Бруклинском ботаническом саду.

В один из таких дней лил сильный непрекращающийся дождь, и многие решили, что поход не состоится. Но в словаре Ребе не было слова "отменяется". Весть о том, что Ребе отправился к Ботаническому саду, мгновенно распространилась, и хасиды поспешили к нему присоединиться. Дойдя до сада, они, к своему разочарованию, нашли ворота запертыми, а поблизости не было никого из служащих, кто мог бы их открыть. Ребе посмотрел на стену вокруг сада  и тихо спросил своего секретаря: "Вам кажется, что эта стена высока?" Тот не успел и ответить, как Ребе принялся перелезать через забор. Окружающие бросились ему помогать, он же посмотрел на них с забора и, усмехнувшись, сказал: "Если вы не будете мне помогать, я, кажется, справлюсь лучше".

В тот день стены Бруклинского ботанического сада были взяты сотнями хасидов, которые увидели, как Ребе выполняет собственные призывы.

Буквально.

***

Рабби Шмуэл, пятый Любавичский Ребе, известный как Ребе Маараш, любил повторять: «Многие умные люди говорят, ”если ты не можешь пройти под, иди над”.

Я же говорю, сразу иди над"».

Имеется в виду, что вместо того, чтобы пробовать решить проблему на ее условиях, а уже если не получится, собравшись силами и мужеством, перешагнуть ее...

Начни с того, чтобы перешагнуть, будто никаких препятствий и нет.

В сущности, препятствия для того и созданы, чтобы через них перешагивать.

 

132

На пути из Египта к горе Синай еврейский народ встретил в качестве препятствия Красное море.

Евреи разделились на четыре партии.

Одни приготовились сражаться.

Другие предложили сдаться и вернуться.

Третьи - всем покончить собой.

Четвертые принялись молиться.

Б-г сказал, обращаясь к Моше: “Что вы плачете, взывая ко Мне? Я ведь сказал вам  идти вперед, продолжайте свой путь, и вы увидите, что никаких препятствий нет!”

Евреи продолжили идти, и, действительно, препятствие обернулось чудом.

 

133

Люди думают, что Б-г сначала сотворил мир, а потом дал указания, которым нужно следовать, чтобы ничего не перепутать. Истина же в том, что мир был спланирован как средство выполнения уже существующих указаний.

Поэтому предположение, будто что-нибудь в мире может помешать исполнить волю Творца, абсурдно. Не может быть помех исполнению цели Творения - возможны только многозначительные вопросы.

 

134

Житейские трудности - это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: "Помоги мне очиститься, возвыситься!" Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.

 

135

Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.

 

136

Не следует принимать мир и его тьму слишком всерьез - они не столь реальны, как пытаются казаться. Это всего лишь творение и может быть сотворено снова из абсолютного ничто в любой миг. Единственное, что существует в них реально, это то, ради чего они были сотворены, - чтобы вы очистили их.

 

137

Этот мир действует, оперируя хуцпой, агрессивной наглостью. Ведь это хуцпа назваться миром, заявить о независимости от своего Создателя, отрицать какое бы то ни было отношение к силе, которая каждый миг приводит его в движение.

Мы будем бороться с хуцпой ею же, хуцпой.

 

138

На иврите "мир" - "олам", а "сокрытие" - "элем". Слова эти родственные. Мир существует только потому, что скрыта его истинная сущность. Претендуя на то, чтобы быть вашим препятствием, он на самом деле на вашей стороне.

***

Он знает, что его глубочайшие сокровища могут быть обнаружены только с помощью глубинных сил вашей души, и провоцирует эти силы, вызывая вас на бой.

 

139

Не существует такого понятия, как поражение. Всегда остается шанс. Поверить в поражение значит поверить, что есть нечто, не исходящее Свыше.

Следует знать, что Б-г не совершает ошибки. Когда кажется, что дела начинают идти плохо, это лишь часть того, чтобы они были лучше. Мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше.

 

140

Адам был непосредственным творением рук Всевышнего. Никакое другое человеческое существо никогда не будет столь великолепным. Однако он не смог устоять перед единственным искушением.

Из этого следует уяснить себе, что величайшие искушения в жизни - это те, которые ближе всего касаются вашей задачи. А если вы хотите знать основное предназначение своей жизни, надо только понять, какое искушение самое сильное.

 

141

Ваша душа пребывает в плену, если вы знаете, как надо, но позволяете миру остановить вас.

Например, вы являетесь главой государства. Решаете, как поступать, и начинаете действовать. Газеты, конечно, осыпают вас проклятиями. Народ уверяет вас, что вы совершили ошибку. Вас называют порочным, аморальным, сравнивают с величайшими злодеями истории. ООН выражает единодушный протест против ваших действий. Президент Соединенных Штатов призывает вас прекратить, угрожая отменой финансовой и военной помощи.

Но вы знаете, что поступаете правильно. Сдавшись, вы и помещаете свою душу в плен.

 

142

Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик.

Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого.

 Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом, жаждущим воды для души, но не  способным даже вспомнить, где источник.

Бояться мира значит отрицать Единственность его Создателя.

 

143

Когда посланные Моше разведчики вернулись из страны Кнаанской, которую им было поручено обследовать, они включили в свой доклад такие слова:

"Мы чувствовали себя перед ними муравьями и были такими в их глазах".

Именно потому, что они казались себе муравьями, те тоже видели в них муравьев.

 

144

Тот, кто по-настоящему озабочен чем-то, не удовлетворяется тем, что есть хорошее оправдание.

Если цель не достигнута, – она не достигнута, сколько ни оправдывайся.

 

145

Иногда кажется, что в мире есть места, где, по всей видимости, Б-жественность не может присутствовать.

Что-то мешает вам совершить благодеяние. Друг, который мог бы помочь, недостижим, окружающие кажутся бессмысленными.

В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса.

 

146

Тому, кто влез в огромные долги, рассчитывая на чудеса:

Преодолевать препятствия вовсе не значит прыгать в воздух, не зная, где приземлишься.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

В духовном мире Ребе нет чуждых Источнику Жизни. Это не место, которое обнаруживаешь или куда приходишь как турист. Есть только возвращение. Возобновление контакта.

Душа начинается с близкого сущностного союза с Первоисточником Всего.  Даже предавшаяся полностью материальному миру, человеческой форме, она сохраняет эту первичную связь глубоко внутри. Именно этот союз постоянно побуждает душу вернуться, как магнит притягивая ее к потерянной второй половине. Все искания человека, все его духовные стремления только выражают это притягивание, эту жажду возвращения.

Стремление вернуться - врожденное, но оно должно  пробудиться. Прежде всего душа должна понять, что она удалилась. Когда далеко ушедшая от своего истинного "я" пробудившаяся душа обнаруживает, что потеряна, жажда возвращения пробуждается в ней во всей своей силе и мощи.

Стремление вернуться - это еще и сети Б-га, ибо, пытаясь воссоединиться с Ним, душа находит Его во всех аспектах этого мира. И таким образом они втягиваются. И чем глубже поиски, тем драгоценнее сокровища.

 

147

Наш мир  - это мир возможной радуги.

Сначала этот мир только получал и возвращал без прибыли. Его обитатели ничем не владели. Они жили по Б-жьей милости, делали то, что делали, не нуждаясь в оправданиях, и умирали, когда умирали. Так это было.

После Потопа мир был создан заново. Земля освободилась от грязи, атмосфера очистилась. Мир стал местом, которое могло принимать солнечный свет, проникающий сверху, и многоцветно отражать его.

Он стал местом, где сотворенное смогло родиться, обрести душу, тело, долю в этом мире и все пропитание, которое Творение даст ему, использовать это, а затем вернуть со словами: "Смотри, что я сделал с тем, что Ты мне дал!"

И Б-г поклялся никогда больше не уничтожать мир. Если его обитатели пойдут в неверном направлении, они всегда смогут вернуться и исправить свои ошибки.

 

148

Обработанный древний Мидраш повествует:

Адам медленно шел мимо врат Эдема, опустив голову, отягощенный болью и укорами совести.

Вдруг он остановился, пораженный мыслью.

Он обернулся, посмотрел наверх и прокричал: «Подожди минуту! Ты ведь все это запланировал! Ты взрастил этот плод, зная, что я его вкушу! Это заговор! И я могу это доказать. В Твоей Торе, которую Ты сочинил еще до того, как мир был создан, Ты написал: "Вот что следует сделать с человеком, когда он умрет..." Значит, Ты запланировал, что смерть будет в этом мире! Ты только хотел, чтобы она пришла из-за меня!»

В Мидраше не говорится, получил ли Адам ответ на свой вопль. Только тишина.

Б-г видел, что душа Человека очень велика, и задался вопросом: "Как реализовать это величие?" Он дал Человеку свободу выбора - свои победы или собственные ошибки.

Не падая, Человек никогда не постигнет глубин своей души. Только после падения он сможет вернуться и подняться бесконечно высоко. За Эдем.

 

149

Наибольший успех - это когда душа, отдалившая сама себя, возвращается. Это и есть выражение ее незакостенелости, и ее глубины: как бы далеко она ни отошла, в конце концов она не может оторваться полностью.

***

Качели с ребенком, оттолкнувшись, возвращаются. Чем сильнее их толкаешь, тем выше они возвращаются.

 

150

Возвращение - крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих.

И это само по себе свидетельствует о том, что вы никогда не были по-настоящему оторваны - покровы души могут загрубеть, но ядро всегда остается тесно связанным со своим Источником. И оттуда приходит призыв вернуться.

 

151

Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой.

Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь.

***

Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.

 

152

Создавая все сущее, Б-г сотворил силы, представляющие Его, и силы, противостоящие Ему, - Он создал свет, и Он создал тьму. Тот, кто делает добро, привносит больше света, тот, кто пал, питает тьму.

Но тот, кто пал, а потом вернулся, минует весь этот план. Он достигает непосредственно Творца всего сущего. За светом и за тьмой.

Так его тьма превращается в свет.

***

Когда свет отталкивает тьму, вскоре приходит другая тьма.

Если тьма сама превращается в свет, это свет, перед которым никакая тьма не устоит.

 

153

Возвращение длится лишь миг. Один миг, и создание, которое находится на максимальном удалении от Б-га и от своего истинного "я", вдруг оказывается в полном единстве с ними. Сила вернуться - вне времени.

***

Он сделал все, чтобы мы не могли найти дорогу домой. И мы полетели вдаль - утолить свою жажду в чужих водах.

Сейчас мы вернулись, неся с собой Б-жественные искры, которые обнаружили в наших странствиях.

Мы - Его ручные голуби.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru