[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 1999  КИСЛЕВ 5760 — 11 (91)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

32

Когда вы бежите от ответственности из одного места в другое, происходит двойной убыток: вас нет в том месте, где вы должны быть, и находитесь там, где вам быть не следует.

 

33

Молодой учитель, начавший свою педагогическую деятельность в отдаленной общине и вскоре пожелавший бросить это место, чтобы быть поближе к Ребе, выслушал от Ребе отповедь:

— Баал-Шем-Тов учил, что душа спускается в этот мир на 70—80 лет лишь для того, чтобы сделать одолжение другому человеку. Вы там всего несколько месяцев, успели принести столько добра многим людям — и все, что вам хотелось бы, это бросить их?!

 

34

Если ты видишь, что нуж

но исправить, и знаешь, как это сделать, значит ты нашел место в мире, которое Б-г оставил для тебя, чтобы ты мог это осуществить. Но если ты видишь только, как оно безобразно и неправильно, тебя самого надо исправлять.

 

35

Хасид, понесший крупные убытки, жаловался Ребе Шнеуру-Залману из Ляд на свое тяжелое положение, свои бесчисленные долги.

— Вы мне рассказываете о ваших нуждах, но о тех, кто нуждается в вас, не говорите ничего, — заметил Ребе. — Делайте то, чего ждет от вас Б-г, и Он обеспечит вас тем, что нужно вам.

 

36

Хасид, не застав секретаря Ребе, оставил у дверей кабинета письмо, рассчитывая, что секретарь, когда придет, увидит его. Но еще до прихода секретаря появился Ребе, увидел письмо и нагнулся, чтобы его поднять. Хасид, став свидетелем происходящего, обескураженный этим, принялся извиняться за причиненные хлопоты. 

— Разве не это моя работа — всю жизнь поднимать то, что другие оставляют за собой? — спросил его Ребе.

 

ПРИРОДА И ЧУДЕСНОЕ

Существует нить, цепь из душ, объединенных общей миссией, — каждая дополняет то, что не доделала другая.

Семь поколений, двести лет назад, жил основатель династии Шнеерсонов рабби Шнеур-Залман из Ляд. Великий мыслитель обладал уникальной способностью облекать в слова то, что другие чувствовали в глубине души. В написанной им книге, классическом труде, известном под названием "Тания", он объяснил, каким образом не существует ничего, кроме Б-га.

Он говорил, что каждая деталь бытия создается ежесекундно особой силой, которую Б-г вкладывает в нее. Если силу, оживляющую что-либо, удалить, это просто перестанет существовать. По сути, окажется, что она никогда и не существовала, исчезнет и ее прошлое, поскольку время — тоже творение.

Это означает, что все происходящее исходит Свыше. Что Б-га может найти кто угодно, где угодно, когда угодно, в чем угодно. Что величайшее из чудес — не расступление вод Красного моря и не остановка солнца в небе, а сам факт того, что мы продолжаем существовать. Ибо в каждый момент мы создаемся заново, нечто из ничего.

Все эти идеи причинили рабби Шнеуру-Залману множество неприятностей. Многие сочли кощунственным утверждать, что Б-га можно найти везде. Ребе же настаивал на том, что в глубине души евреи всегда в это верили, но не могли выразить словами. Все свои слова он подкреплял цитатами из Талмуда и каббалы.

Постепенно даже те, кто придерживались иных мнений, согласились с его взглядами. Теперь это кажется простым и очевидным: конечно, Б-г везде. Трудно поверить, что когда-то эти идеи казались крамольными.

 

37

Существование — это величайшее из всех чудес: каждый момент все вновь приходит в бытие из абсолютной пустоты. В общем, сущность всего — ничто, из которого оно возникает.

Почему кажется невероятным, что ничто ведет себя как ничто? Почему легче принять существование мира, чем поверить в чудеса?

 

38

Мы слишком серьезно воспринимаем законы природы. Считаем, что мир существует так же, как существует Творец.

Чудо есть состояние знания, которое утверждает: "Наша реальность — лишь отблеск Высшей Реальности. В этой Высшей Истине мира нет, нет ничего, кроме Него".

 

39

Мир на святом языке — олам, место сокрытия. Он представляется независимым от Творца, другими словами, миром — только благодаря сокрытию истины.

 

40

Чтобы понять, что мы есть для Творца:

Подумайте о луче света, проникшем в солнечный день через ваше окно, представьте себе, как свет существует в своем источнике — солнце. Так и космос — ничто, поглощенное своим источником, Высшим Светом.

Представьте себе вселенную как поток сознательной мысли. И представьте себе, как одна мысль существует в месте своего рождения, в глубинах Б-жественного Подсознания, месте, предшествующем словам, понятиям, где есть только Один.

Мы, творения, не можем увидеть своими глазами Источник, мы видим мир. Но для Источника нет бытия, нет сущности, только Бесконечный Свет.

Да, мы здесь. Но в Высшей Реальности нет ничего, кроме Него.

 

41

Когда отец любит дитя,

Он склоняется над ним с такой любовью, оставляет свою речь, чтобы говорить с ним его речью, оставляет свое место, чтобы играть в его игры, оставляет весь свой мир и всю свою зрелость 30-, 40-летнего или того больше, чтобы быть взволнованным, искренне взволнованным тем, что волнует ребенка, реагировать так же, как реагирует он, жить вместе с ним в его мире всем своим существом...

Но он, отец, не ребенок. Он взрослый человек, даже когда играет с ребенком. Именно будучи действительно взрослым, он может позволить себе быть ребенком, оставаясь взрослым.

Б-г чувствует нашу боль и нашу радость. Он живет с нами в нашем мире. Однако Он бесконечен, удален от всего, даже пребывая в нашем мире.

 

42

Б-г — не есть Природа.

Но Природа Б-жественна.

 

43

Когда Б-г совершает чудо, это происходит так, чтобы мы потом вгляделись в естественный ход событий и сказали: "Я понял, это не совсем так, как это кажется. И это тоже чудо".

 

44

Б-г — не нечто в Высшем мире, чего нельзя достичь. Он не из эфира, который нельзя потрогать.

Б-г — "Тот, Который Есть" — Он здесь сейчас, везде, во всякой вещи и во всех мирах, в том числе и там, где мы живем.

Вы не видите Его только потому, что Он хочет, чтобы вы Его искали.

 

45

Жизнь — это игра в прятки. Б-г прячется, а мы ищем.

...

Родители играют в прятки со своими детьми, в этом заложен принципиальный аспект развития ребенка. Он должен понять, что нечто существует, даже когда он его не видит, что мир не ограничен его субъективным восприятием, что есть нечто, абсолютно существующее — независимо от того, знаете вы это или нет.

Всю нашу жизнь во всем мире Б-г играет с людьми в одну и ту же игру. Он открывается в чудесах, затем прячется за спину Природы. Постепенно мы начинаем вглядываться в Природу, чтобы в ней найти Его.

 

46

Чудо Хануки в том, что масло, которому следовало бы гореть один день, горело восемь дней.

Одни говорят: "Масло сгорало, но чудесным образом появлялось на следующий день".

Другие говорят: "Масло в реальности не горело. Чудом было пламя".

Теорий много...

Почему мы хотим ограничить Б-га нашей логикой? Ведь можно сказать и так: "Пламя исходило от горящего масла, но масло не сгорало!"

...

Б-г может все. Даже, как говорится, продеть слона в ушко иголки. Как? Сделать слона маленьким? Или расширить ушко иголки? Ни того, ни другого. Слон останется большим, а ушко иголки маленьким. И Он проденет слона в ушко иголки. Нелогично? Конечно, но ведь логика не что иное, как одно из Его творений. Кто создал логику, тот вправе и пренебречь ею.

...

Когда мир был создан, появилось два света: свет бескрайней энергии, заряжающий все вещи и дающий им бытие, но превосходящий их и не задерживающийся в них; свет, проникающий в вещи, оживляющий их, но ограничиваемый ими  и тускнеющий из-за них.

Первый свет — полное выражение того, что "нет ничего, кроме Него". И именно от Него исходят чудеса, события, лишающие мир всякого значения.

Второй свет — выражение того, что Б-г желает, чтобы мир существовал, и в этом природа естественного хода событий: элементы мира ведут себя так, будто управляются сами собой.

Но Б-г не хочет, чтобы в мире существовали две силы — сила-Природа и сверхъестественный ход событий. И два света управляются Им в гармонии, показывая, что оба они происходят из одного Источника.

Как Он это делает? Притупляет чудеса, чтобы они отвечали естественному порядку? Или изменяет природу вещей, чтобы они  смирились с чудом? Ни то, ни другое. Естественный порядок подчиняется своим законам, вещи остаются теми же. Но чудеса высшего порядка совершаются. Слон входит в ушко иголки, бесконечное — в конечное.

Невозможно? Посадите росток и наблюдайте за тем, как он растет. Сейте добрые дела и созерцайте чудеса, которые за этим последуют.

 

47

Видеть, как вода превращается в кровь, как расступаются воды моря, а волны встают двумя стенами, как Иеошуа бен Нун заставляет солнце остановиться, как законы природы полностью отменяются...

Значило видеть бесконечные силы, не оставляющие места для нашего конечного мира.

Видеть сотворенные Б-гом чудеса через призму природы в нашей повседневной жизни значит видеть, что бесконечное умещается в конечном. Стало быть, Он поистине и конечен, и бесконечен.

 

48

Существуют два типа чудес: те, что вне природы, и "облаченные" в природу. Превращение вод Нила в кровь — чудо вне природы. Победа Маккавеев над греческим войском "одета" в природу — они должны были сражаться, чтобы победить.

Оба типа чудес необходимы.

Если бы нам пришлось видеть лишь чудеса вне природы, мы решили бы, что Б-г может сделать все, что захочет, но для этого Он должен нарушить законы. Мы решили бы, что Б-г вне природы, а не в ней.

Наблюдая только чудеса, облаченные в природу, мы пришли бы к выводу, что Б-г — Хозяин всего происходящего в природе, но ограничен ею.

И мы знаем: Б-г и внутри, и вне природы одновременно. И нет ничего, кроме Него.

 

49

Чудеса бывают явными, ломающими законы природы, словно те ничего не значат; такие чудеса и глупец увидит.

Есть чудеса, требующие некоторого размышления, чтобы понять: да, произошло нечто необычное. Но бывают чудеса настолько великие, настолько невероятные, что их постигает только Б-г. Такие чудеса творятся постоянно, каждое мгновение.

 

50

Мир непредсказуем. Детерминизм, учение  о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений, есть не что иное, как искусственный пережиток XIX века. Все, что мы можем сказать, — существуют некоторые не слишком строгие правила, по которым Б-г обычно играет.

 

51

Падение коммунистических режимов в Восточной Европе — род чудес, не имеющих прецедента в истории. Никогда еще подобные социальные перемены, касающиеся такого количества людей, не происходили практически бескровно.

Происходившее в недавнем прошлом в Ираке также относится к несомненным чудесам. Те самые "скады", ракеты, от которых погибло бесчисленное количество иракцев, беспомощно падали на Святую землю. Солдаты и офицеры союзников видели в своей победе явное чудо.

Другие чудеса требуют размышлений, результатом которых станет понимание, что это чудеса, что произошло нечто помимо законов природы. Но, по крайней мере, открытые чудеса следует видеть.

А люди еще спрашивают: "Где сегодня чудеса?"

 

52

Веди жизнь выше ограничений природы, и Б-г позаботится о чудесах.

...

Для глупца все, что невозможно объяснить, не существует. Мудрец знает — и существующее нельзя объяснить.

 

ВЕСЬ МИР — МОЙ УЧИТЕЛЬ

Баал-Шем-Тов учит, что из всего происходящего вокруг нас, всего увиденного или услышанного нами следует извлечь урок — как мы должны служить Б-гу.

 

53

Знаменитый праведник рабби Зуся из Аниполя научился у вора семи вещам:

1. Вор делает все тихо. И Зуся не выставляет напоказ свои достижения.

2. Вор направляет все свои силы на достижение той цели, которую он себе сейчас наметил. Зуся поступает так же для того, чтобы помочь ближнему.

3. Каждая мелочь, предусмотренная вором, кажется ему важной. И Зуся никогда не упускал возможности сделать самое маленькое доброе дело или извлечь урок из самых мелких событий вокруг.

4. Вор тратит много сил для достижения цели. И Зуся  учился, молился и погружался помыслами в Б-жественность столь же упорно.

5. Вор не делает ничего лишнего. И Зуся никогда не тратил время зря.

6. Вор — оптимист и верит в удачу. И Зуся знает, что все будет хорошо.

7. Если первая попытка не удалась, вор пробует снова и снова, пока не добьется результата. И Зуся никогда не отступится от задач, поставленных перед ним Торой.

 

54

Даже из самых ужасных событий мы можем извлечь важные уроки. Угроза атомного разрушения учит нас тому, как можно улучшить этот мир.

1. Для этого не нужны большие армии.

2. Хватает даже одного простого действия.

3. Не обязательно понимать, как это происходит, просто надо нажать на кнопку.

4. Не важно, кто нажмет, важно нажать на правильную кнопку.

5. Самое малое приносит величайшие перемены.

6. Во всем всегда таится великая мощь, следует только проявить ее.

7. Исходя из того, что именно в наше время все это открыто, для нас это особенно важно.

 

55

Запуск "Аполлона", программы полетов американских космических кораблей на Луну, дважды откладывали из-за мелочей. Ребе тогда заметил:

— Чем важнее дело, тем важнее детали. В том числе и самое важное дело — цель Творения.

 

56

Предположим, что вы астронавт и находитесь далеко от Земли в длительной экспедиции. Вам надоели постоянные помехи, с которыми передаются инструкции с базы. И вы без сожалений выключаете радио. Отдыхаете, наслаждаетесь видом из иллюминатора, расслабляетесь, наполняетесь благоговением. А время идет...

Но вдруг вы понимаете, что больше не знаете, где находитесь. Не знаете, как попасть туда, где вам надо быть. Вспоминаете, что перед вами стоит задача, но уже точно не знаете, в чем она состоит. Вас охватывает паника.

Наконец вы вспоминаете о радио, включаете его и кричите в микрофон, вызывая базу. Слышится слабый ответ. Слаще звука вы никогда не слыхали. Теперь вы можете вернуться на курс.

Все мы — астронавты. Более 33 веков назад мы отправились с горы Синай, окрыленные задачей и планом. Все, что сейчас нам требуется, это связаться с базой.

 

57

В 1976 году, оставив за собой множество тяжб, умер мультимиллионер, эксцентричный затворник Говард Хьюз. Ребе сказал о нем следующее:

— Он не доверял никому, считая, что всем нужны только его деньги. Последние двадцать лет он прятался от мира, лишив себя друзей и каких-либо радостей жизни. У этого человека было все, и все это держало его в заключении. Все мы подобны ему. У нас ключи от нашей свободы, а мы используем их для того, чтобы запереться”.

 

58

Мой тесть профессор Авраам Поличенко преподавал кибернетику в Аргентине и компьютеризировал эту страну в 60-е годы. В то же время он совершил главный поворот в своей жизни: из истового сиониста с отвращением ко всему религиозному он превратился в пылкого хасида, интересующегося каббалой.

Ему посчастливилось провести несколько долгих бесед с Ребе. В одной из них речь зашла о компьютерах. Любопытно, что Ребе в те далекие, 60-е годы  высказывал точку зрения, очень похожую на идею конвергенции, получившую распространение лишь в 90-х годах.

Что нового в компьютере? Заходишь в комнату, видишь знакомые предметы: пишущую машинку, магнитофон, телевизор и, конечно, калькулятор. Все это не ново, но предположим, что их связывают невидимые кабели и они начинают работать вместе. Некая технология заставляет их говорить на одном языке, тем самым преображая их из обыкновенных машин в единый мощный компьютер.

Теперь всмотримся в нашу жизнь. Ты молишься, зарабатываешь деньги, питаешься, ходишь — каждое действие существует как бы само по себе, не связано с остальными. Мешанина фрагментов.

Это касается и человеческой души — наш ум смотрит в одном направлении, сердце чувствует нечто другое, а то, что мы делаем, часто не имеет отношения ни к первому, ни ко второму.

Вернемся к компьютеру. Возьмем на вооружение  эту технологию и приложим ее к повседневной жизни. Найдите то общее, в чем эти фрагменты могут сойтись, выпустив таким образом скрытую в них мощь.

Если ты просыпаешься утром и отдаешь себе отчет в том, что создан и помещен сюда с определенной целью, что все окружающее тебя в этой жизни имеет прямое отношение к указанной цели, то все фрагменты сойдутся в единое органичное целое.

 

59

В первый вечер Хануки перед нами стоят восемь подсвечников, но зажигаем мы только одну свечу. Завтра мы зажжем две и в конце концов все восемь. Вся ханукия будет зажжена. Из этого следует двойной урок:

1. Всегда растите. Всегда находитесь в движении. Совершив сегодня одно доброе дело, завтра совершите два.

2. Идите по жизни поступенно. Темпом, который вам под силу. Не ждите, что завтра станете праведником, но и не считайте, что сегодняшний шаг уже привел вас к точке назначения.

 

60

Почему мы празднуем день рождения? Во чреве матери было тепло, уютно, о нас заботились. Наши мудрецы утверждают, что ангел учил нас там Торе.

Потом, выйдя оттуда, вы испытываете мучения, тревогу. Мир оказался холодным, жестоким. Сам акт жизни стал борьбой. Вы заплакали.

И все же каждый год вы празднуете день рождения.

Потому что это день, когда вы обрели свое существо.

Вы больше не часть кого-то, вы — активная сила в мире.

Поэтому празднуйте день рождения и найдите в этот день время задуматься: что я дал миру такого, чего мир не дал мне. Действительно ли я рожден?

 

61

Лазерный луч:

Люди неправильно представляют себе ограничение. По их мнению, если ограничить себя в еде, исключив что-то из своего рациона, ограничить свое время длительностью работы, размышлений или молитв, ограничить себя в том, что мы носим и куда идем, — все эти ограничения могут задушить какое-либо проявление вдохновения.

Правда же в том, что без каких-либо ограничений вдохновение очень быстро рассеется. Сфокусируйте свой свет, как лазер концентрирует энергию в мощном луче, и желаемое будет достигнуто. Вдохновение будет сохраняться.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru